На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Содержание возрастных задач подростка

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные возрастные задачи современного подростка 4
1.1. Принятие своей внешности и расширение возможностей своего тела 4
1.2. Усвоение специфики поведения и образа своей мужской или женской роли 7
1.3. Формирование эмоциональной независимости от родителей и других взрослых 8
1.4. Подготовка к профессиональной карьере 10
1.5. Формирование социально-ответственного поведения 13
Глава 2. Методы экспериментально - психологического исследования подростков 15
2.1. Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по С.А. Будасси 15
2.2. Опросник Е.Шафера «Поведение родителей и отношение подростков к ним» 18
2.3. Исследование волевой саморегуляции 29
2.4. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей подростков 33
2.5. Диагностика профессиональных установок подростков 38
2.6.Результаты исследования самооценки, волевых процессов и коммуникативно-организаторских склонностей подростков………………..40
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 45


Введение

Подростковый возраст - возраст кризисный, а, следовательно, особенно уязвимый. В этот период происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации взрослеющего человека.
Когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще не освоен, старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития.
Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, призванных оказывать помощь, каждый человек в период взросления должен решать самостоятельно. "Движение" личности подростка в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно.
Нерешенные по различным причинам задачи взросления, оказывают влияние на дальнейшее влияние личности блокируют возможности самораскрытия и личностного роста. Как каким образом, помочь подростку поставить перед собой эти задачи, как показать, что "решение существует", как включить подростка в осознанный процесс поиска решений. Сегодня этим в нашей стране специально и целенаправленно не занимается никто. Конечно, задачи взросления могут решаться стихийно, чаще всего так и происходит, либо не решаться вовсе. К сожалению, такой путь, способствует преобразованию разрешимых в подростковом возрасте задач в неразрешимые проблемы всей дальнейшей жизни. Многие комплексы неполноценности, переживаемые взрослыми есть не что иное, как нерешенные в детстве задачи взросления.
Целью работы является проанализировать психологическое содержание возрастных задач современного подростка.

Задачи, решаемые в ходе работы
1. Охарактеризовать особенности принятия своей внешности и расширение возможностей своего тела подростком;
2. Определить усвоение специфики поведения и образа подростком своей мужской или женской роли;
3. Рассмотреть формирование эмоциональной независимости от родителей и других взрослых подростком;
4. Выявить особенности подготовки к профессиональной карьере подростком;
5. Проанализировать формирование социально-ответственного поведения подростком;
6. Описать и апробировать следующие методы экспериментально - психологического исследования подростков: тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по С.А. Будасси, опросник Е.Шафера «Поведение родителей и отношение подростков к ним», исследование волевой саморегуляции, исследование коммуникативных и организаторских склонностей подростков, диагностика профессиональных установок подростков.

Глава 1. Основные возрастные задачи современного подростка

1.1. Принятие своей внешности и расширение возможностей своего тела

Внешний облик - предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности.
Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя телесного через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Это многотрудный путь, который при всей заботе, любви и понимании близких отрок проходит сам.
В разных культурах отроки испытывают разные по содержанию проблемы, связанные с телесным развитием. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит подросток. Части тела могут быть приняты как «хорошие» в той мере, в какой это дозволяется культурой. Телесное сознание отражает конфликт исторического, культурного отношения к телу. В сознании подростка могут быть «беспокоящие области», заставляющие его испытывать смущение одновременно с затаенным интересом к ним. Об этом писал еще Н. Бердяев в своем «Самопознании». На это указывал Э. Эриксон: «Несомненно, что этот подросток в своих самых интимных чувствах отделен от его половых органов, их все время называли «private», потому что даже для него они были слишком секретны, чтобы их касаться». Об этом - многочисленная художественная и специальная литература.
Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств. Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формируют сложную гамму переживаний отроков.
В то же время подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, придающей ему особое чувство, - ощущение того, что он обладает жизненной силой, что он живое существо. В этот период жизни возникает предощущение того, что что-то должно случиться.
Ощущение энергетики своего тела придает подростку особое ощущение жизни, которое запоминается человеком на все последующие годы.
В этот период чувствования становятся особенно острыми. Неожиданные чужеродные прикосновения вызывают физическое напряжение, иногда брезгливость и резкое отторжение.
Особое значение для подростка обретает его лицо. Отроки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают дети. «Кто Я?» «Какой Я?» «Какова мера моей привлекательности?» - посто-янно задаваемые вопросы. Подросток внимательно рассматривает свое изменившееся лицо: волосы, брови, лоб, нос, глаза, губы, подбородок. Все подвергается ревизии, которой сопутствуют тревога, неуверенность в себе и одновременно надежда на свою привлекательность.
Идентификация со своим новым обликом - трудный для подростка процесс. «Принять себя таким, как я есть...», несмотря на эталонных красавиц и красавцев, несмотря на превосходящих сверстниц и свер-стников. Как тут не удариться в панику?
Кроме проблемы привлекательности внешности многих подростков волнует проблема наличия духовности в выражении лица.
Углубленная рефлексия на свою внешность и тревога по ее поводу наряду с другими возрастными проблемами создают у подростков общее напряженное выражение, которое сопутствует возрасту. Подростки могут ходить сгорбленными, загребать или шаркать ногами, могут быть резкими или «развинченными» в телесных выражениях своих эмоциональных состояний, могут смотреть «тусклыми» и «безразличными» глазами на окружающих, как бы демонстрируя незаинтересованность собой или другим человеком.
Для подростков особую значимость приобретает одежда. У них свой автономный от взрослых стиль: чаще спортивный или диско.
Столь же важно в отрочестве пройти правильный путь в отношении к своему имени. В кругу семьи и сверстников подросток слышит разное к себе обращение: это и ласкательное, детские имена и нежные прозвища, но это и клички, порой беспощадно оценивающие его индивидуальные свойства или вовсе обесценивающие его личность. Именно в подростковом возрасте отроку предстоит отстаивать свои притязания на признание, утверждая себя через свое собственное имя.
Подростки проходят сложные социальные инициации в отношении своего имени. Депривируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки «круто» отстаивают свое право на приемлемое обращение к себе по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее обращение по имени есть показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания.

1.2. Усвоение специфики поведения и образа своей мужской или женской роли

Именно в отрочестве человеку предстоит интенсивно осваивать мужские и женские роли. Подростки бессознательно и сознательно наблюдают за взрослыми, чтобы усвоить внешнее поведение и внутренний духовный статус мужчины или женщины. При этом им нужны не только образцы поведения представителей каждого отдельного пола, но и образцы взаимодействий мужчин и женщин. Современные подростки имеют возможность знакомиться с взаимоотношениями мужчин и женщин не только в жизни и искусстве, но также в бульварной литературе и кино. Наряду с прекрасным образом рыцаря, героя, супермена, настоящего мужчины мальчик может найти образцы мужского поведения в демонстративном мачо, в холодном убийце, в безудержном и агрессивном задире. Такой же широкий диапазон женских ролей предстает перед девочкой.
Половая идентификация обостряет в подростке его рефлексивные способности на становление новых, более взрослых отношений с ровесниками обоих полов. Но все это пока лишь новые тенденции. Подросток только лишь выходит из детства.
Помимо поведения, связанного с общением мужчин и женщин, подросток ориентируется на их профессиональные виды деятельности. В наше время почти каждая профессия может быть деятельностью мужчины и женщины, что ставит подростка в позицию ответственности перед индивидуальным выбором именно своего дела в жизни.


1.3. Формирование эмоциональной независимости от родителей и других взрослых

Стремление подростков к взрослости сопряжено с различными формами изживания своей зависимости от родителей и от взрослых в целом. В сознании подростка проигрываются различные ситуации, где «родители» (речь идет не о своих лично родителях, а о родительских социальных ролях) и другие взрослые выглядят вовсе неприглядно; создаются фантастические образы агрессивных, неумных, бессердечных людей, привязанных больше не к своему собственному ребенку, а к материальным ценностям. Через страшные ситуации фантастических вымыслов подростки изживают свою глубинную зависимость от собственной семьи. Отчуждаясь от своих собственных отношений с родителями, подростки психологически освобождаются от стереотипа детско-родительских отношений как чего-то изначально правильного, доб-родетельного и неизменного. Так, со смехом и содроганием от отвращения подростки начинают включать в совместное общение «черный юмор», «изобличающий» опасность совместного проживания с родителями.............


Заключение
1. Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств. Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формируют сложную гамму переживаний отроков.
В то же время подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, придающей ему особое чувство, - ощущение того, что он обладает жизненной силой, что он живое существо.
Идентификация со своим новым обликом - трудный для подростка процесс.
2. Подростки бессознательно и сознательно наблюдают за взрослыми, чтобы усвоить внешнее поведение и внутренний духовный статус мужчины или женщины.
Подросток также ориентируется на профессиональные виды деятельности мужчины и женщины.
3. Стремление подростков к взрослости сопряжено с различными формами изживания своей зависимости от родителей и от взрослых в целом. Со смехом и содроганием от отвращения подростки начинают включать в совместное общение «черный юмор», «изобличающий» опасность совместного проживания с родителями.
«Черный юмор» освобождает подростков не от самих родителей, а от предписаний возрастного статуса детства.
Кроме поведенческих форм отчуждения подростки могут обсуждать друг с другом характеристические особенности своих родителей.
4. В отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни.
В наше время подросток получил новую мотивацию для участия в трудовой деятельности - это возможность заработать деньги.
5. Структура социальной ответственности представляет собой единство трех компонентов: когнитивного, мотивационного и поведенческого.
В подростковом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социальной ответственности в единстве трех компонентов.
6. Были рассмотрены следующие методы экспериментально - психологического исследования подростков: тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по С.А. Будасси, опросник Е.Шафера «Поведение родителей и отношение подростков к ним», тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана – исследование волевой саморегуляции, исследование коммуникативных и организаторских склонностей подростков, диагностика профессиональных установок подростков Ю.А. Корелякова.
Проведя методику С.А. Будасси, были получены следующие результаты: у одинакового количества подростков (36 %) оказалась заниженная и адекватная самооценка; а у 28 % - завышенная самооценка.
При апробировании опросника Е.Шафера было выявлено, что существуют характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками.
Результаты тестирования по методике Ю.А. Корелякова показали, что у большинства опрашиваемых подростков (41 %) ярко выраженное сильное положительное отношение к профессиональному обучению.


Список литературы

1. Агеев В. С. Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопр. психол. 1982. № 6.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Знание, 1980.
3. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985.
4. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. – М.: Педагогика, 1982.
5. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г.
8. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997.
10. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
11. Грядунова Л. И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. Киев, 1979.
12. Диагностика педагогических способностей учащихся: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и классных руководителей / Сост. Н.А. Головань. Кировоград: КГПИ, 1987.
13. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967..
14. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979.
15. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982.
16. Завадская Ж. Е., Шевченко Л. В. Воспитание ответственности у старшеклассников. Минск, 1981.
17. Ительсон Л. Б. Воспитание ответственности у учащихся в советской школе. Баку, 1954.
18. Кле М. Психология подростка. - М., 1989.
19. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л., 1972.
20. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
21. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – Учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр "АКАДЕМИЯ", 1999.
22. Панов А. Т. Социальная ответственность личности в развитом социалистическом обществе. Саратов, 1976.
23. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. Ред. и сост:. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта - М., 2000.
24. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
25. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А. Федоришина. К.: Радянська школа. 1980.
26. Сухинская Л. А. Возложение и принятие ответственности в условиях групповой деятельности // Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
27. Сидорова Т. Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников //Вопросы психологии. 2005, № 5.
28. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности/ Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер). - СПб., 2004.
29. Тен Н. М. Формирование ответственного отношения подростков к общественно полезной деятельности // Психологические проблемы общественно полезной деятельности подростков / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1980.
30. Фельдштейн Д. И. Взаимосвязь возможностей образования и психологических закономерностей развития мотивационно-потребностной сферы личности // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.