На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диплом Манипулятивный стиль общения

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 85. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МАНИПУЛЯТИВНОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТИЛИ ОБЩЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ. 5
1.2 ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «МАНИПУЛЯЦИЯ» 21
1.3 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОСОБЕННОСТИ МАНИПУЛЯТИВНОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАНИПУЛЯТИВНОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ 45
2.1 ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 45
2.2 АНАЛИЗ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
2.3 АНАЛИЗ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ В СВЕТЕ ГИПОТЕЗЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68

Введение
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.
Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.
Актуальность: Ежедневно нам приходится общаться с множеством людей, и часто нам приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Чаще всего это происходит из-за непонимания. Другие люди могут помочь нам в различных сферах жизнедеятельности, при этом они сами могут не осознавать этого, и мы тоже можем помочь им. Также, очень часто встречаются случаи управления другими людьми в личных целях, манипуляции. Хорошо скрытую манипуляцию порой трудно заметить. Наверное, поняв, что это такое, как происходит этот процесс и зачем он нужен, человеку легче понять другого и сориентироваться в отношениях. Так что же такое искусство манипуляции, навык или талант? Почему у одних людей лучше, получается, управлять другими людьми, а у других хуже? При помощи чего осуществляется манипуляция, и какая она бывает? Какими качествами личности обладают люди с высокой и низкой способностью к манипуляции, и как они ведут себя в различных жизненных ситуациях? Эти проблемы являются актуальными, что обусловило выбор цели для данной работы.
В наше время понятие "макиавеллизм" как синоним манипулятивности в общении нередко используется в различных гуманитарных наук Макиавеллизм как научная категория широко распространена в зарубежных психологических исследованиях, но практически не используется в отечественной психологии.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи особенностей личности и проявления манипулятивного стиля общения. Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1.теоретическое изучение подходов к манипулятивному стилю общения в психологической литературе;
2. разработка программы исследования взаимосвязей особенностей личности и проявления манипулятивного стиля общения у старшеклассников.
3. анализ взаимосвязи особенностей личности и манипулятивного стиля общения на основе данных эмпирического исследования;
Объект исследования: манипулятивный стиль общения
Предмет исследования: взаимосвязь манипулятивного стиля общения и особенностей личности у старшеклассников.
Методы исследования:
1. шкала маккивиализма (МАК-4),
2. особенности личности (тест Кеттел или Лири).
Гипотеза: на проявления старшими школьниками манипулятивного стиля общения влияют такие особенности личности как неуверенность в себе, тревожность (регидность) и склонность к доминированию (т.е. "дикаторы" и "жертвы"). Эмоционально-волевые: интеллектуальные и коммуникативные свойства личности.
Дипломная работа состоит из 2 глав, введения, заключения, библиография и изложена на 88 страниц.

Глава 1. Подходы к исследованию манипулятивного стиля общения в современной психологии
1.1 Основные понятия и стили общения и их взаимосвязь с личностными особенностями.
Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.
В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры .
Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. По содержанию общение может быть представлено как:
Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.
Когнитивное - обмен знаниями.
Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.
Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а, в конечном счёте - оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.
Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п .
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
По целям общение делится на биологическое и социальное.
Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении .
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.
Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнёра - не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Манипуляция - это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими .
В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми.
Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как сказал по этому поводу А. А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников".
Барьеры общения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о различных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения.
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.
Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
Общение между двумя людьми может быть очень сложным. Стремимся ли угодить друг другу или прийти к согласию, или просто исполнять роли, казавшиеся им неуместными в данной ситуации. Ответы на эти вопросы лишь найдутся тогда, когда поймем характер взаимодействия между людьми. Главная задача, которая стоит перед "социальной психологией", - раскрыть конкретный механизм "вплетения" индивидуального в ткань социальной реальности. Необходимость в этом существует, так как надо понять результат взаимодействия социальных условий на деятельность личности. Результат может быть интерпретирован так, что с начала существует какое-то "несоциальное" поведение, а затем на него накладывается нечто "социальное". Нельзя сначала изучить личность, а потом вписать в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой их создатель - активный творец .
Уровень отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Эти отношения называются общественными или внутригрупповыми. Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыты определенные виды различных общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них непросто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, а также политические партии). Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого в системе общества каждым. Это есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии социальных ролей. Как было сказано выше общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, когда нужно согласовать действия, повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которая занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию".
В коммуникации с себе подобными, сами того не осознавая, люди часто используют манипулятивные методы общения, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться. Поскольку понятие "манипуляция" все понимают по-разному, поэтому рассмотрим вначале, что такое манипуляция и разберемся "по понятиям".
Манипуляция - это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.
Ключевое слово здесь - "скрытое". При манипулятивном общении внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления потребностей другого человека, зато внутренний смысл несет содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор манипулятивного воздействия. Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, и этот его выбор является несвободным и неосознанным.
Манипулятивное общение от других способов общения состоит в том, что при манипуляции, кроме явного и открытого мотива (торговое предложение), есть скрытый мотив, расчет, подтекст (ему неловко будет выглядеть скуповатым) .
Пример манипулятивного общения в торговле. В магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие вещи.
Продавец:
- Эта модель лучше, но она, пожалуй, дороговата для вас.
Покупатель:
- Вот ее-то я и возьму.
На внешнем уровне продавец констатировал некоторые правдивые факты: высокое качество вещи и невысокие финансовые возможности покупателя. Скрытый смысл этого манипулятивного общения - расчет на желание покупателя хотя бы перед продавцом (и значит, в какой-то мере перед собой) выглядеть респектабельно. Покупатель взял дорогую вещь, погладив свое самолюбие и утерев (как ему кажется) нос продавцу.
Существуют не только однократные разовые манипулятивные действия, но и целые продолжительные манипулятивные игры. Приведём пример манипулятивной игры из практики милиционеров и следователей. Там одним из эффективных способов добиться от задержанного показаний (или денег за свободу) является игра в "доброго и злого полицейского". Сначала с задержанным беседует "злой" следователь - разговаривая на повышенных тонах, он угрожает и рисует мрачные картины дальнейшего пребывания в стенах органов правопорядка. После того как задержанный изрядно напуган, в дело вмешивается "добрый" следователь, который упрекает за несдержанность "злого", сочувствует задержанному, предлагает решить дело по-хорошему, по-доброму. Агрессивный и доброжелательный стили общения чередуются несколько раз, пока задержанный, не созреет. В чем манипулятивный смысл такой игры? В том, что задержанный подводится к мысли, что лучше принять меньшее из зол, т.е. "доброго" полицейского и пойти на союз с ним. Такая манипулятивная игра создает ощущение, что можно отделаться малой кровью, согласившись с хорошим и вежливым полицейским, пока опять не активизировался злобный и жестокий. И что компромисс с "добрым" лучше, чем попасть в лапы "злого" и хлебнуть с ним горя по полной программе. В результате задержанный дает показания или откупается. Что от него и требуется. Кстати, обе эти роли может сочетать в себе и один полицейский - смысл игры остается тем же .
Выгода при манипулятивном общении может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, повышение самооценки и, следовательно, психологического комфорта. А также ради приобретения более высокого статуса, авторитета, уважения и положения. Ради так называемого высокого "ранга" среди себе подобных и благ, следующих из этого более высокого положения в обществе.
Таким образом, манипулятивное общение так же характеризуется субъект объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д.
В наше время понятие "макиавеллизм" как синоним манипулятивности в общении нередко используется в различных гуманитарных наук Макиавеллизм как научная категория широко распространена в зарубежных психологических исследованиях, но практически не используется в отечественной психологии.
Макиавеллизмом западные психологи называют склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Макиавеллизм обычно определяют, как склонность человека в межличностных отношениях манипулировать другими людьми, тонкими, или не агрессивными способами, такими как лесть, обман, подкуп или запугивание. Несколько иначе макиавеллизм описывается в другой научной работе: "Макиавеллизм - это стратегия социального поведения, включающая манипуляцию другими в личных целях, зачастую противоречащая их (т. е. других людей) собственным интересом
После создания опросников начался целый ряд исследований содержания и причин макиавеллизма, его связи с другими социальными характеристиками.
По мнению одного из создателей Мак-шкалы Р. Кристи и его ученицы Ф. Гейс, макиавеллизм представляет собой психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик.
Главными психологическими составляющими макиавеллизма как свойства личности являются :
• убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать;
• навыки, конкретные умения манипуляции.
Последние включают в себя способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков.
Интересно, что макиавеллистские убеждения и навыки могут не совпадать и реализоваться в поведении “автономно”. Как показано в исследованиях, посвященных развитию макиавеллизма личности в онтогенезе, одни дети перенимают от родителей систему убеждений, которая не прямо, а косвенно влияет на их поведение. Другие - непосредственно копируют у родителей успешные способы манипулирования людьми, но не перенимают у них макиавеллистские убеждения.
Макиавеллизм как личностная характеристика в целом отражает неверие субъекта в то, что большинству людей можно доверять, что они альтруистичны, независимы, обладают сильной волей.
Существует некоторое предположение, что уровень макиавеллизма растёт к зрелости человека, а затем более или менее стабилизируется. У пожилых людей отмечен низкий уровень макиавеллизма, что связывают с гипотезой о социально значимых ценностях, которые человек усваивает на протяжении жизни.
Исследуя зависимость возраста и макиавеллизма, П.И.Мадрак (P.E.Mudrack) опросил 115 взрослых с помощью Mach 4. Его вывод состоял в том, что возраст обратно коррелирует с уровнем макиавеллизма, особенно с такими выделенными его компонентами, как лесть и обман. ..........


Заключение
В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель. Цель была достигнута в результате решения поставленных задач.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Выгода при манипулятивном общении может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, повышение самооценки и, следовательно, психологического комфорта. А также ради приобретения более высокого статуса, авторитета, уважения и положения. Ради так называемого высокого "ранга" среди себе подобных и благ, следующих из этого более высокого положения в обществе.
Таким образом, манипулятивное общение так же характеризуется субъект объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д.
Манипулятивное общение от других способов общения состоит в том, что при манипуляции, кроме явного и открытого мотива (торговое предложение), есть скрытый мотив, расчет, подтекст (ему неловко будет выглядеть скуповатым).
Не так уж редко технические приёмы общения, умение вживаться в роль используются в корыстных целях. В таких случаях говорят о манипуляциях в общении.
А.А. Добрович систематизировал манипуляции в общении. Суть основных из них можно свести к следующему:
1) Люди бросают упрёк человеку за малейший просчёт, демонстрируя оскорблённость в лучших чувствах, словом "хлопают дверью", всё это с целью избавиться от обоснованных обвинений собеседника.
2) Люди сваливают вину "с больной головы на здоровую", чтобы оправдать себя в глазах окружающих и в своих собственных ("Всё из-за тебя!").
3) Оказывают внимание и мелкие услуги человеку мягкому, тактичному, чтобы создать такие взаимоотношения, на фоне которых заранее намеченные неблаговидные действия будут восприниматься более терпимо.
4) Провоцируют обидными замечаниями, упрёками ответную резкость собеседника с целью разрушить на тот или иной период контакт с ним, (например, в предвидении того, что собеседник хочет попросить о какой-то услуге).
5) Демонстрация плохого самочувствия, усталости с целью избавиться от каких-либо поручений, обязанностей.
Цели манипуляции могут быть не только прагматичными, но и защитными: она может играть роль психологического защитного механизма, предохраняющего личность от утраты самоуважения, снижения самооценки и т.п. Как когда-то утверждали западные психологи, женщины традиционно считаются более покорными и уступчивыми, они лучше приспосабливаются и менее склонны к манипуляции. Однако в действительности оказывается, что женщины могут использовать свою уступчивость в манипулятивных целях.
Изучение феномена манипуляции важно именно в наше время, когда страна резко вошла в рыночные отношения, отказавшись от привычных духовных ценностей, не обретя новых. Разлагающее воздействие массовой культуры, возрастающая коммерциализация жизни подталкивают россиян к борьбе за выживание любыми способами. «Вечный» феномен манипулирования получает особо благоприятные условия для развития.
В результате проведенного исследования была доказана выдвинутая гипотеза, что на проявления старшими школьниками манипулятивного стиля общения влияют такие особенности личности как неуверенность в себе, тревожность (регидность) и склонность к доминированию (т.е. "дикаторы" и "жертвы"), эмоционально-волевые, интеллектуальные и коммуникативные свойства личности.



Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М. 1980
2. Аракелов Г.Г. «О психологии подростка», Москва 1990 г.
3. Алферов А.Д. «Психология развития школьников», Ростов на Дону, 2000г.
4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Изд-во ЛГУ, 1965 г.
5. Бодалев В.В. «В мире подростка», Москва 1982 г.
6. Боброва В. Г., Вахрушев М. «Общая характеристика развития личности подростка», Ростов на Дону, 1966г.
7. Блонский П.П. «Психология», 2000г.
8. Божович Е. Д. «Психология особенного развития личности подростка», 1969г.
9. Бондарева Л.В., Козачек О.В. Психология манипулятивного общения в подростковом возрасте (теоретические и практические аспекты) / Учебно-методическое пособие для школьных психологов и студентов, обучающихся на психологических специальностях. — Волгоград, 1998г.
10. Бернс Р. (Burns R.B.) Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986г.
11. Берн Э. (Веrne Е.) Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. ? СПб.: Лениздат, 1992г.
12. Берн Э. (Веrne Е.) Трансактный анализ и психотерапия / Пер. с англ. - СПб.: Братство, 1992г.
13. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996г.
14. Вишневский В. «Такие простые сложные истины. Заметки журналиста о становлении личности подростка», 1984г.
15. «Возрастная и педагогическая психология» /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979г.
16. «Вопросы психологии развития личности подростка и юноши», Тюмень, 1969г.
17. Выготский Л.С. «Проблемы психического развития ребенка», - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956г.
18. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.-Л., 1956г.
19. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию - Москва: ЧеРо, 1998г.
20. Грин Р. 48 законов власти - Москва: Рипол-Классик, 2001г.
21. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.,1986г.
22. Доценко Е. Л. Психология манипуляции - Москва: ЧеРо, 2000г.
23. Джеймс М. Джотвард Д. (James М., Jonge-ward D.) Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями / Пер с англ. - М.: Прогресс, Прогресс-Уни-верс, 1993г.
24. «Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности», Под ред. Щадрикова В.Д., 1989г.
25. Драгунова Т.В. «Подросток», М., 1976г.
26. Знаков В.В. "Методика исследования макиавеллизма личности", "Психологический журнал", 2000г., №5.
27. Ильенков Э.В. Что такое личность? - М.,1991г.
28. Ивашкин В. «Психологическое изучение школьников», 1990г.Ильин Е. Мотивация и мотивы, Издательский дом Питер
29. Козачек О.В. Манипулирование в подростковой среде. / Вестник СНО. №13 /Сост.С.В. Кирьянова; отв. ред. О.В. Ивановская. — Волгоград: Перемена, 2000г.
30. Козачек О.В. Виды работы психолога с манипулированием в подростковой среде / Психология 21 века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции “Психология 21 века” / Под ред. А.А. Крылова. — СПб.: Издательство С. -Петербургского университета, 2001г.
31. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981
32. Кон И.С. «Психология старшеклассника», Москва 1982 г
33. Кон И.С. «Психология ранней юности», Москва 1989 г.
34. Кон И.С. Социология личности. – М., 1997г.
35. Карвасарский Б.Д. (Общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком, 1998г.
36. Луцкина В.В. Дипломная работа " Социально-психологические аспекты изучения феномена законопослушности", 1996г.
37. Макиавелли Н. Государь. М., 1990г.
38. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972г.
39. Прутченков А.С. Социально - психологический тренинг межличностного общения. - М.: Общество "Знание" РСФСР, 1991г.
40. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990г.
41. "Практическая психодиагностика", составитель - Райгородский, г. Самара, 1998г.
42. Робер М.-А., Тильман Ф. Брейнсторминг. Групповое принятие решений. Групповое интервью // Хрест. по соц. психол.; Учебн. пособие для студ. / Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. - М.: Междун. педаг. акад., 1995г.
43. Судаков В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. М., 1991г.
44. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Научн.-метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1991г.
45. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. - СПб., 1995г.
46. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. – 1978г.
47. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. – 1972г.
48. Филонов Л.Б. Психодиагностические аспекты установления контактов между людьми (методика контактного взаимодействия). - Пущино, 1982г.
49. Харрис Т. (Harris Т.) Я хороший, ты хороший / Пер. с англ. - М.: Соль, 1993г.
50. Чалдини Р. Психология влияния - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2000г.
51. Щербатых Ю. Н. Искусство обмана – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000г.
52. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994г.
"Энциклопедия психологических тестов", Москва, 1999г.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.