На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование и развитие волевых качеств личности школьника

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 111. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Дипломная работа
Развитие и формирование волевых качеств личности школьника

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волевых качеств личности 6
1.1. Понятие, состав, структура и классификация волевых качеств личности 6
1.2. Развитие волевых качеств личности младшего школьника 20
1.3. Факторы формирования волевых качеств личности школьника в системе физического воспитания 28
Глава 2. Анализ особенностей физического воспитания младших школьников 40
2.1. Педагогические технологии формирования волевых качеств личности младшего школьника 40
2.2. Методика воспитания волевых качеств личности младшего школьника на уроках физической культуры 50
Глава 3. Исследование волевых качеств личности младшего школьника 56
3.1. Методика изучения волевых качеств личности младшего школьника 56
3.2. Результаты изучения волевых качеств личности младшего школьника 64
3.3. Формирование психических качеств личности школьника на уроках физической культуры 77
Заключение 85
Список использованной литературы 87
Приложение

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что морально-волевые качества личности являются стержнем формирования характера, следовательно вопросы формирования и развития волевых качеств личности школьника являются важными в общей системе воспитания. Психология физического воспитания способствует рациональному решению практических задач общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера с учетом анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развиваются двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний. Двигательная, волевая, умственная активность при занятиях физической культурой и спортом во многом способствует преодолению лени, пассивности, инертности, слабоволия и признаны мощными рычагами самовоспитания. Физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающие физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующие наиболее полной реализации генетической про граммы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида. Физическое воспитание ставит своей целью развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья. Кроме того, физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т.д.), при этом решаемые задачи носят общий характер.
Психология физического воспитания тесно связана с педагогикой, а ее содержание включает в себя изучение психологических особенностей как учителя физической культуры, так и учащихся, а также организацию педагогического процесса.
Специфика занятий физическими упражнениями определяет предмет психологического обеспечения физического воспитания и спорта. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действия (умения и навыки), необходимые для реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.
Так, мы видим высокую значимость средств физической культуры в вопросах формирования и развития волевых качеств личности школьника.
Одним из условий повышения эффективности формирования у школьников нравственно-волевых качеств является взаимодействие субъектов деятельности, входящих в состав педагогической системы «ученик - педагог (тренер) — детский спортивный коллектив». Специфической особенностью этого взаимодействия является создание педагогом у учащихся установки на развитие целеустремленности, инициативы и чувства ответственности перед товарищами, коллективом. Их наличие определяет развитие и других нравственно-волевых свойств личности подростка, содержание нравственно-волевой направленности, нравственно-волевую зрелость. Необходимые теоретические предпосылки для благоприятного формирования нравственно-волевых качеств создают психологические особенности школьного возраста, на что указывают Н. И. Болдырев, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, А. И. Кочетов, В. А. Крутецкий, А. С. Макаренко, И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский и др. Ими подчеркивается особая восприимчивость подростков к процессу педагогического руководства нравственно-волевым развитием, т. к. в этом возрасте уже накоплен достаточный опыт морального поведения, пробуждается нравственная потребность в самовоспитании.
Целью данной работы является изучение формирования и развития волевых качеств личности школьников на уроках физической культуры.
Задачами данного исследования являются:
- рассмотреть теоретические основы волевых качеств личности;
- проанализировать психологические особенности физического воспитания школьников;
- изучить пути формирования и развития волевых качеств личности школьника на уроках физической культуры.
Объектом исследования является процесс формирования и развития волевых качеств личности школьника на уроках физической культуры.
Предметом исследования выступают педагогические условия формирования и развития волевых качеств личности школьников на уроках физической культуры.



Глава 1. Теоретические основы волевых качеств личности

1.1. Понятие, состав, структура и классификация волевых качеств личности

В психологии воля рассматривается как свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции человеком своей деятельности и поведением вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Воля как качество личности представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Задачей воли является управление поведением человека, саморегуляция активности, особенно в случаях возникновения каких-либо препятствий. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или, когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики, как воля. В настоящее время существуют несколько вариантов понимания и исследования воли: либо выделение всех реальностей, для которых вводилось понятие «воля», и выбор одной из них как отвечающей современному пониманию воли; либо выделение во всех реальностях того общего, что позволяет все их связать с волей; либо изменение содержания понятия «воля» для обозначения какой-то новой реальности.
Когда говорят о составе волевых качеств, то имеют в виду их совокупность (их количество, различия и связи между ними). Разные авторы, Н. Ф. Добрынин, В. К. Калин, С. А. Петухов, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, Р. Ассаджиоли, выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности. Это происходит потому, что в большинстве случаев состав волевых качеств и их классификация определяются умозрительно, без экспериментального доказательства их самостоятельности и принадлежности именно к волевой регуляции.
Однако отмечается их слабая дифференцированность (А. Ц. Пуни, М. С. Говоров). Набор волевых качеств в них выглядит как случайный. Чаще всего отмечаются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность.
Наглядным примером запутанности вопроса о выделении и дифференциации волевых качеств является и приводимая ниже таблице 1.
Таблица 1. Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)
Волевые свойства Цель и стремление к ней Возможности и мотивы Борьба и выбор мотивов Решение Осуществление решения
Сильная воля Четкое осознание цели. Интенсив-ное стремление Достаточ-ные Обоснован-ные и быстрые Обоснован-ное, с интенсив-ным стремле-нием Стойкое
Настойчи-вость Отдаленная, с интенсив-ным стремле-нием Нормальные Очень стойкое
Упрямство Объективно-неопрадан-ная Определяются не объективным учетом всех возможностей, с предвзятым мнением Необосно-ванное, с интенсив-ным стремле-нием Стойкое
Податли-вость Легко меняющая-ся Определяются внушающим влиянием других лиц Легко меняется Различное
Внушае-мость Отсутствует Дается извне То же
Решитель-ность Четкое осознание цели. Интенсив-ное стремление Достаточ-ные, иногда чрезмерные Быстрые, но не всегда обоснован-ные Четкое и устойчивое Стойкое
Нереши-тельность То же То же Длительные Отсутствует или часто меняется Отсутствует
Слабоволие Нечеткое, со слабым стремле-нием Нечеткие Незавер-шенные Без стремления к выполне-нию Нестойкое

А. Ц. Пуни считает, что у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова. Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому совокупность волевых качеств (волевую сферу личности) следует рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой.
Та или иная совокупность волевых качеств, как полагает А. Ц. Пуни, определяется устойчивыми, объективными условиями конкретного вида деятельности. Ими определяются прежде всего ведущие волевые качества, с развитием которых связан успех преодоления препятствий, типичных для данного вида деятельности, а также волевые качества, которые подкрепляют, поддерживают ведущие. Исходя из этой концепции, А. Ц. Пуни выделяет разные структуры волевой сферы (сочетания волевых качеств) для представителей разных видов спорта.
Однако априорно установленная необходимость проявления тех или иных волевых качеств в каком-то виде деятельности еще не означает, что эти качества действительно имеются у человека, занимающегося этой деятельностью. Для занятий спортивной гимнастикой, например, требуется смелость, однако оказалось, что даже среди мастеров спорта по гимнастике 20% составляют лица с низким уровнем смелости (Н. Д. Скрябин). Следовательно, вопреки убежденности А. Ц. Пуни в том, что спортивная гимнастика развивает смелость, ее не так-то легко развить, даже если деятельность требует проявления этого качества.
Говоря о структуре волевых качеств мы можем отметить следующее. П. А. Рудик пишет, что «...изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов воспитания этих качеств. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания приобретает грубо эмпирический характер и нередко приводит к результатам, противоположным тем целям, которые ставил перед собой воспитатель». Между тем изучению этого вопроса в психологии не уделяется должного внимания.
Как и любые качества личности, волевые качества могут быть представлены в виде структуры. Выделяют:
Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Однако, признавая это, в ряде случаев психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Так, например, П. Павлов, считает, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесены сильная нервная система, подвижность и уравновешенность нервных процессов, к плохим — противоположные типологические особенности. В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т. д. присущи только лицам с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А. П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время как отрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх и др.) имеют в своей основе структурные особенности слабой нервной системы». Это утверждение имеет мало общего с реальностью.
Скрябин Н. Д. В 1972 году установил, что низкая степень смелости (боязливость) связана с определенным комплексом типологических особенностей: слабой нервной системой, преобладанием торможения по «внешнему» балансу, подвижностью торможения. Среди представителей тех видов спорта, которые связаны с переживанием страха и отсутствием страховки (прыжки с парашютом, прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду), почти нет спортсменов с этой типологической триадой.
Таким образом, каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая в одних компонентах может совпадать у разных волевых качеств, а в других — расходиться. Например, люди, у которых отмечается высокая степень терпеливости, могут и не обладать высокой степенью решительности, так как два типологических признака из четырех у них противоположны тем, которые обусловливают высокую степень решительности. Даже сила нервной системы, которая некоторыми исследователями (М. Н. Ильина, 1986) не совсем правомерно рассматривается как синоним «силы воли», не связана с решительностью, проявляемой в обычной, неопасной ситуации.
Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог. Снизу лежат природные задатки — нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой — волевое усилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами — мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами человека (моральными компонентами воли, о которых говорил И. М. Сеченов). И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит степень выраженности каждого волевого качества.
При этом в каждом волевом качестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Это отчетливо проявилось в исследовании Е. К. Фещенко (1999). Он изучал степень выраженности ряда «родственных» волевых качеств (терпеливости, упорства и настойчивости) в зависимости от имеющихся у испытуемых типологических особенностей свойств нервной системы — с одной стороны, и потребности достижения — с другой стороны. Для всех этих качеств была характерна связь с типологическим комплексом терпеливости, о котором говорилось выше. Однако связь эта для каждого качества была разной: более тесной — для качества терпеливости и менее тесной (слабой) — для качества настойчивости....................


Заключение

Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие волевых качеств представляет собой формирование таких качеств личности, как решительность, настойчивость, независимость, смелость, упорство, целеустремленность, позволяющих человеку действовать в соответствии с собственными целями, идеалами и ценностями, независимо от случайных обстоятельств и давления со стороны других людей. Развитие волевых качеств в онтогенезе связано со становлением мотивационных систем ребенка, устойчивости и осознанности его желаний и стремлений. Основой развития волевых качеств является формирование устойчивой иерархии мотивов, при которой одни мотивы становятся более значимыми и доминируют над другими. Воспитание волевых качеств заключается в формировании социально значимой нравственной, моральной или познавательной мотивации, которая приобретает для ребенка побуждающий и смыслообразующий характер. Развитие волевых качеств опирается на функцию воображения, благодаря которой будущие, предвосхищаемые результаты «нужного» действия становятся более значимыми и сильными для ребенка, чем сиюминутные удовольствия. Волевые усилия как раз и заключаются в преодолении ситуативных побуждений ради более значимой, но отдаленной цели. Волевые качества ребенка воспитываются только при известной степени самостоятельности, когда он сам может ставить себе цели и выбирает способы их достижения. В условиях сверхзаботы и гиперопеки волевые качество личности ребенка остаются в зачаточном состоянии.
Проанализировав научную литературу по теме исследования и опираясь на полученные знания по теме, нами было организовано и проведено экспериментальное исследования уровня развития волевых качеств детей, обучающихся в школе. Для этого нами были подобраны и апробированы следующие методики исследования:
1. Изучение самооценки ответственности;
2. Методика «Социальная смелость»;
3. Тест «Самооценка силы воли»;
4. Методика для выявления уровня упорства «Неразрешимая задача».
В эксперименте принимали участие 30 детей школьного возраста: 10 учащихся 3 класса (в возрасте 9-10 лет), 10 детей 5 класса (в возрасте 12 лет) и 10 учеников 9 класса (в возрасте 15-16 дет).
В результате проведенного исследования мы смогли отметить в целом невысокий уровень развития исследуемых параметров у детей младших классов, средние показатели ответственности, силы воли, упорства, смелости были выявлены у учащихся 5 класса. Высокий уровень развития вышеперечисленных параметров мы отметили у старшеклассников. Таким образом, мы можем утверждать, что существует взаимосвязь между особенностями развития волевых качеств и возрастом школьника - уровень сформированности волевых качеств зависит от возраста учащихся и чем старше ребенок, тем выше уровень развития воли и волевых качеств.
Нами были подобраны физкультурные занятия и упражнения, направленные на формирование волевых качеств детей - школьников.
Таким образом, мы рассмотрели некоторые рекомендации по развитию воли и волевых качеств детей. В приложении представлены занятия по развитию волевых качеств детей школьного возраста.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Академический проспект, 2003. - 702 с.
2. Ануфриев А. Ф. Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось – 89», 1998.
3. Блонский П. П. Психология младшего школьника. – М.: Издательство Института практической психологии, 1997. – 575 с.
4. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. – М.: КноРус, 2006. – 367 с.
5. Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Академический проспект, 2005. – 378 с.
6. Волков Б.С.,Волкова Н.В. Возрастная психология: В 2 ч.: Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: Учебное пособие для вузов. – М.: ГИЦ Владос, 2005
7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 284 с.
8. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. - М., 1979
9. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие (под ред. Клочко В.Е.). - М: Владос, 2004. - 264 с.
10. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 320 с.
11. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.
12. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. - СПб.: Питер, 2000. - 486 с.
13. Ильина М. Н. Воля в возрастной психологии. – М.: Академический проспект, 2000. – 436 с.
14. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников: методическая разработка. - М.: НИИ общей и педагогической психологии, 1989. - 109 с.
15. Кошелева С. В. Педагогическая психология. – М. :АСТ, 2005. – 96 с.
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Проблемы психического развития; Развитие в детстве и отрочестве; Развитие зрелой личности: Учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений. – М.: Юрайт-М. - 464 с.
17. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.
18. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др. Психология развития. – М.: Академия. – 352 с.
19. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
20. Немов Р. С, Психологический словарь. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
21. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В. М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987. —367 с.
22. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение: От рождения до пожилого возраста. Современный учебник. – М.: Речь, 2006
23. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2004. - 176 с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
25. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
26. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. – М.: ТК Велби, 2004. - 288 с.
27. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 367 с.
28. Холодов Ж.К.,Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2006. – 378 с.
29. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. - 806 с.
30. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания: Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе Изд. 2-е, перераб., доп. М.: Педагогический поиск, 2004. - 160 с.
31. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Изд. 2-е, стереотип. Высшее профессиональное образование. – М.: Академия, 2006. – 702 с.
32. Зобков В. Д. Психология младших школьников с различными типами отношения к физической культуре lib.sportedu.ru/press/tpfk/1996N1/p16-17.htm
33. Психология младших школьников younger.psypublica.ru/

Приложение 1
Конспекты физкультурных занятий по формированию волевых качеств учащихся

Конспект итогового занятия-соревнования по физкультуре «Путешествие в страну Спорта и Здоровья»

...........


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.