На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие о бухгалтерском балансе. Структура баланса: актив, пассив. Информационное содержание баланса, и нюансы его анализа. Типы хозяйственных операций предприятия, их отражение в балансе. Бухгалтерские счета на основании остатков на 01 января 2009 г.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 01.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Лесосибирский филиал
Кафедра: Экономика природопользования и охрана окружающей среды
Бухгалтерский баланс, его строение. Типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций
2009
Задание

Необходимо на основании данных по варианту осуществить выполнение следующих заданий:
1. В полном объёме осветить теоретический вопрос;
2. Открыть синтетические и аналитические счета бухгалтерского учёта на основании остатков по варианту на 1 января;
3. Отразить хозяйственные операции за январь;
4. Подсчитать обороты и остатки на счетах;
5. Используя остатки по счетам на начало месяца и обороты за месяц, определить остатки на конец месяца по каждому счету в сальдовой оборотной ведомости и итоговую сумму дебетовых и кредитовых остатков;
6. Перенести в баланс по соответствующим статьям остатки на конец месяца из сальдовой оборотной ведомости. Подсчитайте итоги по разделам и общую валюту баланса.
Реферат

Курсовая работа состоит из 29 страниц машинописного текста, 8 таблиц, 9 источников литературы.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ, СЧЕТА, ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, БАЛАНС, АКТИВ, ПАССИВ
Цель данной курсовой работы состоит в следующем: изучить назначение, структуру и типы бухгалтерского баланса, также выполнить практическое задание.
В курсовой работе дано понятие хозяйственного учета. Рассмотрены требования, предъявляемые к нему, виды хозяйственного учета и измерители, применяемые в учете.
Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки имущества хозяйства и источников его образования на определенную дату в денежной оценке.
    Введение
    Бухгалтерская отчетность организации - это комплекс моделей ее финансового положения.
    Модели эти состоят из определенных элементов, их формирующих. К таким элементам относятся активы, прибыль, кредиторская задолженность, доходы и расходы и прочее.
    Цель составления бухгалтерской отчетности - это формирование информационной базы, обеспечивающей принятие управленческих решений лицами, заинтересованными в деятельности компании. Соответственно анализ бухгалтерской отчетности - это процесс интерпретации ее данных с целью получения информации для принятия управленческих решений.
    Анализ бухгалтерской отчетности - это, прежде всего, анализ баланса, то есть процесс сопоставления определенных элементов актива и пассива. Принято считать, что бухгалтерский баланс является соотношением комплекса источников формирования средств предприятия (пассив) и направлений вложения этих средств (актив), представленных в единой денежной оценке. При этом именно единая денежная оценка актива и пассива баланса делает сопоставимыми их конкретные элементы.
    Возможность анализа хозяйственной деятельности предприятия на основе бухгалтерского баланса делает тему изучения его принципов, структуры и типов довольно актуальной, особенно в последнее время, в расцвет компьютеризированных технологий ведения бухгалтерской отчетности, когда программа выполняет большинство операций за бухгалтера, а многие бухгалтеры не всегда правильно понимают сущность баланса.
    Цель данной работы - показать, что такое есть баланс, какие есть его типы, и как его можно использовать для анализа деятельности предприятия.
    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
    - изучить понятие бухгалтерского баланса;
    - рассмотреть структуру баланса;
    - изучить информационное содержание актива и пассива баланса;
    - рассмотреть типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций.
    При написании данной работы были использованы работы следующих авторов: М.Л. Пятов, Н.П. Кондраков, Т.Н. Беликова, Л.Н. Минаева, В.И. Видяпина.

1 Бухгалтерский баланс

1.1 Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание

Средства предприятия участвуют в процессе производства непрерывно. Вещественный состав средств на разных предприятиях неодинаков, поэтому для руководства предприятием нужно знать, какими средствами оно располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки имущества хозяйства и источников его образования на определенную дату в денежной оценке.

Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей: верхняя - актив - отражает имущество хозяйственного органа, а нижняя - пассив - источники его образования.

Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

Двойная запись - способ ведения бухгалтерского учёта, согласно которому каждое изменение наличия и состояния средств предприятия влияет на итоги по крайней мере двух счетов. Взятые средства записываются в кредит одних счётов, полученные - в дебет других.

Таким образом, при ведении учёта методом двойной записи действует закон сохранения (баланс): сумма дебетов всех счетов (актив) всегда равна сумме кредитов всех счетов (пассив). Это позволяет легко контролировать правильность ведения учёта: если баланс не сходится, то где-то есть ошибка, которую надо найти и исправить. Если у появившихся средств нет реального источника, то для соблюдения формальности всё равно кредитуется некоторый счёт, с названием, например, «Прибыль».

Существует исключение для группы так называемых «забалансовых» счетов. Данные счета не участвуют в балансе и служат для учета активов или пассивов, либо не принадлежащих организации, либо таких, оценка которых в учете затруднена.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источников формирования имущества.

Балансовые статьи объединяются в группы (разделы баланса). Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая строка (статья) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств бухгалтерский баланс предусматривает две графы для цифровых показателей: на начало и на конец отчетного периода. Во второй графе показывается состояние средств и их источников на дату составления баланса.

Бухгалтерский баланс может быть брутто и нетто, на практике чаще всего применяется последний. Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи; используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др. Баланс-нетто - баланс, из которого исключены регулирующие статьи: «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» и др. в современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную величину активов организации. В настоящее время баланс-нетто является действующей отчетной формой.

Существуют различные виды бухгалтерского баланса, которые классифицируют по различным признакам. По времени составления бухгалтерские балансы могут быть вступительные, периодические и годовые, ликвидационные, разделительные, объединительные. Периодические (текущие) балансы составляют периодически в течение всего времени существования предприятия.

По источникам составления бухгалтерские балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные. Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаризации. Книжный бухгалтерский баланс - только на основании книжных записей без предварительной проверки их путем инвентаризации. Генеральный баланс основывается на учетных записях и данных инвентаризации. По объему информации балансы подразделяются на единые и сводные. Единый бухгалтерский баланс отражает деятельность только одного предприятия. По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных предприятий, а также общественных организаций. По объекту отражения бухгалтерские балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

Бухгалтерский баланс должен отвечать следующим требованиям: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность. Условие правдивости баланса - обоснование его показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией. Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности. Единство баланса заключается в построении его на единых принципах учета и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделениях предприятия единой номенклатуры счетов бухгалтерского баланса, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и т.п. Преемственность баланса на предприятии, существующем несколько лет, выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего.

1.2 Структура баланса

Все статьи актива и пассива баланса исходя из их экономической однородности сведены в определенные разделы баланса.

Актив баланса содержит два раздела:

I Внеоборотные активы;

II Оборотные активы.

Пассив баланса состоит из трех разделов:

III Капитал и резервы;

IV Долгосрочные обязательства;

V Краткосрочные обязательства.

Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве - по степени закрепления источников.

Состав разделов баланса и порядок группировки в них статей регламентируются нормативными актами.

В бухгалтерском балансе содержится совокупность моментных показателей, характеризующих активы хозяйства и источники их формирования на определенную дату.

Таким образом, бухгалтерский баланс - это способ группировки активов хозяйства по видам и источникам их образования в стоимостном выражении по состоянию на определенную дату.

Группировка экономических ресурсов в активе баланса представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Актив бухгалтерского баланса (сокращенный)

Номер раздела
Наименование разделов
Группа статей
I
Внеоборотные активы

Нематериальные активы

Основные средства

Долгосрочные финансовые вложения

Незавершенное строительство
Итого по разделу I
II
Оборотные активы

Запасы

Дебиторская задолженность

Денежные средства
Итого по разделу II

В разделе I актива баланса «Внеоборотные активы» представлены все долгосрочные активы хозяйствующего субъекта: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.

Статьи группы «Нематериальные активы» оцениваются в балансе по остаточной стоимости. Остаточная стоимость данной группы активов определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и величиной начисленного износа.

Также оцениваются статьи группы «Основные средства» за исключением статьи «Земельные участки». Износ по этому виду активов не начисляется. В балансе все основные средства и нематериальные активы представлены в одном разделе, независимо от сферы эксплуатации.

По статьям группы «Финансовые вложения» отражаются вложения денежных средств и другого имущества в другие хозяйственные органы на срок более одного года; по статье «Капитальные вложения» - фактические затраты в незавершенном строительстве.

В разделе II актива баланса «Оборотные активы» отражаются текущие активы несколькими группами. В группе «Запасы» отдельными статьями представлены оборотные активы сферы производства. Сырье и материалы оцениваются в балансе по фактической заготовительной себестоимости. Затраты в незавершенном производстве могут быть оценены по нормативной себестоимости, по сумме прямых затрат или по фактической производственной себестоимости. В этом же разделе отражаются и предметы обращения: готовая продукция и товары отгруженные, расходы будущих периодов, которые должны оцениваться по фактической себестоимости.

Вторую группу текущих активов представляют краткосрочные финансовые вложения в другие организации. Группа «Денежные средства» представлена статьями «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета», «Прочие денежные средства».

В этом же разделе актива отражается и дебиторская задолженность как других организаций и лиц, так и работников данного хозяйствующего субъекта.

Пассив баланса состоит из трех разделов (таблица 1.2). Раздел III баланса представлен собственным капиталом, а в разделах IV и V отражается привлеченный капитал.

Таблица 1.2 - Пассив бухгалтерского баланса (сокращенный)

Номер раздела
Наименование разделов
Группа статей
III
Капитал и резервы

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Прибыль прошлых лет

Непокрытый убыток прошлых лет

Нераспределенная прибыль отчетного года

Непокрытый убыток отчетного года
Итого по разделу III
IV
Долгосрочные обязательства

Заемные средства

Прочие пассивы
Итого по разделу IV
V
Краткосрочные обязательства

Заемные средства

Кредиторская задолженность

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходжв
Итого по разделу V

В разделе III баланса «Капитал и резервы» самостоятельными статьями отражены собственные источники образования имущества - уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приведена нераспределенная прибыль предприятия прошлых лет и отчетного года. Самостоятельными статьями представлен непокрытый убыток.

Статьи раздела IV баланса «Долгосрочные обязательства» характеризуют задолженность перед банками по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок более одного года.

Раздел V баланса «Краткосрочные обязательства» объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов.

По группе «Заемные средства» самостоятельными статьями отражается задолженность перед банками по краткосрочным ссудам и займам перед другими предприятиями.

По статьям группы «Кредиторская задолженность» отражается задолженность поставщикам и подрядчикам за поступившие от них товарно-материальные ценности, дочерним и зависимым предприятиям, работникам организации, бюджету, социальным фондам.

1.3 Виды баланса

Уже упоминалось, что балансы бывают различных видов. Рассмотрим их поподробнее.

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов.

Сальдовый баланс в денежной оценке характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату. Баланс составляется бухгалтерией организации путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс, помимо остатков средств и источников образования имущества на начало и конец периода, содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. По своему строению он будет отличаться от сальдового баланса.

Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

Балансы также классифицируются по следующим признакам:

I. По времени составления различают балансы:

1) вступительный (начальный) баланс - первый баланс, составляемый в начале деятельности организации. В его активе отражается состав имущества организации, полученного при ее создании, а в пассиве - источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющегося у организации имущества в течение времени деятельности организации;

2) текущие - составляются периодически. Они в свою очередь подразделяются на месячные, квартальные и годовые;

3) заключительный баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности организации за определенный период - составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов);

4) ликвидационный - составляется для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица;

5) предварительный баланс - бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации. Основой такого баланса служат практические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях до окончания отчетного периода. Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение организации, в котором она окажется в конце отчетного периода;

6) соединительные - при слиянии двух или более подразделений;

7) разъединительные - при изменении структуры подчиненности, в условиях приватизации;

8) консолидированные - объединенные балансы материнской и дочерних компаний.

II. По объему информации балансы бывают:

1) единичные, отражающие деятельность только одной организации и составляемые по данным текущего бухгалтерского учета;

2) сводные, получаемые путем сложения сумм по статьям единичных балансов и подведения общих итогов актива и пассива всех организаций в целом.

III. По способу очистки различают:

1) баланс-брутто. Включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др.

2) баланс-нетто. Представляет собой очищенный от регулирующих статей баланса: «Износ основных средств», «Износ нематериальных активов», «Торговая наценка».

В современных условиях значение баланса-нетто возросло, так как он позволяет определить реальную стоимость имущества организации.

IV. По характеру деятельности:

1) по основной деятельности, т. е. уставной деятельности организации: для промышленных организаций - это промышленность; для торговых - торговля;

2) балансы не по основной деятельности. Все прочие виды деятельности являются не основными.

V. По формам собственности существуют балансы организаций (предприятий):

- государственных;

- муниципальных;

- кооперативных;

- частных;

- совместных;

- общественных.

1.4 Информационное содержание баланса, и нюансы его анализа

Принято считать, что бухгалтерский баланс является соотношением комплекса источников формирования средств предприятия (пассив) и направлений вложения этих средств (актив), представленных в единой денежной оценке. При этом именно единая денежная оценка актива и пассива баланса делает сопоставимыми их конкретные элементы. Давайте посмотрим насколько достоверным является утверждение о единстве денежной оценки элементов баланса.

1.4.1 Актив баланса и его информационное содержание

Актив баланса представляет собой комплекс монетарных и немонетарных статей.

Монетарные статьи - это денежные средства и их эквиваленты - дебиторская задолженность (иногда к монетарным статьям также относят ценные бумаги). Немонетарные статьи - это позиции актива, не относящиеся к монетарным.

Идея построения актива бухгалтерского баланса, свойственная современному бухгалтерскому учету в России, основывается на принципе временной определенности фактов хозяйственной жизни, реализуемому в правиле капитализации расходов компании как элементов актива бухгалтерского баланса.

Немонетарные статьи актива, отражающие направления вложения средств предприятия, фактически являются расходами, относящимися к будущим периодам, что формирует правило их оценки в исторических ценах (по себестоимости). Расходы предприятия - это инвестиции денежных средств. Отсюда, капитализация расходов - это трансформация монетарных статей актива в немонетарные или формирование немонетарных статей актива за счет будущего оттока монетарных статей, то есть за счет образования кредиторской задолженности.

Так, например, компания приобретает товары. Покупка товаров может предполагать выплату денежных средств непосредственно в момент их приобретения, либо приобретение товаров в кредит. В первом случае в учете будет сделана запись по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Во втором - будет составлена проводка по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». И в первом, и во втором случае записи будут отражать капитализацию расходов - трансформацию монетарных статей в немонетарные. Действительно, купив товары, организация понесла расходы на их приобретение. Однако в соответствии с принципом временной определенности фактов хозяйственной жизни, эти расходы уменьшат финансовый результат в тех отчетных периодах, когда организация благодаря этим расходам получит доходы (выручку от продажи товаров).

Итак, повторим, актив представляет собой сочетание монетарных и немонетарных позиций. Возникает вопрос: насколько денежная оценка этих статей соответствует моменту времени, на который составляется баланс, то есть отчетной дате?

В действительности сочетание в активе баланса монетарных и немонетарных статей делает актив совершенно неоднородной по критерию его оценки конструкцией. В связи с этим идея единой денежной оценки актива в современных условиях превращается в один из основных бухгалтерских мифов.

Оценка немонетарных статей по историческим ценам (по себестоимости) обращена в прошлое. Мы оцениваем статьи, демонстрирующие основные средства, товары, материалы, в суммы денежных средств, в которые нам обошлось их приобретение в прошлом относительно даты составления баланса времени. Оценка монетарных статей отвечает настоящему, то есть, так как покупательная способность денег, находящихся в наличии у организации, всегда относится к текущему моменту времени.

Более того, собственно оценка немонетарных статей также разнородна по временной составляющей, так как все они, как правило, формируются в разные моменты времени. Так, основные средства могли быть куплены три года назад, а товары - вчера.

Здесь необходимо отметить, что трактовка немонетарных статей актива баланса как расходов будущих периодов является далеко не единственным вариантом интерпретации их экономического содержания. В соответствии с идеями Международных стандартов финансовой отчетности, немонетарные статьи актива, прежде всего, должны отвечать критерию способности принести доход в будущем.

Таким образом, немонетарные элементы актива сочетают в себе как минимум две смысловых интерпретации - это их трактовка, с одной стороны, как расходов, понесенных в прошлом и относящихся к будущим периодам, а с другой стороны, как доходов будущих периодов.

Из этого следует, что отражаемая в активе оценка немонетарных статей не имеет никакого отношения к настоящему времени - это либо расходы, понесенные в прошлом, либо доходы, которые будут получены в будущем. А вместе с тем любое направление анализа финансового состояния предприятия имеет целью продемонстрировать положение вещей именно на текущий момент времени.

Так, например, оценивая платежеспособность предприятия, мы рассматриваем сумму оценки оборотных активов фирмы как текущее обеспечение ее долгов - то, чем предприятие может расплачиваться по обязательствам именно сегодня.

1.4.2 Пассив баланса и его информационное содержание

Пассив бухгалтерского баланса в соответствии с принципом имущественной обособленности в целом может быть охарактеризован как кредиторская задолженность компании перед своими контрагентами. Собственные источники средств - это потенциальная задолженность компании перед своими акционерами (собственниками). Кредиторская задолженность - это реальные долги фирмы своим контрагентам.

Содержательная трактовка пассива бухгалтерского баланса как кредиторской задолженности зеркальна по отношению к трактовке актива. Долги предприятия перед контрагентами - это доходы, относящиеся к прошлым периодам и расходы, относящиеся к будущим периодам.

Действительно, наличие кредиторской задолженности в реальности означает факт получения предприятием дохода в виде вливания средств в его операции, в его бизнес. Так, например, предприятие получает от поставщиков материалы. В учете составляется запись: дебет счета 10 «Материалы», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Эта запись показывает, что с момента получения товаров, до момента их оплаты предприятие-покупатель будет пользоваться «двойным» объемом средств. С одной стороны, приобретенные материалы могут быть пущены в оборот и приносить прибыль от продажи изготовленной из них продукции, с другой стороны, находятся в обороте и приносят прибыль те деньги, которые мы временно не выплачиваем поставщику.

Однако кредиторская задолженность требует погашения - будущего оттока денежных средств. С этой точки зрения кредиторская задолженность, то есть пассив бухгалтерского баланса предприятия, - это расходы будущих периодов.

Таким образом, актив (в части немонетарных статей) - это расходы, понесенные в прошлом, которые могут стать доходами в будущем, а пассив - это доходы, полученные в прошлом, которые могут стать расходами в будущем.

1.4.3 Реальное соотношение элементов баланса

Вышесказанное относительно информационного содержания актива и пассива опровергает считающееся классическим утверждение о том, что актив и пассив бухгалтерского баланса отражает одно и то же - то есть средства предприятия - в разных группировках - по видам и по источникам образования.

В реальности элементы актива и пассива бухгалтерского баланса отражают формирующие финансовый результат доходы и расходы компании, относящиеся к различным отчетным периодам и представленные в совершенно различной по принципам ее формирования денежной оценке. Таким образом, бухгалтерский баланс, призванный продемонстрировать финансовое положение организации на конкретную (отчетную) дату является комплексом характеристик финансового положения компании, относящихся к различным отчетным периодам и находящимся таким образом на различных участках временной шкалы. При этом в составляемом на конкретный момент времени балансе отношение к настоящему имеют только денежные средства. Все остальные элементы баланса сочетают в себе характеристики и моментов времени.

Сказанное также показывает, что актив и пассив баланса - это совершенно самостоятельные по отношению друг к другу информационные срезы деятельности компании.

Общий вывод, который мы можем сделать из вышесказанного, состоит в том, что бухгалтерский баланс представляет собой набор совершенно разнородных элементов, представленных в совершенно разной оценке, и характеризующих финансовое положение предприятия в совершенно разных временных ракурсах.

Данный вывод приводит к мысли о том, что тезис о сопоставимости различных элементов баланса является весьма условным допущением, что в свою очередь ставит под сомнение достоверность результатов анализа баланса, осуществляемого путем сопоставления сумм его статей.

Эта мысль отнюдь не является утверждением о бесполезности результатов анализа баланса. Она лишь говорит об определенной степени их условности, непринятие во внимание которой лишает выводы, основывающиеся на результатах анализа баланса, должной степени достоверности.

1.5 Типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций

Ежедневно в организациях совершается множество хозяйственных операций, которые влияют на величину активов и источников их образования. Поскольку баланс отражает состояние имущества, то каждая операция влияет на баланс, изменяя величину его статей. В зависимости от влияния на баланс все хозяйственные операции принято делить на четыре типа.

Первый тип хозяйственных операций связан с перегруппировкой состава активов организации. Например, поступили деньги в кассу с расчетного счета для выплаты заработной платы работникам организации в сумме 62 500 руб. Отразим в балансе данную операцию.

Операция затронула две статьи актива баланса: денежные средства по статье «Расчетный счет» уменьшились, а по статье «Касса» увеличились на одну и ту же сумму, т.е. произошла перегруппировка имущества в активе баланса. Данный пример показан в таблице 1.3.

К первому типу можно отнести операции по поступлению денежных средств на расчетный счет из кассы или от дебиторов, выдаче денег из кассы подотчетным лицам, возврату неизрасходованных сумм подотчетными лицами в кассу, отпуску материалов со склада в производство, поступлению из производства готовой продукции на склад, отгрузке готовой продукции со склада покупателям и др.

Таким образом, хозяйственные операции первого типа вызывают изменения только в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется.

Первый тип балансовых изменений можно записать уравнением:

А + Х - Х = П, (1.1)

где А - актив;

П - пассив;

Х - изменения имущества под влиянием хозяйственных операций.

Второй тип хозяйственных операций связан с перегруппировкой обязательств организации. Например, удержаны налоги из заработной платы работников организации в сумме 5000 руб. Отразим в балансе данную операцию.

Операция затронула две статьи пассива баланса: обязательства по статье «Задолженность перед персоналом организации» уменьшились, а по статье «Задолженность перед бюджетом» увеличились на одну и ту же величину, т.е. произошла перегруппировка источников в пассиве баланса. Данный пример также показан в таблице 1.3.

Ко второму типу относятся и операции по использованию прибыли на создание фондов накопления и потребления.

Таким образом, хозяйственные операции второго типа ведут к изменениям только в пассиве баланса. Общий итог валюты баланса не меняется.

Второй тип балансовых изменений записывается уравнением:

А = П + Х - Х (1.2)

Таблица 1.3 - Хозяйственные операции первого и второго типа

На начало отчетного периода
Изменения
На конец отчетного периода
+
-
Актив
Основные средства
375000
375000
Касса
100
62500
62600
Расчетные счета
75000
62500
12500
Баланс
450100
450100
Пассив
Уставный капитал
350000
350000
Краткосрочные кредиты
12500
12500
Поставщики и подрядчики
37600
37600
Задолженность перед персоналом организации
50000
5000
45000
Задолженность перед бюджетом
5000
5000
Баланс
450100
450100

Третий тип хозяйственных операций связан с увеличением имущества. Например, поступили от поставщиков материалы на сумму 40 000 руб., деньги за которые еще не уплачены. Отразим в балансе данную операцию.

Операция третьего типа привела к увеличению на одну и ту же сумму одной статьи в активе балансе («Материалы») и одной статьи в пассиве баланса («Поставщики и подрядчики»). Валюта баланса увеличилась при сохранении равенства итогов актива и пассива баланса. Эта операция отражена в таблице 1.4.

К операциям третьего типа относятся операции по начислению заработной платы персоналу организации, по зачислению кредитов на ее счета, получению займов и др.

Третий тип балансовых изменений можно отразить уравнением:

А + Х = П + Х (1.3)

Четвертый тип хозяйственных операций связан с уменьшением (выбытием) имущества.

Пример. Погашен краткосрочный банковский кредит в сумме 7500 руб.

В результате операции произошло уменьшение на одну и ту же сумму одной статьи в активе баланса (статья «Краткосрочные кредиты банка»). Валюта баланса уменьшилась при сохранении равенства итогов актива и пассива баланса. Эта операция также отражена в таблице 1.4.

К операциям четвертого типа относятся операции по выплате заработной платы персоналу организации, погашению задолженности перед поставщиками, бюджетом, социальными фондами.

Четвертый тип балансовых изменений можно отразить уравнением:

А - Х = П - Х (1.4)

Таблица 1.4 - Хозяйственные операции второго и четвертого типа

На начало отчетного периода
Изменения
На конец отчетного периода
+
-
Актив
Основные средства
375000
375000
Касса
100
100
Расчетные счета
75000
7500
67500
Материалы
40000
40000
Баланс
450100
482600
Пассив
Уставный капитал
350000
350000
Краткосрочные кредиты
12500
7500
5000
Поставщики и подрядчики
37600
40000
77600
Задолженность перед персоналом организации
50000
45000
Задолженность перед бюджетом
5000
Баланс
450100
482600

В итоге все типы изменения баланса можно свести к наглядности, что и сделано в таблице 1.5.

Таблица 1.5 - Типы изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций

Tип
Актив
Пассив
изменения
Увеличение
Уменьшение
Увеличение
Уменьшение
1
+
-
2
+
-
3
+
+
4
-
-

2. Практическая часть

2.1 Бухгалтерские счета на основании остатков на 1 января 2009 года

Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в средствах и источников средств организации.

На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.

В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.

Активные счета предназначены для учета имущества организации (счета «Касса», «Расчетные счета» и другие). Пассивные счета предназначены для учета обязательств организации (источников формирования имущества предприятия) (счета «Уставной капитал», «Добавочный капитал» и другие).

Графически счет представляет собой таблицу «Т» формы. Левая сторона - Дебет (Дт), правая сторона - Кредит (Кт). Остатки учитываемого объекта на начало и конец отчетного периода - Сальдо начальное (Сн) и Сальдо конечное (Ск) соответственно. Сумма всех записей сделанных за период по Дебету и Кредиту счета называется - Дебетовым оборотом (Од) и Кредитовым оборотом (Ок) соответственно.

Запись хозяйственных операций на счета осуществляется методом «двойной записи», то есть каждая операция записывается в одной и той же сумме на счета дважды, в Дт одного и Кт другого. Взаимосвязь между счетами возникает в результате отражения на них операций способом «двойной записи». Называется такая связь корреспонденцией счетов, а сами счета корреспондирующими. Указание в совокупности номеров дебетуемого счета, кредитуемого счета и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой.

Для составления бухгалтерской проводки необходимо:

1) определить объекты, в которых произойдут изменения;

2) по плану счетов выбрать счета, участвующие в данной хозяйственной операции;

3) определить к какой группе относятся корреспондирующие счета (А, П, А-П);

4) определить на какой стороне счета отражаются увеличения или уменьшения объекта учета;

5) записать бухгалтерскую проводку.

Таблица 2.1 - Хозяйственные операции за январь 2009 года

Содержание операций
Сумма
Дт
Кт
1
Поступили деньги в кассу с расчетного счета
253 000
50
51
2
Выплачена из кассы заработная плата работникам
193 200
70
50
3

Перечислены с расчетного счета платежи по соц.страхованию и обеспечению, в т.ч:

- фонду социального страхования

- пенсионному фонду

- фонду обязательного медицинского страхования

77 000

8 800 58 000

10 200

69

69-1

69-2 69-3

51

51

51

51
4
Перечислены с расчетного счета платежи в бюджет
24 000
68
51
5

Поступили товары от поставщиков:

- покупная стоимость без НДС

- НДС 10%

304 920

277 200

27 720
41 19

60

60
6

Отражаются расходы по доставке продукции, включенные в счет поставщика

НДС 18%

4 012

3 400 612
44 19

60

60
7
Оплачено поставщикам с расчетного счета за продукцию (см. операции 5,6)
308 923
60
51
8
Списываются материалы
260 000
20
10
9
Отпущена готовая продукция покупателям
660 000
62
90.1
10
Поступили на расчетный счет платежи от покупателей за реализованную готовую продукцию
660 000
51
62
11

Начислена оплата труда:

а) производственным рабочим

б) аппарату управления
176 300 23 700

20

26

70

70
12

Удержано из оплаты труда работников

а) НДФЛ

б) алименты по исполнительному листу из з/п Петрова П.П.

2 000

270

70

70
68 76-7
13

Произведены отчисления от ФОТ, в т.ч.

а) Фонду социального страхования 2,9%

б) пенсионному фонду 20%

в) фонду обязательного медицинского страхования 3,1%

45838

5112,7

35260

5465,3

20

20

20

69-1

69-2

69-3
14

Произведены отчисления от ФОТ, в т.ч.

а) Фонду социального страхования 2,9%

б) пенсионному фонду 20%

в) фонду обязательного медицинского страхования 3,1%

6162

687,3

4740

734,7

26

26

26

69-1

69-2

69-3
15

Поступили от поставщиков материалы

- покупная себестоимость без НДС

- НДС 18%

35 754

30 300

5454

10

19

60

60
16
Оплачено поставщикам с расчетного счета за материалы (см. операцию 15)
35 754

60

51
17

Начислено за услуги:

а) энергосбыту за электроэнергию

НДС 18%

б) водоканалу за водоснобжение

НДС 18%

в) газокомпрессорной станции за газоснобжение

НДС 18%

г) газете «Заря Енисея» за рекламу

НДС 18%

д) городской телефонной станции за пользован и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.