Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая Социальная помощь в предотвращении суицидального поведения

Информация:

Тип работы: курсовая. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию и науке
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Волгоградский государственный университет
Факультет философии и социальных технологий
Кафедра социальной педагогики


Курсовая работа

«Социальная помощь в предотвращении суицидального поведения»


Выполнила
студентка группы СРЗ -031
Пилипенко Елена Ивановна
Проверила
научный руководитель
Боровицкая Ю. В.


Волгоград 2007 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы организации
социальной помощи, предотвращающей суициды
2. Психологические аспекты превентивной помощи людям
«групп риска развития суицидального поведения»
2.1. Психологическая диагностика суицидального поведения
2.2. Психотерапевтическая и консультативная помощь
2.3. Комплексная медико – психологическая реабилитация
как возможность профилактики суицидального поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена изучению возможностей предотвращения суицидов психологическими методами.
Объект курсовой работы – психологические аспекты суицида.
Предмет данной курсовой работы – психологические аспекты социальной помощи, предотвращающей суициды.
Цель данной курсовой работы: выявить возможности организации психологической работы в рамках социальной помощи при суицидах.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) Изучить научную литературу по избранной теме;
2) Изучить статистический материал по избранной теме;
3) Выполнить теоретическое исследование и сделать необходимые выводы.
Теоретическими основами данной курсовой работы являются труды Э. Дюркгейма, Э. Кречмера, У. Шелдона, С.А. Беличевой, А.Е. Личко, М.В. Хайкиной, И.Л. Первовой и других исследователей.



1. Теоретические основы организации социальной помощи, предотвращающей суициды

Уровень самоубийств повышается в годы экономических кризисов, депрессий и роста безработицы. Так, на протяжении почти всего XX столетия уровень самоубийств в США был весьма стабилен: 10-12 на 100 тыс. населения. И лишь в годы Великой депрессии этот уровень увеличился до 17,5.
Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: 41% - неизвестны; 19% - страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% - домашние огорчения; 6% - страсти; 3% денежные потери; 1,4% - пресыщенность жизнью; 1,2% - физические болезни.[23].
Та же организация насчитывает 80 способов ухода из жизни. Предпочтительные способы самоубийств могут сильно отличаться, в зависимости от региона.
- Повешение. Именно этот способ ухода из жизни выбирает большинство самоубийц.
- Огнестрельное оружие. В США, где оружие легкодоступно, 60% самоубийц умирает именно от пули.
- Отравление. От передозировки лекарственных средств погибает 15-18% самоубийц.
- Считается, что большой процент фатальных ДТП с единственной жертвой – фактически суициды. Такое явление получило даже специальное название – автоцид.
По официальной мировой статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством около 1000000 человек. Среди них: 280 тысяч китайцев, 60 тысяч русских, 30 тысяч американцев, 25 тысяч японцев, 20 тысяч французов, 10 тысяч украинцев. Официальная статистика суицида значительно отличается от реальных цифр (приблизительно в 4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи суицида.
Всемирная организация здравоохранения делит все страны по показателю суицида на три группы:[3].
- Низкий уровень самоубийств (до 10 человек в год на 100 тысяч населения) - Гватемала (0.5), Филиппины (0.5), Албания (1.4), Армения (2.3), Греция (4.8). Самый низкий уровень самоубийств отмечается в Египте (0.03);
- Средний уровень самоубийств (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения) – Италия (10.3), Белоруссия (16), Австралия, США;
- Высокий и очень высокий уровень самоубийств (свыше 20 человек на 100 тыс. населения) - Литва (90.5), Эстония (54.9), Латвия (54), Венгрия (35.9).
Россия уже давно занимает прочную позицию в третьей группе (36.1). В Москве суицидальный показатель составляет 11, в Питере - 18. В некоторых районах России (Волго-Вятский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Уральский) этот показатель достигает 65-80, Корякия (133), Коми (110), Алтай (102), Удмуртия - 101 на 100 тыс. населения. [23].
Во время перестройки уровень самоубийств резко упал (до 23 человек), но, начиная с 1988 года, вновь стал расти, и в 1994-м количество самоубийств возросло чуть ли не вдвое. Это означает, что 2,7 процента всех умерших в стране составляют самоубийцы. Для сравнения - аналогичный показатель для 50-х годов ХIХ века - 0,06 - 0,09 процента.
Суицидальный риск различается для различных профессий (оцениваемый в баллах от 1 до 10) выглядит так: на первом месте музыкант (8,5 балла); далее следуют медсестра (8,2); зубной врач (8,2); финансист (7,2); психиатр (7,2); замыкают список библиотекарь (3,2) и продавец (2,1).
По статистике, состоящие в браке кончают с собой значительно реже, нежели холостые или разведенные. Высокий уровень самоубийств у тех, кто потерял партнера - они кончают с собой в три раза чаще, чем семейные.
Вопреки расхожим представлениям, алкоголь перед суицидом употребляли лишь 8% самоубийц, а наркотики – 4%. Такие же житейские заблуждения связаны с материальным положением суицидентов. Удовлетворительное материальное обеспечение имеют 44% суицидентов, неудовлетворительное – 56%. Уровень жизни и количество самоубийств не связаны между собой - так одна из самых высокоразвитых и богатых стран Европы - Швеция на протяжении десяти лет является одним из лидеров по числу суицидов. Важным психологическим фактором выступают взаимоотношения, широта круга общения:
- Общались с широким кругом людей – 24%;
- С несколькими людьми – 60%;
- Были замкнуты и избегали общения – 16%.
Во всем мире прослеживается связь числа самоубийств с возрастом.
Диаграмма 1

Диаграмма 2.



2. Психологические аспекты превентивной помощи людям «групп риска развития суицидального поведения»

2.1. Психологическая диагностика суицидального поведения

И все же необходимость решать эту общественно значимую проблему всеми доступными способами заставляет искать, прежде всего, диагностические пути, позволяющие, прежде всего, выявить «группу риска возникновения суицидального поведения». Особенно важна такая работа в отношении молодых людей, подростков. Хайкина М.В. пишет: «Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методов, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь». [27. с.110].
Обычно психологи включают в диагностические батареи известные, хорошо зарекомендовавшие себя методики и тесты, позволяющие исследовать глубинные тенденции и потребности личности. Выбирают обычно проективные методики, такие как ТАТ (тематический апперцептивный тест), Тест Г. Роршаха (цветные пятна), тест Розенцвейга, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях. Часто исследователи предпочитают пиктограммы.[5. с 169].
Кроме перечисленных методик психологи и психотерапевты используют различного рода приемы и процедуры, позволяющие проверить эффективность проведенной психотерапевтической работы. Например, В. Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые в будущем на прямой, символизирующей жизнь. [24. с 457]. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.
Необхоидмость решения скрининговых задач приводит к тому, что методики должны быть компактными, давать возможность быстрой обработки большого количества результатов. Хайкина М.В. предлагает свою диагностическую батарею, включающую опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка и метод незаконченных предложений. Опросник Г. Айзенка дает возможность выявить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности, то есть тех состояний, которые с большой вероятностью могут сопровождать потенциального и реального суицидента.
При обработке результатов по тесту Г. Айзенка имеются в виду следующие характеристики:[20. с. 141-145].
- личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;
- фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
- агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
- ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Для подтверждения валидности созданного пакета методик Хайкина М.В. провела сравнительное исследование группы девушек 16-17 лет, предпринявших 2-3 года назад попытку самоубийства, и девушек такого же возраста, не совершавших суицидальной попытки.
Таблица 2.1
Сравнение среднебалльных показателей по шкалам в группе суицидентов и в контрольной группе

Шкала Средний балл Разница (балл)
Группа суицидентов Контрольная группа
Тревожность 11,3 8,4 2,9
Фрустрация 10,4 8,1 2,3
Агрессия 10,9 11,5 -0,6
Ригидность 12,5 11,0 1,5

Как свидетельствует Таблица 2.1 наибольшие различия между группами получены по шкалам тревожности. Это говорит о том, что суициденты характеризуются более низким порогом возникновения реакции тревоги, чем подростки из контрольной группы. По шкале фрустрации также были выявлены значимые различия. В группе суицидентов уровень фрустрации существенно выше. Таким образом, наиболее информативными показателями являются тревожность и фрусмтрация. В то же время, Хайкина М.В. отмечает, что данная модификация опросника не предоставляет возможностей для однозначного заключения о склонности к суициду. На втором этапе диагностической работы Хайкина М.В. предлагает использовать метод «незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Испытуемый должен продолжить следующие предложения: 1) «Завтра я…»; 2) «Когда я закончу школу…»; 3) «Наступить день, когда…»; 4) «Я хочу жить, потому что…». При обработке результатов психологу необходимо обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни. Эти предложения позволяют выявлять как особенности планирования своей жизни подростком, так и наличие у него осознанного стремления жить. Опыт использования данных незаконченных предложений показывает, что, несмотря на прошедшие 2-3 года после попытки суицида, у подростков-суицидентов сохраняется характерная особенность мировосприятия, негативное отношение к окружающему. Большинство из них стремится порвать с настоящим, но при этом не может сформулировать пути достижения выхода из неблагоприятной ситуации. Следовательно, можно говорить о том, что адаптация после попытки самоубийства произошла не полностью, и риск суицида по-прежнему существует. В отличие от суицидентов, большинство подростков из контрольной группы демонстрировали оптимистическое восприятие окружающего и их планы на будущее, не отвергали настоящее, а являлись его логическим продолжением.
2.2. Психотерапевтическая и консультативная помощь

..........

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того, чтобы психологу как можно реже работать с неудавшимися самоубийцами, необходимо осуществлять превентивную работу с «группами риска развития суицидального поведения» по специальным программам реабилитации и реадаптации, направленным, прежде всего на развитие общения, взаимопонимания, новых социальных контактов, навыков, преодоление стрессовых состояний.
С увеличением количества специалистов-психологов и развития технологий работы с клиентами, проблемы возникновения риска суицидального поведения становятся более разрешимыми.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М., 2000;
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 2004;
3. Берман А. Суицид - общие теории и предотвращение. – Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
4. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. – Рязань, 2002.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб, 2002;
6. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб, 2002;
7. Дарк О. Феноменология суицида. – Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
8. Дюркгейм Э. Самоубийство. – СПб, 2004;
9. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах. – М., 2000;
10. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 2001;
11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 2003;
12. Красненкова И.П. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида // Вестник Московского Университета, сер. 12, Политические науки, 1998, № 6, 18-33;
13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 2003;
14. Мирошниченко В.Н. Функциональная трансформация института семьи в современном российском обществе: автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2007;
15. Морозова М.В., Овчинникова М.Н. Диагностика суицидального поведения подростков. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. – М., 2004;
16. Польстер И. “Я” в действии: взгляд гештальт-терапевта. Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 3. “Let it be...”: Экзистенциально-гуманистическая психотерапия / Под ред. Дж.К. Зейга - М., 2005;
17. Польстер М. Гештальт-терапия: :эволюция и практика. Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 3. “Let it be...”: Экзистенциально-гуманистическая психотерапия / Под ред. Дж.К. Зейга - М., 2002;
18. Практическая психология в образовании / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2004;
19. Проблемы суицида. / сост. О.А. Нор-Аревян. – Ростов-н/Д, 2001;
20. Психология и психоанализ характера / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2001;
21. Райс Ф. Психология подростка. – СПб, 2000;
22. Серов А.С., Жуков А.Н., Скоробогач Л.В. Программа коррекционной работы с дезадаптивными военнослужащими. – Ростов-на/Д, 2003;
23. Статистика суицида. – Режим доступа: www. lossofscoul.com;
24. Франкл В. О смысле жизни. – Самара, 2004;
25. Фрейд З. О психоанализе. Психология бессознательного. – СПб, 2007;
26. Фрейд З. Печаль и меланхолия. – Режим доступа: www. kog.ru;
27. Хайкина М.В. Диагностика суицидального поведения подростков. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. – М., 2004;





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.