На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Отражение поэтических и мифологических представлений славян в русской игрушке

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: 10.

Описание (план):



Оглавление

Введение…………………………………………………………………….

1. История русской игрушки……………………………………………….
2. Отражение поэтических и мифологических представлений славян в русской игрушке…………………………………………………………..
3. Кукла – традиционная народная игрушка…………………………….
3.1. Типы и назначение куклы…………………………………………...
Заключение. ………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………….



На Руси во что играют
В доме или на подворье?
Там, где люди обитают
В мире русского раздолья -

Как давно, так и недавно
На груди земли бескрайней -
Детям мастерят забавных
Куколок с начинкой тайной.

В них влагают свою веру
И благие пожеланья.
Для добра - всего тут в меру.
Для плохого - путь к изгнанью.

Ах, давайте приглядимся
К вере предков, их понятьям.
К ним с вниманьем обратимся,
Распахнём для них объятья.

Русская душа - загадка,
Выткана она из света.
Словно шар - кругла и гладка,
Красного, как солнце, цвета.

К небесам душа стремится,
Отпечатаны в ней знаки
Ослепительной жар-птицы,
Что летит, светя во мраке.

Вслед за нею кони скачут,
Унося с собой на небо.
В небе часто тучи плачут,
А под ними много хлеба,

И цветов простых узоры
Жаркой летнею порою...
Словом, русские просторы
Любят земляки душою

О, игрушки много значат,
Если сделаны с душою.
Отыскать их - вот задача.
Я приметы их открою.

Из простого матерьяла,
Да с начинкой непростою:
В ней телесной пользы мало,
Ценны мыслью золотою.
Ирина Батый



Введение.

В современном мире, в век технического прогресса, широкой информативности и новых технологий, одновременно с научными достижениями наблюдается не только усиление внутренних противоречий и экономической нестабильности, но и ощутимый дефицит духовности, внимания к человеческой личности. Именно поэтому так возрастает роль культуры и искусства в жизни общества, интерес к национальным традициям и отечественной истории, к достижениям народного творчества, художественным памятникам, изделиям традиционных промыслов, деятельность которых всегда имела и определенное воспитательное значение.
В свете сказанного, актуальным представляется обращение к конкретным видам народного искусства, изучение их основ, природы и художественных принципов. Традиционная русская игрушка, один из самых древних видов народного искусства является особенно привлекательным объектом исследования. Она связана со многими художественными ремеслами. Суммарный опыт многих поколений, являющийся основой данного искусства, объясняет глубокую его традиционность.
При всем ее многообразии и локальных особенностях, народная игрушка имеет общие закономерности в развитии со всем народным искусством. В то же время она обладает своей ярко выраженной спецификой образного воплощения, обусловленной и определенным отношением к миру природы, которое еще сохраняет связь с древними представлениями, и непосредственным отражением народного быта в процессе его становления. В силу этого, традиционная игрушка может быть названа одним из ключевых видов народного искусства, видом, позволяющим судить о разных этапах его исторического развития.
Русская народная игрушка является хранительницей древних изобразительных типов.
Русская игрушка тесно связана со многими художественными ремеслами: с народным гончарством, резьбой и росписью по дереву (в том числе и с деревянной игрушкой), с вышивкой, кружевом, резьбой по кости и камню, с художественной обработкой металла. Она использует общие для разных видов народного творчества образные представления и изобразительные принципы, приемы орнаментально-декоративных построений, художественные мотивы и типы. Вместе с тем, игрушка, как отмечалось, выделяется не только спецификой материала и особенностями его обработки, которые определяют ее своеобразие. Она занимает особое место в народном искусстве и по своей природе, объединяя разные начала

Выделяется русская игрушка, однако, не только сложностью своей художественной природы, но еще и тем, что имеет в основе мифологическое и фольклорно-музыкальное начало. Больше половины всех известных нам с XIX века глиняных игрушек являются звуковыми (служат свистульками и погремушками). Они использовались в различных обрядовых действах, в народных праздниках (когда-то языческих, а потом и христианских), особенно связанных с весенне-летним циклом. Археологический материал подтверждает особую значимость звуковых игрушек и в Древней Руси, например, в Новгороде и Москве XVI — XVII вв.
В сложном сочетании всех этих начал и состоит феномен традиционной русской игрушки — явления культурно-исторического и художественного. Каждый регион и район России дает свои неповторимые образцы этого вида искусства. Игрушку Дымкова невозможно спутать с абашевской, каргопольскую с филимоновской и т.д.
Традиционная русская игрушка менее утилитарна и поэтому, более символичиа, по сравнению с другими видами народного творчества. Этими фигурками не пользовались как обычными бытовыми предметами, они являлись и игрушками для детей, и одновременно — произведениями межой пластики, имевшими как ритуальное, так и декоративное значение (их любили ставить между оконными рамами, на видное место на полке или комоде).
Игрушка символичиа по своей сути изначально, потому что у древних славян она, прежде всего, имела значение культового, сакрального предмета. Об этом свидетельствуют и данные археологии, и позднейшее использование ее в народных обрядах. Прошли столетия, изменилось содержание образов глиняной игрушки и их использование, однако художественная традиция, необыкновенно устойчивая в этом виде народного искусства, сохранила связь с древностью, причем, с глубинными её слоями.
Когда-то имели не только значение украшения, но и определенный магический смысл, связь с культом плодородия, «урожайной», «охотничьей» и «защитительной» магией. С давних пор были распространены у славян солярные круги и розетки, ромбы и квадраты, косые и прямые кресты с точками, известные в современной науке как универсальный земледельческий символ возделанного поля, знак самой земли, приносящей урожай. Не менее часты в древних орнаментах и другие знаки: волнообразные линии, зигзаги — символы воды, дождя, небесной влаги, несущей плодородие, ровные дуги — символы радуг. Популярными были и растительные мотивы: мотив ветви, колоса, побега и даже самого Древа — символа вечно возрождающейся природы, вечной жизни. Все эти орнаменты до сих пор существуют, используются в русской игрушке.
Игрушкой занимались многие отечественные специалисты: Александрова Н.С., Кондакова Н.И., Макамчук В.М., Котова И.Н., Головачева Р.М., Рыбаков Б.А.. В начале XX века о ней писали Н.Д. Бартрам, А. Бенуа, А.И. Денышщ, A.B. Бакушинский, Н. Церетелли, B.C. Воронов, Л. А. Динцес. В послевоенное время, а затем в 1960-70 годы ее рассматривали и в контексте народной культуры и искусства (работы В.М. Василенко, А.Б. Салтыкова, Г.К. Вагнера, М.А. Некрасовой), и в связи с конкретными художественными промыслами народной игрушки (статьи Ю. Арбата, Н.М. Овсянникова, А.Н. Фрумкина, И.И. Борисовой, И.Я. Богуславской, В.А. Гуляева, И.А. Колобковой). К концу 1970-х и в 1980-е годы появились обобщающие исследования по традиционной глиняной игрушке: книга «Каргопольская глиняная игрушка» Г.П. Дурасова, книга «Русская глиняная игрушка» И.Я. Богуславской и ее монография «Дымковская игрушка». Во второй половине 1980-х и в 1990-е годы продолжается изучение не только крупных игрушечных центров, но и так называемых «малых промыслов», о которых прежде было известно очень немного (работы по рязанской глиняной игрушке А.Н. Фрумкина и другие). В это время игрушку рассматривали и как самостоятельный вид народного творчества, имеющий свою специфику, и в сопоставлении с другими видами народного искусства, в частности, — с деревянной игрушкой (работы Г.Л. Дайн, Н.В. Тарановской, А.У. Грекова, Л. Латынина).
За многие десятилетия, прошедшие с начала XX века было сделано очень много в изучении традиционной народной игрушки, однако остаются аспекты, которые еще требуют дополнительных исследований. Не было специальных работ, посвященных развитию в русской игрушке — темы, важной для изучения ее истории, не было и новых работ, касающихся темы происхождеши традиционной русской игрушки. В начале XX века об этом писали Н. Церетелли, B.C. Воронов, А.В. Бакушинский и JI.A. Динцес. В дальнейшем данной темы касались только вскользь. Н. Церетелли и B.C. Воронов подчеркивали тогда крестьянскую ее природу и светскую основу, а А.В. Бакушинский и JI.A. Динцес высказывали мнение о сакральном происхождении. Оба пользовались при этом разной аргументацией: Бакушинский опирался на материал этнографии и психологии восприятия, Динцес — на археологический материал.
В наши дни появилась возможность обратиться к этим проблемам снова, рассмотреть их на современном уровне, присоединить к уже сделанному дополнительную аргументацию. Опираясь на расширенный ряд памятников и акцентируя внимание на том, что не попадало в поле зрения прежде, можно, например, попытаться выявить основные этапы в развитии образа традиционной народной игрушки, рассмотреть ее как художественное явление, существующее в пределах определенного культурно-исторического контекста. Аналитический подход к материалу позволяет иначе отнестись и к давнему спору о культовом или светском происхождении традиционной игрушки, спору, который продолжается и в наши дни.
Аналитический подход к исследуемому материалу дал возможность с одной стороны, решить задачи, связанные с темой происхождения и развития русской народной игрушки, а с другой, — показать значимость данного вида народного искусства.
Уникальность русской игрушки заложена в самой её художественной природе, в сочетании трех основополагающих начал: пластического, орнаментально-декоративного и живописного.
Теоретическое и практическое значение исследования. Материал, собранный и использованный в диссертационной работе, выводы, которые удалось сделать в ее главах, наблюдения, высказывавшиеся по ходу изложения, — все это может найти применение в других работах по русской игрушке. Собранный материал может быть применен в учебном процессе в школах специализированного и общеобразовательного характера, особенно в связи с обсуждением тем по народной культуре и искусству на уроках истории, литературы и художественного воспитания. Серьезное знакомство с этим видом искусства может быть одним из путей приобщения к нашей традиционной культуре, сохранение которой так важно для современного общества.
Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы.
Цель работы – дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества.
Задачи:
Изучить литературу по теме;
Рассмотреть историю русской народной игрушки;
Охарактеризовать символику и образ народной игрушки;
Изучить историю и образы русской народной игрушки - куклы.


1. История русской игрушки.

Что такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Ключевым в этом определении является слово "особенно". Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.
Как минимум несколько тысячелетий тому назад выкристаллизовалась и с тех пор осталась неизменной особая магическая геометрия культовых "игрушек", в которой пропорции предметов трансформированы в сторону пространственного расширения как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. Особенно это относится к игрушечным "коникам", связанным с уходящим в глубокую древность скифским, а потом - славянским ритуалам поклонения солнцу. Конь в арийском мифосимволическом пространстве напрямую связывался с солнечным божеством, и движение солнца по небосводу уподоблялось конскому бегу. Конь стоял в главном святилище древних славян - храме Святовита на острове Руян, ожидая прихода своего невидимого небесного всадника. Фигурами коней украшалось и капище Перуна в те времена, когда князь Владимир Святославич поставил его во главе языческого пантеона. Конь-Солнце стал архетипическим сюжетом для миниатюрных амулетов и талисманов и для игрушечных "коней-каталок", и для глиняных "коньков"-свистулек. ..........


Заключение.
Завершая работу можно прийти к выводу, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера.
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Современные психологи считают, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка – это культурный объект. Некоторые даже пишут о том, что по игрушкам можно судить о состоянии культуры общества (в большой степени с ними согласна). С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.
Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего – очень заметного – места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, глиняная посуда, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д. Игрушки всегда сопровождали детство. Но, несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.
• Рассматривая традиционную русскую игрушку в контексте народной культуры, мы попытались выявить ее важное место хранителя традиции в ряду других видов художественного творчества.

• Анализ конкретного материала позволил нам проследить типологическое развитие наиболее популярных образов в традиционной народной игрушке и показать все многообразие, национальную специфику этого вида народного искусства.

• Последовательное рассмотрение каждого из изобразительных типов русской игрушки дало возможность создать широкую панораму в этой области народного искусства.


?
Список используемой литературы.
1. Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М., 2000. - 356 c.
2. Ариэль Голан "Миф и символ" Иерусалим "Тарбут", М. "Русслит", 1994, С. 164-188.
3. Афанасьев А.Н. "Поэтические воззрения славян на природу, Т. 1-3, М., 1865-1869. Э. Краулей, "Золотая роза", пер. с английского. СПБ, 1905.
4. Головачева Р.М.. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. Калуга, 2003.
5. Котова И.Н., Котова А.С.. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Петербург «Паритет» 2008.
6. Кондакова Н.И. Филимоновская игрушка // Новая игрушечка. - 1996. - № 8. - С.48-49.
7. Макамчук В.М. Из истории русской игрушки: 5 класс // Литература в школе. - 1996. - № 3. - С.138-140.
8. Рабинович Е.Г. "Богиня-Мать" в "мифы народов мира" энциклопедия, "Советская энциклопедия", М., 1991, Т. 1,.С 178-180.
9. Романовский С.Т. Похвальное слово лошади // Новая игрушечка. – 1995. - № 7. - С.48-49
10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994. - С.68-75.
11. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т.2. / Под общей редакцией Н.И. Толстого. – М.: Международные отношения, 1999. - С.378-379.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.