Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Эмпатия у детей дошкольного возраста. курсовая 57 стр.

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 19.09.2012. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет ПИМНО и ДВ Кафедра педагогики и дошкольного образования
Курсовая работа
«Педагогические условия развития эмпатии у дошкольников»

Выполнил: Костюкова Г.В. студентка гр Д - 31 (6) ОЗО
Научный руководитель: Икрянникова Т. Н


Волгоград 2007




Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития эмпатии у дошкольников.
1.1. Понимание сущности феномена эмпатии в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………7
1.2. Педагогические условия становления эмпатии у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…………………….14
Вывод по первой главе………………………………………………………36
Глава 2. Процесс формирования творческой самостоятельности у студентов педагогического училища.
2.1. Диагностика уровня эмпатии у дошкольников………..……………37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………44
Вывод по второй главе………………………………………………….......50
Заключение…………………………………………………………………..51
Библиография……………………………………………………………......53
Приложение……………………………………………………………….....56



ВВЕДЕНИЕ

В современной науке проблема формирования эмпатии у дошкольников, сегодня наиболее актуальна, так как наше чадо растет и развивается, к сожалению, в озлобленной обстановке, где не является приоритетным помочь кому – то, а лишь только выжить неважно какими путями. Поэтому, вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать — желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.
Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт.
Современный человек для сознательного существования в мире, для того, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство, должны поместить себя в мир общечеловеческих ценностей. Это погружение он осуществляет с помощью непосредственного переживания. И тогда общечеловеческие ценности начинают функционировать в реальных жизненных связях субъекта, начинают определять его отношение к миру.
Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление увеличивает возможность чувственно-эмоционального постижения мира. В свою очередь, успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения возможно на базе развития творческого воображения детей; развития самосознания.
Одним из основных педагогических аспектов нашей исследовательской работы будет выступать изучение практических путей в работе над таким человеческим качеством дошкольника, как эмпатия. Это в свою очередь является одной из центральных задач работы педагога, поскольку педагогу приходиться не только воспитывать дошкольника, но и изменять ошибки общественной жизни, которые как отпечаток отражаются на дальнейшей жизни растущего ребенка.
Изучением эмпатии занимались ряд психологов, педагогов такие как, Гаврилова Т.П., Корепанова М.В., Кузовыхо Н.Ф., Любина Г.С., Овчаренко Е.Р., Якобса П.М.Многие основы нашей работы рассматриваем с позиции известных психологов таких как, Запорожец А. В, Леонтьев А.Н, Маралов В, Рубинштейн С.Л., Столяренко Л.Д. Кошелевой М.
Несмотря на то, что проблемой эмпатийности развития дошкольника занимались многие ученые, их взгляды были противоречивы, подходы разнообразны.
Социологи считают, что эмоции способствуют процессу социализации человека, становлению отношений в мире во взрослом и детском сообществах. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и выступает, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Недооценка развития эмпатии у детей дошкольного возраста в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей. Особенно ярко это проявляется в процессе обучения в ДОУ. Поэтому особую значимость приобретает проблема развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте, она формирует зону ближайшего развития во взаимодействии с другими людьми. Главная роль в этом процессе принадлежит родителям и педагогам, под влиянием которых и строится эмпатийное развитие детей
Педагоги отмечают роль эмпатии для развития коммуникативного поведения, поскольку зачастую в обществе детей многих детей вытесняют из общения, создавая микро группы.
Другие педагоги отмечают, что формирование эмпатийности наиболее полно может осуществиться лишь на основе сюжетно – ролевой игры, поскольку именно в ней происходит обмен социальным отношением к окружающему.
Психологи отмечают, что именно дошкольный возраст знаменует появление потребности в понимании взрослым и принятии сверстником его жизненных позиций, а значит развития способности к эмпатии.
Многие психологи, описывая эмпатию, обращают внимание, прежде всего, на эмоциональное развитие дошкольника, которое связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Эти мотивы стимулируют появление новые переживания, которые в свою очередь при правильной организации работы педагога способствуют развитию эмпатии.
Отметим, что, несмотря на то, что проблема сущности эмпатии находится всегда в центре изучения, однако многие педагоги не считают нужным выделить это как проблему, и не пытают способствовать развитию сопереживанию у дошкольников. Поскольку, главным образом, педагоги ставят на первое место задачу – получения лишь только знания, но не пытаются научить ребенка выжить в нашем социальном мире. Данное противоречие легло в основу определения проблемы исследования – формирование способности у детей дошкольного возраста к эмпатии. Проблема обусловила выбор темы «Определение педагогических условий для развития эмпатии».
В русле решения данной проблемы важнейшая роль принадлежит созданию педагогических условий для развития эмпатии.
Таким образом, целью нашей работы является исследование педагогических условий развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс развития личности дошкольника в условиях ДОУ.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
Развитие эмпатии у детей 5 – 6 лет будет более успешным если:
1. Будут определены категории, составляющие понятие эмпатии.
2. Будут выявлены уровни эмпатии у дошкольников.
3. Будет созданы условия развития эмпатии у дошкольников.
4. Будет разработана программа формирования эмпатии в условиях ненасильственного взаимодействия.
В соответствии с целью нами были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность феномена эмпатии, особенности проявления эмпатии в дошкольном возрасте.
2.Определить педагогические условия развития эмпатии у старших дошкольников.
3. Выявить степень использования педагогических условий для развития эмпатии в экспериментальной группе ДОУ.
4. Разработать программу развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
Практические: эксперименты, тесты, наблюдения, анализ продуктов деятельности.
Теоретические основы исследования:
- идеи об особенностях ненасильственного взаимодействия.
- теории развивающего обучения.
База исследования детский сад комбинированного вида № 345.


Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития эмпатии у дошкольников
1. Сущность феномена эмпатии в психолого-педагогической литературе
В психологии эмпатию обозначают как сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Умение чувствовать, слышать мольбу о помощи и ответить на неё, видеть по-доброму другого человека - не только показатель этической культуры, но и результат внутренней духовной работы. Невоспитанность и невежество в этой тонкой сфере психики ведут к чёрствости, бессердечию, равнодушию. Для воспитания высокой нравственной культуры важно, чтобы человек в своих повседневных духовных отношениях был связан с близкими людьми узами добрых желаний. При этом различают эмоциональную и когнитивную разновидности эмпатии.
Эмпатия (греч. empatheia - сопереживание) - это проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта — способность к такого рода пониманию и сопереживанию. (Краткий психологический словарь, 1998, с 461)
Сам термин пришел в научную психологию из философии, словом «эмпатия» Э. Титченер перевел немецкое слово «Einfuhlimg» - «вчувствоваться в...», которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже - и человека. [4]
К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и психологии и др. Можно выделить несколько основных линий развития представлений об эмпатии. [3]
Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого. В концепциях эмоциональной эмпатии говорят о ее различных видах, которые иногда интерпретируются как уровни эмпатии:
I. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.
П. Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их. [4]
Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в зарубежной психологии. В советскую психологию термин «эмпатия» был введен Т. П. Гавриловой, и поначалу собственно эмоциональная трактовка эмпатии также была преобладающей.
Дж. Мид определяет эмпатию как «способности принять роль другого человека». Постепенно акцент смещается с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через «воображаемое перевоплощение», «интроекцию», «принятие точки отсчета другого». Процесс, понимаемый таким образом, уже не может быть чисто эмоциональным: к аффективному элементу здесь добавляется когнитивный. [4]
Новый импульс к развитию представлений об эмпатии и ее исследований в последние десятилетия был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом.
Эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим - в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т. д. К. Роджерс определял эмпатию как «способ существования с другим человеком... Это, значит, войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это, значит, быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознает...» [19].
Впоследствии К. Роджерс распространил свое понимание эмпатии на другие сферы человеческого общения: ученик - учитель, ребенок - родитель и т. д. В сфере образования К. Роджерсом и его последователями проведены масштабные (600 учителей, 10000 учеников) исследования, показывающие роль эмпатии в обучении и воспитании. Так, у учеников учителей-фасилитаторов, демонстрирующих более высокий уровень эмпатии, по сравнению с детьми, обучающимися у «традиционных» учителей, наблюдалось:
1) меньше пропусков занятий в учебном году;
2) больше личностной автономности; меньше физической и вербальной агрессии;
3) более развитая «Я-концепция», более позитивное самоуважение;
4) более высокие академические успехи;
5) меньше актов вандализма;
6) меньше дисциплинарных проблем;
7) более высокий уровень работоспособности.
8) рост творчества в течение года;
9) большая спонтанность, свобода проявления, более высокий уровень
мышления . [20]
Раскрытие понятия эмпатия как процесса аффективно-когнитивного позволило раскрыть коммуникативный компонент поведения. К. Роджерс, С. Труакс определяют коммуникативный компонент как способность передавать партнеру понимание его переживаний или его внутренней ситуации.
Такое расширенное и углубленное понимание эмпатии означает, что при отсутствии коммуникативного компонента нельзя говорить об эмпатии.
Акт эмпатии может состояться только тогда, когда ваш собеседник чувствует, что вы его понимаете, видите, слышите. И это он может узнать по тому, что вы говорите, делаете, по вашей мимике, пантомимике, жестам, не говоря уже о конкретных поступках. Такое представление об эмпатии раскрывает широкие возможности для развития эмпатии через обучение специальным способам понимания и выражения своего понимания другого человека.
Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано 3. Фрейдом в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному». Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным» [25]
Фрейд также отмечал существенную особенность эмпатии: обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы».
Итак, эмпатия - это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «про-чувствуется». Эмпатия – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.


Механизм эмпатии включает два этапа:
1. Вначале личность, опираясь на выразительные движения, мимику партнера, как бы «вживается в него». Знание о том, что он переживает, достигается постановкой на его место.
2. Затем, на втором этапе, производится анализ переживаний партнера. Если второго этапа нет, эмпатия неполная. При этом наблюдается «заражение» чужим состоянием, но не происходит ясного осознания переживаний собеседника [23].
Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
Чем более высока у человека способность к эмпатии тем более он будет стремится к общению, и, таким образом эти способности станут еще большими и наоборот.
Эмпатийный человек учитывает побуждения и состояния партнера по общению. С ним легко и приятно контактировать. И наоборот, человека с низкой эмпатийностью считают злым, бездушным, бесчувственным. Он не в состоянии нормально контактировать с окружающими. Его не любят. У него много врагов. Нехороша и слишком высокая эмпатийность. Она может привести к высокой зависимости настроения и поведения от психических состояний окружающих. Неприятны и противоположные эмпатийные переживания. Некоторые люди на неудачу близкого отвечают ...радостью, а на радость...огорчением. Причина такой реакции - зависть, неприязненное, разрушающее интеллект, наносящее вред психическому здоровью человека чувство [23].
Итак, по мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление, т.е. эмпатии.
Различают:
- эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
- когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.);
- предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют:
- сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;
- сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. (Рефлексия (от лат.reflexio - обращение назад) - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе).
Идентификация - отождествление индивидом себя с другими, непосредственное переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом. Например, отождествляя себя с бездомной голодной, собакой, ребенок испытывает желание накормить и обогреть ее. Таким образом, эмпатия понимается как механизм, актуализирующий личность, как способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или любой другой природный объект. Благодаря механизмам идентификации и эмпатии, результатом восприятия природного объ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.