Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая эффективность использования самоконтроля как условия развития рефлексивных умений учащихся начальных классов в процессе обучения математике

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 15.10.2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения математике как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Состояние проблемы развития рефлексивных умений младших школьников в педагогической теории и практике 6
1.2 Педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения математике 10
1.3 Особенности формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике как условия развития рефлексивных умений учащихся 15
Выводы по главе 1 31
Список использованной литературы 33

Введение

Современная педагогическая концепция носит гуманистический характер и определяет главной целью образования актуализацию и самоактуализацию заложенного в человеке личностного потенциала. В новой парадигме образования личность учащегося кроме социальных качеств наделяется субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, самобытность, способность к выбору, рефлексии, саморазвитию. Главными ценностями являются личностные смыслы учения в жизни ребенка, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт учащегося.
В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Младший школьник, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает свои потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности становится изменение самого ученика, уровня его развития. Поэтому формирование учебной деятельности становится приоритетной целью начального образования.
Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые им образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, действие самоконтроля должно осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности.
Особое значение развитие самоконтроля у младших школьников приобретает в контексте личностно-ориентированного образования. Отсутствие у младших школьников умений контролировать учебную деятельность и находить способы предупреждения ошибок может привести к издержкам в их развитии.
В работах педагогов Ю.К. Бабанского, Е.Д. Божович, Б.П. Есипова, А.В.Запорожца, Э.А.Красновского, В.С.Леднева, И.П.Подласого, М.Н.Скаткина, В.В. Фирсова, E.H. Шиянова и др. исследовано значение контроля в учебной деятельности. В.А.Вергелес, Г.В. Дорофеев, О.Б.Епишева, JI.B. Занков, С.Г. Манвелов, A.M. Пышкало, JI.M. Фридман рассматривали вопросы формирования действий самоконтроля при исследовании общих положений учебной деятельности.
Более глубоко вопросы развития самоконтроля рассмотрены в психологии (В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, A.C. Лында, А.К.Маркова, М.И. Панжина, Г.А. Собиева, Д.Б. Эльконин и др.).
Несмотря на то, что исследованию педагогических проблем самоконтроля в учебной деятельности младших школьников уделялось определенное внимание, недостаточно, на наш взгляд работ, посвященных особенностям формирования самоконтроля в процессе обучения математике.
Актуальность и педагогическая значимость этой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Самоконтроль как условие развития рефлексивных умений учащихся начальных классов в процессе обучения математике».
Цель исследования: теоретически охарактеризовать и экспериментально проверить эффективность использования самоконтроля как условия развития рефлексивных умений учащихся начальных классов в процессе обучения математике.
Объект исследования: процесс развития рефлексивных умений.
Предмет исследования: самоконтроль как условие развития рефлексивных умений.
Задачи исследования:
- изучить состояние теории и практики развития рефлексивных умений у младших школьников и психологические особенности данного развития;
- выявить и обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного развития рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения математике;
- разработать и экспериментально проверить эффективность использования самоконтроля как условия развития рефлексивных умений учащихся начальных классов в процессе обучения математике;
- обобщить и сформулировать выводы по работе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование;
2) эмпирические.

Глава 1. Развитие рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения математике как психолого-педагогическая проблема

1.1 Состояние проблемы развития рефлексивных умений младших школьников в педагогической теории и практике

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Указанные качества личности напрямую связаны с умениями чувствовать, переживать, понимать ситуации, осознавать себя и окружающих людей. Другими словами, речь идет о том, что человеку необходимы рефлексивные умения для социальной, профессиональной адаптации и саморазвития. Поиск современных путей, способствующих развитию рефлексивных умений и навыков, - важное направление педагогической теории и практики.
В педагогике и в психологии со второй половины XX в. активно изучаются и разрабатываются механизмы и методы, связанные с рефлексивной деятельностью. В современной психологии наблюдается интенсивный рост теоретических, экспериментальных и прикладных исследований рефлексивных процессов (Н.Г. Алексеев, Н.И. Гуткина, Ю.Н. Кулюткин, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, СЮ. Степанов и др.). В связи с реализацией идей личностно-развивающего образования с 90-х гг. изучение рефлексивных процессов начинает доминировать в психолого-педагогических исследованиях (А.З. Зак, Г.А. Цукерман, Н.И. Люрья, Т.А. Матис, И.С. Якиманская) [12].
Рассматривая рефлексию как важный фактор развития сознания, мышления, деятельности личности В.И. Загвязинский, Д.В. Тырсиков, А.В. Хуторской сосредотачивают свое внимание на возрастной сфере (чаще всего это касается старших школьников), а А.А. Бодалев, А.Я. Наин, Г.Н. Сериков на профессиональной сфере (речь идет о педагогической рефлексии). При этом в меньшей степени уделяется внимание развитию рефлексивных процессов у младших школьников.
В психолого-педагогических исследованиях выделяют когнитивный (познавательный) и эмоциональный (чувственный) компоненты рефлексии. Исследования, посвященные изучению рефлексии (И.Н. Семенов, СЮ. Степанов и др.), выявили, что в младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие когнитивного компонента рефлексии, эмоциональная же ее составляющая является лишь фоном этого процесса. Но поскольку чувственная сфера значима для младшего школьника, необходимо помочь ученику научиться осознавать свои эмоции и переживания, возникающие в процессе познания, тогда и сам процесс познания будет осуществляться намного эффективнее. Б.Г. Ананьев и Л.С. Выготский считают, что именно чувственное познание составляет источник и основу рационального познания. Однако Т.Ю. Андрющенко, М.Э. Боцманова, А.К. Дусавицкий, А.В. Захарова, А.З. Зак полагают, что в данной возрастной группе необходимо развивать как когнитивный компонент рефлексии, так и эмоциональный, чувственный [13].
В.В. Давыдов отмечает, что «для развитого же человека специфично разумное мышление, предпосылкой которого является «исследование природы самих понятий» (или рефлексия). Формально-логический подход к анализу, синтезу, абстрагированию и другим мыслительным процессам не выражает специфики образования понятий, которая внутренне связана с исследованием самой их природы, с рефлексией на них».
Вместе с тем, формирование у человека в процессе его обучения и воспитания рассудочного мышления является обязательной и важной задачей, поскольку «рассудочность» как особый момент с необходимостью входит в более развитые формы мышления, придавая его понятиям твердость и определенность. Но проблема состоит в том, чтобы найти такие пути обучения и воспитания, при которых рассудок оставался бы именно моментом разума, а не приобретал бы главенствующей и самостоятельной роли, тенденция к чему заложена в представлениях о рассудке как о мышлении общее [4].
Рассудочное мышление, опирающееся на наглядные образцы, можно назвать эмпирическим мышлением. Разумное мышление, внутренне связанное с исследованием природы своей собственной основы – с исследованием понятий, целесообразно назвать теоретическим мышлением.
Также В.В. Давыдов отмечает способы рефлексивного мышления. Они включают в себя следующие мыслительные действия:
• Рефлексию как способность к самоопределению: переход от роли, статуса к собственной позиции;
• Рефлексия как способность различать и координировать позиции в групповой работе, как способность учащегося подключаться к совместному действию и инициировать сотрудничество;
• Рефлексивные операции при решении мыслительных задач, рефлексия обобщенных способов решения задач, рефлексия моделирования и идеализации;
• Рефлексия как способность самопознания и личностного саморазвития
Развитие субъектности через развитие компонентов учебной деятельности может идти по разным направлениям. По мнению некоторых психологов, центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес. Именно он и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности, поскольку он ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных задач [5].
Однако большую роль в формировании рефлексивной способности играют учебные действия контроля и оценки. В учебной деятельности следует различать два вида контрольных действий. Одно из них контроль внимания – направлено на исполнение действия по «плану». Другой вид контроля – рефлексивный контроль направлен на «план действия» и опирается на понимание принципов его построения.
Исследованиями советских психологов установлена, что у младших школьников можно сформировать не только контроль, а исполнением действия, т.е. контроль внимания, но и рефлексивный контроль.
Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьником к содержанию собственных действий, к рассмотрению их оснований с точки зрения требуемого задачей результата. Такое рассмотрение школьниками оснований собственных действий, называемое рефлексией, служит существенным условием их построения и изменения. У...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.