На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая 6289 Д Формирвоание социальных компетенций у девочек старшей группы

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 15.10.2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


6289 Д Формирование социальных компетенций у девочек старшей группы

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования социальных компетенций у дошкольников 8
1.1 Содержание понятия «социальные компетенции» 8
1.2 Особенности формирования социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста 17
1.3 Психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста 30
Выводы по главе 1 41


Введение

Проблема развития социальной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития нашего общества на основе более эффективного использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает переход на компетентностное образование.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время ведется активная разработка компетентностного подхода в образовании, обосновывается выбор ключевых компетенций, исследуются пути реализации указанного подхода на практике. Указывается, что базовыми для формирования личности, востребованной современным обществом, являются социальные компетенции. Именно они способствуют как успешной самореализации и самообучению выпускника образовательного учреждения всю дальнейшую жизнь, так и наиболее полной реализации его потенциала на благо общества.
В рамках внедрения федеральных государственных стандартов (ФГТ) определено, что программа ДОУ определяет и учитывает содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Содержание образовательной области «Социализация» в ФГТ направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
• развитие игровой деятельности детей;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Но комплекс проблем, связанный с разработкой компетентностного образования, в том числе формирования социальной компетентности, решается в основном для высшего и общего образования. В дошкольном образовании лишь одна базовая программа развития детей дошкольного возраста «Истоки» использует компетентностный подход как основной. В научных работах (А.Г. Гогобиридзе, Т.В. Ермоловой, Ю.А. Лебедева, JI.B. Трубайчук, P.M. Чумичевой и др.) вопросы формирования социальной компетентности дошкольника разрабатываются, но недостаточно активно, что и обусловливает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
В теории и практике педагогики общепризнано, что «дошкольный возраст» - важнейший этап в развитии личности (Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева, Е.А.Аркин, Ф.И. Фрадкина, Н.М. Аксарина, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Т.А. Маркова, Н.С. Морова и др.).
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых (родственников, воспитателей и других людей) необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости - компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Не случайно, в программах дошкольного образования специальное внимание уделяется формированию необходимых для этого возраста навыков, способствующих благополучной социализации в окружающей среде.
Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.
Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия.
В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.
Занятия по социальному развитию продолжают носить характер наставлений, теоретических обсуждений, и, несмотря на то что дети получают определенные знания о нормах социального поведения перевод их на уровень практических умений не происходит из-за отсутствия условий для постоянной практики, отработки моделей поведения. Недостаточно понимается значение специально подготовленной предметно-пространственной среды в формировании социальных навыков у детей, которая при правильной ее организации предоставляет возможность развития самостоятельности, ответственности, умения самостоятельно работать, развивать коммуникативные навыки и другие социальные умения. Не используется в практике ДОУ потенциал разновозрастных групп, предоставляющих возможность прожить разные роли, научиться сопереживать, помогать, принимать людей такими, как они есть. Требуется внедрение социально активных форм работы с детьми, таких, например, как проектная деятельность, решение проблем, проигрывание социальных ситуаций, но педагоги ДОУ либо вообще не владеют этими методами, либо используют их на основе старого опыта.
Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между:
- возрастающей потребностью общества в позитивной социализации детей и существующими традиционными подходами к социальному развитию детей в дошкольных учреждениях, не позволяющими в полной мере формировать начальную социальную компетентность детей;
- необходимостью формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста и неразработанностью теоретических аспектов и адекватных практических путей и средств развития социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование социальных компетенций у девочек старшей группы».
Целью настоящей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная оценка эффективности психолого-педагогических условий формирования социальных компетенций у девочек старшей группы
Объект исследования: социальные компетенции.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций у девочек старшей группы.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс формирования социальных компетенций у девочек старшей группы будет эффективным при соблюдении следующих условий: разработан комплекс занятий по формированию социальных компетенций; задания по формированию социальных компетенций включаются в содержание других видов деятельности; разработана и внедрена системы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию социальных компетенций у девочек старшей группы.
Для достижения цели и доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Раскрыть сущность социальных компетенций.
3. Охарактеризовать особенности формирования социальных компетенций у дошкольников.
4. Разработать систему мероприятий по формированию социальных компетенций девочек старшего дошкольного возраста.
5. Провести анализ эффективности реализации психолого-педагогических условий.
Методы исследования:
• теоретические (анализ литературы, анализ документов, моделирование).
• эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседы).
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап – констатирующий - изучалась и анализировалась литература по исследуемой проблеме; были определены основные методологические и теоретические положения исследуемой проблемы; разработана программа эксперимента, проведена начальная диагностика.
Второй этап – формирующий: на основе анализа литературы нами была разработана система мероприятий, направленная на формирование социальных компетенций девочек старшей группы.
Третий этап – обобщающий – проведение контрольных срезов по определению уровня сформированности социальных компетенций у девочек старшей группы, оценена эффективность проводимой работы, проведена систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование теоретических выводов, формулирование общих выводов, оформление работы.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования социальных компетенций у дошкольников

1.1 Содержание понятия «социальные компетенции»

Компетентностный подход впервые начал разрабатываться в Англии. Это был подход, который порождался и осмысливался не внутри образования, а был ответом на конкретный заказ профессиональной сферы.
На международном уровне проблема компетентности находит свое отражение в материалах ЮНЕСКО, где очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В частности, в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор определил основные, глобальные компетентности, сформулировав «"четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [49, с. 37]. О глобальности заявленных целеориентиров свидетельствует, в частности, такая формулировка, данная Жаком Делором: «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [49, с. 37].
В 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы заговорили о категории «ключевые компетенции», которые И.А.Зимняя определила как наиболее общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе [57].
В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как:
Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
Способность выполнять особые трудовые функции.
То есть компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.
В этом определении усматривается два подхода к содержанию понятия «компетенция». Одни исследователи делают акцент на компетенции как интегральном личностном качестве человека (характеристика человека), другие - на описании составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем [5].
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва дал следующее определение понятия «компетенции»
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [8].
В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы содержание пяти ключевых компетенций. Это :
- политические и социальные компетенции: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, препятствующие проявлению (возрождению - resurgence) расизма и ксенофобии и развитию нетолерантности - то есть, межкультурные компетенции: принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
- компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, в том числе (обязательно!), иноязычной;
- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества: владение новыми информационными технологиями, понимание способов их применения, слабых и сильных сторон, способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;
- компетенции, связанные с развитием «самости»: способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» [163, с.38].

Термин «социальная компетенция» все чаще используется не только в научных публикациях, но и на практике. С 80-х годов отмечается экспоненциальный рост научных исследований по этой проблематике.
Ставшее модным в наши дни выражение «социальная компетенция» определяется по-разному. При широкой трактовке сюда включают от таких качеств, как эмпатия (способность к сопереживанию), социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству, до таких, как активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие. Некоторые авторы частные аспекты социальной компетенции сводят к двум основным параметрам – автономия и кооперация.
В связи с содержательным многообразием общеприемлемое определение социальной компетенции до сих пор еще не закрепилось. Трудности здесь связаны, во-первых, с тем, что в разных научных дисциплинах общее понятие компетенции конкретизируется по-разному.
Во-вторых, надо иметь в виду, что конструкция «социальная компетенция», к которой можно отнести личную компетенцию по таким категориям, как персональное развитие, ключевая квалификация и индивидуальность, обнаруживает сильнейшую зависимость от ситуативной специфики. Что считать социальной компетенцией, определяется специфическими требованиями, регулированием, поведенческими ожиданиями. То, что в быту является успешной моделью поведения, в профессиональной повседневной жизни – особенно в организациях, управляемых с ориентацией на рынок – может привести к краху. Кроме того, ожидания по отношению к одному и тому же лицу сильно меняются в зависимости от роли, которую оно выполняет (например, управляющий, коллега, сотрудник).
В-трет...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.