На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ И ОТЦА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА ПОДРОСТКА

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)


Специальность 030301 Психология


КУРСОВАЯ РАБОТА


ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ И ОТЦА
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА ПОДРОСТКА


Научный руководитель Чудасова Людмила Алексеевна


САМАРА 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ……………………..6
1.1 Роль семьи в развитии и воспитании ребенка…………………………………6
1.2 Классификация стилей родительского воспитания………………………….10
ГЛАВА II . РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА………………………………………………………...…………...202.1 Основные закономерности развития личности в подростковом возрасте….20 2.2 Особенности стиля воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка……………………………………………………………………………27ГЛАВА III. АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ И ОТЦА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА ПОДРОСТКА………...35
3.1 Особенности и пути улучшения стилей воспитания родителей подростков в зависимости от пола………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….50


ВВЕДЕНИЕ
Проблема роли семьи в формировании личности, детско-родительских отношений приобретает в настоящее время особую актуальность. Предназначение семьи в новом обществе всё в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и самореализации личности каждого её члена. В современной семье именно родители несут правовую, материальную и моральную ответственность за воспитание и обучение детей вплоть до обретения ими статуса взрослых членов общества, что определяет особое значение типа семейного воспитания для гармоничного развития подростка.
Также одной из актуальных задач сегодня является изучение соотношения материнства и отцовства, детерминант их развития и специфических функций. Для формирования личности необходимы и отцовская, и материнская любовь, их синтез обеспечивают формирование духовно здоровой зрелой личности. Кроме того актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей родителя.
Важность изучения отношений с родителями в подростковом возрасте обусловлена следующим: особенности отношений подростка с родителями существенным образом влияют на его личностное развитие и на решение задач развития - как достижение автономности и построение личностной идентичности. В настоящее время выражены негативные тенденции в развитии отношений в семье, в частности детско-родительских отношений, что ставит задачу профилактики и коррекции неблагополучия в этих отношениях.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения специфики воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка.

Цель исследования: изучение особенностей материнского и отцовского стиля воспитания в зависимости от пола подростка в современной семье.
Объект исследования: подростки и их родители.
Предмет исследования: особенности стиля воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка.
Исходя из цели, были определены задачи исследования:
1. Изучение истории вопроса и современного состояния исследований гендерных особенностей семейного воспитания.
2. Выявление типов семейного воспитания в современной семье.
3. Анализ различий воспитательной позиции матери и отца в зависимости от пола и возраста подростка.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы познания; ведущие принципы научной психологии - принцип развития, системности, детерминизма; учение о структуре и динамике психологического возраста в культурно-историческом подходе Л.С.Выготского; теория периодизации психического развития ребенка Д.Б.Эльконина; исследования в области психологии семьи и детско-родительских отношений А.Адлера, Э.Фромма, Э.Г.Эйдемиллера, Д.Баумринд, А.Е.Личко, А.И.Захарова, А.С.Спиваковской.
В ходе исследования применялись следующие методы:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- статистический метод;
- метод сопоставительного анализа;
- приёмы концептуального и культурологического анализа.
Научная новизна данного исследования заключается в изучении вопроса о воспитании ребёнка с позиций отца и матери не только в результате отображения основных современных тенденций, но и с помощью изучения истории вопроса, что позволяет раскрыть его сущность в полном объёме и последить пути развития данных тенденций.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы при решении задач воспитания подрастающего поколения. Результаты могут быть полезны при решении задач семейного консультирования, оптимизации детско-родительских отношений в психологическом консультировании; при разработке программ индивидуальной и групповой профилактической работы с родителями.



ГЛАВА I. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

1.1 Роль семьи в развитии и воспитании ребенка

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.
По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям [13,245].
Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления – поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и выказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации – ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Отношения привязанности, возникающие в семье, составляют не только основу его будущих взаимоотношений с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессовых ситуациях. Таким образом, по мнению ряда авторов, главная функция семьи - обеспечить базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования [1, 28].
Подрастая, ребенок начинает идентифицировать себя со взрослыми, копировать модели родительского поведения и перенимать специфику взаимоотношений между родителями. Дети «заражаются» теми или иными привычками (эксперименты Бандуры), с легкостью перенимают у родителей или других близких людей особенности жестикуляции, походки, манеры говорить.
Тем не менее, ряд авторов считает, что роль моделей родительского поведения важна не только в процессе приобретения привычек, но и как способ преодоления стресса. Если родители реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессией, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно также [4,140].
Аналогичное влияние испытывают и межличностные отношения. Так, для мальчиков отношение отца к матери в значительной мере определяет характер их собственного отношения к девочкам. Если модель отношений в семье включает в себя теплоту, взаимную заботу и уважение, то, вероятно, этими же чертами будет характеризоваться и поведение сына. Презрительное же отношение отца к матери может оказать соответствующее влияние на отношение сына к девочкам.
Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (то есть готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (то есть примера) [4,98].
У.Бронфенбреннер (по Архиреевой Т.В., 1990) пытался установить связь между доминантностью, главенством в семье одним из родителей и активностью ребенка, его самостоятельностью. Он считает, что у ребенка формируется чувство ответственности и самостоятельности в том случае, если в семье правит родитель того же пола, что и ребенок. Мальчики более дисциплинированны в том случае, если за дисциплиной в доме следит отец, девочки более активны, если авторитет матери сильней. Но наиболее благоприятные условия для развития активности и самостоятельности детей складываются в такой семье, где оба родителя активно участвуют в воспитании ребенка, но ведут себя по-разному: один берет на себя поддерживающую функцию, другой дисциплинарную [3,55].
Известно, что ребенку необходимо общение. Однако само наличие живого общения ребенка со взрослыми еще не достаточно для его гармоничного психического развития, для полноценного созревания его личности. Большое значение имеют количество и качество общения [4,10].
Последствия недостаточного общения ребенка со взрослым для его психического развития показаны в работах, исследующих феномены психической депривации в детском возрасте.
Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.
Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции. Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов.
Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.


1.2 Классификации стилей родительского воспитания

......

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленная в исследовании цель: изучить особенности стиля воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка – достигнута.
В курсовой работе изучена роль семьи в развитии и воспитании ребенка-подростка, изучены классификации стилей родительского воспитания.
Также, в соответствии с поставленными в начале исследования задачами, были изучены основные закономерности развития личности в подростковом возрасте.
Отличительные признаки развития личности в подростковом периоде таковы:
- интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
- неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;
- самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, вероятность возникновения конфликтных отношений со взрослыми;
- формирование самооценки, характера,
- возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптационных форм поведения;
- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;
- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены;
- склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;
- появление сексуальных влечений и интересов;
- формирование самосознания своего Я, Я-концепции;
- избирательность в учении, сензитивность, способствующая развитию общих и специальных способностей.
Новообразованиями в личностном ракурсе подростков можно считать:
- «чувство взрослости»;
- самосознание;
- самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, предпочтений будущей профессии, выбор ценностных ориентиров, идеалов, жизненного пути) и формирование отношения к себе.
Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития личности.
Были также изучены особенности стиля воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка. Стиль семейного воспитания различается в зависимости от пола ребенка. При воспитании сыновей родители более склонны к поощрению автономии, при воспитании дочерей — к потворствующей инфантилизации и гиперпротекции доминирующего типа.
Большая часть родителей балуют дочерей, а с сыновьями предпочитают поддерживать товарищеские отношения, поощряют активность, но в то же время строги к ним. От девочек в большей степени ждут послушания, активность с их стороны принимается родителями только в виде словесных проявлений.
Гендерные особенности воспитания усиливаются с возрастом подростка.
Все поставленные в курсовой работе задачи выполнены, цель – достигнута.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов-на-Дону, 2008. – 448 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М., 2009. – 367 с.
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок - какой он есть. – М., 2010. – 429 с.
4. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. – 2011. - № 6. – с. 45 –53.
5. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб., 2011. – 352 с.
6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис. … канд. псих. наук. – М., 2009. – 206 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 2007. – 134 с.
8. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. – Л., 2009. – 176 с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2009. – 240 с.
10. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2010. – 224 с.
11. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1979.
12. Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 2008.
13. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 2009.
14. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 2008.
15. Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. М., 2008.
16. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки // Знание-сила. 1971. № 2, 2011.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.