На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная птк по психологии

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Психология. Добавлен: 06.09.2012. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы...................................................3
Тема 2. Психология личности....................................................................................5
Тема 3. Характеристика познавательных процессов................................................7
Тема 4. Основные свойства личности......................................................................40
Тема 5. Содержание и структура психологии малых групп и коллектива.....54
Тема 6. Психологические основы управления........................................................59
Список литературы....................................................................................................61


Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Представления о психологии как науке и ее предмете развивались в рамках основных психологических течений (теорий). Первые психологи связывали предмет своего изучения с сознанием, осознанием, рефлексией. Они считали, что не душа, как у Аристотеля, а сознание и интуиция, т.е. контролируемое, целенаправленное, очищенное от посторонних влияний самосознание (самонаблюдение) характеризует психологию как науку.
Зачинателем нового направления стал Дж. Уотсон, считавший, что предметом изучения научной психологии должно быть не сознание, а поведение человека и животных. Другие психологи (М. Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка), критикуя интроспекционизм, выдвинули идею о том, что психология имеет дело с целостной структурой психики, сознания («целостности» – гештальты). Позднее были высказаны идеи о таких объектах изучения психологии, как «теория поля» (К. Левин) и «ориентировочная деятельность» (П.Я. Гальперин).
Вопрос 1.
Как Вы считаете, почему разные психологи и психологические школы дают разные ответы на вопрос: что и как изучает психология? Какое из определений предмета психологии Вам импонирует? Свой выбор обоснуйте.
Ответ.
Психология возникла на стыке естественных наук и философии, поэтому до сих пор точно не определено, считать ли психологию естественной наукой или гуманитарной. В целом психология относится к естественным наукам, хотя многие исследователи полагают, что психология должна занимать особое место в системе наук.
Ей отводится особое место также и потому, что психика, как свойство самой высокоорганизованной материи мозга, самое сложное, что пока известно человечеству. Кроме того, в психологии, в отличии от других наук, как бы сливаются объект и субъект познания. Те же психические функции и способности, которые служат нам для познания и освоения внешнего мира, образуются на познании самого себя, своего “Я”, и сами они становятся предметом осознания и осмысления. Следует также отметить, что, исследуя самого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно даже сказать, что психология – это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
На протяжении веков человек является объектом пристального внимания ряда наук и многих поколений ученых. Еще древние говорили, что нет для человека объекта интереснее, чем другой человек, и они были правы. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит особое место. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития. Однако человек является объектом комплексного исследования средствами различных наук, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем. Вся материя обладает свойством отражения. Предметы внешнего мира действуют на органы чувств и отражаются в мозгу в виде образов. Функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Предметом психологии является изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности. Психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Вопрос 2.
Попытайтесь установить: каковы представления о психологии как науке и ее предмете изучения у теоретиков прагматической функциональной психологии (У. Джемса, Дж. Дьюи)?
Ответ.
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния, образования и свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различия отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.
Задачи, которые призвана решать психология:
- выявлять сущность и закономерности психических явлений;
- научить человека управлять ими;
- выработать рекомендации по использованию психологических знаний с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат ее уже оформившиеся отрасли;
- быть теоретической основой практики психологической службы.
Изучая психологические закономерности в сферах организации труда, освоения новой техники и передовых методов работы, повышения производительности труда, производственного и вузовского обучения, рационального использования рабочей силы, создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, психологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию данных явлений, управлению ими с учетом психологических закономерностей, способствуя тем самым решению различных народнохозяйственных задач. Широкий спектр задач решают психологи в сфере обучения и воспитания, медицины, спорта, военного дела, в судебной и исправительно-трудовой системах, космонавтике, пропаганде, рекламе и т.д. Конкретное содержание задач, решаемых с помощью психологии, обусловлено не только определенной сферой общественной практики, но и конкретно-историческими условиями жизни общества.
Вопрос 3.
Одни психологи утверждают, что психология должна строиться как естественная наука; другие это отрицают, говоря, что психология – наука гуманитарная. Какова Ваша точка зрения по этому поводу? Свой вывод аргументируйте ссылками на идеи видных психологов.
Ответ.
Ее название происходит от греческих слов «псюхе» – душа и «логос» – учение. Итак, впервые психология определялась как наука о душе. Но ответить на вопрос, что же такое душа, оказалось не так-то просто. Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда были связаны с решением основного вопроса философии – соотношения материи и сознания. Вокруг решения этого вопроса и возникло два диаметрально противоположных направления: идеалистическое и материалистическое. Идеалисты рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалисты, наоборот, – как явление вторичное, производное от материи. Выход из этого противоречия открыла философия диалектического материализма. Диалектический материализм признает первичность материи, а психику, мышление, сознание рассматривает как вторичное, производное от материи. Психика, сознание – это вторичное, отражение мозгом объективной действительности.

Тема 2. Психология личности
На вопрос о том, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках более точного, развернутого определения личности.
На Западе существуют биологизаторская и поведенческая теории личности. Известные психологи З.Фрейд и Мак Даугал считают, что доминанта личности – это биологические начала. Источник активности человека они видят в подсознательных влечениях и инстинктах.
Бихевиористы Э.Торндайк, Д.Уотсон, А.Вейс, К.Лэнгли и другие рассматривают личность как функцию социальной среды, которая реализуется по схеме: «стимул – персона – реакция».
Отечественная психология под личностью понимает сознательного индивида, включенного в систему социальных и межличностных связей, занимающегося определенной деятельностью и наделенного индивидуальными особенностями.
Вопрос 1.
Внимательно проанализируйте эти теории, выделите их сильные и слабые стороны.
Ответ.
На вопрос о том, что такое личность, ученые отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Человек обладает множеством свойств: природные и социальные, врожденные и приобретенные, генотипические и фенотипические, индивидуальные (свойственные только данному человеку) и общие (присущие не только ему, но и другим людям), анатомо-физиологические, психологические, поведенческие и т.д. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, неповторимость его качеств телесной и психической организации. Это понятие, по А.Н. Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида; во-вторых, – особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Понятие индивидуальность отражает не только психологические особенности индивида, но и морфофизиологические (рост, телосложение, черты лица, цвет глаз и волос и т.д.). Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальность – одна из сторон личности человека. Появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Личность социальна по своей сущности и происхождению, и ее значимость оценивается критериями общественных интересов. В то же время личность – это сложный комплекс индивидуально своеобразных психических процессов, свойств, образований и преобладающих состояний. Она имеет свое содержание и структуру. Под содержанием личности понимают духовный мир человека, его индивидуальное сознание, являющееся своеобразным отражением сознания общественного, социальной и природной среды. Элементами содержания личности являются представления, знания, понятия, взгляды и убеждения, мировоззрение. Содержание личности тесно связано с ее структурой. К.К. Платонов предложил динамическую функциональную структуру личности на основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности. В этой структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:
- «направленность личности», которая включает в себя такие ее формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Эта подструктура формируется путем воспитания;
- подструктура личности, названная «опыт» (образование), объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения. Эту подструктуру иногда называют подготовленностью;
- особенности психических процессов (память, ощущения, восприятия, мышление, речь, воображение и т.д.);
- биопсихологические свойства, включающие темперамент, характер, способности, эмоции и чувства, волю, половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения.
Активность личности. Личность развивается, включаясь в различные виды деятельности и общественных отношений. При этом возникает вопрос о побудительных силах активности личности. От решения этой проблемы зависит ответ на вопрос, способна ли личность к саморазвитию и самосовершенствованию или она является пассивным элементом во взаимодействии со средой. Отечественная психология исходит из того, что личность обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, а источником ее активности являются потребности. Потребность – это нужда организма или личности в чем-либо. Потребности бывают материальные и духовные. Потребность проявляется в определенном состоянии психики. Чтобы восполнить отражаемые психикой недостатки, нужны затраты соответствующих сил путем проявления активности.
Вопрос 2.
Как Вы считаете, какое прикладное значение имеет знание психологии личности в Вашей будущей практической работе?
Ответ.
Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности. В зарубежной психологии активно развиваются несколько теорий личности, наиболее значимыми из которых называют следующие пять: психодинамическая, феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная.
Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, в процессе его деятельности, обучения и воспитания. Что же является движущими силами развития личности? В психологии представлены три направления в решении этого вопроса, которые получили названия биогенетической, социогенетической и двухфакторной концепций. В основе биогенетической концепции лежит идея, согласно которой развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором (З. Фрейд, М. Даугал, Ч. Ломброзо, Ж. Амар, К. Марбе и др.). Представители социогенетической концепции рассматривают развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды (Д. Уотсон, Э. Торндайк, А. Вейс, К. Лэнгли и др.). Согласно двухфакторной концепции развития личности (В. Штерн), человек развивается в результате механического взаимодействия среды и наследственности. Позиция отечественной психологии (она сформулирована С.Л. Рубинштейном) опирается на диалектико-материалистическое представление о внутренних противоречиях, разрешение которых и обеспечивает формирование и развитие личности.
Тема 3. Характеристика познавательных процессов
Ощущение
Существуют различные представления о природе ощущений. Наиболее широко распространено понимание ощущения как субъективного эквивалента элементарного раздражителя, как результата воздействия окружающей нас среды на наши органы чувств. Субъективные идеалисты трактуют ощущения как единственную реальность, а весь мир, по их представлениям, – это всего лишь совокупность человеческих ощущений. Интересны другие представления об ощущениях, например, как о символах внешнего воздействия, условных знаках. Сторонники такого подхода утверждают, что наши ощущения не отражают окружающий нас мир достаточно точно и объективно.
Вопрос 1.
Ознакомьтесь с различными представлениями ученых-психологов о природе ощущений. Какое из них представляется Вам наиболее точным и исчерпывающим? Свой вывод обоснуйте.
Ответ.
По моему мнению, ощущением является результат воздействия окружающей нас среды на наши органы чувств.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений и представляют собой процессы отражения отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущения выступают как осознаваемый или субъективно представленный (присутствующий в психике субъекта) результат переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей.
Ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания разнообразных свойств окружающего мира. Благодаря ощущениям человеческое сознание обеспечивается прочной связью со всем многообразием и разносторонностью проявлений процессов окружающего мира. Через ощущения мы узнаем о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, гладкость, шероховатость и т.д. Ощущения позволяют судить и об изменениях, происходящих в нашем собственном теле, о движении и положении тела и его отдельных частей, о работе внутренних органов. Еще в XVII в. М.В.Ломоносов отмечал, что источником познания выступают показания органов чувств, проверяемые опытом.
Ощущения, их природа, законы формирования и изменения изучаются в специальной отрасли психологии, называемой психофизикой. Она возникла в начале второй половины XIX в., и ее название связано с тем, что главным вопросом, который ставится и решается в этой области знаний, является вопрос о зависимости ощущений от физических характеристик стимулов, воздействующих на органы чувств.
Природа ощущений связана с рефлекторной деятельностью анализаторов в ответ на действие раздражителей (М. И. Сеченов, И.П.Павлов) и представляется сложным нейрофизиологическим процессом превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания.
Не останавливаясь на особенностях механизма функционирования и строения физиологического аппарата анализатора, необходимо отметить два обстоятельства. Во-первых, само название «анализатор» не вполне точное, так как он производит не только анализ, но и синтез раздражителей в ощущения и образы. Во-вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательного контроля этих процессов со стороны человека. Многие раздражители он воспринимает, перерабатывает, но не осознает.
Развитие ощущений есть результат совершенствования деятельности анализаторов в процессе эволюции под влиянием внешней среды. У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием общества и с общением людей между собой. Так, последнее привело к возникновению сложных форм различения звуковых раздражителей, служащих звуками речи. Весьма важную роль в развитии ощущений играет трудовая деятельность человека. Процесс развития ощущений зависит от требований, которые предъявляются обучением, жизнью, трудом к работе органов чувств.
Условием развития ощущений во всех видах деятельности является наличие разнообразных раздражителей, воздействующих на органы чувств. Однако одного этого недостаточно. Развитие чувствительности будет продуктивным только тогда, когда от различения или неразличения предметов существенно зависит успешность деятельности ребенка, имеющей для него важное значение (А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец). В этих условиях даже такая относительно простая функция, как острота зрения, заметно развивается. Развитие органов чувств ребенка требует, чтобы различение тех или иных особенностей предметов было необходимым условием выполнения интересующей ребенка или в каком-либо ином отношении значимой для него деятельности. Только при такой организации деятельности ребенка осуществляется сенсорная культура, т. е. подлинное развитие ощущений ребенка.
Вопрос 2.
Каково, на Ваш взгляд, значение ощущений в жизни и деятельности человека? Проанализируйте теории видов ощущений.
Ответ.
Человек является органической частью природы и общества, он представляет собой достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого организма направленно, прежде всего, на формирование личности. Люди не рождаются личностями, а становятся ими в процессе развития. Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения. На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?
Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов.
Личность – это человек как носитель сознания, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность включает в себя индивидуальность.
Индивидуальность – это индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает друг от друга. Личность - это прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение. Исследователи выделяют важное значение ощущений в развитии личности. Трудно представить себе личность, у которой они отсутствуют или даже невозможно.
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются Ощущения и эмоции это взаимосвязанные явления эмоциональной сферы личности. Эмоции человека возникают вследствие деятельности органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Например, человек увидел и услышал, что к нему плохо относятся (увидел хмурый (веселый) взгляд другого человека, услышал о себе плохой (хороший) отзыв) и у него поднялось (или наоборот испортилось) настроение, т.е. проявились соответствующие эмоции. Также кожные ощущения влияют на проявление эмоций, например, ребенок упал, поранился, ощутил чувство боли и заплакал, боль прошла и ребенок успокоился.
Классификация теорий ощущений основывается на различиях в свойствах анализаторов. Уже древние греки выделяли пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.
Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.
Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощущение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).
Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора.
Вопрос 3.
Приведите некоторые примеры из жизни о силе ощущений, возникающих под влиянием различных звуков. Опишите законы Бугера – Вебера, Фехнера и Стивенса.
Ответ.
Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств и явлений окружающего мира, которые воздействуют в данный момент на мозг человека через органы чувств. Ощущение является основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле. Принято различать пять основных видов ощущений: обоняние (ощущение запаха); вкус (имеет четыре основных варианта, или модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое); осязание (кожная чувствительность – результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов осязательных ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности); зрение, слух. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Интенсивность ощущений зависит от силы раздражителя (закон Вебера–Фехнера).
Закон Вебера – Фехнера - логарифмическая зависимость силы ощущения от физической интенсивности раздражителя. Эта зависимость была выведена немецким психологом и физиологом Г.-Т. Фехнером на основе закона Вебера и дополнительного предположения о субъективном равенстве едва заметных различий ощущений. Эмпирические исследования подтверждают данную зависимость лишь для среднего участка диапазона воспринимаемых значений раздражителя. Закон Вебера – Фехнера обычно противопоставляется закон Стивенса, согласно которому эта зависимость носит степенной, а не логарифмический характер.
Закон Бугера-Вебера (иногда - закон Вебера) - установленная для случая различения одномерных сенсорных раздражителей прямо пропорциональная зависимость разностного порога от величины раздражителя, к которой адаптирована данная сенсорная система.
Восприятия
«Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств» (В.П. Зинченко).
«Восприятие, или перцепция, представляет собой совокупность процессов, посредством которых формируется идеальная модель (субъективный образ) объективно существующей реальной действительности» (В.И. Шостак).
«Восприятие – форма чувственного отражения в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова).
Вопрос 1.
Как Вы считаете, какое из приведенных определений наиболее точно отражает природу восприятия? Свой ответ аргументируйте.
Ответ.
Восприятие представляет собой познавательный процесс, в котором отражение предметов и явлений осуществляется в их неразрывной целостности, совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств (А. Н. Леонтьев).
Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Однако кроме ощущений восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний (И. П. Павлов). .
Процесс восприятия связан и с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции поведения и деятельности. Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. В своей познавательной деятельности ребенок приобретает знания, уточняет их, расширяет, сверяет свои знания с теми, которые известны обществу.
Практика, являясь источником знаний человека, в то же время вносит свои поправки в приобретаемые знания. Так, на уроках химии ученик приобретает знания о свойствах различных химических элементов: узнает об удельном весе каждого из них, о валентности, цвете, структуре, запахе и других свойствах. Все эти сведения об отдельных химических свойствах синтезируются в целостное знание и обусловливают целостное восприятие химического элемента в совокупности присущих ему свойств. Таким образом, восприятие характеризуется целостностью.
Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. Так, при восприятии нового учебного материала школьник следит за содержанием речи учителя. Для осмысленного целостного восприятия материала ученику важно уловить соотношение между словами, фразами. Целостное восприятие ответа учащегося тоже возникает после того, как он выразил свои знания в речи. И объяснение учителя, и ответ ученика имеют определенное смысловое значение, которое не может быть присуще отдельным звукам или словам, составляющим их речь. Иногда в разговорной речи не произносятся все звуки слов, некоторые из них «проглатываются». И все же недосказанные фразы обобщаются и воспринимаются нами как законченная мысль.
Так на основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет отдельные элементы в процессе восприятия в целостный образ, придает им определенную структурную оформленность.
Вопрос 2.
Проанализируйте учение И.М. Сеченова, касающееся проблемы восприятия. Каковы, на Ваш взгляд, особенности структурализма (гештальтпсихологии)?
Ответ.
Заслугой Сеченова является не только распространение дарвинизма, но и приложение его идей к проблемам физиологии и психологии. Он по праву может считаться предшественником развития эволюционной физиологии в России.
С именем Сеченова связано создание первой в России физиологической научной школы, которая формировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, Новороссийском, Петербургском и Московском университетах. В Медико-хирургической Академии Иван Михайлович ввёл в лекционную практику метод демонстрации эксперимента. Это способствовало возникновению тесной связи педагогического процесса с исследовательской работой и в значительной степени предопределило успех Сеченов на пути создания научной школы.
Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Часть из них мы уже рассмотрели, других дополнительно коснемся в этом параграфе главы.
Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Было, например, замечено, что создание искусственных условий, исключающих движение зрительно воспринимаемого предмета по сетчатке, приводит либо к искажению, либо к полному исчезновению образа. Происходит это, вероятно, по причине адаптации зрительных элементов, палочек и колбочек, или их запредельного торможения.
Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М.Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М.Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени.
Человек, следя глазами за движущимся объектом, концентрирует на нем свой взор, и, пока объект находится в состоянии покоя, мышцы глаз также сохраняют это состояние. Но как только объект начинает перемещаться, тотчас же и мышцы переходят в состояние движения и повторяют направление, траекторию и динамику движения объекта в поле зрения. При рассмотрении неподвижного объекта зрительные оси, связывающие центр сетчатки с воспринимаемым объектом, можно уподобить двум длинным щупальцам, способным то вытягиваться, то сокращаться и как бы ощупывать данный объект наподобие того, как это делает рука, скользя по поверхности осязательно воспринимаемого объекта. Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.
Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XX века.
Основателями гештальтпсихологии (от нем. Gestalt - образ, структура), возникшей как противостояние структурализму с его атомистическим пониманием сознания, считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941), К. Левин (1890-1947).
Эти учеными были установлены следующие идеи гештальтпсихологии:
1. Предмет изучения психологии - сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.
2. Сознание есть динамическое целое, то есть поле, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.
3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт - целостная образная структура.
4. Метод исследования гештальтов - объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.
5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее не существует реально.
6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности.
7. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а есть процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакого значения для решения поставленной задачи.
К. Левин разработал теорию поля и применяя эту теорию, он изучал личность и ее феномены: потребности, волю. Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Ф.Перлз – к психотерапии, Э.Маслоу – к теории личности. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.
Идеи, развиваемые гештальт-психологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.
Методологический подход гештальт-психологии базировался на нескольких основаниях – понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики. Изучение в те годы природы атома, магнетизма, позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может измененяться и поле, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).
Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходят в коре головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как подобные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.
Человек может осознать свои переживания, выбрать путь для решения своих задач, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальт-психологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и расхождение в результатах их исследования бихевиористами и гештальт-психологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», то есть влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.
Вопрос 3.
В чем состоят различия взглядов на проблему восприятий у Л.А. Венгера, Н.Ю. Вергилеса и Л.М. Веккера?
Ответ.
Проблема восприятия Л. А. Вагнера
Заслуга Л.А.Венгера заключается в том, что ему удалось разработать теорию познавательных способностей ребенка. К этой теории Венгер пришел не сразу, а в результате долгих и тщательно проверяемых экспериментальных исследований. Опираясь на труды Л.С.Выготского и А.В.Запорожца, Венер сформулировал основные положения теории развития восприятия ребенка.
Согласно этой теории, восприятие ребенка представляет собой сложный, культурно опосредованный процесс решения перцептивных задач. Венгер говорит о том, что специфика решения перцептивной задачи состоит в отделении перцептивного признака от других свойств объектов. Подход Л.А.Венгера к развитию детского восприятия принципиально отличается от натуралистического понимания этого процесса, при котором восприятие оказывается эквивалентным раздражению перцептивной системы при внешнем воздействии.
Этот подход позволил не только выделить средства восприятия и перцептивные действия, такие как идентификация, отнесение к эталону, перцептивное моделирование, но и разработать целую систему сенсорного воспитания, которая успешно применялась и продолжает применяться в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста как в нашей стране, так и за рубежом.
Принципиальным следствием этого подхода к развитию детского восприятия является то очевидное для отечественных дошкольных работников положение, согласно которому ребенок не может сам без помощи взрослого достичь высокого уровня развития восприятия (освоить на высоком уровне систему перцептивных действий и средств). Данное обстоятельство не только подчеркивает ведущую роль взрослого в детском развитии, но и является обоснованием необходимости специальной образовательной работы с детьми этого возраста.
Результаты выполненных Л.А. Венгером исследований были отражены в его публикациях, в том числе в монографиях «Восприятие и обучение» (1969), «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» (1973) и др. Следует отметить, что книга «Восприятие и обучение» может служить образцом научного исследования в детской психологии, выполненного с позиции культурно-исторической теории и теории деятельности.
Проблема восприятия Н.Ю. Вергилеса
Проблема адекватного восприятия, понимания и оценки текста, является одной из существенных проблем, от решения которой во многом зависит оптимальное функционирование видов массовой коммуникации, эффективность пропаганды и агитации. Проблема адекватного восприятия, понимания и оценки текста важна также как одна из проблем, обусловливающих эффективность преподавания гуманитарных дисциплин в школах и вузах, и шире - эффективность любой знаковой продукции, удовлетворяющей информационные потребности социума.
Особое значение эта проблема имеет для лингвистики, так как решение ее дает необходимый материал, способствующий уяснению строения и функционирования механизмов языка/речи (материал, необходимый для построения «научной теории естественного типа»
Выяснение закономерностей взаимодействия реципиента и текста дает возможность:
а) уточнить психолингвистическую структуру текстов, удовлетворяющих лингвистические и психологические ожидания реципиентов;
б) функционально ориентировать тексты на определенные социальные (профессиональные) группы реципиентов, что позволяет оптимальным образом управлять коммуникативными процессами социума. Реципиент с психолингвистической точки зрения понимается как индивид, вступающий во взаимодействие с некоторой знаковой продукцией, а текст понимается как знаковая продукция, представляющая собою систему визуальных/звуковых сигналов, интерпретируемых реципиентом и образующих у реципиента систему представлений (смыслов).
Проблема восприятия Л.М. Веккера
Трактовка Л.М. Веккером психофизиологической проблемы позволяет понять такое фундаментальное явление как формирование мира внутренней жизни человека, грамотно построить психологический эксперимент и интерпретировать его результаты.
Как известно, понятие «принцип» (от лат. рrincipium – начало, основа) трактуется как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки» (Большой энциклопедический словарь, 2003). Эта трактовка в полной мере относится и к принципу «психофизического единства». Он действительно является основным исходным положением психологической науки. К сожалению, об этом сейчас многие забывают. Мы же попробуем проиллюстрировать плодотворность реализации данного принципа на материалах своего собственного исследования восприятий человека.
С одной стороны, категория восприятий является одной из основных в психологии, однако до настоящего времени она не заняла достойного места в психологическом исследовании. Если мы возьмем реальный поведенческий акт, то мы можем выделить в нем мотивацию, отражение субъективных и объективных условий деятельности, цель, представление о результатах и программе деятельности, процессы принятия решения, относящиеся ко всем компонентам системы деятельности, целенаправленную активность и ее коррекцию по ходу деятельности. Реализация всех перечисленных компонентов связана со способностями, личностными качествами и переживаниями. Несмотря на это приходится отметить, что исследователи жизнедеятельности человека редко обращаются к проблеме восприятия. Одна из причин подобного состояния дел заключается в недостаточной теоретической проработке проблемы восприятия.
Вопрос 4.
Смогут ли они сразу после операции только с помощью зрения определить, какой предмет является кубом, какой – шаром, если с помощью осязания они это умеют делать? Какими закономерностями восприятия можно обосновать ответ?
Ответ.
Когда мы говорим об ощущениях, то видим, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизбежно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. На самом деле восприятие целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Так, при восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро – человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Восприятие – активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком.
Свойства восприятия:
а) предметность, выражаемая в так называемом акте объективизации, т.е. в отнесении сведений, полученных из внешнего мира, к этому миру;
б) целостность: в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает его целостный образ;
в) константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий;
г) осмысленность – отнесение предмета к определенной группе, классу, обобщение его свойств, выражение в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомым;
д) апперцепция – зависимость от прошлого опыта. Так, люди различных профессий по-разному воспринимают один и тот же предмет или слово;
е) иллюзорность: восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира, известны факты искаженного отражения действительности при восприятии. Они могут вызываться физическими, физиологическими и психологическими причинами. (Примером иллюзии, вызванной физической причиной, может служить восприятие ложки в стакане воды, кажущейся изломанной и т.д.) Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.
Внимание
Вопрос 1.
Раскройте существо основных психологических теорий внимания. Проанализируйте концепцию П.Я. Гальперина (ориентировочно-исследовательская сторона внимания), концепцию Т. Рибо (связь внимания с аффектным состоянием и волей человека), концепцию Л.С. Выготского (этапы развития внимания).
Ответ.
Специфическое значение внимания, как выражения отношения личности к объекту, сделало это понятие особенно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии - ассоцианисты - вовсе не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них не существовало и внимания. Затем, в конце XIX и начале XX в. понятие внимания начинает играть всё большую роль. Оно служит для выражения активности сознания и используется как корректив к ассоциативной психологии, сводящей сознание к механическим связям ощущений и представлений. Но при этом внимание по большей части мыслится как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, которая извне формирует данный сознанию материал. Это идеалистическое понимание внимания вызывает реакцию. Относительная значимость возможных объектов внимания существенно зависит от мотивов направленности интересов. Внимание является в большой мере функцией интереса. Оно связано с устремлениями и желаниями личности, с общей направленностью, а также с целями, которые она себе ставит. Способность человека ставить перед собой цели и задачи является следующей существенной предпосылкой внимания. Ею обусловлен переход от непроизвольного внимания к произвольному.
Теория внимания Т. Рибо
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения». Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.
Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.
Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.
Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. .........


Основная литература

1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие для вузов/Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская.- М.: Гардика, 2004.
2. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение учебное пособие для вузов – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
4. Кроль В.М. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов/ В.М. Кроль.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 2004.
5. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.