На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом педагогические условия организации взаимодействия ДОУ по приобщению дошкольников к народным традициям

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 15.10.2012. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей 6
1.2. Средства этнографической культуры в приобщении дошкольников к народным традициям 12
1.3. Педагогические условия приобщения дошкольников к народным традициям 23
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКО К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ 35
2.1. Задачи, методика и результаты констатирующего эксперимента 35
2.2 Реализация педагогических условий в соответствии с гипотезой 41
2.3. Результаты экспериментальной работы и их интерпретация 45
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Библиографический список использованной литературы 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56


ВВЕДЕНИЕ

Совместные концепции развития ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении предполагают включение отдельных элементов культуры башкирского народа в процессе развития ребенка. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиции и обычаев.
По утверждениям А. И. Азмольдова, Н. П. Донисюка, А. И. Лазарева, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится принести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Н. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, дают основание предположить следующее: периоды 3 – 4 лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
В качестве средств этнографической культуры мы определили фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к народным традициям, утверждают в качестве приоритетных ценностей духовность, помогают определить отношение к вечному и природному миру, к другим людям и к самому себе (В. Н. Аникин, Н. К. Дмитриев, З. Н. Иванова). Современные ученые И. В. Бестужев – Лада, А. В. Мудрик к числу важных субъективных условий относят семейные традиции. Они призваны служить упрочнению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. Традиции формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка. В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность психолого-педагогических условий взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по приобщению дошкольников к народным традициям средствами этнографической культуры.
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей, ориентированный на приобщение дошкольников к народным традициям.
Предмет исследования: педагогические условия организации взаимодействия ДОУ по приобщению дошкольников к народным традициям.
Гипотеза исследования:
- сотрудничество ДОУ и семьи осуществляется в статусе группового субъекта, обеспечив творческую направленность в современной деятельности детей и педагогов;
- обеспечить средствами этнографической культуры единство знаний и представлений о башкирской культуре.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к народным традициям.
2. Выявить и обосновать эффективность психолого-педагогических взаимодействия педагогов и родителей по приобщению дошкольников к народным традициям.
3. Выявить критерии правильности гипотезы.
Этапы исследования:
Опытная работа осуществлялась в три этапа:
I этап (сентябрь – ноябрь 2007) был посвящен изучению и анализу психолого–педагогической литературы по проблеме исследования, разрабатывались исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методика опытной работы.
II этап (ноябрь 2007 – март 2008) – опытно – поисковый. На этом этапе выявились уровни взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по приобщению дошкольников к народным традициям. Разрабатывалась и практиковалась методика опытной работы, корректировались содержание и технология эксперимента, проводилась обработка полученных результатов.
III этап (март – май 2008) – заключительно обобщающий. Он включал в себя обобщение и литературное оформление исследования, внедрение разработанной технологии взаимодействия педагогов и родителей в практику работы дошкольного учреждения.
Методы исследования:
Структура: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.



ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей

Семья по признанию ученых Л. А. Венгера, И.В.Гребенникова – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Семья – это малая социально – психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общность быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. [11; С. 89]
Как утверждает Т.А.Куликова, семья является источником передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
В психолого-педагогических исследованиях А.Н.Леонтьева, С.А.Козлова отмечается, что из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения». В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность ребенка быть защищенным, любимым, и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании на всю жизнь.
В понятие «воспитательный процесс» ученые включают много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, уровень культуры общения, культуры и образования родителей. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнима ни с какими даже очень квалифицированным воспитателем. Современная семья, по мнению С.В.Ковалева, не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружках... Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами. При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания, оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет о взаимодополняемости домашнего и общественного воспитания в создании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.
По мнению, Т.А.Куликовой, Г.М.Кравцовой, Л.И.Маленковой, детский сад сохраняет субкультуру детства: естественным образом передает игровые традиции, чего лишены многие, многие современные дети, будучи единственными, у своих родителей и растущие в окружении взрослых. Современное дошкольное учреждение имеет возможность позитивно влиять на культурное поле семьи, рекомендуя книги для чтения, советуя посетить музеи, выставки, театры, знакомит с содержанием и методикой проведения детского домашнего праздника, дня рождения ребенка.
Таким образом, современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия.
Как утверждает Л. И.Маленкова, С. Н.Токарева, А. С. Спиваковская, в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений детского сада и семьи. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. [11; С. 93]
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение», как считают Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, А. Э. Симановский, личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса личная готовность открыть самого себя в какой – то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехов, неудачах... родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих родных, которые, оказывается, так много знают и интересно рассказывают. У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного» педагога. Особенно это важно для бабушек и дедушек: им так необходимо чаще чувствовать, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Чтобы детский сад стал реальной открытой системой, как считают Л. И. Маленкова, С. Н. Токарева, Т. А. Куликова, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку: видеть в развитии его личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, на доверии к нему в силу его личностных качеств. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это, прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значительно в поведении, деятельности ребенка. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное время для них прийти в группу, понаблюдать чем занят ребенок, поиграть с детьми... Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания, родители изучают своего ребенка с другими детьми. И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию побудить к размышлению, сопереживанию, но которые не обижают, не унижают, не вызывают оборонительной реакции.
Родители и педагоги должны владеть педагогической культурой.
Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура включает несколько компонентов:
- понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
- знание о развитии, обучении детей;
- практические умения организации жизни и деятельности детей;
- осуществление воспитательной деятельности, продуктивная связь с другими воспитательными институтами. [11; С.95]
По утверждению авторов: Е. А. Аркина, С. В. Ковалева, Г. Г. Кравцова, современные семьи испытывают нужду в знаниях о целях, средствах и методах воспитания детей, а часто и коррекции, и компенсации их развития.
Результаты научных исследований по взаимодействию педагогов и родителей в настоящее время используется в современных программах дошкольного образования: «Радуга», «Сообщество», «Из детства в отрочество». Это является необходимым условием реализации данных программ в дошкольном образовательном учреждении. Программа « Из детства в отрочество» состоит из программ для педагогов и программ для родителей. Необходимость реализации родительской программы повышает их активность в воспитании детей и наталкивает родителей на поиски путей взаимодействия с педагогами, но уже со стороны родителей. Например, родители могут, работая по этой программе, изучать собственного ребенка и обеспечивать ему необходимые условия проживания в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, содержание современной педагогической культуры включаются знания многих человеческих наук, которые помогают постижению психолого-педагогических и естественно научных основ современной семьи и домашнего воспитания. Знание родителями задач, основных направлений работы в дошкольном учреждении, школе поможет осуществлять преемственность в воспитании ребенка, что отвечает интересам его развития.

Для успешного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи необходимо строить свои отношения на психологии доверия. Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, обеспечивающее ему нормальное развитие.



1.2. Средства этнографической культуры в приобщении дошкольников к народным традициям

По утверждению К.Д.Ушинского, Г.Н.Волкова, Б.Н.Бессонова, народ, живя тысячелетия на этой земле, просеял через невидимое сито все культурные ценности, и то, что дошло до нас, должно быть нам дорого. Вот почему, считают они, мы должны хранить и оберегать старые колыбельные песни, изумительные народные праздники и танцы, национальную одежду, художественные ремесла и старую живопись, архитектуру. Народные песни, сказки, игры, художественные предметы быта являются примерами опыта, кот...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.