На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая воспитание гуманных качеств у дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Развитие гуманных качеств у дошкольников

Содержание

Введение 3
Глава 1. Воспитание гуманных качеств у дошкольников 5
1.1. Проблемы воспитания гуманных качеств 5
1.2. Создание условий для формирования у детей - дошкольников
гуманного отношения к окружающим 10
1.3. Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных качеств 14
Глава 2 Три экспериментальных методики при исследовании гуманности у детей 18
2.1. Развитие гуманного отношения у дошкольников 18
2.2. Обобщения результатов использованных методик 26
Заключение 31
Список использованных источников 33


Введение

Философские основания гуманистического воспитания традиционно рассматриваются как европейские, т. е. «латинский гуманизм». Действительно, слово humanitar использовал Цицерон, затем оно было возрождено К. Салютать и Л. Бруни для обозначения «человеколюбия» и «должного» [13]. Философские ценности и установки европейского гуманизма оказали большое влияние на возникшую в середине 20-го века гуманистическую психологию. Например, идея ценности и уникальности человеческой личности, вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека является центральной как для К. Роджерса, так и для других представителей данного направления [216, 115]. Так, по мнению А. Маслоу, следует не апеллировать к чему-либо лежащему вне человека, а искать и находить основания всей системы ценностей в нём самом. С точки зрения автора, высшим идеалом является сама же личность, только полноценная, всесторонне реализовавшая себя, живущая в согласии с внутренней природой. А. Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; спонтанность; простота, естественность; центрированность на задаче, а не на себе; автономия; чувство сопричастности и единения с другими; более глубокие межличностные отношения и т. д. [114]. Концепция самоактуализации личности А. Маслоу и его теория мотивации стали психолого-мировоззренческим основанием современных гуманистических воспитательных технологий.
Несколько иной подход к проблеме развития зрелой личности мы видим у В. Франкла. Самоактуализация — не конечное предназначение человека. У ребёнка надо воспитывать готовность к нахождению смысла жизни. Возможность осуществить смысл жизни уникальна, человек, который сможет её реализовать, неповторим. По мнению В. Франкла, человек осуществляет себя лишь в той мере, в какой ему удаётся осуществить смысл, найденный во внешнем мире [20].
Таким образом, для представителей гуманистической психологии характерно понимание целостности человека как меры всех вещей и как личности, обладающей априорной ценностью, способной к творчеству и самораскрытию. По мнению исследователей, гуманистическая психология базируется на таких ценностях, как: уникальность человеческой личности; принятие другого человека, но не оценка и не осуждение; личная свобода; умение прогнозировать и контролировать собственную жизнь; умение жить настоящим, ценить каждый момент своей жизни; ответственность; независимость; умение преодолевать собственные защиты; свободная самодеятельность; самореализация природных импульсов, жизненных потребностей; взаимозависимость; сотрудничество; доверительность.
Отвергаются как антигуманные такие ценности, как конкуренция, иерархия, контроль над другими людьми. С гуманистическим направлением в психологии тесно связана гуманистическая педагогика. Так, «Российская педагогическая энциклопедия» рассматривает гуманистическую педагогику как процесс и результат реализации идей «гуманистической психологии» [160]. Действительно, такие ценности гуманизма, как человек и его благо, развитие его задатков определяют идеи воспитания в гуманистической педагогике. Эти ценности выходят за рамки культурной относительности и национальных различий, применимы ко всем людям и ко всем социальным системам. Тем не менее

Глава 1. Воспитание гуманных чувств у дошкольников

1.1. Проблемы воспитания гуманных качеств

В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство, особенно, период между 6 и 8 годами жизни. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
Д.И. Фельдштейн выделяет в качестве первостепенной задачу выяснения нормы психического, личностного развития современного ребенка, качественно отличающегося от сверстников 60-70-х годов ХХ века. Он указывает на необходимость восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что связано с определением путей формирования духовного здоровья ребенка, его жизненных смыслов. Сказанное актуализирует внимание к проблеме нравственного воспитания современных дошкольников в целом и формирования у них начал нравственного сознания в частности. В определении целей формирования начал нравственного сознания дошкольника важно ориентироваться на подготовку его к жизни в обществе и обеспечение полноценного проживания детства. При этом невозможно ограничивать сферу знаний дошкольников только отдельными сведениями о моральных нормах и правилах поведения (что достаточно часто обнаруживается при анализе программ дошкольного образования). В них наблюдается отсутствие поляризации этического знания и предлагается лишь набор определенных сведений о нормах морали, которые отражены в правилах поведения. В этой связи назрела потребность, с одной стороны, акцентирования в социальном блоке содержания программ дошкольного образования нравственной составляющей, с другой - расширения и упорядочивания морально-этических знаний. Исследования отечественной дошкольной педагогики в области нравственного воспитания охватывают эмотивную, когнитивную, конативную сферы, но обнаруживается отсутствие стройной системы как исходной позиции для структурирования синтетического поля достижений науки. Проблема нравственного сознания рассматривается различными областями научного знания. Вопросы формирования нравственного сознания тесно переплетаются с рядом актуальных тем самой разнообразной проблематики, охватывающей широкий спектр направлений исследований в философии, этике, культурологии, праве, теологии, психологии, аксиологии и др. Плотная увязка педагогических аспектов проблемы формирования нравственного сознания с полем исследований со смежной проблематикой в вышеперечисленных науках делает достаточно сложной ее полноценное осмысление. В психологии развитие нравственного сознания рассматривалось через диалектику взаимосвязи категорий значения и личностного смысла (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.), развития представлений и понятий (Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), освоения детьми нормативного содержания морали (З.Я. Неверович, Н.Н. Поддъяков, С.Г. Якобсон и др.). В педагогике в 30-е годы ХХ века под руководством Н.К. Крупской была разработана концепция воспитания, основанная на развитии у детей гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине. Основное внимание авторами данной концепции уделялось организации коллективных форм жизни детей с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
Изучение проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в 50 – 60-е гг. ХХ проводилось А.А. Анциферовой, В.Я. Вороновой, Р.И. Жуковской, Ф.С. Левин-Щириной, Т.А. Марковой, Д.В. Менджерицкой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной и др. В последующем научную работу в области нравственного воспитания дошкольников вели Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, А.В. Булатова, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова.
Возможности воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений в дошкольной педагогике изучались по ряду направлений: воспитание отношения ко взрослым, к сверстникам, к животным и растениям; изучение отдельных компонентов гуманных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость (Л.А. Пеньевская, А.М. Виноградова); роль средств воспитания гуманных чувств и отношений: художественной литературы (А.М. Виноградова, Л.П. Стрелкова); роль различных видов деятельности: игры (Р.И. Жуковская, Л.И. Лидак др.), труда (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева и др.).
Исследование проблемы воспитания коллективизма предполагало изучение возможностей воспитания у детей в различных видах деятельности: ответственности (К.А. Климова), взаимопомощи (Л.А. Пеньевская, С.А. Козлова, М. Мирзаабдуллаева, И.В. Сушкова), дружеских отношений (Т.А. Маркова, А.В. Булатова) и др.
Трудолюбие и отношение детей к труду изучались в направлении определения содержания детского труда и возможностей овладения детьми трудовой деятельностью (В.Г. Нечаева, Я.З. Неверович и др.), определения видов и форм организации этой деятельности (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.), а также воспитания в труде нравственных качеств личности (Г.Н. Година, Д.В. Сергеева и др.).
В отечественной дошкольной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания дошкольников рассматривались в той или иной мере в контексте изучения следующих традиционных направлений: роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С.А. Козлова, Я.З. Неверович, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.); роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т.А. Владимирова, А.В. Запорожец, И.А. Княжева, Л.П. Стрелкова, С.А. Улитко и др.); возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р.С. Буре, Л.В. Крайнова, В.Н. Давидович и др.); положения ребенка в группе сверстников (Т.А. Репина, О.М. Гостюхина, С.Г. Якобсон и др.); значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.П. Гаврилова, Т.И. Ерофеева, Е.А. Киянченко и др.); воспитания культуры поведения (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, В.Г. Нечаева и др.).
Выделяется несколько направлений в исследованиях проблемы нравственного воспитания дошкольников.
В русле первого направления изучалась роль знаний о социальной действительности в нравственном воспитании дошкольников, разрабатывалось содержание знаний об отдельных сторонах социального окружения, о труде людей, о нормах морали и правилах поведения, обосновывались условия и методы формирования соответствующих представлений, влияния на поведение детей, побуждения их к деятельности, в которой реализуются возникающие у них отношения к окружающим, к труду (желание подражать, проявлять гуманное отношение к окружающим, выражать социальные чувства и др.).
Второе направление связано с изучением роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка. Исследования показывают, что развитие сочувствия, сопереживания, отзывчивости является стимулом к совершению детьми нравственных поступков не под влиянием правил, а под влиянием гуманных чувств, когда поступок приобретает для ребенка личностную значимость.
Третья линия в исследованиях – изучение возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств и отношений. В рамках этих исследований анализируются содержание игр, труда, деятельности на занятиях и др., процесс овладения компонентами деятельности. На основе этого анализа разрабатываются методики соответствующего педагогического руководства деятельностью в целях решения задач нравственного воспитания. Большое значение придавалось роли коллективной деятельности в воспитании взаимоотношений между детьми. Рассматривались особенности способов объединения участников, придающие деятельности коллективный характер, методы формирования умения жить среди сверстников, гуманного отношения к ним, социальной активности партнера, осознающего себя участником общего дела и потому небезразличного к затруднениям и ошибкам сверстника, признающего права каждого на удовлетворение своих интересов, что побуждает к совместным решениям. В основу разработки методики формирования детских взаимоотношений была положена идея В.П. Залогиной, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой о ролевых и реальных отношениях, складывающихся в игре.
Направление, связанное с изучением положения ребенка в обществе сверстников, актуально в свете идеи гуманизации педагогического процесса в детском саду. Удовлетворение потребности каждого дошкольника в общении со сверстниками, в совместной с ними деятельности создает положительный микроклимат в группе, чему способствуют стиль общения педагога с каждым, умение понять ребенка, помочь ему выйти из состояния эмоционального дискомфорта, наладить отношения со сверстниками. Во главу угла ставится вопрос об удовлетворении потребностей и интересов ребенка, которые признаются значимыми для всей группы, и его успехи положительно оцениваются сверстниками.
Формирование начал нравственного сознания рассматривается как составляющая трудового воспитания (Р.С. Буре), целостного процесса нравственного воспитания, становления нравственной культуры ребенка (С.В. Петерина), социального воспитания на культурно-исторических традициях (Т.Ю. Купач), гуманистического воспитания в процессе литературно-ролевой игры (Г.Г. Сергеичева), формирования основ категориального видения картины мира (И.Э. Куликовская), ознакомления с социальной действительностью (С.А. Козлова), развития индивидуальности ребенка в коллективных взаимоотношениях (Е.А. Кудрявцева), особенностей построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада (Е.Н. Герасимова) и др.
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования. Также недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы. Вычленение проблемы формирования начал нравственного сознания современных дошкольников из общего тематического поля исследований, посвященных развитию личности и нравственному развитию детей, позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в ДОУ.
Недостаточная изученность данной проблемы в теории и практике педагогики ведет к существенным недостаткам в нравственном развитии ребенка-дошкольника.

1.2. Создание условий для формирования у детей - дошкольников гуманного отношения к окружающим

.................


Заключение

Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением.
Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой.
Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя.
Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило.
Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке [2, с. 56].
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
Главной детерминантой проявления КИ как гуманного отношения к сверстнику является не социометрический статус ребенка, не то, выбирают или не выбирают его дети для совместной деятельности, а сама совместная деятельность, ее содержание и ценностные характеристики. Отсюда следует, что межличностные отношения в детских группах вряд ли могут быть сведены к изучению эмоциональных предпочтений, диагностируемых с помощью традиционных процедур. В группах детей и подростков представляется возможным выделить следующие уровневые, иерархически связанные друг с другом пласты отношений: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Экспериментальное исследование КИ как гуманного отношения к сверстнику в дошкольном возрасте, показывает, что в онтогенезе происходит изменение типа детерминации межличностных отношений в детской группе: на смену внешнего опосредствования гуманных отношений совместной деятельностью приходит внутренняя форма их опосредствования смысловыми установками ребенка.


Список использованных источников

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. -- Ярославль, 1999.
3. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель-Пресс, Зао Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.
4. Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14.
5. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 1983.
6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.
2. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопр. психол. 1980. № 5. С. 60—70.
3. Абраменкова В. В. Межличностные отношения детей как объект изучения социальной психологии детства // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М., 1985. С. 121 — 130.
4. Абраменкова В. В. Методические принципы социальной психологии детства: социометрическая или деятельностная парадигмы исследования? // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. Ч. II. Даугавпилс, 1985. С. 85—90.
5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
6. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. 416 с.
7. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории / Под ред. И.С. Кона. М., 1977. С. 216—244.
8. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 105 с.
9. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности // Вопр. психол. 1986. № 1. С. 28—40.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
11. Бурменская Г. В. Экологическая ориентация в современной американской психологии // Вопр. психол. № 4. 1985. С. 155—162.
12. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. М., 1984.
13. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984. 237 с.
14. Коломинский Я. Л. Дифференциация социальной психологии и проблемы воспитания // Вопр. психол. 1983. № 2. С. 60—68.
15. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.
16. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985. 431 с.
17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. I, II. М., 1983.
18. Лисина М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. С. 3—32.
19. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 446 с.
20. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал, т. I. № 5. 1980. С. 46—53.
21. Осорина М. В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований // Советская этнография. 1983. № 3. С. 34—45.
22. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. М., 1978. 200 с.
23. Петровский А. В. Развитие личности с позиций социальной психологии // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 15—29.
24. Петровский В. А. Эмоциональная идентификация в группе и способ ее выявления // К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973. С. 69—77.
25. Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопр. психол. 1985. № 4. С. 17—
26. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М, 1979. 239 с.
27. Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума). М., 1966. 351 с.
28. Субботский Е В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1977. № 1. С. 62—72.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.