Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом разработка рекомендаций повышения показателей рентабельности на основе факторного анализа показателей рентабельности ООО «МОЛЛ».

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 15.10.2012. Страниц: 104. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ……………………………………………………..8
1.1 Содержание, формы, принципы рентабельности фирмы…………………..8
1.2 Общие и специфические особенности факторного анализа рентабельнос ти…………………………………………………………………………………..17
1.3 Выбор альтернативного алгоритма факторного анализа рентабельности фирмы 23
2 ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «МОЛЛ» 31
2.1 Расчет показателей рентабельности фирмы 31
2.2 Анализ тенденций показателей рентабельности ООО «МОЛЛ» 41
3. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «МОЛЛ» 46
3.1 Технология разработки управленческого решения по повышению рентабельности ООО «МОЛЛ» 46
3.2 Прогноз показателей рентабельности ООО «МОЛЛ» 57
4 ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ 68
5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ГЛОССАРИЙ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 95


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.
Экономический эффект деятельности хозяйствующего субъекта выражается абсолютным показателем прибыли. Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями – системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации.
При этом экономический рост предприятия может быть обеспечен лишь при условии использования форм и методов хозяйствования, адекватных рыночным отношениям. Установление этих форм немыслимо без рассмотрения сущности функционирования предприятия и показателей его результатов в условиях рынка.
В финансовом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом рассчитывают показатели рентабельности. Таким образом, анализ и оценка показателей рентабельности, на сегодняшней день, является актуальной задачей, стоящей перед каждым предприятием.
Объектом исследования в отчете является финансовое состояние фирмы ООО «МОЛЛ». Предмет исследования – показатели рентабельности предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций повышения показателей рентабельности на основе факторного анализа показателей рентабельности ООО «МОЛЛ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Первая. Рассмотреть содержание, виды и принципы показателей рентабельности фирмы.
Вторая. Определить общие и специфические особенности анализа показателей рентабельности.
Третья. Выбрать альтернативный алгоритм диагностики показателей рентабельности предприятия.
Четвертая. На основе выбранного алгоритма произвести расчёт показателей диагностики рентабельности предприятия.
Пятая. Дать анализ рассчитанных показателей диагностики рентабельности предприятия.
Шестая. Разработать управленческое решение по повышению показателей рентабельности фирмы.
Седьмая. Спрогнозировать повышение рентабельности ООО «МОЛЛ» после реализации управленческого решения.
Восьмая. Определить основные направления программы модернизации предприятия.
Девятая. Рассмотреть особенности экономической и финансовой безопасности.
В теоретической части выпускной квалификационной работы раскрыты следующие положения: содержание, формы и принципы диагностики показателей рентабельности, особенности формирования диагностики показателей рентабельности. Проанализированы общие, частные и специфические особенности анализа показателей рентабельности. Выбран альтернативный алгоритм анализа диагностики показателей рентабельности предприятия.
В практической части проведена диагностика показателей рентабельности предприятия по выбранному алгоритму диагностики показателей рентабельности, рассчитаны такие показатели как рентабельность продукции, рентабельность производства, рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Проведен факторный анализ рассчитанных коэффициентов. Проанализированы тенденции изменения показателей рентабельности.
Было поэтапно разработано управленческое решение по повышению показателей рентабельности фирмы, проведен расчет прогнозных значений показателей рентабельности на основе принятия управленческого решения.
В выпускной квалификационной работе использована теория и методология по проблеме: диагностики финансового состояния фирмы, изложенная в монографиях и статьях российских и зарубежных авторов, нормативных актах, источниках сети Internet, бухгалтерской отчетности фирмы.



1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ


1.1 Содержание, формы, принципы рентабельности фирмы

Финансовый анализ организации - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами [16, С.22].
Главную роль в системе экономических показателей организации имеют показатели финансовых результатов: прибыли и рентабельности. Деятельность любой организации связана с привлечением необходимых ресурсов, использованием их в производственном процессе, продажей произведенных товаров (работ, услуг) и с получением финансовых результатов. В связи с этим особую значимость приобретает анализ результативности деятельности предприятия.
Результативность функционирования предприятия измеряется абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект – абсолютный, объемный показатель, характеризующий результат деятельности, который может быть просуммирован в пространстве и времени. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли [36, С.154].
Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с расходами и ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени. Экономическая эффективность деятельности предприятия выражается коэффициентами рентабельности.
Коэффициенты рентабельности, с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность [47, С.156].
Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:
Во-первых, долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;
Во-вторых, предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;
В-третьих, расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат [35, С.15].
Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие. Но, тем не менее, всегда необходимо иметь в виду, за счет чего был достигнут рост.
Классификация показателей рентабельности производится различными авторами по-разному. Так некоторые авторы делят показатели рентабельности на две либо на три группы, но есть и авторы, которые не производят группировку. Представим группировку показателей рентабельности в таблице 1.1.
Таблица 1.1.1
Классификация показателей рентабельности [44, С.18]
Количество групп Наименование групп, показатели рентабельности в составе групп Автор
3 группы - Коэффициенты рентабельности продаж (коэффициент валовой прибыли(GPM), коэффициент чистой прибыли(NPM), коэффициент рентабельности продаж(ROS))
- Коэффициенты рентабельности активов (коэффициент рентабельности активов(ROA), коэффициент рентабельности чистых активов (RONA))
- Коэффициенты рентабельности источников капитала (коэффициент рентабельности собственного капитала, (ROE)) Лукасевич И.Я
- Показатели, формируемые на основе прибыли, или доходов
- Показатели, формируемые на основе производственных активов
- Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств Чернышёва Ю.Г.
- Показатели, рассчитанные исходя из затрат от различных видов деятельности (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельности инвестиционной деятельности, отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности.)
- Показатели прибыльности продаж (валовая рентабельность продаж, чистая рентабельность продаж)
- Показатели, рассчитанные исходя из имеющихся ресурсов (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала) Толпегина О.А.
- Показатели рентабельности капитала и его составляющих (рентабельность активов, собственного капитала, инвестированного капитала, внеоборотных активов, оборотных активов)
- Показатели рентабельности затрат (рентабельность продукции, производственных затрат, коэффициент обслуживания долга)
- Показатель рентабельности продаж (оборота) Кучеренко А.И.
- Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов (рентабельность продукции, доходность инвестиционных проектов)
- Показатели, характеризующие рентабельность продаж (рентабельность продаж (оборота))
- Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей (рентабельность совокупного капитала, рентабельность операционного капитала) Савицкая Г.В.
2 группы - Рентабельность инвестиций (рентабельность активов (ROA), рентабельность инвестированного капитала (ROI), рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность собственного обыкновенного капитала (ROCE))
- Рентабельность продаж (валовая рентабельность реализованной продукции(GPM), операционная рентабельность реализованной продукции (OPM), чистая рентабельность реализованной продукции (NPM)) Ковалев В.В.
- Рентабельность капитала (коэффициенты рентабельности собственного, оборотного, перманентного, функционирующего капитала, рентабельность инвестиций)
- Рентабельность деятельности (коэффициенты рентабельности всех операций по балансовой прибыли, по чистой прибыли, основной деятельности, рентабельность реализованной продукции к затратам на производство, рентабельность прочих операций) Канке А. А.
Кошевая И. П.
- Показатели доходности продукции (рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности)
- Показатели доходности имущества и используемого капитала предприятия (рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала) Ронова Г. Н.
Попова С. Е.
- Рентабельность капитала (рентабельность всех активов по прибыли до налогообложения, по чистой прибыли, показатель рентабельности собственного капитала, коэффициент рентабельности оборотного капитала, рентабельность инвестиционной деятельности, перманентной деятельности)
- Рентабельность деятельности (рентабельность всех операций по прибыли до налогообложения, по чистой прибыли, рентабельность реализованной продукции к затратам на производство, рентабельность основной деятельности)
Банк В. Р. Волошенко Л. В.
Продолжение таблицы 1.1.1
Нет Коэффициент рентабельности активов;
Коэффициент рентабельности оборотных активов;
коэффициент рентабельности внеоборотных активов;
Коэффициент рентабельности валовой прибыли;
Коэффициент рентабельности чистой прибыли;
Коэффициент рентабельности собственного капитала Кузнецов Б.Т
Рентабельность продаж;
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности;
Экономическая рентабельность;
Рентабельность собственного капитала;
Валовая рентабельность;
Рентабельность перманентного капитала;
Коэффициент устойчивости и экономического роста. Донцова Л.В., Никифорова Н.А.
Рентабельность продукции;
Рентабельность продаж;
Рентабельность активов;
Рентабельность текущих активов;
Рентабельность собственного капитала. Колчина Н.В.]
Общая рентабельность активов (Ra);
Рентабельность оборотных активов (Rа);
Рентабельность собственного капитала(Rск);
Рентабельность заемного капитала (RЗК);
Рентабельность продаж (Rчп);
Рентабельность основной деятельности (Rод). Морозко Н.И.

Анализ классификации показателей рентабельности позволяет выявить наиболее общие показатели, используемые большинством авторов и представляющие основу оценки экономической эффективности деятельности предприятия. Но в некоторых случаях анализ может быть дополнен и другими коэффициентами в зависимости от того, кто будет являться пользователем данной информации.
Рентабельность – доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности [37, С.202].
Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.
Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.
Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций [38, С.147].
На уровень рентабельности, рассчитанную на балансовой прибыли, влияют три основных фактора: прирост прибыли, уровень использования основного капитала и нормируемых оборотных средств.
На уровень рентабельности предприятия влияют факторы, которые можно разделить на несколько групп (рис. 1).
Внешние факторы связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения. Внутренние факторы в свою очередь подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы непосредственно связаны с основной деятельностью предприятия, а непроизводственные не зависят от основной деятельности.
Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность “очистить” показатели эффективности от внешнего воздействия [19, С.251].
Внепроизводственные факторы включают:
Во-первых, снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.;
во-вторых, природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки;
в-третьих, штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом;
в-четвертых, социальные условия труда и быта работников;
в-пятых, финансовую деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.
Среди производственных факторов выделяют [43, С.89]:
Первое. Наличие и использование средств труда.
Второе. Эксплуатация предметов труда.
Третье. Использование трудовых ресурсов.


Рис. 1.1 Факторы, влияющие на уровень рентабельности*
*Источник: [25, С.113]

Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.
Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух сторон: как экстенсивное, так и интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства. К ним относят [40, С.168]:
Первое. Изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции.
Второе. Изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;
Третье. Изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).
Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.
Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся [27, С.136-137]:
Во-первых, повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью.
Во-вторых, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;
В-третьих, повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.
Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности.
К данной группе факторов относятся [43, С.113]:
Первое. Географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д.;
Второе. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар;
Третье. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики;
Четвертое. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменении законодательных основ деятельности рынка, изменении налогового бремени на предприятии, изменение ставок рефинансирования и т.д. [16]
Таким образом, классификация факторов, влияющих на уровень рентабельности, позволяет наилучшим образом определять наиболее значимые факторы, повысить эффективность управления ими и усилить возможности выявления резервов повышения уровня рентабельности.

1.2 Общие и специфические особенности факторного анализа рентабельности

Результативность анализа рентабельности во многом зависит от правильной его организации, которая должна соответствовать ряду требований. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.
Важным условием, от которого зависит действенность и эффективность экономического анализа рентабельности, является планомерный характер его проведения. Поэтому на каждом предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться, для чего составляются комплексный план аналитической работы предприятия и тематические планы.
Важное место в организации экономического анализа на предприятии занимает его информационное обеспечение. При анализе используется не только экономические данные, но и техническая, технологическая и другая информация. Все источники данных для анализа делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.
К нормативно – плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники информации учетного характера ? это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных первичных и сводных учетных регистров и отчетности обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.
Чаще всего источником анализа рентабельности предпринимательской организации является ее годовая и квартальная бухгалтерская отчетность. Это бухгалтерский баланс – форма №1, форма №2 – «Отчет о прибылях и убытках», форма №3 – «Отчет о движении капитала», форма №4 – «Отчет о движении денежных средств», форма №5 – приложение к бухгалтерскому балансу, и другие данные [3, С. 30].
Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте следует принимать во внимание три ключевых особенности: временный аспект, когда предприятие делает переход на новые перспективные технологии и виды продукций; проблема риска; проблема оценки, прибыль оценивается в динамике, собственный капитал в течении ряда лет.
Однако далеко не всё может быть отражено в балансе, например, торговая марка, суперсовременные технологии, слаженный персонал не имеют денежной оценки, поэтому при выборе решений финансового характера необходимо принимать во внимание рыночную цену фирмы.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования
Абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:
Во-первых, отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
Во-вторых, отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.
Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.
Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.
Хозрасчетная рентабельность, используемая при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулировании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений, предприятий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.
Определим особенности анализа рентабельности деятельности предприятия.
Первое. Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблёнными ресурсами [37, С.98].
Второе. По принципу построения рентабельность – это величина, рассчитываемая как отношение полученного (или планируемого) эффекта (результата) к базе (к тому источнику средств, рентабельность которого необходимо узнать), выраженная в процентах. Это довольно общее определение рентабельности, однако он даёт общее представление о применении показателей рентабельности для анализа эффективности деятельности предприятия [23, С.114].
Во-первых, эффект, или результат деятельности предприятия, может быть выражен при помощи различных показателей: выручки от реализации продукции, валовой прибыли (выручка от реализации минус переменные расходы), прибыли от продаж (валовая прибыль минус коммерческие и управленческие расходы), прибыли до налогообложения (прибыль от продаж плюс доходы, не связанные с основным видом деятельности, и минус прочие расходы), чистой прибыли (прибыль до налогообложения минус налоговые платежи) и др.
Во-вторых, база, или тот источник средств, за счёт которого был, достигнут результат, может быть различной. Это могут быть активы предприятия, а также основной капитал, который может рассматриваться в разрезе собственных и заёмных средств. Как правило, на предприятиях, осуществляющих производство нескольких видов продукции, рентабельность рассчитывается по каждой группе товаров, для того, чтобы рационально сформировать структуру ассортимента.
Третье. Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции [45, С.178-179].
Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции прибавочная стоимость принимает форму прибыли.
При оценке величины прибыли различают валовую (балансовую) прибыль, прибыль от реализации продукции, чистую (расчетную) прибыль. Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов анализа рентабельности следует дать понятия основных терминов и определений.
Четвертое. Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Для эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производстве...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.