На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом СМИ в системе массовых коммуникаций

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Журналистика. Добавлен: 31.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. СМИ как социальный феномен 5
1.1 Понятие и функции СМИ 5
1.2 Значение СМИ в жизни общества 12
Глава 2. Массовая коммуникация: понятие, признаки, манипулирование 17
2.1 Понятие и признаки массовой коммуникации 17
2.2 Манипулирование сознанием общества при помощи массовой коммуникации 28
Глава 3. Роль СМИ при формировании Российского общественного мнения 34
3.1 Использование СМИ политическими структурами 34
3.2 СМИ как инструмент общественного формирования мнения 54
Заключение 58
Список использованной литературы 60


Введение
Каждая эпоха рождает свои актуальные темы. Современное состояние общества характеризуется повышением значимости и ценности информации, что актуализирует изучение массовой коммуникации. В последние годы информационные потоки получили мощный импульс развития благодаря непрерывному увеличению количества баз данных, персональных компьютеров, человеческих ресурсов, привлеченных в сферу коммуникативной деятельности и технологий массовых коммуникаций. Отдельные исследователи массовых коммуникаций начали говорить о наступившей эпохе «медиакратии» - власти средств массовой информации (СМИ), которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструктируют ее по собственным правилам.
Многие поколения наших предков пользовались единственным сред-ством накопления, хранения и передачи информации — устным словом. С появлением бумаги, изобретением наборного шрифта и печатного станка, а затем типографской машины распространение информации с помощью печатного слова приобретает массовый характер. А с возникновением в XX в. электронных средств связи, в особенности телевидения, характер СМИ — а фактически жизни в целом — изменился коренным образом.
В наше время роль массовой коммуникации и СМИ увеличивается в геометрической прогрессии. Ни один человек уже не может представить свою жизнь без мобильного телефона, телевизора, компьютера и интернета. Информация становится одним из главнейших факторов и ресурсов общества, помогающая прогрессировать, как отдельному человеку, так и всему обществу в целом. Ведущую роль в массовых коммуникациях занимают СМИ.
Развитие СМИ имеет множество положительных сторон. СМИ являются источником информации для всего общества. Через них можно доносить до населения все срочные сообщения в считанные секунды. Однако развитие СМИ имеет свою отрицательную сторону. Все чаще определенные политические и экономические силы страны используют СМИ в своих интересах, пытаясь защищать свои личные интересы, выдавая их за общественные.
Актуальность данной темы, обосновывается тем, что в наше время, когда роль СМИ возрастает многократно необходимо изучать возможности и влияние на наше общество.
Объектом данной работы является система массовых коммуникаций в России.
Предметом работы выступают механизмы воздействия средств массовой информации на общественное мнение.
Целью данного исследования является анализ СМИ в системе массовых коммуникаций на примере Российской Федерации. Выявить методы манипулирования общественным мнением через СМИ.
Проблемное поле исследовательской работы заключается в том, что в России отсутствует действенный законодательный механизм, препятствующий монополизации СМИ и превращению их в бесконтрольный со стороны общества инструмент обслуживания политических либо экономических интересов отдельных коммерческих и политических структур. Отсутствует механизм обеспечения прав граждан на информацию, свободный доступ к ней.
Задачи дипломной работы:
1. Проанализировать систему массовых коммуникаций с целью выявить закономерности влияния СМИ на общественное мнение.
2. Выявить признаки манипулирования общественным сознанием.
3. Показать роль СМИ в системе массовых коммуникаций.
4. Доказать главную роль в СМИ в системе массовых коммуникаций.


Глава 1. СМИ как социальный феномен
1.1 Понятие и функции СМИ
СМИ относятся к социальным коммуникациям, представляя собой их особый, институциализированный вид — организации по производству и распространению массовой информации. Следовательно, коммуникативная и информационная функции присущи им по определению и могут рассматриваться и как их имманентные (неотъемлемые, прирожденные) свойства, без которых невозможно выполнение других функций.
Содержание коммуникативной функции — охват рассредоточенных людей и общностей для общения, получения, обмена информацией, взаимонастройки и организация данного вида социального общения с расчетом на позитивные эффекты. Выполнение такой функции зависит от внешних и внутренних факторов и условий.
Особенности коммуникативной функции — способность соединять большие рассредоточенные общности, включая людей в коммуникацию в индивидуальном порядке. Так образуется «строительный материал» и для формирования новых общностей (солидарностей, идентичностей). Возникает возможность интеграции уже сложившихся общностей (социально-организационная функция) и формирования тех, что не могут существовать вне СМИ (социально-креативная функция) .
Первейшее условие выполнения коммуникативной (а значит, и всех других) функции — доступ к коммуникациям на полюсе как производства и распространения, так и потребления информации.
Как уже было показано, доступность — одна из наиболее важных для социологического изучения проблем: речь идет о распределении в обществе тех благ или ресурсов, которые становятся все более значимыми, — информационных, с учетом неравного экономического и политического, социально-культурного положения различных частей общества. Появление и распространение Интернета, как отмечалось, обострило эту проблему. Именно в связи с этим обозначилось разделение общества на «юзеров» (тех, кому удается иметь доступ и соответственно «фору» в разных сферах жизни) и «лузеров» (тех, кто такого доступа, а значит, и многого другого не получил).
Информационная функция, присущая СМИ по определению, на практике неразрывна с коммуникативной, поскольку СМИ являются частью социальных коммуникаций, действующих как каналы обмена информацией в обществе. Ее содержание очевидно: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (аудитории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности людей .
Здесь так же, как и в связи с коммуникативной функцией, решающее значение имеет условие доступности, но в данном случае — не в целом к коммуникациям, а к содержанию. На первый план выступают доступность, иные качества сообщений с учетом состава массовой аудитории, особенностей ее сознания.
Требования к информации вытекают из тех всеобщих функций социальной коммуникации, о которых говорил Г. Лассуэлл: контроль над окружающей средой, корреляция отношения к ней, передача информации последующим поколениям.
СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей природной и социальной среде, строить свою жизнь с учетом происходящего. Поэтому информация должна быть:
1. актуальной, соответствовать потребностям, интересам, жизненным проблемам аудитории на данный момент;
2. предупреждающей об опасности как природного, так и социального плана (именно эту насущную роль информации нещадно эксплуатируют СМИ, драматизируя все окружающее, рассчитывая на инстинкт самосохранения);
3. своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, использованной в нужный момент (например, аудиторию важно не только оповещать о решениях властей, но и предупреждать о готовящихся решениях, с тем чтобы граждане могли заранее высказать собственное мнение, подготовиться к оппонированию, повлиять на решение);
4. общезначимой, представлять интерес для значительной части аудитории, отражать ее жизнь. Поэтому, в частности, не следует злоупотреблять местом в изданиях и временем вещания для освещения внутренних событий в медиаорганизациях;
5. полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящего. Поэтому недопустимы ограничения в этой связи (кроме случаев, оговоренных законом), цензурирование. Полнота информации предполагает и ее социальный срез: в содержании должны быть представлены жизнь, духовный мир, мнение о текущих событиях всех социальных, демографических, этнических, территориальных групп, деятельность социальных институтов, процессы, происходящие в разных сферах общественных отношений;
6. объективной, чтобы полученная информация позволяла адекватно реагировать на происходящее, и тем самым СМИ осуществляли в действительности роль средства контроля за средой. Это достигается, в частности, за счет всестороннего освещения явлений с включением позиций разных заинтересованных сторон.
7. разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной. Разнообразие источников информации, в том числе по их позициям, — гарантия защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории .
Фокус социологического подхода к информационной функции СМИ — выявление информационных неравенств, способности реального содержания массовой информации удовлетворять потребности, интересы различных социальных субъектов и представленности этих интересов в контенте. При этом необходимо исследование информационной ситуации с двух сторон: с точки зрения возможности доступа к любой информации, с одной, а с другой — в заботе «о позитивном, не разрушающем действии информации, оберегая общество от вредных информационных воздействий». Баланс между открытостью информации и необходимыми ограничениями — серьезная проблема для разработки и применения норм права. Принцип же состоит в том, чтобы исходить в первую очередь не из соображений государственной, а личной безопасности, для которой во многих случаях ограничение вреднее, чем избыток .
Еще одна функция СМИ - это корреляция, т.е. взаимная координация отношения людей к тому, что происходит в действительности. Данная универсальная функция выполняется не столько через обмен знаниями о действительности, сколько через формирование отношения к ним, приведение их в связь с тем, что в социологии называется ценности и нормы, или ценностно-нормативная система. «Сознание человека, — писал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, — включает не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д.». Процесс распространения информации с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения к ней, т.е. процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с определенными ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение определенных норм и образцов поведения. В духовном смысле ценности — это «ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с аксиологическим (оценочным. — И. Ф.) отношением к окружающему миру в широком диапазоне культурных значений и оценочных шкал: «хорошее — плохое», «высокое — низменное», «прекрасное — безобразное», «нравственное — безнравственное», «одобряемое — осуждаемое» и т.п.». Такие значения и шкалы создает не сама журналистика. Она их выражает, транслирует, применяет к происходящему, формулирует, проверяет фактами, дает публичный выход разным ценностным системам и вместе с тем стремится найти в них общее.
Благодаря регулярному влиянию СМИ, которое осуществляется через различные механизмы информационной деятельности (отбор, взаиморасположение сообщений, акценты, сопоставление и многое другое), происходит унификация (mainstreaming), «направление взглядов людей на социальную реальность в единое русло». Поскольку ценностное отношение к миру основано на потребностях, интересах, то социальные субъекты, владеющие и управляющие СМИ, не могут не действовать в процессе организации производства, отбора и распространения инфор-мации в соответствии с интересами, на основе разделяемых ими мо-ральных, политических, религиозных, иных ценностей . Сложность структуры общества порождает и сложность строения ценностно-нор-мативных систем. В субкультурах (культурах отдельных частей общества — например, молодежи, сельчан, спортсменов и т.п.) есть специфика ценностей и норм. На социетальном уровне (общество в целом) также нужна своя система, генерализирующая, интегрирующая более локальные духовно регулирующие подсистемы. И здесь незаменима роль общенациональных СМИ, скрепляющих общенациональную идентичность. У СМИ есть целый ряд способов осуществления рассмат-риваемой функции, начиная с отбора сообщений, освещаемых фигур, дат и т.п. Само познание и знание о мире тесно связаны с отношением к нему. Поэтому данную функцию можно рассматривать как отдельную лишь в целях теоретического анализа — в реальности она слита со всеми остальными.
В коммуникациях, где роли не поляризованы, — отношения партнерские. Установление корреляции (координации позиций) идет за счет взаимного информирования, внушения и убеждения. В массовых коммуникациях типа СМИ внушающим и убеждающим субъектом скорее становится одна из сторон — журналисты................


Заключение
Власть в Российской Федерации разделена на три самостоятельные, независимые ветви: законодательная, судебная, исполнительная. Все ветви власти независимые друг от друга и являются неким органом контроля по отношению друг к другу. Сегодня СМИ очень часто называют четвертой властью, показывая их влияние на жизнь современного общества. СМИ с каждым днем увеличивают свою роль в процессах, происходящих в обществе и государстве. Но все-таки роль и сила СМИ до конца и полностью не изучены. Невозможно точно оценить их влияние и масштабы действия. Не до конца выяснена проблема использования СМИ различными политическими и экономическими структурами.
Известны случаи, когда с помощью массовых коммуникаций и СМИ различные политические и экономические структуры начинают манипулировать сознанием общества. СМИ являются главным источником информации для большинства жителей нашей страны. Также СМИ могут быть главным орудием манипулирования сознанием общества, навязыванием интересов определенных политических структур.
Проблема еще в том, что в нашей стране отсутствует конкретная законодательная база, которая бы не позволяла СМИ манипулировать сознанием людей. Создание такой законодательной базы является очень важной задачей на современном этапе развития общества. Также отсутствует механизм обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации. Ведь, по сути, основным источником информации для граждан являются СМИ. С помощью, которых информацию передавая можно искажать, а также моделировать и подстраивать под определенные интересы политических структур, а также моделировать и подстраивать под определенные интересы политических структур. Можно сделать вывод, что некоторый контроль над деятельностью СМИ необходим. Также нужен, какой-либо альтернативный СМИ источник информации, проблема в том, что создать такой источник информации по силам только государству, так что скорей всего он, будет еще более зависим, чем СМИ. Создание альтернативного СМИ и независимого источника информации проблема, которая волнует ученых не только нашей страны, но и всего мира.
Основные выводы по дипломной работе:
1. Массовая коммуникация – это процесс сообщения информации с помощью технических средств - средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) – численно большим, рассредоточенным аудиториям с целью воздействия на оценки, мнения и поведения людей.
2. Основным признаком манипулирования сознанием может служить то, что мнение большинства людей будет совпадать с мнением и оценкой, которая исходит от средств массовой коммуникации. Например, практически любой американец абсолютно уверен, что решающую роль в победе во второй мировой войне сыграло США.
3. СМИ – играют верховную роль в системе массовых коммуникаций. Обосновывается – это следующими преимуществами СМИ над другими видами массовой коммуникации: 1) СМИ охватывают наибольшую аудиторию, практически каждый гражданин использует СМИ для получения информации; 2) скорость с которой способны распространять информацию; 3) вседоступность СМИ для массовых пользователей.


Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Российская газета №7, 21.01.2009 г
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" Российская газета от 30.12.2008 г

Список использованных периодических изданий:
1. Воронова О.В. «Динамика типологической структуры регио-нальной прессы» Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2000. № 5.
2. Засурский Я.Н. «Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном контекстах: К вопросу о переходном периоде» Вестник МГУ. М., 2001.
3. Гладырев Б.С. «Иннформационно-коммуникационные технологии и проблемы контроля поведения индивидов» Социс №8, 2008г.
4. Грабелъников А.А. «Русская журналистика на рубеже тысячеле-тий» Итоги и перспективы. М., 2000.
5. Концепция государственной информационной политики. 1999. № 4.
6. Киричек П.Н. «Современная информационная политика: императивно-модусная информация» Социс №10, 2007г.
7. Лысенко Г.В. «Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технологии ее реакции (региональный аспект)» Социс №4, 2008
8. Лукина М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. М., 2001.
9. Реснянская Л.Л. «Общероссийские газетные издания» Вестник МГУ. Сер. Журналистика. М., 2000.
10. Солодовников А.Д. «Российское общество в информационном противоборстве» Социально-гуманитарные знания №5, 2007

Методическая литература:
1. Гуревич СМ. Экономика отечественных СМИ: Учебное
пособие. М.: Аспект-Пресс, 2004.
2. Воинов А. Законодательство о средствах массовой информации и практика его применения в республиках — субъектах Российской Федерации. М., 1997.
3. Капитонов Э.А. Социология 20 века. Ростов-на-Дону: издательство Феникс, 1996
4. Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики: Учеб. пособие для студентов факультативов журналистики. – Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2006.
5. Мельник Г.С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния. СПб., 1998.
6. Мониторинг освещения в СМИ президентских выборов
2000 г. в России. Предварительный отчет. Европейская Комиссия.
2000. Март. Новости СМИ. М„ 2000-2004.
7. Мрочко Л.В. Теория и практика массовой информации: учеб. пособие – М.: Финта: МПСИ, 2006.
8. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Учеб. пособие
для вузов. М.: РИП-холдинг, 2004
9. Парламентская журналистика: ретроспектива, теория, практика. М., 2000.
10. Политическая социология: Учебник для вузов под ред. Тощенко Ж.Т. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
11. Прохоров ЕЛ. Журналистика и демократия: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
12. Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект-Пресс, 2001.
13. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов Л.Н. Федотова – СПб.: Питер, 2003.
14. Социология. Основы общей теории: учебник отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев.- 2-е изд, испр. и доп. – М.: Норма, 2008.
15. Социология: Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
16. Средства массовой информации постсоветской России:
Учебное пособие Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, И.И. Засурский
и др., Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект-Пресс, 2002.
17. Средства массовой информации России: аудитория и реклама. М., 2000.
18. Средства массовой информации и современное общество Ред.-сост. Н.Г. Бойкова, Т.В. Васильева, Д.А. Рущин. СПб., 2000.
19. Типология печати: проблемы теории и практики Отв. ред. Б.Я. Мисожников. СПб., 1999.
20. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления: Учеб. пособие – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.
21. Филатова О.Г. Общая социология. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
22. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007.
23. Фролов С.С. Социология: Учебник. 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2001.
24. Шкондин М.В. Система средств массовой информации (Ос-новы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.