На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая Проблемы общения в социальной психологии

Информация:

Тип работы: курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Общение в социальной психологии 5
1.1. Общение в системе межличностных отношений 5
1.2. Проблема «личность и общение» в социальной психологии 6
Глава 2. Общение как возможность совместной деятельности 9
2.1. Единство общения и деятельности 9
2.2. Теория взаимодействия 12
Глава 3. Структура общения 17
3.1. Коммуникативная сторона общения 18
3.2. Интерактивная сторона общения 22
3.3. Перцептивная сторона общения 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение

Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что проблема общения интенсивно разрабатывается в социальной психологии на протяжении нескольких лет. Пристальное внимания ученых и практиков к этой сфере объясняется широтой феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Особенно актуальным является исследование педагогического общения.
Анализ межличностных отношений, складывающихся внутри общественных отношений, позволяет расставить акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.
Общественные и личные отношения реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека.
Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества.
Социальная психология - наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей.
Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем систематического наблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания и объяснения человеческого взаимодействия.
Основными проблемами социальной психологии являются:
1)закономерности общения и взаимодействия людей;
2)деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп;
3)социализация личности и развитие социальных установок.
Цель данной работы – на основе теоретического материала определить основные проблемы общения в социальной психологии.
Объектом рассмотрения данной темы являются общественные отношения в сфере межличностных взаимодействий, а предметом - общение как реализация межличностных отношений.
В первой главе дается описание общения в системе межличностных отношений. Вторая глава посвящена рассмотрению двух взаимосвязанных компонентов – общения и деятельности. Заключительная глава посвящена структуре общения, в которой рассматриваются коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты. В частности, в этой главе содержатся основные положения соответствующих теорий отечественных и зарубежных психологов.
В процессе рассмотрения данного вопроса будут исследованы следующие задачи:
1)определение понятия общения в социальной психологии;
2)выделение основных проблем общения;
3)соотношение общения и взаимодействия;
4)анализ структуры общения и характеристика всех ее сторон.
Следует отметить, что рассматриваемая проблема хорошо освещена как в отечественной психологической литературе, так и в специализированной периодике. Среди авторов, которые внесли значительный вклад в изучение проблематики общения в социальной психологии, можно выделить Выготского Л.С., Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровского А.В. и многих других.
Глава 1. Общение в социальной психологии

1.1. Общение в системе межличностных отношений

В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь, но воплощаются и общественные аспекты, то есть безличные по своей природе, отношения.
Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении.
Вне общения просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.
Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений - процесс, более изученный в социальной психологии. Иногда существует тенденция отождествлять общение и межличностные отношения. Но, хотя эти два процесса и связаны между собой, вряд ли можно согласиться с идеей их отождествления. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях.
Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно осуществляется в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антогонистичны. Необходимость такого двойственного понимания общения в широком и узком смысле слова вытекает из самой логики понимания связей между межличностными и общественными отношениями.

1.2. Проблема «личность и общение» в социальной психологии

Изучение проблемы соотношения личности и общения в отечественной психологии имеет довольно богатую традицию. Следует отметить, что, не смотря на понимание многими учеными взаимодетерминации личности и общения, до определенного времени предпочтение исследователями отдавалось изучению влияния общения на личность.
О важности изучения влияния общения на формирование и развитие личности неоднократно подчеркивалось в ряде работ известных отечественных психологов. Широко известны, например, исследования влияния дефицита общения в раннем возрасте на недостаточное развитие индивидуальных и личностных качеств ребенка или работы, направленные на выявление влияния качества общения со значимыми другими на формирование таких личностных образований как самоотношение и самооценка, навыки эффективного общения и взаимоотношения с другими.
Следует отметить, что так называемые «дети-маугли», выросшие без общения с людьми, родителями, сверстниками заметно отстают в психологическом развитии, они не умеют говорить, застенчивы и неуверенны. Их очень тяжело затем вернуть к жизни в обществе. Взрослый человек, проведший длительное время без общения, становится замкнутым, имеются отклонения в психике, наблюдаются затруднения в общении.
Еще одним важным направлением в изучении взаимосвязи общения и личности является выявление роли общения в становлении личности как субъекта общения и познания других людей. Таким образом, в отечественной науке достаточно основательно разработан и обоснован факт влияния общения на личность как целостное образование.
Общение на протяжении всей жизнедеятельности человека является одним из ведущих факторов его развития. Согласно взглядам многих отечественных психологов личность обладает способностью к изменению и развитию на протяжении всей своей жизни. Свою детерминирующую роль в плане изменения и развития личности общение выполняет на протяжении всей жизнедеятельности человека.
Важно подчеркнуть позицию Ю.Н. Емельянова, который, «признавая значение межличностной среды в формировании личности индивида, указывает на то, что индивид располагает еще определенной свободой выбора тех ситуаций, в которых он стремится участвовать, т.е. он выбирает одно из возможных направлений активности и отказывается от других» . Иными словами, на любом определенном этапе своего развития каждая конкретная личность может рассматриваться как результат влияния предшествующего опыта общения и деятельности, представляя собой особое качественное своеобразие. Причем, посредством своей уникальной индивидуальности, путем осуществления собственного выбора личность влияет на создание конкретных ситуаций социальной практики, ситуаций своего общения и деятельности.
Таким образом, подчеркивая важность изучения и другой стороны проблемы взаимной детерминации личности и общения, а именно: влияния личности на общение, следует отметить меньшую ее разработанность в отечественной психологии, особенно в контексте проблемы затрудненного общения.
В общении успешное решение социально-перцептивных задач обусловлено системой способностей к адекватному пониманию невербального поведения.
В работах ряда авторов было выявлено значение личностных характеристик людей для адекватного различения ими эмоциональных состояний человека. Так, например, лучше опознают различные эмоциональные состояния людей с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающих, чем на самих себя.
Среди других факторов, оказывающих влияние на характер складывающихся между людьми отношений (отношения рассматриваются как определенный результат общения), многими авторами выделяется ряд личностных особенностей субъекта общения таких, как характер самооценки и взаимной оценки, степень самораскрытия, особенности мотивационно-потребностной сферы.
Глава 2. Общение как возможность совместной деятельности

2.1. Единство общения и деятельности

При любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. Существуют различные точки зрения на эту проблему.
В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э.Дюркгейм, который «обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику» .
В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.
Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется всеми исследователями, стоящими на точке зрения теории деятельности в психологии. Однако характер этой связи понимается по-разному. «Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни». В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как «саму деятельность можно рассматривать как условие общения».
Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на отдельном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой общение понимается как один из видов деятельности (прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.).
Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного - несомненной связи между деятельностью и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа.
Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и является признание факта единства общения и деятельности и попытка зафиксировать это единство.
Думается, что целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому пониманию самого общения, как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества на микроуровне в непосредственном окружении или на макроуровне во всей системе социальных связей.
Принятие тезиса о такой органической связи общения с деятельностью диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения, в частности на уровне экспериментального исследования. Один из таких нормативов состоит в требовании исследовать общение не только и не столько с точки зрения его формы, сколько с точки зрения его содержания. Это требование расходится с традицией исследования коммуникативного процесса, типичной для западной социальной психологии. Как правило, коммуникация изучается здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента, именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единичного коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей.
Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть приведена аналогия с исследованием самой деятельности. Сущность принципа деятельности в том и состоит, что в отличие от традиционной психологии деятельность тоже рассматривается не просто со стороны формы, но со стороны ее содержания. Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета. Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда не просто констатируется сам факт общения и даже не способ общения, но его содержание. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, а по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности; если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.
Анализируя содержательные моментов того и другого явлений, можно сказать, что они не обеспечены методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки вопроса, предписанной как соображениями теории, так и общеметодологическими принципами.
Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных «поводов» общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое. Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжено с деятельностью.
Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснение специфики объекта ее и даже возможностей каждого из ее участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.
Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность». Специфику этой функции можно выяснить вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления.

2.2. Теория взаимодействия
...............


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.