На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая принудительная реорганизация хозяйствующих субъектов

Информация:

Тип работы: курсовая. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2006. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования РФ

Московская государственная юридическая академия


Курсовая работа

«Принудительная реорганизация хозяйствующих субъектов»


Выполнила: студентка
ВО, группы №5

Проверил:


Москва 2006

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация реорганизации 4
1.1 Правовая природа института реорганизации хозяйственных обществ 4
1.2 Классификация видов реорганизации юридических лиц 6
Глава 2. Формы принудительной реорганизации хозяйствующих
субъектов 10
2.1 Выделение как форма принудительной организации 10
2.2 Разделение как форма принудительной реорганизации 16
Заключение 20
Список литературы 21

Введение

Тема реорганизации юридических лиц достаточно сложна. Реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, которые являются обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Согласно теме, принудительная реорганизация представляет собой предусмотренное законодательством волевое решение Федеральной антимонопольной службы о разделении или выделении из состава коммерческих организаций, занимающих доминирующее положение и совершивших два или более нарушений антимонопольного законодательства, одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, при условии, что это приведет к развитию конкуренции.
Принудительная реорганизация может осуществляться в форме выделения либо разделения хозяйствующих субъектов (иные формы реорганизации в данном случае не применяются).
Реорганизация является одной из важнейших операций, направленных на оптимизацию организации производства, а стало быть, на повышение его эффективности, что и обуславливает актуальность выбранной темы, ведь в международном законодательстве и в законодательстве всех развитых стран реорганизации уделяется большое внимание, поскольку она рассматривается в как один из ключевых элементов регулирования.
Целью данной работы является более широкое изучение форм принудительной реорганизации, чем предоставленные нормами ГК РФ.


Глава 1. Понятие и классификация реорганизации
1.1 Правовая природа института реорганизации хозяйственных обществ

Предпосылки законодательного оформления института реорганизации возникли на определенном этапе развития капиталистических отношений, когда утвердилась общая тенденция концентрации капиталов и производства, комбинирования отдельных стадий производства и стремления к монополистическому положению на рынке. Соответственно из известных современному правопорядку способов реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование) в историческом плане первым формируется слияние и определяемое как его разновидность присоединение. Один из первых российских примеров объединения компаний - учреждение Российско - Американской компании в Иркутске на основании акта, учиненного компаньонами 3 августа 1798 г .
Однако имевшиеся немногочисленные примеры слияния отдельных компаний в дореволюционный практике не позволяли говорить о формировании института реорганизации. Раннее советское законодательство прямо не предусматривало процедуры реорганизации юридических лиц. Статья 289 ГК РСФСР 1922 г. содержала перечень оснований прекращения организаций, среди которых такой процедуры, как реорганизация, не значилось . Но в то же время п. «б» ст. 364 первого ГК советской республики устанавливал возможность слияния акционерных обществ (АО).
Таким образом, в законодательстве СССР практически отсутствовало регулирование отдельных видов реорганизации юридических лиц, несмотря на очевидность их специфики. Учитывая, что идентичная регламентация отношений, возникающих при разделении юридических лиц либо в случае преобразования юридического лица в другую организационно - правовую форму, невозможна, такое правовое регулирование сложного и многообразного процесса реорганизации юридических лиц с помощью единичных норм, устанавливающих лишь общие абстрактные правила, продемонстрировало в ходе правоприменительной практики свою полную несостоятельность.
В качестве самостоятельного правового института реорганизация юридических лиц впервые появляется в ГК РСФСР 1964 г., который посвятил вопросам реорганизации лишь три короткие статьи (Ст. 37, 38 и 39) .
Следующий этап развития исторически связан с периодом становления правовой системы России. В новых принятых актах впервые нормативно закрепляются такие виды реорганизации как выделение и преобразование, ставшие в дальнейшем правовой основой процесса приватизации государственных и муниципальных предприятий. Таким образом, принятые нормативные акты до 1994 г. носят в основном специальный характер.
Для правильного объяснения существа института реорганизации необходимо сместить акцент с внешней стороны сопутствующих правоотношений на внутренние, в свете чего под процедурами разделения (выделения) либо слияния (присоединения) следует подразумевать дробление либо консолидацию капиталов участниками юридического лица. Так, последнее является искусственным субъектом, созданным законом лишь для условной «привязки» к нему субъективных прав и обязанностей, которые в действительности принадлежат его участникам - физическим лицам.
При анализе реорганизации особое внимание следует обратить на роль участников юридического лица в этом процессе. Так, А.П. Башилов указывал, что во всех исключительных случаях прекращения товарищества следует отличать прекращение внутренних отношений между товарищами от прекращения внешних отношений товарищества с третьими лицами . Что касается внутренних отношений между товарищами, то они прекращаются немедленно по наступлении факта, прекращающего товарищество. По отношению к третьим лицам товарищество продолжает считаться существующим.
С формально - юридической точки зрения реорганизация представляет собой процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях в порядке универсального правопреемства.
Реорганизацию также можно определить как правовое состояние, начальным моментом которого является принятие корпоративного акта (решения о реорганизации) и заключительным - акта регистрации вновь возникших юридических лиц либо внесение записи о прекращении присоединенного лица. Следует отметить, что для достижения цели реорганизации необходим сложный юридический состав, включающий различные юридические факты (корпоративный акт, сделка (в случае заключения договора о слиянии либо присоединении), акт государственного органа) .

1.2 Классификация видов реорганизации юридических лиц

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена в одной из следующих форм: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование .
Г. С. Шапкина предлагает объединить названные способы реорганизации в три группы .
Первая - укрупнение общества, когда на основе двух или нескольких акционерных обществ создается одно, более крупное, поглощающее ранее существовавшие. Сюда относятся слияние обществ и присоединение.
Вторая - разукрупнение акционерного общества, при котором на основе одного создаются два или несколько новых, и выделение, при котором реорганизуемое общество сохраняет свой статус, но путем передачи части принадлежащих ему прав и обязанностей (выделения имущества и прочее) создается одно или несколько новых обществ.
Особое место среди способов реорганизации занимает преобразование общества, при котором происходит смена организационно-правовой формы юридического лица.
По мнению К. Т. Трофимова, по отношению к волеизъявлению собственника основания реорганизации можно классифицировать на добровольные (по решению участников, собственника либо уполномоченного органа), принудительные (по решению компетентного государственного органа) и вынужденные (вызванные изменением действующего законодательства) . К последним К Т. Трофимов относит также процедуру приведения учредительных документов полных и смешанных товариществ, товариществ с ограниченной ответственностью и АО в соответствие с действующим законодательством, что вряд ли можно признать правильным.
М. И. Кулагин, исследуя институт реорганизации юридических лиц в иностранном законодательстве, утверждал, что реорганизация юридических лиц, несмотря на различные термины, использованные в законодательстве отдельных капиталистических стран, в основном может быть трех видов: слияние, при котором две или несколько компаний объединяются в одну новую; поглощение, когда одна или несколько компаний присоединяются к уже существующему юридическому лицу и таким образом не происходит, в отличие от слияния, образования нового субъекта права; разделение, при котором юридическое лицо распадается на два или несколько новых субъектов права. Иногда приведенную классификацию дополняют и другими формами реорганизации, в частности операцией по выделению .
Во Франции реорганизация акционерных обществ регулируется Законом о торговых товариществах 1966 г. Указанный закон говорит о том, что АО могут участвовать в следующих операциях по реорганизации: фузии, разделении и фузии-разделении. Фузия — это объединение по меньшей мере двух ранее существовавших товариществ через поглощение одним другого, либо через образование нового товарищества. Под разделением закон понимает внесение имущества данного товарищества в новые товарищества. От разделения необходимо отличать фузию-разделение. Последняя состоит в том, что товарищество вносит свое имущество в уже существующие товарищества или участвует совместно с ними в создании новых товариществ .
Товарищество, к которому в результате одной из перечисленных операций переходят все или часть имущества другого, становится универсальным правопреемником этого последнего.
Названные операции считаются завершенными, когда произойдет передача имущества, то есть в случае поглощения или фузии разделения в пользу существующих обществ — с момента вынесения чрезвычайным общим собранием акционеров каждого из поглощающих обществ решения об увеличении капитала, в остальных случаях — с момента регистрации вновь образованных обществ в торговом реестре. С этого времени акционеры поглощенного или разделенного общества становятся акционерами поглотивших или вновь созданных компаний.
Гражданское законодательство РСФСР периода 1964 - 1991 гг. также предусматривало три формы реорганизации юридических лиц. В соответствии со ст. 37 ГК РСФСР 1964 г. юридическое лицо могло прекратить свое существование путем ликвидации или реорганизации (слияния, разделения или присоединения). При слиянии и разделении юридических лиц имущество (права и обязанности) переходило к вновь возникшим юридическим лицам. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу его имущество (права и обязанности) переходило к этому последнему в день подписания передаточного баланса, если иное не было предусмотрено законом или постановлением о реорганизации.


Глава 2. Формы принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов
2.1 Выделение как форма принудительной реорганизации

Любая реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с нормами ГК РФ. В противном случае решение о реорганизации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, могут быть признаны судом недействительными . Одной из форм реорганизации, предусмотренной российским законодательством, является выделение.
В отношении АО реорганизацией в форме выделения признается создание одного или нескольких обществ с передачей части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего , аналогичное определение применимо к обществам с ограниченной ответственностью (ООО) .
В определении термина «выделение» содержатся ключевые положения, которые характеризуют данную форму реорганизации, а именно:
а) создается одно или несколько новых обществ;
б) новым обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;
в) само реорганизуемое общество продолжает существовать.
Первая из указанных характеристик является отличительной чертой реорганизации в целом и может быть применена ко всем формам реорганизации, за исключением присоединения. Остальные характеристики присущи исключительно реорганизации в форме выделения.
Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях. Необходимо иметь в виду, что правопреемство не допускается в случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, обязанность по возмещению вреда) либо имеется прямой запрет закона.
Выделение отличается от прочих форм реорганизации также тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.
Законодательство не дает прямого ответа на вопрос о том, в какой организационно - правовой форме могут быть образованы выделяемые общества. Однако, согласно ст. 33 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ст. 48 ФЗ «Об акционерных Обществах» определения реорганизации в форме выделения в отношении АО и ООО указывают на то, что в результате выделения создается одно или несколько обществ. Под «хозяйственными обществами» ГК РФ подразумевает акционерные общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 66). Следовательно, при реорганизации АО или ООО в форме выделения могут быть созданы новые юридические лица в форме, предусмотренной исключительно для хозяйственных обществ.
Нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ «Об акционерных обществах» открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в юридическое лицо иной организационно-правовой формы или участвовать в реорганизации, приводящей к созданию такого юридического лица..
Не совсем ясным представляется вопрос о составе участников нового общества, создаваемого в результате выделения. Законодатель, к сожалению, не определил своей позиции в этом вопросе, что в результате привело к закреплению в различных нормах противоречивых правил. С одной стороны, учредителем нового общества, образуемого в результате выделения, может быть само реорганизуемое общество. С другой, учредителями могут выступать акционеры или участники реорганизуемого общества.
В ООО общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, в частности, вносит в учредительные документы реорганизуемого общества изменения, связанные с изменением состава участников общества и определением размеров их долей (п. 2 ст. 55 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Это означает, что часть участников реорганизуемого общества прекращает свое участие в реорганизуемом обществе с тем, чтобы стать участниками (акционерами) общества, которое будет образовано в результате выделения, а это неизбежно повлечет изменение размеров долей оставшихся участников................

Заключение

Исследование российского гражданского законодательства показывает, что до принятия ГК РФ 1994 г. было довольно сложно говорить о законодательном регулировании процесса реорганизации юридических лиц. Основополагающие правовые акты в сфере гражданских правоотношений скорее констатировали наличие данного института, нежели регулировали охватываемые им отношения.
Необходимо заметить, что почти во всей научной и учебной литературе глубокое изучение вопросов реорганизации (особенно принудительной) затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием такого подхода можно назвать отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и других основных аспектов реорганизации как правового явления.
Сегодня вряд ли можно говорить о едином подходе к ряду ключевых вопросов, возникающих при реорганизации в любой форме. Нужно констатировать наличие существенных пробелов в законодательстве о реорганизации. Нечеткость формулировок, несогласованность мнений различных государственных органов лишь увеличивают список спорных вопросов.
Таким образом, теоретический анализ изучаемых понятий имеет важное значение как для развития права как науки, так и для правоприменительной практики. Сложившаяся ситуация должна быть изменена глобально, то есть путем принятия соответствующих актов. Очевидно, что процесс окончательного формирования соответствующей нормативной базы займет немало времени.

Список литературы
Нормативные акты

1. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (ГК РСФСР) (с изменениями от 22 июня 1970 г., 12 декабря 1973 г., 1 марта, 18 декабря 1974 г., 18 октября 1976 г., 3 февраля, 14 июня 1977 г., 20 февраля 1985 г., 28 мая 1986 г., 24 февраля 1987 г., 5 января 1988 г., 16 января 1990 г., 21 марта 1991 г., 4 марта, 24 июня, 24 декабря 1992 г., 30 ноября 1994 г., 26 января 1996 г., 14 мая, 26 ноября 2001 г.) //Ведомости Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1964 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля 2006 г.) /Российская газета от 8 декабря 1994 г. N 238-239
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. N 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»/Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1995, N 5
4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.)/Российская газета от 29 декабря 1995 г. N 248
5. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г.)/ Российская газета от 17 февраля 1998 г.
6. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.)/.Российская газета N 89, 1991
7. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 24 марта, 6, 8 августа, 27 ноября, 29, 31 декабря 2001 г., 24 июля, 27, 31 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 11 ноября 2003 г., 28 июля 2004 г.) (утратил силу)/ Российская газета от 10 марта 1992г.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2, 28 февраля, 13 марта 2006 г.)/ Российская газета от 6 августа 1998 г. N 148-149

Учебная и научная литература

9. Тихменев П. Историческое обозрение образования Российко-Американской компании и действие ее до настоящего времени. Ч.1-2 СПб., 1863
10. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991/ Под ред. О.И. Чистякова.-М., 1997г.
11. Башилов А.П. О торговых товариществах//ЖМЮ. 1984. №1-2
12. Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ. Теория, законодательство, практика.Учеб.-М.:Изд-во НОРМА, 2001г.
13. Шапкина Г.С.Арбитражно-судебная практика применения Федерального закона «Об акционерных обществах».-М., 1997г.
14. Трофимов К.Т.Реорганизация и ликвидация коммерческих организация//Дисс.-М., 1995г.
15. Кулагин М.И. Избранные труды.-М., 1997г.
16. Шишмарева Т.П. Правовые вопросы реорганизации и ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности.// Дисс.-М., 1992г.
17. Черепахин Б.Б.Органы и представители юридического лица// Ученые записки.-М., 1968г.
18. Карлин А. Реорганизация акционерного общества: понятие и особенности // Хозяйство и право. - М., 2003. - № 7. - с.54-64
19. Карлин А.А. Реорганизация акционерного общества: понятие и особенности // Юридический мир. - М.; Юрид. мир ВК, 2003. - № 8. - с.41-50
20. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации / Жданов Д.В.. - М.; Статут, 2001г.
21. Реорганизация акционерного общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Карлин А.А.. - М., 2004. - 25 с.



Подать заявку на покупку курсовая по Юриспруденции

Ваше предложение по стоимости за работу: