На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом 6288 Роль народных праздников в сохранении национальных традиций

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 15.10.2012. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


6288 Д Роль народных праздников в сохранении национальных традиций
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы использования народных праздников в сохранении национальных традиций 7
1.1 Национальные традиции и их содержательная характеристика 7
1.2 Теоретический анализ понятия «народные праздники» 13
1.3 Роль народных праздников в сохранении национальных традиций татар и башкир 18
Глава 2. Изучение эффективности использования народных праздников в процессе сохранения национальных традиций татар и башкир 30
2.1 Изучение уровня развития патриотических чувств у детей младшего школьного возраста 30
2.2 Программа сохранения народных традиций через организацию и участие в народных праздниках 41
2.3 Оценка эффективности программы патриотического воспитания средствами народного костюма 48
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список использованных источников 58

Введение

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота, национальных качеств и национальной принадлежности сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Вместе с тем патриотизм - это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.
Народные праздники являются одним из средств формирования национального сознания, патриотических чувств, способом сохранения народных, национальных традиций.
Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и т. д. В российской педагогической науке также активизировались теоретические поиски: возникли концепции "Воспитание культуры межнационального общения" З.Т. Гасанова, "Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А.Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.) [7;16].
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2010- 2016 года», утверждённой Правительством РФ, отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах 2009 года, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России», созданы и разработаны методические программы: «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёва, «Мой родной дом» Э.П. Костика, Н.Н. Кочневой, «Истоки» Л.Л. Парамоновой, К.В. Тарасовой, поднимается вопрос патриотического воспитания в профессиональной литературе, в периодической печати.
Ориентированная на все социальные слои и национальные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания и национального сознания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы полинационального воспитания. Особое место в программе уделено воспитанию национальных традиций у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства, с положительного отношения к своему народу, своей культуре.
Таким образом, актуальность проблемы полинационального воспитания, сохранения и поддержания национальных традиций определила тему работы: «Роль народных праздников в сохранении национальных традиций».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организации национальных праздников как способа сохранения национальных традиций.
Объект исследования – национальные традиции.
Предмет исследования – народные праздники как способ сохранения народных традиций.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс сохранения национальных традиций будет проходить эффективнее при использовании в работе народных праздников.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности национальных традиций как формы приобщения к национальной культуре;
3) определить возможности народных праздников в процессе сохранения национальных традиций;
4) экспериментально проверить эффективность использования народных праздников как способа сохранения национальных традиций.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- наблюдение, беседа, тестирование.
Базой исследования является МОУ СОШ № 12.
Этапы исследования:
Констатирующий – на данном этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по теме работы, были определены основные теоретические положения исследования.
Экспериментальный – проведено изучение уровня патриотического воспитания младших школьников в МОУ СОШ № 12. Разработана и реализована программа сохранения национальных традиций средствами народных праздников.
Контрольный – обобщение полученных данных, оформление работы, формулирование выводов.
Практическая значимость исследования состоит в обобщении результатов по теме работы, разработке программы сохранения национальных традиций средствами народных праздников.
Апробация исследования проводилась на базе МОУ СОШ № 12 г. в период с апреля 2011 года по настоящее время. Промежуточный срез проводился в декабре 2011 года.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения и списка литературных источников и приложения.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы использования народных праздников в сохранении национальных традиций

1.1 Национальные традиции и их содержательная характеристика

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого (Закон РФ «Об образовании» ст. 18).
По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С.Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С.Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др.
Национальные традиции — передаваемые от одного поколения к другому обычаи, порядки, стереотипы поведения, проникнутые национализмом. Такие традиции выражают неуважительное, неприязненное, подчас оскорбительное (словами, жестами и даже действиями) отношение части одного народа относительно другого.
В современных условиях осознания духовных основ развития общества актуальной является проблема глубокого и научно-обоснованного учета особенностей региональной культуры в работе с детьми. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ.
В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
Поэтому приобщение ребенка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры прежде всего своей малой Родины. Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э.А. Баллером, Э.В. Ильенковым, А.В. Каменец, Ю.А. Лукиным, Э.Ю.Соловьевым и др.
В последние годы возрос интерес в дидактическому аспекту ознакомления детей сродной культурой и национальными традициями. В работе А.Б. Измайлова представлены "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников [24], в исследовании М.Б. Кожановой раскрыт педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания [27]. Такой процесс рассматривается как специально организованное взаимодействие (в виде со-действия) педагогов и воспитанников по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов народного воспитания в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества во всесторонне развитой личности и своим ребёнком, своих интересов и потребностей, способствующих развитию и социализации его как субъекта этноса и как гражданина.
Внимание исследователей также уделено вопросам подготовки будущих воспитателей к народоведческой работе в дошкольных учреждениях, к работе по усвоению старшими дошкольниками народоведческой лексики (Н.Л. Емельянова, Ю.Н. Косенко, Л.С. Плетенецкая) и отдельным ее аспектам: формированию этнокультурной компетентности студентов пединститутов в условиях полиэтнической среды (Гуренко О.И., 2005) этнопедагогической подготовке (Давыдова О.И., 2007).
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых традиции и обычаев содействующих воспитанию и развитию личности [11; 18-19].
Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.
Нам представляется чрезвычайно важным складывающийся в современной философии новый взгляд на культуру, как на единство национального, этнического и регионального. Это объясняется, по-видимому, тем, что в культуре фиксируется не только общечеловеческая жизнедеятельность, но и отражаются качественные своеобразия исторически сложившихся конкретных территорий.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять. Сто процентов воспитателей дошкольного образовательного учреждения относятся позитивно к народным традициям, считают, что их надо соблюдать. Однако, на деле поддерживают народные традиции в детском саду 42,8 % педагогов. Остальные 26,2 % респондентов относятся безразлично к проблеме, а 31,0 % - негативно, не поддерживают народные традиции и не проявляют желание их поддерживать в будущем [48].
C. Федорова отмечает, что процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. Крупнейший психолог Ж.Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования:
1. В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности.
2. В 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства и идет четкая идентификация с членами своей этнической группы.
3. В 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других [48].
Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:
1. Материальная культура:
- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
- одежда (национальный костюм), украшения;
- национальные кушанья;
- транспортные средства;
- орудия труда;
- труд с учетом его специфики.
2. Духовная культура:
- народные обычаи, обряды, праздники;
- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).
3. Нормативная культура:
- общечеловеческие нравственные качества;
- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
Культура понимается нами вслед за отечественными исследователями как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство (Г.Н. Волков); ценность, выполняющая межпоколенную трансмиссию (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, М. Мид, И.Б. Орлова). Несмотря на различные точки зрения в трактовке термина "культура", позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения.
Исследователи характеризуют традиции как элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени (С.А. Арутюнов, А.Б. Гофман, И.В. Суханов, С.А. Токарев и др.). По мнению Ю.В. Бромлея, Р.Ф. Итса традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. По утверждению И.В. Суханова, в традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих представлений, чувств, настроении, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры.
В нашем исследовании за основу принято определение "традиция", данного Д.И. Водзинским: традиции - прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура [Цит по 48].
Из всех традиций, влияющих на формирование личности, особую роль ученые отводят воспитательным традициям. Л.И. Божович, Л.С. Выготский утверждали, что развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта культуры. Исходя из позиций Б.Н. Бессонова, Н.К. Дмитриева, К.С. Давлетова, А.М. Сулейманова, в качестве средств этнографической культуры мы рассматривали народные праздники, народные игры, фольклор.
Исходными теоретическими положениями разработки изучаемой проблемы явилась взаимосвязь: "образование-культура-национальная культура-личность". По мнению Н.А. Бердяева, С.И. Гессена задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства.
Поликультурное воспита...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.