На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Планирование деятельности научно-производственного центра им. М.В. Хруничева

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2012. Страниц: 79. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





Планирование деятельности научно-производственного центра
Диплом



Содержание:

Введение 4
Глава1 Сущность планирования в условиях рыночной экономики
1.1Необходимость планирования в условиях рыночной экономики 7
1.2 Особенности планирование научно-производственных организаций(центров) 11
Глава2 Планирование деятельности научно-производственного центра
2.1Краткая характеристика научно-производственного центра 35
2.2 Планирование деятельности Государственного Космического
научно-производственного центра им. М.В. Хруничева 39
Глава 3 Совершенствование системы планирования Государственного Космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева
3.1 Финансирование научных исследований и инновационной деятельности за счет внебюджетных средств 61
3.2 Бюджетирование - эффективный метод планирования 65
Заключение 75
Литература 78
Приложение 80



Введение

За последние 30 лет в экономике России увеличивался разрыв в темпах экономического и научно-технического роста по сравнению с развитыми странами Запада. Это обусловлено наследием централизованной плановой экономики в бывшем СССР.
В 70-е годы в экономике стали нарастать негативные явления, которые не только не смягчились, но и усилились в начале 80-х годов.
Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных финансовых, материальных и организационных ресурсов.
Проблема осложнилась еще и тем, что вторая половина 80-х годов стала переломным моментом не только в экономической, но и в политической жизни общества. И до настоящего времени экономика продолжает испытывать влияние целого комплекса факторов и тенденций
Среди этих факторов основное место занимал распад СССР, который привел к разрыву экономических связей между бывшими союзными республиками, что привело к появлению проблем, связанных с производством и сбытом продукции.
С другой стороны, зарождение рынка привело к изменению отношений между государством и предприятиями в целом в сторону уменьшения опекунской роли государства в вопросах перспективного развития предприятий. Правительство России вынуждено было провести перестройку управления экономикой в соответствии с рыночными отношениями. Большое значение для преобразования хозяйственного механизма имело принятие ряда законов, в частности Закона РФ «О государственном предприятии (объединении)» и Закона РФ «О собственности», которые увеличили хозяйственную самостоятельность предприятий в производственной деятельности, законодательно утвердили появление частной собственности и в связи с этим привели к кардинальным изменениям в стратегии выживания как существующих, так и вновь нарождающихся форм хозяйствования.
В условиях рыночных отношений предприятия стали свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия начали осуществлять свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов стала прибыль .
Разгосударствление финансов Российской Федерации имело двоякие последствия: с одной стороны, у предприятий появилось больше возможностей для коммерческой и творческой деятельности, они освободились от заботы государства и стали стремиться к удовлетворению потребностей своих клиентов путем повышения качества продукции и снижения цен на нее; с другой стороны возник резкий дефицит финансовых ресурсов, без привлечения которых невозможна нормальная деятельность хозяйствующего субъекта.
Управление финансами предприятия стало невозможно без эффективного планирования его производственной деятельности. Ускорение организации выпуска новой продукции в современных экономических условиях выступает в качестве важнейшего инструмента удовлетворения запросов потребителей. Ограниченность материально-финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов деятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, планирование деятельности предприятия любого вида деятельности по прежнему остается актуальным.
Целью данной дипломной работы является организация планирования научно- производственного центра на примере Государственного Космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева.
Основные задачи дипломной работы состоят в следующем:
1.Необходимость планирования в условиях рыночной экономики;
2. Особенности планирование научно-производственных организаций (центров);
3.Совершенствование системы планирования Государственного Космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева.
В дипломной работе использованы материалы периодической и специальной литературы.


Глава1. Сущность планирования в условиях рыночной экономики
1.1.Необходимость планирования в условиях рыночной экономики

Основными задачами высших учебных заведений в области научно-исследовательской деятельности являются:
- приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научных коллективов на важнейших направлениях развития науки и техники;
- обеспечение подготовки в вузах квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса;
- исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;
- эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований;
- развитие новых, прогрессивных форм научно-технического сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования вузовских разработок в производстве;
- развитие инновационной деятельности вузов с целью создания наукоемкой научно-технической продукции и конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;
- создание условий для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков как основы укрепления и развития вузовской науки и выхода научных коллективов вузов на мировой рынок высокотехнологичной продукциии;
- расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции;
- создание качественно новой экспериментально-производственной базы высшей школы;
- развитие финансовой основы исследований и разработок за счет использования внебюджетных средств и инновационной деятельности.
При проведении научно-исследовательских работ деятельность высших учебных заведений регулируется Законом Российской Федерации"Об образовании", законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), нормативными актами Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию,своим уставом, настоящим Положением.
Руководители высших учебных заведений (научных организаций) несут в установленном законом порядке ответственность за соблюдение государственной и финансовой дисциплины при проведении научных исследований.
Финансирование исследований, проводимых вузами (научными организациями), а также осуществление ими инновационной деятельности проводится за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и бюджетов различного уровня, выделяемых для проведения фундаментальных и поисковых научных исследований, и внебюджетных средств, поступающих вузу (научной организации) из различных источников.
Высшие учебные заведения (научные организации) самостоятельны в осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Высшие учебные заведения (научные организации) проводят научные исследования на основе сотрудничества с научными учреждениями Российской академии наук, республиканских и отраслевых академий наук, с научными организациями и предприятиями всех форм собственности на основе совместных программ исследований, используя при этом различные формы взаимодействия, включая образование ассоциаций, союзов, научных, научно-технических и научно-учебных центров, научно-исследовательских институтов двойного подчинения, временных творческих коллективов, научно-технологических парков и иных объединений.
Высшие учебные заведения (научные организации) самостоятельно решают вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу высшего учебного заведения.
При планировании производства продукции на альтернативных установках дополнительно используется бизнес-прогноз, определяющий порядок загрузки производственных мощностей с указанием приоритета и лимита выпускаемой продукции производственной установки.
В случае необходимости возможное планирование получения сопутствующих продуктов при производстве основных, взаимосвязь между продуктами определяется в бизнес-прогнозе нормируемых затрат.
Производственная программа рассчитывается на основании прогнозируемых потребностей и производственных возможностей. В некоторых ситуациях спрос на продукт может удовлетворяться не только производством, но и закупкой соответствующего товара. При наличии на какой-либо стадии производства ограничений, предлагается возможность раннего выпуска с учетом остатков мощностей в пределах срока хранения продукта. В случае не возможности полного удовлетворения потребности посредством производства данного продукта, анализируется возможность закупки недостающей части у предполагаемых поставщиков. Встречающиеся ограничения в производстве продукции анализируются и осуществляется поиск максимально возможного объема выпуска.
Производство должно в максимальной мере удовлетворять рыночный спрос. Функция производственного отдела при планировании заключается в разработке стратегии эффективного использования предметов труда, в уравновешивание рыночного спроса и наличие производственных ресурсов. Технические специалисты взаимодействуют с отделами маркетинга и сбыта для разработки новых видов продукции и совершенствование существующей с целью наиболее полного удовлетворения запросов потребителей.
При планировании производства возможно использование следующих стратегий:
Стратегия преследования (удовлетворения спроса) – производство объема, необходимого в данный момент. Уровень материально-производственных запасов остается одинаковым, а объем производства изменяется в соответствии с уровнем спроса. Предприятие производит объем продукции, которого как раз достаточно для удовлетворения спроса в данный момент времени. В этих случаях компании должны обладать достаточной производительностью, чтобы иметь возможность удовлетворить пиковый спрос. Преимущество стратегии преследования заключается в том, что объем материально-производственных запасов может быть минимальным.
Равномерное производство. При равномерном производстве постоянно производится объем продукции, равный среднему спросу. Предприятия рассчитывают общий спрос на охватываемый планом период времени и в среднем производят достаточный объем для удовлетворения этого спроса. В случае когда спрос оказывается меньше произведенного объема, накапливаются материально-производственные запасы. В другие периоды спрос превышает объем производства, тогда материально-производственные запасы используются. Преимущество стратегии равномерного производства заключается в том, что эксплуатация осуществляется на постоянном уровне, и это позволяет избежать расходов на изменение уровня производства. Предприятию не приходится сохранять избыточные ресурсы производительности для удовлетворения пикового спроса. Недостаток заключается в накоплении материально-производственных запасов в периоды снижения спроса. Равномерное производство означает, что предприятие использует производственные мощности в одном и том же темпе и в каждый рабочий день производит одинаковый объем продукции.
Субподряд – постоянное производство на уровне минимального спроса и оформление субподряда для удовлетворения более высокого спроса. Субподряд может означать закупку недостающего объема продукции или отклонение дополнительного спроса. Основным преимуществом этой стратегии является себестоимость. Отсутствуют связанные с содержанием дополнительных производственных ресурсов расходы и, так как производство осуществляется равномерно, нет затрат на изменение объема производства. Главный недостаток заключается в том, что цена закупки (стоимость изделия, закупки, транспортировки и проверки) может оказаться выше себестоимости изделия при производстве на предприятии.
Основная задача при планировании производства заключается в наиболее точном расчете производительности, необходимой для производства в соответствии со стратегическим планом предприятия и нахождение методов достижения такой производительности.

1.2. Особенности планирование научно-производственных организаций и центрах

Планирование научных исследований в научных организациях осуществляется, как правило, в соответствии с основными научными направлениями научной организации.
В тематический план на конкурсной основе включаются инициативные фундаментальные исследования, поисковые и рисковые работы, направленные на создание опережающего научного задела, а также отдельные прикладные разработки, способствующие развитию инновационной деятельности научной организации.
Научно-исследовательские работы, выполняемые государственными научными организациями, находящимися на самостоятельном балансе и имеющими статус юридического лица, в тематическом плане научной организации выделяются в отдельные разделы.
2. Исследования, включенные в тематический план научно-исследовательских работ научной организации, финансируются из средств республиканского бюджета Российской Федерации по единому заказ-наряду
Единый заказ-наряд закрепляет взаимные обязательства сторон России и научной организации - на финансирование и проведение исследований.
Тематический план является неотъемлемой частью единого заказ-наряда.
3.Высшее учебное заведение (научная организация) формирует единый перечень тем, включая инновационные, выполняемые в вузе и финансируемые из различных источников.
Форма перечня выбирается вузом самостоятельно.
4. В целях организации эффективной научной и инновационной деятельности высшие учебные заведения (научные организации) осуществляют:
- тематическое планирование и определение приоритетов, поддержку научных школ и коллективов, занимающих передовые позиции в отечественной и мировой науке;
- привлечение финансовых ассигнований из различных источников;
- организацию экспертизы научных тем и инновационных проектов, представляемых для финансирования по единому заказ-наряду и включения в число участников межвузовских и региональных научно-технических программ;
- создание систем коллективного пользования и централизованного обслуживания научных коллективов вузов оборудованием, материалами, комплектующими изделиями;
- разработку организационной структуры научного учреждения, правовых и экономических основ его деятельности;
- контроль за организацией научных исследований, реализацией инновационных проектов, эффективным использованием и развитием научной и экспериментально-производственной базы вуза;
- изучение отечественного и зарубежного опыта, проведение научных конференций и семинаров, активной рекламной и пропагандистской деятельности.
5. В целях привлечения научной общественности к управлению и координации научной и инновационной деятельности в вузе (научной организации) может создаваться научно-технический совет или другие советы (в соответствии с профилем вуза).
Порядок выбора советов, определение их состава, полномочий определяются уставом высшего учебного заведения.
В числе наиболее важных задач, требующих безотлагательного решения, можно особо выделить создание современных действенных механизмов стратегического планирования, управления и контроля; обеспечение внутренней консолидации ВПК, избавление его от структурной избыточности; повышение экономической отдачи от используемой государственной собственности.
Для успешного решения перечисленных и ряда других проблем необходима обоснованная программа интеграции ВПК в рыночную инфраструктуру, повышения его экономической привлекательности. Развитие комплекса, качественный рост его эффективности и конкурентоспособности возможны лишь на основе внедрения современных рыночных инструментов.
Для реализации задуманного были разработаны очередной вариант государственной политики, изложенный в «Основах политики России в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», а также правительственная Федеральная целевая программа реформирования и развития ВПК на 2002-2006 годы.
Для поиска реальных стимулов к объединению и обеспечения привлекательности идеи создания государственных холдингов предлагается следующий перечень мероприятий:
• форсированный пересмотр законодательства, которое не поощряет формирование интегрированных структур в промышленности;
• передача холдингам прав на получение государственного заказа и на заключение экспортных контрактов;
• предоставление в распоряжение конструкторского бюро холдинга всей ранее созданной на бюджетные средства интеллектуальной собственности.
Однако ни один из перечисленных рычагов не может эффективно действовать сам по себе, для реальной помощи в развитии научно-исследовательских центров необходима огромная организаторская работа. Потребуются долговременные значительные усилия по рассмотрению и принятию новых законов в Государственной Думе, по преодолению сопротивления очередной перестройке системы.
Особого обсуждения требует проблема использования и правовой защиты интеллектуальной собственности, принадлежащей государству. Планируется, что лицензия на право разработки и производство наукоемкой и высокотехнологичной продукции будет выдаваться головной структуре холдинга, которая будет делиться своими правами с заводами, вынуждая их к консолидации финансовых потоков. Таким образом в правительстве намереваются решить проблему финансирования НИОКР.
Однако необходимого опыта использования интеллектуальной собственности в рыночных условиях у российского государства пока нет. Необходимо регламентировать процедуру выдачи государством лицензий на разработку и производство научной техники коммерческим предприятиям. Кроме того, интеллектуальная собственность — это собственность особого вида, которая сама по себе не является деньгами, поэтому ее реализация с целью получения дохода представляется достаточно сложной проблемой. Сложности связаны и с попытками оценить саму интеллектуальную собственность, а также определить ее истинного владельца.
Нынешнее состояние и условия функционирования отечественного ВПК характеризуются следующими основными факторами:
- отсутствием или минимальным объемом бюджетного финансирования по государственному заказу;
- значительным ограничением самостоятельности в деятельности предприятий на внешнем рынке со стороны государства, обладающего запретительными прерогативами в части номенклатуры экспортируемой продукции и услуг, а также состава зарубежных контрагентов;
- повышенными накладными расходами серийных предприятий отрасли из-за необходимости содержания расчетных (под полноценный государственный заказ) производственных мощностей;
- устойчивой тенденцией морального старения продукции из-за недостатка средств на НИОКР при высоком уровне конкуренции на внешнем рынке;
- превалирующим значением экспортных продаж продукции, услуг и лицензий для поддержания жизнедеятельности и развития предприятий НПК;
- постоянным снижением научно-технического и производственного потенциала отрасли из-за недостаточного уровня оплаты высококвалифицированного труда, ее задержки, а также низкой социальной обеспеченности персонала.
Следует отметить, что независимо от выбираемого направления развития главная цель сегодня — восстановить экономику страны. Ведь всем хорошо помнится, что еще совсем недавно в Советской России была мощная промышленность, опирающаяся на высокие технологии и наукоемкие производства. Надо было только устранить ее перекос в сторону военного производства. Реформаторы этот перекос устранили, но почему-то таким образом, что рухнула не только научная экономика, но и всякая иная. А теперь на обломках былого ВПК нынешнее руководство страны пытается возродить былое величие российских наукоемких производств.
Российские высокие технологии в основном еще существуют, несмотря на слом создавшей их социально-экономической системы, причем можно выделить группу жизнеспособных отраслей, которые не подверглись необратимому уничтожению в ходе разрушения прежних органов управления государством. Надо успеть на базе этих отраслей, для которых фактор времени является критичным, создать потенциал для будущего развития страны. Состояние наукоемких отраслей, в том числе и НПК, позволяет надеяться на возможность вывода России из кризиса с помощью поддержки высокотехнологичных производств.
Не случайно среди пропагандируемых рецептов подъема российской экономики предостаточно таких, которые и сейчас определяют на роль локомотива именно ВПК России. Он технологически оснащен лучше других отраслей. Он пока еще может воспринять новейшие научные достижения, разработать на их основе самые высокие технологии, довести их до организационно-технологических способов и секретов производства и таким образом вытянуть все остальное. Это бесспорно. Но как запустить сам этот локомотив?
Ответы на поставленный вопрос можно услышать разные. В числе перспективных направлений стабилизации и восстановления ВПК упоминаются проектирование и внедрение научной системы, установление оптимальных цен, переход к ресурсосберегающим технологиям, укрепление конверсионной составляющей, развитие экспорта научной продукции, перестройка структуры собственности и т.д. Все чаще призываются на помощь такие «проверенные» механизмы нашей прежней плановой экономики, как долгосрочные прогнозы, программы, планы.
. Возрождается также и идея разработки долгосрочного социально-экономического прогноза развития страны на 20 лет вперед.
Но в новых условиях хозяйствования нельзя обходить вниманием проблему реализуемости прежних методов управления, утверждая, что стратегическому планированию и прогнозированию должно придаваться первостепенное значение.
Повышенное внимание к планам объясняется осознанием того, что эмпирический, по существу ситуационный подход к недавнему осуществлению конверсии в России оказался крайне не эффективным. Последовал вывод о том, что только четкая, политически и научно обоснованная концепция и современный экономический механизм управления конверсией, обеспечивающий синхронизацию мер государственной поддержки и выделения ресурсов на реструктуризацию ВПК с нормативно-правовым обеспечением и социальными мерами защиты работников, позволят сохранить научно-производственный и кадровый потенциал комплекса.
Но все-таки, возвращаясь к идее планирования, невозможно удержаться от воспоминаний двадцатилетней давности. Для этого достаточно достать из архивов прогноз 1980 года и разработанные на его основе концепции. Сопоставив все наши прошлые программы и планы с нынешней действительностью, нетрудно составить суждение об их достоверности и эффективности. Может быть, этот несложный, но впечатляющий пример позволит что-то подправить в современной методологии планирования.
Более того, надо учесть и иной опыт, а именно, опыт разработки прогнозов социально-экономического развития России в 1994—1997-х годах. Он также свидетельствует об их весьма низкой достоверности и отсутствии положительного влияния на проводившуюся экономическую политику. Особенностью разрабатывавшихся в девяностых годах прогнозов было отсутствие в них содержательных целевых ориентиров. Их подменяли технические параметры снижения инфляции, количества приватизируемых предприятий, сокращение государственных расходов, либерализация экономики, которые фактически играли роль целевых установок. Такая подмена целей средствами делала последние самодостаточными, а разработку альтернативных прогнозов социально-экономического развития лишала смысла, поскольку заранее предопределяла выбор средств и задач экономической политики.
Однако, говоря о применении программно-целевых методов к нынешней российской экономике, целесообразно хотя бы кратко проанализировать состояние современного ВПК России.
Первое — экономический потенциал и загрузка. По сравнению с советским периодом ВПК России резко сократился. Но и в сокращенном виде наш ВПК загружен, оценочно, только на 10–22% (в среднем на 16%) от общего объема продукции, которую он потенциально мог бы выпускать. Здесь и ниже диапазоны значений соответствуют разбросу данных по различным отраслям ВПК, среднее значение — совокупности отраслей.
Нетрудно увидеть, что, основываясь на программе вооружения, пусть даже идеальной, которая в последние годы занимала в среднем менее 3% от потенциальных мощностей, предприятия ВПК объективно не могут составить для себя достаточно достоверный долгосрочный план развития. Некоторое увеличение объема Государственного оборонного заказа (ГОЗ), о котором так много говорится, проблему тоже не решает.
Следующая ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.