Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА в РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: 69.

Описание (план):


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКА) ПРАВА………………………………..5

2. ВИДЫ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА………………………………………8

3.НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...35


Введение



Актуальность темы курсовой работы. На современном этапе развития усиливается регулирующая роль права, формируется понимание ценности законодательства как важнейшего инструмента преобразований государства и общества.
Анализируя законодательство, можно сделать вывод об уровне правового сознания, в том числе и профессионального, о том, насколько страна приблизилась к идеалу демократического социального правового государства.
Цивилизованное законодательство – важнейшее условие создания правового порядка и организованности, развития демократии, охраны свободы. В связи с этим необходимо повышать авторитет Конституции, закона, законодательства в целом. Однако это нельзя сделать искусственно. Законодательство само должно отражать идеи добра и справедливости, равенства и свободы, уважения к достоинству личности. Важнейшим условием становления правового государства является формирование уважения к праву, неукоснительное следование его нормам и принципам.
За годы независимости Беларуси удалось создать собственную национальную правовую систему, однако остаётся ещё много проблем.
Законодательство должно быть ориентировано на обеспечение и охрану прав и свобод человека и гражданина, создание равных условий для работы организаций, относящихся к различным формам собственности. Оно должно приобрести системность, соблюдать установленные Конституцией или вытекающие из её содержания принципы построения системы права, исключить противоречивость и несогласованность норм.
Помимо нормативных актов право имеет свои источники и в иных формах – обычаях, прецедентах, правовых принципах. Правильное определение иерархии источников права позволяет обеспечить целостность системы. Ведь режим конституционности (законности) в значительной мере зависит от правильного определения юридической силы источников права, их иерархической соподчинённости. Без этого правовая система развивается хаотично, преобладает субъективизм, не имеющее юридической основы чиновничье “усмотрение”.
Правильное (в соответствии с Конституцией) “выстраивание” всей совокупности источников права по вертикали и горизонтали позволяет однозначно решать возникающие споры, вне зависимости от того, кто я является их участниками.
Всем этим, по моему мнению, и определяется актуальность темы моей курсовой работы.
Объектом исследования в курсовой работе является понятие и виды форм (источников) права.
Предметом исследования – общие вопросы правовой характеристики понятия формы (источника) права, особенности отдельных видов форм (источников) права.
Цель исследования вытекает из предмета исследования и заключается в рассмотрении наиболее общих вопросов правовой характеристики понятия формы (источника) права, содержания и особенностей отельных видов форм (источников) права.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы раскрыть понятия формы (источника) права, рассмотреть взаимосвязь сущности и формы права, дать общую правовую характеристику видов форм (источников) права, а именно правового обычая и его значения в современном праве, судебного прецедента и решений Конституционного Суда, нормативного договора и его особенностей, общих принципов права, доктрины, религиозных текстов, рассмотреть нормативные правовые акты, являющиеся основным источником права Республики Беларусь, их виды, иерархию, юридическую силу актов, дать понятие закона, раскрыть его в узком и широком смысле слова.
Методы исследования. Основными частно-научными методами исследования в курсовой работе являются историко-правовой метод, формально-юридический и сравнительно-правовой.
Краткая характеристика специальной литературы по теме. В юридической науке видам форм (источников) права посвящено немало работ. Большое значение для написания курсовой работы имеют работы белорусских правоведов профессоров Г.А. Василевича, А.Ф. Вишневского, С.Г. Дробязко. Кроме того, использованы работы ряда российских авторов, в частности А.Б. Венгерова, М.Н. Марченко, С.С. Алексеева, В.С. Нерсесянца, А.С. Пиголкина. Российский законодательный опыт представляется особо ценным для Беларуси, исходя из достаточно сходных условий.
Структура курсовой работы включает титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение и список использованных источников.
Написана курсовая работа на …. страницах компьютерного текста.

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКА) ПРАВА


Понятие “источник права” многозначно. Источники права можно рассматривать в материальном, идеальном и юридическом аспектах. [6, c.5].
Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права.
Под источником права в идеальном смысле понимают различные правовые учения, правосознание.
Когда говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Таким образом, под источником права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создаёт, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм. [10, c. 200].
Когда говорится об “источнике”, например “источнике власти” или “источнике права”, необходимо ответить на вопрос о том, где содержатся правовые нормы, общеобязательные правила поведения.
Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы его выражения. (В данном случае не рассматриваются материальные и иные источники права.)
Специалисты в области юриспруденции дают различные определения понятия “источники права”. Одни отмечают, что источник права - это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
В.С. Нерсесянц, давая определение источников права, отождествляет их с формами права. По его мнению, источники права - “это официально определённые нормы выражения содержания права”. Аналогичную позицию занимают и другие авторы.
В свою очередь отдельные учёные полагают, что понятия “источник права” и “форма права” следует различать, так как источник права представляет собой систему факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения, а форма показывает, как право выражено вовне. Безусловно, различие этих понятий позволяет устранить путаницу между ними.
Юристы в своё время отмечали, что форма советского права образуется исключительно нормативно-правовыми актами. На исключительное положение нормативных актов как источников права обращал внимание в своих первых фундаментальных трудах и другой известный русский учёный-правовед С.С. Алексеев.
Та форма, в которой выражено право, часто позволяет быстро определить соотношение источников права (прежде всего это касается нормативных правовых актов), так как, идентифицируя внешнее выражение права, мы во многом уже определяем и юридическую силу данного источника.
Форма и источник соотносятся как форма и содержание.
Некоторые формы права могут возникать вне государства (например, обычное право). Как справедливо отмечается в литературе, нормативные акты создаются государством, а иные формы оно лишь санкционирует. В этом основное их различие.
Право включает не только нормативные акты, но и правовые отношения, правовую идеологию, правовое сознание. Помимо видимого различия, исходя из этого, между правом и законом есть ещё некоторые особенности:
а) право шире закона, так как правовые нормы фиксируются и в иных актах;
б) закон издаётся государственным органом, а право предшествует закону.
Известный российский учёный академик В.Н. Кудрявцев обращает внимание на три модели соотношения права и государства, первичности и верховенства одного из этих институтов: тоталитарную, где государство не связано правом; либеральную, где государство вторично, а право выше; прагматичную, при которой государство не только создаёт право, но и связано им.
Конечно, В.Н. Кудрявцев не упрощает выражение “право создаётся государством”, так как исходит из признания права в широком смысле, где есть место и правовой идеологии, правовому сознанию, но государство создаёт центральное звено (ядро) права – писаное право.
Что же касается связанности государства правом, то имеется в виду обязательность правовых актов для всех – граждан, организаций, должностных лиц, государственных органов. Государство в праве изменить или отменить акт в порядке, предусмотренном законами, однако любая отмена государственной властью собственных правовых предписаний ослабляет её авторитет, снижает степень доверия. [6, c. 6-7].
Видным белорусским учёным-юристом С.Г. Дробязко право характеризуется в трёх плоскостях:
а) правосознании;
б) нормативном массиве (законодательстве);
в) правоотношениях.
При этом он различает статичную (нормы или “право в книгах”) и динамичную (правосознание и правоотношения) стороны права. На наш взгляд, эта точка зрения позволяет полностью охватить природу права, а значит является основой для его правильно определения.
Исходя из того, что в праве должно интегрироваться всё наиболее ценное, присущее как самому праву, так и другим социальным регуляторам (нравственность, религия, обычаи и т. д.), профессор С.Г. Дробязко определяет право как “верховенствующий, общесоциальный, интегративный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую справедливость в системе норм, определяющих круг субъектов права, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса”. [6, c. 7].
Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно использовать термин “источник норм права”, тогда источником норм права можно обозначить социальные условия и предпосылки права, а юридическим источником – правотворческое решение компетентного органа о принятии, изменении или отмене нормативно-правового акта, правовых норм. Смысл данного разграничения в том, что правотворческое решение не сливается с самим нормативно-правовым актом. “Это внешняя форма права, выражающая государственную волю вовне”. [10, c. 201].
Формы (источники) права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам общеобязательного юридического значения.
“Источник права” – специальный правовой термин, употребляемый для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Под ним понимается не исходная сила, обусловливающая само существование права, а форма, где существуют юридические нормы.
Источники права связаны с деятельностью государства. Эта деятельность подразделяется на две разновидности: деятельность по разработке и изданию юридических норм (правотворчество) и деятельность по приданию юридической силы иным социальным нормам, например обычаям (их санкционирование).
Часто совокупность называемых в литературе источников права определяется в зависимости от того, к какой правовой семье принадлежит национальная правовая система. На европейском континенте различают две основные правовые семьи: англосаксонскую и романо-германскую. Каждая из них имеет свою специфику. Главным здесь являлось определение места и роли писаных (нормативных правовых) актов, обычаев, судебных прецедентов. В романо-германской правовой семье, которой принадлежит правовая система Беларуси, первостепенную роль играют законы и, как правило, не признаётся прецедент (судебный или административный) в качестве источника права.
В настоящее время, на мой взгляд, всё большую роль среди источников права должны иметь и иные, ранее не традиционные для нас, формы (источники) права. Ведь процесс конвергенции различных правовых семей уже начался. Следует пересмотреть старую научную доктрину, которая признавала в качестве источника права только продукт деятельности государства, должен получит признание тот взгляд, что для цивилизованного развития современного государства и права концепции юридического позитивизма недостаточно. Следует искать истоки права в природе человека, его разуме, нравственных принципах, идее справедливости. [6, c. 7-8].


2. ВИДЫ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА


В мировой юридической науке известны следующие формы (источники) права:
• правовой обычай;
• нормативный акт государственного органа;
• судебный прецедент;
• нормативный договор;
• общие принципы права;
• идеи и доктрины;
• религиозные тексты
Некоторые учёные выделяют четыре формы:
• нормативный акт
• правовой обычай
• юридический прецедент
• нормативный договор.....................


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Нормативно-правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнения-ми) – Мн.: “Полымя” 2002. – 94 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – 2-е изд., с изм. и доп. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2001. - 631с.
3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Текст Кодекса по состоянию на 10 ноября 2002 г. – Мн.: Амалфея, 2003. – 320 с.
4. Закон от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Бе-ларусь” (в ред. Закона от 4 января 2002 г.). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. № 361 – 3.

Специальная литература

5. Зивс, С.Л. Источники права. М., - 1981. – 153 с.
6. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина / Г.А. Василевич. – Мн.: Тесей, 2005. – 136 с.
7. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учеб. для вузов - М., 1999. – 400 с.
8. Общая теория права / Под ред. Алексеева С.С. – М. 1981. – 359 c.
9. Общая теория государства и права: Учеб. пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. Ред. Проф. В.А. Кучинского. – Мн.: Амалфея, 2002. – 656 с.
10. Общая теория права / Под ред. Дробязко С.Г. – Мн. 2005. – 464 с.
11. Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко: в 2 т. Т.2. – М., 1998. – 420 с.
12. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. – М. 1995. – 383 с.
13. Теория государства и права. Часть 2. Общая теория права / Под ред. А.Б. Венгерова. – М. 1995. – 430 с.
14. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Милько. - М., 1997. – 329 с.








Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.