Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Лекции. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость совершенствования организации и управления предприятием

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Раздел 1. Развитие экономики и менеджмента

Тема 1. Современный этап развития экономики России.
Объективная необходимость совершенствования организации и управления предприятием

За последние годы в нашей стране произошли глубокие экономические преобразования: существенно изменились отношения собственности, а вместе с ними — цели деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. На смену административно-командной системе управления пришли рыночные механизмы. В этих условиях существенно возросла и роль управляющих структур — менеджмента.
Прежде чем начать изучать различные направления менеджмена, важно подчеркнуть, что управляющие всегда должны учитывать многообразные воздействия, исходящие как изнутри, так и извне организации, которые оказывают влияние на выполнение стоящей перед ними задачи. Можно ли себе представить, чтобы управляющий отделом сбыта не учитывал таких внутренних факторов, как техническая вооруженность компании, характер производства и специфика рекламы, а также такие внешние воздействия, как экономические условия, состояние рынка, уровень технологии производства данного продукта, соответствующие правительственные постановления, огромную область социальных проблем и воздействий, а также взгляды и прочие личные особенности, приобретенные агентами по сбыту под влиянием семьи, образования и других личностных особенностей? А разве президент компании станет руководить, не учитывая множества факторов как внутри, так и вне ее, когда он принимает решения или предпринимает какие-либо действия?
Можно сказать, что для менеджера внешней средой является и внутренняя среда организации, на которую он воздействует. И воздействие это, конечно, взаимно, ведь воздействуя на систему, менеджер учитывает ее особенности, заложенные в ней ограничения, а формируя и осуществляя воздействие, менеджер исходит из своих интеллектуальных и культурных особенностей, широты своих познаний и уровня образованности в своем деле — по сути это тоже ограничения, не все из которых подвластны менеджеру.
Широко распространено мнение, что менеджмент — это искусство. Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, принимающие организационные решения о лучшем использовании ресурсов и освоении новых рынков, несомненно, включены в творческий процесс. Многое из того, что менеджер знает о том, как управлять отдельным человеком или группой, выяснено из собственного опыта работы или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. Понимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, несомненно является искусством.
Вместе с тем, многие осознают, что менеджмент — это и наука. Наука предполагает систематическое развитие и проверку теорий, основанных на изучении практического поведения. Развитие ситуации и области деятельности, лабораторные исследовательские проекты за последние шестьдесят лет сделали исследование менеджмента более научным. Однако изучение менеджмента требует дальнейшего развития, что позволило бы нам предписывать соответствующее поведение в самых разных ситуациях. Но и сегодня, благодаря успехам, уже достигнутым нами и дающим возможность предлагать особые направления действий, менеджмент можно рассматривать как быстро развивающуюся науку. Таким образом, менеджмент — это искусство и наука одновременно.
Те, кто ставит диагноз по книге или проектирует исключительно по формуле, или пытается управлять, выучив наизусть принципы, почти наверняка не смогут учесть реальные факты. Когда важность результативности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств.
Но самое производительное искусство всегда опирается на понимание лежащей в его основе науки. Таким образом, наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. По мере совершенствования науки должно совершенствоваться и искусство, как это имело место в физических и биологических науках. Врачи, не сведущие в науке, превращаются в знахарей; овладев наукой, они могут стать искусными хирургами. Администраторы, пытающиеся управлять без знания теории, должны полагаться на удачу, интуицию или на свой прошлый опыт; овладев организационным знанием, они получают гораздо лучшую возможность разработать практически применимое, обоснованное решение какой-либо управленческой проблемы.
Однако одно только знание принципов или теории не обеспечивает успешных практических результатов, поскольку необходимо уметь их применять. Одной из наиболее распространенных ошибок при применении теории является игнорирование необходимости идти на компромисс с целью достичь желаемого результата. Конструктор самолета должен идти на компромисс между весом и мощностью, с одной стороны, и стоимостью —- с другой. Управляющие могут назначать над сотрудниками несколько начальников, нарушая принцип единоначалия, если они убеждены, что это будет способствовать улучшению общих результатов. Однако, пренебрегая принципами и прочими элементами науки, следует учитывать, во что это обойдется, и сопоставить с конечным результатом. Умение идти на компромисс с минимумом нежелательных последствий — вот в чем сущность искусства управления.
Еще одна проблема нередко возникает вследствие попытки выправить положение посредством применения принципа, который не рассчитан на данный случай. Не следует применять теории напряжений в металле к такой технической проблеме, где напряжение не играет существенной роли, а большее значение имеет стоимость сырья. Также вряд ли стоит применять какой-либо управленческий принцип, когда требуется медицинский диагноз. Одна из трудностей, с которыми сталкиваются многие теоретики и практики управления, состоит в том, что они хотят насильственно подогнать какой-либо принцип к ситуации, на объяснение которой он не рассчитан.

Тема 2. Сущность менеджмента. Эволюция управленческой мысли

Слово менеджмент недавно вошло в наш оборот в связи с начавшимися рыночными реформами. В мире этот термин используется достаточно широко. Слово имеет английское происхождение и означает «организовывание, заведование, руководство».
Современный менеджмент - такой способ руководства, который позволяет наиболее гуманным образом направлять интеллектуальные и физические силы людей к достижению каких-то общих целей. Этот способ руководства обеспечивает max удовлетворение интересов отдельных личностей, обеспечивает возможность наиболее полного использования способностей, возможностей каждого человека, помогает самореализоваться в труде. Отличительной особенностью менеджмента является то, что он направляет работу коллективов в направлении max удовлетворения общественных потребностей. Менеджмент способствует тому, чтобы деятельность любой организации max удовлетворяла запросы потребителей, не наносила вреда общественности и по мере возможности вносила посильный вклад в решение общенациональных проблем, а в последнее время проблем мирового значения. Характерной чертой менеджмента является также нацеленность на постоянное совершенствование, обновление, решение не только текущих, но и перспективных задач. Менеджмент - такой способ управления людьми, который дает возможность быстрого приспособления организаций к меняющимся условиям. Как деятельность можно сказать, что менеджмент - управление бизнесом в условиях рынка.
Практика управления имеет древнюю историю, но интерес к управлению как к научной дисциплине появился лишь около века назад.
Научное управление (1885 – 1920)
Использовали научный анализ производственной деятельности для определения лучших способов выполнения задачи. Не пренебрегали человеческим фактором: понимали важность стимулирования работников с целью увеличения их заинтересованности и увеличения производительности труда. Стимулы: вознаграждение за продукцию, произведенную сверх нормы (нормы устанавливались реальные), небольшие перерывы в работе. Понимали важность отбора работников физически и интеллектуально соответствующих выполняемой работе, придавали большое значение обучению.
Впервые признали, что управление – определенная специальность и отделили планирование и обдумывание от самой работы.
В 1911 г. Фредерик Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Классическая (административная) школа (1920 – 1950)
Школа научного управления в основном изучала повышение эффективности управления производством. Это уровень ниже управленческого. Классическая школа попыталась определить общие характеристики и закономерности организаций и создать универсальные принципы управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта:
1. Разработку рациональной системы управления организацией. Делили организации на подразделения по основным функциям бизнеса: финансам, производству и маркетингу. Были определены основные функции управления (по Анри Файолю): планирование и организация.
2. Принципы построения структуры организации и управления работниками. Принципы единоначалия (человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному), разделения труда (специализация труда – естественный порядок вещей), вознаграждения труда (справедливая зарплата), стабильности рабочего места, централизации (варьируется в конкретных условиях), корпоративного духа и др.
Школа человеческих отношений (1930 – 1950)
Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Хотя авторы этих школ признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.
Вывод: если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.
Школа поведенческих наук (1950 – по настоящее время)
Если школа человеческих отношений сосредотачивалась прежде всего на методах налаживания межличностных отношений, школа поведенческих наук стремилась в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, более полного использования потенциала работников.
Количественный подход (1950 – по настоящее время)
Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующим и широко применяемым подходам. MS/OR (management science/operations research) – близко к понятию «экономико-математические методы».

Тема 3. Опыт менеджера за рубежом

Главные элементы американского менеджмента. Американская культура менеджмента во всем мире считается ведущей. Именно в Америке впервые зародился менеджмент как научная теория. Больше всего уделяется внимания подготовке специалистов в области менеджмента, поляризации идей менеджмента среди ученых и вообще населения. Современный этап развития менеджмента в США начался в 80-х гг. (обострение конкуренции на мировых рынках). Многие ведущие американские корпорации в 80-х гг. столкнулись с тем, что использование теории менеджмента больше не гарантирует успеха. Поиски пошли по 2-м направлениям: 1) совершенствование структуры фирмы; 2) более полное использование возможностей персонала. Совершенствовать организационную структуру, приспособить её к внешним условиям пытались многие фирмы. В направлении совершенствования структуры были интересные предложения ученых: фирму следует строить по принципу социотехнической системы. В ней должны быть четко выделены 2 блока: технический (управление научными исследованиями и разработками, технологическим процессом, инвестициями, организация производства) и социальный (управление набором персонала, обучением и повышением его квалификации, стимулирование перспектив, управление культурными организациями и внутрифирменными коммуникациями). В целях преодоления разобщения менеджеральных блоков было предложено создавать комплексные управленческие центры по проблемам, в которых объединены специализации различных служб, а также групп рабочих, которые отвечают за какой-то участок работы. Во многих крупных компаниях появились такие решения, как планирование человеческих ресурсов. Эта функция в разных компаниях сильно различалась и в наиболее полном виде включала в себя: 1) разработку среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребностей работ; 2) программа профессионального обучения сотрудников; 3) программа планирования карьеры и руководителей низшего и среднего звена; 4) разработка долгосрочных схем замещения высших руководителей должностными; 5) формирование банков данных
Особенности менеджмента в Японии. Считается, что японская культура менеджмента самая эффективная в современных быстроменяющихся условиях. Изучению этой системы уделяют колоссальное внимание и в Америке, и в Западной Европе, и в странах Третьего Мира. Из всех известных систем менеджмента японская самая оригинальная. В ней очень интересно переплетены положения научной теории и особенности социокультурной среды. До сих пор нет какого-то удовлетворяющего всех объема эффективности японского менеджмента. По разному оценивают и ценность отдельных элементов этой модели. Эффективность японского менеджмента чаще всего связывают с его способностью максимально использовать физические и интеллектуальные способности персонала и способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям, сохранив при этом общую ориентацию на долгосрочную перспективу. В этой связи рассматривают стратегию японского менеджмента, управление финансами, управление человеческими ресурсами. Отличительной особенностью в стратегии японского менеджмента является ориентация на отдаленное будущее, готовность к постоянным изменениям, нацеленность на требования внешней среды. Характеристика стратегии японских фирм - создание большого запаса прогнозов для выживания в виде преданного фирме высококвалифицированного персонала и технологии. Стратегия японских фирм в качестве ориентира использовала среднесрочные государственные планы, а также долгосрочные комплексные планы развития. Особенность стратегии японских фирм - их согласованность на всех уровнях руководства, широкая опора на разнообразные компромиссы. Особенность управления финансами - жесткая экономия инвестиционных ресурсов. Даже в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры высшие менеджеры многих компаний предпочитают не привлекать капитал со стороны и ограничивать инвестиционные вложения тем уровнем, который можно обеспечить внутренними источниками. Главный внутренний источник - прибыль. Для того чтобы инвестиции были достаточны, в японских компаниях на их финансирование направляется большая часть прибыли. Как правило, по акциям выплачиваются небольшие дивиденды даже при большем объеме полученной прибыли, все идет на развитие пр-ва. Если рыночная конъюнктура ухудшилась, фирма столкнулась с проблемами сбыта, менеджеры значительно сокращают и замораживают инвестиционные программы. В японском менеджменте действует общий принцип: человек - главный приоритет управления. Чтобы реализовать этот принцип, уделяется огромное внимание формированию кадрового состава, адаптации работников в коллективе, профессиональному росту, повышению квалификации, созданию особой морально-психологической атмосферы, стимулированию творчества, налаживанию межличностных отношений, решению социальных проблем. Многие крупные компании имеют свои подшефные школы, институты, колледжи. Во многих фирмах коллектив полностью составлен из выпускников одного учебного заведения. Широко распространено наставничество, когда прикрепляют наставника, который обучает особенностям работы и взаимоотношений в коллективе. Часть работников принимается на условиях пожизненного найма (до пенсии, даже в условиях трудностей фирмы). Практикуется продвижение по службе в зависимости от стажа работы и возраста.
Опыт менеджмента стран Западной Европы. Наиболее интенсивные поиски совершенствования управления начались в Западной Европе в конце 70-х гг., когда многие менеджеры столкнулись с тем, что американские методы перестали давать прежние результаты. Из всех европейских разработок максимальное значение имеет финский опыт «управления по результатам» и опыт менеджеров Германии по «управлению качеством». Финская организация представляет собой объединение людей для достижения определенных результатов. Всех работников интересуют не цели как идея, а конкретные результаты. Определять результаты должны все вместе. Каждая фирма стремится добиться результатов в 3-х плоскостях: 1) с точки зрения самой деятельности фирмы; 2) с точки зрения продукции или услуг, которые фирма производит; 3) с точки зрения потребителей, т.е. удовлетворение каких-то специфических потребностей. В каждом подразделении фирмы эти результаты имеют специфическое выражение, по каждой группе результатов можно выделить ключевые. Организация включает в себя распределение обязанностей и выработку способов достижения целей и результатов. Причем исполнителям предоставляется полная самостоятельность в вопросе выбора средств для получения результатов. Контроль главным образом ориентирован на оценку достигнутого и сравнения с запланированными результатами, выявление отклонений и их причин, разработку мер устраняющих причины. Дважды в год проводится всеобщее заседание, посвященное обсуждению результатов. На них вносятся коррективы в совет директоров. Развитие включает в себя определение необходимых изменений во всех областях деятельности, подготовку к ним всех работников (чтоб воспринимали положительно).
Ведущие тенденции в развитии зарубежного менеджмента на современном этапе. Именно 80-е годы являются годами, когда наиболее заметен стал переход от индустриального к современному постиндустриальному обществу. Этот переход привел к существенному изменению ситуации на рынках, к существенному изменению ценностей, заметно усилил интеграционные процессы в обществе. Многие явления стали носить глобальный характер, в связи, с чем стало крайне трудно предвидеть последствия каких-то локальных действий. Каждая организация в таких условиях наиболее остро стала ощущать потребность в создании своеобразной системы стабилизаторов, который позволял бы выжить в самых невероятных условиях. Характерно, что в хозяйственной жизни постепенно стираются национальные различия. На экономику каждой страны все сильнее и сильнее влияет ситуация на мировом рынке в целом. Интернационализация и глобализация хозяйственной жизни породила такую специфическую черту в менеджменте как интернационализация теории и практики управления. Хотя система менеджмента в каждой из стран сохраняется все больший удельный вес занимают элементы, распространенные во всех странах. Интенсивно идет процесс обмена научной информацией между учеными, что еще более усиливает тенденцию к интернационализации менеджмента. Другая тенденция в современном зарубежном менеджменте - это гуманизация и экологизация управления. В большинстве фирм зарубежных стран уже не вызывают сомнения требования как руководить коллективом, чтобы наилучшим способом удовлетворять потребности всех членов этого коллектива. Кроме того, гуманизация и экологизация менеджмента означает обращение управления к потребностям общества в целом, повышение социальной ответственности менеджеров.

Тема 4. Специфика менеджмента в России. Возможности и пути использования зарубежного опыта. Глоссарий менеджмента

Специфика менеджмента в условиях перехода России к рынку. Переход к рынку и состояние менеджмента тесно связаны между собой. С одной стороны трудности переходного периода многократно усложняют деятельность менеджера до такой степени, что многие эффективные в прошлом руководители, а также опытные консультанты из развитых стран не могут справиться с поставленными перед н...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.