Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности кредитования банками малого бизнеса на примере Сберегательного банка России

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 03.09.2012. Страниц: 72. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





Диплом
Тема: Особенности кредитования банками малого бизнеса

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования 5
1.1. Роль банковского кредита в финансировании малого бизнеса 5
1.2 Необходимость и формы финансирования малого предпринимательства 11
1.3 Особенности взаимодействия банков с субъектами малого бизнеса 15
Глава 2. Кредитование субъектов малого предпринимательства Сбербанком России и его филиалами. 21
2.1 Виды кредитов 21
2.2 Особенности предоставления кредитов предпринимателям 35
2.3 Анализ кредитного портфеля 38
Глава 3. Проблемы и перспективы развития кредитования малого бизнеса 53
3.1. Проблемы кредитования малого предпринимательства 53
3.2. Пути решения проблем кредитования малого бизнеса 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 68


ВВЕДЕНИЕ

По мере становления рыночных отношений расширяется спрос на банковские услуги. Появление многообразия форм собственности, характерного для рыночной экономики, создает дополнительный спрос на услуги коммерческих банков и предполагает необходимость существования такой финансово-кредитной системы, при которой банковские услуги предлагались бы физическим и юридическим лицам различными банками на конкурентной основе.
Коммерческие банки являются главным инструментом в регулировании финансово-кредитных отношений между юридическими и физическими лицами. Развитие и совершенствование услуг, оказываемых коммерческими банками, имеет большое значение прежде всего потому, что с переходом от административно-командного типа экономики к свободной рыночной, изменяется место каждого отдельного гражданина в системе экономических отношений: он становится непосредственным собственником средств производства и получает большую степень экономической свободы. Реализация новых экономических прав и обязанностей порождает потребность в многочисленных банковских услугах и операциях.
Предоставляя ссуды своим клиентам, банки выполняют роль финансовых посредников, принимая денежные средства у вкладчиков и предоставляя их заемщикам. Эта деятельность банка приносит реальную пользу всем заинтересованным сторонам. Вкладчики пользуются тем, что их депозиты выполняют функцию средств обращения и функцию ликвидных активов, а в целом ряде случаев еще и приносят проценты. Заемщики пользуются открывшимися им доступом к крупным денежным суммам на достаточно длительные периоды времени. Это происходит даже в тех случаях, когда большинство мелких индивидуальных вкладчиков изъявляют желание вложить в банк лишь весьма небольшие денежные суммы, причем на короткий период времени. Не будь банков или каких либо аналогичных финансовых посредников, ни одной крупной фирме вообще не удалось бы вести деловые операции, выступая в качестве заемщика у мелких фирм, располагающих временно свободными денежными средствами.
Естественно, что и банки извлекают прибыль из этих операций. Они получают доход, назначая более высокую ставку процента по ссудам, чем ту, что они выплачивают по вкладам. Так, кредитование клиентов коммерческими, в частности, сберегательными банками является основным источником их доходов, т.е. подавляющая часть временно свободных средств направляется банками на кредитование как предприятий и организаций, так и населения.
Среди многообразия возможных вариантов использования денежных средств деятельность банкиров по выдаче ссуд играет главную роль в процессе размещения кредитов.
Изучение проблем, связанных с процессом кредитования малого бизнеса банками, является важнейшим вопросом исследования отношений в сфере “банк - клиент”. Ведь, при осуществлении этого мероприятия важным моментом является создание механизма эффективного использования и гарантий возврата заемных средств.
Одной из причин многолетней стагнации российского малого предпринимательства является отсутствие сколь - либо действенной системы кредитной поддержки малого предпренимательства. В 1999 - начале 2000 гг. впервые за все годы реформ сформировались наиболее благоприятные условия для развития малого предпринимательства, особенно производственной ориентации.
Но именно в этот момент малый бизнес России оказался практически "отрезан" от долгосрочных кредитов по доступной ставке процента, требующихся не только для пополнения оборотных средств, но и в первую очередь для долговременных вложений в приобретение и модернизацию основных фондов.
Система кредитования малого предпринимательства ничем не выделяется на фоне крайне слабо развитой российской финансово-кредитной инфраструктуры в целом. Несмотря на то, что в названиях многих банков и специализированных фондов формально присутствуют декларации о содействии малому бизнесу, в реальности кредитованием малого предпринимательства занимается чрезвычайно ограниченное число такого рода учреждений.
Их влияние на положение дел в сфере малого предпринимательства, мягко выражаясь, невелико. Конечно, нельзя связывать негативные тенденции в развитии малого бизнеса только с отсутствием у него доступа к кредитным ресурсам. Отрицательное влияние оказывают и факторы административного давления (барьеры для входа на рынок, лицензирование и т.д.), высокие налоги и многие другие причины.
Предметом исследования выступает деятельность банка по кредитованию малого бизнеса.
Целью исследования является выявить проблемы кредитования малого бизнеса и перспективы их решения.
Задачами исследования выступают:
- анализ теоретических аспектов кредитования малого бизнеса;
- исследование видов кредитов, предоставляемых Сберегательным банком России;
- исследование особенностей предоставления кредитов предпринимателям;
- анализ кредитного портфеля Сберегательного банка России;
- выявление проблем кредитования малого бизнеса;
- выявление перспектив развития кредитования малого бизнеса.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав и заключения.


Глава 1. Теоретические аспекты кредитования

1.1. Роль банковского кредита в финансировании малого бизнеса

Кредит (от лат. Creditum - ссуда, долг) является одной из сложнейших экономических категорий. Согласно ст.819 Гражданского Кодекса РФ банковский кредит - это действия по предоставлению банком денежных средств заемщику в размере и на условиях, предусмотренным кредитным договором, и обязанностью заемщика возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Возникновение условий, придавших кредиту характер объективной необходимости, обусловлено становлением и развитием товарно-денежных отношений.
Общеэкономической причиной существования кредита, как и любой другой стоимостной категории, является товарное производство. Конкретно для кредита основополагающее значение имеет такая его характеристика, как возвратное возмездное движение стоимости. Кредитные отношения не возникают в процессе производства, они только опосредствуют этот процесс производства в той или иной форме. При этом возможность возникновения кредитных отношений непосредственно связана с эквивалентностью обмена, обусловленной экономическим обособлением товаропроизводителей как собственников, юридически самостоятельных лиц.
Наряду с объективной основой существуют специфические причины возникновения и функционирования кредитных отношений. Они связаны с необходимостью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства, а конкретнее - непрерывности смены форм стоимости валового национального продукта в процессе его движения. Движение стоимости в воспроизводственном процессе общества прежде всего воплощается в кругообороте и обороте производственных фондов и фондов обращения государственных предприятий, кругообороте капиталов акционерных обществ, частных фирм и характеризуется объективными закономерностями, обусловленными природой воспроизводственных процессов товарного хозяйства.
В частности, закономерностью, создающей возможность функционирования кредита, является временное высвобождение денежных средств и появление временной потребности в них в процессе движения производственных фондов хозорганов. Известно, что производственные фонды в каждый данный момент одновременно существуют в денежной, производительной и товарной формах. Движение стоимости фондов представляет собой последовательный непрерывный ее переход из одной функциональной формы в другую. Этому процессу объективно присуща неравномерность, обусловленная индивидуальным характером кругооборота и оборота фондов на каждом предприятии вследствие различий организационно-технических характеристик производства и реализации продукции. Проявлением данной неравномерности является образование приливов и отливов денежных средств в ходе движения как основных, так и оборотных фондов.
Временно свободными могут быть доходы и сбережения населения, денежные накопления государства, собственные средства кредитных учреждений; в то же время у них может возникать потребность в дополнительных денежных ресурсах, удовлетворением которой может явиться кредит.
По мере перехода экономики на рыночные отношения восстанавливается подлинная сущность кредита как самостоятельной объективной экономической категории. Кредит становится выражением возвратного движения стоимости, т.е. прекращается безвозвратное финансирование расходов бюджета, предоставление кредита убыточным хозяйствам, а также на цели не соответствующие внутренней природе кредита. На сущность кредита большое влияние оказывают происходящие изменения в банковской системе и создание кредитного рынка, где предложение кредита исходит от свободных, экономически самостоятельных, равных между собой в правах, коммерческих банков. Принципы работы, деятельность этих банков полностью соответствуют сущности, назначению и роли кредита в развитом товарном производстве.
Отражением сущности и функций кредита в системе экономических отношений между банком и заемщиками являются принципы кредитования. На основе принципов кредитования происходит построение процесса кредитования, т.е. определяются цели и сроки предоставления заемных средств, метод, а также порядок их выдачи и погашения, организация контроля за использованием ссуд заемщиками. Применявшиеся в банковской практике принципы кредитования, их содержание приводились в соответствие с тем уровнем экономических отношений в народном хозяйстве, который складывался в определенные периоды времени, что не всегда соответствовало объективной природе их существования.
Кредит как экономическая категория служит объектом активного государственного регулирования. Цели, преследуемые государством при кредитном регулировании могут быть различны. Хотя на первый взгляд кредитная политика государства есть прямое воздействие на деятельность коммерческого банка и направлена на расширение или сокращение кредитования экономики, она преследует цели стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки экспортеров на внешнем рынке.
Таким образом, воздействие на кредитную политику в целом позволяет в конечном счете достичь более глубоких стратегических задач развития экономики.
Например, недостаток у предприятия свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций, поддержания занятости в стране. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: происходит обесценение денег, выражающееся в росте товарных цен, снижении жизненного уровня населения, ухудшении валютного положения страны. Соответственно, в первом случае денежно-кредитная политика государства будет направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором - на ее сокращение и переход к политике “дорогих денег”.
В макроэкономическом масштабе значение ссудных операций состоит в том, что посредством них банки превращают бездействующие денежные фонды в действующие, стимулируя процессы производства, обращения и потребления.
Назначением ссуд является удовлетворение индивидуальных потребностей заемщиков (производственных, торгово-посреднических, потребительских). Получателями ссуд могут выступать юридические и физические лица, имеющие различную кредитоспособность, может различаться продолжительность пользования ссудой. Но указанные различия в экономическом содержании потребности в кредите не должны отражаться на ликвидности банка, т.е. не должны приводить к несвоевременному возврату выданных ссуд. Поэтому банки организуют процесс кредитования клиентов, выделяя виды ссуд, позволяющие дифференцировать объект кредитования, механизм выдачи и погашения ссуд, формы контроля за возвратностью.
Итак, как мы уже успели заметить, роль кредита в развитии рыночной экономики многообразна.
Во-первых, кредит в условиях перехода к рынку представляет собой форму движения ссудного капитала, то есть денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы юридических и физических лиц аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.
Во-вторых, капитал физический, в виде средств производства, не может переливаться из одних сфер в другие. Этот процесс осуществляется обычно в форме движения денежного капитала. Поэтому кредит в рыночной экономике необходим, прежде всего, как эластический механизм перелива капитала из одних сфер в другие.
В-третьих, кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, на скорость обращения денег. Вызывая к жизни различные формы кредитных денег, можно обеспечить в период перехода России к рынку создание базы для ускоренного развития безналичных расчетов, внедрения их новых способов. Задача развития безналичных расчетов как юридических, так и физических лиц, чрезвычайно актуальна и сулит немалые выгоды для всех участников экономических отношений и для экономики страны в целом.
В-четвертых, кредит может сыграть заметную роль в осуществлении программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на основе их акционирования. Условием размещения акций на рынке является накопление значительных денежных капиталов и их сосредоточение в кредитной системе. Кроме того, кредитная система в лице банков принимает активное участие в самом выпуске и размещении акций.
В-пятых, без кредитной поддержки практически невозможно быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнеэкономическом пространстве.
Одной из причин многолетней стагнации российского малого предпринимательства является отсутствие сколь - либо действенной системы кредитной поддержки малого предпренимательства. В 1999 - начале 2000 гг. впервые за все годы реформ сформировались наиболее благоприятные условия для развития малого предпринимательства, особенно производственной ориентации.
Но именно в этот момент малый бизнес России оказался практически "отрезан" от долгосрочных кредитов по доступной ставке процента, требующихся не только для пополнения оборотных средств, но и в первую очередь для долговременных вложений в приобретение и модернизацию основных фондов.
Система кредитования малого предпринимательства ничем не выделяется на фоне крайне слабо развитой российской финансово-кредитной инфраструктуры в целом. Несмотря на то, что в названиях многих банков и специализированных фондов формально присутствуют декларации о содействии малому бизнесу, в реальности кредитованием малого предпринимательства занимается чрезвычайно ограниченное число такого рода учреждений.
Их влияние на положение дел в сфере малого предпринимательства, мягко выражаясь, невелико. Конечно, нельзя связывать негативные тенденции в развитии малого бизнеса только с отсутствием у него доступа к кредитным ресурсам. Отрицательное влияние оказывают и факторы административного давления (барьеры для входа на рынок, лицензирование и т.д.), высокие налоги и многие другие причины.
Однако, как мы полагаем, тесное взаимодействие с кредитными институтами - ключ к формированию современного или, как модно говорить, цивилизованного облика малого бизнеса.
Банки играют положительную роль. Например, в Смоленске услуги по кредитованию оказывают 14 банков города и региональных филиалов. Наиболее активно кредитуют малый бизнес Смоленское отделение Сбербанка России, филиал ЗАО "Запэнергопромбанк", КМК-Банк, УРАЛСИБ, филиал Смоленский ОАО "Импексбанк", Внешторгбанк. Но следует отметить следующее, кредитовать малый бизнес непросто. С одной стороны, это выгодно всем – и банкам, и заемщикам кредитов, и городу. Банки получают новых клиентов и доходы, в экономике города происходит увеличение ВВП за счет роста выпускаемой на кредитные деньги продукции. Происходит модернизация производства, создаются новые рабочие места, растут поступления в городской бюджет. С другой стороны, и банки, и предприниматели все еще относятся к этому виду сотрудничества с определенной долей осторожности в виду длительной процедуры получения кредита, высоких процентных ставок, обязательного залогового обеспечения кредитных средств, необходимости составления сложных бизнес-планов. Ну и, конечно, риска, который, как дамоклов меч, висит над всеми участниками этого процесса. Кредиты банков – это одна из форм финансирования малого предпринимательства
1.2 Необходимость и формы финансирования малого предпринимательства

Необходимость финансирования малого предпринимательства заключается в том, что малый бизнес России оказался практически "отрезан" от долгосрочных кредитов по доступной ставке процента, требующихся не только для пополнения оборотных средств, но и в первую очередь для долговременных вложений в приобретение и модернизацию основных фондов.
Номинально действенным инфраструктурным звеном сферы кредитования (финансовой поддержки) малого предпринимательства должны были стать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства. За ними законодательно закреплено право заниматься кредитной деятельностью.
Так, кредитование малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малых предприятий (ФПМП). В 1998 г. ФПМП через банки-партнеры предоставил малому предпринимательству около 8 тыс. кредитов на сумму около 120 млн. долл., в 1999 г. - примерно столько же, но на сумму, в два раза меньшую.
В 2000 г. ФПМП вышел на докризисные объемы кредитования, что в значительной мере связывается с ростом спроса на кредиты со стороны производственных малых предпринимательств. Конечно, объемы кредитования малого предпринимательства в рамках ФПМП с учетом общего числа трудно считать весомыми, основная нагрузка здесь ложится на региональные фонды поддержки.
Существуют позитивные примеры кредитной деятельности региональных фондов поддержки малого предпринимательства. Так, в Свердловской области 15 муниципальных фондов осуществляют микро кредитование малых предпринимательств.
Основным кредитополучателем являются малые предпринимательства и частные предприниматели, занимающиеся торговой деятельностью. Кредиты выдаются максимум на 2-3 месяца. Чаще всего заемщики их берут под оборотные средства на 1-2 недели. Оформление первого займа занимает в среднем 5 дней.
Повторный кредит может быть получен в течение часа. Кредиты предоставляются без залога, при отсутствии кредитной истории заемщика, даже с пониманием того, что деятельность мелких торговцев относится к категории "непрозрачной". Тем не менее норма возврата кредитов близка к 100%. Конечно, кредиты выдаются не всем, а только "проверенным" предпринимателям.
Кроме того, используется практика "тесного контакта" с заемщиком: последний платит проценты по кредиту раз в 3-4 дня, даже если их сумма невелика. Но главное - своего рода "круговая порука" (не имущественная, а цеховая) части тех, кто занимается этим видом бизнеса в области. Она важнее, чем формальные кредитные истории.
Уникальность данного опыта состоит в достаточно широком охвате малого предпринимательства. В большинстве же фондов кредитуются от силы несколько десятков предприятий, что, как правило, составляет доли процента от общего числа желающих получить кредит. Абсолютное большинство российских региональных фондов поддержки малого предпринимательства, привыкших к постоянной бюджетной "подпитке", в настоящее время вообще не имеет средств на организацию кредитования в экономически значимых масштабах.
Одной из важных структур кредитования малого предпринимательства должны стать фонды поддержки малого предпринимательства, но пока они не могут оказать должного влияния, хотя для этого есть условия. Невозможность их большего развития возможно связана с "непрозрачностью" экономики.
Также финансирование малого предпринимательства осуществляется посредством бюджетного финансирования.
Бюджетное финансирование проектов и программ может быть осуществлено в следующих формах:
- бюджетных кредитов юридическим лицам;
- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
- ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам.
Субъекты малого предпринимательства, претендующие на финансовую поддержку своих проектов, представляют следующие документы:
а) заявка на получение финансовой поддержки по установленной форме;
б) приложения к заявке по установленной форме:
- паспорт предприятия;
- личная анкета руководства предприятия - заявителя;
- описание проекта;
в) бизнес - план (смета) проекта, а также следующие документы:
- копия регистрационной карты Реестра малых предприятий Москвы (для субъектов малого предпринимательства);
- копии балансов и отчетов о финансовых результатах предприятия
- заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией;
- перечень основного имущества предприятия - заявителя;
- документы, подтверждающие наличие производственных и других помещений, необходимых для реализации проекта;
- документы о назначении первых лиц предприятий (с указанием их полномочий);
- список кредиторов и должников предприятия с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности;
- справка из налоговой инспекции о наличии банковских счетов предприятия;
- копии действующих контрактов (договоров), а также проекты контрактов (договоров), необходимых для реализации проекта (копия сверяется с подлинниками);
- необходимые лицензии и разрешения для реализации проекта;
- документы по обеспечению запрашиваемых финансовых средств.
Форма заявки, методические рекомендации по составлению бизнес - плана, а также перечень дополнительных документов, имеющих отношение к проекту, включая документы по обеспечению предоставляемых кредитов, утверждаются Департаментом. Субъекты малого предпринимательства, претендующие на финансовую поддержку, не должны иметь просроченной задолженности по платежам в федеральный и городской бюджеты. Субъекты малого предпринимательства должны быть зарегистрированы в установленном порядке в городском Реестре субъектов малого предпринимательства. Факт регистрации юридического или физического лица в Реестре малого предпринимательства города является необходимым, но недостаточным условием для получения финансовой поддержки.

1.3 Особенности взаимодействия банков с субъектами малого бизнеса

Одна из острейших проблем для предпринимателей – получение банковских кредитов. Предприятия вынуждены развиваться за счет собственных средств, которых явно не хватает. Для улучшения инвестиционного климата действует государственная инвестиционная программа. Для ее участников банковские кредиты обходятся гораздо дешевле, поскольку из областного бюджета компенсируется часть процентной ставки. Казалось бы, предприниматели должны просто ломиться в двери администрация, требуя постановки в очередь на компенсацию. Однако по прогнозу управления инвестиций и туризма (по данным на конец сентября) предприятиями и организациями пока забронирована только половина тех средств, которые выделены на реализацию программы.
Но и взаимодействие между банком и малым бизнесом не всегда так позитивно. Существует весьма актуальный аспект кредитования предпринимателей, это не столько удешевление кредита за счет бюджета (хотя, это, безусловно, приятно), сколько поддержка администрации области при оформлении кредита. Ведь очень часто банки отказывают пре...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.