Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности принятия управленческих решений в экстренных ситуациях на ОАО Волжский азотно-кислородный завод

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая работа
«Особенности принятия управленческих решений в экстренных ситуациях»



Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы кризиса хозяйствующего субъекта и кризисного менеджмента 6
1.1. Сущность и определение кризиса и кризисного менеджмента 6
1.2. Классификация кризисов 8
1.3. Жизненный цикл кризисов 9
1.4. Методы кризисного менеджмента 11
Глава 2. Методология кризисного менеджмента 13
2.1. Режим функционирования кризисного менеджмента 13
2.2. Информационное обеспечение кризисного менеджмента 15
2.3. Организационное развитие как инструмент кризисного менеджмента 16
Глава 3. Анализ методологии и методик кризисного управления на примере ОАО «Волжский азотно-кислородный завод» 18
3.1. Анализ факторов внешней и внутренней среды 18
3.2. Схема организационных изменений в рамках кризисного управления 22
3.3. Бизнес-процессы в рамках кризисного управления 24
Заключение 25


Введение

За период радикальных рыночных реформ в России в системе управления произошли необратимые изменения, охватившие все отрасли экономики и социальной сферы. Созданы основные предпосылки для эффективного функционирования государственного и коммерческого секторов: законодательная, институциональная, инфраструктурная, ресурсная базы для государственного и частного предпринимательства. Однако этап формирования количественных условий должен уступить место этапу качественных преобразований, в частности, направленных на внедрение новых, отвечающих требованиям развитого рынка организационных структур бизнеса, на высококвалифицированный менеджмент.
Основное внимание проводимых реформ сосредоточено на либерализации общества, укреплении института частной собственности и обеспечении реальной свободы субъектов экономики. Важнейшей задачей сегодня становится реформирование предприятий, их организационной структуры и методов управления.
Тем не менее, функциональная и экономическая неэффективность многих отечественных предприятий, недостаточная восприимчивость их к достижениям научно-технического прогресса и социально-управленческим инновациям серьезно замедляет развитие страны в целом, выводит Россию из числа передовых экономик мира.
Проблемы развития, функционирования современных предприятий в сложных, неоднозначных, быстро меняющихся условиях зачастую связаны с необходимостью разрешения (преодоления) кризисных ситуаций.
Можно сказать, что кризисные явления на предприятиях вызываются несоответствием их качественных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах кризисов лежит много различных факторов. Эти факторы можно разделить на две основные группы:
• Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
• Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Внешние факторы возникновения кризиса можно подразделить на:
• Социально-экономические факторы общего порядка (инфляция, издержки налоговой системы, нестабильность регулирующего законодательства, снижение уровня реальных доходов населения, безработица и т.д.).
• Рыночные факторы (усиление монополизма на рынке);
• Прочие внешние факторы (социальная нестабильность, стихийные бедствия, ухудшение криминогенной ситуации и т.д.).
К внутренним факторам возникновения кризисных ситуаций относятся:
• Управленческие (высокий уровень коммерческого риска, недостаточное знание конъюнктуры рынка, неэффективный менеджмент - отсутствие гибкости в управлении и т.д.);
• Производственные (необеспеченность единства предприятия как социально-экономического комплекса, устаревшие и изношенные основные фонды, низкая производительность труда, высокие затраты, перегруженность объектами социальной сферы);
• Рыночные (низкая конкурентоспособность продукции, зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей).
Основы теории функционирования предприятий в условиях нестабильной, меняющейся внешней среды изложены в работах таких известных зарубежных и отечественных ученых, как И. Ансофф, О. Виханский, А. Градов, Г. Клейнер, Ф. Котлер, М. Мескон, Г. Минцберг, А. Наумов, А. Поршнев, А. Стрикленд, А. Томпсон и др. Особое место среди этих теорий занимает концепция управления изменениями Р. Акоффа, К. Левина, Н. Тома, Р. Уотермена др.
Проблемам кризисных явлений в экономике России и развитии промышленного производства в условиях рыночных преобразований посвящены научные труды Л. Абалкина, А. Аганбегяна, П. Бунича, Д. Львова, Е. Ясина и др.
Исследования проблем кризисов естественным образом вызывает необходимость разработки вопросов, касающихся подходов к разрешению критических (кризисных) ситуаций в менеджменте.
Состояние национальной экономики определяет особую предрасположенность многих российских предприятий к кризисам. Однако в реальности все больше предприятий предпринимают активные действия с целью приспособиться к новым условиям, полагаясь, прежде всего, на собственные силы. Растет число предприятий, переориентировавших свои хозяйственные связи, приступивших к выпуску новых видов продукции, целенаправленно занимающихся сбытовой и ценовой стратегией, перешедших к новым организационно-правовым структурам и т.п. Однако существуют и те, которые не осознают жизненно важной необходимости перестройки системы поведения в условиях быстро меняющихся рыночных отношений.
В отечественной экономике наблюдается двойственная система поведения предприятий: модель действий, при которых вероятность развития кризиса предприятия достаточно велика, и вторая - предполагающая ориентацию на перестройку системы менеджмента.
Многообразие поведенческих моделей предприятий нельзя однозначно разделить на две представленные схемы. Тем не менее, по основным показателям они в той или иной мере приближаются к одному из рассматриваемых вариантов.
Первый вариант - консервативное поведение - характерно для большинства предприятий, пребывающих в состоянии кризиса: предприятие достаточно пассивно, поведение его во многом инерционно, оно сохраняет преимущественно старые мотивы, старые связи, старую структуру, не предпринимает активных шагов на рынке, решает возникающие проблемы традиционным образом, а если же это невозможно, ждет их разрешения их на более высоком уровне. Основные характеристики такого поведения:
• Сохраняются традиционные связи, несмотря даже на их неэффективность;
• Остается прежняя структура управления (организационная структура);
• Продолжается финансирование начатых инвестиционных программ, даже несмотря на их неэффективность в нынешних условиях;
• Руководство предприятий пытается целиком сохранить кадровый состав предприятия, несмотря на то, что при этом падает производительность труда;
• Политика в области заработной платы формируется под давлением трудовых коллективов, и рост зарплаты зависит не от результатов экономической деятельности самого предприятия и, прежде всего, от роста потребительских цен в стране.
Второй вариант - активное приспособление к новым условиям. Основой его является стратегия самостоятельного выживания: ставка делается на собственные силы, причем не столько на собственные ресурсы, сколько на умение самостоятельно спрогнозировать развитие ситуации и предпринять соответствующие шаги. Такие предприятия, в противоположность предприятиям первой группы, обычно активны во всех отношениях:
• Ищут и устанавливают новые связи. При традиционной ориентации на локальные рынки предприятия пытаются расширять географию сбыта. Они активны в поиске выходов на внешний рынок;
• Применяют новые схемы в ценообразовании;
• Значительная часть руководителей предприятий готова идти на ликвидацию убыточных отделений с целью предотвращения свертывания деятельности предприятия в целом. В этих целях вводят жесткий режим экономии;
• Проводят активную перестройку организационной структуры, наделяют самостоятельностью свои структурные звенья;
Цель настоящей работы – проанализировать особенности принятия управленческих решений в экстренных (кризисных) ситуациях на предприятиях производственного сектора экономики.
Цель работы обусловила постановку следующих задач исследования:
1. Рассмотреть сущность, определение и классификацию кризисов в области управления хозяйствующими субъектами;
2. Проанализировать вопросы методологии и методик кризисного менеджмента в современных условиях;
3. Представить пример практического применения методов кризисного управления на примере действующего предприятия.
Предметом исследования является кризисный менеджмент как специфический вид деятельности, необходимой для преодоления состояний, угрожающих существованию и нормальному функционированию бизнеса, при котором основным вопросом становится выживание предприятия.
Объектом исследования выступает ОАО «Волжский азотно-кислородный завод» (ОАО «ВАКЗ»).
В настоящее время имеется широкий спектр работ, исследующих и раскрывающих суть проблем управления внутрифирменными изменениями в различных системах. Однако разработка рекомендаций по управлению предприятиями, находящимися в состоянии кризиса, является по-прежнему необходимой составляющей процесса оздоровления отечественной экономики. Это определяет актуальность и практическую значимость курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с проблематикой кризисов в управлении.
Вторая глава посвящена методологии кризисного менеджмента.
В третьей главе изложены прикладные вопросы, связанные с темой исследования.
При подготовке и написании работы автором использовались материалы монографической (И. Ансоф, О.С. Виханский, В.В. Гончаров, А.П. Градов, А.Б. Крутик, Е.В. Новоселов Н.В. Родионова и др.), учебной (С.Г. Беляев, Э.А. Уткин), справочной литературы, а также материалы публикаций в специализированной периодике (журналы «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент в России и за рубежом», «Инвестиции в России», «Экономист»).



Глава 1. Проблемы кризиса хозяйствующего субъекта и кризисного менеджмента
1.1. Сущность и определение кризиса и кризисного менеджмента

Греческое слово кризис означает решение. Впоследствие понятие кризиса расширилось и обозначает всякий резкий переход, все перемены, воспринимаемые людьми как нарушение непрерывности. С внешней стороны определение кризиса просто и очевидно: это смена организационной формы комплекса. Из него вытекает одна важная характеристика понятия кризиса: его относительность .
Кризисы неизбежны: регулярные, закономерно повторяющиеся кризисы являются непременной фазой циклического развития любой системы. Они начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов преобладающей системы уже в основном исчерпан и в то же время родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл.
В динамике воспроизводства как подсистемы можно выделить периодически повторяющиеся фазы цикла:
• стабильного развития, завершающегося кризисом;
• падения производства и ухудшения экономических показателей, разрушения или частичной трансформации устаревших элементов системы;
• депрессии недолгого равновесия старой и новой систем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшается, но и не улучшается;
• оживления начала ускоренного распространения элементов новой системы, расширения производства, уменьшения безработицы, улучшения показателей экономической динамики;
• стремительного подъема, торжества нового цикла, который постепенно становится преобладающим, нормальным и вместе с тем перестает быть новым; периода относительной стабилизации, верхнего устойчивого уровня равновесия; он завершается очередным кризисом, предпосылки которого вызревают на предыдущей фазе .
Это лишь типичная, принципиальная пятифазная схема динамики цикла; конкретная картина под воздействием внешних факторов меняется, цикл может деформироваться. Однако затем, после устранения возмущающего воздействия, ритмика циклической динамики восстанавливается. Но амплитуда колебаний, глубина кризисов меняются, зависят от взаимодействия циклов разной продолжительности.
Кризисы конечны. Выход из кризиса состоит в том, что устаревшие элементы уходящей системы теряют силу, отходят на задний план, а их место занимают элементы новой системы. В то же время нужно учитывать, что неповторимость кризисов, многогранность причин и факторов их вызывающих, а также взаимодействие циклов требуют подбора особенных, специальных ключей выхода из каждого кризиса.
Основной задачей менеджмента в кризисной ситуации является недопущение или смягчение последствий шока от наступающего кризиса, всемерное сокращение продолжительности этапа отката назад, ускоренная адаптация и стабилизация ситуации.
Кризисный менеджмент можно определить как деятельность, необходимую для преодоления состояния, угрожающего существованию бизнеса, при котором основным вопросом становится выживание .
Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации. Кризисное управление характеризуется определенными технологическими схемами управления. Но специфика антикризисного управления отражает и специфику его технологии. Здесь существенное влияние могут оказывать факторы дефицита времени, снижения управляемости, конфликтности интересов, высокой степени неопределенности и риска, сложного переплетения проблем, давления внешней среды, снижения конкурентоспособности, нарушения баланса власти.
Успех менеджмента кризисных ситуаций определяется степенью готовности менеджеров фирмы к потенциальным кризисным явлениям, наличием резервов, уровнем профилактических мероприятий, эффективности применяемых методов управления . Затраты времени и средств на заблаговременное создание резервных систем управления, подготовку антикризисных мероприятий, создание необходимых резервов становятся более выгодными, чем малоэффективные поспешные действия менеджеров по преодолению кризиса на основе предыдущего опыта, интуиции и энтузиазма.
Система мер менеджмента в кризисных ситуациях должна включать:
• Постоянный мониторинг внешней и внутренней обстановки. Причем внешние угрозы со стороны государства, конкурентов, преступных элементов являются более опасными и могут привести к полному разрушению предприятий, фирм и организаций. Этот фактор должен быть приоритетным в оценке внешней обстановки.
• Разработку мер по снижению внешней уязвимости фирмы. Сюда можно отнести создание дублирующих организационных форм управления.
• Повышение «гибкости» внутри фирмы. Обеспечение гибкости внутри предприятия достигается созданием дивизионной структуры управления, дочерних предприятий, а также малых предприятий путем выделения их из крупных.
• Разработку подготовительных планов при возникновении кризисных ситуаций и проблем, а также осуществление предварительных мер по их обеспечению.
• Внедрение планов практических мероприятий при возникновении кризисной ситуации. В условиях кризисных ситуаций менеджер должен обладать умением оперативно налаживать работу отдельных групп и специалистов для выполнения поставленных задач; принимать рискованные и нестандартные решения в случае отклонения развития ситуации от запланированного или ожидаемого состояния; координировать действия всех участников, постоянно контролировать ход выполнения антикризисных мероприятий и их результаты ................

Заключение

Разработка стратегии реформирования промышленных предприятий с целью их адаптации к условиям рыночной экономики определяет темпы экономического роста государства в целом. Для каждого предприятия становятся жизненно важным продолжать хозяйственную деятельность в исключительно сложной экономической ситуации, сохраняя надежду на улучшение своего положения; либо, ориентируясь на сложившиеся закономерности, характерные для предприятий развитых стран, предпринять решительные действия по изменению механизма хозяйствования и претендовать на роль полноправного участника рыночных отношений.
Кризисное управление крупным промышленным предприятием должно быть нацелено на осуществление обширного перечня организационных, методических и технических мероприятий, который предполагает реализацию нововведений во всех областях его деятельности. Нововведения, совершенствуя и дополняя отсутствующие элементы механизма управления предприятием, призваны обеспечить новый качественный уровень его работы в изменяющихся условиях. Проведение преобразований, способствующих адаптации предприятий, требует привлечения значительных ресурсов, которые в сложившихся экстремальных условиях хозяйствования ограничены, поэтому на начальных этапах управления развитием и изменением предприятий следует охватывать минимальный набор организационных, методических и технических мероприятий, необходимых для качественного улучшения результатов работы.
Для реализации этой цели необходимо определиться в методах управления развитием предприятий, которые позволяют выявить сильные и слабые стороны деятельности хозяйствующего субъекта. Одним из таких методов является организационное развитие, которое нацелено на повышение деятельности любой организации посредством улучшения климата, деловой культуры и других параметров жизнедеятельности.
Существует огромное количество методов, которые используются для управления развитием организации, снижения уровня рисков, при этом выбор определенного метода зависит от индивидуальных характеристик каждого предприятия, от целей его деятельности.
Кризисный менеджмент относится к управлению организацией в ее кризисном состоянии, представляет собой совокупность методов (процедур) и направлен на нейтрализацию наиболее опасных элементов, угрожающих самому существованию организации.
Кризисный менеджмент как прикладной вид деятельности нацелен на создание нового уровня организационного (командного) взаимодействия, способствующего улучшению результатов работы компании.
Кризисный менеджмент охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры социально-экономической системы. Он занимается специфическими вопросами управления предприятием, включая кадровые, организационные, коммуникационные и другие аспекты.
Особыми формами противодействия кризисным явлениям на предприятии являются реформирование и реструктуризация, позволяющие в корне преобразовать структуру и технологию производства, изменить управление процессами. Целью процесса реформирования конкретного предприятия является создание условий, как внутренних, так и внешних, для обеспечения стабильного функционирования и развития в гармоничном эволюционном взаимодействии с социально - экономической, технологической и природной средой.

Список литературы

1. Аистова М. Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. - М.: Альпина Паблишер. 2002. - 287 с.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер с англ. - М.: Питер. 2000.- 416 с.
3. Ансофф И. Стратегии управления: Пер. с англ. - М.: Экономика. 1989. - 350 с.
4. Беляев С.Г., Кошкин В.И. Теория и практика антикризисного управления. – М.: ЮНИТИ. 1996. – 469с.
5. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 1999. - 380 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. - М.: Гардарика. 1998. - 528 с.
7. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. В 2 т. - М.: МНИИПУ. 1998. [1 т. - 816 с., 2 т.-784 с.].
8. Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 11. - М.: ИНФРА-М. 1999. - 560 с.
9. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. - СПб.: Питер. 2001. - 432 с.
10. Новоселов Е.В. и др. Введение в специальность «Антикризисное управление»: Учеб. пособие. / Е.В. Новоселов, В.И. Романчин, А.С. Гарапанов, Г.А. Харламов. - М.: Дело. 2001. - 176 с.
11. Попов Р.А. Кризисный менеджмент индустриальной организации (теоретико-методологический аспект). - Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2001.-32 с.
12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М. 1998. 478 с.
13. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. – ЮНИТИ. 2001. - 223 с.
14. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. / Под ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина. - СПб.: Специальная Литература. 1996. - 510 с.
15. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов. / Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. - М.: Закон и право: ЮНИТИ. 1996. - 469 с.
16. Уткин Э.А. Антикризисное управление. - М.: ЭКМОС. 1997. - 400 с.
17. Современный экономический словарь. / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б – М.: Инфра-М. 2003. – 480с.
18. Айвазян 3., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти. // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 4. С. 94-100.
19. Белоусов А.Р. Системный кризис как вызов российскому обществу. // Проблемы прогнозирования. 1998. № 2. С. 17-51.
20. Грушенко В. И., Фомченкова Л. В. Кризисное состояние предприятия: поиск причин и способов его преодоления. // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. №1. С. 31-38.
21. Калихман С., Харькова Н. Управление децентрализацией на предприятии. // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4. С. 114-119.
22. Кац И. Антикризисное управление предприятием. // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2. С. 82-85.
23. Коноков Д. Реструктуризация предприятий: изменение организационной структуры. // Инвестиции в России. 1998. № 12. С. 9-10.
24. Коноков Д., Рожков К. Как выйти из кризиса крупным предприятиям. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4. С. 88-93.
25. Коноков Д., Рожков К. Реструктуризация - процедура двойного эффекта. // Инвестиции в России. 1998. № 2. С. 19-21.
26. Конигсбург Д. Управление в период спада. // Рынок ценных бумаг. Управление компанией. 2002. № 2. С. 71-72.
27. Маршев В. Изменения как объект теории и практики управления (обзор материалов конференции). // Проблемы теории и практики управления. - 1998. №6. С. 96-102.
28. Попова Е.П. Проблема критериев организационного развития: выживание или эффективность. // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 108-116.
29. Райзберг Б., Костецкий Я, Янковский Е. Антикризисное управление - основа оздоровления предприятий. // Экономист. 2000. № 10. С. 31-37.
30. Рише К. Реорганизация фирм и промышленная политика в странах с переходной экономикой. // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6. С. 25-32.
31. Савеленок Е. Идеология компании и изменения в организации. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 6. С. 107-111.
32. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия. // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6. С. 78-86.
33. Том Н. Управление изменениями. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С. 68-74.
34. Тортновский Е. Антикризисное управление. // Экономист. 1999. № 12. С. 58-69.
35. Fink S. Crisis management. Planning for the Inevitable. - Chicago: AMACOM American Management Association. 1999. - 246 p.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.