На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ БИБЛИОТЕКАРЯ на примере лауреатов премии имени П. В. Сапронова

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 15.10.2012. Страниц: 94. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ИНСТИТУТ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Кафедра библиотечно-информационной деятельности


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ БИБЛИОТЕКАРЯ
(на примере лауреатов премии имени П. В. Сапронова)

специальность 071201 Библиотечно-информационная деятельность
квалификация – референт-аналитик информационных ресурсов

Выполнила:
студентка дневного отделения гр. 550/1
Долгова Елена Вадимовна
Руководитель:
Матвеева И. Ю., канд. пед. наук, доцент
Рецензент:
Шумакова В. И., ст. преподаватель

Допущена к защите:
Зав. кафедрой библиотечно-
информационной деятельности
________ В. Я. Аскарова
«_____» ____________ 2011 г.
ВКРС защищена с оценкой «_________»
Председатель ГАК _________________
«____» ______________________ 2011 г.


ЧЕЛЯБИНСК 2011
Аннотация на научную работу
1. Название: Профессиональный путь библиотекаря (на примере лауреатов премии имени П. В. Сапронова);
2. Государственный рубрикатор научно-технической информации: 201500 Организация информационной и библиотечной деятельности;
3. Вуз: Челябинская государственная академия культуры и искусств;
4. Год завершения работы: 2011;
5. Объем работы: 76 с.
6. Количество приложений: 3
7. Количество иллюстраций: 9
8. Количество источников литературы: 64 ед.
Характеристика работы

1. Цель научной работы: выявление особенностей развития профессиональной карьеры библиотечных специалистов (на примере лауреатов премии им. П. В. Сапронова).
2. Методы проведения исследования: анализ литературы по социальной психологии, кадровому менеджменту, библиотековедению и библиографоведению; биографический анализ пакета документов на соискание премии имени П. В. Сапронова в номинации «Информационная и книжная культура»; контент-анализ анкет и творческих характеристик лауреатов премии имени П. В. Сапронова в номинации «Информационная и книжная культура»;
3. Основные результаты научного исследования: выявлены публикации по теме, произведен анализ данных публикаций; выявлены особенности развития профессиональной карьеры библиотечных специалистов (на примере лауреатов премии им. П. В. Сапронова).
4. Наличие документа об использовании научных результатов: научные результаты пока не использовались.
Подпись автора _____________
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..4
Глава 1. Сущностная характеристика библиотечной профессии
1.1. Сущность и специфика библиотечной профессии…………….9
1.2. Профессиональные качества библиотечного специалиста… 18
Глава 2. Библиотечная карьера: содержание, этапы, достижения
2.1. Понятие о карьере специалиста…………………..……………26
2.2. Особенности и этапы карьеры библиотекаря…………………36
Глава 3. Этапы профессионального пути библиотекаря
3.1. Обоснование методики изучения профессионального пути библиотекаря……………………………………………………………….48
3.2. Анализ и интерпретация данных исследования………………52
3.3. Основные выводы по результатам исследования……….……61
Заключение …………………………………………………………………67
Список использованной литературы ……………………………….…….70
Приложение 1. Классификация кризисов профессионального развития специалиста.………………………………………………………………………..77
Приложение 2. Краткая характеристика лауреатов премии имени П. В. Сапронова……………………………………………………………………….….80
Приложение 3. Сравнительный анализ типов карьер библиотечных специалистов-лауреатов премии имени П. В. Сапронова………………….……94

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации функционирует обширная сеть самых разных по типу и виду библиотек. Федеральный закон «О библиотечном деле» дает следующее определение понятию «библиотека»: «библиотека – это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам» [38, c. 15].
Существуя многие сотни лет, библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняющим свою особую роль в обществе. Ее принято называть фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, базой, на которой развивается всё общество в целом. Сохраняя и распространяя документальную память человечества, библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на использование достижений культуры, на отдых, досуг, на получение информации. Активно содействуя развитию науки, культуры, искусства, библиотеки задают прогрессивное направление развития всем сферам общественной жизни и жизни каждого отдельного человека.
В последнее время в профессиональной библиотечной среде активно обсуждается будущее библиотеки и библиотечной профессии, её место и роль в информационном обществе. Повсеместная компьютеризация и интенсивное внедрение новых информационных технологий уже значительно изменили облик современных библиотек, и, хотя главная их миссия осталась неизменной – предоставление источников информации пользователям – пути ее реализации значительно усложнились и диверсифицировались. Именно этими изменениями и обусловлена необходимость качественно нового подхода к формированию и проведению кадровой политики библиотечными учреждениями.
В условиях быстро меняющейся реальности к личности библиотечного специалиста предъявляются совершенно иные требования чем, к примеру, 10-15 лет назад. Практика показывает, что просто овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками теперь отнюдь не достаточно для осуществления успешной профессиональной библиотечно-информационной деятельности. Сегодня на первый план выдвигается, прежде всего, способность специалиста быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно и оперативно находить решения социально и профессионально значимых проблем, а также добровольно нести за них ответственность. В этой связи возникает необходимость разработки принципиально новых образовательных программ, нацеленных на создание и поддержку трудовых ресурсов более высокого уровня, чем прежде. Как никогда остро встаёт вопрос постоянного совершенствования и переподготовки персонала.
Таким образом, актуальность рассмотрения профессионального становления библиотечного специалиста заключается в объективной необходимости библиотечной отрасли в появлении профессионалов и суперпрофессионалов библиотечного дела, способных создавать высококачественные информационные продукты и услуги в соответствии с ожиданиями пользователей; всесторонне удовлетворять их информационные потребности.
Наиболее полно библиотекари как социально-профессиональная группа изучались санкт-петербургскими учеными под руководством Л. В. Соколова. В монографии А. С. Чачко изучалась деятельность комплектатора, библиографа, методиста; в трудах М. Г. Вохрышевой, И. Г. Моргенштерна и других библиографоведов исследовались требования к библиографу. Проблемам профессиональной этики уделяли внимание Г. А. Алтухова, С. А. Езова, Ю. П. Мелентьева, а изучением библиотечно-библиографического творчества занимались С. Д. Бородина, И. Ю. Матвеева, С. Г. Матлина, И. Б. Стрелкова и др. Будущее библиотечной профессии в своих трудах затрагивали Е. Н. Бережкова, Е. В. Деревянко, П. Х. Зайдфудим, А. И. Земсков, В. П. Леонов, Э. Р. Сукиасян, и др.

Психология профессионального труда, а также профессиональное становление личности исследовалось такими психологами, как Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. И. Петрушин, В. А. Поляков. Возможности карьерного роста, а также становления профессионализма в условиях библиотеки изучали В. А. Гордеева, И. Б. Стрелкова, Э. Р. Сукиасян, Т. А. Петрова и др. К проблеме кадровой библиотечной политики обращались Т. Я. Кузнецова, Г. П. Фонотов.
Объектом выпускной квалификационной работы является профессиональная карьера библиотечного специалиста.
Предметом выпускной квалификационной работы стали факторы карьерного роста специалистов библиотечной профессии.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить особенности развития профессиональной карьеры библиотечных специалистов (на примере лауреатов премии имени П. В. Сапронова).
Задачи исследования:
1. Выявить современные требования к профессии и личности библиотекаря, проследить особенности развития библиотечной профессии в условиях модернизации отрасли;
2. Проанализировать особенности карьерного роста в библиотечной профессии;
3. Проследить профессиональную карьеру ведущих библиотечных специалистов Челябинской области, лауреатов премии имени П. В. Сапронова, окончивших ЧГИК (ЧГАКИ).
База исследования: профессиональные судьбы ведущих выпускников библиотечного факультета ЧГИК (ЧГАКИ), лауреатов премии имени П. В. Сапронова.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по социальной психологии, кадровому менеджменту, библиотековедению и библиографоведению;
2. Биографический анализ пакета документов на соискание премии имени П. В. Сапронова в номинации «Информационная и книжная культура»;
3. Контент-анализ анкет и творческих характеристик лауреатов премии имени П. В. Сапронова в номинации «Информационная и книжная культура».
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что 1) на основе социологической, психологической, библиотековедческой и др. литературы проанализировано понятие и специфика библиотечной карьеры; 2) предпринята попытка проанализировать карьерный и профессиональный рост современных ведущих специалистов (на примере выпускников ЧГАКИ – лауреатов премии им. П. В. Сапронова), выявить факторы, влияющие на интенсивность карьерного роста и профессиональные достижения личности специалиста.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в конкретизации понятия и сущности библиотечной карьеры. Практическая значимость связана с выявлением факторов, влияющих на интенсивность карьерного роста и профессиональные достижения личности специалиста, которые можно учитывать в профориентационной работе, профессионализации и применять в кадровой стратегии конкретных библиотек.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными в исследовании целью и задачами. Первая глава «Сущностная характеристика библиотечной профессии» включает в себя два параграфа. В параграфе 1.1. «Сущность и специфика библиотечной профессии» дается характеристика библиотечной профессии и её основным функциональным специальностям, очерчиваются основные кадровые проблемы, назревшие в отрасли и анализируются возможные пути дальнейшего развития библиотек и библиотечной профессии. В параграфе 1.2. «Профессиональные качества библиотечного специалиста» рассматриваются основные требования к профессиональным и личностным качествам библиотечных специалистов прошлого, настоящего и будущего.
Вторая глава «Библиотечная карьера: содержание, этапы, достижения» также состоит из двух параграфов. В параграфе 2.1. «Понятие о карьере специалиста» дается представление о сущности карьеры и её этапах, рассматриваются типы возможных карьер, а также факторы успешного развития карьеры. В параграфе 2.2. «Особенности и этапы карьеры библиотекаря» дается характеристика возможностям построения внутриорганизационной и профессиональной карьеры в условиях библиотеки.
В третьей главе «Этапы профессионального пути библиотекаря» содержится три параграфа. В параграфе 3.1. «Обоснование методики изучения профессионального пути библиотекаря» ставится цель, и определяются задачи изучения профессионального пути библиотечного специалиста, дается обоснование выбору базы исследования, а также характеристика методов исследования. В параграфе 3.2. «Анализ и интерпретация данных исследования» приводятся краткие характеристики профессионального пути каждого из анализируемых специалистов. В параграфе 3.3. «Основные выводы по результатам исследования» сравниваются разные типы карьер, реализованные библиотечными специалистами-лауреатами премии имени П. В. Сапронова, а также анализируются основные факторы достижения ими успеха.
В «Заключении» подведены основные итоги выпускной квалификационной работы. «Список использованной литературы» содержит 64 наименования. В «Приложениях» содержатся демонстрационные таблицы «Классификация кризисов профессионального развития специалиста», «Сравнительный анализ типов карьер библиотечных специалистов-лауреатов премии имени П. В. Сапронова», а также краткая характеристика лауреатов премии имени П. В. Сапронова.

Глава 1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ БИБЛИОТЕКАРЯ

1.1. Сущность и специфика библиотечной профессии

Прежде чем приступить к рассмотрению сущности и специфики библиотечной профессии, попытаемся получить представление о профессии как явлении в целом.
Различные аспекты профессиональной деятельности человека затрагивают такие науки, как педагогика, философия, социология, акмеология и другие, однако основной вклад в её изучение внесла психология профессиональной деятельности. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности [30].
Дадим определение понятию профессия. Наиболее общее определение приводит «Большой энциклопедический словарь»: «профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования» [5, с. 495].
Психолог Е. А. Климов определяет профессию как «необходимую для общества, социально ценную и ограниченную вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства существования и развития» [26, с. 107].
Психолог Э. Ф. Зеер характеризует профессию как «исторически возникшую форму трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками, иметь определенные способности и развитые профессионально важные качества» [23, с. 11].
Таким образом, мы видим, что ни одно из приведенных определений не дает исчерпывающего представления о сущности понятия «профессия». В связи с этим, попытаемся сформулировать определение, объединив перечисленные признаки.
Итак, профессия – это исторически сложившаяся, общественно значимая форма трудовой деятельности, требующая от исполнителя определенных знаний, умений и навыков, и, как правило, являющаяся для него источником существования.
В отечественном профессиоведении различают понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, её отличительными признаками, помимо профессиональной компетентности, являются профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. А специальность по определению психолога Э. Ф. Зеера – «это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки, а также в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии» [23, с. 11].
Стремительные изменения в современном обществе, связанные с развитием и внедрением новых информационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности, привели не только к появлению принципиально новых видов профессиональной деятельности (таких как фрилансинг, коучинг, интернет-трейдинг и т.д.), но и к колоссальному росту числа специальностей в рамках уже существующих профессий.
Эта тенденция не обошла стороной и профессию «библиотекарь». Терминологический словарь «Библиотечное дело» содержит следующее определение библиотечной профессии: «библиотекарь – это профессия, содержанием которой является библиотечная деятельность; должность в библиотеке» [3, с. 27]. Библиотечная профессия является одной из древнейших, поскольку зародилась более 4,5 тысяч лет назад вместе с шумерской культурой и первыми глиняными каталогами. Однако в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности она оформилась лишь в начале XX века, когда впервые началась профессиональная подготовка российских библиотечных специалистов.
Для уточнения трудовой функции работников сферы культуры в настоящее время применяются «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 37 от 21.08.1998 г. а также должностные инструкции, разработанные в конкретных библиотечных организациях [25]. Подробнее на характеристике должностей в библиотечной профессии мы остановимся в гл. 2.
Помимо должностной дифференциации библиотечной профессии также присуща функциональная специализация. Особенности специальностей в рамках библиотечной профессии подробно рассматривалась такими учеными как А. С. Чачко, И. Г. Моргенштерн и др. в рамках профессиографических исследований.
По мнению А. С. Чачко «распределение функций по обслуживанию читателей, подготовке и обеспечению этого процесса и управлению им позволяет осуществлять информационно-библиотечное обслуживание на более высоком профессиональном уровне» [63, с. 51]. В своих трудах она дает характеристики специальностям комплектатора, специалиста по организации, хранению и использованию фонда, библиографа. Рассмотрим их подробнее.
Комплектатор – это «лицо, комплектующее фонд библиотеки» [63, c. 78]. К основным функциям комплектатора она относит разработку тематико-типологического плана комплектования или профиля фонда, подготовку и оформление заказов на произведения печати, их прием, организацию и ведение справочно-регистрационного аппарата в помощь комплектованию, анализ качества комплектования и т.д. [63].
Библиограф ведет работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме. Выполняет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей. Принимает участие в подготовке библиографических материалов и пособий, методических материалов. Составляет рекомендательные списки литературы, подготавливает и проводит устные обзоры литературы. Ведет индивидуальное и групповое информирование абонентов о новой литературе [25].
По мнению М. Я. Дворкиной специалист по обслуживанию пользователей призван «обеспечить непосредственный доступ пользователей библиотеки к собранным, обработанным и хранимым ею документам, информации, знаниям» [14, c. 27]. В условиях специализации обслуживания по видам услуг и группам читателей, она выделяет подсистемы первично-документального, справочного, и выставочного обслуживания. Однако независимо от вида библиотечного обслуживания, происходит активное межличностное взаимодействие специалиста с пользователем, и в этом основная специфика [14].
Рассуждая о сущности научно-методической работы, Б. Н. Бачалдин выделяет такие функциональные особенности специальности «методист», как: научно-методическая работа в помощь совершенствованию обслуживания читателей; помощь в совершенствовании библиотечно-библиографической технологии; организационно-управленческая работа, направленная на укрепление взаимосвязи структурных подразделений библиотек, рационализацию труда; научно-исследовательское обеспечение практической деятельности библиотек и, наконец, внедрение передового опыта в библиотечную практику [1].
Вот основные библиотечные специальности, перечень которых, однако, может дополняться в зависимости от типа и вида библиотеки. Так для школьных библиотек актуальным является введение таких специальностей как библиотекарь-педагог, библиотекарь-психолог, для научных библиотек – ученый секретарь, для публичных библиотек – культорганизатор и т.д. Расширение использования в библиотеках новых информационных технологий и технических средств влечет за собой появление таких нетрадиционных для библиотек специалистов, как библиотекарь-технолог, информатик, администратор баз данных, web-дизайнер, специалист по рекламе, по связям с общественностью и т.д. [64].
Это, несомненно, позволяет сделать вывод о том, что библиотеки сегодня активно стремятся идти в ногу со временем, максимально отвечать на всё возрастающие и усложняющиеся потребности пользователей, однако если чуть глубже погрузиться в процессы, происходящие сегодня в библиотеке, то можно увидеть насколько серьезные проблемы назрели внутри отрасли.
По мнению Т. Я. Кузнецовой, в ситуации с библиотечными кадрами требуют решения следующие проблемы: во-первых, совокупные знания, умения и навыки работников библиотек сегодня явно отстают от динамично меняющегося мира информационных коммуникаций и далеко не всегда отвечают новым социальным задачам реформирования отрасли. Во-вторых, низкий уровень заработной платы библиотечных работников и их социальная незащищенность ведут к уходу наиболее перспективных библиотечных специалистов в другие сферы с более высокой оплатой труда. В-третьих, сокращение в 12 раз приема на библиотечно-информационные факультеты высших и средних учебных заведений за последнее десятилетие. После их окончания в среднем не более 10-15% выпускников идут работать по специальности, но вследствие низкой зарплаты большинство из них вскоре покидают библиотеки. В-четвертых, отсутствие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. Библиотечные работники, как правило, не имеют возможности регулярно повышать квалификацию из-за отсутствия необходимой образовательной инфраструктуры и финансовых средств [29].
Будущее библиотеки и библиотечной профессии в XXI веке является на сегодняшний день одной из самых животрепещущих и дискуссионных тем на крупнейших библиотечных конференциях, семинарах и круглых столах не только в России, но и во всем мире. Сегодня в эпоху телекоммуникаций, как никогда остро стоит вопрос о самосохранении библиотекарей как профессионального сообщества.
Вот уже много лет не смолкают разговоры специалистов о падении престижа библиотечной профессии. Опросы общественного мнения показывают, что профессия библиотекаря считается социально значимой, но не престижной, виной чему – просчеты в социально-культурной политике государства, незнание людьми конкретики специальности библиотекаря-библиографа.
Однако, как показали результаты социологического исследования «Социальный портрет библиотекаря», проведенного Национальной парламентской библиотекой Украины в 1999 г., большая часть граждан считает, что библиотеки и библиотечная профессия имеют свое будущее. Они связывают это будущее с полной компьютеризацией библиотек, доступностью сети Интернет, автоматизированными системами. Библиотекарь станет посредником между книгой и компьютером, высококлассным специалистом своего дела, квалифицированным консультантом в сфере информационного поиска [42].
Известный библиотековед и директор Библиотеки Российской Академии наук В. П. Леонов рассматривает проблему перспективы библиотечной профессии в контексте исторически сложившегося в XX в. конфликта двух культур: традиционной библиотечной, идущей от Гутенберга, и культуры нетрадиционной, представленной информатиками, разработчиками новых технологий и др. Он утверждает, что Интернет изменил уклад традиционной библиотечной жизни, разделил поколения на «отцов и детей» с диаметрально противоположными взглядами на библиотеку и книгу.
«Отцы» считают, что электронный носитель не может заменить книгу для чтения. «Дети» же утверждают, что на смену книжной пришла посткнижная культура, и что в ближайшем будущем, хотим мы этого или нет, электронные книги и электронные библиотеки вытеснят традиционные. Автор отмечает, что это, безусловно, крайние точки зрения на проблему, и возлагает надежду на наметившееся к началу XXI века сближение двух культур.
В. П. Леонов отмечает, что отчетливее стали звучать голоса библиотекарей относительно автоматизации информационных процессов. Компьютеры теперь рассматриваются не как угроза, а скорее как экономический и профессиональный стимул библиотекаря. Новая технология используется для повышения статуса и возможностей библиотечной профессии [30].
Говоря о будущем библиотеки и библиотечной специальности, хотелось бы отметить выступление П. Х. Зайдфудима на Крымской конференции в 2010 г., в котором он впервые провёл идею внедрения инновационных библиотечных комплексов.
По мнению автора, библиотека стоит сегодня перед историческим выбором: продолжать свою инфраструктурно-обслуживающую онтологию, или встать в один ряд с самыми выдающимися современными инновационными научно-технологическими структурами. Признавая наибольшие перспективы за вторым вариантом развития отрасли, П. Х Зайдфудим видит будущее библиотек в создании уникальных ноосферных поселений с локальной концентрацией научно-исследовательских, научно-технологических, опытно и поектно-технологических, библио-реставрационных, библио-художественных, библио-информационных, библио-производственных и маркетинговых функций.
Автор считает, что мир сегодня объективно требует и формирует библиотеке новый социально-профессиональный заказ: трансляцию инновационного развития. Обработка и специализированная концентрация информации, заключенная в книге, даёт возможность создавать не только и не столько реферативные сборники и обзоры, но и создавать методолого-методическую основу инновационных проектов практически для любой отрасли знаний и практики. Таким образом, концентрация и переработка информации об инновационном развитии мира, по его мнению, может стать принципиально новейшей отраслью библиотечного дела [21].
В свете столь больших надежд, возлагаемых на библиотеки, становится очевидным, что обществу в XXI веке необходим совершенно новый информационно-библиотечный специалист.
Однако один из величайших парадоксов информационного общества состоит в том, что по мере превращения информации в фундамент экономики, границы информационной профессии становятся всё более размытыми.
Еще в конце ХХ века зарубежные исследователи, как установила Е. В. Деревянко, предложили вместо привычного библиотекаря называть его профессионалом по выдаче знаний, создающим новые материальные и интеллектуальные продукты. В этом обобщенном понятии А. Андерсен, например, свел следующие профессии:
1. Технологический эксперт – инструктор по обучению персонала библиотек компьютерным технологиям;
2. Каталогизатор/работник архивов – специалист по организации информации, формирующий базу данных;
3. Гид – при необходимости направляет пользователя к внешним источникам информации;
4. Разведчик – добывает нужную информацию и вводит ее в базу данных;
5. Исследователь – помогает пользователям определиться в их информационных потребностях и устанавливает их приоритеты;
6. Аналитик – производит добавленную стоимость информации, создавая основу для новых сфер информационных интересов;
7. Интервьюер – опрашивает участвующих с целью уяснить, чему они обучились;
Несколько другой вариант названий в «команде знаний» предложили Д. Скирм и Д. Амидон:
1. Инженер знаний – специалист по экспертным системам;
2. Редактор знаний – выбирает информацию из внешних и внутренних источников, синтезирует и адаптирует ее к стандартам;
3. Аналитик знаний – связующее звено между клиентом и базой знаний, имеет хорошие навыки общения с людьми;
4. Навигатор знаний – определяет, где именно находится резерв знаний внутри организации; навигаторы знаний могут быть руководителями аналитиков знаний;
5. Посредник знаний – приспосабливает внешние источники информации к потребностям пользователей внутри компании, исполняет функции традиционного библиотекаря;
6. Брокер знаний – имеет хорошие контакты вне и внутри компании;
7. Менеджер активов знаний – исполняет функции финансового инспектора [16].
Можно оспаривать такой взгляд на новые роли и функции, воспринимать его как простое стремление переименовать прежние процессы и считать, что деятельность библиотекарей и информационных работников осталась прежней. Однако нельзя не принимать во внимание, что эти классификации построены с учетом новых реальностей информационной работы, основанных на использовании искусственного интеллекта.
По мнению Е. В. Деревянко, XXI век «открывает библиотекарям уникальную возможность стать представителями профессии, которая способствует созданию дополнительного продукта, превратиться в высокооплачиваемых навигаторов знаний» [16, с. 11].
Несколько иного взгляда на будущее библиотечной профессии придерживается А. И. Земсков. В его представлении «человек приходит в библиотеку, беседует с красавицей-библиотекаршей или с академиком-библиотекарем о чем угодно – о строении Вселенной, о видах на урожай или о Диме Билане, а документы передаются как-то автоматически, «сбоку», это процесс второстепенный, поскольку он технически отлажен полностью». По его мнению, библиотеки вернут себе «функции древнегреческой агоры, форума Древнего Рима – то есть функции общения умных и красивых людей» [24].
Таким образом, современный библиотечный специалист – это специалист, имеющий профессиональное библиотечное образование, и осуществляющий библиотечно-библиографическую деятельность. Трудовой коллектив любой библиотеки можно структурировать в соответствии с двумя основными признаками: квалификационно-должностным и функциональным. Функциональная специализация библиотечных специалистов очень разнообразна, что позволяет более рационально подходить к обслуживанию пользователей.
Новые реалии современной жизни в условиях становления и развития информационного общества оказывают существенное влияние не только на традиционные критерии работы библиотек в плане повышения эффективности обслуживания, но и предъявляют совершенно новые требования к самим субъектам информационно-библиотечной деятельности – библиотечным специалистам.

1.2. Профессиональные качества личности библиотечного специалиста

Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Психолог В. В. Сорочан определяет профессионально важные качества как «качества человека, влияющие на эффективность его труда» [46, с. 61].
Попытаемся теперь получить более конкретное представление о профессиональных качествах библиотечного специалиста, как субъекта профессиональной библио...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.