На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая исследование педагогических условий развития эмпатии у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 19.09.2012. Страниц: 93. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ РАБОТА КОСТЮКОВОЙ ГАЛИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ.
ТЕМА: « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».


Содержание

Введение………………………………………………………………………....2
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития эмпатии у дошкольников.
1.1. Понимание сущности феномена эмпатии в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………………….6
1.2 Особенности проявления эмпатии в дошкольном возрасте…………….14
1.3. Педагогические условия становления эмпатии у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….31
Вывод по первой главе. ……………………………………………………….44
Глава 2. Формирование эмпатии у дошкольников.
2.1. Диагностика уровня эмпатии у дошкольников……………………….45
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………..54
2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………74
Выводы по второй главе………………………………………………………78
Заключение……………………………………………………………………..79
Библиография…………………………………………………………………..81
Приложение…………………………………………………………………….84


ВВЕДЕНИЕ.
В современной науке проблема формирования эмпатии у дошкольников, сегодня наиболее актуальна, так как наше чадо растет и развивается, к сожалению, в озлобленной обстановке, где не является приоритетным помочь кому – то, а лишь только выжить неважно какими путями. Поэтому, вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать — желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.
Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт.
Современный человек для сознательного существования в мире, для того, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство, должны поместить себя в мир общечеловеческих ценностей. Это погружение он осуществляет с помощью непосредственного переживания. И тогда общечеловеческие ценности начинают функционировать в реальных жизненных связях субъекта, начинают определять его отношение к миру.
Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление увеличивает возможность чувственно-эмоционального постижения мира. В свою очередь, успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения возможно на базе развития творческого воображения детей; развития самосознания.
Одним из основных педагогических аспектов нашей исследовательской работы будет выступать изучение практических путей в работе над таким человеческим качеством дошкольника, как эмпатия. Это в свою очередь является одной из центральных задач работы педагога, поскольку педагогу приходиться не только воспитывать дошкольника, но и изменять ошибки общественной жизни, которые как отпечаток отражаются на дальнейшей жизни растущего ребенка.
Изучением эмпатии занимались ряд психологов, педагогов такие как, Гаврилова Т.П., Корепанова М.В., Кузовыхо Н.Ф., Любина Г.С., Овчаренко Е.Р., Якобса П.М.Многие основы нашей работы рассматриваем с позиции известных психологов таких как, Запорожец А. В, Леонтьев А.Н, Маралов В, Рубинштейн С.Л., Столяренко Л.Д. Кошелевой М.
Несмотря на то, что проблемой эмпатийности развития дошкольника занимались многие ученые, их взгляды были противоречивы, подходы разнообразны.
Социологи считают, что эмоции способствуют процессу социализации человека, становлению отношений в мире во взрослом и детском сообществах. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и выступает, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Недооценка развития эмпатии у детей дошкольного возраста в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей. Особенно ярко это проявляется в процессе обучения в ДОУ. Поэтому особую значимость приобретает проблема развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте, она формирует зону ближайшего развития во взаимодействии с другими людьми. Главная роль в этом процессе принадлежит родителям и педагогам, под влиянием которых и строится эмпатийное развитие детей
Педагоги отмечают роль эмпатии для развития коммуникативного поведения, поскольку зачастую в обществе детей многих детей вытесняют из общения, создавая микро группы.
Другие педагоги отмечают, что формирование эмпатийности наиболее полно может осуществиться лишь на основе сюжетно – ролевой игры, поскольку именно в ней происходит обмен социальным отношением к окружающему.
Психологи отмечают, что именно дошкольный возраст знаменует появление потребности в понимании взрослым и принятии сверстником его жизненных позиций, а значит развития способности к эмпатии.
Многие психологи, описывая эмпатию, обращают внимание, прежде всего, на эмоциональное развитие дошкольника, которое связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Эти мотивы стимулируют появление новые переживания, которые в свою очередь при правильной организации работы педагога способствуют развитию эмпатии.
Отметим, что, несмотря на то, что проблема сущности эмпатии находится всегда в центре изучения, однако многие педагоги не считают нужным выделить это как проблему, и не пытают способствовать развитию сопереживанию у дошкольников. Поскольку, главным образом, педагоги ставят на первое место задачу – получения лишь только знания, но не пытаются научить ребенка выжить в нашем социальном мире. Данное противоречие легло в основу определения проблемы исследования – формирование способности у детей дошкольного возраста к эмпатии. Проблема обусловила выбор темы «Определение педагогических условий для развития эмпатии».
В русле решения данной проблемы важнейшая роль принадлежит созданию педагогических условий для развития эмпатии.
Таким образом, целью нашей работы является исследование педагогических условий развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс развития личности дошкольника в условиях ДОУ.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезы исследования:
Развитие эмпатии у детей 5 – 6 лет будет более успешнее если:
1. Дошкольники имеют специфические особенности проявления эмпатии.
2. На особенности проявления эмпатии в дошкольном возрасте оказывает
влияние эмоциональный компонент отношений детей и взрослых.
3. Организация специальной работы по созданию творческой среды позитивно влияет на развитие эмпатии в дошкольном возрасте.
В соответствии с целью нами были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность феномена эмпатии, особенности проявления эмпатии в дошкольном возрасте.
2.Определить педагогические условия развития эмпатии у старших дошкольников.
3. Выявить степень использования педагогических условий для развития эмпатии в экспериментальной группе ДОУ.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области возрастной, педагогической, специальной и социальной психологии, философских источников; экспериментальное изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста; метод констатирующего эксперимента; методы математической статистики.
БАЗА ИСЛЛЕДОВАНИЯ: детский сад комбинированного вида № 345.

Методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
• Практические: эксперименты, тесты, наблюдения, анализ продуктов деятельности.
Теоретические основы исследования:
- идеи об особенностях ненасильственного взаимодействия.
- теории развивающего обучения.
БАЗА ИСЛЛЕДОВАНИЯ: детский сад комбинированного вида № 345.


Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития эмпатии у дошкольников
1. Сущность феномена эмпатии в психолого-педагогической литературе.
В психологии эмпатию обозначают как сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Умение чувствовать, слышать мольбу о помощи и ответить на неё, видеть по-доброму другого человека - не только показатель этической культуры, но и результат внутренней духовной работы. Невоспитанность и невежество в этой тонкой сфере психики ведут к чёрствости, бессердечию, равнодушию. Для воспитания высокой нравственной культуры важно, чтобы человек в своих повседневных духовных отношениях был связан с близкими людьми узами добрых желаний. При этом различают эмоциональную и когнитивную разновидности эмпатии.
Эмпатия (греч. empatheia - сопереживание) - это проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта — способность к такого рода пониманию и сопереживанию. (Краткий психологический словарь, 1998, с 461)
Сам термин пришел в научную психологию из философии, словом «эмпатия» Э. Титченер перевел немецкое слово «Einfuhlimg» - «вчувствоваться в...», которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже - и человека. [4]
К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и психологии и др. Можно выделить несколько основных линий развития представлений об эмпатии. [3]
Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого. В концепциях эмоциональной эмпатии говорят о ее различных видах, которые иногда интерпретируются как уровни эмпатии:[4]
I. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.
П. Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их.
Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в зарубежной психологии. В советскую психологию термин «эмпатия» был введен Т. П. Гавриловой, и поначалу собственно эмоциональная трактовка эмпатии также была преобладающей.
Дж. Мид определяет эмпатию как «способности принять роль другого человека» [4]. Постепенно акцент смещается с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через «воображаемое перевоплощение», «интроекцию», «принятие точки отсчета другого». Процесс, понимаемый таким образом, уже не может быть чисто эмоциональным: к аффективному элементу здесь добавляется когнитивный.
Новый импульс к развитию представлений об эмпатии и ее исследований в последние десятилетия был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом.
Эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим - в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т. д. К. Роджерс определял эмпатию как «способ существования с другим человеком... Это, значит, войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это, значит, быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознает...» [19].
Впоследствии К. Роджерс распространил свое понимание эмпатии на другие сферы человеческого общения: ученик - учитель, ребенок - родитель и т. д. В сфере образования К. Роджерсом и его последователями проведены масштабные (600 учителей, 10000 учеников) исследования, показывающие роль эмпатии в обучении и воспитании. Так, у учеников учителей-фасилитаторов, демонстрирующих более высокий уровень эмпатии, по сравнению с детьми, обучающимися у «традиционных» учителей, наблюдалось:
1) меньше пропусков занятий в учебном году;
2) больше личностной автономности; меньше физической и вербальной агрессии;
3) более развитая «Я-концепция», более позитивное самоуважение;
4) более высокие академические успехи;
5) меньше актов вандализма;
6) меньше дисциплинарных проблем;
7) более высокий уровень работоспособности.
8) рост творчества в течение года;
9) большая спонтанность, свобода проявления, более высокий уровень
мышления . [20]
Раскрытие понятия эмпатия как процесса аффективно-когнитивного позволило раскрыть коммуникативный компонент поведения. К. Роджерс, С. Труакс определяют коммуникативный компонент как способность передавать партнеру понимание его переживаний или его внутренней ситуации.
Такое расширенное и углубленное понимание эмпатии означает, что при отсутствии коммуникативного компонента нельзя говорить об эмпатии.
Акт эмпатии может состояться только тогда, когда ваш собеседник чувствует, что вы его понимаете, видите, слышите. И это он может узнать по тому, что вы говорите, делаете, по вашей мимике, пантомимике, жестам, не говоря уже о конкретных поступках. Такое представление об эмпатии раскрывает широкие возможности для развития эмпатии через обучение специальным способам понимания и выражения своего понимания другого человека.
Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано 3. Фрейдом в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному». Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным» [25]
Фрейд также отмечал существенную особенность эмпатии: обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы».
Итак, эмпатия - это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «про-чувствуется». Эмпатия – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.
СУЩНОСТЬ ЭМПАТИИ
- мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью:
• «понять» переживания познаваемого человека.
• «понять» чувства познаваемого человека.

Говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности. Это означает два момента:
- принятие личности человека в целостности;
- собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом. [22].
ЭМПАТИЯ КАК ПРОЦЕСС.
- это положительное отношение к личности.
-принятие личности человека в целостности.
- собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.




Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающий мир. Способность смотреть на людей и воспринимать различные события их глазами имеет чрезвычайно важное значение для понимания окружающих.
Эмпатия имеет несколько уровней:
1. Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека.. (без изменения своего состояния). Эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах, (сравнении и аналогии).
2. Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию.
3. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. [21].
Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.
Механизм эмпатии включает два этапа:
1. Вначале личность, опираясь на выразительные движения, мимику партнера, как бы «вживается в него». Знание о том, что он переживает, достигается постановкой на его место.
2. Затем, на втором этапе, производится анализ переживаний партнера. Если второго этапа нет, эмпатия неполная. При этом наблюдается «заражение» чужим состоянием, но не происходит ясного осознания переживаний собеседника. [23]
Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
Чем более высока у человека способность к эмпатии тем более он будет стремится к общению, и, таким образом эти способности станут еще большими и наоборот.
Эмпатийный человек учитывает побуждения и состояния партнера по общению. С ним легко и приятно контактировать. И наоборот, человека с низкой эмпатийностью считают злым, бездушным, бесчувственным. Он не в состоянии нормально контактировать с окружающими. Его не любят. У него много врагов. Нехороша и слишком высокая эмпатийность. Она может привести к высокой зависимости настроения и поведения от психических состояний окружающих. Неприятны и противоположные эмпатийные переживания. Некоторые люди на неудачу близкого отвечают ...радостью, а на радость...огорчением. Причина такой реакции - зависть, неприязненное, разрушающее интеллект, наносящее вред психическому здоровью человека чувство. [23]
Итак, по мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление, т.е. эмпатии.
Различают:
- эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
- когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.);
- предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют:
- сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;
- сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. (Рефлексия (от лат.reflexio - обращение назад) - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе).
Идентификация - отождествление индивидом себя с другими, непосредственное переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом. Например, отождествляя себя с бездомной голодной, собакой, ребенок испытывает желание накормить и обогреть ее.
Эмпатия понимается как механизм, актуализирующий личность, как способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или любой другой природный объект. Благодаря механизмам идентификации и эмпатии, результатом восприятия природного объекта может стать симпатия, которая может побудить человека к дальнейшему взаимодействию с этим объектом, оказанию ему внимания, помощи.


1.2 Особенности проявления эмпатии в дошкольном возрасте.
Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпативного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения, а также в процессе игровой деятельности.
По мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление, т.е. эмпатии. Но зачастую начальное эмпатийное восприятие носит неосознанный характер. Эмпатия отнесена к эмоциональной сфере, поэтому необходимо проследить развитие эмоциональной сферы у дошкольника.
Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение - о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развиваются. Эти позиции совместимы друг с другом. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.
Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое различие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением утилитарных узколичных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в предшкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М.Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.
В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.
Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам, сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств.
Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.
На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З.Неверович).
Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ребенка.
Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.
Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков.
Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.
Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А. Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».
Таким образом, можно выделить особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
• ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
• изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
• чувства становятся более осознанными (в чем важна роль взрослого),
обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
• формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Всякое развитие человека сопряжено с его индивидуальностью, поэтому в описании проявлений эмпатии у дошкольника не возможно не затронуть его индивидуальное развитие.
Истинные чувства часто бывают, скрыты от человека, а это – разрыв контакта с собственной индивидуальностью - невозможность её осознания и выражения. Причин этому - множество; в качестве примера можно привести социальное научение (одни чувства испытывать «хорошо» и «приятно», а другие - «плохо» и «не приятно»), вытеснение нежелательных эмоций и т.д.
Существенной причиной является также интеллектуальный характер европейской культуры; в процессе обучения и воспитания основное внимание уделяется знаниям и пониманию, тогда как чувства и переживания рассматриваются в основном как объект волевой саморегуляции. Всясистема оценок построена на том, что и сколько ребенок знает и правильно ли он себя ведет; проявление собственных чувств рассматривается как недостаточная воспитанность свидетельство недостаточного интеллектуального развития.
Осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему.
Осознание собственных эмоциональных реакций и состояний не приходит к ребенку автоматически. В настоящее время разрабатывается и внедряется ряд программ по повышению социальной и эмоциональной компетентности, направленных на развитие самосознания (распознавание соб...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.