На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Методологические основы внутрифирменного планирования в промышленном малом бизнесе

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2012. Страниц: 105. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





Диплом

Методологические основы внутрифирменного планирования в промышленном малом бизнесе



Содержание


Введение 3
Глава 1. Анализ состояния и тенденций развития малого бизнеса в экономически развитых странах 7
1.1. Оценка значимости и тенденций развития малого бизнеса на примере США 7
1.2. Обзор и анализ методов и технологий управления малого бизнеса в экономически развитых странах 20
Глава 2. Анализ состояния и тенденций развития малого бизнеса в России 28
2.1. Анализ состояния и перспектив развития 28
2.2. Анализ кризисного состояния малого бизнеса в России 32
2.3. Анализ правового состояния и государственного участия 50
2.4. Анализ стационарности макроэкономических условий 72
2.5 Методы и инструменты планирования бизнеса в России 81
Заключение 96
Список литературы 100



Введение

В настоящее время не только российская, но и мировая экономика находятся в стадии серьезных трансформаций, связанных с инновациями и новыми экономическими вызовами рубежа XX-XXI вв. При этом важнейшую роль играют процессы глобализации и формирования постиндустриального общества. Происходит массовый переход к новым технологиям. Стремительно совершенствуется техническая база производства. Осуществляется оптимизация отраслевой и территориальной структур национальных хозяйств.
В ряду этих изменений, в полном соответствии с их логикой происходит и процесс интенсивного развития промышленного малого бизнеса: расширяются сферы его функционирования и перечень выполняемых им функций. Повышаются удельный вес и роль малых фирм в разработке и производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции. Становится более активным, многогранным взаимодействие малых фирм с крупным бизнесом. Возрастает роль промышленного малого бизнеса в решении социально-экономических проблем, таких, как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка высококвалифицированных кадров.
Промышленный малый бизнес, таким образом, становится тем сектором экономики, который самостоятельно, либо во взаимодействии с крупными фирмами и государственными организациями, способен принимать непосредственное участие в формировании и стимулировании позитивных социально-экономических процессов, во многом определять облик и тенденции развития индустриальных стран в предстоящие десятилетия.
Расширение возможностей и усиление влияния промышленного малого бизнеса обусловливают необходимость более активного использования его потенциала. Если в предыдущие годы границы использования малых фирм определялись, в основном, участием в производстве наиболее простых в техническом отношении видов продукции, то в современных условиях области их применения могут и должны быть существенно расширены. Подобные изменения уже наблюдаются в настоящее время, они в полной мере соответствуют направленности тех структурных и технологических преобразований, которые происходят в базовых отраслях промышленности ведущих индустриальных стран, ускоряют эти преобразования.
Все сказанное в определенной степени применимо и к экономике современной России. Процесс формирования и развития промышленного малого бизнеса здесь протекает особенно сложно и противоречиво. Тем не менее, в ходе коренных хозяйственных преобразований малые фирмы постепенно занимают все более важные позиции в системе национального производства.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимостью научного осмысления основных тенденций развития малого бизнеса в экономике ведущих индустриальных стран мира на современном этапе, его место в усложняющейся системе кооперационных производственных связей и роль в процессе разработки и изготовления новых видов товаров и услуг.
Во-вторых, потребностью в исследовании предпосылок и форм эффективного участия малого бизнеса в системе современного производства.
В-третьих, необходимостью совершенствования системы государственного управления промышленным малым бизнесом в интересах развития производства.
Методологические основы анализа предпринимательства заложены в трудах таких зарубежных экономистов, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, И. Тюнен, Ф. Найт, И. Шумпетер, Ф.Хайек . Социально-экономический аспект положения малого предпринимательства в процессе становления и развития индустриального общества дается в работах С. де Сисмонди, П. Прудона, Д. Гэлбрейта.
В последнее время в изучении малого бизнеса возобладали новые тенденции. Во-первых, современные исследователи пытаются рассмотреть развитие малого бизнеса в макроэкономическом контексте модернизации и глобализации . Во-вторых, при изучении собственно функционирования малого предпринимательства в экономике тех или иных стран, преимущество отдается исследованию вопросов «интенсивного» развития, прежде всего, его инновационному потенциалу .
Экономическая сущность малого бизнеса, его специфика и роль в условиях перехода к рынку отражены в обобщающих монографиях таких авторов, как Т. Алимова, В. Афанасьев, В. Фадеева, В. Игнатова, В. Рубе, В. Савченко, А. Шулус и др. Цели и задачи, содержание, формы и методы государственного регулирования малого предпринимательства в России раскрываются в работах А. Блинова, Е. Бухвальда, А. Буянкиной, А. Виленского, П. Мягкого, А. Орлова, Г. Семенцовой, Е. Фесенко, А. Чепуренко и др. Определенные аспекты функционирования малых предприятий рассматриваются в прикладных исследованиях. Среди них следует выделить работы Ш.Агеева, В.Бородиной, В.Коровкина, Г.Кузнецовой, Ю.Симачева и других .
Объектом дипломной работы является промышленный малый бизнес.
Предметом – выступают методологические основы внутрифирменного планирования в промышленныом малом бизнесе.
Цель дипломной работы – на основе исследования современных концепций и тенденций развития малого бизнеса в мировых центрах предпринимательства проанализировать его состояние в Российской Федерации и разработать конкретные предложения по повышению и эффективному использованию потенциала российского промышленного малого бизнеса с целью формирования в стране необходимых условий экономического роста.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
- дать оценку значимости и тенденций развития малого бизнеса на примере США;
- провести анализ методов и технологий управления малого бизнеса в экономически развитых странах;
- проанализировать состояния и перспектив развития малого бизнеса в РФ;
- рассмотреть кризисное состояние малого бизнеса в России;
- описать правовое состояние и государственное участие;
- проанализировать стационарность макроэкономических условий;
- рассмотреть методы и инструменты планирования бизнеса в России.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный в исследовании анализ характера развития малого бизнеса в Российской Федерации, существенно расширяет возможности осуществления комплексного исследования процессов повышения социально-экономического потенциала малых предприятий в современных условиях.
Структура дипломной работы определена целью и задачами работы и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Анализ состояния и тенденций развития малого бизнеса в экономически развитых странах

1.1. Оценка значимости и тенденций развития малого бизнеса на примере США

Англосаксонская (американская) модель бизнеса характеризуется большей независимостью от государства (т.е. структуры самоорганизации и поддержки предпринимательства, например, торгово-промышленные палаты, как правило, независимы от государственных институтов, членство в них добровольное, что не исключает наличия государственных структур поддержки предпринимательства и специальной государственной политики), прагматичностью, ориентацией на инновационность, наукоемкость производства. Если во Франции государство поддерживает малые предприятия обеспечением гарантиями до 65 % займов, предоставляемых малому бизнесу различными финансовыми организациями, налоговыми льготами для вновь созданных предприятий, для стимулирования роста инвестиций и сотрудничества между мелкими и средними компаниями, то в США предпочитают оказывать помощь не всем, но, в основном, инновационным предприятиям. В частности, федеральное правительство финансирует 35 % расходов МСП на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты. На уровне штатов и органов местного самоуправления действуют программы, увязывающие поддержку инновационных МСП с конкретными нуждами этих территорий . Кроме того, государство финансирует венчурный бизнес через создаваемые с участием государства инвестиционные компании малого бизнеса (ИКМБ), которые имеют налоговые и финансовые льготы и государственные гарантии по кредитам (до 75 %), предоставляемым малым фирмам. Это дает заметные результаты: если в Германии инновационный малый бизнес составляет лишь незначительную часть, то в США из 600 тыс. ежегодно возникающих новых фирм 75 тыс. – высокотехнологических и инновационных (правда, до годового юбилея доживают лишь 20 тыс.).
В хозяйственном механизме инновационный малый бизнес выполняет четко очерченные функции в конкретных областях экономики и в самом процессе нововведений (например, экспериментирования, первоначального коммерческого освоения нововведений, изготовления компонентов сложной продукции и т.д.). Сложности финансирования малых инновационных фирм связаны с тем, что идеи, закладываемые в проект, как правило, не прошли коммерческой апробации, а, значит, их реализация связана с риском. Основная сфера распространения рисковых предприятий – электроника, информатика, новые средства связи, биоинженерия, химия. Рисковое предприятие выполняет связующую роль между фундаментальными и прикладными исследованиями, с одной стороны, и массовым производством нового вида продукции, с другой. Более половины важнейших изобретений XX века были сделаны самостоятельными изобретателями и мелкими фирмами. По оценкам специалистов, на долю мелких и средних фирм приходится 10 – 20 % всех новинок, при этом их удельный вес в расходах на нововведения составляет всего 4-5 % .
Несмотря на то, что по общему количеству инноваций МП отстают от крупных, по данным Национального научного фонда США, в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские разработки, малые фирмы дали вчетверо больше новинок, чем средние компании и в 24 раза больше, чем крупные корпорации . Кроме того, малые предприятия почти на треть опережают крупные в скорости осуществления инновационного цикла .
Малому бизнесу в США предоставляются различные льготы, о которых автор диссертации уже писал в одном из предыдущих исследований . Среди последних решений Администрации США можно выделить недавнее решение Дж. Буша о резком снижении налогов для малого бизнеса. Общий объем предлагаемых президентом налоговых льгот для владельцев предприятий малого бизнеса превысит 110 млрд. долларов в течение ближайших 10 лет. Дж. Буш, в частности, заявил об увеличении с 25 тыс. долларов до 40 тыс. долларов освобождаемых от налогов средств, направляемых на закупку оборудования и техники, а также о полной отмене налога на наследование для владельцев предприятий и фирм малого бизнеса .
Однако, согласно теории Р. Коуза, фирмы создаются людьми для того, чтобы интернализировать транзакционные издержки, присущие рынку. Иными словами, фирмы позволяют экономить на транзакционных издержках и не создаются, если эти издержки, наоборот, растут (например, взятки как средство преодоления административных барьеров). В такой ситуации прямая поддержка малого бизнеса, например посредством налоговых льгот, прямых субсидий, льготных кредитов, будет вести к росту потерь, связанных с транзакционными издержками. Иначе говоря, чем больше фирм будет создано, тем большую сумму оказанных льгот они потратят на взятки, лицензии и различные административные комиссионные. Нормальная политика поддержки предпринимательства любых масштабов должна быть направлена в первую очередь на снижение транзакционных издержек, связанных с организацией и функционированием коммерческого предприятия.
Поэтому разрешить противоречие между исключительной значимостью малых инновационных фирм как ускорителя научно-технического прогресса и недоступностью для них традиционных источников денежных ресурсов позволяют венчурное финансирование и финансирование через рынок первичного предложения акций . Причем традиционные для Европы кредитные учреждения, как, например, банки, практически не участвуют в США в венчурном кредитовании по следующим причинам :
- необходимость проведения большой аналитической и организационной работы, перед тем как проект начнет самостоятельную жизнь;
- наличие большого количества новых проектов, в том числе так называемые start-up (причем большинство из них в области новейших технологий);
- высокие первоначальные затраты;
- высокая вероятность провала проекта;
- наличие высоких издержек на проверку кредитоспособности заемщика;
- частое отсутствие обеспечения или залога;
- достаточно большой срок окупаемости;
- трудности в определении ниши для новых продуктов;
- мощная конкуренция на американском рынке.
Тем не менее, у венчурного финансирования есть достаточно значимый стимул: прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск.
Кроме того, за венчурным финансированием того или иного малого предприятия стоит крупная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех предприятий, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения – тогда рисковая деятельность организатора малого бизнеса предстает своеобразным плотным проектом, во время которого проходит апробацию новая идея.
Создание «рисковой» инновационной компании предполагает наличие трех условий: идеи нововведения (нового качества продукта, технологии или услуги); предпринимателя, готового на основе этой идеи образовать новую фирму; капитала, специализирующегося на финансировании малых фирм.
В 80-х годах из 600 тыс. всех фирм, ежегодно регистрируемых в США, лишь 3 тыс. (0,5 %) удовлетворяли этим требованиям. Только 20 % принятых к финансированию проектов реализуется, то есть благодаря успешному коммерческому освоению новшества получает устойчивую прибыль, превращается в открытую корпорацию, а ее учредители приобретают крупный пакет акций. Эти предприятия имеют шанс вырасти в средние и даже крупные фирмы.
Более 20 % созданных и поддержанных «рисковыми» финансистами нововведенческих предприятий не доживают даже до второй стадии «выращивания» такой фирмы – выпуска пробной партии новых изделий.
Еще 20 % терпят крах на последующих этапах освоения нововведения. Остальные 40 % «выращиваемых» стартовых фирм также не превращаются в корпорации. Но в процессе развития, попав в поле зрения крупных (в основном наукоемких) монополий, скупаются ими с тем, чтобы превратиться в зародыши будущих филиалов и подразделений .
В отличие от банковского или промышленного капитала венчурный капитал предполагает: «одобренный» риск, т.е. вкладчики капитала заранее соглашаются на возможность потери своих средств в случае неудачи финансируемой фирмы в обмен на высокую норму прибыли в случае ее успеха; венчурный капиталист в отличие от других инвесторов, заинтересованных в гарантии своих вложений, т.е. обеспечении их какими-либо «осязаемыми» активами (недвижимость, имущество, ценные бумаги, банковские депозиты и т.п.), интересуется неосязаемыми активами (навыки, опыт, патенты, идеи предпринимателя). В оценке этих активов и заключается риск, который берет на себя венчурный инвестор; долгосрочное инвестирование капитала. Убедиться в перспективности производства можно лишь через 3-5 лет, а начать получать прибыль – через 5-10 лет; средства предоставляются на беспроцентной, безвозвратной основе. Все ресурсы, переданные в пользование венчурной фирме, не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора между нею и финансовым учреждением. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходит в момент осуществления «стратегии выхода», т.е. выпуска ценных бумаг начавшей свою деятельность венчурной компании. Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью акций и суммой вложенных средств. Доли участников определяются в контракте и могут быть различными.
Соответственно, рисковый капитал размещается не в виде кредита, а в виде паевого взноса в уставной капитал малой фирмы. По существу венчурный финансовый институт становится совладельцем фирмы-новатора. Вновь учреждаемые фирмы, как правило, пользуются юридическим статусом партнерств, а вкладчики капитала становятся в них партнерами с ограниченной (размерами вклада) ответственностью.
Венчурное финансирование может осуществляться юридическими и физическими лицами как через социальные институты – венчурные фонды, так и напрямую, без посредников.
Важную роль в прямом венчурном финансировании играют неформальные индивидуальные инвесторы, так называемые «бизнес-ангелы». В США ежегодно около 2 млн. «ангелов» вкладывают от 10 до 20 млрд. долларов в 30 тыс. венчурных фирм . Около трети этих инвесторов располагают капиталом от 1 млн. до 2,5 млн. долл., а четверть – более 2,5 млн. Типичный «ангел» является активным членом правления компании, и чем крупнее его доля, тем выше вероятность вхождения в правление. Однако деловой опыт, контакты и знание отрасли подчас не менее важны, нежели вложенные деньги. Наиболее привлекательными для индивидуальных инвесторов представляются фирмы, находящиеся в бизнесе около 5 лет, хотя возраст типичной компании примерно 2 года. Индивидуальные инвесторы обычно рассчитывают на доход в 30-40 % от вложенного капитала через пять лет.
Частный сектор инвестирует в малые инновационные предприятия огромные средства: ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл. Только с 1977 по 1990 г. совокупные средства всех венчурных фондов в США возросли с 3,5 до 36 млрд. долл. В 1993 г. венчурные фонды профинансировали становление 1057 компаний. Совокупные инвестиции венчурных фондов Великобритании, ФРГ, Франции и Италии составили более чем 3,5 млрд. экю. В 1995, рекордном для венчурных вложений году, аккумуляция инвестиционного капитала венчурных компаний и фирм Европы составила 6,6 млрд. экю.
В США стимулируют венчурное финансирование через Инвестиционные компании малого бизнеса (HAMS) и Инвестиционные Компании малого бизнеса для мелких производств (HRMEMII) – это частные фирмы, предоставляющие венчурный капитал, имеющие специальные лицензии и частично финансируемые Администрацией малого бизнеса США (АМБ). При этом есть два отличия этих фирм от других источников венчурного капитала: во-первых, они действительно стремятся инвестировать в венчурные проекты; во-вторых, им законодательно запрещено брать контроль над венчурной фирмой в свои руки. Закон об их создании был принят в США в 1958 г.
С момента основания и до начала 90-х годов инвестиционные компании малого бизнеса выплатили 55 тыс. малых компаний 8,5 млрд. долл., в том числе 2,6 млрд. в виде государственных кредитов. Эта программа внесла существенный вклад в развитие многих молодых рисковых компаний. Среди них «Интел», «Эппл», «Федерал Экспресс», «Крей Рисерч» и др. В последнее время инвестиционные компании малого бизнеса переориентируются с кредитования на участие в капитале малых инновационных фирм путем инвестирования в их акции.
Следовательно, можно констатировать, что инновационность малого бизнеса в США – результат не «природной» склонности малого бизнеса к инновациям, а результат целенаправленной деятельности венчурного капитала, находящего в малом инновационном бизнесе средства максимизации прибыли. Однако для успешного развития инновационного предпринимательства нужны не только финансовые источники, но и развитая техноструктура.
Важным направлением стимулирования малого инновационного бизнеса со стороны государства, крупного бизнеса, университетов и научно-исследовательских центров является организация технопарков. Технопарки – это научно-промышленные комплексы, созданные для производства новейшей продукции или разработки новейшей технологии на базе тесных отношений с университетскими и научно-исследовательскими центрами. Они играют важную роль в переносе высоких технологий из области фундаментальных разработок в производство, способствуют коммерциализации науки, позитивным структурным сдвигам в экономике, росту конкурентоспособности на мировом рынке.
Образцовым технологическим парком во многих странах считается модель «Кремниевой (Силиконовой) долины». «Силиконовая долина» создана на базе Стэнфордского университета в Калифорнии в 1951 г. (этот технологический центр сосредоточивает около 3 тыс. средних и мелких фирм с общим числом занятых 190-200 тыс. человек). В настоящее время половина продукции американской электроники производится в этом технопарке, причем малые предприятия успешно конкурируют и взаимодействуют здесь с такими корпорациями, как IBM и HP . Технопарки получили распространение в США, Японии, Англии, Голландии, ФРГ, Франции и других западноевропейских странах.
Обычно технопарки создают поблизости от крупного университета или научно-исследовательского центра, проявляющего интерес к коммерциализации результатов своей деятельности, в регионе с достаточно представительной группой крупных промышленных объединений, способных обеспечить контингент высококвалифицированных кадров, и обладающем благоприятными условиями для жизни и работы необходимых специалистов.
Технопарки различаются по масштабности, структуре и объему предоставляемых услуг, степени наукоемкое, составу участников. Можно выделить следующие основные типы технопарков по нарастающей степени сложности: «инкубаторы» (инновационный центр, научный отель, инкубатор бизнеса и т.д.); технологические парки (научный, промышленный, экологический, конверсионный, инновационный, бизнес-парк и т.д.); технополисы; регионы науки и технологий.
Первичным элементом, используемым при строительстве технопарков, является инкубатор. В организации так называемых инкубаторских программ нашла выражение идея полного обеспечения мелких фирм, всем необходимым. Их главное назначение – «предначальная» и первоначальная поддержка мелкого – преимущественно инновационного – предпринимательства, помощь «скрытым» предпринимателям, которые хотят, но не могут начать свое дело.
Ученые, инженеры, изобретатели, предприниматели, желающие организовать собственный бизнес, получают в инкубаторе льготный доступ ко всему необходимому для реализации своих идей. В отличие от традиционных промышленных парков, где в аренду предоставляются лишь производственные и конторские помещения, обеспеченные минимальной хозяйственной инфраструктурой, инкубаторы предоставляют не только производственные помещения, но и научное оборудование, фонды венчурного капитала, различные услуги. Соответственно спрос на услуги инкубаторов предъявляется в основном со стороны мелких наукоемких отраслей. Более 84 % инкубаторов США в 80-е годы предоставляли услуги только инновационным предприятиям, разрабатывающим новые виды продуктов и технологий.
Можно выделить четыре основных типа инкубаторов: корпоративные, частные, государственные и университетские. Они различаются как по преобладающему источнику финансовых средств, так и по целям создания.
Так, при создании корпоративных и частных инкубаторов доминирующей целью является участие в будущих доходах мелких фирм. Значимой целью при создании корпоративных инкубаторов является «обкатка» новых идей, а для частных – получение арендной платы. В то время как для государственных инкубаторов доминирующая цель – создание новых рабочих мест, а значимая – рост и диверсификация экономики региона. Университетские инкубаторы создаются, прежде всего, для «обкатки» новых идей и создания «учебного полигона бизнеса». Получение арендной платы и участие в будущих доходах – цели второстепенные. Государственные инкубаторы в будущих доходах, как правило, не участвуют.
В качестве примера государственного инкубатора, решающего региональные проблемы, можно привести Центр развития передовой технологии штата Джоржия. Центр создан в 1980 г. на территории принадлежащего штату Технологического института. Правительство штата заинтересовано в развитии мелкого инновационного бизнеса, в частности, с целью сдержать отток выпускников института. Ежегодно 62 % выпускников покидало территорию штата. Инкубаторная программа центра предоставляет изобретателям, мелким предпринимателям и выпускникам института лаборатории, научное оборудование, конторские помещения на принципах аренды; позволяет мелким компаниям отбирать наиболее способных студентов для будущей работы непосредственно на университетских мероприятиях и в студенческих аудиториях. В состав центра входят Консультативная корпорация и венчурная фирма. Консультативная корпорация располагает постоянным штатом консультантов и экспертов по техническим и экономическим вопросам и существует на основе самоокупаемости. Венчурная фирма располагает фондом в 10 млн. и финансируется преимущественно из бюджета штата.
Допуск к инкубаторной программе разрешается на срок от 6 месяцев до 3-х лет. Удовлетворяются 20 % заявок. Центр не держит акций компаний, пользующихся его услугами, и существует только на средства штата и пожертвования. В 1987 г. его услугами пользовались 50 мелких фирм.
Если конечные цели создания и источники финансирования различных инкубаторов существенно различаются, то набор оказываемых ими услуг практически один и тот же для всех видов:
- консультирование по вопросам налогообложения, страхования, получения государственных займов и грантов, заключения контрактов, выпуска акций, планирования, отношений со служащими, маркетинга, государственного регулирования, проведения НИОКР; предоставление помощи в ведении отчетности, оформлении патентов, компьютерной обработке данных и информационном поиске;
- сдача в аренду зданий и помещений, залов для совещаний, кафе, транспортных средств, оборудования;
- предоставление телефонов, библиотек, венчурного капитала, копировальной техники, почтовых услуг, персональных компьютеров.
Кроме того, некоторые инкубаторы выполняют представительские функции, организуют рекламу продукции мелких фирм (выставки, распространение брошюр), обеспечивают доступ к научно-технической информации в университетах.
В последние годы правительства штатов помимо создания собственных инкубаторов и участия в финансировании государственных, университетских и частных инкубаторных программ разрабатывают специальные программы помощи университетским, частным и создаваемым местными органами власти инкубаторам. Для этого на уровне штатов формируются фонды, комиссии, комитеты, располагающие средствами для оказания помощи организаторам инкубаторных программ. Поддержку получают организаторы программ, решающих региональные проблемы, в первую очередь проблемы безработицы и развития наукоемких отраслей промышленности.
Программы штатов финансируются из бюджетов самих штатов, федеральным правительством, местными органами власти, крупными промышленными корпорациями, университетами. Их основу составляют региональные венчурные фонды. В случае необходимости администрация программ помогает получить доступ к федеральным займам, к специализированным фондам АМБ . В составе подобных программ штатов действуют специальные комиссии, помогающие провести экспертизу технической осуществимости и экономической целесообразности организации той или иной мелкой фирмы и. д. Кроме того, подобные фонды и программы штатов организуют собственные и участвуют в федеральных программах обучения организаторов и участников инкубаторов.
В 1996 г. на заре сетевой экономики известный американский бизнесмен Билли Гросс основал первый «виртуальный инкубатор» – Интернет-инкубатор idealab Он почти не отличался от любого другого, не виртуального, бизнес-инкубатора. Стандартный пакет включал в себя капиталовложения, офисные помещения, юридическую поддержку, маркетинговые услуги и т.п. Для развития своих идей и обеспечения idealab передовой технологией Гросс пригласил группу из пятнадцати программистов экстра-класса, а также начал активно сотрудничать со специалистами из Калифорнийского технологического института, Колледжа дизайна, Центра искусств и даже Голливуда. В результате сегодня рыночная стоимость компании составляет 220 млн. долл., штат насчитывает почти пятьсот человек, а одновременно «инкубируется» около полусотни компаний. Об успехе idealab свидетельствуют такие выпущенные им сайты, как GoTO.com, etoys, CarsDirect.com и Free-PC.
Сейчас интернет-инкубаторы появились и в Европе. Первый российский интернет- инкубатор – A. PARTNERS – был учрежден в феврале 2000 г. И хотя их принципы работы мало чем отличаются от idealab, каждый инкубатор старается подчеркнуть свою уникальность. Так, VenCatalist и VentureWorx в основном «взращивают» проекты, связанные с внедрением инновационных Интернет-продуктов и электронной торговли. Максимально упростить и автоматизировать взаимный поиск предпринимателей и инвесторов попыталась компания Garage.com.
Начинающие фирмы обычно терпят банкротство из-за незнания потенциального рынка предлагаемых ими товаров и услуг, низкой управленческой квалификации сотрудников, нехватки первоначального капитала. Практически все перечисленные проблемы успешно решаются бизнес-инкубаторами.
Технопарк представляет собой совокупность центров, каждый из которых реализует специализированный набор инновационных услуг. Технополис же – это совокупность технопарков, инкубаторов и комплекс разнообразных структур, обеспечивающих жизнь города. Регион науки и технологии может включать в себя технополисы, технопарки и инкубаторы, а также разветвленную инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.
В литературе подробно описаны Стэнфордский, Массачусетский и Кембриджский «научные парки». Основная идея сотрудничества состоит в том, что создаваемые в технопарках предприятия привлекают для работ над заказами научных сотрудников университета, которые, в свою очередь, получают возможность применять на практике результаты своих исследований, оказывать фирмам консультационные услуги.
Каждый из участников процесса передачи технологий из сферы фундаментальных разработок в производство через парк бизнеса и науки, реализует собственные цели:
- повышение эффективности национальной экономики в стратегическом плане (центральное правительство);
- решение региональных социально-экономических проблем (местные власти);
- завоевание рынков в условиях жесткой конкуренции (крупная промышленность, мелкий и средний бизнес);
- получение прибыли за счет более высокой окупаемости вложений в инновации по сравнению с другими видами вложений (финансовый капитал);
- получение средств на развитие науки и системы обучения (университет).
Можно выделить три пути возникновения фирм «технопарка». Прежде всего, в качестве мелких и средних предпринимателей часто выступают сотрудники университетов и научно-исследовательских центров, стремящихся коммерциализировать результаты собственных научных разработок. В ряде технопарков эта категория предпринимателей составляет более половины. Второй путь – создание собственных специализированных мелких фирм научно-техническим персоналом крупных промышленных объединений, покидающих свою фирму, чтобы открыть собственное дело. И, наконец, мелкие и средние фирмы в технопарках появляются в результате перебазирования уже действующих предприятий, намеренных воспользоваться льготными условиями.

1.2. Обзор и анализ методов и технологий управления малого бизнеса в экономически развитых странах

Западными специалистами выделяются две модели развития малого бизнеса – англосаксонская и европейская (континентальная). Типология эта достаточно хорошо разработана , поэтому мы считаем необходимым отметить лишь наиболее важные для анализа черты этих моделей.
Для континентальной модели, которая оформилась во Франции, а ныне характерна также для Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, важными чертами являются традиции государственного регулирования бизнеса, а также сохранившиеся со средневековья модернизированные цеховые традиции (именно поэтому в странах этой группы сохраняется статус ремесленника). Согласно «Европейскому обзору малых и средних предприятий», в странах Западной Европы 99,9 % из 16,4 млн. предприятий частного сектора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия. На их долю приходится около 50 % общего объема продаж промышленности, 67 % – в сфере услуг, почти 90 % – строительстве и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает свыше 70 % общего числа рабочих мест. Типичным для стран этого региона является микро-предприятие с числом занятых до 9 человек, их насчитывается более 14,5 млн. Численность малых предприятий составляет более 1 млн., средних (СП) – около 70 тысяч. Количество крупных предприятий равнялось всего 12 тысячам.
Среднестатистическое предприятие ЕС имеет всего 6 наемных работников, а среднее МСП – 4-5 человек. От 12 до 25 % всех рабочих мест несельскохозяйственного сектора в экономике стран ЕС приходилось на ремесленные предприятия. Малые предприятия Европы ориентировались на выпуск традиционных товаров для конкретного потребителя, годами оттачивая качество изделий и формируя собственные дизайнерские школы. Высочайшие стандарты качества континентальных европейских малых фирм есть, во многом, продолжение семейных традиций, поскольку, как и в других странах Запада, подавляющее число мелких фирм – это семейные предприятия. Однако в странах с континентальной и англосаксонской системами бизнеса семейные предприятия несут разную нагрузку.
Например, в Германии и в Великобритании они очень часто, как и в других странах мира, обслуживают крупные компании, вступая с ними в субподрядные отношения. Однако в Германии мелкий семейный бизнес, кроме того, часто является почти единственным производителем каких-либо товаров или услуг. В результате мелкая семейная фирма может создать себе нишу на мировом рынке. Так, например, одна немецкая мелкая фирма прочно держит мировой рынок иголок для вязальных машин . И, наконец, немецкие семейные фирмы, строго придерживаясь установившихся традиций, передают свое дело из поколения в поколение. Таким образом, в недрах семейной фирмы закладывается фундамент, от которого в будущем будет во многом зависеть социально-политическая обстановка в стране. В Великобритании подобные традиции не столь сильны. Как правило, семейный бизнес выступает в качестве "спонсора", помогающего младшим членам семьи получать образование и квалификацию, чаще всего вне собственного дела.
Управление семейным предприятием и выработка стратегии имеют свои сложности. Семейный бизнес процветает лишь в тех случаях, когда его интересы совпадают с деловыми. Исследования показывают, что в Германии глава семейного предприятия предпочитает интересы бизнеса . В Великобритании семейные интересы зачастую перехлестывают деловые, и компания терпит крах. На это среди прочих причин банкротств мелких фирм указывает владелец преуспевающей английской семейной фирмы Р. Харвей-Джонс. Подчеркивая важность существования мелких семейных фирм для развития английского общества, Харвей-Джонс считает, что эти фирмы должны создавать «уникальное» производство и воспитывать в недрах своего бизнеса новое поколение.
Еще одной особенностью континентальной модели малого бизнеса являются условия работы наемного персонала, почти не уступающие условиям крупных корпораций. Например, если в Японии работник на фирме с численностью сотрудников до 100 человек получает 77 % от оплаты сотрудника крупной корпорации, в США – 57 %, то в Германии – 90 % . Одной из причин этого является степень контроля процессов, происходящих в малом бизнесе со стороны государства и профсоюзов (социальный контроль), имеющий большие традиции, а другой – отмеченная специфика производства, потребность в высококвалифицированных кадрах, способных выполнять сложную и творческую работу, «болеть» за качество производимой продукции.
Следовательно, ориентация на качество и уникальность производимой продукции является не просто отличительной чертой континентальной модели малого бизнеса, но и объективным требованием времени. Дело в том, что в условиях становления постиндустриального общества традиционные стимулы индустриальной эпохи (накопление, удовлетворение первичных потребностей, соответствующих первым трем ступеням пирамиды А. Маслоу, повышение уровня жизни, измеряемого количественными показателями) меняются в старой, благополучной (иногда даже говорят, пресыщенной) Европе стремлением населения повышать качество жизни, определяемое субъективными параметрами эры, достигла в Европе наиболее развитых форм,...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.