На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Бухгалтерский баланс, структура, группировка статей баланса. Учет и проверка правильности удержании из заработной платы. Государственное регулирование бухгалтерского учета в РФ. Учет использования прибыли. Роль и структура положений по бухучету.

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 16.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1. Учет и проверка правильности удержании из заработной платы

Для обобщения информации о расчетах с персоналом по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям» пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данного предприятия предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:
1 оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;
2 оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;
1 начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
2 начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. - в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются:
1 выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п.;
2 выплаченные суммы доходов от участия в капитале организации;
3 суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»).
Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации.
Различаю 2 формы оплаты труда: повременную и сдельную.
Формы оплаты труда имеют свои системы: простая повременная, повременно- премиальная, прямая сдельная, сдельно- премиальная, сдельно- прогрессивная, косвенно- сдельная, аккордная.
Простая повременная - это оплата труда за факт. отработанное время. Определяется как = отраб. Часы (дни) ? тарифная ставка часовая (дневная).
Тарифные ставки устанавливаются в соответствии с тарифной сеткой. Заработок остальных категорий работников определяется исходя из установленных окладов. Если работник отработал месяц не полностью, его заработок определяется: оклад/кол-во раб. дней в месяце ? кол-во факт. отраб. дней.
Повременно - премиальная: к сумме з/пл прибавляется сумма премии.
Прямая сдельная: оплата труда осуществляется за число единиц изготовленной продукции. Исходя из твёрдых расценок, с учётом необходимой квалификации.
Сдельно-премиальная: предусматривает премирование за превышение норм выработки и достижение определённых качественных показателей.
Сдельно-прогрессивная: оплата труда увеличивается за выработку сверх нормы.
Косвенно-сдельная: предусматривает определение з/пл рабочих обслуживающих участок в % от заработка основных производственных рабочих.
Аккордная: заработок определяется за выполнение определённой стадии работы или за выпуск определённого объёма продукции.
Виды оплаты труда:
1. основная оплата труда - это оплата за объём выполненных работ или факт. отработанного времени, вкл. премии регулярного характера.
2. дополнительная оплата труда - это выплаты предусмотренные законодательством о труде за неотработанное время (оплата отпуска, за время гос. и общественных заданий).
3. надбавки и доплаты - за вредность, за выслугу лет и т.д.
Оплата простоя: простой по вине работника не оплачивается; простой не по вине работника оплачивается не ниже 2/3 тарифной ставки, а в период освоения новых видов продукции по полной тарифной ставке.
Оплата брака: полный брак не по вине работника оплачивается в размере не ниже 2/3 тарифной ставки. Частичный брак оплачивается в зависимости от % годности, но не ниже 2/3 тарифной ставки. Брак вызванный дефектами в обработке материалов и выявленный после окончания рабочей смены - оплачивается по установленным сдельным расценкам.
Оплата отпусков: для расчёта отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск исчисляют ср. дневной заработок. При исчислении отпускных в календарных днях, если работник отработал расчётный период полностью: сумма факт. начисленной з/пл в расчёт. периоде (3 месяца)/ 3 ? 29,6.
Если расчётный период отработан не полностью опред-ся: кол-во календарных дней, по 5 дневной рабочей неделе факт. отраб. работником умножают на коэф. 1,4.
Начисление з/пл Дт 20,25,26 Кт 70
Пособие по временной нетрудоспособности:
первые 2 дня Дт 20,23,25,26,44 Кт 70;
остальное Дт 69 Кт 70
Начисление алиментов: Дт 70 Кт 76
Получение в кассе предприятия: Дт 76.2 Кт 50
НДФЛ: Дт 70 Кт 68
ЕСН: Дт 20 Кт 69
2. Учет расчетов с персоналом по оплате труда

Для обобщения информации о расчетах с персоналом по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям» пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данного предприятия предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:
1 оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;
2 оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;
3 начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
4 начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. - в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются:
1 выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п.;
2 выплаченные суммы доходов от участия в капитале организации;
3 суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»).
Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации.
Бухгалтерия предприятия не только производит начисления заработной платы, но и удержания из нее. В соответствии с законодательством из заработной платы производятся следующие удержания и вычеты: 1. налог с дохода физических лиц (подоходный налог), по исполнительным листам, в возмещение материального ущерба, за брак и т. д. В налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц включаются все доходы налогоплательщика. Они могут быть получены в денежной или натуральной форме, а также в виде материальной выгоды. При получении доходов в натуральной форме в налоговую базу будет включаться рыночная стоимость товаров (работ, услуг), которые работник получает от организации. Доходы, подлежащие налогообложению, уменьшаются на так называемые налоговые вычеты. Налоговый кодекс делит эти вычеты на четыре группы: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Бухгалтер предприятия учитывает стандартные налоговые вычеты, остальные вычеты предоставляют налоговые органы после подачи налоговой декларации. Все налогоплательщики независимо от размера доходов уплачивают налог по ставке 13%. Не облагаются налогом с доходов следующие основные виды доходов: 1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности; 2) все виды компенсационных выплат (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск). При оплате работодателем расходов на командировки в доход не включаются суточные в пределах норм; 3) суммы единовременной материальной помощи, оказанной налогоплательщикам в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами; 4) суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок, кроме туристических, выплачиваемых за счет средств работодателей. Основанием для удержания и перевода алиментов являются исполнительные листы, письменные заключения граждан о добровольной уплате алиментов, отметки органов внутренних дел в паспортах лиц о том, что они обязаны уплатить алименты.
Бухгалтерия регистрирует полученные исполнительные листы в специальном специальном журнале или карточке. Удержания алиментов на основании поданного заявления могут производиться и в случаях, если общая сумма удержания превышает 50%, а также если с должника взыскивают по решению суда алименты на детей от другой матери, нетрудоспособных родителей, супруга. Алименты удерживают с сумм заработной платы, с пособий по временной нетрудоспособности, начисленных за отчетный месяц после удержания из них налогов, а также с сумм начисленных пенсий и стипендий. В 3-дневный срок со дня, установленного для выплаты заработной платы, пенсий и стипендий, суммы удержанных алиментов должны быть выплачены получателю или переведены по почте за счет взыскателя. Не взыскиваются алименты с сумм материальной помощи, единовременных вознаграждений и премий за рационализаторские предложения и т. д. Учет расчетов по исполнительным документам организуется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «С организациями и лицами по исполнительным документам».
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает формы и системы оплаты труда -- тарифные ставки и оклады. Весь персонал работающих в настоящее время подразделяется в основном на две категории -- рабочие и служащие. Категория «рабочие» классифицируется по профессиям и разрядам с установлением поразрядных тарифных ставок; категория «служащие» -- по профессиям и должностям с установлением должностных окладов. Выполнение указанных условий осуществляется через формы и системы оплаты труда. Под формой понимают объект учета труда, подлежащий оплате: время или количество выполненной работы. Отсюда и две формы оплаты труда: повременная и сдельная. Каждая из них подразделяется на ряд систем с целью обеспечения заинтересованности сторон в более высоком количестве выработки и качестве работ, с одной стороны, и в более высокой оплате труда -- с другой. Так, повременная форма оплаты труда может состоять из простой повременной и повременно-премиальной, а сдельная -- из прямой сдельной, сдельно-премиальной, аккордной, косвенно-сдельной и др. Как правило, в основу расчета заработка рабочих и служащих берется 5-дневная (40-часовая) рабочая неделя, исходя из чего Госкомстат России рассчитывает и публикует среднемесячное количество рабочих часов в каждом году и в каждом месяце. Правительством Российской Федерации устанавливается минимальный месячный размер оплаты труда (ММРОТ). Исходя из соотношения указанных величин рассчитывают повременную часовую тарифную ставку рабочего первого (низшего разряда).
3. Учет поступления, оценка и амортизация основных средств

ПБУ 6/01 "Учет основных средств" введено в действие приказом Минфином РФ от 30 марта 2001 г. № 26н. Оно состоит из 6-ти разделов:
1. Общие положения.
2. Оценка основных средств.
3. Амортизация основных средств.
4. Восстановление основных средств.
5. Выбытие основных средств.
6. Раскрытие информации в бух. отчетности.
1-й раздел определяет общие положения о правилах формирования в б.у. информации об основных средствах. В нем дано понятие об основных фондах, их классификации, единице (т.е. инвентарный объект) б.у. основных средств.
Во 2-м разделе ПБУ 6/01 установлены понятия первоначальной стоимости основных фондов, создаваемых самой организацией, полученных, как вклад в уставный капитал, полученных безвозмездно, а так же оговорен порядок изменения первоначальной стоимости в случаях достройки, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки основных средств.
В 3-ем разделе ПБУ 6/01 указаны 4 способа начисления амортизации, дается определение срока полезного использования объектов, порядка начисления амортизации по 4-м способам: линейный, способ уменьшаемого остатка, способов списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В 4-м разделе определен порядок восстановления основных средств посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
В 5-м разделе оговорен порядок выбытия основных средств в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания вследствие морального и физического износа, ликвидации при авариях, передачи в виде в уставный капитал др. организаций.
В 6-м разделе оговаривается информация, которая подлежит обязательному раскрытию в бух. отчетности по основным фондам, такой как первоначальная ст-ть ОС, движение ОС в течение отчетного года, способы оценки ОС и другое.
ПБУ 6/01 является российским стандартом по учету ОС и его применение является обязательным, оно определяет основные моменты по постановке на учет, движению, выбытию и начислению амортизации и служит руководящим док-том по организации учета ОС. В этом и заключается его значение. Первичным документом, на основании которого объект принимается к учету, является акт (накладная) приемки - передачи по форме ОС-1.
С 01.01.1999 года зачисление объекта в состав основных средств производится только с использованием данного документа. (Постановление Госкомстата от 30.10.1997 года №761-А "О введении унифицированных форм первичных документов" (изменения внесены в 98 году приказом №88)).
Акт составляет комиссия, которая утверждается приказом по предприятию. Акт составляется в одном экземпляре и может быть выписан на группу однородных объектов, если они однотипны, имеют одинаковую стоимость, приняты от одного поставщика и в одном календарном месяце.
После оформления акт вместе с технической документацией передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем.
Если поступает оборудование, требующее установки, составляется форма ОС-14 и после перевода с 07 счета на 08, составляется форма ОС-1 в двух экземплярах, один из которых остается на складе, а второй передается в бухгалтерию.
Если установка оборудования производится хозяйственным способом, то составляется форма ОС-15 "Акт приемки - передачи оборудования в монтаж".
Если в процессе осмотра, монтажа выявляются дефекты, то они фиксируются в форме ОС-16 " Акт о выявленных дефектах"
В целях сохранности, каждому объекту должен быть присвоен инвентарный номер.
Учет всех поступивших объектов ведется в инвентарной карточке по форме ОС-6.
Карточка заполняется работником бухгалтерии в 1 экземпляре на основании документа о приемке объекта.
При ограниченного количестве основных средств бухгалтерией допускается ведение инвентарной книги.
Синтетический учет ведется на имущественном счете 01. Объект учитывается на данном счете по первоначальной или восстановительной стоимости.
Бухгалтерские записи при приобретении объекта производится по дебету и кредиту соответствующих счетов.
Затраты организации, связанные с приобретением книг, брошюр и так далее, которые используются при производстве продукции, либо для целей управления организацией отражаются Д26К50(51,70,69…)
Данные экземпляры при принятии к бухгалтерскому учету необходимо отразить в составе библиотечного фонда, то есть Д08К83 и одномоментно Д01К08.
Библиотечный фонд учитывается как сформированный добавочный капитал. Амортизация -- это включение в затраты производства изношенной части основных средств.
Различают износ основных средств моральный и физический. Моральный износ -- это частичная утрата основными средствами их потребительной стоимости под влиянием технического прогресса и совершенствования процесса производства. Физический износ -- утрата основными средствами их первоначальных технико-эксплуатационных качеств.
В задачу бухгалтерского учета входит правильное и своевременное начисление амортизации в сумме физического износа основных средств. За время срока полезного использования объект основных средств должен быть полностью амортизирован и свою стоимость должен передать продукции, выполненным работам, оказанным услугам.
Для отражения амортизации используется регулирующий контрактивный счет 02 «Амортизация основных средств». На кредите отражается сумма начисленной амортизации по основным средствам, находящимся в эксплуатации, на дебете -- списание начисленной амортизации при выбытии основных средств.
Начисление амортизации основных средств по установленным нормам называется амортизационными отчислениями (тыс. руб.):
Дт 20, 23, 25, 26, 08, 44 Кт 02 -- 10.
В настоящее время амортизация начисляется только на основные производственные средства.
Следовательно, на сч. 02 формируется источник воспроизводства основных средств, а денежные средства -- на сч. 51 (рисунок 10).
Амортизация не начисляется на следующие основные средства.
1. Согласно статье 256 НК на имущество, первоначальная стоимость которого менее 10 тыс. руб. за единицу, это имущество списывается в затраты производства.
2. На основные непроизводственные средства (жилищно-коммунального, культурно-бытового назначения). Для контроля за состоянием этих средств используется забалансовый счет 010 «Износ основных средств».
3. По активной части основных средств (машинам, оборудованию, транспортным средствам), отработавших установленный амортизационный срок, амортизация прекращается. По всем другим видам производственных основных средств, находящихся в эксплуатации после истечения установленного срока службы, начисление амортизации продолжается.
4. Амортизация не начисляется на:
- продуктивный скот (производители), волов, оленей (так как при забое их стоимость может быть выше или близка учетной стоимости);
- библиотечные фонды (со временем они могут приобретать качества антиквариата и их остаточная стоимость может превышать первоначальную стоимость);
- автомобильные дороги общего пользования (финансируются централизованно);
- законсервированные основные средства и молодые многолетние насаждения до сдачи их в эксплуатацию (так как они не участвуют в производственном процессе);
- земельные участки и объекты природопользования. Согласно положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», в настоящее время организациям предоставлено право выбора метода начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств в течение всего срока полезного использования. Два метода традиционны для нашего отечественного учета:
линейный способ и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Новыми для отечественного учета являются два метода ускоренного списания: списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ уменьшаемого остатка.
Линейный способ начисления амортизации основан на равномерном (прямолинейном) списании амортизируемой стоимости объекта в течение срока полезного использования, исходя из его первоначальной стоимости. Предполагается, что амортизация зависит только от длительности срока службы. Сумма амортизационных отчислений рассчитывается путем деления амортизируемой стоимости (первоначальная стоимость объекта без ликвидационной стоимости) на число лет эксплуатации объекта. Норма амортизации за весь период является постоянной.
Способ начисления амортизации пропорционально объему выполненных работ основан на том, что износ является результатом эксплуатации объекта и срок службы не оказывает влияния на этот процесс.
Сущность ускоренной амортизации заключается в том, что в начале эксплуатации основных средств суммы начисленной амортизации значительно превышают амортизационные суммы, начисленные в конце службы объекта.
Целесообразность ускоренной амортизации объясняется тем, что многие виды производственных основных средств работают более эффективно в первые годы эксплуатации. Кроме того, в связи с научно-техническим прогрессом многие виды оборудования морально устаревают.
Следовательно, целесообразно начислять большую сумму амортизации в текущем отчетном периоде, чем в будущем.
Способ начисления амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования основных средств. Годовая сумма амортизационных начислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и расчетного коэффициента. В числителе коэффициента указывается число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе -- сумма чисел лет срока службы объекта (кумулятивное число). Поэтому этот метод начисления амортизации называют также кумулятивным методом.
Способ уменьшаемого остатка. Годовая сумма начисления амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока использования объекта. При этом методе может применяться любая твердая ставка, но чаще всего применяется ускоренная амортизация, при которой норма амортизационных отчислений увеличивается в 1,5-2 раза. Если при линейном способе начисления амортизации норма составляет 20% (100% : 5 лет), то при методе уменьшаемого остатка с удвоенной нормой списания норма амортизации будет равна 40%. Эта ставка относится к остаточной стоимости в конце каждого года.
С 1 января 2002 года для целей налогообложения все амортизируемое имущество классифицируется на 10 групп. Основной критерий группировки -- срок полезного использования. При этом рекомендуется для целей налогообложения применять линейный и нелинейный (уменьшаемого остатка) способы начисления амортизации (статьи 258, 259 Налогового кодекса) (таблица 6).
Принят следующий порядок начисления амортизации:
1. По состоянию на 1 января каждого года на основании данных аналитического учета основных средств (то есть на основании данных инвентарных карточек) делают расчет амортизационных отчислений по всем основным средствам, находящимся в эксплуатации. Рассчитывают годовую и месячную сумму амортизации и распределяют по объектам учета. Записи производят в специальной ведомости расчета амортизационных отчислений по основным средствам по состоянию на начало года. Месячная сумма амортизации на 1 января принимается за сумму амортизации за январь.
2. В последующем месяце -- феврале сумму за январь корректируют на сумму амортизации по поступившим (прибавляют) и выбывшим (вычитают) основным средствам в январе. В марте и в последующие месяцы точно так же сумма амортизации предыдущего месяца корректируется на сумму амортизации по поступившим и выбывшим основным средствам.
Это объясняется тем, что при поступлении новых основных средств начисление амортизации начинается с первого числа последующего месяца. По выбывшим основным средствам в данном месяце начисление амортизации прекращается 1-го числа следующего месяца. Составляется ведомость расчета амортизации по поступившим и выбывшим основным средствам.

4. Учет переоценки основных средств

С 1998 года переоценка перестала быть обязанностью, а стала правом организации, однако если предприятие один раз переоценило объект, то переоценка проводится далее в обязательном порядке.
Организация имеет право не чаще 1 раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объект по восстановительной стоимости. Переоценке подлежат все объекты основных средств находящихся на предприятии. Переоценка приводится двумя методами:
1. Прямой метод (по документально подготовленным рыночным ценам)
1.1. Дооценка объекта
Д01-К83 - увеличение первоначальной стоимости.
Д83-К02-дооценка амортизации.
1.2. Уценка
Д99-К01
Д02-К99
Если же уценивается объект, переоцененный ранее, уценка относится на добавочный капитал.
2. Индексный метод (с помощью специального индекса, публикуемого Министерством финансов)Все затраты учитываются непосредственно на счете 08/3.
В данном случае можно использовать 2 метода учета затрат:
1. Непосредственно на дебете счета 08/3:
Д08/3 - К10(70,69.71….и т.д.)
2. Предварительно сгруппировать затраты на счете 23 (вспомогательное производство):
Д23 - К10(70,69.71….и т.д.)
По мере завершения строительства, составляется проводка:
Д08/3 - К23
При сдаче объекта в эксплуатацию оформляются необходимые документы (форма ОС-1 и документы по гос.регистрации) и составляется бухгалтерская запись: Д01 - К08/3
5. Учет результатов инвентаризации материалов и готовой продукции
Инвентаризация готовой продукции осуществляется таким же образом, как и по материалам. При инвентаризации товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций проверяют обоснованность числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только подтвержденные и надлежащим образом оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими заменяющими их документами; по отгруженным - копиями платежных поручений и т д. (по просроченным документам - с обязательным утверждением учреждением банка); по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-то отражена на других счетах, или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.
Описи составляют отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименования покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносят в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указывают их наименование, количество, сорт, стоимость по данным учета, дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
6. Учет расчетов наличными между юридическими лицами и населением

В соответствии с гражданским законодательством РФ организации могут осуществлять расчеты в наличной и безналичной форме. Учреждения независимо от форм собственности и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков и между организациями расчеты производятся, как правило, в безналичном порядке через банки. Банк России устанавливает предельны размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. В настоящее время предельный размер расчетов наличными между юр. лицами не может превышать 60 тыс. руб. по одной сделке.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Для расчетов с населением и персоналом лимита наличных денежных средств не существует. При расчетах с населением прием наличных денег производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками. Всю полученную денежную наличность сверх установленных лимитов организации должны сдавать в банк. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита только на оплату труда, выплату пособий и стипендий не свыше 3-х рабочих дней. Наличные деньги организация получает в банке по чекам и расходует строго на те цели, которые указаны в чеке. Выдача наличных денег под отчет на служебные командировки производится в пределах сумм причитающихся командированным лицам. Выдача денег на хоз. расходы выдается в размерах установленных руководителем организации (не более 60 тыс. руб). прием наличных денежных средств производится по приходным кассовым ордерам, подписанных гл. бухгалтером, а выдача наличных денежных средств производится по расходным кассовым ордерам ( платежным ведомостям, подписанных руководителям или гл. бухгалтером). Поступление денежных средств в кассу отражается по дебету счета 50, а расход по кредиту сч. 50"Касса".
7. Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов

Если организация, занимающаяся изготовлением мебели, занята выпуском широкой номенклатуры изделий, то в этом случае косвенные расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств учитываются обособленно на счете 25 «Общепроизводственные расходы».
К общепроизводственным относятся следующие виды расходов:
· по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;
· амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;
· расходы по страхованию указанного имущества;
· расходы на отопление, освещение и содержание помещений, используемых для основных и вспомогательных производств;
· арендная плата за помещения, машины, оборудование и другие основные средства, используемые в производстве;
· оплата труда работников, занятых обслуживанием производства (мастеров, начальников цехов, технологов, рабочих, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования, в том случае если такое обслуживание не осуществляется специальными структурными подразделениями, отнесенными к вспомогательному производству, и другие);· другие аналогичные по назначению расходы.
Данные расходы собираются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
25
10
Отражена стоимость материалов, запасных частей, использованных для обслуживания и ремонта оборудования
25
02
Начислена амортизация по основным средствам, используемым в основном и вспомогательном производстве
25
60, 76
Учтена оплата коммунальных услуг, других расходов по содержанию помещений, арендная плата за помещения, оборудование и так далее
25
70
Начислена заработная плата
25
69
Начислен ЕСН и взносы по страхованию от несчастных случаев и травматизма
Если на 25 счете учитываются косвенные расходы, связанные с обслуживанием, как основного, так и вспомогательного производств, вводятся соответствующие субсчета, например 25-1 «Общепроизводственные расходы основного производства» и 25-2 «Общепроизводственные расходы вспомогательного производства». В конце месяца счет 25 «Общепроизводственные расходы» закрывается. Расходы, учтенные на субсчетах, списываются в дебет соответствующих счетов:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
20
25-1
Списаны общепроизводственные расходы, относящиеся к основному производству
23
25-2
Списаны общепроизводственные расходы, относящиеся к вспомогательному производству.
Если общепроизводственные расходы не могут быть изначально отнесены к основному или вспомогательному производству, то их общая сумма подлежит распределению между соответствующими счетами.
Кроме того, учет общепроизводственных расходов может вестись на отдельных субсчетах, открытых для отдельных подразделений или по видам выпускаемой продукции. Если такого разделения нет, то общепроизводственные расходы при списании распределяются по видам выпускаемой продукции. Способы распределения могут быть различными - пропорционально заработной плате производственных рабочих, пропорционально сумме прямых расходов, пропорционально объему выпущенной продукции (в натуральном или стоимостном выражении), пропорционально выручке от реализации продукции и другие. В зависимости от выбранного способа распределения суммы общепроизводственных расходов, списанных на разные виды продукции, могут быть различными.
Наиболее распространенным является метод распределения общепроизводственных затрат пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

8. Учет общехозяйственных расходов

Для учета расходов для нужд управления организацией, не связанных непосредственно с производственным процессом, планом счетов предусмотрен счет 26 «Общехозяйственные расходы». На этом счете отражаются:
· административно-управленческие расходы;
· расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
· амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
· арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
· расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных и других подобных услуг;
· другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
9. Учет отчислений в фонды социального мат. страхования и обеспечения

Особенности учета отчислений в фонды социального страхования и обеспечения заключаются в том, что за основу берутся все виды денежных и натуральных выплат работникам, исходя их которых по законодательству начисляют в дальнейшем государственные пенсии. Регулярно постановлением
Правительства устанавливают перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. В настоящее время этот перечень охватывает следующие выплаты:
( выходные пособия, денежная компенсация за неиспользованный отпуск и средний заработок на период трудоустройства увольняемого работника;
( государственные пособия на детей, пособия по временной нетрудоспособности и другие социальные пособия, в том числе компенсации матерям по уходу за ребенком;
( суммы вреда, причиненного работнику в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, связанным с исполнением трудовых обязанностей;
( льготы, компенсации и материальная помощь работникам в связи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями;
( единовременные выплаты работникам в связи с уходом на пенсию;
( суммы компенсаций командировочных расходов в пределах норм, установленных законодательством;
( стоимость специальной и фирменной одежды, специальной обуви, а также средств защиты и специального поддерживающего питания согласно законодательству;
( стоимость льгот по проезду на работу и обратно, а также проезда в отпуск и обратно в соответствии с законодательством;
( стоимость бесплатного жилья, суммы оплаты коммунальных услуг, предоставленных работнику по законодательству;
( стипендии, выплачиваемые за период обучения;
( доходы по акциям предприятий;
( суммы платежей по обязательному страхованию работников в связи с законодательством;
( стоимость оплачиваемых работодателями путевок на санитарно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;
( прочие выплаты.
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:
69/1 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,
69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
На субсчете 69/1 "Расчеты по социальному страхованию" учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.
На субсчете 69/2 "Расчеты по пенсионному обеспечению" учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.
На субсчете 69/3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.
При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут открываться дополнительные субсчета.
Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:
- счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, в части отчислений, производимых за счет организации;
- счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" -- в части отчислений, производимых за счет работников организации.
Кроме того, по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.
По дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.
10.Учет выпуска готовой продукции

Готовая продукция - конечный продукт производственного процесса организации. Организации изготовляют продукцию исходя из условий заключенных с покупателями и заказчиками договоров, разрабатываемых плановых заданий по ассортименту, количеству и качеству подлежащей к выпуску продукции, постоянно уделяя большое внимание вопросам изучения спроса и конкурентоспособности продукции, расширения ее ассортимента, равняясь на потребности рынка.
Фактическая сумма прибыли от реализации готовой продукции определяется ежемесячно как разница между продажной стоимостью реализованной продукции и ее полной фактической себестоимостью (производственная себестоимость плюс расходы на сбыт продукции) за минусом суммы НДС и акцизов.
При постановке бухгалтерского учета в организациях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, так как он напрямую влияет на финансовые показатели деятельности организации..

Оценка готовой продукции

Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» под готовой продукцией понимается «часть МПЗ организации, предназначенной для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям других документов, установленных законодательством». Готовая продукция принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактическую себестоимость готовой продукции можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции ведется или по плановой производственной себестоимости, или по договорным ценам организации, называемым учетными.
Каждая из них, т.е. плановая себестоимость или договорная цена единицы продукции, разрабатывается организацией самостоятельно. В конце месяца плановая себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно - экономия или обычной записью -перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.
При использовании в учете других оценок готовой продукции (договорной, оптовой или розничной цен) суммы и проценты отклонений рассчитываются в таком же порядке.
11.Учет операций по реализации продукции

В данном случае нормы налогового законодательства прямо отсылают нас к предписаниям гражданского права. Согласно общему определению, даваемому статьей 39 НК РФ, реализацией товаров для целей налогообложения признается факт передачи права собственности на них сторонним лицам на возмездной основе.
В соответствии со специальным определением понятия реализации для целей НДС, которое дается п. 1 ст. 146 НК РФ под реализацией товаров понимается передача права собственности на них сторонним лицам, как на возмездной, так и на безвозмездной основе. При этом согласно пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ для целей НДС передача товаров для собственных нужд признается реализацией только в случае, если расходы на эти товары не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций. Следовательно, согласно нормам Налогового кодекса РФ, передача товаров розничной торговой точке - структурному подразделению организации как не предполагающая утрату организацией права собственности на эти товары, не является их реализацией для целей налогообложения. Оборот по реализации этих товаров возникает только после их розничной продажи покупателям, т.е. факта передачи покупателям права собственности на товары.
Согласно общим предписаниям Инструкции по применению плана счетов, переданную магазину продукцию следует отражать на отдельном субсчете к счету 43 "Готовая продукция" (например, "Готовая продукция в магазине"). Факт передачи продукции магазину, таким образом, должен фиксироваться в учете записью по дебету счета 43 субсчет "Готовая продукция в магазине" и кредиту счета 43 субсчет "Готовая продукция на складе". Однако это делает невозможным учет ее по продажным ценам, так как счет 42 "Торговая наценка", согласно той же Инструкции по применению плана счетов открывается исключительно к счету 41 "Товары". Да и отражать по продажным ценам готовую продукцию, учитываемую на одном из субсчетов к счету 43 "Готовая продукция", когда учет ее на остальных субсчетах к данному счету ведется по себестоимости, - неверно, так как тот или иной вариант оценки отражаемого на каком-либо счете объекта учета следует применять к счету в целом.
Более того, достаточно часто организуемые производственными организациями магазины торгуют как собственной продукцией, так и покупными товарами, и организация учета движения товаров только в суммовом выражении затрудняет списание их при условии отражения товарных операций как на счете 41 "Товары", так и на счете 43 "Готовая продукция". Поэтому, по нашему мнению, более рациональным представляется вариант, когда учет продукции, переданной в розничный магазин производственной организации, осуществляется на счете 41 "Товары".
Это делает возможным учет товаров в магазине по продажным ценам с использованием для отражения торговой надбавки счета 42 "Торговая наценка", что значительно облегчает ведение учета операций по поступлению и реализации товаров. Что же касается того, что Инструкция по применению плана счетов не содержит в типовой схеме корреспонденций записи: Дебет 41 "Товары" Кредит 43 "Готовая продукция" то, согласно данному нормативному документу, "в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы установленные настоящей инструкцией".
На основе рассмотренных положений может быть предложена следующая методика учета операций по розничной продаже готовой продукции:
Факт передачи готовой продукции в магазин розничной торговли отражается записью по дебету счета 41 "Товары" субсчет "Продукция собственного производства" и кредиту счета 43 "Готовая продукция" на себестоимость оприходованных магазином ценностей.
Отражение суммы НДС, относящегося к продажной стоимости оприходованных магазином товаров, следует производить по кредиту счета 42 "Торговая наценка" субсчет "Торговая наценка на продукцию собственного производства". При этом запись по дебету счета 41 "Товары" субсчет "Продукция собственного производства" в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка" субсчет "Торговая наценка на продукцию собственного производства" производится на сумму торговой надбавки магазина и НДС на розничную цену товаров.
12. Учет операций по специальным счетам в банке

На специальных счетах в банках на сч. 55 учитываются денежные средства, предназначенные на целевое использование. К ним относят аккредитивы, чековые книжки, депозиты дивидендов, средства целевого финансирования, субсидии правительственных органов, средства на финансирование капитальных вложений и другие.
В соответствии с имеющимися средствами в составе сч. 55 открываются субсчета по усмотрению предприятия.
Счет 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».
Аккредитив - это приказ банка плательщика банку поставщика оплатить отгружаемую продукцию. Используются аккредитивы для расчетов с иногородними поставщиками. Для открытия аккредитива покупатель представляет обслуживающему его банку заявление. Каждый аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком.
На основании заявления банк зачисляет денежные средства на аккредитив с различных счетов (тыс. руб.):
Дт 55/1 Кт 51, 52, 66
Покупатель направляет в банк поставщика аккредитив и поручает банку поставщика зачислить эти средства на расчетный счет поставщика:
Дт 60, 76 Кт 55/1
Неиспользованный аккредитив возвращается на те же счета:
Дт 51, 52, 66 Кт 55/1 Счет 55 субсчет 2 «Чековые книжки».
Чековые книжки используются для расчетов с одногородними поставщиками. Покупатель подает в свой обслуживающий банк заявление о выдаче чековой книжки и одновременно оформляет платежное поручение о депонировании средств на счете «Чековые книжки». Корреспонденция счетов:
1. Банк открывает чековую книжку:
Дт 55/2 Кт 51, 52, 66
2. Чековая книжка выдается под отчет ответственному лицу, которое будет рассчитываться с поставщиками, транспортными организациями, с отделениями связи и различными организациями:
а) выдача чековой книжки:
Дт 71 Кт 76 субсчет «Подотчетные лица по чековым книжкам»
б) расчет с поставщиками и различными организациями чеками:
Дт 60, 76 Кт 55/2
в) отчет подотчетного лица:
Дт 76 Кт 71
г) возврат неиспользованных средств, закрытие чековой книжки:
Дт 51, 52, 66 Кт 55/2 и одновременно:
Дт 76 Кт 71
Субсчет 55/3 «Депозитные счета» может быть открыт, если организация вкладывает денежные средства в сберегательные сертификаты.
1. Приобретение депозитных сертификатов:
Дт 55/3 Кт 51
2. Начислены доходы по сертификату:
Дт 55/3 Кт 91
3. Погашение депозитного сертификата:
Дт 51 Кт 55/3
Средства, предназначенные на целевые мероприятия, могут учитываться на субсчете 4 «Прочие счета».
1. Поступление средств целевого финансирования на проведение специальных мероприятий, например, на охрану природы, проведение научной конференции (тыс. руб.):
Дт 55/4 Кт 86
2. Использование средств целевого финансирования:
- на расчеты с различными организациями:
Дт 60, 76 Кт 55/4
- на выплату заработной платы работникам:
Дт 50 Кт 55/4
Дт 70 Кт 50
- перечисление на расчетный счет:
Дт 51 Кт 55/4
3. Сумма целевого финансирования относится на внереализационные доходы:
Дт 86 Кт 91
Синтетический учет средств на специальных счетах в банках ведут в ЖО №3 на основании выписок банка.
13.Учет валютных операций

В связи с тем, что бухгалтерский учет ведется в едином денежном измерителе - национальной валюте страны, возникает необходимость в пересчете конкретных сумм иностранной валюты в рубли при отражении в учете операции в иностранной валюте. Этим и объясняются особенности бухгалтерского учета валютных операций, заключающиеся в порядке пересчета иностранной валюты в рубли: когда, по какому курсу осуществлять пересчет, на какую дату, с какой периодичностью и как поступать с возникающими при этом курсовыми разницами.
Эти особенности требуют и особых норм и правил бухгалтерского учета операций в иностранной валюте. Поэтому общего нормативного регулирования бухгалтерского учета для таких операций недостаточно, требуется дополнительная регламентация с учетом их специфики.
С 1 июля 1995 г. основным нормативным документом, регламентирующим особенности учета операций в иностранной валюте, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденное приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 50 (ПБУ 3/95). Положение является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета РФ и применяется с учетом других нормативов по бухгалтерскому учету.
В соответствии с указанным Положением, выраженная в иностранной валюте стоимость имущества и обязательств при отражении на счетах бухгалтерского учета подлежит пересчету в рубли по курсу Банка России для этой иностранной валюты по отношению к рублю на дату совершения операции.
Датой совершения операции, согласно Положению, считается та дата, когда у организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором возникает право принять к учету имущество или обязательства, являющиеся результатом этой операции.
В Положении приведен перечень дат совершения отдельны операций в иностранной валюте в рамках общего определения. В соответствии с этим перечнем датами совершения отдельны;
операций для целей бухгалтерского учета могут быть:
а) банковские операции по валютным счетам - дата зачисления денежных средств на валютный счёт организации в банке или их списания;
б) кассовые операции с иностранной валютой - дата оприходования или выдачи денежных средств из кассы;
в) реализация товаров, работ, услуг, иного имущества за иностранную валюту; при определении выручки от реализации по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов - дата предъявления счетов и иных аналогичных документов при условии отгрузки (отпуска) товаров, иного имущества, фактического выполнения работ, оказания услуг; при определении выручки от реализации по мере оплаты - дата зачисления денежных средств на валютный счет организации в банке при условии отгрузки (отпуска) товаров, иного имущества (работ, услуг) г) импорт товаров, иного имущества - дата перехода права собственности на импортированные товары, иное имущество к импортеру; при импорте услуг - дата фактического потребления услуги.
Таким образом, по каждой операции в иностранной валюте стоимость имущества и обязательств пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.
Пересчет в рубли денежных средств в иностранной валюте в кассе и на счетах в банках и иных кредитных учреждениях также может осуществляться по мере изменения курсов иностранных валют, котируемых Банком России. Пересчитывают все активы и пассивы на дату составления отчетности по курсу Банка России, последнему по времени котировки в отчетном периоде. Записи в регистрах бухгалтерского учета по счетам учета этих активов и пассивов делают одновременно в рублях и иностранной валюте.
Выраженная в иностранной валюте стоимость определенных видов имущества и обязательств, перечисленных в п. 3.4 Положения (ПБУ 3/95), пересчитывается в рубли при принятии их к бухгалтерскому учету по курсу Банка России на эту дату, а при отражении их в бухгалтерской отчетности по курсу на последнюю дату отчетного периода, отсюда возникает разница между рублевой оценкой соответствующего имущества и обязательств на эти две даты.
Между рублевой оценкой имущества и обязательств в иностранной валюте на дату составления отчетности за текущий отчетный период и за предыдущий отчетный период также может возникнуть разница.
И наконец, возможна разница между рублевой оценкой обязательств предприятия (т.е. дебиторской и кредиторской задолженностью) на дату принятия их к учету в отчетном периоде и дату расчета в этом же периоде, а также между рублевой оценкой на дату составления отчетности за тот отчетный период, в котором эти обязательства были пересчитаны в рубли последний раз, и датой расчета в следующем отчетном периоде.
Эти разницы называются курсовыми.
Положение устанавливает новый порядок учета курсовых разниц.
Все курсовые разницы, кроме тех, которые возникают в связи с формированием уставного капитала, подлежат зачислению в прибыль или убытки предприятия: либо сразу по мере принятия их к бухгалтерскому учету, либо единовременно в конце отчетного года в виде сальдо. Если курсовые разницы зачисляются в прибыль или убытки предприятия единовременно в конце отчетного года, то для аккумулирования курсовых разниц в течение года и определения сальдо используют счет 83 "Доходы будущих периодов".
Курсовые разницы в учете нужно отражать отдельно от других видов доходов и убытков, в том числе и финансовых результатов от операций с иностранной валютой, что определено п. 6.2 Положения (ПБУ 3/95).
Новый порядок учета курсовых разниц, установленный данным Положением, означает, что с 1 июля 1995 г. отменяется прежний порядок учета, согласно которому курсовые разницы от переоценки дебиторской задолженности по авансам, выданным иностранным фирмам в счет импортных поставок по заключенным контрактам, должны в обязательном порядке учитываться на счете 83 "Доходы будущих периодов" до оприходования материальных ценностей, а при их оприходовании - сальдо курсовых разниц списывается со счета 83 следующим образом: положительное - на добавочный капитал, отрицательное - на соответствующие счета учета импортной продукции.
Способ отнесения курсовых разниц на счет прибылей и убытков является элементом учетной политики предприятия и подлежит раскрытию в составе информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности в обязательном порядке.
Установленные Положением правила отражения в отчетности имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, распространяются также и на имущество и обязательства, используемые предприятием для ведения хозяйственной деятельности за пределами Российской Федерации.
Для обособленного ведения бухгалтерского учета валютных операций используются субсчета к соответствующим счетам Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56 с учетом последующих изменений и дополнений к нему.
Для учета внешнеэкономической деятельности к синтетическим счетам можно открывать субсчета двух рядов: первого ряда - с трехзначными кодами и второго ряда - с четырехзначными кодами.
Обособленный учет операций по внешнеэкономической деятельности дает возможность организовать четкий контроль за использованием контрактов, за своевременностью расчетов с иностранными фирмами по экспортным и импортным сделкам, за сохранностью импортных (экспортных) товаров, а также позволяет сделать анализ по различным показателям и определить эффективность внешнеторговых сделок.
Установленная в соответствии с действующим законодательством система валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары требует ведения учета поставок импортных товаров по товарным партиям.
Такое требование в отношении учета импортных поставок логически вытекает из методики формирования внешнеторговой себестоимости импортного товара.
Бухгалтерский учет операций в иностранной валюте подчиняется не только хозяйственному и финансовому законодательству. Поскольку эта область финансово-хозяйственной деятельности связана с расчетами в иностранной валюте между отечественными предприятиями и иностранными фирмами, она регулируется валютным законодательством, которое устанавливает правила совершения операций в иностранной валюте, формы и методы контроля за внешнеэкономической деятельностью, а также меры ответственности за нарушение валютного законодательства.
14. Учет кассовых операций

К кассовым операциям относится процесс приема, хранения, расходования наличных денежных средств и денежных документов. Ведение кассовых операций регламентируется рядом нормативных документов:
- "Порядок ведения кассовых операций в РФ". Инструкция ЦБ РФ №18 от 1.10.1993 г.
- "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Закон РФ от 18.061993 г.
Согласно нормативным документам к учету кассовых операций предъявляются следующие требования:
1. Правильное и своевременное документальное оформление движения наличных денежных средств и денежных документов.
2. Контроль за сохранностью и целевым их использованием.
3. Контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины.
Первичным документом по оприходованию денежных средств в кассу является приходный кассовый ордер, форма №КО-1, в котором указывается, когда, сколько, от кого, на какие цели поступили денежные средства. Приходный кассовый ордер выписывается в бухгалтерии, подписывается гл. бухгалтером, а затем передается кассиру. Кассир проверяет правильность оформления ордера, принимает наличные деньги, подписывает ордер, заполняет квитанцию к приходному ордеру, которая выдается лицу, внесшему деньги. Приходный ордер погашается штампом "Получено".
Выдача наличных денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером, форма № КО-2. В нем указывают, кому выданы деньги, на какие цели, какая сумма, дату, основание и подписи руководителя организации и гл. бухгалтера. Кассир обязан проверить правильность заполнения, наличие всех реквизитов и подписей руководителя и гл. бухгалтера организации. Деньги выдаются по предъявлении документа, удостоверяющего личность. Расходный кассовый ордер гасится штампом "Оплачено".
Все приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются в бухгалтерии в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, форма № КО-3 с указанием даты, номера документа, суммы.
Ежедневно кассир записывает в кассовую книгу, форма № КО-4, остаток наличных денег в кассе на начало дня, приход и расход денег по каждому приходному и расходному ордеру в течение дня и остаток денег на начало следующего дня. Все записи в кассовой книге выполняются под копирку на основном и отрывном листах. Первый экземпляр остается в кассовой книге (хранится у кассира), а второй, отрывной, вместе с первичными документами передается в бухгалтерию и служит отчетом кассира.
Кассовая книга должна быть единственной на предприятии. Она должна быть прошнурована, пронумерована, опечатана, подписана главным бухгалтером и руководителем предприятия.
Кассовые документы заполняются аккуратно, без помарок и исправлений.
Для синтетического учета кассовых операций предназначен основной денежный активный счет 50 «Касса».
Первичный учет кассовых операций основан на первичных документах (приходные, расходные кассовые ордера, платежные ведомости). Аналитический учет осуществляется в кассовой книге, которая ведется по приходу и расходу наличных денежных средств. Синтетический учет осуществляется в журнале-ордере №1, данные которого переносятся в гл. книгу, а из гл. книги в баланс.
Поступление денег в кассу отражается по Дт 50. В зависимости от источника поступления кредитуются счета:
- Кт 51 - с расчетного счета;
- Кт 52 - с валютного счета;
- Кт 90 - при поступлении выручки за оказанные услуги, реализованную продукцию;
- Кт 70 - возврат переплаченных сумм з. пл.;
- Кт 71- возврат подотчетными лицами неиспользованных сумм;
- Кт 91 - при продаже основных средств, прочих активов; выявленные при инвентаризации излишки наличных денежных средств.
Расходование наличных денег отражается по Кт 50 в корреспонденции со счетами:
- Дт 70 - при выплате з. пл., премий, пособий по социальному страхованию;
- Дт 71 - выдача наличных денег подотчетным лицам на служебные командировки и другие хозяйственные расходы, а также на погашение перерасходов по подотчетным суммам;
- Дт 76 - выплата депонированной з. пл., погашение кредиторской задолженности;
- Дт 69 - выдача единовременных пособий по соц. страхованию;
- Дт 51 - возврат в банк невыданной з. пл., внесение выручки от реализации продукции;
- Дт 86 - расходование из кассы суммы целевых средств;
- Дт 94 - суммы выявленных недостач наличных денег в кассе при инвентаризации.
15. Государственное регулирование б.у. в РФ. Роль и структура положений по б.у

Общее методологическое руководство б.у. в РФ осуществляется Правительством РФ.
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ (Министерство финансов РФ):
- планы счетов б.у. и инструкции по их применению;
- положения (стандарты) по б.у., устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хоз. операций, составления и представления бух. отчетности;
- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации (Гражданский Кодекс РФ, Федеральный Закон "О б.у." №129-ФЗ от 21 ноября 96 года, Налоговый Кодекс РФ);
2-й уровень: стандарты (положения) по б.у. и отчетности (в настоящее время утверждено 16 положений по б.у.)
Стандарты по б.у. представляют собой свод основных правил, устанавливающих порядок учета определенного объекта или совокупности объектов. В настоящее время Комитет по международным стандартам при ООН разработал более 30 стандартов. В соответствии с ними каждая страна разрабатывает свои национальные стандарты. В России к стандартам приравниваются важнейшие нормативные документы - положения по б.у., разрабатываемые и утверждаемые Минфином РФ.
Разработка положений (стандартов) по б.у. базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами, и в целом структура каждого стандарта (положения) включает:
- введение (общие положения):
Во введении указывается, что данное Положение (стандарт) устанавливает методологические основы формирования в б.у. информации о конкретном объекте учета, явившемся основой этого Положения. Само положение представляет собой элемент системы нормативного регулирования б.у. в РФ и должно применяться с учетом других Положений по б.у. в соответствии с действующим законодательством. Указываются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хоз. ведения, оперативного управления, договора аренды и пр.). Приводится организация учета отдельных объектов, перечень которых не регулируется данным Положением в связи с тем, что их деятельность определена другими нормативными док-ми. Такое ограничение предусматривается и в отношении отдельных объектов применительно к тому месту, которое они занимают в процессе расширенного производства совокупного общественного продукта.
- определение:
В этой части Положения даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать термины и содержание соответствующих объектов учета и их показатели. В этой части указывается так же единица б.у. конкретного объекта. Каждое положение посвящено одной теме б.у.
- содержание:
Основное содержание данного объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях Положения (стандарта).
- необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения (стандарта);
- дату вступления в действие.
Разработанные положения по б.у. в значительной степени соответствуют аналогичным международным стандартам.
Роль положений:
При этом значимость российских подходов к постановке отдельных объектов учета признается даже более существенной, так как они, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по б.у. самого предприятия.
1. „Учетная политика организации“. (ПБУ 1/1998)
2. „Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство“. (ПБУ 2/1994)
3. „Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте“. (ПБУ 3/2000)
4. „Бухгалтерская отчетность организации“. (ПБУ 4/1999)
5. "Учёт материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01)
6. „Учет основных средств“. (ПБУ 6/01)
7. „Cобытия после отчетной даты“. (ПБУ 7/1998)
8. "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/01)
9. „Доходы организации“. (ПБУ 9/1999)
10. „Расходы организации“. (ПБУ 10/1999)
11. „Информация об аффилированных лицах“. (ПБУ 11/2000)
12. „Информация по сегментам“. (ПБУ 12/2000)
13. „Учет государственной помощи“. (ПБУ 13/2000)
14. „Учет нематериальных активов“. (ПБУ 14/2000)
15. „Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию“. (ПБУ 15/2001)
16. "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02
16. Учетная политика организации, последовательность применения и условия изменения
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Т.о., к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки имущества и обязательств, фактов хозяйственной деятельности; организация документооборота; порядок проведения инвентаризации; способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные методы и приемы.
Для ведения б.у. в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хоз. деятельности.
Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.
Последовательность применения учетной политики - состоит в том, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
Условия изменения учетной политики - изменение учетной политики организации может производиться в следующих условиях:
- изменение законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения б.у. предполагает более достоверное представление фактов хоз. деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.
В целях обеспечения сопоставимости данных б.у. изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (с 1 января).
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения б.у. фактов хоз. деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения б.у. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменение законодательства РФ или нормативными актами по б.у., отражаются в б.у. и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в б.у. и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за 2 года., кроме случаев, когда оценка денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному. Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
17. Бухгалтерский баланс, структура, группировка статей баланса
ББ - это способ эк группировки имущества организации по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке. ББ предполагает двойственную группировку объектов учета (имущества) - по их функц роли в процессе производственной и фин деятельности и источникам формирования. По внешнему виду ББ - это таблица. В левой части показывается имущество по составу и размещению - Актив баланса. В правой - источники формирования этого имущества - Пассив баланса. Всегда соблюдается равенство между левой и правой сторонами баланса. Основным элементом бб является балансовая статья, которая соответствует виду (наименованию имущества, обязательств, источников формирования имущества). Балансовые статьи объединяются в группы, а группы в разделы. Объединение статей в группы или разделы осущ. исходя из их эк. содержания. В настоящее время в форме ББ имеется 5 разделов: 1. внеоборотные активы 2. оборотные активы 3. капитал и резервы 4. долгосрочные обяз-ва 5. краткосрочные обяз-ва. В настоящее время используется форма ББ, которая определена в соответствии с требованиями международ бух стандартов, что соответствует балансу НЕТТО. Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.
На каждом предприятии ежедневно совершается большое кол-во хоз операций, которые в конечном итоге отражаются в бб. Баланс составляется на первое число месяца, квартала, года. Поэтому с помощью него нельзя повседневно следить за изменениями, происходящими в составе имущества, обязательств и источников их формирования. Для текущего учета и контроля используются счета бу. Счет - способ группировки, текущего отражения и контроля за состоянием и движением имущества и источников его формирования, а также хоз процессов и результатов хоз деятельности. Бб и счета бу имеют между собой тесную взаимосвязь: 1 на основании баланса открываются счета бу. Открыть счет - значит дать ему наименование и записать его начальный остаток. На основе статей активов баланса открываются активные счета. На основе пассива - пассивные счета. 2 после отражения хоз операций на счетах подсчитываются обороты и выводятся конечные остатки по каждому счету. На основе конечных остатков по счетам составляется баланс на конец отчетного периода. Для обозначения остатков бс пользуются термином «сальдо». В соответствии с балансом, все счета бу делятся на активные и пассивны и акт-пассивные. Счета, отражающие состояние и изменение хоз средств (имущества предприятия) называются активными. В них остатки записываются по дебету (в левой стороне)
Активный счёт
Дебет
Кредит
Сн (сальдо начальное) - наличие хоз. средств на начало периода.
Увеличение хоз. средств (+)
Уменьшение (-)
Ск (сальдо конечное) - наличие хоз. средств на конец периода.
Ск = Сн + (+) - (-)
Сумма всех записей без начального сальдо по одной стороне счета называется оборотом по счету. Сальдо конечное = оборот по дебету + Сн - оборот по кредиту. Счета, отражающие состояние и изменение источников хоз средств называются пассивными. В пассивных счетах остатки всегда записываются по кредиту.
Пассивный счёт
Дебет
Кредит
Сн (сальдо начальное) - наличие хоз. средств на начало периода.
Уменьшение (-)
Увеличение хоз. средств (+)
Ск (сальдо конечное) - наличие хоз. средств на конец периода.
Ск = Сн + (+) - (-)
Помимо активных и пассивных счетов существуют активно-пассивные счета. На этих счетах остаток может быть и по дебету и по кредиту или одновременно по ним (развернутое сальдо). Активно-пассивные счета применяются для учета расчетов с другими предприятиями и ор и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.