На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Управление финансовой деятельностью предприятия ООО Прайм

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Финансы, менеджмент. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 68. Уникальность по antiplagiat.ru: 42.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»


Институт менеджмента и информатики
Кафедра менеджмента и административного управления


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Финансовый менеджмент"
Тема: "Управление финансовой деятельностью предприятия"
На примере предприятия ООО "Прайм"


Выполнила студентка:


Проверил (а):

Литвинова В. С.


Красноярск 2012
Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Методологические аспекты управления финансовой деятельностью предприятия…5
2. Экономическая и финансовая оценка предприятия ООО «Прайм»………………...10
2.1. Местоположение и юридический статус…………………………………………….10
2.2 . Размеры производства и специализация……………………………………………11
2.3. Финансовые результаты от продаж продукции (работ, услуг)…………………….13
3. Управление наличным и безналичным денежным оборотом предприятия ООО «Прайм».15
3.1 Организация наличного денежного обращения……………………………………..16
3.2 Безналичные расчеты………………………………………………………………….18
3.3 Анализ наличного и безналичного денежных потоков……………………………..22
3.4. Оптимизация денежных потоков…………………………………………………….26
4. Управление кредитными ресурсами предприятия……………………………………28
4.1. Переговоры с потенциальным заемщиком………………………………………….28
4.2. Сбор пакета документов……………………………………………………………...29
4.3. Анализ финансового состояния и определение кредитоспособности ООО «Прайм».............................................................................................................................................30
4.4. Кредитный договор и обеспечение возвратности кредита ………………………...44
4.5. Порядок выдачи кредита. Процентные ставки ……………………………………..46
4.6. Обслуживание и погашение кредита…………………………………………….......49
4.7. Мониторинг кредита………………………………………………………………….50
5. Разработка предложений по совершенствованию управления финансовой деятельностью предприятия ……………………………………………………………………...52
5.1. Причины возникновения проблем в области управления финансовой деятельностью предприятия ООО «Прайм»……………………………………………………..52
5.2. Разработка предложений по совершенствованию управления финансовой деятельностью ООО «Прайм»…………………………………………………………………….55
Выводы и предложения……………………………………………………………………62
Список использованной литературы……………………………………………………..65
Приложения………………………………………………………………………………...68


Введение
В рыночных условиях залогом стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно манипулируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также минимизировать затраты на его расширение и обновление.
Одним из основных составляющих элементов финансового менеджмента является финансовый анализ, который в той или иной степени необходим всем заинтересованным пользователям бухгалтерской и иной финансовой информации о деятельности предприятия.
Собственники заинтересованы в результатах деятельности своих предприятий и вынуждены разрабатывать оптимальные управленческие решения для обеспечения необходимых финансовых результатов. Кроме того, существует объективная необходимость борьбы не только на рынках сбыта, но и на рынке капиталов за кредитные ресурсы банков, а также других заимодавцев и потенциальных инвесторов.
У предприятия возникает жизненная необходимость иметь своевременную, объективную и полную информацию о своем финансовом состоянии для принятия грамотных управленческих решений, прогнозирования своей деятельности. Кроме того, информация нужна для предоставления ее собственникам и инвесторам, в том числе и потенциальным. Также существует необходимость отчета перед государственными органами о правильности налоговых платежей и иных сборов.
В условиях современной российской экономики крайне важной задачей собственников и руководителей предприятий является ограждение их от возможных финансовых потерь с помощью проведения аналитических финансовых расчетов. В этом выражается актуальность темы данной курсовой работы.
Предметом исследования данной работы является управление финансовой деятельностью предприятия.
Объектом исследования - ООО «Прайм».
Целью работы является изучение сущности управления финансовой деятельностью предприятия, проведение анализа финансового состояния объекта исследования, выработка предложений по укреплению финансового состояния.
Для достижения цели курсовой работы решались следующие задачи:
- изучение литературных источников по теме исследования;
- изучение форм бухгалтерской отчетности и их содержания;
- сбор и систематизация исходных данных для проведения анализа финансового состояния предприятия;
- проведение анализа финансового состояния объекта исследования;
- формулировка основных выводов по результатам анализа финансового состояния и выявление причин негативных тенденций;
- разработка мер по укреплению финансового состояния объекта исследования и проверка эффективности их проведения.
В процессе написания курсовой работы использовался материал учебников, статей журналов, публикаций в Интернете, а также данных бухгалтерской отчетности ООО «Прайм» за 2009-2011 гг.
В первом разделе работы рассматриваются теоретические вопросы управления финансами предприятия: основные элементы управления финансами предприятия, нормативно – законодательная база, определяющая финансовую деятельность предприятия, а также методы оценки управления финансовой деятельностью предприятия.
Во втором разделе работы проводится экономическая и финансовая оценка работы предприятия ООО «Прайм».
В третьем разделе курсовой работы анализируется наличные и безналичные денежные потоки предприятия ООО «Прайм».
В четвертом разделе рассматривается управление кредитными ресурсами предприятия, проводится анализ финансового состояния и определения кредитоспособности заемщика.
И в пятом разделе предоставляется разработка мероприятий по совершенствованию управления финансовой деятельностью предприятия ООО «Прайм».


1. Методологические аспекты управления финансовой деятельностью предприятия

Финансовая деятельность предприятия - это деятельность людей его специальной организационной подсистемы, связанной с принятием и реализацией решений по управлению финансами. Организация управления финансами – это и есть управление финансовой деятельностью предприятия (рис. 1).
Управление финансами предприятия предполагает решение следующих проблем, являющихся, по существу, целями финансовой стратегии:
- ликвидность и платежеспособность предприятия;
- прибыльность и рентабельность его деятельности;
- материальная обеспеченность работников и собственников, а в условиях социально ориентированной экономики – и социальная обеспеченность.


Рис. 1. Управление финансами предприятия


Не секрет, что для начала своей деятельности и дальнейшего успешного функционирования на рынке любому хозяйствующему субъекту необходимы различные виды ресурсов: трудовые, материальные, финансовые и т. д. В условиях рыночной экономики повышается значимость финансовых ресурсов, с помощью которых осуществляется формирование оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия, а также финансирование текущей хозяйственной деятельности. От кого, каким капиталом располагает хозяйствующий субъект, насколько оптимальна его структура, насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.
Понятие эффективного использования финансовых ресурсов, как и любых других видов ресурсов, включает в себя сопоставление количества и качества израсходованных ресурсов с количественным и качественным выражением достигнутых за соответствующий период результатов.

Оценка эффективности использования финансовых ресурсов включает разные компоненты. Для оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:
1. структуры капитала организации по его размещению и источникам образования;
2. эффективности и интенсивности его использования;
3. платежеспособности и кредитоспособности организации;
4. запаса его финансовой устойчивости.
Основной целью оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия является повышение эффективности работы организации на основе внедрения более совершенных способов использования финансовых ресурсов и управления ими.
Из цели оценки эффективности использования финансовых ресурсов вытекают ее основные задачи:
– идентификация финансового положения;
– выявление факторов, влияющих на формирование финансовых ресурсов;
– определение «узких» мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;
– выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения.
Можно выделить основные методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов.

1. Метод расчета показателей рентабельности.
Рентабельность показывает прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Наибольшую важность представляют показатели рентабельности, к которым относятся:
– рентабельность продаж;
– рентабельность собственного капитала;
– рентабельность текущих активов;
– рентабельность внеоборотных активов;
– рентабельность инвестиций.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают результаты деятельности предприятия; они используются как инструменты инвестиционной, ценовой политики.
2. Метод анализ финансовых коэффициентов (R-анализ): базируется на расчете соотношения различных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов:
– коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия;
– коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности);
– коэффициенты оценки оборачиваемости активов;
– коэффициенты оценки оборачиваемости капитала;
3. Метод оценки стоимости финансовых ресурсов.
Стоимость капитала предприятия служит мерой прибыльности операционной деятельности и характеризует часть прибыли, которая должна быть уплачена за использование сформированного или привлеченного нового капитала для обеспечения выпуска и реализации продукции. Рассчитываются:
– стоимость функционирующего собственного капитала предприятия;
– стоимость заемного капитала в форме банковского кредита;
– стоимость заемного капитала, привлекается за счет эмиссии облигаций;
– средневзвешенная стоимость капитала;
– предельная эффективность капитала.
Оценка показателей стоимости капитала должна быть завершена выработкой критериального показателя эффективности его дополнительного привлечения. Таким критериальным показателем является предельная эффективность капитала. Этот показатель характеризует соотношение прироста уровня прибыльности дополнительно привлекаемого капитала и прироста средневзвешенной стоимости капитала.
4. Метод оценки структуры и движения капитала предприятия. Предполагает проведение оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия при помощи показателей движения капитала (активов) предприятия, к которым относят коэффициенты поступления, выбытия и использования, рассчитываемые по всему совокупному капиталу и по его составляющим, а также определения соотношения величины собственного и заемного капитала.
Во многих книгах по финансовому анализу наряду с определением того или иного финансового показателя обычно указывают его целевой норматив, например, сумма заемных средств не должна превышать 50% общей суммы источников финансирования. Т.е. только в этом случае предприятие будет иметь достаточную финансовую автономию и ему не грозит банкротство.
Однако при оценке эффективности использования финансовых ресурсов следует учитывать, что многие эксперты самой высокой оценкой эффективности менеджмента предприятия считают его способность успешно работать за счет «чужих денег», т.е. заемных источников. Достаточно вспомнить, что деятельность одной из самых крупных мировых компаний General Motors в ее лучшие периоды финансировалась на 90% за счет заемных финансовых ресурсов.
Главным показателем эффективности функционирования предприятия является увеличение собственного капитала. В практике считается, что долю собственного капитала желательно поддерживать на достаточно высоком уровне, т.к. это свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств, которой отдают предпочтение кредиторы. Она выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне средств, обеспеченных собственными средствами. Это является защитой от больших потерь в периоды спада деловой активности и гарантией получения кредитов.
Определение стоимости капитала лежит в основе расчета экономической добавленной стоимости EVA. Показатель применяется для оценки эффективности деятельности предприятия с позиции его собственников, которые считают, что деятельность предприятия имеет для них положительный результат в случае, если предприятию удалось заработать больше, чем составляет доходность альтернативных вложений. Этим объясняется тот факт, что при расчете EVA из суммы прибыли вычитается не только плата за пользование заемными средствами, но и собственным капиталом.

Практически показатель EVA рассчитывается следующим образом:
EVA = (прибыль от обычной деятельности – налоги и другие обязательные платежи – инвестированный в предприятие капитал, т.е. сумма пассива баланса)*средневзвешенная цена капитала.
Из формулы следует, что важную роль при расчете показателя EVA играют структура источников финансовых ресурсов предприятия и цена источников. EVA позволяет ответить на вопрос инвесторов: какой вид финансирования (собственное или заемное) и какой размер капитала необходим для получения определенного значения прибыли.
Значение EVA определяет поведение собственников предприятия по отношению к инвестированию в данное предприятие.
Оценка эффективности использования финансовых ресурсов необходима для принятия управленческих решений, направленных на рост прибыльности, выявление причин убыточности, а также обеспечение стабильного финансового состояния. От того, насколько качественно проведена данная оценка, зависит эффективность принятия управленческих решений, связанных с дальнейшим использованием собственных, привлеченных и заемных финансовых ресурсов.
Периодичность проведения оценки эффективности использования финансовых ресурсов зависит от требований топ-менеджмента, а также от возможностей компании по сбору данных для управленческой отчетности. Поскольку у большинства российских компаний данные управленческого учета базируются на данных бухгалтерского учета, им имеет смысл проводить финансовый анализ раз в квартал одновременно с полным подведением итогов периода бухгалтерией. Компании с развитой информационной поддержкой бизнеса имеют возможность отслеживать финансовые показатели ежемесячно, еженедельно и даже ежедневно. Так, по информации журнала Economist, в компании General Electric менеджеры могут отслеживать изменения показателей, за которые они отвечают, в течение рабочего дня.
Таким образом, становится понятно, результаты оценки эффективности использования финансовых ресурсов лежат в основе выработки мер, направленных на повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, более рациональное распределение доходов, что в итоге способствует повышению стоимости всей компании.


2. Экономическая и финансовая оценка предприятия ООО «Прайм»
2.1. Местоположение и юридический статус

Общество с ограниченной ответственностью «Прайм» создано 10.09.2006года. Учредителем и директором ООО «Прайм» является одно физическое лицо – Бабанин Игорь Владимирович. Предприятие имеет свидетельство о государственной регистрации юридического лица выданное 2 июня 2010 г. (предприятие переименовано, ранее числилось как ИП Бабанин). Серия 24 №005527527; а также свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по местонахождения на территории РФ. ОГРН 1102454000483. Выдано 2 июня 2010 года. Серия 24 №005524666.
Местонахождение Общества – 665545, Российская Федерация, Красноярский край, Лесосибирск, 6 микрорайон 4, оф. 20. Почтовый адрес Общества: 665545, Российская Федерация, Красноярский край, Лесосибирск, а/я 2340.
Общество создано с целью извлечения прибыли на основе оказания услуг в области монтажа строительных конструкций, а именно пластиковых окон, установка межкомнатных и входных дверей, обшивка сайдингом, установка натяжных потолков, жалюзи и пр.
Общество создано на неограниченный срок.
Общество является коммерческой организацией, Уставный капитал принадлежит единственному учредителю ООО «Прайм».
На сегодняшний день среднесписочный состав персонала – 19 человек и полностью законченный цикл производства с техническим обслуживанием оборудования, линейных сооружений, с отделом продаж, маркетинга, исследования рынка. Коллектив работает дружный, сплоченный. Большая часть – бывшие работники других аналогичных предприятий. Квалификация и умение работать на должном уровне.
Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером ООО «Прайм». Учет ведется в соответствии с приказом об учетной политике, утвержденным генеральным директором ООО «Прайм» и действует на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 18.08.98 г. № 88-ФЗ; Гражданского кодекса Российской Федерации; Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (ПБУ), утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003г. № 67н; Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98); Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов на капитальное строительство)» (ПБУ 2/94); Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000); Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99); Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01); Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01); Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98); Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98); Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9); Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10); Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000); Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов, кредитов» (ПБУ 15/2000); и других нормативных документов.


2.2 . Размеры производства и специализация
Специализация - это форма разделения общественного труда. Она отражает место предприятия в удовлетворении потребностей общества в тех или иных продуктах народного потребления. Обуславливается специализация природными и экономическими условиями, спросом на продукцию, и ее предложением. Характеризуется специализация рядом показателей, главным из которых является структура товарной продукции, удельный вес отдельных отраслей во всей товарной продукции.
Основная, т.е. преобладающая и имеющая приоритетное значение для хозяйственной деятельности ООО «Прайм» является монтаж пластиковых окон, установка натяжных потолков, ремонт помещений. Основными видами продукции производимой ООО «Прайм», обеспечивающими наибольший объем выручки, являются окна.
Показателями размеров предприятия являются:
- объем производства продукции;
- стоимость ОПФ;
- численность работников основного производства;
-мощность энергетических ресурсов, количество электроэнергии израсходованной на производственные нужды и т. д.






Таблица 1 – Размеры производства предприятия ООО «Прайм»
Показатели
2009
2010
2011
1. Стоимость товарной продукции в оценке по текущим ценам, тыс. руб. 10680 12647 12722
2. Среднегодовая численность работающих, чел. 24 18 19
3. Численность поголовья животных, усл. Голов - - -
4. Площадь с.-х угодий, га - - -
5. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 3165 3249 3894
6. Размер энергетических ресурсов, тыс. кВт - - -
7. Объем потребленной энергии, тыс.кВт-ч 1432 1386 1547

В течение рассматриваемого периода стоимость товарной продукции в 2009 г. была 10680 тыс. руб. в 2010 г. увеличилась на 1967 и составляла 12647 тыс. руб., а в 2011 г. она увеличилась до 12722 тыс. руб. Численность работников предприятия увеличилась в 2009 г. Составила 24 чел., а в 2010 г. сократилась на 6 человек и составляет 18 человек. В 2011г. Численность сотрудников увеличилась на 1 сотрудника. Увеличилась стоимость основных производственных фондов до 3894 тыс. руб.
Таблица 2 – Структура товарной продукции в ООО «Прайм»
Отрасль и вид продукции 2009 г 2010г 2011 г
Выручка тыс. руб. Структура % Выручка тыс. руб. Структура % Выручка тыс. руб. Структура %
1. Пластиковые окна, балконы
4238 39,7 5741 45,0 5735 45,4
2. Натяжные потолки 1243 11,6 1869 14,7 1965 15,6
3. Установка дверей
892 8,3 851 6,7 720 5,7
4. Ремонт, отделка внутренних помещений 3384 31,7 3292 25,8 3302 26,2
5.Установка жалюзи, ролштор 521 4,9 639 5,0 624 4,9
6.Прочая продукция, работы, услуги 402 3,7 355 2,8 276 2,2
Всего по предприятию 10680 100 12747 100 12622 100

В течение рассматриваемого периода выручка от продажи продукции в 2009 г. была 10680 тыс. руб. в 2010 г. увеличилась на 2067 и составляла 12747 тыс. руб., а в 2011 г. она уменьшилась на 125 и составляет 12622 тыс. руб. Это связано, главным образом, с увеличением конкуренции и вынужденным снижением рыночных цен на продукцию компании. В процентном соотношении основу прибыли составляют монтаж пластиковых окон и отделка внутренних помещений. В 2011 г. структура по окнам равна 45,4%, по ремонту 26,2%.


2.3. Финансовые результаты от продаж продукции (работ, услуг)
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия главным образом получают от продажи готовой продукции. Финансовые результаты ООО «Прайм» представлены в таблице. Таблица 3 – Финансовые результаты от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб.


Отрасль и вид продукции 2009 г 2010 г 2011 г
Выручка тыс. руб. Себестоимость Финансовый результат Выручка тыс. руб. Себестоимость Финансовый результат Выручка тыс. руб. Себестоимость Финансовый результат
1. Пластиковые окна, балконы 4238 969 746 5741 1125 215 5735 1234 264
2. Натяжные потолки 1243 596 421 1869 603 196 1965 612 205
3. Установка дверей 892 495 301 851 621 65 720 684 58
4. Ремонт, отделка внутренних помещений 3384 872 612 3292 962 153 3302 706 162
5.Установка жалюзи, ролштор 521 398 152 639 521 42 624 691 64
6.Прочая продукция, работы, услуги 402 538 142 355 746 9 276 759 69
Всего по предприятию 10680 (3868) 2374 12747 (4578) 680 12622 (4686) 822


Рост выручки от реализации в 2010 г. составил 12747 тыс. руб. по сравнению с 2009 г 10680 больше на 2067. В 2011 г. выручка снизилась на 125 тыс. руб., до 12622 тыс. руб. Это связано, главным образом, с увеличением конкуренции и вынужденным снижением рыночных цен на продукцию компании. Чистая прибыль по итогам 2010г. составляет 680 тыс. руб., что на 1694 тыс. руб. меньше, чем в 2009 году. Это произошло в связи с ростом издержек компании, в частности закупочных цен, из-за чего выросла себестоимость производимой продукции. Также произошел рост коммерческих и управленческих расходов предприятия. Но к 2011 г. рост выручки составил 822 тыс. руб.

3. Управление наличным и безналичным денежным оборотом предприятия ООО «Прайм»
«Денежный оборот – это процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах».
Непрерывность денежного оборота определяется тремя важными моментами.
Во-первых, денежный оборот складывается из переплетающихся потоков денег:
– между хозяйствующими субъектами (предприятиями, компаниями) в связи с платежами за товары и услуги;
– между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и учреждениями кредитно-финансовой системы – с другой, в связи с кредитными и финансовыми операциями;
– между хозяйствующими субъектами и учреждениями кредитно-финансовой сферы, с одной стороны, и Центральным банком – с другой, в связи с денежно-кредитными операциями;
– между всеми указанными выше субъектами (юридическими лицами), с одной стороны, и населением (физическими лицами) – с другой, по платежам и кредитным операциям;
– между всеми юридическими и физическими лицами, с одной стороны, и финансовыми органами (местным и государственным бюджетом) – с другой, в связи с распределением, перераспределением и использованием национального дохода (нетоварные платежи, пенсии, субсидии, дотации и т.п.);
– между физическими лицами по многочисленным товарным, кредитным и личным сделкам (наследование, дарение, выплата алиментов и т.п.).4
Перемещение денег между указанными субъектами носит встречный характер, что обеспечивает денежному обороту способность гибко реагировать на изменение потребности в деньгах хозяйственного оборота и общественного воспроизводства в целом.
Во-вторых, между деньгами в наличной и безналичной форме существует неразрывная взаимосвязь, которая определяется, прежде всего, теми функциями, которые они выполняют, а также реальной возможностью превращения (перехода) одной формы денег в другую. Деньги постоянно переходят из формы наличных денежных знаков в форму депозита (вклада) в коммерческом банке и обратно. Поэтому процессы движения наличных денег (физическое перемещение денежных знаков из рук в руки) и безналичных денег (последовательный ряд записей по зачислению денег на счета и их списанию со счетов в коммерческих банках), хотя и разные по своей физической природе, образуют единый денежный оборот, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.
Третьим важным моментом непрерывности процесса денежного оборота является то обстоятельство, что деньги, находящиеся в обороте, последовательно выполняют три функции: средства обращения, накопления и платежа. Особенность современных видов денег, кредитных по своей природе, состоит в том, что они могут накапливаться только при условии вовлечения их в хозяйственный оборот. Если они прочно оседают в кассах хозяйствующих субъектов или на руках у населения, им уготована участь обесценивающихся вследствие инфляции бумажных денежных знаков. В целом деньги используются попеременно-то, как средство накопления, то, как средство обращения и платежа.
Таким образом, непрерывность движения денег определяется внутренним единством денег, одновременно выполняющих различные функции и находящихся в различных формах, благодаря чему; между субъектами экономики и населением постоянно циркулируют наличные и безналичные деньги одного наименования.
Общие принципиальные черты денежного оборота можно охарактеризовать следующим образом:
– денежный оборот представляет собой единство обращения наличных денег и безналичных форм расчетов, поскольку деньги во всех случаях выступают единым мерилом стоимости общественного продукта и национального богатства;
– денежный оборот охватывает весь процесс воспроизводства с его составными элементами – производством, распределением, обменом и потреблением;
– научное регулирование и прогнозирование денежного оборота осуществляется посредством разработки финансовых и кредитных прогнозов, а также прогнозов по денежному обращению.
Денежный оборот, отражающий закономерности движения денег и товаров, непосредственно связан с товарным обращением как его материальной основой и с движением денежной формы стоимости.

3.1 Организация наличного денежного обращения
Налично-денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах, как с рыночной, так и с административной моделями экономики составляет меньшую часть, он имеет большое значение. Именно этот оборот обслуживает получение, и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег.
Наличные деньги начинают свое движение из касс банков, прежде всего из центрального банка как эмиссионного центра. Из оборотных касс этого банка они поступают в коммерческие банки.
Кассовые операции — оприходование в кассу наличных денег, соблюдение лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи наличных денег; прием и выдача наличных денег из касс предприятия (предпринимателя) и оформление кассовых документов.
Касса — структурное подразделение предприятия (предпринимателя), выполняющее основные кассовые операции.
Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.
Прием наличных денег предприятиями производится по приходным кассовым ордерам.
Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документом (платежной ведомостью, заявлением на выдачу денег и прочее).
Синтетический учет кассовых операций ведется на счете №50 «Касса», счет основной денежный, активный, сальдо дебетовое, означает остаток денежных средств. Поступление денежных средств записывается по дебету, а выбытие по кредиту.
Счет №50 «Касса»:
50/1 – касса организации;
50/2 – операционная касса;
50/3 – денежные документы.
Основная корреспонденция счетов по движению денежных средств в кассе организации представлена в таблице 3.
Таблица 3
Основные бухгалтерские записи по счету №50/1 «Касса организации»
№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1. При поступлении в кассу денежных средств:
1.1. с расчетного счета; 50/1 51
1.2. с валютного счета. 50/1 52
2. При поступлении в кассу:
2.1. от учредителей в счет вклада в уставный капитал; 50/1 75/1
2.2. от разных дебиторов; 50/1 76
2.3. в погашение спорного долга; 50/1 76/2
2.4. в счет доход будущих периодов. 50/1 98/1
3. При оприходовании материалов с оплатой наличными из кассы 10 50/1
4. При сдаче с кассы денежных средств и зачислении их на валютный счет 52 50/1
5. При сдаче денежных средств из кассы через инкассатора 57 50/1
6. При оплате наличными:
6.1. поставщикам за товары; 60 50/1
6.2. разным кредиторам 76 50/1
7. При оплате из кассы различных расходов торговых организаций 44 50/1

Функционирование платежной системы страны направлено на проведение и исполнение платежей безналичного денежного оборота. Основу этого оборота составляют безналичные расчеты.


3.2 Безналичные расчеты
Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке. Вышеперечисленные клиенты банка выступают при переводе средств как стороны в расчетах, а банки, где открыты их счета, являются непосредственными участниками расчетов.
Основополагающим элементом в системе безналичных расчетов являются принципы их организации.
Принцип правовой регламентации расчетов отражает наличие правил, обязательных для соблюдения всеми сторонами и участниками.
Принцип контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчетов и их материальной ответственности направлен на соблюдение нормативных требований и положений.
Принцип согласия плательщика на платеж отражает его права собственника распоряжаться средствами на счете. Списание средств со счета клиента банка без его распоряжения допускается лишь в определенных случаях. Полноправный хозяин счета — его владелец. Банк не вправе определять направление и использование денежных средств.
В организации безналичных расчетов в соответствии с изложенными выше принципами заинтересованы все участвующие стороны.
Безналичные расчеты могут быть: по товарным операциям (за товары, услуги, выполненные работы); по нетоварным операциям (с финансовыми органами).
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения; аккредитивы; чеки; платежные требования; инкассовые поручения.
Платежные поручения – это распоряжение владельца счета обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Платежными поручениями могут производиться:
1) перечисления денежных средств поставщикам и подрядчикам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
2) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды и другие перечисления.
В соответствии с условиями договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг и для осуществления периодических платежей.
Аккредитив – денежный документ, содержащий приказ одного кредитного учреждения другому об оплате кому-либо определенной суммы. Виды аккредитива: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные. При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставляемого ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.
Чек – это ценная бумага, содержащая ни чем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж, указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, по средствам которой банк (банк-эмитент) по поручению и за сет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по поручению плательщика платежа.
Расчеты по инкассо осуществляются:
1) платежными требованиями, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в без акцептном порядке);
2) инкассовыми поручениями, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования являются расчетным документом, содержащим требования кредитора к должнику об оплате определенной денежной суммы через банк.
Платежное требование применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Расчеты платежными требованиями могут осуществляться:
1) с предварительным акцептом;
2) без акцепта плательщика.
Инкассовое поручение – это расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.
Инкассовое поручение применяется:
1) в случае, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) для взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банком, обслуживающего плательщика, права на снижение денежных средств со счета плательщика без распоряжения.
Преимущества безналичных расчетов по сравнению с наличным расчетом в том, что: сокращается количество денежных знаков в обращении; сосредотачиваются денежные знаки в банках; усиливается контроль банка за работой предприятий и организаций.


Основные бухгалтерские записи по счету №51 «Расчетный счет»
№ п/п Содержание операций Дебет Кредит
1. При поступлении на расчетный счет:
1.1. денежных средств ранее сданных из кассы через инкассатора; 51 57
1.2. краткосрочных кредитов и займов; 51 66
1.3. долгосрочных кредитов и займов; 51 67
1.4. от учредителей в счет вклада в уставный капитал; 51 75/1
1.5. погашение дебиторской задолженности по критериям; 51 76/2
1.6. сумм страхового возмещения; 51 76/1
1.7. целевого финансирования; 51 86
1.8. штрафов за невыполнение хозяйственных договоров; 51 91/1
1.9. в счет доходов будущих периодов. 51 98
2. При перечислении с расчетного счета:
2.1. в погашение краткосрочных кредитов и займов; 66 51
2.2. в погашение долгосрочных кредитов и займов; 67 51
2.3. в фонд социального страхования; 69/1 51
2.4. в пенсионный фонд; 69/2 51
2.5. В фонд медицинского страхования; 69/3 51
2.6. кредиторам; 76 51
2.7. штрафов за невыполнение договоров; 76/2 51
2.8. в счет расходов будущих периодов 97 51
2.9. на суммы, ошибочно списанные с расчетного счета. 76/2 51


3.3 Анализ наличного и безналичного денежных потоков............


Выводы и предложения

Исследования, проведенные в курсовой работе по анализу управления финансовой деятельностью ООО «Прайм», позволили сделать следующие выводы.
1. Управление финансами предприятия – это последовательная деятельность его работников по организации и управлению финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками. Для управления финансами предприятий используется финансовый механизм. Финансовый механизм предприятий – это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений, фондов денежных средств и денежных потоков.
2. Стратегическими целями предприятия в области финансов являются обеспечение его ликвидности и рентабельности. При этом если обеспечение ликвидности является обязательным условием экономического развития предприятия, тогда как вторая стратегическая цель – обеспечение рентабельности - может сочетаться с такими целями, как завоевание рынка или просто выживание предприятия.
3. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.
4. Важным условием для успешной деятельности предприятия является проведение анализа его работы, и разработка на основе результатов анализа мер по использованию выявленных резервов.
В результате анализа управления финансовой деятельностью ООО «Прайм» можно сделать следующие выводы:
1. Сумма внеоборотных активов за отчетный период 2009 – 2011 гг. увеличилась, это происходит за счет ввода в эксплуатацию основных средств, за счет увеличения капитальных вложений в приобретение и строительство объектов основных средств. Внеоборотные активы представлены в ООО «Прайм» главным образом основными средствами.
2. Оборотные активы ООО «Прайм», продолжают оставаться наиболее мобильной его частью и в решающей степени определять платежеспособность и кредитоспособность предприятия. Оборотные активы представлены в ООО «Прайм» главным образом запасами, налогом на добавленную стоимость, краткосрочной дебиторской задолженностью и денежными средствами. Наблюдается тенденция роста оборотных активов. Повышение оборотных средств произошло за счет увеличения запасов, налога на добавленную стоимость и поступления денежных средств.
3. В имуществе предприятия дебиторская задолженность занимает набольшую сумму в 2011 г. – 14026 тыс. руб., в 2010 г. – 11891 тыс. руб., в 2009 г. – 9760 тыс. руб. Дебиторская задолженность по всем статьям повысилась. Увеличение дебиторской задолженности отрицательно влияет на деятельность предприятия. Происходит замораживание денежных средств предприятия. Экономический отдел предприятия не уделяет должного внимания по взысканию дебиторской задолженности, а именно подачи исков в суд и предъявления претензий самим дебиторам.
5. Предприятие конец 2011 года не располагает достаточной суммой денежных средств для уплаты по счетам текущих обязательств, а также осуществления финансовых вложений.
6. Собственный капитал предприятия увеличивается, это говорит о том, что предприятие наращивает собственный капитал, но рост собственного капитала не обеспечил необходимую потребность растущего предприятия в источниках финансирования, поэтому в данный период деятельность предприятия обеспечивалось, долгосрочными заемными источниками. Кредиты брались для закупки нового оборудования и под инвестиционную деятельность предприятия.
7. Кредиторская задолженность увеличилась, увеличение произошло за счет отсутствия денежных средств, предприятие не может рассчитаться с поставщиками. Рост кредиторской задолженности в качестве заемных источников средств - ненадежный способ достижения мобильности имущества в силу самого характера кредиторской задолженности, которая может быть востребована в сроки, не устраивающие предприятие. Более целесообразно изыскивать средства для увеличения собственных источников.
8. Расчет показателей ликвидности свидетельствуют о неблагоприятной тенденции по платежеспособности. Этому способствовали как внешние, так и внутренние факторы. Среди внешних: ухудшение общеэкономической обстановки в стране, снижение платежной дисциплины. К внутренним факторам можно отнести: изменение форм расчетов с покупателями, в основном использование системы предварительной оплаты и оплаты за наличный расчет.
В целях совершенствования финансовой деятельности разработаны рекомендации направленные на улучшение управления финансовой деятельностью ООО «Прайм»:
Анализ финансовой деятельности предприятия ООО «Прайм» дают возможность разработать программу мероприятий по повышению эффективности управления финансовой деятельностью на предприятии и обеспечить контроль за ее практическим осуществлением, по следующим направлениям:
I. Построение системы управления денежными потоками в ООО «Прокатный завод».
II. Методика проведения мероприятий по управлению дебиторской задолженностью предприятия.
Построение системы управления денежными потоками в ООО «Прайм» должно базироваться на следующих принципах:
- информативной достоверности и прозрачности;
- плановости и контроля;
- платежеспособности и ликвидности;
- рациональности и эффективности.
Эффективная система управления денежными потоками позволит:
а) обеспечить необходимый уровень ликвидности за счет внедрения системы контроля выплат и поступлений;
б) снизить затраты за счет сокращения величины заемных средств и сроков заимствования;
в) увеличить отдачу от инвестиций;
г) прекращения роста кредиторской задолженности;
д) принятие управленческих решений до окончания расчетного периода в любое время.
Управление дебиторской задолженностью - это комплекс мер, направленных на предотвращение ее появления путем тщательного анализа и ранжирования контрагентов.
Принятые документы позволят финансовой службе предприятия значительно улучшить систему работы с финансами и укрепить положение предприятия.


Список использованной литературы

I. Нормативные документы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1.: федеральный закон РФ от 30.11.1994г. № 51 -ФЗ. в ред. ФЗ РФ. от 30.01.2006г. №6.. – ФЗ // СЗ РФ: - 1994.-№32.- Ст.3301; СЗ РФ. -2006.-№2.-Ст.-171.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.2.: федеральный закон РФ от 05. 08. 2000 г. №117 –ФЗ. в ред. ФЗ РФ. от 16.01.2006г. №5 – ФЗ // СЗ РФ: - 2000.-№21.- Ст.2497; СЗ РФ. -2006.-№3.-Ст.-2674.

II. Специальная литература

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: как управлять капиталом / И.Т.Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 383 с.
4. Берлин С.И. Теория финансов: Учебное пособие / С.И. Берлин; С.И. Берлин. - М.: Приор, 2006. – 256 с.
5. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / Пер. с англ./ Л.А. Бернстайн. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 547 с.
6. Бланк И.А. Управление активами / И.А. Бланк. – Киев: Ника-Центр, 2006. – 720 с.
7. Бородина Е.И. Финансы предприятий. Определение потребности в оборотных средствах: Учебное пособие / Е.И. Бородина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 207 с.
8. Вечканов Г.С. Краткая экономическая энциклопедия / Г.С. Вечканов. – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 2007. – 509 с.
9. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент: Учебник / В.В. Ковалев.- М.: Финансы и статистика, 2006. – 768 с.
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности /В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 540 с.
11. Красная Е.Н. Управление оборотным капиталом организации / Е.Н. Красная . - Юристъ-Гардарика, 2007. – 216 с.
12. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия: методы оценки / М.Н. Крейнина. - М.: Издательство ДИС, 2005. – 247 с.
13. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент/ М.Н. Крейнина. - М.: Издательство ДИС, 2007. – 352с.
14. Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности предприятия / А.Б. Крутик, М.М. Хайкин. СПб.: Бизнес-пресса, 2005. – 448 с.
15. Лаврухина Н.В., Казанцева Л.П. Финансы предприятий / Н.В. Лаврухина, Л.П. Казанцева. - М.: МЭСИ, 2004. – 345 с.
16. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.А. Ратновский. -М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.
17. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности: Учебное пособие для вузов / Н.П. Любушин, В.Б. Лешева, В.Г. Дьякова; Под редакцией Н.П. Любушина. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 471 с.
18. Максимов Ю.А. Правое регулирование банкротства юридических лиц. - Учебн.пособ. / Ю.А. Максимов. - СПб.: СПб им. В.Б.Бобкова филиал РТА, 2006. – 61с.
19. Максимов Ю.А., Максимова Е.М., Семенов А.В. Правовое регулирование финансовой деятельности предприятий и организаций. Учебн.пособ. / Ю.А. Максимов, Е.М. Максимова, А.В. Семенов - СПб.: СПб им. В.Б.Бобкова филиал РТА, 2006. – 144с.
20. Миннибаева К.А., Остапенко В.В. Обеспеченность предприятия средствами / К.А. Миннибаева, В.В. Остапенко // Финансовый менеджмент. – 2005. – №4. – С. 25- 30.
21. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства / Д.С. Моляков. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 475 с.
22. Мухарева Е.В. Анализ и прогноз потребности в финансировании собственного оборотного капитала / Е.В. Мухарева // Финансовый анализ. – 2005. – №4. – С. 5 - 8.
23. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов: Словарь / В.А. Новиков.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 376 с.
24. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. Грязновой А.Г., Федотовой М.А. М.: Финансы и статистика, 2006. – 512 с.
25. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Л.Н. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 429 с.
26. Палий В.Ф. Основной капитал и оборотные материальные активы / В.Ф.Палий. - Издательство: Бератор-Пресс, 2006. – 200 с.
27. Радионов А.Р., Радионов Р.А. Управление запасами и оборотными средствами в условиях рыночной экономики / А.Р. Радионов, Р.А. Радионов // Финансовый менеджмент. - 2007. – №5. – С. 21 - 23.
28. Ричард Кох. Менеджмент и финансы: от А до Я / Пер. с англ. В. Швецова. СПб.: Питер, 2006. – 496 с.
29. Сергеев Л.И. Финансы отраслей и предприятий регионов / Л.И. Сергеев. - Калининград: Янтарный сказ, 2007. - 342 с.
30. Снитко Л.Т., Бугаева Т.Ю., Висторобская Е.Н. Управление капиталом организации / Л.Т.Снитко, Т.Ю.Бугаева, Е.Н. Висторобская. – Приор, 2006. – 320с.
31. Стоянова Е.С., Быкова Е.В., Бланк И.А. Управление капиталом / Е.С.Стоянова, Е.В.Быкова, И.А. Бланк. – М.: Перспектива, 2007. – 376 с.
32. Тихонов Е. Управление оборотными средствами предприятия / Е. Тихонов // Директор. - 2003. – №1. – С. 155.
33. Тютюкина Е.Б. Финансы предприятий: Собственный капитал организации. Основной и оборотный капитал / Е.Б.Тютюкина. - Издательство: Бератор-Пресс, 2004. – 252с.
34. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие / Пер. с фр.; Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. – 421 с.
35. Уткин Э.А. Финансовое управление / Э.А.Уткин. - М.: Ассоциация авторов и читателей «Тандем»; Издательство ЭКМОС, 2004. – 118 с.
36. Финансовое управление компанией: Пер. с англ. / Под ред. Е.В. Кузнецовой. - М.: Фонд "Правовая культура", 2005. – 376 с.
37. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Г.П. Поляка. - М.: Финансы, 2004. – 429 с.
38. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 503 с.
39. Черкасов В.Е. Финансовый менеджмент. Учебно-методическое пособие / В.Е. Черкасов. - Тверь, 2007. – 279 с.
40. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий / А.Д Шеремет., Р.С.Сайфулин. - М.: Инфра-М, 2006. - 517 с.
41. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Пер. с нем. / Под ред. проф. А.Г. Поршнева. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 421 с.
42. Шуляк П.Н. Финансы предприятий / П.Н.Шуляк. - М.: Издательский дом "Дашков и К", 2007. – 372 с.
Экономический справочник руководителя предприятия / Сост. Рыжиков С.В., Золотогоров В.Г. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.