На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Технология социальной профилактики девиантного поведения молодежи

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты понимания проблемы девиантного поведения 4
1.1. Девиантное поведение: проблемы и перспективы 4
1.2. Социальная работа с девиантным поведением в учреждениях СЗН 13
Глава 2. Технологические аспекты профилактики девиантного поведения в подростковой среде 16
2.1. Опыт деятельности центра по работе с запущенными подростками 16
2.2. Технология социальной профилактики девиантного поведения подростков 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31


Введение

Проблема девиантного поведения, являясь чрезвычайно актуальной, изучена весьма недостаточно, как в социально-психологическом, так и медицинском аспекте. Одним из проблемных вопросов является разночтение в терминологии данной группы отклонений и расстройств – «нарушение поведения», «патологическое поведение», «аномальное поведение», «девиантное» и «делинквентное поведение».
Многочисленные попытки специалистов систематизировать причины, условия и факторы нарушения поведения являются недостаточно разработанными. По мнению исследователей, это, прежде всего, связано с отсутствием четких диагностических критериев.
Выход научной литературы по проблемам девиации увеличивается по мере развития человеческого общества. Имеющиеся публикации отражают попытки решения проблемы на социологическом, социально-психологическом, социально-педагогическом, а также юридическом и медицинском уровне.
В настоящий момент, когда словосочетание «молодежь группы риска», «девиантное поведение», термины «безнадзорность» и «беспризорность» стали общеупотребительными символами времени, научное и практическое обращение к проблеме профилактики правонарушений и их рецидивов в подростковой среде становится актуальной. Исследования причин безнадзорности и правонарушений выявили сложные взаимосвязи в генезисе и разных проявлениях этих социально-психологических феноменов. Если обобщить результаты ряда исследований, то можно сделать вывод о том, что эти феномены сегодня являются предметом всестороннего межпредметного анализа, включающего в себя проявление возрастных кризисов, характеристики среды, методы воспитания, последствия пребывания подростков на улице, социально-психологические характеристики молодежи группы риска и их ближайшего окружения, а также последствия системного кризиса Российского общества.
В работе с молодежью группы социального риска для социолога-практика актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантологии как науки, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного подростка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики.
Объект исследования – проблемы девиантного поведения молодежи.
Предметом исследования является социальная профилактика девиантного поведения молодежи.
Цель работы – разработать технологию социальной профилактики девиантного поведения молодежи.
Раскрытие данной цели предполагается сквозь призму решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:
• выявить проблемы и перспективы девиантного поведения;
• рассмотреть понимание проблемы девиантного поведения в зарубежных и отечественных исследованиях;
• проанализировать социальную работу с девиантным поведением в учреждениях СЗН;
• изучить опыт деятельности центра по работе с запущенными подростками;
• разработать и апробировать технологию социальной профилактики девиантного поведения подростков.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты понимания проблемы девиантного поведения
1.1. Девиантное поведение: проблемы и перспективы

Термин «девиация» используется в разных науках, в том числе – в психологии – в своем первоначальном значении, однако содержание его варьируется у разных авторов.
Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с нарушением неких норм, которые выступают регуляторами общения между людьми.
Следует подчеркнуть, что норма является величиной переменной. Характер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этнического, социального, профессионального, полового, идеологического и т.д .
Например, хороший ученик дал отстающему свою тетрадь, чтобы списать домашнее задание. Для учителя этот поступок – нарушение нормы, для ученика, напротив, нарушением нормы было бы отказать в просьбе товарища. Сильный ученик знает, что за отказом последуют репрессии со стороны своих товарищей (как сильных, так и слабых учеников), что для него, несомненно, является более значимым и важным, чем замечание учителя.
Вместе с тем, та же самая ситуация в США интерпретировалась бы обеими сторонами совсем по-другому: учитель там был бы скорее удивлен такой попыткой, чем возмущен, а ученик, попросивший списать задание, был бы подвергнут остракизму со стороны своих товарищей. Дело в том, что такая просьба означала бы желание уклониться от состязания, что в американской культуре считается знаком позора. Страх оказаться в числе неудачников является более сильным мотивом, чем мотив страха академической задолженности.
Таким образом, «норма» – это условная и переменная величина, реальность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии различных культур .
Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою культуру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой формы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д.
Например, одна американка в Японии посмотрела какой-то самурайский фильм и поделилась своими впечатлениями с японкой: «как, должно быть, жутко умирать от меча!» На что японка ответила, что, по ее мнению, страшнее быть застреленной из пистолета – не успеешь даже подготовиться к встрече с богом! Услышав мнение японки, американка была поражена и впервые осознала тот факт, что пистолет давно стал неотъемлемой частью американской культуры, чем-то понятным и родным. А поэтому, хотя потенциал убийства в пистолете заложен куда более страшный, чем в мече, пистолет представляется американке менее опасным...
Важным обстоятельством при рассмотрении отклоняющегося поведения является то, что расстройство, лежащее в основе такого поведения, может быть специфичным по отношению только к определенной ситуации. Например, ночное недержание мочи у ребенка может отмечаться только дома, а вдали от родителей – никогда; или демонстрируемая школьником агрессивность в школе может никогда не проявляться в семье .
Таким образом, прежде чем рассуждать о девиации, считают американские исследователи, нужно отчетливо представлять, по отношению к какой норме эта девиация определяется. В этом, по их мнению, кроется суть проблемы. Девиация легко распознается в своих экстремальных проявлениях: нельзя красть, убивать, прелюбодействовать и т.д.
Этот ряд известных библейских «нельзя» огораживает для человека территорию, в пределах которой ему разрешается жить и действовать. Система библейских «нельзя» имеет значительно более универсальный характер, чем те факторы, которые действуют в примерах с самурайским мечом и списывающим учеником.
Сопоставляя более общую систему норм с более частной, американские специалисты приходят к следующим выводам:
• все нормы действуют, прежде всего, по схеме «стимул-реакция», следовательно, явление девиации возможно и целесообразно рассматривать с бихевиористских позиций;
• норма проявляется, прежде всего, как признак «нельзя» в виде реакции общества на поведение индивида в социуме;
• универсальных «нельзя» немного и дело не в них. Человеческой культурой созданы тысячи «нельзя», в которых трудно не заблудиться не только простым смертным, но и ученым, специально исследующим модели общения и поведения людей;
• общество защищает себя от нарушителей универсальных «нельзя» целой системой наказаний вплоть до тюрьмы, сумасшедшего дома, и смертной казни. Нарушителям менее понятных и более многочисленных «нельзя» грозит, как правило, только порицание со стороны окружающих;
• причинами девиантности могут выступить разные факторы: болезнь, физиология человека, отсутствие гармонии между человеком и окружающей средой, наследственность и пр.
Делая вывод об особенностях поведения, необходимо получить сведения о поведении человека в разных обстоятельствах. Ситуативное проявление особенностей поведения заключается не только в самом человеке, но и во взаимодействии его с окружающей средой.
Холистический подход к девиантности в понимании Джеймса В. Макконнелла. Девианты исследуются, по мнению исследователя, в особом разделе психологии, который называется «Психопатология» и «Аномальная психология». В самом начале этого раздела Макконнелл большими буквами выделяет подзаголовок: «Внимание! Противоречивый материал!» Действительно, наибольшая степень согласия среди психологов наблюдается в тех разделах, где рассматривается мозг и нервная система-психология чувственного и логического познания.
Консенсус меньше в области мотивации и общения, еще меньше – в психологии развития и социальной психологии. Расхождения достигают высшей точки в теории личности, патопсихологии и психотерапии................


Заключение

Все специалисты, работающие с молодежью, столкнулись сейчас с рядом проблем. Это связано в основном с тем, что подростки и молодежь, испытывают трудности в установлении контактов с миром взрослых людей. С одной стороны, это и вина взрослых: они слишком увлечены зарабатыванием денег и делением сфер влияния, они слишком много уделяют внимания собственным болезням, забывая порой о проблемах собственных детей или, наоборот, решая их очень активно, не давая ребенку свободы в своих проявлениях. Все это ставит перед нами задачи, решать которые необходимо в работе с молодежью.
Завершая работу, хочется отметить, что работа по совершенствованию, апробации и внедрению индивидуальных программ профилактики правонарушений и сопровождению молодежи и семей группы «социального риска» чрезвычайно актуальна.
В ходе написания данного исследования мною были рассмотрены такие актуальные для российского общества вопросы как: понимание проблемы девиантного поведения в зарубежных исследованиях, проанализирована проблема девиации в отечественных источниках, охарактеризованы причины девиации как проблема. Кроме перечисленного, предпринята попытка выявления технологических аспектов профилактики девиантного поведения в подростковой среде, в частности, комплексное сопровождение и поддержка подростков группы социального риска.
В основе всех этих проблем молодежи лежат одни и те же причины: у молодежи не сформировано умения преодолевать сложные ситуации, владеть своими эмоциями, конструктивно решать проблемы, взаимодействовать со взрослыми, сотрудничать и находить компромисс.
Как найти «золотую середину» в общении с молодежью, когда стоит жестко вести себя с ними, а когда уступить, как достичь хотя бы частичного взаимопонимания и взаимодействия между старшим и младшим поколением, что делать, чтобы молодые люди не стали жертвами вредных привычек, амбиций, необдуманных поступков и т.д. Именно такие вопросы и стоит решать каждый день в работе социальных служб.


Список использованной литературы

1. Белоусова З.И. Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков. – Запорожье, 1998;
2. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. /Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001;
3. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. – СПб.: ИС РАН, 1993;
4. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // СоцИс. – 1991. – №4. – С. 72 – 78;
5. ГилинскийЯ. И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень Защиты Прав Ребенка. – СПб., 1994. – С. 7-12;
6. Заика Н.И., Крейдун Т.И., Ячина Н.И. Психологическая характеристика этичности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии, 1990, №4;
7. Илешева Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. – Алма-Ата, 1990;
8. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. – М., 1996;
9. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи. – М., 2003;
10. Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: Монография / К.В.Карпинский; Под. ред. Т.К.Комаровой. – Гродно: ГрГУ, 2002;
11. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2001;
12. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979;
13. Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. – Минск, 2001;
14. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988;
15. Мирсагатова М.Н. Проблема беспризорности детей в России: состояния и возможности решения. – М., 2002;
16. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. – М., 2003;
17. Реан А.А. Семьи и дети группы риска. // Беспризорник. 2004, №3. С. 44-47;
18. Сенько Т.В. Профилактика отклоняющегося поведения, правонарушений и преступности несовершеннолетних // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сб. науч. тр.: Вып.3 / Под ред. Ю.Н. Карандашева, Т.В. Сенько. – Минск: Карандашев Ю.Н., 2000. – С. 153-166;
19. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. – М., 1994;
20. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2002;
21. Социальные отклонения /Кудрявцев В. Н., Бородин С. В., Нерсесянц В.С., Кудрявцев Ю.В. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юридическая литература, 1989;
22. Хомик В.С. Кроник А.А. Отношение к времени жизни: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психологии. – 1988. – №1. – С. 98-106.
23. Христозов X. Категория девиантного, асоциального, антисоциального и делинквентного поведения у детей и подростков // Невропатологии и психиатрии. – 1987. – №10. – С. 1527-1529;
24. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002;
25. Шевченко Ю.С. Патологические привычные действия у детей и подростков. – М., 1993.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.