На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Лидерство в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Лидерство в подростковом возрасте 6
1.1.Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2.Проблемы лидерства в подростковом возрасте 12
1.3.Основные подходы к анализу феномена лидерства в группах учеников 9-11 классов 15
Глава 2. Лидер в подростковом коллективе 21
2.1.Роль лидера в структурировании и функционировании подросткового коллектива 21
2.2.Психологический климат коллектива 25
2.3.Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений в коллективе с учетом статусно-ролевых позиций 32
Глава 3. Экспериментальное исследование проблемы лидерства в подростковом возрасте 38
3.1.Идея, методы и ход исследования 38
3.2.Данные, полученные в ходе исследования 43
3.3.Обсуждение результатов и выводы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложение 1 56
Приложение 2 57


ВВЕДЕНИЕ

Современная школа нуждается в психологе-носителе специальных знаний в области возрастной психологии и психологии развития. Без участия психолога немыслим современный образовательный и воспитательный процесс.
Именно психолог должен эффективно заботиться о хорошем психологическом состоянии школьников, учителей, родителей, опираясь на знание возрастных особенностей психического развития, на индивидуальный подход к подростку. Ведь задачи школы – это не только воспитание и обучение, но и психологическое сопровождение взросления, помощь в преодолении внутриличностных и межличностных конфликтов на пути обретения подростком уверенности в себе, ответственности и жизненной устойчивости.
Проблема лидерства в подростковой среде занимает далеко не последнее место в ряду школьных проблем. Дальнейшая жизнь подростка, юноши потребует от него не только умения строить свою жизнь, но и, диктуемые временем, навыки лидерского поведения, выступающие условием жизненного успеха.
В современном мире от будущего взрослого требуются поистине лидерские качества: инициативность, настойчивость, вера в себя и успех дела. Развитие рыночных отношений, а вместе с ними и системы менеджмента требует практически от каждого умения организовать работу, преодолеть препятствия внутреннего и внешнего характера на пути повышения ее эффективности.
Трудности претерпевает и семья. Для ее создания и обеспечения от молодого человека сегодня требуется гораздо больше целеустремленности, самостоятельности, уверенности и способности идти на риск. В некотором смысле, современная жизнь требует от молодого человека реализации имеющегося лидерского потенциала.
Современному подростку, в некотором смысле труднее, чем его родителям. Проблемы становления осложняются не только трудным личным поиском своего места в жизни, но и социально-экономическими трудностями государственного масштаба.
На подростков и юношей нашего времени, с одной стороны, быстро наваливаются взрослые проблемы, вынуждающие к быстрому обретению зрелости, а с другой – сокращается время для решения возрастных задач, результатом которого является полноценная социализация, нормальное всестороннее развитие.
В центре внимания нашего исследования – подросток. Зачастую самые серьезные школьные проблемы связаны именно с ним и его отношениями с окружающими.
Часто подросток в современной школе нуждается в помощи психолога, ждет ее. Почему он ее ждет и как ему помочь – об этом данная работа.
Объект настоящей работы феноменология подростковых групп.
Предмет данной выпускной квалификационной работы возрастные аспекты лидерства в подростковой группе.
Основная гипотеза приведенного исследования формулируется следующим образом: лидерство в подростковой среде обусловлено успешностью решения возрастных задач.
Цель настоящей работы проанализировать лидерство в подростковой группе психологическими методами и средствами.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) Изучить научную психологическую литературу по заявленной теме;
2) выполнить теоретическое исследование по проблемам лидерства в подростковой группе на основе изученной литературы;
3) провести экспериментальное исследование лидерства в подростковой группе;
4) Представить данные исследования, описать результаты и сделать выводы.
Методологическими основами данной выпускной квалификационной работы выступают труды теоретиков и практиков психологии развития таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М. Кле, Т.В.Драгунова, И.С.Кон, А.Е.Личко, Н.П.Аникеева и др.
Эмпирической основой настоящей работы являются результаты экспериментального исследования, проведенного в МОУ СОШ № 113 г.Волгограда по проблемам взаимосвязи возрастного развития и проявления лидерства в подростковой среде.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя 3 главы, с тремя под главами в каждой.
В Главе 1 раскрываются особенности подросткового возраста и, связанные с ним проблемы лидерства.
В Главе 2 рассматриваются вопросы лидерства в группе, коллективе подростков, особенности психологического климата в зависимости от характера лидерства, возможности и приемы его психолого-педагогической коррекции.
В Главе 3 приводятся данные, результаты и выводы экспериментального исследования связи способности лидировать и успешности в решении возрастных задач.
Работа содержит введение, заключение и библиографический список использованной литературы.

Глава 1. Лидерство в подростковом возрасте

1.1. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст привлекает внимание не только учителей и родителей, но и серьезных исследователей, теоретиков психологической науки и психологов-практиков. «Эта стадия является каким-то особым способом существования между детством и взрослостью». Какой же это возраст? Чем он интересен? До начала 20-го века Европа практически не знала такого возрастного периода как отрочество. Более поздний и несколько отличный от отрочества юношеский период вообще стал описываться только после второй мировой войны.
Исследователи ограничивают данный возраст хронологическими рамками, не сходясь во мнении. Например, М.Кле, рассматривая время перехода от детства к юности, относит к данному периоду целое десятилетие: «Постепенно произошел раскол поколений, который характеризует наше время, с длинным периодом отрочества, покрывающим практически целое десятилетие между 10 и 20 годами».
Ш.Бюлер выделяет период 11-17 лет, Д.Б.Эльконин указывает возраст 11-16 лет. Дети 15—17 лет, как правило, обучаются в 9, 10 и 11 классах общеобразовательной школы. Л.И.Божович определяет этот возраст, как вторую фазу подросткового возраста, «ее часто называют периодом ранней юности».
Дубровина И.В. называет этот возраст юношеским: «Юношеский возраст— период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью» . В западной психологии преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости и границы которого могут простираться от 12/14 до 25 лет. В отечественной науке юность определяется в границах 14—18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15—17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.
И если еще десятилетие назад можно было возрастной период 15-17 лет относить к подростковому, то сегодня в этом возрасте, в основном, завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. В плане полового развития большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде.
Очевидно, что этот возраст относится к кризисным возрастам. Многие исследователи рассматривают его как завершающий подростковый кризис, а многие выделяют особенный кризис ранней юности. Сущность подросткового кризиса заключается в противоречии между внутренним ощущением себя взрослым человеком и отсутствием достаточной зрелости, чтобы вести взрослую жизнь. Чувство взрослости, возникающее в 11-12 лет у младшего подростка, с трудом находит себе выход в реальных житейских ситуациях.
Т.В.Драгунова отмечает: «Центральное новообразование личности подростка – формирование ощущения собственной взрослости в сочетании со стремлением не только быть, но и считаться взрослым». За последующие годы до совершеннолетия это ощущение укрепляется и отчасти подтверждается реальностью.
Переход в подростковый возраст знаменуется кардинальными изменениями в структуре личности ребенка из-за качественного сдвига в самосознании. «В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития»................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В обобщенном виде, главная задача подросткового возраста – это войти в мир взрослых, обрести равные с ними права и обязанности. Для достижения этой цели подростки используют, заложенные в них природой и допустимые социумом возможности и способы, определяющие стратегию и тактику взросления. Одной из важнейших тенденций этого периода является переориентация общения с родителей и других взрослых на общение со сверстниками. Именно в коллективе сверстников, подросток может осознать сильные и слабые стороны своей личности, развить некоторые способности, осознать ценность коллективной деятельности, овладеть навыками лидерского поведения. В проведенном нами исследовании, результаты которого изложены в Главе 3, доказывается зависимость лидирующего положения подростка в группе, в коллективе и успешность решения им возрастных задач.
Основные выводы данной работы убеждают в том, что подростковый возраст является возрастом нормативного кризиса. Период 15-17 лет можно относить к старшему подростковому возрасту или выделять в самостоятельный возрастной период ранней юности. На данном этапе развития, а по данным некоторых авторов он охватывает целое десятилетие (от 10 до 20 лет) возникает несколько новообразований: чувство взрослости у младшего подростка, новый скачок в самосознании у старшего подростка, самоопределние и открытая реалистичная временная перспектива у юноши или девушки. Юность живет обращенностью в будущее. Все переживания молодого человека вращаются вокруг построения своего будущего, вокруг жизненных планов. В старшем подростковом возрасте человек уже достаточно реалистично смотрит на мир, для того, чтобы понять – построение жизни требует особой психической активности, выработки социально-ценных качеств личности, большинство из которых можно определить как лидерские. Доступными способами развития и саморазвития в этом периоде выступает общение со сверстниками и старшими товарищами, которыми могут выступать учителя и родители. Развитие лидерских задатков представляется в подростковом возрасте как проблема формирования характера, как «внешний» этап овладения самоконтролем. И, если для младших подростков общение является самоценностью, то для старших подростков и юношей уже характерно стремление к совместно-разделенной просоциальной деятельности с социально значимым результатом. Это становится основной тенденцией в деятельности учеников 9-11 классов.
Лидерство в подростковом возрасте имеет свои особенности, но все же поддается осмыслению в рамках наиболее популярных теорий: теории черт, системной теории. Очень популярным при анализе проблем лидерства в подростковой группе является структурный анализ.
В силу того, что лидер стоит на вершине статусно-ролевой иерархии в подростковой группе, у него есть наибольшие возможности для влияния на других членов группы. Лидер определяет, насколько успешной будет групповая деятельность, насколько полно будут удовлетворяться в группе возрастные потребности, какой образец для подражания он предложит остальным членам группы. Лидеры определяют нормы и ценности коллектива – от него зависит будет ли группа просоциальной или будет развивать антиобщественную деятельность.
Для успешной коррекции психологического климата в коллективе, развития лидерских качеств, необходимо осознать противоречие, вызванное формальными и неформальными структурами одного и того же класса, объединения, клуба. Противоречие между лидерством и руководством в школьной среде более острое ввиду возрастного разрыва меду лидером и классным руководителем.
Лидер определяет, какой будет «тон» коллектива, его атмосфера, установятся ли в нем дружеские отношения, норма взаимопомощи или отношения будут грубыми, жестко иерархиризированными. Чем более развита группа, тем более интересная, культурная, с широким кругом интересов личность ее лидера.
Главными условиями проведения успешной психолого-педагогической коррекционной работы в подростковом коллективе является авторитет классного руководителя и выстраивание педагогического влияния в русле ведущей деятельности и возрастных интересов подростков.
В результате нашего экспериментального исследования подросткового коллектива, удалось вычленить и обосновать существование взаимосвязи между лидерским статусом в коллективе и успешностью в решении возрастных задач. В коллективе исследованного нами объединения достаточно четко выделяется группа девочек и группа мальчиков, каждая со своим лидером. Общественно значимая деятельность школьного объединения основывается на активности двух ее лидеров – мужского и женского пола. Основной деятельностью подростков в школьном объединении является деятельность общения. Лидеры воспринимаются как образцы в выполнении этой деятельности. Лидерам данного объединения приписывается большая личностная зрелость, чем другим членам коллектива и высокая разработанность личных жизненных планов. Таким образом, можно утверждать, что успешность в актуальных для подростка сферах жизни создает условия для лидерства. Нами также установлено, что успешность в решении возрастных задач не является однозначным показателем лидирования, а существует в виде достаточно четко прослеживаемой тенденции.
Представляя перспективы развития данной тематики, можно отметить, что подростковое лидерство - феномен, возникновение которого зависит от множества разных условий. Активное отношение к своему взрослению далеко не единственное, хотя и весьма существенное условие развития лидерских качеств. Существенное влияние на него оказывают, по-видимому, особенности социальной ситуации развития, темперамент, характеристики жизненного плана как результата собственной активности и как проекта человеческой судьбы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства//Вопросы психологии, 1991, №3;
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998;
3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983;
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М., 1997;
5. Бурлачук Л.Ф, Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб, 1999
6. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период. Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М., 1997;
7. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1996;
8. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. Соч. в 6-ти Т., Т.4. – М., 1984;
9. Добрович А.Б. Примитивные межличностные реакции. Основы конструктивного общения. Хрестоматия/сост. Т.Г.Григорьева и Т.П.Усольцева. – М., Новосибирск, 1997;
10. Драгунова Т.В. Подросток. – М., 1976;
11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2000;
12. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. – М., 1994;
13. Кле М. Психология подростка. Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М., 1997;
14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989;
15. Кричевский Р.Л. Синтетический подход к исследованию лидерства//Вопросы психологии, 1977, №6;
16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной психологии. Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая.. – М., 2003;
17. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. - М., 1985;
18. Лебедев В.И. Психология и управление. – М., 1990;
19. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М., 1997;
20. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1998;
21. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Собр. соч.Т.1 – М., 1957;
22. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000;
23. Практическая психодиагностика/сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1998;
24. Практическая психология образования /под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997;
25. Сатир В. Модели общения. Основы коструктивного общения / сост. Т.Г.Григорьева и Т.П.Усольцева. – М., Новосибирск, 1997;
26. Социальная психология / под ред. Г.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. – М., 1975;
27. Социальная психология малой группы/под ред. Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубовской — М., 2001;
28. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1996;
29. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. Хрестоматия по возрастной психологии/под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.,1996;
30. Эриксон Э.. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1996;



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.