На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Судебная система в субъектах РФ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: 45.

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Судебная власть: основы и ее роль и место в системе органов государственной власти 5
1.1. Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации 5
1.2.Реализация конституционных положений об основах судебной власти 7
Глава 2. Судебная власть в системе разделения властей субъекта Российской Федерации 13
2.1.Особенности судебной власти в системе разделения властей субъекта Российской Федерации 13
2.2. Судебная ветвь государственной власти в субъектах федерации: вопросы необходимости 18
Заключение 30
Список литературы 34

Введение

Независимая и самостоятельная, обладающая должной силой и авторитетом судебная власть - один из основных признаков правового государства. Суду принадлежит ведущая роль в утверждении конституционной законности, соблюдении принципа верховенства права. Основное назначение судебной власти - разрешение социальных споров между человеком, обществом и государством на основе права. Именно судебная власть способна в полном объеме и наиболее эффективно защитить конституционные права и свободы человека и гражданина.
В структуре государственной власти любой страны судебная власть занимает особое место. С принятием Конституции РФ роль судебной власти в государственном механизме России значительно изменилась. Согласно закрепленному в ст. 10 Конституции РФ принципу разделения властей, ^ судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти, что вызывает необходимость изучения роли и места судов в системе органов государственной власти. К моменту конституционного закрепления принципа разделения властей в Российской Федерации многие вопросы конституционного статуса судебной власти оказались одними из самых слабо разработанных. Вышедшие за последнее десятилетие работы, касающиеся проблем судебной власти, во многом восполнили пробелы в исследовании данной проблематики, однако существует ряд вопросов, которые ^ еще не являлись предметом научного осмысления либо были рассмотрены фрагментарно.
В юридической науке проблемы конституционных принципов судебной власти являются предметом специального рассмотрения.
Общетеоретические аспекты этой темы исследовались в работах С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, А.А. Безуглова, М.В. Баглая, А.А. Белкина, Н.В. Богдановой, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Г.М. Габричидзе, Ю.А. Дмитриева и др.
Целью курсовой работы является определение понятия, юридической природы, системы и содержания конституционных принципов судебной власти, выявление основных направлений совершенствования судебной системы России на основе их реализации.
Для достижения обозначенной цели определён круг следующих задач:
- определить место судебной власти системе органов государственной власти;
- проанализировать процесс реализации конституционных положений об основах судебной власти;
- определить особенности судебной власти в системе разделения властей в субъектах РФ;
- проанализировать вопрос необходимости создания судебной ветви государственной власти в субъектах федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционных принципов судебной власти в субъектах Российской Федерации.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с деятельностью органов судебной власти, направленные на закрепление конституционных основ этой деятельности, обеспечение её правовых принципов и особенностей реализации.
В качестве методов познания использовались методы логического, историко-правового, сравнительно-правового, конкретно-социологического и системного анализа.


Глава 1. Судебная власть: основы и ее роль и место в системе органов государственной власти
1.1. Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
В Конституции РФ термин "судебная власть" раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции РФ употребляется термин "правосудие", которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные.
Одна из статей главы "Судебная власть" посвящена прокуратуре, что может создать впечатление о вхождении прокуратуры в число органов, осуществляющих судебную власть. Но такое впечатление ошибочно, ибо прокуратура и суд абсолютно независимы друг от друга и являют собой системы с различными функциями, хотя прокуратура оказывает существенное содействие осуществлению судебной власти. Включение статьи о прокуратуре в главу о судебной власти следует скорее объяснить данью традиции.
Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам РФ. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.
Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.
Положение судебной власти в системе разделения властей начинает выглядеть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об организации этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, что поскольку из смысла ст. 10 и 11 Конституции РФ вытекает распространение принципа разделения властей также на субъекты РФ, последние вправе самостоятельно образовывать собственные органы судебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, природа судебной власти в отличие от двух других такова, что она может функционировать только при существовании своеобразной вертикали судебных органов снизу доверху. И Конституция РФ отдает предпочтение как раз такому подходу.
В 90-е годы произошла значительная демократизация судебной системы. В декабре 1996 г. был принят Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", в 1997 — Федеральные законы об исполнительном производстве, о судебных приставах, о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ. Необходимо существенное обновление Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. Судебная реформа при своем завершении должна обеспечить реализацию единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, поднять престиж судебной власти, гарантировать ее независимость и высокий профессионализм.

1.2.Реализация конституционных положений об основах судебной власти
Конституция Российской Федерации утвердила в системе государственной власти страны самостоятельное положение судебной власти в структуре государственного механизма как независимой, суверенной отрасли, равновеликой законодательной и исполнительной отраслям государственной власти.
Указав основные признаки, задачи судебной власти, средства ее реализации, компетенцию ее органов, Конституция наметила программу законодательных работ по утверждению ее структуры и организации деятельности. Определение конституционных начал организации судебной власти отразило федеративные основы построения Российского государства, распределение содержания и пределов нормотворческой компетенции в сфере судоустройства, основные направления и формы его законодательного регулирования.
Эти установления и их претворение в жизнь составили первый этап проводимой в стране судебной реформы. Реализация положений выстроенной в Конституции РФ политико-правовой концепции судебной власти стала задачей преобразований законодательства о судоустройстве. Судоустройство как сфера правовой организации носителей судебной власти, основной функцией которых является разрешение социально-правовых конфликтов посредством осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным делам, а также путем конституционного контроля нормативных актов в форме конституционного судопроизводства, относится Конституцией к ведению Российской Федерации. Основы правового регулирования этой отрасли государственной власти должны содержаться в Конституции, в федеральных конституционных законах, в федеральных законах.
Этим законодательством устанавливаются основные институты, устройство и организация деятельности судебной системы, ее инфраструктуры, т.е. всех элементов, составляющих общую сферу судебной власти.
К подлежащим правовому регулированию структурным элементам общей сферы судебной власти относятся: система судебных органов, принципы ее организации и основные начала правосудия, формы судопроизводства и их особенности, основы статуса судей и формирования судейского корпуса, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судей, исполнение судебных актов, функционирование органов судейского сообщества. Таким образом, теоретическое понимание категории сферы судебной власти, составляющей комплекс правоотношений и многообразный круг нормативных законодательных актов, охватывает совокупность судебных органов и учреждений, непосредственно обеспечивающих их деятельность, объединенных единством принципов и задач, руководствующихся в своей деятельности общими правовыми основами. Вместе с тем анализ общественной практики и законотворчества последних десятилетий показал, что между конституционным определением цели построения государственно-правового института судебной власти в соответствии с концепцией разделения властей и достижением результатов его реального и полного формирования, обеспечением успешного функционирования лежит длительный и трудный период становления судебной власти, ее органов и учреждений, соответствующей правовой базы. В ходе социальных и политических преобразований, осуществленных в Российской Федерации в конце XX - начале XXI в., существенно изменился облик судебной системы, возросла роль судов в государственной жизни, во многом иным стало отношение общества к судебной деятельности и ее представителям. В значительной мере этому способствовала проводимая в стране судебная реформа.
Известно, что в истории России переломные этапы социально-политического развития страны всегда сопровождались существенными изменениями судебной системы, характера и принципов судоустройства и судопроизводства. Так было в середине XIX в. и в XX в.; аналогичные процессы мы наблюдаем в конце XX - начале XXI в. Об этих вехах в истории российского законодательства о судоустройстве не следует забывать, поскольку для российского законотворчества характерна преемственность исторической традиции. Новые законодательные акты в области судоустройства и судопроизводства всегда в той или иной мере учитывали законодательный опыт предшествующих поколений.
Судебная реформа, проводимая в России, не завершена, но очевидна значительность проделанной в ходе ее реализации законодательной и организационной работы.
Начало этой реформаторской деятельности было положено, в частности, в связи с выдвижением и утверждением в сознании российского общества идеи формирования правового государства и гражданского общества.
Состояние строительства судебной власти и осуществления судебной реформы традиционно оценивается на происходящих каждые четыре года Всероссийских съездах судей Российской Федерации. Так, на VII Всероссийском съезде судей, отвечая на критику в адрес организации и деятельности судебной системы, его участники напомнили, что за годы, прошедшие с момента принятия российским парламентом Концепции судебной реформы в 1991 г., явившейся в известной мере идеологической основой преобразований судебной системы и провозгласившей в качестве приоритетных направлений ее развития обеспечение доступности правосудия, эффективную защиту прав и свобод человека, была проведена значительная организационная и законодательная работа.
Основные направления судебной реформы были поддержаны и получили дальнейшее развитие в Конституции РФ, которая гарантировала каждому судебную защиту его прав и свобод, закрепила такие основополагающие принципы осуществления правосудия, как равенство всех перед законом и судом, независимость судей, состязательность судопроизводства и равноправие сторон.
К достижениям судебной реформы на втором этапе ее реализации, утвержденным Конституцией РФ и закрепленным рядом федеральных конституционных и федеральных законов, можно отнести следующие преобразования...............


Заключение

Судебная власть - самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для: 1) разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, юридическими лицами; 2) контроля за конституционностью законов; 3) защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; 4) контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведения оперативно-розыскной деятельности; 5) установления юридических фактов.
Судебную власть следует понимать и как систему органов, ее осуществляющих, и как возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий. Эти элементы органически связаны друг с другом настолько тесно, что при отсутствии одного из них речь идет уже не о власти, а о безвластии.
Самостоятельность и независимость судебной власти нужна ей не для того, чтобы стать неконтролируемой и неуправляемой, не для самоутверждения судебного корпуса, его элитности, а для обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей и защитить права и свободы как отдельных граждан, так и их объединений, и общества в целом.
Правосудие является одним из важнейших проявлений судебной власти. Правосудие есть осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению конкретных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.
Основные и специфические признаки правосудия состоят в том, что оно осуществляется: во-первых, специфическими государственными органами -судами; во-вторых, в точном соответствии с законом; в-третьих, путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях конкретных дел посредством установленных Конституцией форм судопроизводства.
Правосудие есть важнейшее, но не единственное проявление судебной власти. Помимо правосудия судебная власть включает и другие полномочия, имеющие большое социальное значение.
Тенденция привлечения судов к контролю за решениями и действиями других ветвей власти, начиная с принятия действующей Конституции, постоянно расширяется и укрепляется. Расширение полномочий судебной власти проявляется также в праве судов осуществлять контроль за законностью и обоснованностью действий правоохранительных органов и, особенно в тех случаях, когда есть опасность ограничения конституционных прав и свобод граждан.
Такой широкий диапазон правозащитных функций судебных органов требует, чтобы судебная власть была сильной, независимой, авторитетной и могла действовать самостоятельно.
Статус судебной власти раскрывается, в первую очередь, путем формулирования принципов ее осуществления.
Конституционные принципы судебной власти - это закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законах основные, исходные, руководящие нормативные положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую систему, определяющие организацию и деятельность судебной власти по выполнению стоящих перед ней задач.
Система конституционных принципов судебной власти включает: судебную защиту прав человека; равенство граждан перед судом и законом; осуществление правосудия только судом; осуществление правосудия в точном соответствии с законом; самостоятельность судов и независимость судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей; неприкосновенность судей; несменяемость судей; участие граждан в осуществлении правосудия; состязательность и равноправие сторон; национальный язык судопроизводства; открытое разбирательство дел во всех судах; единство судебной системы и ее установление Конституцией и Федеральным Конституционным Законом; гласность судопроизводства; компетентность, объективность и беспристрастность суда.
Каждый принцип судебной власти выполняет свою определенную роль в организации и деятельности судов. Эти принципы действуют не разрозненно, а в совокупности. Они объединены общей целью - организовать судебные органы и их деятельность, направленную на защиту от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав, свобод и законных интересов граждан и других социальных ценностей. В этом состоит назначение принципов судебной власти.
Судебная власть - самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, главной функцией которой является осуществление правосудия. Конституционный статус судебной власти раскрывается, в первую очередь, путем формулирования в Конституции РФ основных принципов ее функционирования.


Список использованных источников

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с изм. от 30.12.2008). // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 01.05.1995, N 18, ст. 1589.
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997, N 1, ст. 1.
5. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 21.12.1998, N 51, ст. 6270.
6. Федеральный закон от 6.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10. 1999, N 42, ст. 5005.
7. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. N 170, 29.07.1992.

Справочная литература:

8. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2007. С. 227
9. Брусин А.М. "Двойное" конституционное правосудие: ненужная роскошь или насущная необходимость? // Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга. 2002. N 3(9). С. 141.
10. Быков В.П. Конституционно-правовые проблемы организации деятельности мировых судей // Российская юстиция. 2007. N 7. С. 10.
11. Иванов В.П., Шипелов А.Е. Конституционный Суд в системе органов государственной власти // Закон и право. 2006. N 2. С. 5.
12. Ишеков К.А. Особенности конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве: Конституционно-правовые вопросы. Материалы международной научной конференции. Москва, 7 - 9 апреля 2005 г. / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: ТК "Велби"; Издательство "Проспект", 2006. С. 228.
13. Конституционное право субъектов Российской Федерации. М., 2002. С. 500.
14. Коровинских Д.С., Доронина О.Н. Система правовой охраны Конституции Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 5. – С. 32.
15. Кряжков В.А. Региональная конституционная юстиция в Российской Федерации: состояние и пути развития // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 3. С. 5.
16. Курбатов А.Я. Исполнение налоговых обязательств в безналичной форме // Арбитражная практика. 2004. N 1. С. 26.
17. Курбатов А.Я. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации // Закон. 2004. N 6. – С. 55-60.
18. Максимов В.В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2001. N 9.
19. Малюшин А.А. Полномочия судов в области толкования и охраны Конституции РФ // Российский судья. 2009. N 2. – С. 11-14.
20. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2008. С. 308.
21. Митюков М.А. Современные тенденции развития региональной конституционной юстиции (опыт социологического осмысления) // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 14. С. 19.
22. Монтескье Ш. О духе законов. Антология мировой правовой мысли. Т. 3. М., 1999. С. 117.
23. Морщакова Т.Г. Российское судоустройство: кривая роста // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 5.
24. Мурадьян Э.М. Судебное право. В контексте трех процессуальных кодексов. М., 2003.
25. Обсуждение проблем совершенствования законодательства о судоустройстве и судопроизводстве // Советская юстиция. 1988. N 12.
26. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах РФ (1990 - 2000 гг.). М., 2001. С. 6 - 11.
27. Осипова М.С. Мировая юстиция (региональный аспект) // Юрист. 2007. N 2. С. 57.
28. Павликов С.Г. Статус мировых судей субъектов Российской Федерации: Региональный аспект нормотворчества // Мировой судья. 2004. N 6. С. 9.
29. Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования" // Российская юстиция. 2009. N 1.
30. Романов М.Л. Решения Конституционного Суда России как источник административного права // Правовая политика и правовая жизнь. М.-Саратов, 2006. N 1. С. 165 - 168, N 2. С. 23 - 26.
31. Ряховская Т.И. Система органов охраны (защиты) Конституции Российской Федерации: некоторые вопросы // Развитие молодежной юридической науки в современном мире: Материалы II Общероссийской научной юридической интернет-конференции аспирантов и студентов. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007.
32. Савельева О.А. Решения Конституционного Суда РФ: роль в применении уголовного закона // Роль судебного толкования в применении уголовного закона: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2006.
33. Саркисян Г.Р. Конституционный Суд РА и его полномочия (в сравнительном анализе) // Судебная власть России: история, теория, практика: Сборник статей по материалам научно-практической конференции (Москва, 14 декабря 2004 года). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005.
34. Статистическая справка о работе судов общей юрисдикции за 2008 год // Российская юстиция. 2009. N 3.
35. Терехин В.А. Некоторые достижения и просчеты современной судебной реформы // Российская юстиция. 2008. N 10. С. 3.
36. Терехин В.А. Приоритетные направления судебной реформы в современной России // Российская юстиция. 2008. N 8. С. 11.
37. Тушев А.А. О необходимости дальнейшего редактирования УПК РФ // Российская юстиция. 2009. N 1.
38. Цыганаш В.Н. Нужно ли менять функции мирового судьи? К постановке вопроса о комплексном подходе к изучению мировой юстиции (в порядке дискуссии на тему, не нуждается ли мировая юстиция в изменении полномочий) // Мировой судья. 2004. N 6. С. 7.
39. Шахрай С.М. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в условиях становления конституционных основ федерализма // Дайджест оперативной информации "Акты конституционного правосудия субъектов РФ". М., 2008. N 8. С. 96.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.