На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Римское право древнейшего периода. Закон XII таблиц

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: 34.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ 6
1.1 История создания Законов XII таблиц 6
1.2 Современный взгляд на Законы XII таблиц 14
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ 17
2.1 Вещные (имущественные) права по Законам XII таблиц 17
2.1.1 Понятие вещей, классификация. Способы приобретение вещных прав 17
2.1.2 Право собственности 20
2.1.3 Права на чужие вещи 22
2.2 Обязательственное право по Законам XII таблиц 28
2.2.1 Обязательства из договоров 28
2.2.2 Обязательства из деликтов 29
2.3 Брак и семья по Законам XII таблиц 31
2.3.1 Предметная характеристика древнеримской семьи, как основного объекта семейных правоотношений 31
2.3.2 Виды родства 33
2.3.3 Формы заключения брака 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41


ВВЕДЕНИЕ
Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества и представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и Древнем мире в целом. Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э. Подлинник Законов не сохранился, однако его фрагменты часто приводились в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в свободном пересказе. Согласно традиционной версии, для составления Законов XII таблиц была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами .
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Также следует отметить, что подготовка квалифицированных юристов невозможна без глубокого изучения хотя бы основ римского гражданского права, давно ставших, по сути, языком общения юристов разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать конкретные законодательные решения различных правовых систем.
Тема "Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц".
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данной курсовой работы.
Объектом данного исследования является анализ условий "Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Дать общую характеристику Законов XII таблиц;
2.Описать историю создания Законов XII таблиц;
3. Рассмотреть современный взгляд на Законы XII таблиц;
4. Выявить структуру Законов XII таблиц
5. Рассмотреть вещные (имущественные) права по Законам XII таблиц;
6. Рассмотреть обязательственное право по Законам XII таблиц.
Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме "Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц", справочная литература, прочие актуальные источники информации.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ
1.1 История создания Законов XII таблиц
Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название "Законов XII таблиц". В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного.
Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог "отговариваться незнанием закона". По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.
Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и др .
Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора "Институций", - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. "Институций" Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.
Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая .
От слова "цивитас", что значит "город", "городская община", право Таблиц называли "цивильным", то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова "квирит" (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - "квиритским".
От "цивитас" происходит доныне существующий термин "цивилистика", означающий "гражданское право", совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений.
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.
Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями.
Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его "комплексную теорию" :
? патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";
? в непосредственной связи с ними были клиенты (от лат. Clitnis - послушный), которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;
? плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.
Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей, Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.
Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию.
Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр.
Римская патрицианская община представляла собою примитивный город-государство с типичными чертами "военной демократии".
Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат. Его члены назывались "отцами" - patres. В компетенцию сената входили дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от senex - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода .
Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их количество до 300.
В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.
Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом (rex). Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов.
Несмотря на представительность народного собрания, сенат и рекс пользовались правом отменить решения народного собрания. При этом рекс мог издавать общеобязательные постановления.
Шестым царем Рима был Сервий Туллий, к периоду царствования которого относятся важнейшие государственные и правовые преобразования, которые развиваясь способствовали превращению Рима в наиболее значительную общественную формацию античного периода.
Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.
Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствие этого возникло резкое несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.
Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи - было разделено по имущественному признаку (цензу) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.
Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме названия, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семнадцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды - Tributum.
Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе.
Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.
Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции: всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.
Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.
Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальным и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострилась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма организации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.
Развитие ремесел и торговли, которыми все больше и больше занимались плебеи, привело к расслоению римского плебса. Из среды плебеев выделилась богатая торгово-ремесленная знать. С другой стороны, возросло количество неимущих плебеев. Плебеи, находясь вне патрицианской родовой организации, владели на праве частной собственности очень небольшими участками земли. Войны, неурожаи, переселение в Рим части жителей завоеванных областей, естественный прирост населения в условиях римского малоземелья увеличили число безземельных плебеев. Многие из них передавали землю в качестве залога ростовщикам, часто принадлежащим к родовой аристократии. Неплатежеспособный должник терял право собственности на землю, и если по воле кредитора и оставался на прежнем участке земли, то лишь в качестве арендатора, под залог своей личной свободы. Это расслоение плебеев привело к обострению отношений между социальными группами.
Римский плебс в V-IV вв. до н.э. стремился получить доступ к разделам земли общественного поля (ager publicus), которое принадлежало всей римской общине. Чтобы получить право оккупации завоеванных земель, которым пользовались патриции, плебеи должны были добиться равенства с патрициями в политических правах.
К первой половине V в. до н.э. относятся первые попытки плебеев добиться решения аграрного вопроса. В 486 г. до н.э. консул Спурий Кассий хотел разделить захваченные во время войны земли между плебеями. Патриции обвинили консула в стремлении к тирании. Однако в 456 г. до н.э. народный трибун Ицилий провел закон о разделе между бедняками земель на Авентине.
Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев.
Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений но в конце концов, в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе: 1.Учреждения особой плебейской магистратуры - народного тирибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных под названием Законов XXI таблиц); 4. Разрешения браков между патрициями и плебеями 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.
Изгнание царей и учреждение Республики было результатом обострения социально-политической борьбы в Риме в конце VI в. до н.э. В античной историографии этот переворот изображался всенародным делом. Но фактически республиканское правление, как это видно из ранее сказанного, было победой патрициев, которые установили порядки, закрепившие их господство. С этой целью они сохраняли элементы родовой организации. Однако римское общество достаточно далеко ушло в своем развитии. Плебс организационно окреп и усилил борьбу за свои права. Важным этапом этой борьбы являлось опубликование Законов XII таблиц ............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведенного исследования, следует отметить, что:
В Риме еще в древние времена различались две отрасли права – публичное и частное право, ius publicum и ius privatum. Тит Ливий (I в. н. э.) говорил, что Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частного права. Признание Законов XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.
В древнейший период безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с квиритскими обычаями и ритуалами, нашедшими свое отражение в Законах XII таблиц. Цивильное право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства. Оно применялось только к обладающим римским гражданством лицам и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина. Законы XII таблиц отличались строгостью, и достаточно высокой степенью формализма. Особое внимание было уделено регулированию отношений, связанных с движением имущества и правом частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над объектом права.
Законы XII таблиц – древнейшая кодификация римского права – послужили надежной опорой для регулирования сравнительно простых товарных, семейных, наследственных и других подобных правоотношений. Отсюда и то внешнее почтение, которое отдавалось Законам XII таблиц в более поздние времена, когда их практическое применение либо вовсе исключалось, либо стало минимальным.
Законы XII таблиц определили дальнейшее развитие международного права и способствовали консолидации общества, его экономическому и политическому укреплению. Все последующие законы являлись отражением борьбы патрициев и плебеев и результатом компромисса между интересами тех и других.
Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов XII таблиц нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного права, предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.
Тема исследования определенно связана с современностью, поскольку Римское право, а в частности один из основных источников права Древнего Рима – Законы XII таблиц, непосредственно, во многом, соответствуют, на мой взгляд, структуре и системе отраслей права РФ. Даже несмотря на то, что с момента фактического создания Законов XII таблиц прошел, безусловно, достаточно большой промежуток времени, я считаю, можно указать, что этот древнеримский свод законов формально продолжает и сейчас во многих странах мира действовать и весьма результативно функционировать. На основании вышеизложенного, на мой взгляд, необходимо отметить, что римские юристы старались создать и впоследствии создали такую систему права, которая носила разумный характер и отвечала объективным потребностям римского общества.
В эпилоге хотелось бы сказать о том, что Римское право, а в частности Законы XII таблиц, непосредственно определили форму развития права в мире в целом, поспособствовало построению и созданию системы международного права, а так же формально и фактически явились основополагающим источником развития объективного права.
Таким образом, исследованная тема курсовой работы считается раскрытой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боголепов Н.П. Учебник истории римского права / Н.П. Боголепов. - М.: Зерцало, 2010. - 568 с.
2. Дождев Д.В. Эволюция власти домовладыки в древнейшем римском праве / Д.В. Дождев. // Советское государство и право. - 1990. - №12. - С.119-123
3. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2006. - Ч.1. - 717 с.
4. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов / под ред.К.И. Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 496 с.
5. Копылов А.В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном гражданском праве: Моногр. / А.В. Копылов. - М.: Статут, 2000. - 255 с.
6. Кофанов Л.Л. Nexum и mancipium законов XII Таблиц / Л.Л. Кофанов // Журнал российского права. - 1992. - №3. - С.68-80.
7. Мурыгин А.Н., Рожина И.А. Основные тенденции развития договорного права в Древнем Риме /А.Н. Мурыгин, И.А. Рожина. // Вести МГУ. Сер.11. Право. - 1996. - №1. - С.65-68.
8. Перетерский И.С. Всеобщая история государства и права. - М.: Наука, 2010. – 456 с.
9. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права: Учебник / И.Б. Новицкий. - М.: Зерцало, 2009. - 400 с.
10. Орлов Г.В. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. - М.: ВКИМО, 2010, С. 613.
11. Омельченко О.А. Римское право: учебник / О. А. Омельченко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2010. – 639 с.
12. Римское частное право: Учебник / под ред.И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. - М.: Юристъ, 2008. - 482с.
13. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2009. - Т.1. - 520 с.
14. Яровая М.В. Римское частное право: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. – 300 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.