Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка окументы, учётные регистры, их классификация. Формы бухгалтерского учёта. Нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского учёта. Учёт денежных средств, денежных документов и финансовых вложений, расчётов с бюджетом и внебюджетным фондами.

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 26.09.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Документы, учётные регистры, их классификация. Формы бухгалтерского учёта.

Документы - это письменные свидетельства об осуществлении хозяйственной операции, дающие юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документация служит для первичного наблюдения за хозяйственными операциями и является обязательным условием для отражения их в учете. При помощи документов осуществляется первичная регистрация совершаемых хозяйственных операций. При составлении документов используют типовые бланки. От своевременности составления и качества документов в значительной мере зависит качество самого учета и составляе-мой на его основе отчетности.
Документы классифицируются по следующим признакам:
По назначению:
1. Распорядительные - содержат приказ, распоряжение или задание руководителя предприятия о совершении определенной операции, эти документы служат основанием для приема-выдачи денег и материальных ценностей. К таким документам относят: распоряжения о проведении инвентаризации; приказ об учетной политике; приказ о предоставлении отпуска. Распорядительные документы сами по себе не подтверждают того факта, что операция совершена, и, следовательно, не являются основанием для отражения в бухгалтерском учете.
2. Оправдательные (исполнительные) - удостоверяют факт совершения операции. Они составляются в момент совершения операции и свидетельствуют о ее выполнении. К ним относятся: письменные акты; акты ликвидации объектов основных средств; приходные и расходные кассовые ордера. Эти документы служат основанием для последующей бухгалтерской регистрации совершившихся операций.
3. Документы бухгалтерского оформления - составляются работниками бухгалтерии по данным распорядительных и оправдательных документов. На практике часто пользуются документами, сочетающими в себе признаки трех вышеперечисленных видов. Такие документы называются комбинированными.
По порядку отражения в них операций. Все документы, кроме чисто распорядительных делятся на:
1. Первичные - составляются в момент совершения операции или сразу после нее: накладные, акты приемы и выбытия.
2. Вторичные (сводные) - отражают операции, уже зафиксированные в первичных документах. Они обобщают первичные документы: отчеты материально ответственных лиц, авансовые отчеты.
По способу составления первичные и сводные документы делятся на:
1. Разовые - составляются единовременно в один прием для отражения одной или нескольких операций. К их числу относятся большинство первичных документов.
2. Накопительные - их составляют постепенно для отражения систематически повторяющихся операций.
Эти документы окончательно формируются лишь по истечении установленного срока и только после этого они служат основанием для бухгалтерских записей. К ним относятся: наряды на сдельную работу, лимитно-заборные карты.
По месту составления:
1. Внутренние - документы, составляющиеся на данном предприятии.
2. Внешние - составляются на другом предприятии и поступают на данное.
Все бухгалтерские операции после их проверки и подсчета должны быть зарегистрированы в определенной последовательности на основании первичных документов. Совокупность специально разграфленных листов бумаги, приспособленных для регистрации бухгалтерских проводок и записей по счетам, называется учетным регистром. В учетном регистре производится группировка данных первичных документов по однородным признакам, которые используются ля ведения бухгалтерского учета и управления хозяйственной деятельностью предприятия.
Существует несколько признаков группировки учетных регистров:
По характеру бухгалтерских записей: хронологические (на них отражаются хозяйственные операции по мере их совершения; если в первичных документах отражена корреспонденция счетов, то она находит отражение в регистрах хронологического учета), систематические (в них группируются однородные по экономическому содержанию операции; такая систематическая группировка осуществляется на счетах синтетического и аналитического учета.
По внешнему виду: книги (скрепленные листы бумаги одного формата, на переплете книги пишут ее наименование и название предприятия; бухгалтерские книги используются как для ведения синтетического, так и аналитического учета; страницы книги должны быть пронумерованы, книга должна быть прошнурована, на последней странице указывается общее количество страниц и ставится роспись главного бухгалтера и печать), карточки (таблицы на бланках стандартных размеров, применяемые для отражения аналитических данных по каждой номенклатуре учета), свободные листы (таблицы специального формата со специальным графлением; на них ведутся различные ведомости и журналы; они используются также для ведения синтетического и аналитического учета).
По объемам содержания: регистры синтетического учета, регистры аналитического учета, комбинированные. Порядок записи хозяйственных операций в учетные регистры регламентируется Положе-нием о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете. В соответствии с этим Положением хозяйственные опе-рации в учетные регистры записывают только на основании надлежаще оформленных и обработанных документов темного цвета чернилами (иди пастой шариковых ручек, средствами механизации вши иными средствами, обеспечивающими сохра-нение в течение длительного времени и предупрежда-ющими внесение несанкционированных и незаметных исправлений.
Под формой бухгалтерского учета подразумевают технологию и организацию учетного процесса соответствующими способами, техникой документирования и учетной регистрации. Основными признаками форм бухгалтерского учета являются: количество применяемых учетных регистров, их назначение, содержание, форма, внешний вид, последовательность записей, взаимосвязь синтетического и аналитического учета.
Применяются следующие формы бухгалтерского учета.
При мемориально-ордерной форме учета на основании первичных документов, сгруппированных по отдельному признаку, составляются мемориальные ордера, в которых проставляется корреспонденция счетов. По мере составления мемориальные ордера записываются в регистрационный журнал. Данные мемориальных ордеров используются для записей на синтетических счетах в Главной книге. Мемориально-ордерная форма учета используется в бюджетных учреждениях. Недостатки мемориально-ордерной формы учета: дублирование записей, большой объем мемориальных ордеров, слабая приспособленность регистров к составлению отчетности.
При журнально-ордерной форме учета основными видами учетной регистрации являются журналы-ордера. Все ЖО построены так, что в них постепенно накапливаются подсчитываются данные для перенесения в отчетные формы. Все ЖО построены по кредитовому признаку, по отдельным синтетическим счетам в разрезе корреспондирующих счетов. Дебетовые обороты по синтетическому счету учитываются в нескольких ЖО. Ежемесячно ЖО закрываются, их итоги переносятся в Главную книгу, открываемую на год.
Упрощенная форма применяется для малых предприятий и субъектов малого предпринимательства, т.к. они имеют простой хозяйственный процесс, незначительное количество хозяйственных операций и т.д. Упрощенная форма бухгалтерского учета делится на: простая форма бухгалтерского учета, предприятия используют следующие регистры (книга учета хозяйственных операций (К1), ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (В1), ведомость учета производственных запасов, готовой продукции и товаров (В2), ведомость учета заработной платы (В8)); производственная форма с учетом регистров учета имущества предприятия, предприятия используют следующие регистры (книга учета хозяйственных операций (К1), ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (В1), ведомость учета производственных запасов, готовой продукции и товаров (В2), ведомость учета расходов на производство (В3), ведомость учета денежных средств и фондов (В4), ведомость учета расчетов и других операций (В5), ведомость учета реализации (В6), ведомость учета расчетов с поставщиками (В7), ведомость учета заработной платы (В8), шахматная ведомость (В9)).
Автоматизированная - позволяет одновременно вести взаимосвязанные участки учета, а руководство фирмы имеет возможность оперативного доступа к информации для принятия управленческих решений. Классификация бухгалтерских программ по функциональным возможностям: Мини-бухгалтерии - системы типа «проводка - главная книга - баланс». К этому классу относятся программы, предназначенные для малого бизнеса с ограниченным, но самым необходимым набором решаемых учетных задач: 1С - бухгалтерия, инфо-бухгалтер и т.д. Интегрированная бухгалтерская система, используемая для среднего и малого бизнеса: парус. Комплексная система бухгалтерского учета.
Нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского учёта. Учётная политика предприятия.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности осуществляется на четырех уровнях.
Верхний уровень системы представлен федеральными законами. К ним относится:
- Федеральный закон от 21.11.96г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. изменен. от 23 июля 1998г № 123-ФЗ, от 28 марта 2002г. № 32-ФЗ).
Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории Российской Федерации, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами.
- Гражданский кодекс РФ (части I и II) от 30.11.94 г. № 51-ФЗ и от 26.01.96 г. № 14-ФЗ (с изменениями от 21.03.02 г.).
- Налоговый кодекс РФ, и другие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций.
- Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34н (в ред. приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999г № 107н, от 24 марта 2000г.
Вторым уровнем регулирования бухгалтерского учета являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Минюстом России и имеют законодательную силу для всех предприятий, которым адресуются.
- ПБУ 1/98 Учетная политика организации», утверждено приказом Минфина РФ от 9.12.98 г. № 60н (с изменениями и дополнениями от 30.12.99г.).
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено Приказом Минфина России от 6.07.99 г. № 43н.
- ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено Приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 33н (в ред. от 30.03.2001 г.).
- ПБУ 9/99, «Доходы организации», утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. Приказов Минфина от 30 декабря 1999г. №107н, от 30 марта 2001 г. № 27н.).
Третий уровень регулирования
- Методические указания по бухгалтерскому учету о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций. Утверждены Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н;
- Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;
- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64а;
- Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Утверждены приказами Минфина и МНС России от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430;
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.
Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и рас-крывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Документы третьего уровня не имеют юридической силы, т. е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах. Однако эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведомственные ревизионные органы.
Документом четвертого уровня системы нормативного регулирования является учетная политика организации. Согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» под учетной политикой понимают совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, определяемых самой организацией на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Ее необходимость обусловлена тем, что в нормативных до-кументах иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной деятельности либо допускаются варианты решения вопросов, а требуется выбрать один. Кроме того, в учетной политике следует предусмотреть оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета с аналитическими регистрами налогового учета, разрабатываемыми организацией самостоятельно.
Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером, утверждается руководителем организации. Утверждению подлежат:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- аналитические регистры налогового учета;
- формы первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах типовых унифицированных форм, а также формы документов для внутренней отчетности;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, которые организация признает целесообразными.
Учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Обязательными элементами учетной политики являются:
1) разработанный организацией рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2) формы первичных учетных документов, при-меняемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4) методы оценки активов и обязательств;
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
6) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика организации должна обеспечивать:
1) полноту отражения в учете всех факторов хозяйственной деятельности;
2) своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;
3)большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
4) отражение, в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько их экономического содержания, фактов и условий хозяйствования;
5)тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
6) рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Учетная политика организации может изменяться в следующих случаях:
1) изменение законодательства РФ или нормативных актов;
2) разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
3)существенное изменение условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и др.).
Учёт денежных средств, денежных документов и финансовых вложений.

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, в чековых книжках и т.д. Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей.
Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма N КО-1), расходный кассовый ордер (форма N КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма N КО-3), кассовая книга (форма N КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5). Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г. N 88 по согласованию с Министерством финансов России и введены в действие с 1 января 1999г.
Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Подчистки, помарки и исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.
Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером.
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителей организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.
Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на синтетическом счете 50 "Касса". В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит - выбытие денежных средств из кассы.
К счету 50 "Касса" могут быт открыты субсчета:
50-1 "Касса организации";
50-2 "Операционная касса";
50-3 "Денежные документы" и др.
На субсчете 50-1 "Касса организации" учитывают денежные средства в кассе. Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 "Касса" открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
На субсчете 50-2 "Операционная касса" учитывают наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.
На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы.
Находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы учитывают на субсчете 50-3 "Денежные документы" счета 50 "Касса" в сумме фактических затрат на их приобретение.
Учет поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные кассовых ордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета денежных документов. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам. Один-два раза в месяц кассир составляет в кассовой книге отчет по поступившим и выбывшим документам.
Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков).
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 "Расчетные счета". В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.
Организации имеют право открывать валютные счета на территории Российской Федерации в любом банке, уполномоченном Центральным банком на проведение операций с иностранными валютами.
Для обобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валюте используют счет 52 "Валютные счета". По дебету этого счета отражают поступление денежных средств на валютные счета организации, а по кредиту - списание денежных средств с валютных счетов. Операции по валютным счетам отражаются на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Суммы, ошибочно отнесенные в дебет или кредит валютных счетов и обнаруженные при проверке выписок банка, отражают на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям".
Аналитический учет по счету 52 ведут по каждому счету, открытому в учреждениях банка для хранения денежных средств в иностранных валютах.
К счету 52 "Валютные счета" открывают следующие субсчета:
52-1 "Транзитные валютные счета";
52-2 "Текущие валютные счета";
52-3 "Валютные счета за рубежом".
Субсчет 52-1 "Транзитные валютные счета" открывается для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже. Исключение составляют следующие поступления иностранной валюты, зачисляемые сразу в дебет счета 52-2 "Текущие валютные счета":
1) перевод посреднической организацией после обязательной продажи ею части валютной выручки с отметкой в платежном поручении о произведенной продаже части валютной выручки;
2) иностранная валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке за российские рубли и за иностранную валюту другого вида.
С кредита счета 52-1 "Транзитные валютные счета" иностранная валюта списывается в дебет счета 52-2 "Текущие валютные счета" и в ряде других случаев (при возвращении средств в иностранной валюте той организации, от которой они поступили, при перечислении экспортной валютной выручки посредническими внешнеэкономическими организациями организациям, не являющимся резидентами Российской Федерации, за вычетом комиссионного вознаграждения, и др.).
Субсчет 52-2 "Текущие валютные счета" открывается организациями для учета средств, оставшихся в распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством. По дебету счета 52-2 "Текущие валютные счета" отражаются суммы в иностранной валюте, перечисленные с кредита счета 52, субсчет 1 "Транзитные валютные счета", а также суммы, которые зачисляются сразу на текущий валютный счет, минуя транзитный счет. С кредита счета 52, субсчет 2 "Текущие валютные счета", валюта списывается в безналичном и наличном порядке.
Снятие наличной иностранной валюты со счета 52, субсчет 2 "Текущие валютные счета", разрешается на оплату расходов, связанных с командированием работников организаций в иностранные государства, а также по специальному разрешению Банка России.
На счете 55 "Специальные счета в банках" учитывают наличие и движение денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. К счету 55 могут быть открыты следующие субсчета:
55-1 "Аккредитивы";
55-2 "Чековые книжки";
55-3 "Депозитные счета" и др.
Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Особенность аккредитивной формы расчетов в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 55 "Специальные счета в банках", субсчет 1 "Аккредитивы"
Кредит счета 52 "Расчетные счета"
Когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита, составляют следующую запись:
Дебет счета 55 "Специальные счета в банках", субсчет 1 "Аккредитивы"
Кредит счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"
Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Кредит счета 55 "Специальные счета в банках", субсчет 1 "Аккредитивы"
Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).
Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 "Специальные счета в банках", субсчет 2 "Чековые книжки", с кредита счетов 51 "Расчетные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и других счетов. Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55-2.
Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 55-2 ведут по каждой полученной чековой книжке.
На субсчете 55-3 "Депозитные счета" учитывают движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражают по дебету счета 55 и кредиту счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета". При возвращении кредитной организацией сумм вкладов производят обратные бухгалтерские записи.
Аналитический учет по субсчету 55-3 "Депозитные счета" ведут по каждому вкладу.
Денежные средства, поступающие в кассу организации, подлежат сдаче на счета в кредитных организациях. Порядок и сроки сдачи наличных денежных средств устанавливаются кредитной организацией с учетом территориального расположения организации, режима работы и специфики деятельности. При этом денежные средства могут быть сданы в кассы кредитной организации, инкассаторам, в сберегательные кассы или в кассы почтовых отделений.
В период с момента передачи денежных средств инкассаторам или непосредственно кредитным организациям, сберегательным кассам или почтовым отделениям сданные денежные средства учитывают на активном синтетическом счете 57 "Переводы в пути". Основанием для принятия денежных средств на учет по счету 57 являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы или почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам или другие подобные документы.
Суммы наличных денежных средств, сданных кредитным организациям, сберегательным банкам или почтовым отделениям, списывают в дебет счета 57 с кредита счета 50 "Касса".
С кредита счета 57 денежные средства списывают в дебет счета 51 "Расчетные счета" (согласно выписке банка) или других счетов в зависимости от их использования (50, 52, 62, 73).
Движение денежных средств (переводов) в иностранной валюте учитывают на счете 57 обособленно.
К финансовым инвестициям относятся расходы организации на приобретение ценных бумаг с целью извлечения дополнительного дохода, вклады в уставные капиталы других организаций, дебиторская задолженность в виде предоставленных займов другим предприятиям.
Учет финансовых инвестиций осуществляется на активном счете 58 «Финансовые вложения» по субсчетам.
На субсчете 58-1 «Паи и акции» учитываются наличие и движение инвестиций в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций в виде денежных средств, материальных ценностей, готовой продукции и др.
Дебет счета 58 «Финансовые вложения»
Кредит счета 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 20 «Основное производство» и др.) - отражены вклады в уставный капитал в виде денежных средств (валютных средств, материальных ценностей, готовой продукции и др.).
На субсчете 58-2 «Долговые ценные бумаги» учитываются наличие и движение инвестиций в государственные и частные долговые ценные бумаги (облигации и др.). Ценные бумаги принимаются к учету по покупной стоимости приобретения (рыночная цена), которая может быть равна, больше или меньше номинальной. Если рыночная стоимость превышает номинальную, то полученная разница подлежит списанию или доначислению.
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму причитающегося к получению по ценным бумагам дохода)
Кредит счета 58 «Финансовые вложения» (на часть разницы между рыночной и номинальной стоимостью), 91 «Прочие доходы и расходы» (на разницу между суммами, отнесенными на счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и счета 58 «Финансовые вложения»).
Доначисление суммы превышения номинальной стоимости приобретенных организацией облигаций и иных долговых ценных бумаг над их покупной стоимостью отражается следующей записью:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму причитающегося к получению по ценным бумагам дохода)
Кредит счета 58 «Финансовые вложения» (на часть разницы между рыночной и номинальной стоимостью), 91 «Прочие доходы и расходы» (на общую сумму, отнесенную на счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и 58 «Финансовые вложения»).
Продажа или погашение ценных бумаг отражается:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит счета 58 «Финансовые вложения».
В бухгалтерском балансе финансовые вложения отражаются по наименьшей стоимости - учетной или рыночной. Поскольку ситуация на фондовом рынке нестабильная, многие создают резерв под обесценение вложений в ценные бумаги.
Счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» предназначен для обобщения информации о резервах под обесценение вложений организации в ценные бумаги. По кредиту этого счета осуществляется формирование резерва, по дебету - использование резерва.
1. Образование резерва:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги».
2. Уменьшение резерва вследствие выбытия акций, по которым ранее был создан резерв: Дебет счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по данному счету ведется по каждому резерву.
5. Учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами.

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов и др.
К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут открываться следующие субсчета: 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»; 76-2 «Расчеты по претензиям»; 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» и др. На субсчете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала организации, в котором организация выступает страхователем.
1. Списаны потери, возникшие вследствие уничтожения и порчи производственных запасов, основных средств и др.:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит счета 10 «Материалы», 01 «Основные средства» и др.
2. Отражена сумма страхового возмещения, причитающаяся по договору страхования работника организации:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
3.Отражены суммы страховых возмещений, полученных организацией от страховых организаций в соответствии с договорами страхования:
Дебет счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
4. Списаны не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев:
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Аналитический учет по субсчету 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.
На субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.
По дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, по кредиту - суммы поступивших платежей:
Дебет счета 76-2 «Расчеты по претензиям»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражены суммы претензий к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов несоответствиям цен и тарифов, указанных в договорах;
Дебет счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»
Кредит счета 76-2 «Расчеты по претензиям» - отражены суммы платежей, поступивших от разных дебиторов и кредиторов.
На субсчете 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества:
Дебет счета 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» - отражены доходы, подлежащие получению (распределению).
Дебет счета 51 «Расчетные счета»
Кредит счета 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» - отражены активы, полученные организацией в счет доходов.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
На данном счете обобщается информация о расчетах за:
- полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и, подлежат оплате через банк;
-товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т. п.
По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитываются суммы исполнения обязательств (оплата счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете.
Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение НИОКР и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика.
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - предъявлена претензия поставщику за недостачу товарно-материальных ценностей.
За неотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику.
6. Учёт расчётов с бюджетом и внебюджетным фондами.
Организации рассчитываютсяся с бюджетом по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную ст-ть, налогу на доходы с физических лиц, пеням и штрафам за различные нарушения. Перечисления в бюджет и во внебюджетные фонды оформляются платежными поручениями. Для учетного отражения отношений орг-ции по расчетам с бюджетом используют синтетический счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». К этому счету открывают субсчета по видам платежей; в зав-ти от наличия задолженности или переплаты по некот-м платежам сальдо может быть и дебетовым и кредитовым. Поэтому конечное сальдо должно быть развернутым. Для бухгалтера важно показать в учете не только сумму начисленных налогов, но и источники уплаты налогов, сборов, пошлин
Налог на прибыль(68/1). Сумма налога опред-ся по установ-ным % ставкам от налогооблагаемой прибыли. Налогооблагаемая прибыль опред-ся путем прибавления к балансовой прибыли сверхнормативных затрат на командировочные цели, представительские расходы, рекламу и вычитанием суммы льгот в соот-вии с з-ном «О налоге на прибыль» (сумма затрат на кап.влож. за вычетом начисленной амортизации). При этом налогоб-мая прибыль не д.б. меньше чем 50% балансовой прибыли. Д99К68/1-налог на прибыль, Д68/1К51-перечисление налога.
Налог на доходы с физ. лиц(68/2). Для исчисления данного налога бухгалтерия должна иметь сведения о кол-ве иждивенцев по каждому работающему. Начиная с 2001г. установлена единая ставка=13% от совокупной налогооблагаемой базы. Налогоблогаемый доход опред-ют путем вычета из начисленной суммы з/п суммы вычетов, установленных Налоговым кодексом дифферениированно на каждого работающего и на каждого иждивенца. Д70К68/2- начислен налог, Д68/1К51-перечисление налога.
НДС(68/3). Д62К68/3-сумма НДС; Д68/3К19-списание сумм НДС, уплаченных поставщикам материалов и субподрядным орг-циям, используемым при пр-ве данной продукции.
К внебюджетным относятся социальные фонды, их ср-ва формируются за счет отчислений орг-ции на эти цели и личных взносов работников. Отчисления во внебюджетные фонды включают в затраты на производство или относятся на финансовые результаты. Базой для начисления явл. фонд оплаты труда.
Бух. проводки: Д20,23,26,29,44К70 начислена з/п производ-ных рабочих, рабочих вспомогательного пр-ва, административно-управленческого персонала, работников обслуживающих произ-ств и хоз-ств; Д20,23,26,29К69/2 -начисление в Пенсионный фонд, его ср-ва использ-ся для выплаты пенсий, пособий на детей; Д20,23.26,29К69/1 - начисление органам соцстраха; Д69/1К70 - оплата больничных листов, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; Д20,23,26,29К69/3 - начисление органам медстраха; Д69/1,69/2,69/ЗК51 - перечисление в соответствующие фонды.
Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
Счет 19 имеет следующие субсчета:
19-1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств";
19-2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам";
19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам".
По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация-заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.
По основным средствам, нематериальным активам и материально-производственным запасам после их принятия на учет сумма НДС, учтенная на счете 19, списывается с кредита этого счета в зависимости от направления использования приобретенных объектов в дебет счетов:
68 "Расчеты по налогам и сборам" - при производственном использовании; учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды (29, 91, 86) - при использовании на непроизводственные нужды; 91 "Прочие доходы и расходы" - при продаже этого имущества.
Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога, списывают в дебет счетов учета затрат на производство (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.), а по основным средствам и нематериальным активам - учитывают вместе с затратами по их приобретению.
7. Материально-производственные запасы сельхозпредприятий, их классификация, оценка. Аналитический и синтетический учет.

К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары; используемые для управленческих нужд организации.
Номенклатура материально-производственных запасов в сельскохозяйственных предприятиях очень широка: горюче-смазочные материалы, семена, корма, строительные материалы и т.д. Каждая из этих групп материалов отлична от других как по своему физическому состоянию, так и по происхождению, поступлению на предприятие, использованию в целях производства, способам хранения и множеству других признаков. Все эти особенности диктуют задачи и требования, предъявляемые к учету материально-производственных запасов.
К основным задачам учета материально-производственных запасов можно отнести:
а) формирование фактической себестоимости запасов;
б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
е) проведение анализа эффективности использования запасов.
К учету материально-производственных запасов на сельскохозяйственных предприятиях предъявляются следующие требования: сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов; учет количества и оценка запасов; оперативность (своевременность) учета запасов; достоверность; соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам); соответствие данных складского и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.
Для учета материалов предназначен счет 10 "Материалы", на котором обобщается информация о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и других ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке).
При этом материалы учитывают на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Сельскохозяйственные организации, продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 в течение года (до составления годовой отчетной калькуляции) учитывают по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют до фактической себестоимости.
Отражение операций по приобретению материалов в текущем бухгалтерском учете может осуществляться двумя способами. В соответствии с учетной политикой организации поступление материалов может отражаться с использованием синтетических счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
Счет 10 "Материалы" на сельскохозяйственных предприятиях может включать в себя следующие субсчета:
10-1 "Сырье и материалы";
10-2 "Удобрения, средства защиты растений и животных";
10-3 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";
10-4 "Топливо";
10-5 "Тара и тарные материалы";
10-6 "Запасные части";
10-7 "Корма";
10-8 "Семена и посадочный материал";
10-9 "Материалы и сырье, переданные в переработку на сторону";
10-10 "Строительные материалы";
10-11 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности (со сроком полезного использования до 12 месяцев)";
10-12 "Прочие материалы".
В случае если оплаченные материалы на конец отчетного периода находятся в пути или еще не вывезены со склада поставщика, их стоимость отражают по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют и отражают в текущем учете как фактически оприходованные.
Фактический расход материалов на производство или для других хозяйственных целей учитывают по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, расходов на продажу и др.
Продажу материалов на сторону, безвозмездную передачу проводят по кредиту счета 10 "Материалы" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" с одновременным отражением по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" сумм, причитающихся организации за эти материалы с покупателей, в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов. Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве твердых применяют средние покупные цены, то поступившие материалы (семена, корма и пр.) отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительные расходы по всем поступившим материалам учитывают на отдельном аналитическом счете "Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций".
Если твердой учетной ценой служит плановая себестоимость материалов, поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по плановой себестоимости, а разницу между фактической и плановой себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете "Отклонения фактической себестоимости над плановой".
Согласно методическим рекомендациям Минсельхоза РФ аналитический учет различных групп материалов осуществляют в следующем порядке. Учет топлива ведут, как правило, по каждому получателю (водителю автомобиля, трактористу-машинисту и др.). Стоимость топлива, использованного на производственные нужды, отопление и выработку энергии, относят в дебет счетов учета производственных затрат (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.) по назначению. Аналитический учет кормов ведут по группам, видам, сортам, количеству и стоимости (на складах и других местах хранения - по количеству). На отдельных аналитических счетах учитывают заготовленный силос, сенаж и другие виды кормов. При этом учитывают сено однолетних и многолетних трав, а также природных сенокосов - на одном аналитическом счете "Сено всех видов"; солому яровых и озимых культур - на общем счете "Солома". Аналитический учет материалов и сырья, переданных в переработку, организуют по организациям, перерабатывающим соответствующие сырье и материалы. Аналитический учет по субсчету 10-10 ведут по наименованиям материалов и местам их хранения (использования) по количеству и стоимости.
8. Первичный учет движения продукции растениеводства, животноводства и прочих материальных ценностей.

Поступающая продукция от растениеводства учитывается отдельно по бригадам, звеньям, отделениям. Оформление продукции документацией зависит от ее вида и способа уборки.
Зерновая продукция учитывается в момент получения ее от комбайна. При этом составляют путевки на вывоз продукции с поля (форма N 164-АПК), реестры отправки зерна и другой продукции с поля (форма N 161-АПК)), талоны шофера (форма N 165-АПК) и талоны комбайнера (форма N 165а-АПК). В каждом предприятии бухгалтерия определяет способ оформления полученного зерна, оформляет это необходимым административным документом (приказом директора и т.д.) и доводит до непосредственных исполнителей Перед началом уборки урожая в хозяйстве заранее заготавливают необходимое количество документов, утвержденных бухгалтерией. В них указывают название предприятия, табельный номер комбайнера, номер агрегата, номер путевки, реестра (под одним номером три экземпляра). Сшитые пачки документов в конце подписываются руководителем и главным бухгалтером хозяйства, скрепляются печатью, регистрируются в специальных журналах и выдаются комбайнерам под расписку.
Если предприятие использует для учета путевки, то в этом случае комбайнер выписывает их при отгрузке зерна в трех экземплярах водителю машины. Второй и третий отдает шоферу, который расписывается в получении зерна во всех трех экземплярах. Шофер, сдавая зерно на склад (ток), предъявляет путевки заведующему складом (током), а тот после взвешивания зерна расписывается в полученных путевках и возвращает второй экземпляр водителю машины. Третий экземпляр остается у заведующего складом (током).
При пользовании реестрами отправки зерна и другой продукции с поля на каждую автомашину один раз в день комбайнер выписывает реестр в трех экземплярах, где указывает номер автомашины, фамилию, имя и отчество шофера, номер бригады, культуру, бункерную массу и др. Первый экземпляр остается у комбайнера, а второй и третий передаются водителю машины. Комбайнер во втором экземпляре расписывается о сдаче зерна шоферу, а шофер - в первом экземпляре о приеме зерна у комбайнера. При сдаче зерна на ток (склад) оно взвешивается, и заведующий током (складом) проставляет фактический вес в своем третьем экземпляре и одновременно расписывается в экземпляре водителя о приеме зерна, а шофер в экземпляре заведующего током (складом) - о сдаче зерна. Далее заведующий током (складом) на основании своих третьих экземпляров реестров или на основании путевок (если вместо реестров используются путевки на вывоз продукции с поля) составляет реестр приема зерна и другой продукции (форма N 162-АПК), который служит затем основанием для осуществления записей в ведомость движения зерна и другой продукции (форма N 167-АПК) и в карточку учета материалов (форма N М-17). В ведомости фиксируют остаток зерна на начало дня, приход, расход и остаток на конец дня. Составляется ведомость отдельно на каждую зерновую культуру. Приход расшифровывается в разрезе комбайнов, участвовавших в уборке урожая, а расход - по каналам использования зерна (элеватор, склад, приемные пункты и т.д.). В карточках (книге) учета материалов движение и остаток зерна учитывают также отдельно по культурам.
Заведующий током (складом), принимая зерно от шофера, взвешивает его и записывает данные в реестр приема зерна от шофера (форма N 165в-АПК). Этот реестр находится у водителя, а талон комбайнера, который он получил при загрузке машины, водитель отдает заведующему током (складом). Заведующий током (складом), кроме того, производит записи по принятому зерну в реестр приема зерна весовщиком (форма N 166-АПК). Данные этого реестра служат основанием для заполнения ведомости движения зерна и другой продукции, а также карточки (книги) учета материалов.
На реализованную зерновую продукцию выписывается счет-фактура в двух экземплярах. Один отдается покупателю после регистрации в книге продаж, а второй остается в хозяйстве. Счет-фактура служит для осуществления расчетов по купле-продаже зерна.
Вывозку зерна оформляют товарно-транспортной накладной (зерно) (форма N 190-АПК), которая составляется в четырех экземплярах (первый - для отправителя, второй - для грузополучателя, третий сдается в бухгалтерию, четвертый - для водителя). Выписанные товарно-транспортные накладные фиксируются в реестре документов на выбытие продукции (форма N 164-АПК).
Учет пропашных культур (технических, овощных, картофеля), а также плодов, ягод и фруктов ведется непосредственно по отделениям и звеньям, участвующим в производстве и уборке этих видов продукции. Оприходование урожая картофеля, овощей, плодов и ягод происходит на основании дневников поступления сельскохозяйственной продукции, дневников поступления продукции садоводства (форма N 171-АПК) и дневников поступления продукции закрытого грунта (форма N 170-АПК), которые, в свою очередь, служат основанием для составления учетных листов труда и выполненных работ (формы N 131-АПК, 132-АПК) при начислении оплаты труда работникам предприятия.
При реализации продукции составляют счет-фактуру, товарно-транспортную накладную, производят записи в книгу продаж и реестр документов на выбытие продукции.
Заготовленные корма собственного производства и купленные на стороне списывают на корм животным согласно ведомости расхода кормов (форма N 175-АПК), которая открывается на месяц отдельно по каждой аналитической группе животных и ответственному лицу, за которым закреплены животные. Данные ведомости переносятся в журнал учета расхода кормов (форма N 303-АПК).
Реализация кормов предполагает составление такой же первичной документации, как и для продажи других видов продукции растениеводства.
Особенностью готовой продукции животноводства является ее неоднородное качество и множество характеризующих ее показателей. Качество влияет непосредственно на цены реализации продукции, именно поэтому все качественные характеристики готовой продукции животноводства должны быть указаны в документации.
Основной продукцией молочного скотоводства является молоко. Первичными документами по учету молока на фермах является журнал учета надоя молока (форма N 176-АПК). Ведет его заведующий фермой, бригадир или старшая доярка. Учет молока производят по группам коров, закрепленных за доярками. Открывают журнал на 15 дней. Данные журнала по оприходованию молока переносят в приходную часть ведомости учета движения молока (форма N 178-АПК), которая открывается либо на 15 дней, либо на месяц. Расходная часть ведомости заполняется на основе документов, подтверждающих расходование молока.
В зависимости от каналов потребления молока применяют различные первичные документы. При отправке на заводы по переработке молока выписывают счет-фактуру в двух экземплярах (один - получателю, другой - отправителю) и регистрируют ее в книге продаж. Затем на каждую партию отправленного молока составляют в четырех экземплярах товарно-транспортную накладную (молсырье) (форма N 192-АПК). Первый экземпляр с распиской водителя остается у отправителя продукции, второй, третий и четвертый экземпляры вручаются водителю, из которых второй экземпляр передается получателю, а третий и четвертый с подписями получателя возвращаются в хозяйство.
Перед отправкой молоко взвешивают, определяют жирность, кислотность, температуру и полученные сведения записывают в графу накладной "отправлено". При приеме получателем молоко подвергается вторичной проверке в присутствии представителя хозяйства, и данные приемки заносят в графу накладной "принято".
При использовании молока для внутрихозяйственных целей (столовые, детские сады) расход его фиксируют в лимитно-заборных картах или накладных внутрихозяйственного назначения. Отпуск молока на выпойку телятам записывают в ведомость расхода кормов.
Отрасль овцеводства неоднородна по своему составу, но, как правило, основной ее продукцией является шерсть. Первичными документами по учету оприходования шерсти являются акт настрига и приемки шерсти (форма N 181-АПК), дневник поступления и отправки шерсти (форма N 182-АПК) на заготовительные пункты.
Акт или дневник составляет бригадир при приеме шерсти от стригалей, при этом он производит одновременно записи в учетный лист труда и выполненных работ для начисления оплаты труда соответствующим работникам.
Оприходованная шерсть сортируется по классам и формируется в кипы. При отправке шерсти количество кип фиксируется в дневнике поступления и отправки шерсти.
В птицеводстве отражение в учете информации по оприходованию яиц формируется в дневнике поступления сельскохозяйственной продукции. Данный документ составляет заведующий фермой (бригадир) в разрезе видов птицы. В него он ежедневно записывает количество несушек, число полученных цельных яиц и бой. Яйца, оприходованные от молодняка, учитывают отдельно. В специализированных хозяйствах вместо дневника используют карточки движения взрослой птицы (форма N 226-АПК).
Продукция, получаемая по инкубаторам, фиксируется в актах на вывод и сортировку суточного молодняка (форма N 224-АПК), карточках движения молодняка птицы (форма N 225-АПК), актах на сортировку яиц в цехе инкубации (форма N 188-АПК).
При сборе продукции пчеловодства используют дневник поступления сельскохозяйственной продукции, где отражают количество пчелосемей, количество полученного меда и другой продукции.
При реализации продукции овцеводства, козоводства, пчеловодства, птицеводства, рыбоводства сторонним организациям также составляются: счет-фактура с отражением записей по ней в книге продаж, товарно-транспортная накладная, накладная внутрихозяйственного назначения и иные документы по использованию продукции данных отраслей животноводства.
К продукции промышленных производств на предприятиях отрасли сельского хозяйства можно отнести муку, масло и молочную продукцию, колбасные изделия и т.д. Как правило, это исходный продукт переработки продукции сельского хозяйства собственного производства.
Организованные промышленные предприятия на базе сельскохозяйственных организаций предполагают ведение первичной документации, отвечающей требованиям сельскохозяйственного производства.
Промышленные производства по переработке продукции растениеводства оформляют оприходование своей продукции отчетом о переработке продукции (форма N 180-АПК). Предприятия по переработке молока - ведомостью переработки молока и молочных продуктов (форма N 179-АПК). Цех по забою животных и птицы - актом на выбытие животных и птицы (форма N 220-АПК) и учетным листом убоя и падежа животных (форма N 221-АПК). В вышеуказанных документах отражают: наименование и количество продукции, отправленной в промышленную переработку; ассортимент, количество и целевое назначение готовой продукции. Отправка готовой продукции осуществляется на основе накладной внутрихозяйственного назначения, товарно-транспортной накладной, счета-фактуры.
Продукция, производимая в столовых и буфетах, отражается в калькуляционных карточках и в актах о реализации и отпуске изделий кухни или в отчетах о реализации продукции (форма N 185-АПК).
9. Учет животных на выращивании и откорме.

Объекты учета на счете 11 "Животные на выращивании и откорме" входят в состав предметов труда, а те особи, которые относятся к молодняку продуктивного и рабочего скота, при достижении определенного возраста переводятся в основное стадо и становятся средствами труда. В свою очередь, возможно и обратное перемещение, когда животное выбраковывается из основного стада и переводится на откорм с последующим забоем или продажей.
Поступление животных на учет в виде приплода продуктивного и рабочего скота оформляется проводками:
Д 11 - К 20 - оприходован приплод продуктивного скота;
Д 11 - К 23 - оприходован приплод рабочего скота,
где: счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства".
Выбраковка животных продуктивного скота и перевода их на откорм оформляется в учете следующим образом:
Д 11 - К 01 - поставлено на откорм животное, выбракованное из основного стада,
где: счет 01 "Основные средства".
В случае выбраковки животных рабочего скота и перевода их на откорм сначала определяется их остаточная стоимость, по которой они приходуются на счет 11 "Животные на выращивании и откорме":
Д 02 - К 01 - определена остаточная стоимость животного;
Д 91 - К 01 - списана остаточная стоимость животного;
Д 11 - К 91 - оприходовано выбракованное животное,
где: счет 01 "Основные средства", счет 02 "Амортизация основных средств", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Молодняк животных может быть приобретен у сторонних юридических лиц и граждан.
Покупка животного у другой организации отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Д 60 - К 51 - перечислено на расчетный счет поставщика;
Д 11 - К 60 - оприходовано животное по учетной стоимости без НДС;
Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС;
Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма оплаченного НДС,
где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".
При приобретении животных у физических лиц НДС не учитывается, так как граждане не являются плательщиками данного налога:
Д 76 - К 50 - выплачено физическому лицу из кассы;
Д 11 - К 76 - оприходовано животное, купленное у физического лица,
где: счет 50 "Касса", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Некоторая специфика существует в отражении приемки на учет новой пчелиной семьи. Пчелиный рой не может быть оприходован без предоставления ему соответствующего улья, поэтому на счете 11 "Животные для выращивания и откорма" для учета пчелосемей должны быть выделены два субсчета, которые мы для удобства будем обозначать буквенными символами: 11-П "Пчелы" и 11-У "Улей". В хозяйстве пчелы используются в качестве производителей основной продукции (меда и прополиса) или в качестве вспомогательного производства для опыления соответствующих культур в растениеводстве. В бухгалтерском учете пчеловодства рой принимается на баланс с помощью проводок:
Д 11-П - К 20, 23 - оприходована пчелиная семья;
Д 11-У - К 01 - предоставлен новой пчелиной семье соответствующий улей из запаса,
где: счет 01 "Основные средства", счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательное производство".
В процессе использования пчелиной семьи в хозяйстве на стоимость улья начисляется амортизация, которая отражается проводками:
Д 02 - К 20, 23 - начислена амортизация улья,
где: счет 02 "Амортизация основных средств".
В балансе стоимость пчелиной семьи на счете 11 "Животные для выращивания и откорма" отражается за вычетом суммы накопленной амортизации за весь период жизни и деятельности пчелиной семьи.
Молодняк животных может поступить в виде вклада учредителя в уставный капитал сельскохозяйственной организации:
Д 75 - К 80 - отражена доля учредителя;
Д 11 - К 75 - поступил вклад в виде молодняка животных,
где: счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 80 "Уставный капитал".
Поступление животных может быть зафиксировано при инвентаризации, если обнаружится их излишнее количество. В этом случае стоимость дополнительных животных приходуется в доход текущего периода:
Д 11 - К 91 - выявлены при инвентаризации излишки животных,
где: счет 91 "Прочие доходы и расходы".
На откорме и выращивании животные нагуливают вес, что отражается в бухгалтерском учете такой проводкой:
Д 11 - К 20 - отражен прирост живой массы скота, птицы, зверей и т.п., где счет 20 "Основное производство"
В течение отчетного периода животные на откорме могут перемещаться из одной возрастной группы в другую или могут быть переданы физическим лицам для откорма на их подворье. В этих случаях фиксируется внутреннее перемещение животных по соответствующим субсчетам:
Д 11-2 - К 11-1 - осуществлено внутреннее перемещение животных,
где: субсчет 11-1 "Животные на предприятии", субсчет 11-2 "Животные на подворьях физических лиц".
Животные, достигшие соответствующего возраста, подлежат переводу в основное стадо или в состав гужевого транспорта, что отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
Д 08 - К 11 - списана себестоимость животного на откорме;
Д 01 - К 08 - оприходовано животное в составе основных средств,
где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Молодняк и взрослые животные на откорме могут быть проданы на сторону. Процесс их реализации по форме бухгалтерских записей ничем не отличается от продажи основной продукции:
Д 90-2 - К 11 - списана балансовая стоимость животных;
Д 90-2 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;
Д 90-3 - К 68 - начислен НДС от реализации животных;
Д 62 - К 90-1 - предъявлен счет покупателю животных;
Д 90-9 - К 99 - при подведении месячных итогов выявлена сумма прибыли от продажи;
Д 51 - К 62 - поступила выручка от продажи;
Д 68 - К 51 - уплачена причитающаяся бюджету сумма НДС,
где: счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".
Механизм подведения итогов от продаж животных, находящихся на выращивании и откорме, представлен ниже. Его ключевым звеном является счет 90 "Продажи", смысл которого состоит в следующем. По дебету данного счет собираются все расходы, связанные с реализацией животных и налоги, которые предприятие обязано перечислить в бюджет в связи с этой операцией (в данном случае только НДС). Себестоимость животных и затраты, обусловленные продажей отражаются на субсчете 90-2 "Расходы на продажу", а НДС - на субсчете 90-3 "Налог на добавленную стоимость". По кредиту данного счета отражается сумма дохода, которая предопределена счетом, выставленным покупателю животных в соответствии с договором купли-продажи. На счете 90 "Продажи", как на двухчашечных весах, происходит сопоставление размеров дохода и совокупности расходов. Результат этого сопоставления (разница между доходом и расходами) добавляется к той чаше, в которой сосредоточена меньшая сумма. Эта разница фиксируется на субсчете 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".
Молодняк и животные, выбракованные для откорма, могут быть забиты для выработки продукции:
Д 20 - К 11 - списана балансовая стоимость животных, переданных на убой, где счет 20 "Основное производство".
На состояние животных, находящихся на откорме, очень большое влияние оказывают неблагоприятные внешние воздействия, поэтому нередко наблюдается их падеж, который может быть обусловлен целым рядом причин. Если гибель животных произошла по вине персонала сельскохозяйственного предприятия, то в бухгалтерском учете должны появиться следующие проводки:
Д 94 - К 11 - списана балансовая стоимость павших животных;
Д 73 - К 94 - начислена сумма потерь на виновное лицо;
Д 73 - К 98 - предъявлена виновнику для возмещения разница между рыночной ценой павших животных и их балансовой стоимостью;
Д 70 - К 73 - отражена сумма очередного удержания с виновного лица;
Д 98 - К 91 - отражен текущий доход предприятия в виде доли упомянутой разницы,
где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", счет 98 "Доходы будущих периодов".
Виновник падежа животных обязан компенсировать не только их балансовую стоимость, но и разницу между рыночными ценами на животных и их балансовой стоимостью, поскольку приобретать новых животных придется по таким ценам. Эта разница фиксируется в качестве доходов будущих периодов предприятия, реализующихся только при очередном удержании сумм из заработной платы виновного сотрудника.
Если виновник падежа животных не установлен, то их балансовая стоимость списывается на увеличение затрат на содержание соответствующей группы животных. В случае если при этом от павших животных получена какая-то продукция (шкуры, рога, копыта), то она приходуется по ценам возможной реализации, уменьшая размер полученных потерь:
Д 94 - К 11 - списана балансовая стоимость павших животных;
Д 20 - К 94 - увеличены затраты на содержание животных за счет суммы потерь;
Д 43 - К 20 - уменьшена сумма потерь за счет продукции, полученной от павших животных,
где: счет 20 "Основное производство", счет 43 "Готовая продукция", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Потери от эпидемий и стихийных бедствий списываются либо на убытки предприятия, либо на страховое возмещение:
Д 99 - К 11 - отражены потери животных в случае, если стадо не застраховано;
Д 76 - К 11 - списаны потери животных, если стадо застраховано,
где: счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 99 "Прибыли и убытки".
При полной гибели пчелиной семьи освобождается улей, который возвращается в состав основных средств:
Д 99 - К 11-П - списана балансовая стоимость погибшей пчелиной семьи;
Д 01 - К 11-У - возвращен освободившийся улей в состав основных средств.
Такой улей кроме балансовой стоимости характеризуется также суммой амортизации на счете 02 "Амортизация основных средств", накопленной за время его эксплуатации.
10. Основные средства, их классификация, оценка. Учет движения и аналитический учет.

Основные средства - это средства труда, которые используются в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), для управленческих нужд организации в течение длительного времени (свыше 12 месяцев), не меняют свой внешний вид в процессе эксплуатации, но изнашиваются, перенося частями свою стоимость на вновь созданный про-дукт посредством амортизационных отчислений.
Различают следующие основные пути поступления основных средств на предприятие:
-- приобретение за плату у поставщиков;
-- создание хозяйственным способом;
-- получение по договору дарения (безвозмездно);
-- поступление в качестве вклада в уставный капитал;
-- поступление по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
1. Отражены затраты на приобретение объекта основных средств:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
2. Начислен налог на добавленную стоимость по приобретенному объекту:
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
3. Объект основных средств принят к учету по первоначальной стоимости, за исключением налога на добавленную стоимость:
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стои-мость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
3. Отражена рыночная стоимость основного средства, поступившего по договору дарения (безвозмездно):
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления».
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, со-гласованная учредителями. Сумма дебиторской задолженности по вкладу в уставный капитал отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80 «Уставный капитал».
4. Отражена сумма вклада участника в виде стоимости основного средства:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неде-нежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Эта стоимость устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» - к учету принят объект основных средств по первоначальной стоимости.
Объекты основных средств выбывают вследствие:
- продажи;
- безвозмездной передачи;
- списания в случае морального и физического износа;
- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
- передачи по договорам мены, дарения;
- передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;
- недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;
- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
- в иных случаях.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерском и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.