Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Конкуренция и монополия их взаимосвязи и развитие в мире и России

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 2
Глава 1. Конкуренция и монополия их взаимосвязи и развитие в мире и России 4
1.1. Конкуренция и монополия и их взаимосвязь 4
1.2.Тенденции развития конкуренции в экономике РФ 13
1.3 Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы 19
Глава 2. Влияние предприятий-монополистов на экономику отрасли на примере ОАО «Газпром» 29
Заключение 35
Список использованной литературы 36


Введение

Конкуренция в самом общем значении этого слова есть соперничество, борьба за получение конкурирующими субъектами для себя наибольших выгод. Монополия по своей сути означает преимущество, преобладание и в этом смысле выступает как противоположность конкуренции, поскольку конкуренция предполагает относительное равенство соперников, а монополия - неравенство, преобладание возможностей, позволяющее с наибольшим успехом получать выгоды для себя за счет других.
В обыденном рыночном сознании конкуренция ассоциируется с равенством условий экономической деятельности и, по мнению сторонников рыночной идеологии, символизирует справедливость. Поэтому каждый участник рынка ратует за честную конкуренцию, хотя сам втайне мечтает быть монополистом и принимает все доступные меры к тому, чтобы стать таковым в действительности. Как отмечал еще Адам Смит, когда представители одной и той же отрасли встречаются друг с другом, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены.
Объект исследования – взаимосвязь конкуренции и монополии. Предмет исследования – развитие конкуренции в мировой экономике и России и регулирование монополий.
Цель исследования – рассмотреть основные проблемы конкуренции и монополии в мировой экономике и России, а также влияние предприятия -монополиста на развитие отрасти.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- Провести анализ взаимосвязи конкуренции и монополии в мировой экономике;
- Рассмотреть развитие конкуренции в российской экономике;
- Проанализировать развитие антимонопольного регулирования в России;
- Рассмотреть влияние на развитие газовой отрасли предприятия монополиста ОАО «Газпром».
В первой главе работы рассмотрены основные вопросы взаимосвязи конкуренции и монополии, развития конкуренции в России и этапы и проблемы антимонопольного регулирования в России. Во второй главе проведен анализ влияние ОАО «Газпром» на развитие газовой отрасли.
Для написания работы использовались работы Розанова Н., Гордеева В., а также материалы периодических изданий.


Глава 1. Конкуренция и монополия их взаимосвязи и развитие в мире и России

1.1. Конкуренция и монополия и их взаимосвязь

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Он в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей. Наиболее яркое проявление соперничества — конкуренция.
Конкуренция — это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.
Конкуренция — важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них — и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие-изготовитель и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.
Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику, ее эффективность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства и труда.
Понятием, противоположным конкуренции, является монополия. В условиях монополии на рынке имеются только один продавец и множество покупателей. Являясь единственным производителем данного товара, монополист назначает за этот товар на рынке монопольно высокую цену. В результате общество будет нести повышенные издержки, так как относительно меньше потребителей смогут покупать товар, произведенный и предлагаемый в условиях монополии, а те, кто покупает этот товар, будут платить за него больше. В условиях свободной конкуренции у монополиста меньше предложений.
Монополист как единственный производитель данного товара находится в очень выгодном положении. Он может свободно повышать цену товара, так как не беспокоится о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок. Однако это не означает, что монополист может бесконечно повышать цену, назначать ее сколь угодно высокой. Прежде чем принять решение о цене, монополист изучает рыночный спрос, анализирует издержки своего производства, издержки сбыта продукции. В соответствии с характером кривой рыночного спроса чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот; при этом монополист устанавливает цену товара и определяет объем его производства и продажи.
В классической экономической литературе (в частности, в трудах Адама Смита) существует термин «невидимая рука». Суть его действия в том, что предприятия-изготовители и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно, как бы направляемые «невидимой, рукой», способствуют обеспечению государственных, общественных интересов. При существующей конкурентной конъюнктуре предприятия используют наиболее экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Вместе с тем, такое использование ресурсов отвечает и интересам общества. В итоге концепция «невидимой руки» приводит к тому, что если предприятия максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется.
Сейчас широко распространено представление, что в современной экономике конкуренция постоянно развивается. МВФ, ВТО и другие международные организации рекомендовали исходить из этого представления развивающимся и реформируемым странам (в том числе России) при осуществлении реальной макроэкономической, в том числе антимонопольной, политики.
В действительности же в нынешней экономике налицо тенденция не к развитию, а к угасанию конкуренции, сокращению числа ее субъектов и общего масштаба. Правда, эта тенденция находится в диалектическом взаимодействии с контртенденцией. Последняя связана с ужесточением конкурентной борьбы между мировыми экономическими центрами, государствами и транснациональными корпорациями, а также с сохранением некоторых анклавов конкурентных отношений, в том числе малого и среднего бизнеса. От того, какая тенденция преобладает, зависит макроэкономическая, в том числе антимонопольная, политика государства. Поэтому анализ упомянутых двух тенденций, особенно первой, представляется актуальным и важным.
Авторы учебников экономикс, раскрыли и обосновали положительный эффект масштаба: "По мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства" . К таким факторам относятся специализация труда и управленческого персонала, эффективное использование капитала и производство побочных продуктов. Так, с ростом масштабов производства дополнительный наем рабочих обеспечивает возможность разделен трудовых операций более унифицированной, таким образом, рабочие приобретают больший опыт в выполнении конкретных операций, закрепленных за ними. Получив возможность сосредоточиться на выполнении одной, а не нескольких операций, как на предприятии меньшего масштаба, рабочий сможет трудиться более производительно. К тому же устранятся потери времени на его переход от одной операции к другой.
В том же направлении действует и специализация управленческого персонала. Например, мелком предприятии, располагающем десятком работников, будет недоиспользоваться руководитель, способный контролировать труд двадцати рабочих. В этом случае производственный персонал мог бы быть удвоен при неизменных затратах на содержание административного аппарата. К тому же мелкие фирмы не способны использовать труд специалиста-управленца по прямому назначению. Специалист по проблемам сбыта, например, будет вынужден заниматься и маркетингом, и управлением трудовыми ресурсами и финансами. По расширении же масштаба операций специалист по маркетингу сможет полностью посвятить себя контролю над сбытом и распределением продукции, а для других управленческий функций могут быть дополнительно привлечены соответствующие специалисты. В результате опять-таки повышается эффективность и сокращаются издержки производства единицы продукции..............

Заключение

Сейчас широко распространено представление, что в современной экономике конкуренция постоянно развивается. В действительности же в нынешней экономике налицо тенденция не к развитию, а к угасанию конкуренции, сокращению числа ее субъектов и общего масштаба. Правда, эта тенденция находится в диалектическом взаимодействии с контртенденцией. Последняя связана с ужесточением конкурентной борьбы между мировыми экономическими центрами, государствами и транснациональными корпорациями.
Отправной точкой развития структуры российских рынков служил высокий уровень монополизма в производстве и распределении благ, созданный советской системой хозяйства. С развитием переходных процессов в российской экономике постепенно утрачивали свое значение факторы монопольной власти, унаследованные от экономики советского периода, и связанные в первую очередь с особенностями размещения производства и системой распределения продукции. В настоящее время на первый план выходят новые причины возникновения монополии, связанные, однако, не только и не столько с рыночной концентрацией как таковой, сколько с особым положением отдельных экономических агентов в рамках системы доступа к ресурсам и взаимодействия с регулирующими органами.
Трудности реализации антимонопольной политики в России в первую очередь были вызваны тем, что антимонопольное регулирование по своей природе базируется на рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для создания рыночных отношений — задачи, которую приходилось решать антимонопольным органам в России с начала реализации конкурентной политики. В России меры по антимонопольному регулированию стали предприниматься в условиях, когда конкурентного рынка и рыночных отношений не было вообще, антимонопольная политика тогда рассматривалась как часть политики разгосударствления и создания рыночных отношений.
Список использованной литературы

1. Горшкова А.И. Глобализация. Стратегии. Конкуренция. Мировой опыт и Россия – М.: Компания Спутник+, 2006г.
2. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах – М.: Проспект, 2006
3. Макконнелл К. Брю С. Экомикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. М.:, 1995. С. 57
4. Саган А.М. Макрорегулирование высокоразвитого рынка: «невидимач рука», конкуренция, потребности системы – М.: Маркет ДС, 2006
5. Цухло С.В. Конкуренция в российской промышленности – М.: Институт экономических проблем переходного периода, 2003
6. Экономическая теория. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб: СПбГУЭФ : Питер, 2007
7. Авдашева С.Б. Конкуренция и монопольная власть в экономике России: логика переходного периода// www.ecsocman.edu.ru
8. Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции// Мировая экономика и международные отношения №1, 2007
9. Качалин В. Международные аспекты антимонопольного регулирования// Мировая экономика и международные отношения №2, 2006
10. Михневич С. Поддержка конкуренции и политика антидемпинга: их взаимозависимость// Мировая экономика и международные отношение № 6, 2005
11. Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов// Экономист №2, 2006
12. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы//Вопросы экономики №12, 2005г.
13. Саввиди С.М. Экономические механизмы развития российского рынка газа в условиях глобализации мировой экономики. Автореф. дисс.. канд. экон. наук, Краснодар, 2007г.
14. Шаститко А., Авдашева С. Адвокатирование конкуренции как часть конкурентной политики //Вопросы экономики №12, 2005.
15. Шаститко А., Авдашева С. Модернизация антимонопольной политики в России// Вопросы экономики №5, 2005



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.