На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психолого-педагогические условия формирования творческой активности дошкольников в ДОУ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 15.10.2012. Страниц: 153. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы по формированию творческой активности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
1.1 Понятие о творческой активности, ее составляющих в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности и условия формирования творческой активности в дошкольном возрасте 17
1.3 Модель психолого-педагогических условий формирования творческой активности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения 28
Глава 2. Исследование творческой активности ребенка дошкольного возраста
2.1 Этапы, методы и методики исследования 38
2.2 Характеристика выборки и анализ уровня сформированности творческой активности детей дошкольного возраста 48
Глава 3. Психолого-педагогические условия формирования творческой активности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
3.1 Программа формирования творческой активности детей дошкольного возраста в ДОУ 58
3.2 Анализ результатов проведения программы по формированию творческой активности детей дошкольного возраста в ДОУ 75
3.3 Рекомендации по формированию творческой активности дошкольника для воспитателей и родителей 84
Заключение 95
Список использованной литературы 97

Введение

Большинство людей уже начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья и профессионального успеха. Серые личности не в моде, а творческие люди идут вперёд и определяют своё будущее сами, заряжая энергией других.
Интеллектуалами, как и творцами не рождаются, однако свои способности можно развивать. Чем раньше талант начнёт появляться, тем в большей степени он разовьётся и ярче засияет, поэтому таланты лучше всего выявлять ещё в детском возрасте (в сенситивный период), хотя и у взрослых тоже можно, лучше поздно, чем никогда. Творческое мышление - это особый вид мышления, который свойственен творцам, однако его можно выработать и в обычном человеке (начиная с любого возраста) даже если он рационалист до мозга костей.
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческого потенциала дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания.
Обновление содержания дошкольного образования происходит за счет вариативности, активизировался процесс использования в дошкольных учреждениях программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения. Однако, несмотря на одобрение и принятие педагогами-практиками инновационных программ дошкольного образования, их реализация происходит не всегда успешно.
Особое внимание в российских ДОУ уделяется развитию творческого воображения как составляющей части творческого потенциала, как центрального психического новообразования дошкольного детства. Это имеет под собой серьезную научную основу в работах психологов Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожца, Е.Е.Кравцовой, В.Т.Кудрявцева, Т.А.Репиной, Е.Е.Сапоговой, Д.Б.Эльконина и др. В частности, в исследованиях отечественных психологов и педагогов раскрыты возможности разных видов деятельности дошкольника для развития его воображения: игровой (Л.С.Выготский, Е.М.Гаспарова, Р.И.Жуковская, Е.Зворыгина, Е.Е.Кравцова, Д.В.Меджерицкая, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.Яворончук), изобразительной (Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Ю.А.Полуянов, Н.П.Сакулина), музыкальной (Н.А.Ветлугина, Г.П.Новикова, Л.В.Школяр), конструктивной (А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова, Г.В.Урадовских), двигательной (В.Т.Кудрявцев, Т.В.Нестерюк, Е.А.Сагайдачная, Т.С.Яковлева, коммуникативной (В.Р.Мечкова, Е.О.Смирнова). Выявлены пути формирования воображения в процессе активного восприятия детьми сказок и других литературных произведений (Т.И.Алиева, А.В.Запорожец, Л.П.Стрелкова, Р.Чуднова, Б.Д.Эльконин, Л.Эльконинова, В.Т.Кудрявцев), а также - их приобщения к ценностно-смысловым началам экологической (этико-экологической) культуры (В.Т.Кудрявцев, Н.Н.Лебедева, Г.К.Уразалиева,).
В настоящий момент существуют противоречия между актуальностью формирования у дошкольников творческой активности и недостаточным комплексным применением методов и технологий в практической деятельности ДОУ в данном направлении, которые обуславливают существование проблемы формирования творческой активности у детей, это и обуславливает выбор темы.
Остается недостаточно раскрытым вопрос развития творческого потенциала в аспекте социального воспитания, в процессе организации взаимодействия ребенка с обществом. Это определило выбор темы квалификационной работы: «Психолого-педагогические условия формирования творческой активности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Цель: теоретически обосновать и практически проверить психолого-педагогические условия формирования творческой активности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект - творческая активность детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования творческой активности детей дошкольного возраста.
Гипотезой исследования стало положение о том, что формирование творческой активности ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения будет проходить эффективнее, если применить психолого-педагогические условия.
Для достижения целей исследования и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность понятия «творческая активность» в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать возрастные особенности и условия формирования творческой активности в дошкольном возрасте.
3. Теоретически обосновать модель психолого-педагогических условий формирования творческой активности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4. Разработать программу исследования творческой активности ребенка дошкольного возраста, подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности творческой активности детей дошкольного возраста.
5. Охарактеризовать выборку исследования.
6. Разработать программу по развитию творческой активности дошкольника.
7. Проанализировать условия эффективности программы по развитию творческой активности дошкольника по результатам контрольного эксперимента.
Методы исследования, используемые в работе носят теоретико-ориентированный характер – анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме; практико-ориентированный характер – тестирование, эксперимент, констатирующий и формирующий, метод математической обработки данных - критерий Манна-Уитни.
Методики исследования: методика Торренса, методика оригинальности решения задач на воображение, методика изучения творчества и конструирования,
Базой исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 454 города Челябинска, дети старшей группы, в количестве 20 человек, из них 9 мальчиков и 11 девочек.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы по формированию творческой активности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

1.1 Понятие о творческой активности, ее составляющих в психолого-педагогической литературе


Творчество – психический процесс создания новых ценностей, деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [18; С. 99] .
Творчество как процесс вначале рассматривалось на основании самоотчетов деятелей искусства и науки, в которых особая роль отводилась озарению, вдохновению и сходным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли [9; С. 56].
Творческая активность - деятельность, направленная на решение нестереотипных производственных задач, способствующая повышению качественных и количественных результатов труда. Трудовая активность характеризуется рядом показателей, отражающих ее различные аспекты: показатели, характеризующие качество и количество выполненной работы; показатели использования оборудования, овладение передовыми методами и приемами труда; сроки и степень освоения новой технологии, видов продукции; соблюдение норм и правил внутреннего распорядка, технологической и трудовой дисциплины; участие работников в рационализаторстве, изобретательстве, совершенствовании организации производства и труда и т. д. [8; С. 16].
Творческая активность – один из важнейших факторов определяющих эффективное развитие личности. Особенно важно, чтобы руководитель был творческой личностью. Творческий подход к решению проблем управления организацией – многомерное социально-психологическое явление. Анализ литературы по психологии творчества даёт основание утверждать, что творческая деятельность находиться в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта и комбинаторных способностей [4; С. 22].
Творчески активная личность должна быть полностью адаптирована к среде. Регуляция и саморегуляция творческой деятельности не только индивидуально своеобразна, но и социально типична. Исследователи постоянно делают попытки систематизировать признаки и уровни регуляции и саморегуляции творческих процессов. Существуют различные приемы, средства и методы активизации творчества конкурентной личности или группы людей, в том числе и социально-психологические, типа брейншторминга, релаксации, тренинга и игр. К социально-психологическим условиям регуляции творческой деятельности можно отнести:
- совпадение целей управления с целями творчества субъекта деятельности;
- воплощение в нормах творческого труда не чуждых субъекту деятельности императивов, а самой логики дела, драгоценного опыта первооткрывателей, новаторов;
- самоуправление активизацией субъекта творчества, осуществляющего свободный выбор, преобразование и развитие эвристических средств, норм и стратегий творческой деятельности [17; С. 33].
Кроме этого, творческой активности также способствуют открытое честное соперничество, тактичная и компетентная критика, индивидуальный подход со стороны окружающих, поддержка авторитетных лиц и т.д. Но недостаточно ограничиваться только анализом взаимовоздействия человека со средой и обществом. Как отмечает А.А. Ершов(1991г.) чрезвычайно важно знать во имя чего, с какой целью возникает и развивается творческая активность психики, осуществляется ее регулятивная функция, что побуждает функционировать психику [1; С. 147].
Известно, что в процессе взаимодействия людей психика кроме отражательной и регулятивной функции приобретает еще и творческую, преобразовательную способность строить образы, выдвигать идеи. Причем эта творческая способность психики, может быть настолько сильно развита, что часто подчиняет себе всего человека, доводя его до полного физического истощения.
Для понимания, каковы истоки творческой активности человека необходимо обратиться к его социальной природе, выйти за пределы его биологических связей и потенциалов, не порывая с ними [2; С. 15].
Творчески активная личность всегда ориентирована на будущее. Ведь именно прошлое и настоящее определяют, какое будет будущее. Без будущего нет творчества. Только в этом случае творческая деятельность будет содержать элементы неожиданности, непредсказуемости, импровизации, озарения.
В самом широком понимании, все эти психологические явления могут выступать в роли мотива творческой активности личности.
Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии творческого процесса [51; С. 70]:
Этап подготовки: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.
Этап созревания: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.
Этап озарения: Интуитивное проникновение в суть задачи.
Этап проверки: Испытание и/или реализация решения.
Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль.
Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.
На этапе подготовки: общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества [6; 656].
На этапе созревания: Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться "вспаханной под пар"? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы – фазы созревания. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом" Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала [51; С. 73].
На этапе озарения это характеризуется тем, что инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка". Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи [6; С. 657].
На этапе проверки вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным "самоварным золотом". Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.
Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы: медленный; быстрый; сверхбыстрый [1; С. 146].
Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия: желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть); достичь результата высшего класса; реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.
В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа: вдохновенный (иногда эйфорический); уверенный; сомневающийся [1; С. 147].
Таким образом, предлагаемая структура творческого процесса довольно многообразно описывает различные типы проявлений творчества, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности [7; С. 36].
Творческий процесс понимается как нестимулированное извне продолжение мышления, т.е. является частью интеллектуальной активности. Д.Б. Богоявленская выделяет три уровня активности в ходе творческих процессов: стимульно - продуктивный, эвристический, креативный. Каждый из них характеризуется видом мотивации и регуляции [1; С. 77].
Во всех системах решающая роль принадлежит человеку (а не системам). Качество функционирования этих систем во многом определяется тем, насколько рационально и эффективно они построены, а это, в свою очередь, зависит от того, какая творческая мысль заложена в их основу и продуктом какой деятельности они являются. Поэтому назрела необходимость всесторонне осмыслить многообразную творческую деятельность человека.
Для этого нужно создать такие новые системы, модели, алгоритмы, которые способствовали бы повышению эффективности творческого процесса. Иными словами необходимо разработать такие последовательности логических действий, которые целенаправленно и эффективно активизировали бы творческий процесс и руководили бы им при решении задач в различных областях деятельности человека (изобретательской, научной, коммерческой, организаторской и т.д.) [24; С. 107].
Создание алгоритмов творческого процесса стало целью деятельность ряда исследователей. Уже имеется некоторый опыт алгоритмизации творческого процесса.
В структуре творческого процесса важным компонентом считается "целесообразная воля, выражающаяся во внимании и обеспечивающая личности сосредоточенность и направленность ее сознания на объекты, которые она воспринимает в процессе деятельности и о которой мыслит и говорит" [9]. Воля, по определению Р.С. Немова - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Наиболее ярко это свойство реализуется при преодолении препятствий, возникающих на пути достижения личностью сознательно поставленной цели [5; С. 40].
Характерной чертой высокого уровня творческой активности субъекта в ходе развития творческих процессов является ее значительная устойчивость, проявляемая в самообразовательной деятельности в отношении принятой цели. С целью определения структуры субъектной творческой активности мы обратились к анализу видов активности, выделяемых психологической наукой, таких, как активность общая, поисковая [4; С. 105].
При включении человека в процесс самообразования необходимо учитывать его общую активность, являющуюся характерной чертой проявления темперамента. Одни люди могут быть пассивными, инертными по своей природе. Следовательно, им необходимо приложить существенные усилия, чтобы стать активными и инициативными в самообразовательной деятельности. Другим же, активным и стремительным, необходимо определить, в каком направлении действовать, чтобы их энергия и энтузиазм помогли им в достижении поставленных целей. Под поисковой активностью в процессе самообразования понимается поведение, направленное на изменение существующей ситуации или отношения к ней. Проявление поисковой активности - важная составная часть процесса планирования, прогнозирования результатов самообразовательной деятельности. В процессе самообразования поисковая творческая активность неразрывно связана с творческой активностью, проявляющейся на высшем уровне самообразовательной деятельности. Поскольку творчество рассматривается как "существенный элемент качественной определенности человека как субъекта", "способ его бытия, формы его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения’, постольку творческая активность может быть рассмотрена как важный компонент структуры субъектной активности [8; С. 43].
Существует понятие "вынужденной познавательной активности" при применении активных методов обучения [2; С. 11]. В самообразовательной деятельности такая активность может возникнуть на этапе усвоения определенного знания, предшествующего дальнейшей творческой познавательной активности.
Виды активности, порождаемые самим человеком, подчиненные сформулированным или принятым им целям, А.К. Осницкий определяет как самостоятельность, как сложное явление [7; С. 123].
Поисково-творческая активность направляется личностью на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза результатов, но при постоянном учете степени эффективности деятельности, являясь важной составной частью процесса планирования, прогнозирования результатов самообразовательной деятельности. В самообразовательной деятельности такая активность может возникнуть на этапе усвоения определенного нормативного знания, предшествующего дальнейшей творческой познавательной активности. Качества: самостоятельность - стремление к независимости, ожидание активности от других личностей, решительность, уверенность в себе, энергичность, настойчивость.
Творческая активность (креативность) понимается нами как способность человека активизировать свою мыслительную деятельность, направив ее на достижение поставленной цели, создание чего-либо, будь это собственная программа самообразования или самостоятельно по собственному выбору написанная творческая работа, доклады, способность субъекта деятельности подниматься выше уровня требований ситуации, ставить более высокие цели, тем самым, преодолевая внешние и внутренние ограничения - барьеры деятельности. Она проявляется в творческой, познавательной активности. Ей присущи самостоятельность мышления, независимость суждений, поиск подлинных ценностей личности. Качества: высокий познавательный потенциал, любознательность, разнообразие интересов, интеллектуальность [19; С. 60].
Выделена алгоритмы развития творческих процессов, которые ставят своей целью помочь человеку целенаправленно и эффективно активизировать свою творческую деятельность при решении сложных задач: первый - при научной организации труда (АОТ), а второй - при решении исследовательских проблем (АРИП). По своей форме АОТ очень близок к АРИЗ (решение изобретательских задач) [7; С. 124].
Алгоритм нельзя выдумать, он должен быть построен на глубокой научной основе. Научный подход к разработке любой проблемы, в том числе и проблеме развития творческого процесса, должен базироваться на выполнении целого ряда исследовательских работ, производящихся в определенной последовательности. Иными словами, в основу разработки алгоритма творческого процесса должны быть положены некоторые обязательные принципы.
Первый принцип: сбор необходимого массива информации. Алгоритм творческого процесса должен быть отражением объективных законов развития систем анализируемой области. Поэтому разработка такого алгоритма обязательно должна начинаться с накопления информации, которая освещает характер, особенности объектов и систем, подлежащих исследованию. Чем больше этот массив и чем разнохарактернее содержащаяся в нем информация, тем фундаментальнее могут быть исследования и тем действеннее будет полученный алгоритм.
Второй принцип: дифференциация массива информации. Собранный массив информации необходимо классифицировать по группам в зависимости от характера и степени сложности продукта творческой деятельности. Такая творческая деятельность делится на уровни по степени сложности механизма творчества. Дифференциация массива информации по уровням создает необходимые условия для исследования творческого механизма на каждом уровне. Благодаря такой дифференциации можно выделить и исключить из дальнейшего анализа многочисленные решения низшего уровня. Иначе полученный алгоритм будет механизмом творческого процесса получения продуктов низшего уровня [7; С. 125].
Третий принцип: определение фактора особенности. Сопоставляя решения разных уровней, можно определить творческую особенность, которая отличает решения высокого уровня от решений низкого уровня. Назовем это отличие фактором особенности. Нахождение фактора особенности, по существу, определяет характер перехода с низкого уровня на более высокий. Отсюда становится ясным, что вызывает дополнительную творческую напряженность на более высоком уровне. Зная фактор особенности, можно построить общую схему алгоритма: она будет включать этапы, подготавливающие к работе с фактором особенности и осуществляющие эту работу.
Четвертый принцип: выявление и формализация структуры творческого процессы. Мало иметь общую схему творческого процесса - нужно выявить структуру каждого этапа и дать формальные предписания, которые позволили бы воспроизвести последовательность мысленных актов, присущую данному творческому процессу.
Пятый принцип: обеспечение инструментальной информацией. Работа с фактором особенности немыслима без информационного обеспечения: творчество на высших уровнях требует очень большой информации, представленной не в сыром виде, а организованной так, чтобы можно было использовать эту информацию в качестве эффективного инструмента. От оснащения инструментальной информацией во многом зависит практическая работоспособность алгоритма.
Шестой принцип: наличие примеров применения. Критерием жизнеспособности алгоритма является его практическая пригодность. К тому же, практика позволяет корректировать алгоритм. Поэтому наличие конкретных примеров применения - обязательное условие для любого выносимого на обсуждение алгоритма [7; С. 126].
Творчество может рассматриваться двояко — как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность. Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, т. е. момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности — от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий.
Основой творческого процесса является интуитивный механизм, который, по Я. А. Пономареву, определяется двойственностью результата деятельности, где часть результата деятельности, соответствуя сознательно поставленной цели, называется прямым продуктом, а другая, не соответствующая цели и полученная при помощи сознательного намерения, называется побочным продуктом. Неосознаваемый, побочный продукт деятельности может приводить к неожиданному решению, способ которого не осознается. Это решение называется интуитивным. Основными особенностями интуитивного решения являются наличие чувственного образа, целостностного восприятия и неосознанность способа получения результата [5; С. 140].
Таким образом, в современных трактовках творческого процесса большое внимание уделяется» не столько принципу деятельности, сколько принципу взаимодействия, поскольку деятельностный подход основан на соответствии цели и результата, а творчество, наоборот, возникает в условиях рассогласования цели и результата.

1.2 Возрастные особенности и условия формирования творческой активности в дошкольном возрасте

Творчество (энциклопедическое понятие) - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимость, оригинальностью и общественно исторической значимость.
Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность. «Творчество,- пишет психолог В.В.Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».
Творческие задатки у разных людей различные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.
Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия. По данным педагогов и психологов к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности (М.М.Лисина, Н.Н.Подъякова, В.И.Тютенник и др.) [19, 23].
В целом ряде работ (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков) убедительно показано, что психическое развитие детей осуществляется на основе усвоения общественно-исторического опыта. Важнейшей формой такого усвоения выступает процесс обучения в самых различных его формах [25, 39, 43].
Вместе с тем исследования 1970-1985 гг. показали, что дошкольники достаточно часто выходят за пределы предлагаемых им знаний, умений, норм и т.д., то есть за пределы усваиваемого ими общественного опыта. В своих исследованиях ученые установили, что дети самостоятельно познают кинематические зависимости (зависимости между скоростью движения, временем и пройденным расстоянием) (Поддьяков Н.Н., Фрейдкин И.С.), самостоятельно устанавливают зависимость длины пробега шарика от высоты горки, зависимость глубины проникновения стального шарика в песок от высоты его падения и т.д. Дети самостоятельно в процессе решения проблемных задач открывают для себя так называемый путь последовательных приближений (метод итераций) (Поддьяков Н.Н.), в форме глобальных, не совсем ясных знаний отражают фундаментальные свойства окружающего мира (Поддьяков Н.Н.) [39].
Таким образом, в исследованиях 1970-1985 г. получены многочисленные экспериментальные данные о том, что дошкольник не просто усваивают общественный опыт, но могут далеко выходить за его пределы, проявляя при этом незаурядное творчество: самостоятельно добывая новые знания, открывая для себя новые способы умственной деятельности и т.д. Это важнейшая закономерность развития детей дошкольного возраста. Актуальная задача заключается в том, чтобы данная закономерность работала на полную мощность в процессе воспитания и обучения дошкольников. С этой целью в 1984 г. был сформулирован новый принцип обучения дошкольников: стимулирование и развитие творчества детей на всех этапах их обучения и даже на этапе усвоения так называемых готовых знаний. Обычно этот этап считается несовместимым с творчеством (под обучением мы понимаем процесс целенаправленного усвоения детьми общественно-исторического опыта под руководством педагога) [24].
В тот период времени усвоение детьми готовых знаний считалось самым нетворческим, чисто репродуктивным, и лишь после накопления определенного, довольно солидного задела знаний и умений разрешалось приступать к расшатыванию усвоенных репродуктивным путем знаний - приступать к этапу формирования творчества. Сформулированный принцип наносил сокрушительный удар пониманию усвоения общественно-исторического опыта как репродуктивного процесса.
В выделенном выше основном принципе обучения дошкольников обращают внимание на два момента.
Во-первых, в этом определении сделан акцент на том, что усвоение ребенком даже готовых знаний должно осуществляться творчески. Во-вторых, процесс обучения - это процесс двусторонний: взрослый - преподающая сторона, ребенок- усваивающая сторона (Данилов М.А.). Следовательно, чтобы развивать творчество детей в процессе обучения, взрослый должен преподавать творчески, а именно так, чтобы ребенок творчески усваивал общественный опыт, который представлен в содержании обучения. Таким образом, одна из основных задач педагога состоит в развитии творчества детей на всех этапах усвоения общественно-исторического опыта [19; С. 103].
В течение многих лет исследовали особенности творчества детей в процессе усвоения знаний, умений, художественных и нравственных норм и т.д. Особое внимание в исследованиях уделили творческому усвоению дошкольниками знаний. Дело в том, что знания, в самом широком их понимании, являются универсальным средством передачи и закрепления общественного опыта. Они играют решающую роль в психическом развитии ребенка (Поддьяков Н.Н.) [39; С. 54].
Дошкольное детство являтся сензитивным периодом для развития творческой активности. По данным Н.Ф. Полякова и К.В. Солоеда формирование первых инициативных действий у ребенка происходит в период от 2-х до 6-ти месяцев. Описаны различные качества проявления творческой активности у дошкольников (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков, В.И. Тютюнник и др.). Практически все исследователи отмечают зависимость проявлений творческой активности детей от качества отношения к ней взрослых. Наши исследования показали, что при развивающем стиле взаимодействия педагога с ребенком (применении приемов активного слушания) проявления НА у детей статистически значимо выше, чем при традиционном (вопросы, оценки, побуждения к действию) [19, 25, 33].
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.
Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека" [47; С. 32].
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.
Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях [14; С. 111].
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению [16].
У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.
В системе образования последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Но современные родители выглядят скованными и серьёзными, они не умеют играть, фантазировать вместе с ребёнком, шалить и веселиться, боясь нарушить « правили взрослого поведения» [21; С. 65].
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребёнка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребёнка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребёнок ещё мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить своё стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребёнок начинает всё точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносить свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью [57; С. 90].
Кроме вышеназванных значений игры, можно отметить также следующие:
Сюжетно-ролевая игра влияет на преодоление «познавательного эгоцентризма», когда ребенок не способен отграничить свою точку зрения от чужой, что приводит к господству только своего мнения. В процессе игры ребенок научается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивает моральные и нравственные нормы; происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценить свои поступки как плохие или хорошие [15; С. 163].
В процессе игры происходит развитие произвольного поведения, которое связано с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого.
Кроме того, в дошкольном возрасте происходит развитие таких продуктивных видов деятельности, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском саду. Дошкольное детство – это возраст, в котором проявляются начальные формы учебной деятельности, когда ребенок уже может обучаться с помощью взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка [25; С. 147]
В процессе развития ребёнка-дошкольника происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. К концу дошкольного возраст...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.