На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Общение в социальной психологии

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Общение в социальной психологии 5
1.1. Общение в системе межличностных отношений 5
1.2. Проблема «личность и общение» в социальной психологии 6
Глава 2. Общение как возможность совместной деятельности 9
2.1. Единство общения и деятельности 9
2.2. Теория взаимодействия 12
Глава 3. Структура общения 17
3.1. Коммуникативная сторона общения 18
3.2. Интерактивная сторона общения 22
3.3. Перцептивная сторона общения 24
Заключение 28
Глоссарий 30
Список использованной литературы 32
Введение

Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что проблема общения интенсивно разрабатывается в социальной психологии на протяжении нескольких лет. Пристальное внимания ученых и практиков к этой сфере объясняется широтой феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Особенно актуальным является исследование педагогического общения.
Анализ межличностных отношений, складывающихся внутри общественных отношений, позволяет расставить акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.
Общественные и личные отношения реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека.
Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества.
Социальная психология - наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей.
Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем систематического наблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания и объяснения человеческого взаимодействия.
Основными проблемами социальной психологии являются:
1)закономерности общения и взаимодействия людей;
2)деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп;
3)социализация личности и развитие социальных установок.
Цель данной работы – на основе теоретического материала определить основные проблемы общения в социальной психологии.
Объектом рассмотрения данной темы являются общественные отношения в сфере межличностных взаимодействий, а предметом - общение как реализация межличностных отношений.
В первой главе дается описание общения в системе межличностных отношений. Вторая глава посвящена рассмотрению двух взаимосвязанных компонентов – общения и деятельности. Заключительная глава посвящена структуре общения, в которой рассматриваются коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты. В частности, в этой главе содержатся основные положения соответствующих теорий отечественных и зарубежных психологов.
В процессе рассмотрения данного вопроса будут исследованы следующие задачи:
1)определение понятия общения в социальной психологии;
2)выделение основных проблем общения;
3)соотношение общения и взаимодействия;
4)анализ структуры общения и характеристика всех ее сторон.
Следует отметить, что рассматриваемая проблема хорошо освещена как в отечественной психологической литературе, так и в специализированной периодике. Среди авторов, которые внесли значительный вклад в изучение проблематики общения в социальной психологии, можно выделить Выготского Л.С., Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровского А.В. и многих других.
Глава 1. Общение в социальной психологии

1.1. Общение в системе межличностных отношений

В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь, но воплощаются и общественные аспекты, то есть безличные по своей природе, отношения.
Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении.
Вне общения просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.
Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений - процесс, более изученный в социальной психологии. Иногда существует тенденция отождествлять общение и межличностные отношения. Но, хотя эти два процесса и связаны между собой, вряд ли можно согласиться с идеей их отождествления. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях.
Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно осуществляется в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антогонистичны. Необходимость такого двойственного понимания общения в широком и узком смысле слова вытекает из самой логики понимания связей между межличностными и общественными отношениями.

1.2. Проблема «личность и общение» в социальной психологии

Изучение проблемы соотношения личности и общения в отечественной психологии имеет довольно богатую традицию. Следует отметить, что, не смотря на понимание многими учеными взаимодетерминации личности и общения, до определенного времени предпочтение исследователями отдавалось изучению влияния общения на личность.
О важности изучения влияния общения на формирование и развитие личности неоднократно подчеркивалось в ряде работ известных отечественных психологов. Широко известны, например, исследования влияния дефицита общения в раннем возрасте на недостаточное развитие индивидуальных и личностных качеств ребенка или работы, направленные на выявление влияния качества общения со значимыми другими на формирование таких личностных образований как самоотношение и самооценка, навыки эффективного общения и взаимоотношения с другими.
Следует отметить, что так называемые «дети-маугли», выросшие без общения с людьми, родителями, сверстниками заметно отстают в психологическом развитии, они не умеют говорить, застенчивы и неуверенны. Их очень тяжело затем вернуть к жизни в обществе. Взрослый человек, проведший длительное время без общения, становится замкнутым, имеются отклонения в психике, наблюдаются затруднения в общении.............

Заключение

В данной работе нами была рассмотрена проблема общения в социальной психологии. Общение связано и с общественными, и с личными отношениями человека, которые реализуются именно в общении.
Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, т.е. включены в общение.
Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности. В заключение работы можно сформулировать следующие выводы:
1.В теории социальной психологии проблема общения изучена достаточно полно и многогранно. В тоже время актуальность этого вопроса способствует появлению новых подходов к его изучению.
2.В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. В западной социальной психологии существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности.
3.Деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
4.Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны:
- коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний;
- интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности;
- перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.
Глоссарий

Авторитет (от лат. autoritas - влияние, власть) - 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.
Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Взаимодействие (в психологии) - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь.
Групповые нормы (от лат. norma - руководящее начало, точное предписание, образец) - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Интерактивная сторона общения - организация взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Коммуникативная сторона общения - обмен информацией между общающимися индивидами.
Межличностное взаимодействие - 1) в широком смысле - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; 2) в узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Перцептивная сторона общения - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия.
Роль (в социальной психологии) (от франц. role) - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Социальная психология - наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей.
Социальная перцепция - процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Список использованной литературы

1.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990.
2.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М., 1998.
3.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. - М., 1978.
4.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995.
5.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
6.Васильев А.Н. Проблемы социальной психологии и пропаганды. - М., 1971.
7.Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Допетровской, О.В.Соловьевой. - М., 1994.
8.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
9.Гришина Н.В. Взаимоотношения в коллективе. - Л., 1989.
10.Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций. – М., 2005.
11.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.
12.Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001.
13.Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967.
14.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
15.Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии Методологические проблемы социальной психики. - М., 1976.
16.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1987.
17.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
18.Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1999.
19.Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.
20.Макаренко А.С. Коллектив и личность. - Львов, 1963.
21.Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб., 1999.
22.Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982.
23.Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2001.
24.Соснин В.А. Социальная психология. – М., 2005.
25.Щедрина Е.В. Психологическая теория коллектива. – М., 1979.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.