На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диплом ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 68. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1.Отечественные и зарубежные подходы к исследованию агрессивности как проявления девиантного поведения 7
1.2. Предпосылки и факторы девиантного поведения в подростковом возрасте 13
1.3.Особенности проявления агрессивности у девочек-подростков 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ 35
2.1.Методические основы исследования и его ход 35
2.2.Анализ полученных данных 40
2.3. Рекомендации по организации социально-психологической профилактики агрессивного поведения и реабилитации девочек-подростков с агрессивным поведением 46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ГЛОССАРИЙ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение 1 69



ВВЕДЕНИЕ

Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам.
Отклоняющееся поведение является разрушительным по своей сути. А деструктивное поведение является чаще всего отклоняющимся. И хотя нельзя ставить знак равенства между девиантным поведением и агрессивным, но все же они взаимозависимы, и часто проявляются вместе.
Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. Следовательно, девиантное поведение – это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм. Если принимать в расчет половые различия, то понимание отклоняющегося поведения еще более осложнится. Особенно это касается агрессии и агрессивности. Действительно, остается неясным, где заканчивается «нормальная» агрессивность, позволяющая преодолевать трудности, и начинается «патологическая», разрушающая личность и общество. Какое качество и количество агрессивных поступков может позволить себе девушка, женщина и может ли она вообще это делать. Очевидно, что в обществе существует некий двойной стандарт для мужчин и женщин, выработанный в течение тысячелетий. Женщина понимается скорее как пассивная, беззлобная, беззащитная, а мужчина как активный, добычливый, в меру агрессивный, умеющий защитить. Подобное понимание социальных ролей мужчины и женщины претерпело серьезные изменения практически во всем мире, а особенно на территориях развитых и быстро развивающихся стран. Женщина не меньше мужчины зарабатывает. Она позволяет себе социальную и интеллектуальную активность, удачно соревнуется с мужчинами за место на социальной лестнице, придерживается «свободных» мужских взглядов на сексуальных партнеров.
Известно, что на становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль или, напротив, не контролирующие занятия своих детей, чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Очевидно, что в современных социально-экономических условиях, когда семья не справляется со своими функциями количество агрессивных детей будет только увеличиваться. Само по себе обесценивание института семьи привело к тому, что более половины детей рождаются вне брака и их воспитывают матери, вынужденные выполнять и функции отца – защитника и кормильца. В итоге происходит размывание границ гендерных ролей, когда женщины становятся более маскулинными, и, как следствие агрессивными, а мужчины, наоборот, усваивают женские стереотипы.
Существует еще один подход, который позволяет оценить, на сколько нормальной является агрессивность того или иного субъекта. С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, например, в форме постоянного агрессивного поведения, так и нивелирование индивидуальности, например, в форме конформизма. Соответственно, дезадаптация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
Социальными проявлениями дезадаптации являются сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах; конфликты с законом; изоляция. В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям; завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; хронический эмоциональный дискомфорт; неэффективность саморегуляции; конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений; когнитивные искажения реальности.
Подростки, являясь одним из самых уязвимых слоев общества, быстро подвергаются дезадаптации. Но в этом же возрасте заложены и резервы – подростки гибки в отношении усвоения новых знаний о новых социальных нормах.
Те специалисты, которые занимаются профилактикой и реабилитацией подростков с агрессивным поведением, должны знать о нормах подростковой среды, о гендерных различиях этих норм, и выбирать адекватные меры воздействия на детей, понимая их как будущее общества, и не навязывая им правила «вчерашнего дня».
Объектом данной выпускной квалификационной работы является агрессивность как проявление девиантного поведения.
Предметом данной выпускной квалификационной работы является агрессивность у девочек-подростков.
В данной работе проверялась гипотеза: агрессивность девочек-подростков имеет характер самозащиты от внешних негативных воздействий.
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить особенности проявления агрессивности девочек-подростков.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) Изучить научную литературу по избранной теме;
2) Выполнить теоретический обзор литературы по избранной теме;
3) Разработать план диагностического исследования;
4) Выполнить диагностическое исследование;
5) Описать возможности профилактики и реабилитации агрессивного поведения у девочек-подростков;
6) Сделать необходимые выводы.
Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы выступают труды Е.В. Змановской, И.С. Кона, В.Г. Степанова, З. Фрейда, С.А. Беличевой, Р. Кочюнаса, А.Е. Личко и других отечественных и зарубежных ученых.
Эмпирической основой данной выпускной квалификационной работы является исследование, выполненное на базе подростковых клубов Краснооктябрьского района г. Волгограда в 2008 году.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, одна из которых теоретическая, а вторая исследовательская, заключение, глоссарий, список использованной литературы, приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1.Отечественные и зарубежные подходы к исследованию агрессивности как проявления девиантного поведения

Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков можно назвать деструктивность - разрушительность. Деструктивное поведение обычно относят к девиантному, отклоняющемуся. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. «Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. Девиантное поведение в целом приводит к разрушению здоровья, отношений, личности, общественного порядка и самой жизни» .
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска в отношении развития девиантного поведения. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков. Проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие. Но наиболее актуальными являются исследования характерологических особенностей подростков, которые проявляются в различных формах поведения.
«Девиантное поведение проявляется в виде деструктивности. Деструктивность тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. И хотя, агрессивное поведение не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций» .
Агрессивность, представляя собой личностную черту, качество, особенность, установку, несомненно, проявляется в виде различных форм и видов агрессии. Д.Майерс, известный социальный психолог, определяет агрессию следующим образом: «Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» . «Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность» .
Данный феномен связывают и с негативными эмоциями, например, гневом, и с негативными мотивами, например, стремлением навредить, а также с негативными установками например, расовыми предубеждениями и разрушительными действиями.
Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. «Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания, вреда, жертве - враждебная агрессия, так и использование агрессии как способа достижения иной цели - инструментальная агрессия» . Агрессия бывает направлена на внешние объекты, или на себя, на собственное тело и личность. Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее «асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону» .
Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.
«Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект» .
Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.
Агрессия и агрессивность, несомненно, связаны с аффективным поведением. Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.
В более «легких» случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности - желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти - стремление к убийству или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например, когда Я идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.
Ненависть является одним из проявлений агрессивных влечений, которые в соответствии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человека, как и проявления либидо - сексуального влечения в широком смысле. Известно, что в поздних теоретических работах З. Фрейд пытался обосновать агрессию как проявление врожденного саморазрушительного влечения к смерти, однако это представление не получило широкого признания. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, являются ли агрессивные влечения врожденными или же они формируются вследствие жизненных конфликтов и фрустраций на основе других активных стремлений.
Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция – это неотъемлемая часть личностной динамики. Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий – индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.
«Ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
- тенденцию к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию, причинению боли» .
Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. «В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Шокирующая глаз «униформа» группы как и подростковая мода в целом также носит ритуальный характер. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии» . В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.
Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.
В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей я подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей. Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.
Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. «Как известно, под фрустрацией понимают состояние, вызванное препятствием на пути удовлетворения потребности или достижения цели» . Некоторые авторы рассматривают фрустрацию как одну из ведущих причин агрессивного поведения. «В целом фрустрация – весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней» . Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также если у него не выработаны социально приемлемые способы преодоления фрустрации.
1.2. Предпосылки и факторы девиантного поведения в подростковом возрасте

Подростковый возраст – один из самых тяжело переживаемых возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
«Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т.д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном установлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания» . В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. «Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями» .
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира, которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения.
Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. «Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил» . Таким образом, одной из важнейших предпосылок возникновения девиаций можно считать неравномерность психического и социального развития подростка.
Второй важнейшей предпосылкой возникновения девиантной мотивации следует считать сложность личностного развития, выражающуюся в становлении и проявлениях характера, а также в развитии саморегуляции характерологических проявлений. В обобщенном понимании, характер – это совокупность способов действия и общения с миром и в мире. Исследователями, в частности К. Леонгардом и А.Е. Личко установлено, что практически каждый характер имеет некоторое «слабое место» - акцентуацию, которая может выражаться в поведении в скрытой и явной форме. Подростки с явными акцентуациями характера, чаще всего, представляют для педагогов проблему, так как их реакции иногда сложно назвать адаптивными, или даже адекватными. Акцентуированным личностям присуща готовность как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы. Акцентуация – усиление характера в какой-то степени делает его предсказуемым. При определённом наборе условий, подростки одного типа характера всегда проявляют сугубо специфическое поведение. Формы протеста у подростков с разными характерами разные. Зависимость от точки «наименьшего сопротивления» очень портит жизнь молодым людям. В значительной степени особенности их характеров связаны как с психофизиологическими особенностями организма, так и со стилем воспитания в семье, со средой, формирующей стереотипы и навыки поведения.
Согласно типологии А.Е. Личко , подростки с разными акцентуациями характера в разной степени склонны решать свои проблемы путем проявления агрессивного поведения. Приводим такие данные в Таблице 1.1.
Таблица 1.1
Зависимость возможностей проявления агрессии от типа характера
Тип акцентуации характера по А.Е. Личко Возможности агрессивных проявлений
Лабильный Может «огрызаться», при нарушении гармонии взаимоотношений
Истероидный Может проявляться агрессивно при потере внимания со стороны окружающих
Психастенический Может проявлять агрессию при невозможности ритуального поведения, но гораздо чаще проявляет тревогу
Эпилептоидный Агрессивность проявляется мощно и тяжело
Шизоидный Как правило неагрессивен, скорее «погружается» в свой мир
Сензитивный Как правило, не способен проявить агрессию ввиду высоких морально-нравственных качеств личности. Склонен к аутоагрессии
Астено-невротический Редко проявляет агрессию, так как неэнергичен
Конформный Проявления агрессивности зависят от наличия агрессивных норм взаимоотношений в группе
Неустойчивый Проявляет агрессию при невозможности достичь быстрого удовлетворения потребностей. Агрессивность в этом случае выступает как проявление морального дефекта
Гипертимный Может злиться, но недолго, в случае ущемления свободы или широты интересов
Циклоидный Склонен, скорее, к аутоагрессии в субдепрессивные периоды

Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера .
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции.
Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии – нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т. п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций – сенситивной и эпилептоидной. ........


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отклонения поведения детей и подростков от общепринятых норм морали, права, культуры, психического здоровья следует признать важнейшей проблемой современной России. Особенно подвержены отклонениям в поведении подростки – люди еще не обладающие достаточной социальной и эмоциональной зрелостью. Они особенно нуждаются в опеке воспитателей, учителей, помощи психологов. Девиантное поведение часто проявляется в виде деструктивности, разрушительности. Подросток еще не умеет созидать, зато обладает огромной разрушительной силой. Деструктивность проявляет чаще всего как агрессия. Если у подростка закрепляется склонность реагировать агрессивно, то можно говорить уже о том, что он имеет личностную черту – агрессивность. Агрессивное поведение не следует признавать отдельным видом девиантного поведения, но она чаще всего сопровождает различные его формы и виды. Агрессивное поведение проявляется в тяжелых, неприятных для окружающих, а часто и для самого девианта, формах: в виде физической расправы над слабым, злоязычии, стремлении доминировать, причинять вред людям, портить имущество. В общем и целом, агрессия и агрессивность увеличивает общественную напряженность. Проблема эта достаточно старая. Найти рычаги управления агрессивным поведением пытались многие теоретики и практики психологической науки. Одной из ведущих теорий, объясняющих агрессивное поведение как конфликт между личностью и обществом, является психоанализ. Часто профилактическая и реабилитационная работа строится как переучивание, которое невозможно без практики, выработанной в рамках концепции социального научения.
Наиболее сложным в отношении девиантного поведения обычно считают подростковый возраст. Кажется, что само содержание возрастных процессов, подчас обусловливают формирование девиантного поведения. На агрессивность в подростковом возрасте можно смотреть и как на результат того, что подросток еще очень мало знает о себе самом. Формирующееся самосознание требует от подростка изучения среды и самого себя, требует рискованных шагов по отношению к общественным нормам для установления опытным путем их границ. На фоне сегодняшнего повсеместного семейного неблагополучия, семейных дисфункций агрессивное поведение у подростков проявляется особенно ярко. Как известно, семья является основным источником формирования характер подростка. Именно от семейной обстановки будет зависеть, какую акцентуацию приобретет характер молодого человека или девушки. В настоящее время среди молодежи много явных акцентуантов, увеличилось также и количество психопатов, людей с пограничными расстройствами. Такие люди хуже, чем нормально социализированные, контролируют свою агрессивность, с большим трудом овладевают социально одобряемыми формами выражения агрессии. В связи с тенденцией уравнения в правах, обязанностях, социальных возможностях мужчин и женщин возникают неожиданные проблемы полоролевой идентичности, неразрешенность которых в каждом конкретном случае может приводит к агрессивному поведению. Кроме того, женские роли стали приближаться к мужским, которые традиционно отличались большей агрессивностью. Спутанность ролей, трудности полоролевой идентичности, «похожесть» женских и мужских ролей – все это приводит к тому, что женщины вообще, и девочки-подростки, в частности, стали более агрессивными. И все же проявления агрессивности у девочек-подростков несколько отличаются от проявления ее у мальчиков: девочки чаще проявляют агрессивность в косвенных формах, побегах, суицидах. Девочки-подростки чаще, чем мальчики реагируют агрессией на фрустрацию, источником которой является группа, девочки быстрее и легче научаются проявлять агрессию в связи с особенностями современного формирования полоролевой идентичности.
Мы построили свое исследование агрессивности у девочек-подростков как диагностическое. Наше исследование было построено с использованием методик Г. Айзенка и С. Розенцвейга. Нашими испытуемыми являлись 20 девочек-подростков, участвовавших в работе подростковых клубов. Диагностическое исследование позволило установить агрессивность носит характер самозащиты от внешней угрозы. Ведущей тенденцией можно считать экстрапунитивную, ведущим типом реагирования в напряженной ситуации – самозащиту испытуемых. Девочки-подростки еще не концентрируются на удовлетворении своих потребностей, стараясь преодолеть внешнее препятствие. Преобладающим психическим состоянием в исследованной выборке являлась агрессивность. Агрессивность находится в отрицательной зависимости с интропунитивными реакциями. Современная девочка-подросток не будет обвинять себя, проявлять высокоответственное поведение.
Основываясь на данных нашего диагностического исследования можно строить профилактическую и реабилитационную работу. Профилактика отклоняющегося поведения преследует цели предупреждения девиантного, и в частности, агрессивного поведения. В настоящее время это целостная система мер, применяемых на различных уровнях, начиная от общегосударственного, заканчивая профилактическими мероприятиями в каждой школе и подростковом клубе. Существенное место в процессах профилактики отводится психологу, как носителю гуманного отношения к человеку, как специалисту, владеющими особенными подходами и методами к подростковой душе. Психолог участвует в первичной профилактике, позволяющей просвещать подростков о последствиях отклоняющегося поведения. Он – активный участник вторичной профилактики, позволяющей выявлять нервно-психические расстройства, развивать у подростков устойчивость к негативным влияниям среды, выстраивать самосознание ответственной и свободной личности. Психологи участвуют и в третичной профилактике, представляющей собой скорее реабилитацию, ресоциализацию тех подростков, которые уже совершили нечто серьезное по отношению к обществу и государству: правонарушения, преступления. Психолог помогает также тем, кто склонен решать свои проблемы через суицид, через психические заболевания. Социально-психологическая реабилитация – это, в конечном итоге, вмешательство, интервенция в личностное пространство подростка для того, чтобы с ним произошли позитивные изменения, чтобы он смог выбрать социально одобряемые формы поведения, мог социально адаптироваться. Ведущими методами как психопрофилактической, так и в психореабилитационной работе являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг. Сложно переоценить такой важнейший вид психологической помощи как психологическое консультирование. Оно требует больших знаний и опыта. Как правило, на различный уровнях профилактики и реабилитации обязательно проводятся консультации подростков с агрессивным поведением, позволяющие ребенку «заглянуть в себя», встать на позиции другого человека, оценить истоки и необходимость агрессивного поведения в жизни вообще, выработать другие, неагрессивные способы взаимодействия с миром.


ГЛОССАРИЙ
Научение социальное Термин, введенный бихевиористами и означающий приобретение организмом новых реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдению за ним.
Ответственность Осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.
Поведение агрессивное Специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства вы силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Девиантное поведение Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения: преступность и уголовно ненаказуемые аморальное поведение.
Социально-психологическая реабилитация Система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса.
Фрейдизм Направление, созданное З.Фрейдом и его последователями. В рамках этого направления изучается влияние бессознательного на жизнь человека.
Переживание Любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни.
Барьер смысловой Взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл.
Тренинг социально-психологический Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.
Установка Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
Фрустрация Психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.
Деятельность Динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной деятельности.
Общение Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Консультативная психология Раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи
Подростковый возраст Период онтогенеза (от 10-11 лет до 15-16), соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот возраст относится к критическим, когда коренным образом изменяется личность человека.
Лживость Индивидуально-психологическая особенность, выражающаяся в сознательном искажении действительного положения вещей, стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург. - 1998;
2. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985;
3. Альманах психологических тестов/ сост. Р.Р. Римский и С.А. Римская. - М., 1997;
4. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы// Вестник МГУ, сер. 14, Психология. № 4, 1995;
5. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989;
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999;
7. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде). - М., 2000;
8. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989;
9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 1999;
10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997;
11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М, 1991;
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984;
13. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976;
14. Гиппенретер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1997;
15. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - СПб., 2002;
16. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? - М., 1991;
17. Грешнев Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: Автореф. дис… канд. психол. наук. - Тамбов, 2002;
18. Гуманистическая и трансперсональная психология. - М., 2000;
19. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., 2000;
20. Драгунова Т.В. Подросток. – М., 1976;
21. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991;
22. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М., 2003;
23. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // Вопросы психологии. – 2001. – № 6;
24. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. - М., 2001;
25. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999
26. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999;
27. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону., 1997;
28. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999;
29. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Ленинград, 1983;
30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков//Психология подростка. Хрестоматия/ сост. Ю.И.Фролов. - М., 1997;
31. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994;
32. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1998;
33. Можинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб., 1999;
34. Морозова М.В., Овчинникова М.Н. Диагностика суицидального поведения подростков. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. – М., 1994;
35. Основы конструктивного общения/сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. - М., 1997;
36. Основы психодиагностики/ под ред. А.Г.Шмелева. - Ростов-на-Дону., 1996;
37. Практическая психодиагностика/ ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 1998;
38. Психоаналитические термины и понятия/под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Файна. – М., 2000;
39. Психология и психоанализ характера/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский - Самара, 1998;
40. Психология.Словарь / сост. Л.А.Карпенко. - М., 1990;
41. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. - М., 2003;
42. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону, 1997;
43. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара, 1996;
44. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М., 1978;
45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994;
46. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1994;
47. Чайка Р.П. Школьный психолог и конфликты в школе // Психологический журнал. – 2003. - том 20;
48. Шульженко Е.Е. Конфликты у подростков в школе и дома // Вопросы психологии. – 2002. - № 2;





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.