На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая врожденное узнавание у животных

Информация:

Тип работы: курсовая. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Врождённые реакции и запечатление в развитии поведения животных 5
1.1. Врожденное узнавание 5
1.2. Врожденные двигательные координации 6
1.3. Запечатление 9
Глава 2. Ранний опыт животных 14
2.1. Облигатное научение 14
2.2. Реакция следования 18
2.3. Раннее, факультативное научение 23
Заключение 26
Список литературы 28


Введение

Среди великих загадок природы, к познанию которых с древнейших времен стремился человеческий ум, психика животных занимает одно из первых мест. "Душевная жизнь", психические качества и поведение животных входили как существенные составные части в фольклор, религиозные представления и мировоззрение на всех этапах развития человечества.
Л. И. Герцен писал: "Психология животных несравненно менее обращала на себя внимание ученых-естествоиспытателей, нежели их форма. Животная психология должна завершить, увенчать сравнительную анатомию и физиологию; она должна представить до человеческую феноменологию развертывающегося сознания; ее конец - при начале психологии человека, в которую она вливается, как венозная кровь в легкие, для того, чтобы одухотвориться и сделаться алой кровью, текущею в артериях истории".
Психика животных неотделима от их поведения, под которым мы понимаем всю совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной, активности животного, направленную на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Психическое отражение осуществляется на основе этой активности в ходе воздействий животного на окружающий мир. При этом отражаются не только сами компоненты окружающей среды, но и собственное поведение животного, а также произведенные им в результате этих воздействий изменения в среде.
Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство и могут лишь условно расчленяться для научного анализа. Как показал еще И. М. Сеченов, психика зарождается и умирает с движением, поведением.
Целью работы является проанализировать врожденное узнавание, врожденные двигательные координации, ранний опыт и запечатление животных.
Задачи, решаемые в ходе работы:
1. Рассмотреть врожденное узнавание;
2. Выявить врожденные двигательные координации;
3. Охарактеризовать запечатление животных;
4. Выявить сущность облигатного научения;
5. Определить особенности реакции следования;
6. Рассмотреть раннее, факультативное научение.

Глава 1. Врождённые реакции и запечатление в развитии поведения животных

1.1. Врожденное узнавание

Каждый только что появившийся на свет детеныш уже обладает неким комплексом врожденных реакций, позволяющим ему сразу же после рождения адекватно реагировать на окружающую среду, что особенно важно для зрелорождающихся животных. Эти поведенческие акты осуществляются при наличии определенных стимулов внешней среды – релизеров, или ключевых раздражителей. Врожденную реакцию на ключевой раздражитель К.Э. Фабри назвал врожденным узнаванием. Так, детеныши, родившиеся слепыми, в первый же день после рождения ориентируются в пространстве по тактильным раздражениям и таким образом находят источник пищи – соски матери. На каждое легкое прикосновение они реагируют движением в сторону раздражителя: при раздражении переднего конца головы перемещаются вперед, при прикосновении к спине или хвосту поворачиваются назад. Так же, как и большинство врожденных реакций, врожденное узнавание всегда обогащается, корректируется или перестраивается в результате приобретения раннего опыта, проявляющегося в разных формах постнатального научения.
Птенцы куриных птиц, первоначально одинаково реагирующие на каждый подвижный объект, появляющийся над ними, вскоре научаются распознавать безопасные объекты. Это происходит путем привыкания: после неоднократного затаивания в ответ на появление в поле зрения безобидного объекта (листа, безобидной птицы и т.п.) эта реакция ослабевает и, наконец, совсем исчезает. Таким образом, мы имеем здесь дело с уточнением, дифференцировкой врожденного узнавания путем приобретения раннего опыта. Результатом этого процесса является в данном случае дифференцированное распознавание безопасных объектов.
У копытных, рождающихся зрячими, наибольшее значение для появления пищевой реакции имеет зрительная и слуховая рецепция, хотя они также реагируют на общий для всех млекопитающих раздражитель – прикосновение мордочки к теплой поверхности. Особенно сильным раздражителем для них является затемнение над головой, вызывающее характерный двигательный ответ, который заключается в закидывании головы, сосательных движениях и выделении слюны. Врожденная реакция на затемнение над головой позволяет понять всю последовательность поведения новорожденного при первом акте сосания у копытных. Сразу после родов овца-матка начинает облизывать ягненка. При этом она через некоторое время становится над ним. Это вызывает затемнение над головкой, ягненок закидывает голову и «находит» сосок. Таким образом, возбуждается и координируется первый акт сосания у зрелорождающегося животного. Кроме зрительного, большую роль играет тактильное раздражение боковых поверхностей туловища и анальной области ягненка. Механическое раздражение этих частей тела также вызывает закидывание головы и пищевую реакцию.
Подобные сформированные к моменту рождения рефлекторные акты имеют место у многих видов копытных, такая же реакция наблюдалась у новорожденного жирафа.

1.2. Врожденные двигательные координации

Врожденными двигательными координации или инстинктивными движениями являются хранителями самого ценного, жизненно необходимого, что накоплено видом в результате естественного отбора, их независимость от случайных условий окружающей среды.
Общая ориентация инстинктивного движения осуществляется с таксисами, которые по Лоренцу всегда переплетаются с врожденной двигательной координацией и совместно с ней образуют единые инстинктивные реакции.
Как и индивидуальное движение, таксисы – это врожденные, генетически фиксированные реакции на определенные агенты среды. Но если инстинктивные движения возникают в ответ на пусковые раздражители, то таксисы отвечают на направляющие ключевые раздражители, которые не способны обуславливать начало (или конец) какой-либо инстинктивной реакции.
Таким образом, таксисы обеспечивают пространственную ориентацию двигательной активности животных или жизненно необходимые условия среды (положительные таксисы) или же, наоборот, от биологически малоценных или таксисных условий (отрицательные таксисы).
По характеру ориентирующих внешних стимулов таксисы подразделяются на:
Фототаксисы (свет)
Хемотаксисы (химические раздражители)
Термотаксисы (температурные раздражители).............



Заключение

1. Каждый только что появившийся на свет детеныш уже обладает неким комплексом врожденных реакций, позволяющим ему сразу же после рождения адекватно реагировать на окружающую среду, что особенно важно для зрелорождающихся животных. Эти поведенческие акты осуществляются при наличии определенных стимулов внешней среды – релизеров, или ключевых раздражителей. Врожденную реакцию на ключевой раздражитель К.Э. Фабри назвал врожденным узнаванием.
Врожденное узнавание не лишено каких бы то ни было элементов научения. Оно всегда обогащается, корректируется или перестраивается в результате приобретения раннего опыта, проявляющегося в разных формах постнатального научения.
2. Врожденными двигательными координации или инстинктивными движениями являются хранителями самого ценного, жизненно необходимого, что накоплено видом в результате естественного отбора, их независимость от случайных условий окружающей среды.
Общая ориентация инстинктивного движения осуществляется с таксисами. Таксисы – это врожденные, генетически фиксированные реакции на определенные агенты среды.
3. Запечатление это форма облигатного научения (с обязательным присутствием в качестве важных составных частей элементов факультативного научения), при котором очень быстро фиксируются в памяти отличительные признаки объектов инстинктивных поведенческих актов, поэтому запечатление квалифицируют и как "перцептивное научение", направленное на распознавание "незнакомого" в дополнение к "знакомому" (т. е. к врожденному узнаванию).
Объектами запечатления являются родительские особи, братья и сестры, будущие половые партнеры.
По-иному проявляется запечатление в сфере размножения. Главная особенность полового запечатления заключается в том, что окончательный результат проявляется лишь с большой отсрочкой, ибо животное учится распознавать отличительные признаки будущего полового партнера еще на раннем этапе постнатального развития.
4. К облигатному научению относятся все формы научения, которые в естественных условиях совершенно необходимы для выполнения важнейших жизненных функций, т.е. относящихся к видоспецифическому, инстинктивному поведению.
Характерным признаком облигатного научения является то, что оно может осуществляться только на протяжении определенных, так называемых сенсибильных (или критических), периодов онтогенеза.
Облигатное научение важно и для формирования пищевого поведения.
5. Феномен этой реакции состоит в том, что зрелорождающиеся детеныши уже вскоре после появления на свет неотступно двигаются вслед за родителями.
Реакция следования ориентирована на родительскую особь (а также на других детенышей того же выводка). Она обеспечивает выживание детенышей, сплоченность животной семьи, возможность ее охраны со стороны взрослых особей и осуществления ухода за потомством.
6. Как самостоятельная категория приобретения индивидуального опыта факультативное, научение играет в раннем онтогенезе еще значительно меньшую роль, чем на последующих этапах онтогенеза. Это объясняется тем, что оно первоначально лишь дополняет облигатноё научение.
Экспериментально факультативный компонент раннего научения можно выявить, воздействуя на детенышей искусственными стимулами.
Кроме того, этот компонент может быть выявлен путем обучения животных действиям, не представленным в их видотипичном поведении.

Список литературы

1. Бертон Р. Чувства животных. М., 1972.
2. Боровский В. М. Поведение цыплят, выведенных в инкубаторе. В кн.: "Рефлексы, инстинкты и навыки", т. 2. М., 1936.
3. Вагнер В.А. Сравнительная психология. - М., 1998.
4. Герцен А. И. Избранные философские сочинения. М, 1940.
5. Дьюсбери Д. Поведение животных. – М.: Изд. Мир, 1981.
6. Вагнер В. А. Психология животных, 2-е изд. М., 1992.
7. Вагнер В. А. Биологические основания сравнительной психологии, т. 1, 2. СПб - М., 1999.
8. Вопросы зоопсихологии, этологии и сравнительной психологии. Под ред. К. Э. Фабри. М., 1995.
9. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. – М., 2001.
10. Протопопов В. П. Исследование высшей нервной деятельности в естественном эксперименте. Киев, 1950.
11. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. – Новосибирск, ЮКЭЛ, 2001.
12. Савельев С.В. Введение в зоопсихологию. – М.: Ареал, 1998.
13. Сотская М.Н. Зоопсихология. Учебник. – М., 1999.
14. Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия. Под ред. Г.В.Калягиной. - СПб., 2001.
15. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М.: Изд. Московского Университета, 2001.
16. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: Учеб. Пособие. – М.: Академия, 2004.
17. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. Ред. – сост. Н.Н.Мешкова, Е.Ю.Федорович. М.: УМК «Психология», 2000.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.