На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Модель социального рыночного хозяйства. Идеи экономического порядка

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Модель социального рыночного хозяйства. Идеи экономического порядка


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика моделей социальной политики зарубежных стран и выбор России 5
1.1. Характеристика социальной политики государства 5
1.2. Скандинавская и шведская модель социальной политики 7
1.3. Немецкая модель социального рыночного хозяйства 9
1.4. Американо- британская модель 10
1.5. Социальная модель в рамках Европейского Союза 12
2. Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России 13
2.1. «Старое» и «новое» социальное рыночное хозяйство и роль государства в экономике 13
2.2 .Особенности предпринимательской модели 23
2.3. Российская модель социального рыночного хозяйства 34
3. Идеи экономического порядка: неолиберализм 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46


ВВЕДЕНИЕ

Понятие “социальное рыночное хозяйство” было введено в 1946 г. Альфредом Мюллером-Армаком для определения парадигмы экономической политики, сочетающей принципы “рыночной свободы” и “социального выравнивания”. Целью такой социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере. Для этого требуются общие институциональные условия, которые регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит не перераспределение дохода через бюджет и бесплатные социальные услуги как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий для трудоактивного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики
государства в формирующемся рыночном хозяйстве страны является
деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке
стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации
выступает фактический образ действий государства, воплощенный в
социальную политику, которая охватывает все сферы экономических
отношений в стране.
Экономическая деятельность человека, в конечном
счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий
жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны
друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида
не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других
индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по
обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и
получила название социальной политики. По сути, в социальной политике
выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная
политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы,
двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных
условий в социальной сфере становится главной целью экономической
деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели
экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором
экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом
благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической
деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем
выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их
знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего
развития социальной сферы.


1. Характеристика моделей социальной политики зарубежных стран и выбор России

1.1. Характеристика социальной политики государства

Правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе . В узком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.
Основными индикаторами общественного развития, находящимися под воздействием социальной политики, являются:
- доходы как материальные источники существования;
- занятость;
- здоровье;
- жилье;
- культура;
- образование;
- окружающая среда.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Социальное обеспечение включает социальное страхование и общественное вспомоществование, направленное на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые другие сферы .
Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.
Степень участия государственного сектора в социальной сфере во многом определяет масштабы и характер проводимой социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика предполагает сведение к минимуму ее масштабов, содержания и объектов .
Существуют различные классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную и американо-британскую модели социальной политики. Зачастую, исходя из преемственности от той или иной политической партии, скандинавскую социальную модель называют также социал-демократической, континентальную – социально-рыночной, а американо-британскую – либеральной моделью социальной политики. Рассмотрим их основные черты.

1.2. Скандинавская и шведская модель социальной политики

В модели социальной политики этого типа значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.
Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия “политика полной занятости”, “солидарная система зарплат”. Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов .
Осуществление целей идет через преднамеренное перераспределение доходов, прежде всего через налоговую и трансфертную политику, для чего были созданы специальные государственные и негосударственные институты. Универсальность модели выражается во всеобщности и общедоступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта .
Социальное обеспечение находится на высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.
Образование в Швеции охватывает все население и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а также программы переквалификации и ряд других образовательных программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения дает возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования значительно снижают уровень безработицы и отражают политику полной занятости населения. В самом законодательстве Швеции закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска. Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы на образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда. Здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов .
На сегодняшний день социальная модель в Швеции требует серьезного пересмотра в сторону либеральных реформ. К этому обязывает членство в ЕС, которое требует согласия с его основополагающими неолиберальными принципами и стандартами социального регулирования. Возникает вопрос о слишком высоких социальных издержках в Швеции по сравнению с другими членами ЕС, где расходы на социальную защиту значительно ниже. В целом ситуацию в области социальной защиты продолжают определять принципы солидарности и социальной справедливости.

1.3. Немецкая модель социального рыночного хозяйства

В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.
В Германии действует 4 вида социального страхования: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев. Социальное страхование финансируется совместно работодателями, а также наемными работниками и дифференцируется по видам деятельности. Принцип страхования означает право на получение услуг теми, кто делает взносы в соответствующие фонды. Уплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от действительной потребности в ней. Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые в виде пособий на детей (единовременные выплаты при рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам .
В системе здравоохранения действует система обязательного медицинского страхования, в результате 90% населения охвачено обязательным страхованием, 8% – частным и за 2% неимущих граждан платит государство. В системе образования главным является принцип “академической свободы”, т. е. в образовательное учреждение может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Среднее и высшее образование является бесплатным.
Германия в конце 1990-х гг. достигла определенного пика развития своей социально-ориентированной экономики, которая теперь, как и шведская модель, нуждается в серьезной модернизации. Политику социального рыночного хозяйства Германии усложняет проблема, связанная со структурными преобразованиями в Восточных землях, где продолжается закрытие неконкурентоспособных производств, идет рост безработицы и социальной напряженности. На ближайшие годы в Германии намечена окончательная интеграция новых федеральных земель в экономическую систему единой Германии, снижение безработицы и проведение пенсионной реформы, где наряду с государственным социальным страхованием будет развиваться частная система страхования.

1.4. Американо- британская модель

Данная модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии .
Социальные программы строго индивидуализированы, и большинство из них приватизированы. Вместо равенства возможностей для всех групп нуждающихся введен принцип выборочной помощи отдельным категориям населения. К ним отнесены пенсионеры, инвалиды, больные и недееспособные лица, малооплачиваемые семьи с детьми, неполные семьи. В настоящее время пособия на детей выплачиваются всем детям до 16 лет, а также малообеспеченным семьям, но только в том случае, если семья является полной. Пособие выплачивают и после 16 лет, если ребенок учится в дневном колледже.
Обязательное образование является бесплатным. Система здравоохранения также бесплатная. Однако недостаток средств и недостаточно развитая система платных медицинских услуг приводят к необходимости реформ в этой сфере. В ближайшие годы в Великобритании предполагается разработать проект развития системы платных медицинских услуг, что предусматривает широкие возможности для пациентов в выборе врачей и больниц.
Американская модель государства благосостояния. Данная модель социальной политики базируется на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-политической жизни страны. Начало развитию современной системы социального обеспечения в США было положено принятием в 1935 г. президентом Ф. Рузвельтом фундаментального Закона о социальном страховании.
В США основным адресатом социальной помощи является семья. Основной критерий получения материальной поддержки – бедность, то есть доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи малоимущим семьям в США является пособие на детей. Особенностью социальной политики США является преобладание “натуральных” видов помощи нуждающимся над денежными. Это могут быть, например, талоны на питание, которые включают покупку только пищевых продуктов (за исключением корма для животных, алкоголя, табака и импортных продуктов). Страхование является строго персонифицированным.
1.5. Социальная модель в рамках Европейского Союза ..............



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Социальное рыночное хозяйство – панацея для России, поскольку она в начале периода системной трансформации находилась в сходных с Германией условиях: дезорганизация и дискредитация прежнего общественного устройства в глазах если не большинства населения, то активной части населения, разруха и моральная устарелость сложившейся производственной базы, распад прежних хозяйственных связей вследствие раскола страны и проч.
Действительно, между Россией и послевоенной Германией – много общего. Но много и отличий. Наиболее важные среди них: немецкие монополии в значительной степени были ослаблены – политикой денацификации и декартелизации. Так что опасность монополистического влияния на экономику и политику была осознана только в середине 50-х гг., когда под давлением Эрхарда был принят (1957) закон против картелей. В России же они успешно мимикрировали из министерств в крупные межотраслевые государственный корпорации. И влияние госмонополий в экономике усиливается на протяжении всего периода трансформации.
В Германии под спудом нацистского режима сохранились на «клеточном» уровне формы местного самоуправления, которые и стали фундаментом для отстраивания гражданского общества, а потому – для запуска механизмов субсидиарности. В России этих форм не было, потому на страну с неизбежностью опустилась вертикаль власти с присущей ей сверхцентрализацией. Наконец, Западная Германия восстанавливалась в период, когда экономическая интеграция Европы делала лишь первые шаги, а потому внутренние механизмы рыночного развития, включая и специфические для модели социального рыночного хозяйства элементы, не испытывали столь мощного воздействия мирового рынка и его императивов, как это имеет место в отношении России. И если Эрхард мог позволить себе, напр., возражать даже против сверхбыстрого распространения налогового, таможенного и др. режимов западногерманской экономики на экономику Саара (эта земля оказалась в составе ФРГ чуть позже), опасаясь, как бы ростки свободного рынка здесь не были подмяты более мощными силами, то для России в нынешней ситуации глобальных экономических связей вопрос стоит иначе – тем более, что через экспорт нефти и газа страна все равно втянута в глобальные мирохозяйственные процессы.
Означает ли это, что опыт социального рыночного хозяйства бесполезен? Нет – его надо знать, при этом, правда, помня, что дважды в одну воду войти не удавалось ее никому.
В целом неолиберальные идеи государственного регулирования экономики возобладали над кейнсианскими начиная, примерно, с 70-х гг., когда для многих стран постоянными стали нарастающие инфляционные процессы, дефицит государственного бюджета, безработица. Неолибералы поставили в вину кейнсианцам (и неокейнсианцам) разросшиеся масштабы государственного сектора экономики, ограничение условий для свободной конкуренции, сокращение инвестиций в важнейшие сферы экономики вопреки обещаниям, что их (инвестиций) эффект распространяется с мультиплицирующей силой и еще более усиливается акселератором. Наглядным проявлением приоритета неолиберализма над кейнсианством в 70-80-е гг. является планомерная по соответствующим многолетним программам денационализация многих отраслей хозяйства, находившихся ранее в сфере государственной экономики. За последние годы благодаря этому существенно оздоровилась экономика Великобритании, Франции Японии, Восточной Германии (бывшая ГДР), Чили, Испании и других стран, минимизировавших сферу государственного экономического влияния.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асжина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. - М.: Норма, 2001.
2. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М.: Мысль, 2003.
3. Бурджалов Ф.Э., Гришин И.В., Сванидзе З.Я., Соболева И.Б. Типы социальной политики: концепции, практика//Общество и экономика.-1997-№5.
4. Каргалова М.В. Христианские истоки европейской социальной модели//Исторический вестник.-2002-№9-10.
5. Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М.: Дело, 2004.
6. Механизмы защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). - М.: Наука, 2002.
7. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., ЮНИТИ, 2003.
8. Ковалев И.Н. История экономики и экономических учений. Ростов н/Д. Феникс, 2004.
9. Можаев В. Совместима ли шведская модель с глобализацией и «евроинтеграцией»?//Человек и труд.- 2004. - №4.
10. Экономическая теория на пороге ХХI века. Под ред. Ю.М. Осипова и др. СПб., 2006.
11. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М. ИНФРА-М, 2004.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.