На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2007. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: 51.

Описание (план):


Министерство образования и науки Автономной Республики Крым

Крымский республиканский институт
последипломного педагогического образования


Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте


Симферополь, 2007
СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Профессиональное самоопределение подростков ………………… 4
1.1. Индивидуально-психологические особенности юношей и
девушек. Система взаимоотношений в юношеском возрасте ……4
1.2. Проблема выбора профессии в период ранней юности…………..13
1.3. Мотивы выбора профессии…………………………………………24
Практическая часть
Глава 11. Исследование особенностей профессионального
выбора в юношеском возрасте ………………………….. 28
2.1. Психодиагностические методы исследования в
общеобразовательных учебных заведениях Джанкойского
района. Характеристика выборки испытуемых.………… 29
2.2. Особенности профессионального выбора десятиклассников и
характер межличностного взаимодействия в системе
родители – дети в Медведевском УВК Джанкойского района… 36 Заключение ……………………………… ………… .......................43
Литература ………………………………………………………… .45
Приложение………………………………………………………… . 47


ВВЕДЕНИЕ

Выбор профессии – важное звено в жизненном и профессиональном становлении человека. Именно профессия предоставляет возможность человеку удовлетворить основную гамму своих потребностей, реализовать себя как личность.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора юношей или девушкой профессии в выигрыше не только общество, получившее целеустремленного деятеля общественного производства, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение, и получающая широкие возможности для самореализации.
Тогда, соответственно, возникает вопрос: «Что же такое правильный выбор профессии?».
Вообще любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: юноши, с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в склонностях, интересах, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что при правильном выборе индивидуальные особенности юношей совпадают с требованиями профессии.
Так, конкретизируя тему работы, определили цель – изучение особенностей профессионального выбора юношей.
Для достижения поставленной цели, выявляем ряд задач, а именно:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по данному вопросу.
2. Изучить особенности профессионального выбора юношей.
3. Сопоставить полученные результаты.
При написании работы использовали литературу таких авторов как: Л.Д. Столяренко, Кон И.С., Лукашевич Н.П., Овчарова Р.В., Климова А.Е. и других.

Глава I. Профессиональное самоопределение подростков.

1.1. Индивидуально-психологические особенности юношей и девушек. Система взаимоотношений в юношеском возрасте.

Ранняя юность (14,5-17 лет) – только начало сложного периода. Период ранней юности, совпадающий со старшим школьным возрастом, - это время значительных эмоциональных, интеллектуальных, морально-нравственных и волевых изменений, обусловленных появлением множества важных новообразований в сфере индивидуального сознания личности.
Ранняя юность – период завершения физического развития человека. Рост тела в длину замедляется. Своего полного роста девушки достигают в среднем между 16-17, юноши – между 17-18 годами. Увеличивается вес, быстро растет мускульная сила [10,с.143].
В соотношении полового развития большинство юношей и девушек этого возраста находится уже в постпубертатном периоде. Поэтому большее внимание уделяется новообразованиям личности.
Юношеский возраст – это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви могут быть первостепенными.
Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формулирует:
1) самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений;
3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, счастья, любви, политики [19,с.634].
Свое сознание и познание юноша обращает внутрь и учится понимать самого себя, правильно воспринимать и оценивать свои собственные качества личности и отношения.
Общие умственные способности человека к пятнадцати годам, как правило уже сформированы, и такого быстрого роста их, как в детстве, уже не наблюдается. Однако они продолжают совершенствоваться.
Развитие познавательных функций и интеллекта имеет две стороны – количественную и качественную. «Количественные изменения суть изменения в степени, в уровне развития: подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: «важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает» [5,с.69].
Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делает умственную деятельность юношей и девушек более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к деятельности взрослого. Однако развитие абстрактно-логического мышления не сравнить ни с каким взрослым.. Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления связаны с особенностями эмоционального мира ранней юности «Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. Художественно-гуманитарные интересы у них превалируют над естественнонаучными» [5,с.73].
Мечтательность наблюдается и у девушек, и у юношей и связана она не с интеллектуальными, а с характерологическими особенностями. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
Нравственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности, по определению психолога Е.А. Климова, есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [3,с.49].
В познавательных процессах он выступает как стиль мышления индивидуальный для каждого юноши или девушки.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1) открытие своего внутреннего мира – юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних «событий», а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой проявляется чувство одиночества;
2) появляется сознание необходимости времени. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного начинают вырисовываться несколько более или менее реалистические планы деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана – высокий элемент самосознания;
3) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. При этом юношеские самооценки часто бывают противоречивы;
4) происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности [19,с.635-636].
Самосознание – сложная психологическая структура, включающая в себя сознание своей тождественности, собственного «Я» как активного, деятельного начала, осознание своих психических свойств и качеств, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически.
Образ «Я» - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «Кто я таков?» подразумевает не только самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать?»Образ «Я» - не просто отражение каких-то объективных данных, а социальная установка, отношение личности к самому себе [12,с.79].
Юноши и девушки придают важное значение тому, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипам. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бывает завышенным, нереалистическим.
Самым частым источником тревоги у юношей является недостаточный, по их мнению, рост, кроме того, много неприятностей доставляет кожа. Многие юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей и угрей.
Однако нужно отметить, что зачастую юношеские оценки и самооценки неадекватны и в большинстве случаев занижены. Это также является неотъемлемой особенностью юношеского возраста.
Еще один чрезвычайно важный компонент самосознания – самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства. «Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Короче, самоуважение – это личное ценностное суждение, выраженное в установках к себе» [5,с.100].
Американский психолог У.Джеймс предложил формулу самоуважения, где числитель выражал реальные достижения индивида, а знаменатель его притязания:
Самоуважение = успех_____ [16,с.182].
притязания
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. «Поэтому человеку, для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей, другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно» [15,с.415].
О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбуждаемости, страстности, быстрой смене настроений. И это действительно так. Ведь если понаблюдать за юношей или девушкой некоторое время, мы увидим, как настроение меняется в считанные секунды, резкая, порой даже грубая реакция на какие-то пустяковые замечания. И самое интересное, что это может произойти в самый короткий промежуток времени.....................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какая глубокая мысль заложена в словосочетании «выбор профессии», сколько оно вызывает эмоций и надежд, порождает проблем! Это не просто удачное или неудачное принятие решения, а зачастую счастливая или разбитая жизнь или пассивное, безразличное существование. Кем быть? Этот вопрос ставил, ставит и будет ставить каждый старшеклассник.
В юношеском возрасте намечается жизненно важное профессиональное самоопределение человека, приобретается та степень психической и личностной зрелости, которая делает его в известной мере способным к самостоятельной жизни и деятельности, формируется умением составлять собственные жизненные планы. Основными видами деятельности в этм возрасте становятся учение и труд. В юношеском возрасте происходят характерные изменения в умственном и эмоциональном развитии. Кроме того, высокого уровня развития достигают волевые качества личности: самостоятельность, настойчивость, инициативность, выдержка.
Значительное место в эмоциональной жизни юношей и девушек занимают чувства, связанные с дружбой, любовью. В этом возрасте достигают пика своего развития ценностные ориентации учащихся.
Юноши и девушки – не пассивный объект воспитания, а живые творческие люди. Формирование положительного отношения к труду, усвоение определенных операционно-технических действий и выбор профессии – неотъемлемые компоненты становления личности.
Выбор профессии – что бы ни думали по этому поводу сами юноши и девушки, прежде всего семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за тем, кто выбирает свое будущее, но, однако мнение родителей, их совет и поддержка – немаловажный фактор в выборе профессии.
Итак, в работе мы рассмотрели основные особенности юношеского возраста, профессиональное самоопределение и на конкретном исследовании еще раз убедились в том, что в процессе родительско-детских отношений выстраивается взаимосвязь между отношением родителей к выбору профессии их детьми и представлениями самих детей о выборе профессии.
Для активизации профориентационной работы в школе можно предложить ряд методических рекомендаций:
1. Начиная с начальной школы проводить ознакомление учащихся с миром профессий.
2. Организовывать встречи с людьми различных профессий и специальностей.
3. Организовывать экскурсии с целью ознакомления учащихся с особенностями организации труда разных специалистов.
4. Систематически проводить тематические классные часы по проблеме выбора профессии, приглашать на них специалистов (психолога, медсестру, библиотекаря и других).
5. С учащимися проводить индивидуальные беседы на тему профессионального выбора.
6. Осуществлять плановую профессиональную диагностику учащихся выпускных классов.
7. Педагогам при осуществлении профориентационной работы обращаться за помощью к психологу школы и направлять учащихся на профконсультации.



ЛИТЕРАТУРА

1.Вайсбург А.А. Организация профориентационно работы школы, ПТУ, предприятия: Пособие для учителя /Под ред. М.И.Махмудова. – М.:Просвещение, 1986
2. Воротынцева Е.Е. Размышления о профессиональном самоопределении старшеклассников//Обдарована дитина. – 1999-№ 4, с.24-26
3. Климов А.Е. Как выбратиь профессию.-М.: Просвещение, 1990.
4. Коломинский Я.ШЛ. Человек: Психология.-М.: Просвещение, 1986.
5. Кон И.С. Психологич ранней юности.-М.: Просвещение, 1989.
6. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.-М.:Просвещение, 1980.
7. Лукашевич Н.П. Сигнаевская И.В., Бондарчук Е.И. Психология труда.-Киев, 1997.
8. Методические рекомендации по обеспечению профессиональной ориентации школьников в учреждениях образования Автономной Республике Крым /Залепа Е.А., Люманова Л.Р., Аристова М.В.-Симферополь, 2003.
9. Мнацканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Книга для учителя.-М.:Просвещение, 1991.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.-М., 1996.
11. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-М.:Просвещение, 1996.
12. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М.,1989.
13. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии /Под ред. Б.А.Федоришина.- К.: Радянська школа, 1980.
14. Павлютенков Е.М. Кем быть?-К., 1989.
15. Петровский А.В. Введение в психологию.-М.: Академия, 1995.
16. Популярная психология для родителей /Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
17. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983.
18. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.-М.:Просвещение, 1991.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии 7-е изд., перераб. И доп. Учебное пособие (серия «Высшее образование»)-Ростов н/д: Феникс, 203.
20. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации. Кн. Дляучителя /Л.В.Ботякова, А.Е.Гломшток, С.С.Гриншпун и др. –М.: Просвещение, 1986.
21. Формирование личности в переходняй период: От подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.