Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНЫХ ДАННЫХ И АУДИТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ООО «ЭСБ-ТЕХНОЛОГИИ»

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 15.10.2012. Страниц: 110. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина»
Кафедра Бухгалтерского учета и финансов
Специальность 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:
Зав. кафедрой
_________________
«___»_______2011 г.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНЫХ ДАННЫХ И АУДИТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ООО «ЭСБ-ТЕХНОЛОГИИ»

Оценка_______________ Выполнил студент
Дата защиты__________ гр. БУЗ-649с
Е.И. Курочкина
_____________________
Научный руководитель:
Г.В. Зайцева
_____________________
Нормоконтролер
_____________________


Челябинск
2011
Оглавление
С
Введение 3
1. Теоретические основы учета и аудита товаров в организации оптовой торговли в целях управления
1.1. Учет движения товаров в организации оптовой торговли 6
1.2. Аудит движения товаров в организации оптовой торговли и контроль 32
1.3. Управление движением товаров на основе учетных и контрольных данных.........................................................................................................35
2. Особенности учета и аудита товаров на предприятии ООО "ЭСБ-Технологии"
2.1.Общая экономическая характеристика ООО "ЭСБ-Технологии" 41
2.2. Учёт движения товаров на ООО "ЭСБ-Технологии" 44
2.3. Аудит движения товаров на предприятии ООО "ЭСБ-Технологии" 49
3. Рекомендации по совершенствованию учета, аудита товаров и управлению в целом на предприятии ООО "ЭСБ-Технологии"
3.1. Рекомендации по совершенствованию учета товаров на предприятии ООО «ЭСБ-Технологии» 76
3.2. Рекомендации по совершенствованию аудиторской проверки товаров на ООО «ЭСБ-Технологии» 80
3.3. Рекомендации по управлению в целом на ООО «ЭСБ-Технологии» 87
Заключение 95
Библиографический список 98
Приложения 102


Введение

Торговля является одной из ведущих отраслей народного хозяйства, а также торговля - престижный вид деятельности. В эту сферу вовлечены практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Торговля нужна, полезна, необходима.
Под торговлей понимается хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.
Еще совсем недавно ее престижность была очернена ореолом сомнительности, что обусловлено было целым рядом обстоятельств: наличием самых высоких доходов; отсутствием единой рыночной хозяйственной системы, так как не было реальной конкуренции между товаропроизводителями, торговыми организациями; их неумение сотрудничать друг с другом, доверять друг другу; слабостью и недоразвитостью самой торговли, ее ролью основного плательщика коррумпированной прослойке всех уровней (от государственного аппарата до организованной преступности). Ее легально отражаемая в учете прибыль изымалась в большей части через налоги, полученная нелегально – шла на подкуп, откуп, накопление богатства. Все это способствовало неуверенности в настоящем и в будущем, правовой и государственной незащищенности, низкой культуре предпринимательской деятельности, когда нормальные направления инвестирования были отодвинуты на задний план.
В рыночных условиях каждый продавец в первую очередь стремиться быть партнером для клиента. Партнеры уважают друг друга, слушают друг друга и подписывают только взаимовыгодные сделки.
В настоящее время практически нет организаций, которые в том или иной степени не занимались бы торговой деятельностью.
Торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного питания.
В рыночной экономике торговая деятельность ведётся без привлечения бюджетных средств и при полной ответственности за её конечный результат руководства и собственников (учредителей) организации. Торговая деятельность осуществляется в виде розничной и оптовой торговли.
Поэтому актуальность знания основ бухгалтерского учета, учета и контроля товарных операций, его рациональной и правильной организации особенно в условиях торговли в настоящее время выдвинута на передний план. Они нужны для своевременного принятия грамотных финансово-экономических решений, для контроля за движением товаров, издержками обращения и доходами.
В настоящее время наиболее распространенным видом предпринимательской деятельности является оптовая и розничная торговля. По данным Госкомстата, на долю всех видов торговли и услуг приходится около 60% ВВП страны. В связи с этим остается актуальным вопрос достоверности составления финансовой (бухгалтерской) отчетности торговых организаций.
Аудиторская проверка товарных операций в оптовых предприятиях осуществляется по определенным этапам, которые включают в себя аудит правильности оприходования товаров, аудит расчетов с поставщиками, аудит расходов на продажу аудит продаж, аудит налогообложения.
При проверке полноты оприходования товаров устанавливают правильность оформления первичных документов, на основании которых принимаются на склад товары, основными из которых являются: товарно-транспортная накладная, счета-фактуры, а при приемке груза от железной дороги - грузовые квитанции. В накладных, по которым получены товары непосредственно на складе поставщика, должны быть заполнены следующие реквизиты: наименование поставщика, наименование товара, количество и цена товара, стоимость товара, должности и подписи лиц, отпустивших и получивших товар (с расшифровкой фамилии), печать предприятия-поставщика.
Предмет исследования - формирование учетных данных и аудит движения товаров в организации оптовой торговли.
Целью работы – разработка рекомендаций по совершенствованию учета и аудита товаров.
Задачи работы:
- рассмотреть учет движения товаров в организации оптовой торговли;
- раскрыть аудит движения товаров в организации оптовой торговли и контроль;
- показать управление движением товаров на основе учетных и контрольных данных;
- раскрыть особенности учета и аудита товаров на предприятии ООО "ЭСБ-технологии";
- разработать рекомендации по совершенствованию учета и аудита товаров.
9 параграфов- 9 задач
Объект исследования - ООО НПО «Энергосберегающие технологии» — совместный проект НТЦ «АгроЭСБ» ЧГАУ и ООО «ЭСБ-Технологии» открытый для создания серийного производства ПЛЭН. ООО НПО «Энергосберегающие технологии» является единственным предприятием обеспечивающим высокое качество серийного производства систем обогрева согласно технических условий и высококвалифицированные консультации по их созданию.
1. Теоретические основы учета и аудита товаров в организации оптовой торговли в целях управления
1.1. Учет движения товаров в организации оптовой торговли

Особенности бухгалтерского учета операций, связанных с выполнением условий договоров купли-продажи и договоров поставки, можно свести к следующим объектам учета:
- учет расчетов с поставщиками;
- учет товаров;
- учет издержек обращения (расходов на продажу);
- учет отдельных операций, специфичных для торговых организаций вообще и организаций оптовой торговли в частности.[12, c.130]
Информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками обобщается на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". По кредиту счета отражается стоимость:
- полученных товарно-материальных ценностей (товаров);
- принятых выполненных работ (в организациях торговли, учитываемых в составе издержек обращения);
- потребленных услуг, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк (в организациях торговли подобные услуги также относятся на увеличение издержек обращения);
- товарно-материальных ценностей, работ и услуг, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;
- товарно-материальных ценностей, работ и услуг, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (по так называемым неотфактурованным поставкам);
- излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке;
- полученных услуг по перевозке, в т.ч. расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи.
Инструкция по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) требует, чтобы все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводились по счету 60 независимо от времени оплаты предъявленного счета, т.е. вне зависимости от того, как осуществлялась оплата (авансом или после получения продукции, оприходования стоимости работ или услуг)[].
Основанием для оформления кредитовых оборотов по счету 60 являются надлежащим образом оформленные первичные оправдательные документы. Неправильное оформление документов или оформление проводки при отсутствии документов могут быть истолкованы как финансовое нарушение. Если речь идет об оприходовании материально-производственных запасов, вопрос о применении финансовых санкций является довольно спорным. Суммы стоимости работ или услуг, отнесенные на затраты, по перечисленным признакам могут быть однозначно истолкованы как завышение издержек обращения и, как следствие, завышение налогооблагаемой прибыли.
Независимо от того, какой метод оценки товаров принят в организации, в кредит счета 60 относится сумма, указанная в расчетных документах в пределах принятых к оплате (акцептованных) сумм. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки, на сумму расхождений оформляется проводка:
Д-т 63 "Расчеты по претензиям" К-т 60 «».
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли поступившие товары как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность. Если такая проверка не будет произведена, а соответствующие суммы ранее уже отнесены в кредит других счетов, весьма вероятно, что одни и те же суммы будут проведены по учету дважды.
При определенных условиях может быть не только увеличена кредиторская задолженность, но и завышена стоимость активов организации. Если при проведении инвентаризации обнаружится недостача имущества, для ее списания необходимо выполнить довольно трудоемкие процедуры. Кроме того, в течение неопределенного периода информация о структуре баланса и финансовом состоянии организации будет искажена.
По дебету счета 60 проводятся суммы оплаты полученных товаров, работ или услуг. При этом кредитуются счета учета денежных средств или дебиторской задолженности в зависимости от того, какая схема оплаты принята (последующая или предварительная).
На счете 60 могут учитываться расчеты, осуществляемые векселями. Особенности такого учета изложены в отдельном параграфе книги.
Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а учет расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:
- поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
- поставщикам по неотфактурованным поставкам;
- поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- поставщикам по просроченным оплатой векселям;
- поставщикам по полученному коммерческому кредиту.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 независимо от времени оплаты.
Счет 60 кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или соответствующих затрат. Какой счет должен дебетоваться (счет 10 "Материалы" или счет 15), определяется учетной политикой организации. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки, счет 60 кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
Таким образом, в общем случае при проведении расчетов за приобретенные товары в организациях торговли оформляются следующие бухгалтерские проводки:
Д-т 41 К-т 60 - на сумму стоимости приобретенных товаров;
Д-т 15 К-т 60 - на сумму расходов, включаемых в фактическую себестоимость приобретения товаров, когда учетной политикой организации определено, что указанная себестоимость формируется на счете 15 (а не непосредственно на счетах учета материально-производственных запасов);
Д-т 44 К-т 60 - на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, использованных при приобретении, хранении товаров и при их дальнейшей реализации. В организациях торговли и общественного питания подобным образом отражается принятие к учету сумм стоимости работ и услуг сторонних организаций по всей номенклатуре издержек обращения (за исключением оплаты труда, амортизации основных средств и т.п.).
Инструкция по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина России N 94н) обязывает организовывать обособленный учет неотфактурованных поставок. При наличии соответствующих условий договоров купли-продажи или поставки неотфактурованные поставки могут возникать и в деятельности организаций оптовой торговли.
Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы (товары), поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).
К неотфактурованным поставкам не относятся поступившие, но неоплаченные товары, на которые имеются расчетные документы. Такие товары принимаются и приходуются организацией в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов.
Организация обязана принять меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов. Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце либо в следующем месяце до составления в бухгалтерии соответствующих регистров по приходу материальных запасов, они учитываются в общеустановленном в данной организации порядке.
Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материальных запасов (в организациях торговли - учета товаров). При этом товары приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. Если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость товаров, указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам.
При поступлении таких материалов составляется акт о приемке материалов (форма N М-7, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Этот акт составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании его первого экземпляра. Второй направляется поставщику.
Товары приходуются по складскому учету, а в бухгалтерском учете делается проводка:
Д-т 41 К-т 60. везде поставить по тексту расшифровки!!!!!!!
При поступлении расчетных документов ранее сделанная запись сторнируется и черными чернилами делается запись на сумму, указанную в этих документах. Неотфактурованные поставки определяют, как правило, в конце отчетного месяца на основе данных о фактическом поступлении товаров и сведений из поступивших расчетных документов.
Понятие "неотфактурованные поставки" предполагает наличие договорных отношений между покупателем и поставщиком. Должна быть информация о том, по каким ценам можно учитывать поступившие материалы при отсутствии расчетных документов. Если такого договора нет, а товары поступили, организация не имеет права ни использовать запасы для собственных нужд, ни приходовать их по балансовому учету. Поступившее имущество принимается на ответственное хранение и учитывается за балансом на счете 002. Исключение составляют отдельные случаи, прямо установленные нормативными документами (например, относительно скоропортящихся товаров или материалов).
После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.
Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то:
1) учетная стоимость материальных запасов не меняется;
2) величина НДС принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке;
3) уточняются расчеты с поставщиком, при этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы:
- уменьшение стоимости материальных запасов отражается по дебету счетов расчетов и кредиту счетов финансовых результатов (как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году);
- увеличение стоимости материальных запасов отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счетов финансовых результатов (как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).
Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрены открытие и ведение синтетического счета бухгалтерского учета 41 "Товары".
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, а также оказывающих услуги общественного питания, к счету 41 могут открываться следующие субсчета:
- 41/1 "Товары на складах";
- 41/2 "Товары в розничной торговле";
- 41/3 "Тара под товаром и порожняя".[9, c.142]
На субсчете 41/1 учитываются наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т.п.
На субсчете 41/2 учитываются наличие и движение товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей (в магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.), и в буфетах организаций, занятых общественным питанием. На этом же субсчете учитываются наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания.
На субсчете 41/3 учитываются наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания).
Таким образом, в организациях оптовой торговли (не осуществляющих одновременно розничную торговлю) к счету 41 могут открываться только два субсчета - 41/1 и 41/3.
Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002, принятые на комиссию - на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию".
Товары являются разновидностью МПЗ. Поэтому при организации и ведении бухгалтерского учета их поступления и выбытия следует руководствоваться документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, регулирующими учет материально-производственных запасов, - ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания N 119н). Эти Методические указания разработаны прежде всего в расчете на организации сферы материального производства. Тем не менее, основные правила и принципы, заложенные в этом документе, могут правомерно использоваться при организации и ведении бухгалтерского учета товаров.
Оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 в корреспонденции со счетом 60 по стоимости их приобретения. При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с этой записью делается запись по дебету счета 41 и кредиту счета 42 "Торговая наценка" на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки). Транспортные (по завозу) и другие расходы по заготовке и доставке товаров относятся с кредита счета 60 в дебет счета 44 "Расходы на продажу".
Поступление товаров и тары может быть отражено с использованием счета 15 или без его использования в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.
Таким образом, документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета предусмотрены три способа отражения в бухгалтерском учете поступления товаров в организацию торговли или общественного питания:
- посредством формирования фактической себестоимости поступивших товаров на счете 41 (без использования счетов 15 и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей");
- формирование себестоимости товаров на счете 15 с последующим списанием на счет 41. При этом предполагается, что стоимость товаров оценивается по совокупности фактически осуществленных затрат, а не по учетным ценам, и счет 16 не применяется;
- с использованием счетов 15 и 16.
Способ без использования счетов 15 и 16 предполагает следующую схему проводок:
Д-т 60, субсчет "Авансы выданные", К-т 51 "Расчетные счета" - на сумму оплаты, произведенной поставщикам товаров;
Д-т 41 К-т 60 - на сумму стоимости поступивших товаров по договорным ценам;
Д-т 41 К-т 60 - на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, которая в соответствии с нормативными документами может быть включена в фактическую себестоимость товаров.
Кроме того, возникают отношения, связанные с НДС, которые будут подробно рассмотрены отдельно.
Если расходы организации, связанные с приобретением или заготовлением товаров, предварительно аккумулируются на счете 15, а счет 16 не используется, схема бухгалтерских проводок будет аналогичной:
Д-т 60, субсчет "Авансы выданные", К-т 51 - на сумму оплаты, произведенной поставщикам товаров;
Д-т 15 К-т 60 - на сумму стоимости поступивших товаров по договорным ценам;
Д-т 15 К-т 60 - на стоимость работ и услуг сторонних организаций, которая может быть включена в фактическую себестоимость приобретения товаров;
Д-т 41 К-т 15 - на сумму фактической себестоимости приобретения товаров.
Если применяется счет 16, схема проводок будет несколько иной:
Д-т 60, субсчет "Авансы выданные", К-т 51 - на сумму оплаты, произведенной поставщикам товаров;
Д-т 15 К-т 60 - на сумму стоимости поступивших товаров по фактической себестоимости приобретения;
Д-т 15 К-т 60 - на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, включаемую в фактическую себестоимость приобретения товаров;
Д-т 41 К-т 15 - на сумму стоимости приобретенных товаров по учетным ценам;
Д-т 16 К-т 15 - на сумму отклонений в стоимости товаров (транспортно-заготовительных расходов);
Д-т 90 "Продажи" К-т 41 - на сумму стоимости проданных товаров по учетным ценам;
Д-т 90 К-т 16 - на сумму положительных отклонений стоимости товаров или
Д-т 90 К-т 16 (сторно) - на сумму отрицательных отклонений стоимости товаров.
Одна из двух последних проводок оформляется одновременно с проводками, которыми материалы списываются в производство.
В сфере торговли схема бухгалтерского учета с использованием счета 16 распространена сравнительно слабо.
Инструкция по применению Плана счетов не детализирует схему бухучета товаров в случаях, когда при их приемке выясняются расхождения между фактическим наличием и данными сопроводительных документов. По нашему мнению, в таких ситуациях правомерно применение тех же подходов, что и при учете других видов МПЗ (в частности, материалов).
Разберем возможные ситуации, когда товары фактически получены, но расчетные документы на них не поступили. Поступившие товары приходуются на склад, а их стоимость по ценам, указанным в договоре, относится в дебет счета 41 в корреспонденции со счетом 60. Дебетуется счет 60 при перечислении денежных средств за приобретенные товары в корреспонденции со счетами учета денежных средств. По поступлении расчетных документов возможно возникновение различных вариантов:
- суммы, указанные в расчетных документах, соответствуют договорным. Дополнительные проводки не делаются. Если на предприятии используется журнально-ордерная форма учета, соответствующие записи делаются только в журнале;
- суммы, указанные в договоре, меньше сумм, указанных в расчетных документах. Это может быть в двух случаях: если количество поступивших товаров больше, чем было первоначально определено договором, или если при договорном количестве товаров цены на них выше оговоренных. В первом случае имеет место излишек, который должен быть выявлен при поступлении имущества на склад. При этом покупатель должен сообщить поставщику о факте излишка, все товары оприходовать по договорным ценам и далее поступать в зависимости от того, вследствие каких причин этот излишек образовался. Во втором случае суммы, превышающие договорную стоимость, должны быть проведены по учету проводкой:
Д-т 41 К-т 60.
Далее также возможны следующие ситуации. Если удорожание товаров предполагалось условиями договора или было согласовано позднее, больше никаких проводок делать не надо, но в этом случае может возникнуть проблема с определением себестоимости продаж: если товары отгружены покупателям, сумму удорожания можно будет отнести только на увеличение транспортно-заготовительных расходов. Планом счетов такая операция не предусмотрена, но предложить какое-либо другое решение трудно. Если же поставщик поднял цены на свою продукцию в одностороннем порядке, т.е. нарушил условия договора, сумму удорожания следует отнести в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям") проводкой:
Д-т 76 К-т 41;
- суммы, указанные в договоре, больше сумм, указанных в расчетных документах. Если данная ситуация стала возможной вследствие недопоставки товаров по количеству, единственной возможной проводкой здесь может быть:
Д-т 60, субсчет "Авансы полученные", К-т 60 - на сумму разницы между оплаченными и фактически полученными товарами (такая проводка имеет смысл, когда не предполагаются следующие поступления имущества от того же поставщика в пределах отчетного периода; если же хозяйственные связи устойчивы, а поставки делаются достаточно регулярно, сумму разницы можно просто зачесть при очередных платежах).
Если же поставщик снизил цены на свою продукцию, стоимость полученных и оприходованных товаров следует уменьшить проводкой:
Д-т 41 К-т 60 (сторно).
Когда товары уже проданы, сумму разницы, скорее всего, следует сторнировать со стоимости транспортно-заготовительных расходов. Добровольное снижение поставщиком отпускной цены на свою продукцию в настоящее время может показаться чисто гипотетическим. Однако это весьма вероятная ситуация, которая может быть обусловлена, например, снижением сортности или резким изменением структуры себестоимости продукции.
Перечень расходов, включаемых в фактическую себестоимость товаров, приобретенных за плату, изложен в п. 6 ПБУ 5/01 и п. 68 Методических указаний N 119н.
Перечень, указанный в ПБУ 5/01, включает:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;
- затраты на заготовку и доставку материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы на страхование, в частности на содержание заготовительно-складского подразделения организации, услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену, установленную договором, начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит), начисленные до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
- затраты на доведение МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, в т.ч. на подработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик полученных товаров. В организациях торговли и общественного питания эти расходы, как правило, учитываются в составе издержек обращения (по дебету счета 44 "Расходы на продажу"), а не включаются в себестоимость приобретенных товаров;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
Методические указания N 119н содержат следующий перечень затрат:
- стоимость материалов по договорным ценам;
- транспортно-заготовительные расходы;
- расходы на доведение материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.
Нетрудно заметить, что приведенный перечень существенно отличается от перечня, изложенного в ПБУ 5/01. Однако различия ограничиваются группировкой расходов: в ПБУ 5/01 они не сгруппированы (просто перечислены), а в Методических указаниях - сгруппированы по экономическому содержанию и местам осуществления затрат.
В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
- расходы на погрузку товаров в транспортные средства и их транспортировку, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих товаров в соответствии с условиями договора. В бухгалтерском учете такие расходы отражаются проводкой:
Д-т 15 (41) К-т 60 - на сумму стоимости соответствующих работ или услуг.
Поскольку оплата этих расходов производится сверх договорной цены приобретенных товаров, проводка оформляется дополнительно к основной;
- расходы на содержание заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых товаров, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) товаров, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) товаров и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.
Поскольку речь идет о расходах, осуществляемых организацией, приобретающей товары, в бухгалтерском учете будут дебетоваться счет 41 или счет учета затрат по заготовлению и приобретению материальных ценностей и кредитоваться счета учета затрат, связанных с оплатой труда и начислениями на нее:
Д-т 15 (41) К-т 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму заработной платы работников заготовительно-складского аппарата организации.
Если заготовительно-складской аппарат выполняет функции, связанные с приобретением иных активов, необходимо разработать форму расчета, в которой производить распределение затрат между видами имущества. Процитированное положение Методических указаний N 119н представляется нам небесспорным. В частности, ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, предусматривает, что подобные затраты могут быть включены в инвентарную стоимость объектов основных средств только в случае, когда они непосредственно относятся к процессу заготовления именно основных средств;
Д-т 15 (41) К-т 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - на сумму начислений на заработную плату работников заготовительно-складского аппарата;
- расходы на содержание специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды). В данном случае дебетуется счет 15 или 41 и кредитуются счета учета соответствующих расходов:
Д-т 15 (41) К-т 60 - на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций (коммунальные и аналогичные им услуги), использованных при эксплуатации перечисленных зданий и сооружений;
Д-т 15 (41) К-т 23 "Вспомогательные производства" (29 "Обслуживающие производства и хозяйства") - на сумму стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных структурными подразделениями организации в целях содержания зданий и сооружений, используемых при заготовке и хранении товаров (при наличии в организации торговли или общественного питания вспомогательных или обслуживающих производств и хозяйств);
Д-т 15 (41) К-т 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - на сумму стоимости товаров, а также работ и услуг, использованных при содержании перечисленных зданий и сооружений и оплаченных наличными деньгами;
Д-т 15 (41) К-т 60, 76 и др.;
- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям. В бухгалтерском учете расчеты с указанными организациями отражаются так же, как и расчеты с другими поставщиками и подрядчиками;
- плата за хранение товаров в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях. В бухгалтерском учете данные расходы оформляются так же, как расчеты с другими поставщиками и подрядчиками;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению товаров. Расходы на командировки осуществляются, как правило, наличными деньгами. Следовательно, в бухгалтерском учете будет кредитоваться счет 71;
- стоимость потерь по поставленным товарам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли. Особенности отражения недостач и потерь в бухгалтерском учете подробно будут рассмотрены ниже;
- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением товаров до принятия их к бухгалтерскому учету.[16, c.185]
Расходы на доведение материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях, включают затраты организации на переработку, обработку, доработку и улучшение технических характеристик, приобретенных товаров, не связанные с производственным процессом. Эти работы могут выполняться как собственными силами организации-покупателя, так и сторонними организациями. При их выполнении сторонними организациями в расходы по доведению включаются стоимость выполненных работ и расходы на перевозку к месту выполнения работ и обратно, погрузку и выгрузку, выполненные сторонними организациями. При выполнении работ собственными силами дебетуются счет учета товаров или счет учета затрат по заготовлению и приобретению материальных ценностей и кредитуются счета учета производственных затрат соответствующих подразделений - счета 20 "Основное производство", 23, 29. При выполнении соответствующих работ сторонними организациями кредитуются счета расчетов - счета 60, 76 и т.п.
В организациях торговли данная группа расходов, как правило, отражается в составе издержек обращения. Поэтому более подробно особенности учета расходов, связанных с подработкой, подсортировкой и иной доработкой товаров, будут рассмотрены ниже.
Основной причиной выбытия приобретенных товаров является их продажа. При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 в дебет счета 90.
Для торговых фирм перепродажа товаров является основным видом деятельности. Поэтому для учета реализационных операций используется счет 90. Если же продажа таких товаров носит разовый характер и не является обычным видом деятельности, применяется счет 91 "Прочие доходы и расходы".
В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41) с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка"). Более подробно особенности учета и списания сумм торговой наценки рассмотрены в гл. 2 данной кни...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.