На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом 6435 Организация тематических экскурсий на основе историко-культурного подхода в музее

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 15.10.2012. Страниц: 69. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и виды экскурсии 6
1.2 Технология создания экскурсионного продукта 19
1.3 Принципы организации музейной экскурсии 33
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ «ЧЕЛЯБИНСК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ» 38
2.1 Методическая разработка экскурсии 38
2.2 Информация о музее истории ЮУЖД 40
2.3 Индивидуальный текст экскурсии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Значение экскурсий в культурной жизни современного человека трудно переоценить. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия - чрезвычайно эффективная форма передачи знаний экскурсантам. Экскурсия способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика человека. Тема нашего исследования связана с эксурсией в музее, что, несомненно, имеет свою специфику.
Музеи — это научно-исследовательские и просветительные учреждения, - которые осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Академическое определение музеев, содержащееся в энциклопедиях и словарях, конечно, не отражает их громадного нравственного потенциала, той благородной миссии, что они выполняют.
Кроме того, содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность «находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Подготовка экскурсии включает в себя подбор объектов, материалов и их изучение. Здесь важны порядок; последовательность организации работы, методика».
В работе по подготовке новой музейной экскурсии выделяются два основных направления: а) разработка новой темы экскурсии, новой вообще или только для данного экскурсионного-предприятия; б) подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже разработанной и проводимой - в данном бюро экскурсии. Главными этапами в подготовке музейной экскурсии являются ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме, отбор и детальное изучение объектов экскурсионного показа и источников, составление маршрута, написание контрольного текста и методической разработки, определение методических приемов. При определении цели музейной экскурсии следует учитывать такое обстоятельство.
В музейной практике экскурсии также подразделяются на обзорные и тематические (хотя подобное деление и признается условным). Первые дают общее представление о музее как своеобразном учреждении культуры. Тематические экскурсии в музейном деле, как правило, имеют ряд вариантов: на темы, охватывающие несколько исторических-периодов (или залов, чаще всего соответствующих основным стержневым проблемам экспозиции); на темы об отдельных исторических периодах или событиях, дающие характеристику одной из сторон исторического процесса, жизни и деятельности отдельного лица, коллектива. Следовательно, тема музейной экскурсии, являясь стержнем, который соединяет все объекты показа в единое целое, предопределяется профилем музея, в другом случае — соподчиненно может зависеть от общей (сквозной) темы городской экскурсии (когда музей или его раздел — часть такой экскурсии).
Актуальность исследования состоит в необходимости детального изучения способов организации и проведения тематических экскурсий в музее, с целью улучшения просветительской, культурно-воспитательной деятельности в этой области.
Степень разработанности проблемы.
При относительно высокой внешней теоретической разработанности общих вопросов, связанных с методикой разработки экскурсий, частным практическим аспектам с нашей точки зрения уделяется недостаточно внимания, а именно, какой спецификой обладает тематическая экскурсия в музее. Это обсуловило интерес к рассматриваемой проблеме, необходимость ее практической разработки, определило выбор темы дипломной работы: «Организация тематических экскурсий на основе историко-культурного подхода в музее (на примере музея истории ЮУЖД).
Для построения материалов работы мы разработали ее понятийный аппарат (проблему, цель, задачи, объект, предмет).
Проблема исследования: отсутсвие методики проведения тематической экскурсии в музее на основе историко-культурного подхода.
Цель исследования – разработать тематическую эксурсию на основе историко-культурного подхода в музее.
Задачи:
1) рассмотреть понятие экскурсии и ее классификацию;
2) изучить технологию создания эксурсионного продукта;
3) выявить принципы организации музейной экскурсии;
4) составить методику проведения тематической экскурсии в музее;
5) охарактеризовать музей и его экспонаты;
6) разработать индивидуальный текст экскурсии.
Объект исследования – тематическая экскурсия в музее.
Предмет – экскурсионные объекты музея истории ЮУЖД.
Методология исследования: методика экскурсионной деятельности; музейное дело; социально-культурный сервис и туризм.
Методы исследования: индукция, дедукция, сравнение, обобщение, мониторинг, системный, логический, статистический анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении специфики проведения тематических экскурсий в музее, обобщении технологии создания экскурсионного продукта.
Практическая значимость работы определяется разработкой тематической экскурсии для музея истории ЮУЖД.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Понятие и виды экскурсии

Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся в природных условиях и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии заранее определенной тематике.
Само слово экскурсия происходит от латинского «экскурсио» - поездка и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс +ия) [13, с. 36].
Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены, как представляет Б.В. Емельянов, в следующей последовательности: экскурсовод (с помощью объектов воздействует) на экскурсантов (помогая им) увидеть, услышать, ощутить и овладеть навыками [20, с. 71].
Таким образом, в ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).
Большую роль в данном процессе играет материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «точка зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также уверенность экскурсовода в собственной правоте.
Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания материала и отношению к предмету показа и рассказа. Именно проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях с ними связанных. Однако, это не единственное определение понятия экскурсии и ее сущности.
Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиск новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства. Выделяют несколько основных функций. Рассмотрим более детально каждую из них [40, с. 102-104]:
1. Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяет выделить в них главное. Рассматривать их необходимо в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.
Принцип научности определяет научный характер экскурсии как формы воспитания и образования. Задачей экскурсии является способствование расширению научных знаний, которая реализуется благодаря тому, что содержание экскурсии преподается в соответствии со сведениями определенной отрасли современной науки. Факты и события должны получать объективную научную оценку.
Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке к экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.
Материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране.
2. Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях и достижениях науки и техники. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов.
3. Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается у человека после рабочего дня. Это свободное время в течение суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу, любительские занятия, общение с друзьями. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека.
4. Функция расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы и т.д. нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам.
5. Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний. Например, побывав на литературной экскурсии, ее участники могут проявить интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству.
Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации.
Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.
Классификация - распределение каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. согласно определенным признакам. Классификация экскурсий представляет собой их разделение на группы, подгруппы и виды и выделение в каждой из них основных черт, определяющих характер ведения той или иной экскурсии. Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности. Классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсоводов, облегчает их специализацию с учетом знаний и личных склонностей экскурсоводов. Использование закономерностей проведения экскурсий конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной.
Была принята классификация экскурсий, оставшаяся неизменной до настоящего времени. Согласно ей, все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
- по содержанию;
- по составу участников;
- по месту проведения;
- по способу передвижения;
- по форме проведения [60, с. 134].
То, что видит экскурсант, увязывается в его сознании, благодаря рассказу экскурсовода, с определенными событиями, явлениями, фактами, процессами. Экскурсовод, таким образом, показывает и одновременно учит правильно видеть показанное.
В этом организованном процессе познания окружающего нас мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсовод должен заставить экскурсантов не просто смотреть и слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства: восхищение, возмущение, радость от познанного и др.
Таким образом, экскурсия - это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил.
Каждой экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых ее нельзя считать таковой. Выделяют шесть обязательных признаков экскурсии:
- протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня;
- наличие экскурсионной группы (15-30 человек);
- наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода;
- осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
- знакомство с объектами в движении и на остановках в частности, с выходом из автобуса;
- четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление [22, с. 216].
В настоящее время в экскурсионной практике к выделению основных признаков экскурсии относятся более свободно. Экскурсионная группа может состоять всего лишь из нескольких человек, от чего экскурсия не перестает ею быть. Для знакомства с объектами на остановках не обязателен выход из автобуса, если они хорошо видны.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь, делятся на следующие группы:
- исторические;
- историко-революционные;
- военно-исторические;
- производственные;
- природоведческие;
- искусствоведческие;
- литературные;
- архитектурно-градостроительные [44, с. 61].
В настоящее время историко-революционные экскурсии практически не находят места в экскурсионной практике, хотя подтемы на историко-революционную тематику сохранились в ряде обзорных экскурсий. Но в классификацию тематических экскурсий сегодня следует добавить группу экскурсий на религиозные темы, которые получают все большее распространение втурисгско-экскурсионных организациях с начала 90-х гг.
Каждая из перечисленных тематических групп, в свою очередь, подразделяется по содержанию на определенные подгруппы.
Исторические экскурсии могут быть разделены на подгруппы, в которых освещается конкретный период истории края. Кроме того, они подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.
Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: по памятным местам, где происходили военные события, с показом военно-инженерных сооружений - крепостей, башен, мостов, рвов, земляных валов и др.; по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические и мемориальные музеи.
Производственные экскурсии делятся на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профориентационные. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию и достижения завода, фабрики, транспортного узла, сельскохозяйственного предприятия, научного ил учебного учреждения. На производственно-экономических экскурсиях раскрываются такие вопросы, как себестоимость продукции, научная организация труда, качество продукции. Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. В особую подгруппу выделяются производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональной ориентации подростков, оказания помощи учащимся общеобразовательных школ в выборе ими будущей профессии. Подобные экскурсии посвящены подробному знакомству с различными профессиями, а в ряде случаев всестороннему показу одной-двух профессий.
В группу природоведческих экскурсий входят географические, обзорные природоведческие, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические, экскурсии к уникальным памятникам природы, экскурсии по природоохранной, или экологической, тематике, в отделы природы краеведческих музеев.
Искусствоведческие экскурсии объединяют следующие подгруппы: театральные, исгорико-музыкальные с рассказом о творчестве композиторов и музыкантов, экскурсии с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников.
Литературные экскурсии, обычно группируют следующим образом: литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя или драматурга, историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития кыргызской литературы, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя, в мемориальные музеи.
Для экскурсий на архитектурно-градостроительные темы распространенной является следующая классификация: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представления о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов.
Группа экскурсий на религиозные темы в настоящее время общепринятой классификации по содержанию не имеет. Туристские организации и паломнические службы епархий проводят экскурсии по храмам и монастырям. Особенности подготовки и проведения экскурсий в православных храмах рассматриваются в практической части данного учебного пособия.
По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:
- для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);
- для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего н старшего возрастов);
- для местных жителей;
- для иногородних;
- для иностранцев [44, с. 59].
Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при проведении экскурсии. В зависимости от состава участников маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей экскурсии или отдельных ее частей вносятся определенные изменения. Для профессиональных групп желательно, например, включить обзорную экскурсию по городу подтему, в которой раскрывались бы их профессиональные вопросы, характерные для данного населенного пункта, области, края. Резко отличаются между собой экскурсии для дошкольников и старшеклассников по языку, глубине экскурсионного анализа, продолжительности, развлекательности. Последнее особенно необходимо в экскурсиях для малышей и в меньшей степени для старших школьников. В экскурсиях для иногородних следует ожидать от туристов много вопросов, связанных с дополнительными объектами, и экскурсоводу надо быть готовым к ним.
Но главными при учете особенностей экскурсионной труппы являются образовательный уровень и возраст ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, как говорят, «на слуху» у каждого, ним быстро пропадает интересу слушателей. Но и нельзя чтобы они были слишком оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникнет связи между экскурсантами и экскурсоводом. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом участников экскурсии.
Таким образом, классификация экскурсий по составу участников является своеобразным камертоном для экскурсоводов, помогающим с первых минут выбрать верную «тональность» всей экскурсии. Это совершенно необходимо для достижения ее высокой эффективности, удовлетворения познавательного интереса участников экскурсии, и, что немаловажно, получения экскурсоводом удовлетворения от успешно проделанной работы.
По месту проведения экскурсии подразделяются на:
- городские;
- загородные...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.