На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик «Система государственного и муниципального управления». Проблемы безработицы г. Лесосибирска и пути ее решения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 91. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт управления и агробизнеса

Кафедра менеджмента и
административного управления


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Система государственного и муниципального управления»

Тема: Проблема безработицы г. Лесосибирска и пути ее решения.


Выполнил
студент группы МДЗ - 51
специальность менеджмент
.
(подпись)
Принял
(Ученое звание, степень, или должность) Федорова О.М.
(подпись)

Начальник отдела профориентации
КГБУ «ЦЗН г. Лесосибирска»
Исмагилова З.А.
Красноярского края (подпись)


Красноярск 2011
СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЕЙ
1.1. Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета………………………………………………………………………
1.2. Законодательная база по урегулированию безработицы…………………………………..
1.3. Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода………………………

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПУТЕЙ ЕЁ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
2.1. Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда……………………………………………………………………………………………
2.2. Анализ законодательной базы по управлению безработицей……………………………..
2.3. Анализ проблем безработицы………………………………………………………………..

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
3.1. Программа мероприятий……………………………………………………………………..
3.2. Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………...


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется особенностями социально-экономических процессов в современном российском обществе, связанными, прежде всего, со становлением рыночных отношений в сфере занятости. Как показал российский опыт последнего десятилетия, нельзя надеяться на то, что рынок без участия государства сам расставит все на свои места. Особенно опасно целиком полагаться на рыночную стихию сегодня, когда безработица все более приобретает скрытый характер, растет теневая занятость и т.п. В создавшихся условиях государственное регулирование занятости и безработицы приобретает большое значение.
При осуществлении политики занятости государству приходится сегодня не столько управлять социально-трудовыми отношениями, сколько заниматься вопросами их урегулирования. Поэтому необходимо делать акцент не на государственном управлении, а на регулировании, которое предполагает высокую степень самоорганизации объекта воздействия. Отсюда вытекает потребность в корректировке государственной политики занятости в целом. Необходимо выработать такой механизм управления трудовыми ресурсами, который предполагает наличие не только централизованного воздействия государства, но и адекватного рыночной ситуации процесса саморегуляции.
В настоящее время в России наблюдается все больший перекос в сторону регионального регулирования занятости и безработицы, поскольку этот уровень власти способен максимально приблизить предпринимаемые меры по социальной защите безработных и совершенствованию системы занятости к особенностям того или иного региона.
Красноярский край во многом проявил самостоятельность и новаторство в разработке основных направлений государственной политики в сфере занятости, что выразилось в более стабильном положении экономически активного населения на рынке труда. Однако остается немало проблем, наличие которых актуализирует необходимость совершенствования процесса государственного воздействия на занятость и безработицу. Среди них, прежде всего, сложности с трудоустройством социально уязвимых слоев населения, среди которых особой поддержки требует молодежь; несоответствие между уровнем образования экономически активного населения и его востребованностью на рынке труда и т.д.
Объект исследования: занятость и безработица в г. Лесосибирске Красноярского края. Предмет исследования: механизм осуществления государственного регулирования занятости и безработицы в городе.
Цель курсовой работы: выявление специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы г. Лесосибирска.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
• анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда;
• изучение механизма воздействия государства на процессы занятости и безработицы в городе;
• анализ законодательной базы по управлению безработицей;
• анализ проблем безработицы;
• изучение практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования занятости и безработицы;
• изучение ресурсного обеспечения предложенных мероприятий;
• изучение социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.
Теоретические и методологические основы исследования. Важнейшим методом исследования явился системный анализ, применяемый при анализе механизма государственного регулирования занятости и безработицы как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Системный анализ позволил рассмотреть процесс государственного регулирования социальных отношений во взаимосвязи с саморегулированием рынка. Социально-экономическая ситуация в Лесосибирске такова, что жесткое управление социальными процессами на рынке труда изжило себя в виду становления саморегулятивных процессов в сфере занятости. Сегодня актуально такое воздействие государства, которое позволит осуществить реформу рынка труда, не вступающую в противоречие с его тенденциями к самоорганизации и саморегуляции.
Государственное регулирование занятости и государственное регулирование безработицы пересекаются в той области, в которой государство стремится создать рациональную систему занятости, то есть такую занятость, которая будет максимально сочетаться с естественным уровнем безработицы — все желающие работать будут удовлетворены в своей потребности быть востребованными на рынке труда. Поэтому государственное регулирование занятости и безработицы должно представлять собой единый процесс, а, следовательно, и обладать едиными формами, общими целями и способами осуществления своих задач.
Государственное регулирование занятости и безработицы предполагает наличие механизма своего осуществления, который состоит из четырех составляющих, а именно: правового и организационного обеспечения рынка труда, системы социальных гарантий, предоставляемых государством занятым и безработным гражданам, и экономических мероприятий.
Каждый элемент механизма государственного регулирования занятости и безработицы должен непременно соотноситься с саморегулятивными процессами рынка труда. Наиболее широко эти процессы развернулись в организационном элементе механизма, наглядным примером которых стала развернувшая свою деятельность, в том числе и в Лесосибирске, система частных агентств по трудоустройству населения. Эти агентства не стали конкурентами государственной системы трудоустройства, поскольку они действуют на разных сегментах рынка труда.
Социальные гарантии и экономические мероприятия как самостоятельные элементы механизма государственного регулирования занятости и безработицы не обладают свойством саморегуляции и являются предметом исключительного ведения государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 6 приложений. Библиографический список включает 309 наименований. Объем работы составляет 203 страниц компьютерного текста.


1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЕЙ
1.1. Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета

Основные категории населения
Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения страны.
Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL): POP = L + NL.
К категории «non-labour force» относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию автоматически включаются следующие группы населения: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды. (Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.) Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут: студенты дневного отделения (поскольку должны учиться); вышедшие на пенсию (поскольку уже отработали свое); домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд); бродяги (поскольку просто не хотят работать); люди, прекратившие поиск работы (искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому выбывшие из состава рабочей силы).
К категории «labour force» относят людей, которые работать могут, работать хотят и работу активно ищут. Т.е. это люди, либо уже занятые в общественном производстве, либо не имеющие места работы, но предпринимающие специальные усилия по ее поиску. Таким образом, общая численность рабочей силы делится на две части:
занятые (employed - E) - т.е. имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную. Человек также считается занятым, если он не работает по следующим причинам: а) находится в отпуске; б) болеет; в) бастует и г) из-за плохой погоды;
безработные (unemployed - U) - т.е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.
Таким образом, общая численность рабочей силы равна: L = E + U.
(При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно (если это не оговаривается специально) рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)
Показатели количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения (рис.7.1.). Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). Как правило, в условиях стабильной экономики, количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (rate of unemployment - u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах: u = U/L*100% или u = U/(E+U)*100%.
Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе (labour force participation rate), который представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности взрослого населения, выраженное в процентах: уровень участия в рабочей силе = рабочая сила / численность взрослого населения
Причины и виды безработицы
Выделяют три основные причины безработицы:
потеря работы (увольнение);
добровольный уход с работы;
первое появление на рынке труда.
Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.
К фрикционным безработным относятся:
уволенные с работы по приказу администрации;
уволившиеся по собственному желанию;
ожидающие восстановления на прежней работе;
нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;
сезонные рабочие (не в сезон);
люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.
Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).
Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы: uфрикц = Uфрикц/L*100%.
Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Структура спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, коммивояжера, но появились профессии программиста, имиджмейкера, диск-жокея, дизайнера.
Причина структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию одних отраслей растет, поэтому производство расширяется и требуются дополнительные рабочие, а спрос на продукцию других отраслей падает, производство сокращается, и рабочих увольняют.
Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах: uструкт = Uструкт/L*100%.
Поскольку и фрикционная, и структурная безработица связаны с поисками работы, то эти типы безработицы относятся к категории «search unemployment».
Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная безработица, поскольку найти работу в новых отраслях без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное (т.е. связанное с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы) даже в высокоразвитых экономиках, поскольку постоянно меняется структура спроса на продукцию разных отраслей и постоянно меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом, а поэтому в экономике постоянно происходят и будут всегда происходить структурные сдвиги, провоцируя структурную безработицу. Поэтому, если в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.
Последствия безработицы
Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.
Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.
Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечнососудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.
На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.
Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).
Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:
GDPgap = (Y - Y*)/Y* * 100%,
где Y – фактический ВНП, а Y* - потенциальный ВВП.
Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы- коэффициент Оукена (> 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).
Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:


где Yt – фактический ВВП данного года, Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам, u t – фактический уровень безработицы данного года, u t – 1 - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - темп роста потенциального ВНП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.
Государственная политика борьбы с безработицей
Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
выплата пособий по безработице;
создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.


1.2. Законодательная база по урегулированию безработицы

Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.
Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.
Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.
Гражданам РФ принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).
Законодательство Российской Федерации о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения и принятых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Рассмотрим подробнее:
Правовую основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают:
Конституция Российской Федерации;
Кодекс законов о труде Российской Федерации;
Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.;
Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1991 г.;
Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1;
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.;
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» от 25 декабря 2008 г. № 287-ФЗ;
Постановление Правительства РФ «Положение о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г. N 324
Постановление Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год» от 8 декабря 2008 г. N 915
и др.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Законодательство Российской Федерации о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Каждый из указанных законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.
Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.
Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:
-гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;
-выплату пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке;
-выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
-возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами самоуправления;
-компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;
-выплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице;
-оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.


1.3. Законодательная база по урегулированию безработицы

К положениям законодательства о труде, влияющим на параметры рынка труда и сферу занятости, следует отнести, прежде всего те, в которых находят нормативное закрепление: трудовые отношения (бессрочные и срочные трудовые договоры); ограничения на увольнения по экономическим причинам и связанные с ними издержки; нормы рабочего времени и времени отдыха; регулирование уровня и условий оплаты труда; нормы, устанавливающие льготы для отдельных категорий работников за счет работодателя.
При исследовании трудовых прав работников необходимо учитывать переходный характер экономики и связанные с этим слабость действия как государственных, так и негосударственных механизмов "принуждения к исполнению закона", a также неразвитость институциональной структуры рынка труда. Эти обстоятельства создают питательную почву для развития трудовых отношений именно в нелегальных формах. В работах, касающихся теневой экономики, нелегальных экономических механизмов, в числе причин развития таких отношений трудовое законодательство не упоминается, но это не означает, что оно не оказывает на них влияния. Указанное обстоятельство является результатом постановки исследовательских задач и применяемых методик. Интервьюируя предпринимателей и менеджеров, исследователи редко задают вопросы по трудовому законодательству. По своей инициативе респонденты, как правило, к этой теме не обращаются.
На развитие нелегальной практики трудовых отношений в наибольшей степени влияют такие разделы трудового законодательства, как регулирование найма и увольнения, рабочего времени (в несколько меньшей степени), положения, регулирующие права и роль профессиональных союзов. В то же время не секрет, что увод в "тень" трудовых отношений во многих случаях диктовался не столько трудовым, сколько налоговым законодательством, действовавшим в России на протяжении 1990-х годов.
Социально-экономические преобразования в России в последнее десятилетие, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, в том числе и регулируемых трудовым законодательством. Появившиеся проблемы в регулировании трудовых отношений требуют серьезного реформирования трудового законодательства с учетом того, что трудовое право особая форма реализации социальной политики государства и поэтому должно оставаться самостоятельной отраслью права, принципиально отличающейся от других отраслей (гражданского, административного) по предмету и методам регулирования. Следует также учитывать, что трудовое законодательство призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития общества.
В настоящее время ведутся острые и принципиальные споры по концепции реформирования. Сторонники одной концепции основываются на принципе необходимости либерализации трудовых отношений, аргументируя свою позицию следующим образом. При социализме уровень трудовых прав работников и их представительных органов был чрезмерно завышен и в настоящее время он стал непосилен для реализации работодателями. По этой причине работодатели предпочитают совсем не оформлять юридически свои трудовые отношения с работниками. Трудовое право перестает реально выполнять свои регулирующие функции, а работники фактически лишаются каких-либо трудовых прав и гарантий. По мнению сторонников этой концепции, действующее трудовое законодательство является сдерживающим фактором в развитии экономики. Отсюда следует, что уровень трудовых прав и гарантий работников должен обусловливаться реальными экономическими возможностями работодателей, определяться в ходе индивидуальных и коллективных переговоров и фиксироваться в трудовых и коллективных договорах, соглашениях.
Другая концепция исходит из того, что в России еще не сложились полноценные рыночные отношения, а продолжается переходный период к ним. Следовательно, в настоящее время недопустима либерализация социально-трудовых правоотношений. Более того, исходя из конституционной нормы о социальном государстве, в России государственное регулирование рыночных и социально-трудовых отношений должно присутствовать постоянно. То есть государство должно проводить активную социально-ориентированную политику правового регулирования рынка труда. Представляется, что эта концепция объективнее отражает состояние и потребности общества.
При регулировании любого вида общественных отношений основополагающим принципом является создание правовых условий для достижения оптимального баланса интересов их сторон. Сторонами социально-трудовых отношений являются работодатель и работник. Отдельный работник всегда заведомо слабая сторона, а достижение баланса интересов сторон трудовых отношений возможно только при коллективной защите работниками своих прав и интересов и при законодательном наделении сторон определенными правами и возложении на них определенных обязанностей. Баланс интересов работодателя и работника означает возможность осуществления реальной защиты социально-трудовых прав и интересов работников при учете интересов работодателя в повышении эффективности производства. Вот основные начала и смысл, которыми должны руководствоваться законодатели при реформировании трудового законодательства, а не какими-либо посылками типа: действующее трудовое законодательство является советским, не соответствует рыночным отношениям или зарубежным трудовым нормам права. Во-первых, в советском трудовом праве содержалось немало норм, которые с успехом могут использоваться в условиях рынка. Во-вторых, действующее трудовое законодательство в настоящее время не является сдерживающим фактором в повышении эффективности производства (это другие факторы и они известны). В-третьих, использование зарубежного опыта не может и не должно являться определяющим признаком при формировании российского трудового права. Использовать зарубежный опыт необходимо с обязательным учетом российских особенностей.
Одной из важнейших национальных особенностей является наша правовая система, в которой определяющую роль играет государство. На ее формирование и функционирование большое влияние оказывают состояние экономики, уровень культуры, исторические особенности, традиции и обычаи. Российская правовая система отличается от многих правовых систем западных стран, но близка к французской. Многие аспекты трудовых отношений в обеих системах регулируются преимущественно законодательным методом.
Другая российская национальная особенность - патерналистская психология россиян, сформировавшаяся в процессе осуществления в России в течение всего периода ее существования жесткой государственной власти. Россияне обладают слаборазвитой способностью к самозащите своих прав и интересов. Им необходима государственная защита, то есть трудовое законодательство должно обеспечить работникам реальную защиту их прав и интересов. Оно должно способствовать самоорганизации работников. Работники могут быть равной стороной в трудовых отношениях с работодателем только при своем объединении. Формой объединения работников для защиты своих социально-трудовых прав и интересов, как правило, являются профсоюзы. В настоящее время в России, несмотря на формальное многочленство работников в профсоюзах, фактически сильных профсоюзных организаций, способных противостоять работодателям и быть равной стороной в трудовых отношениях, очень мало.
Уровень государственного вмешательства в сферу законодательного регулирования социально-трудовых отношений, жесткость норм трудового законодательства зависит от уровня развития способности работников к защите своих прав и интересов. По мере укрепления профсоюзов роль государственного регулирования должна снижаться, а договорного — возрастать.
К реформированию трудовых отношений должен быть особый подход, так как от их состояния зависит быть или не быть гражданскому и социальному миру в обществе. Законодатели должны быть консерваторами, когда затрагиваются интересы работников. Ослабление установленных государством прав и гарантий для работников и их представителей должно отставать от либерализации в сфере экономики. В настоящее время и, наверное, еще на долгий период, объективно необходимо законодательное усиление защищенности работников, как более слабой стороны в трудовых отношениях. Это должно выразиться в совершенствовании как материальных норм трудового законодательства, так и процессуальных. Кроме того, при реформировании трудового законодательства необходимо провести его систематизацию.
Систематизация законодательства проводится с целью создания условий для обеспечения его доступности субъектам правореализации и удобства пользования законодательными актами. Такая систематизация в настоящее время должна производиться при использовании ее обоих видов: инкорпорации и кодификации. Основным нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим трудовые и связанные с ним отношения, должен стать Трудовой кодекс. В нем необходимо сосредоточить большинство трудовых правовых норм, сохранив при этом оправдавшие себя в современных условиях наиболее принципиальные положения действующих законодательных и подзаконных актов.
Следует отказаться от практики принятия законов по отдельным институтам, включив в Трудовой кодекс основные из существующих законов в сфере труда. По отдельным вопросам регулирования отношений, связанных с трудом, целесообразно принять специальные законы, например, об обязательном социальном страховании, в том числе по отдельным его видам. Трудовой кодекс должен заменить действующие в настоящее время многочисленные акты о труде СССР, вобрав в себя нормы, способные эффективно регулировать трудовые отношения в современных условиях и на перспективу.
Во избежание коллизий в трудовом законодательстве в Трудовом кодексе следует закрепить общее правило о недопустимости включения норм, регулирующих трудовые отношения, в другие законы, кроме случаев, когда это непосредственно предусмотрено в самом Трудовом кодексе.
Трудовой кодекс должен включать нормы прямого действия. К компетенции исполнительных органов власти может быть отнесено решение лишь отдельных вопросов, предусмотренных в Кодексе. На основе нормативных актов о труде, не включенных в Трудовой кодекс, следует издать сборник нормативных актов о труде.
Особо следует сказать о международно-правовых актах о труде. Согласно Конституции РФ (ст. 15 п.4) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Т.е. с принятием Конституции РФ российское трудовое право получило новый важный свой источник. В настоящее время многие международные договоры и соглашения в сфере трудового законодательства Россией ратифицированы и даже применяются как в законотворческом процессе, так и в правоприменительном. Международные источники трудового права способствуют повышению защищенности работников, а также мировой унификации законодательства. В условиях рынка и глобализации экономики унификация трудового права приведет к оздоровлению на международной арене конкуренции между странами и предприятиями, т.к. способствует выравниванию расходов на социальные нужды. В настоящее время у законодателей и субъектов правоприменительного процесса существует проблема пользования международными правовыми актами о труде по причине их издательской разбросанности или отсутствия изданий вовсе.
Правовую основу деятельности местного самоуправления в сферах занятости составляют нормативные и правовые акты, которые по уровню разработки и принятия можно разделить на три группы.
К первой группе относятся правовые акты федерального уровня. Среди них можно выделить законодательные акты «общего плана», закрепляющие начала и основные принципы местного самоуправления и порядок взаимодействия его органов с органами государственного управления, различными государственными службами и отдельными учреждениями, организациями и предприятиями. Это Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. № 2265, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, постановления Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других государственных органов.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на труд и защиту от безработицы, а также право на социальное обеспечение по возрасту, болезни и инвалидности и социальную защиту определенных законодательством категорий населения.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ к предметам ведения органам местного самоуправления отнесены (п. 28 ст. 6) «обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения».
На федеральном уровне разрабатывается и принимается также система специальных нормативных актом, регулирующих деятельность органов управления различных региональных уровней, специализированных государственных и муниципальных служб и отдельных учреждений, организации и предприятий в сферах занятости. В первую очередь по Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другие законодательные акты.
Согласно существующему законодательству, деятельность в сфере занятости населения осуществляется специализированными государственными и муниципальными службами. Так, проблемами занятости занимается Федеративная государственная служба занятости населения, структуры которой не являются подразделениями соответствующих органов государственного и муниципального управления.
Вторую группу правовых актов образуют документы, принимаемые на уровне субъекта Федерации. Это конституции (уставы) субъектов Федерации, законы и постановления администраций, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления
Третью группу образуют правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления - это уставы муниципальных образований, постановления и распоряжения их представительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц.
Взаимодействие между уровнями управления и сфере занятости регламентируется федеральными нормативными актами, определяющими источники и порядок формирования муниципальных внебюджетных фондов и их отношения с вышестоящими фондами, регламентирующими деятельность центров занятости и критерии отнесения муниципальных образований к категории «кризисных» по состоянию рынка труда.

1.3. Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода

Что такое моногорода? Этот термин совсем недавно стал появляться в выступлениях президента Дмитрия Анатольевича Медведева и премьер-министра страны Владимира Владимировича Путина. Почему необходимо решать проблемы таких территорий? Почему правительство страны и президент озабочены задачей их развития?
Моногорода - это те населённые пункты, которые экономически и социально существуют за счёт одного-двух градообразующих предприятий. Или речь идёт о нескольких технологически связанных предприятиях, где работает не менее четверти экономически активного населения, дающего более половины объёма промышленного производства. Население таких территорий обычно не может самостоятельно бороться с внешними рисками — например, падением спроса на продукцию. В России 460 монгородов, и золотодобывающий Пласт вполне можно отнести к этой категории.
Конечно, моноэкономика проблема всей страны. Города с одним предприятием, безусловно, экономически наиболее уязвимы. Особенно — в условиях кризиса. Контролирующим, инспектирующим организациям легче подчинить, «подстроить под себя» такой бизнес, а это чревато весьма негативными последствиями. Конечно, хочется, чтобы наше правительство остановило произвол некоторых контрольных или инспектирующих служб, рост этих пиявок на теле предприятий и бюджетников, которые живут за счёт организаций и их же буквально душат по всем направлениям.
Мировая история знает разные примеры решения проблем моногородов. Есть успешные: в Англии, например, город Бермингем, в Германии — Рур, в Чехии — Острава, где спад производства привёл в своё время к 20-процентной безработице, но за счёт развития других сфер производства или туризма, при поддержке государства территории выжили и развиваются.
Итак, разберем типы моногородов.
Типы моногородов


Промышленные моногорода. Они напрямую зависят от градообразующего или градообразующих (2-3) предприятий. Это либо добывающая промышленность: уголь, нефть и др., либо производственная промышленность: литейное производство, военное производство и др. (Челябинск, Тольятти, Нижний Тагил, Пикалёво и пр.)
Наукограды. Города, сформировавшиеся на базе научного центра (российская разновидность технополиса). Часто наукограды являются городами-спутниками в пределах городских агломераций. В России насчитывается около 70 научных и научно-производственных центров различной специализации. Это центры фундаментальной науки (напр., Дубна, Троицк), ядерных исследований и ядерной энергетики (Саров, Обнинск), космических исследований (Королёв, Звёздный), электроники и приборостроения (Зеленоград, Фрязино), химических исследований (Дзержинск) и др.
Города-курорты (а также города-здравницы). Образованы зачастую в благоприятном климате, на берегу моря, либо полезных источников. Также могут быть на месте исторического памятника. (Геленджик, Ессентуки, Кижи и пр.)
Агрогорода. В нашей стране был только один полноценный агорогород – «Заря коммунизма» в Московской области. Однако в последнее время часто стал подниматься вопрос о создании таким агорогород по всей стране. Тем более что эта практика очень неплохо отработана в Белоруссии, где «агрогородки» созданы в большом количестве и замечательно функционируют.
Портовые города. Их у нас в стране достаточно мало и моногородом их назвать уже можно только с большой натяжкой. (Владивосток, Мурманск, Петропаловск-Камчатский, Архангельск).
Города-гарнизоны. Во времена СССР их было очень много. Вокруг гарнизонов образовывались целые поселения. Однако в наше время в связи с глобальными сокращениями армейского состава, города-гарнизоны объединяются, либо пустеют и превращаются в города призраки.
Города-поселения, это лагери особо назначения. Наиболее известный из них благодаря творчеству А.И. Солженицина ГУЛАГ на Соловецких островах.
Таким образом мы рассмотрели все типы моногородов мира, и России в частности.
Задача, поставленная в этом разделе – показать значимость социологических исследований в выявлении такой серьезной проблемы городов России как безработица.
Рассмотрим критерии, принятые по отношению к уровню занятости. В связи с необходимостью применения регулярно разрабатываемых, распространенных и доступных показателей занятости населения был использован ограниченный состав показателей и критериев.
С учетом сказанного, к городским поселениям с критической ситуацией в сфере занятости были отнесены следующие населенные пункты:
– с уровнем официально зарегистрированной безработицы более 7 %;
– с уровнем официально зарегистрированной безработицы от 5,0 % до 7,0 % и (одновременно) с уровнем скрытой безработицы (неполной занятости) более 20,0 %;
– с уровнем скрытой безработицы (неполной занятости) более 50 %.
В соответствии с уточненными критериями в состав общероссийского перечня было отобрано 330 населенных мест, в которых проживает более 5 миллионов человек.
По официальному статусу эти поселения разбиваются следующим образом: 111 городов (в том числе, 92 малых города с населением до 50 тыс. жителей), 101 поселок городского типа и 118 сельских поселений, связанных преимущественно с лесной промышленностью.
Помимо того, что населенные пункты, включенные в Перечень, отличаются по размеру и категории, они имеют и различную хозяйственную специализацию. Условно их можно разделить на пять больших групп:
– поселения, связанные с природно-ресурсным потенциалом страны. Они, как правило, возникли в связи с разработкой и промышленным освоением тех или иных природных ресурсов (нефтяных, газовых, угольных, лесных и др.). Проблемы в сфере занятости таких городов возникают по следующим причинам: исчерпание добываемых ресурсных запасов; нерентабельностью дальнейшей эксплуатации месторождений; неконкурентоспособностью или не востребованностью продукции на внутреннем и внешнем рынках (что может носить временный характер). В вышеупомянутый Перечень было включено 203 поселения этого типа;
– поселения, монопрофильность которых обусловлена узкоспециализированными предприятиями обрабатывающей промышленности (в том числе и по первичной переработки сырья). В связи с разнообразием отраслевой специализации этого типа городов проблемы в сфере занятости в них также многообразны и сложны. Причинами их возникновения, как правило, служат: общеэкономический кризис в стране, несовершенная государственная налоговая система, разрыв ранее действующих экономических связей (по поставкам сырья и реализации продукции), отсталость применяемых технологий, изношенность основных фондов, не конкурентоспособность и невостребованность продукции, отсутствие квалифицированного управления. В Перечень монопрофильных городов с критической ситуацией в сфере занятости вошло 77 поселений рассматриваемой специализации;
– поселения, в которых в качестве основных градообразующих предприятий являются объекты промышленного комплекса. По характеру специализации и проблемам эти поселения примыкают к предыдущей группе, однако, одной из главных причин кризисного состояния этих городов стало обвальное сокращение государственных заказов на оборонную продукцию. Кроме того, ситуация в таких городах усугубляется, как правило, полной неопределенностью перспектив развития основного производства, а также крайней ограниченностью свободы действий руководителей предприятий промышленного комплекса. В состав этой группы входит 11 городов;
– поселения, специализация которых обусловлена размещением наукоемких предприятий и организаций (научные центры и близкие к ним по профилю города и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Специфика проблем экономической деятельности (а, следовательно, и занятости населения) в этих муниципальных образования обусловлена резким сокращением государственного заказа и объемов финансирования научной деятельности (как фундаментального, так и прикладного характера). Что касается ЗАТО, то здесь проблемы те же, что и в городах с объектами промышленного комплекса. Вместе с тем, острота проблем в ЗАТО несколько сглаживается особым порядком их финансирования через федеральный бюджет. В вышеупомянутый Перечень было включено 4 таких поселений;
– поселения, связанные с обслуживанием различных видов транспорта (главным образом, железнодорожного). Проблемы занятости в этого рода населенных пунктах связаны с падением объема перевозок, разгрузочно-погрузочных и других работ на транспорте. В Перечень было включено 19 транспортных поселений.
Укрупненное распределение по градообразующим отраслям можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2 – Распределение поселений, включенных в Перечень монопрофильных городов и других населенных пунктов с критической ситуацией в сфере занятости, по отраслевой специализации
Название населенного пункта Регион
Тольятти Самарская область
Набережные Челны Республика Татарстан
Липецк Липецкая область
Нижний Тагил Свердловская область


Череповец Вологодская область
Дзержинск Нижегородская область
Прокопьевск Кемеровская область
Сургут Тюменская область
Северодвинск Архангельская область

Регионы, имеющие в своем составе наибольшее количество монопрофильных городов, даны в таблице 3.
Таблица 3 – Регионы с максимальной долей монопрофильных городов
Регионы Кол-во городов с населением более 5 тысяч Кол-во монопрофильных городов с населением более 5 тысяч Доля монопрофильных городов(в процентном соотношение)
Чукотский АО 3 3 100,0
Хакасия 5 4 80,0
Карелия 13 10 76,9
Ивановская 16 12 75,0
Свердловская 47 32 70,2
Кемеровская 20 14 70,0
Нижегородская 25 17 68,0 ....................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования, можно сделать следующие выводы. Рассмотрев основные теоретико-методологические подходы к проблеме занятости и безработицы, сложившиеся в русле экономической парадигмы, можно сделать следующий вывод. В марксистской и кейнсианской концепции рынка труда факт безработицы рассматривался как «неизбежная безработица» и «вынужденное» явление, то есть обусловленное внешними общественными причинами. В неоклассической же и монетаристской концепциях безработица рассматривается как «добровольное» и «естественное» явление, то есть здесь подчеркиваются причины личностного начала. Обобщая отмеченные подходы можно определить занятость, во-первых, как экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях. Во-вторых, это совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием людей в хозяйственной деятельности.
Ни один из рассматриваемых подходов в отдельности не характеризует в полном объеме ни явление безработицы, ни явление занятости, да и все они вместе взятые не охватывают всех проблем рынка труда и рабочей силы. Новые подходы и идеи теперь уже рассматриваются в рамках социальной (социально-экономической) парадигмы, которая не столько отрицает экономический подход, сколько развивает его.
Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо четкое разграничение функций между ними. Основными направлениями деятельности служб занятости населения являются: подбор подходящей работы с помощью компьютерных банков вакансий, интенсивный поиск вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения в службу занятости до признания обратившегося безработным, использование групповых форм работы с гражданами, совершенствование информационного обслуживания населения. Наряду с вышеперечисленным службы занятости осуществляют работу по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей; организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан; осуществляют специальные мероприятия, способствующие обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, такие как разработка региональных программ содействия занятости инвалидов, молодежи и женщин, организация общественных работ, работы по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи.
Правовую основу деятельности местного самоуправления в сферах занятости составляют нормативные и правовые акты, которые по уровню разработки и принятия можно разделить на три группы.
К первой группе относятся правовые акты федерального уровня. Среди них можно выделить законодательные акты «общего плана», закрепляющие начала и основные принципы местного самоуправления и порядок взаимодействия его органов с органами государственного управления, различными государственными службами и отдельными учреждениями, организациями и предприятиями.
Вторую группу правовых актов образуют документы, принимаемые на уровне субъекта Федерации. Это конституции (уставы) субъектов Федерации, законы и постановления администраций, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления
Третью группу образуют правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления - это уставы муниципальных образований, постановления и распоряжения их представительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц.
Взаимодействие между уровнями управления и сфере занятости регламентируется федеральными нормативными актами, определяющими источники и порядок формирования муниципальных внебюджетных фондов и их отношения с вышестоящими фондами, регламентирующими деятельность центров занятости и критерии отнесения муниципальных образований к категории «кризисных» по состоянию рынка труда.
Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. Территориальные органы службы занятости являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.
Целью деятельности территориальной службы занятости населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона. Исходя из цели, задачи службы занятости населения включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание ряда других услуг, включая осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению служб занятости населения, оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании.
Сфера занятости является одной из главных сфер жизнедеятельности человека, важнейшим сегментом социально-экономического развития общества. В ней формируется большая часть доходов населения, закладываются основы материального благосостояния семей, реализуются важнейшие потребности и интересы индивидов, социальных групп, общностей.
В последние годы акценты в проведении политики содействия занятости все больше переносится на территориальный, муниципальный уровень, набор инструментов государства в регулировании занятости сужает. Регулирующим инструментом проведения политики занятости является региональные и муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются подпрограммы активных и пассивных мер помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и прочие
Проведенный анализ показывает, что в городе Лесосибирске с каждым годом увеличивается количество граждан, обращающихся за содействием в службу занятости. Также возрастает количество обращений в центры занятости населения пенсионеров по инвалидности. При этом уровень общей безработицы снизился от численности экономически активного населения.
Социологическое исследование свидетельствует, в службы занятости прежде всего обращаются те безработные, которые как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышали свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики рынка труд, новых профессиональных требований, некоммуникативны, не имеют навыков самообразования и нередко находятся в состоянии психологического стресса. Что касается молодежи, то здесь прибавляются отсутствие опыта, низкий профессионализм, снижение уровня образования.
Несмотря на различные модификации структур служб занятости в различных странах, все они в той или иной степени исповедуют принцип «вертикали», укладывая все «модификации» в соотношении «центр-периферия». Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы), и государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть).
Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.
Опыт, накопленный зарубежной службой занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается сегодня служба занятости Российской Федерации.
Важное значение имеет уровень образования и профессиональной подготовки населения. Почти половина безработных имеют среднее специальное или начальное профессиональное образование, что соответствует среднему уровню образования безработных. Это лишний раз подчеркивает актуальность проблемы квалифицированных рабочих кадров на российском рынке труда.
Полученные расчеты не дают оснований говорить и о существенном улучшении положения лиц с высшим и средним специальным образованием.
Вопросы обучения безработных новым профессиям, специальностям, равно как и вопросы повышения их квалификации, становятся особенно актуальными, и в связи с ухудшением состояния экономики страны отчетливо выявляется тенденция сворачивания предприятиями системы профессионального обучения, упразднения образовательных структур, ведающих профессиональным обучением работников. Разумеется, такой подход ведет к резкому сокращению численности обучаемых и прежде всего молодежи. Количество рабочих, прошедших подготовку, переподготовку или обучение впервые, уменьшилось вдвое.
Дело в том, что люди, оказывающиеся безработными, часто теряют работу потому, что работодателей больше не устраивает уровень их квалификации, подготовки, а также по причине невостребованности их профессий и специальностей на рынке труда.
Возникает проблема не только трудоустройства безработных, но и резкого повышения потенциала их конкурентоспособности на рынке рабочей силы.
Рынок профессий во многом зависит от уровня развития экономики, ее технической и технологической оснащенности, экономичного положения страны в тот или иной отрезок времени. Он в сущности своей подвижен, возникают и исчезают определенные профессии, но остается тенденция, присущая группе развитых экономик, тенденция исчезновения и роста определенных профессий, которая при достаточной научной проработке может помочь составить картину рынка профессий на ближайшее будущее, а тем самым способствовать его формированию в нужном направлении.
Вынужденная смена профессии – явление весьма болезненное и сложное. Переход от одной деятельности к другой осложняется тем, что имевшиеся навыки и оказываются ненужными, что весьма нерационально, ибо ведет к значительным потерям, которые болезненно переживаются человеком. К смене профессии человек должен быть психологически подготовлен. Психологическая готовность к смене профессии должна базироваться на информационности о потребностях в кадрах и специалистах на местном рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и о проблемах трудоустройства различных сферах деятельности, о перспективности выбранной профессии на рынке труда. Важным компонентом психологической готовности к смене профессии является освоение техники самоопределения (определение целей поиска работы, создание собственного позитивного имиджа, обучение способам саморекламы для успешного трудоустройства и так далее).
Приобретение профессионально-квалификационных характеристик и их повышение представляет собой эффективный способ повышения производительности труда, но требующих значительных затрат времени и средств. Социально-экономического развития города образовательная программа выполняет не только социальную задачу повышения культурно-образовательного уровня народа, но и экономическую – создание роста производительности труда и снижения дефицита рабочей силы.
Такая программа помогла бы расширить возможности трудоустройства, повысить мобильность и производительность трудовых ресурсов, для чего необходимо организовать более широкое привлечение предприятий при финансовой поддержке муниципального образования к обучению и переобучению.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.
2 Закон о занятости населения в Российской Федерации от 25.07.2002 №116-ФЗ.
3 Трудовой кодекс Российской Федерации. – М. : Омега-Л, 2005. – с. 183
4 Авраамова, Е.М. Правовое регулирование на российском рынке труда / Е.М. Авраамова, Ю.Б. Вернаховская // Вопросы экономики. – 2006. – № 4. – с. 37-41.
5 Агабекян, Р.Л. Современные теории занятости : учебное пособие для вузов / Р. Л. Агабекян, Г.А. Авагян. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 190 с.
6 Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокин. – М. : ЮНИТИ, 2001. – 407 с.
7 Барсукова, С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство, парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – с. 129-131.
8 Боровик, В.С. Занятость населения : учебное пособие / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. – Ростов-на-Дону: «Феликс», 2001. – 320 с.
9 Бочарова, И. Программы содействия занятости // Экономист. – 2005. - №5. – с. 77-84.
10 Бреев, Б. О качестве занятости населения России // Общество и экономика. – 2005. - №7-8. – с. 305-325.
11 Буланов, В.С. Рынок труда : учебник / Под ред. проф В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М. : «Экзамен», 2000. – 448 с.
12 Вертешев, С.М. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / под рук. д.т.н. проф. С.М. Вертешева, проф. Рохчина В.Е. – СПб : Издательство СПб ГПУ, 2003. – 320 с.
13 Винокуров, М.А. Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. – СПб. : Питер, 2004. – 656 с.
14 Вишневская, Н. Реформа законодательства о защите занятости и рынок труда // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. - №10. – с.34-42.
15 Волгин, Н.А. Социальная политика : учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. – М. : Издательство «Экзамен», 2002. – 736 с.
16 Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации : учебник / И.Е. Ворожейкин. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 176 с.
17 Выборнова, В.В. Муниципалитеты управляют занятостью / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Трудовое право. – 2006. – № 4. – с. 54.
18 Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 412 с.
19 Зотов, В.Б. Муниципальное управление : учебник для вузов / В.Б. Зотова, З.М. Макашева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 279 с.
20 Иванова, В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне: учебное пособие / В.Н. Ивановой, Т.И. Безденежных. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 с.
21 Ильин, С.П. Рынок рабочих мест для социально не защищенных категорий населения // ЭКО. – 2005. - №12. – с. 128-135.
22 Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления : учебник / В.И. Кнорринг. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416 с.
23 Морозова, Т.Г. Региональная экономика : учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.П. Поляк и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 519 с.
24 Рофе, А. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / А. Рофе, Б. Зобченко, В. Ильин. – М. : Наука, 1997. – 85 с.
25 Семенов, А. Принципы и механизмы создания рабочих мест // Экономист. – 2002. -№2. – с.40-47.
26 Скутнева, С.В. Социально-правовые аспекты проблем занятости // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – с. 88-90.
27 Старовойтова, Л.Н. Занятость населения и ее регулирование : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Н. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. – М.: Изд. центр Академия, 2001. – 192 с.
28 Официальный сайт спикера парламента Миронова С.М. www.mironov.ru
29 Министерство региональной политики www.minregion.ru
30 Общероссийская общественная организация «Всероссийский совет местного самоуправления» www.vsmsinfo.ru
31 Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика / В.И. Плакся. - М: Наука, 2006. - 262 с.

32 Зиброва, Е. Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва - 2010 г [Электронный ресурс]. - URL: gazeta.ru/.

33 Макаров, Н. Безработица в России 2010-2011 статистика, мониторинг численности безработных в стране / Н. Макаров. - 2010 г. - [Электронный ресурс]. - URL: www.abird.ru.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.