На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Мировая экономика.Проблемы миграционной политики в России

Информация:

Тип работы: Контрольная. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»


Факультет: Экономический
Кафедра: Экономики и управления


Контрольная работа
по дисциплине: «Мировая Экономика»
на тему: «Проблемы миграционной политики в России»

Выполнил:

Группа:

Контактная информация:
e-mail, моб.телефон , заполняется студентом
Отметка о регистрации:
дата, подпись специалиста (заполняется специалистом кафедры)
Проверил: Палкина С.О.
ФИО преподавателя
Дата: Оценка:
Примечания:


Пермь 2011г.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические основы миграции кадров 4
1.1. Основные виды международной миграции рабочей силы 4
1.2. Причины возникновения международной миграции рабочей силы 4
1.3. Проблема «утечки умов»
1.4. Демографическая потребность в иммиграции 9
2. Анализ современных миграционных потоков 9
2.1. Зависимость России от труда мигрантов 9
2.2. Основные виды деятельности мигрантов в России 10
2.3. Влияние миграции на рынок труда и ее значение для России. 11
2.4. Качественный состав трудовых ресурсов прибывающих в Россию 12
2.5. Взаимодополнение и конкуренция приезжих и местных работников 15
Заключение 17
Список используемых источников литературы 18


Введение
Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Однако существует и множество побочных отрицательных эффектов. Грамотное решение проблем миграции рабочей силы очень актуально в наше время, так как от правильности выбранной миграционной политики зависит не только современное социально-экономическое и демографическое положение в стране, но и положение в ближайшие десятилетия. [5]
По социально-экономическим причинам люди выезжают на территорию другой страны большей части в попытках улучшения своего социально-экономического положения. Экономические факторы миграции: становление рыночных отношений, развитие частных предпринимательства и землевладения, коммерции.
Тема данной контрольной работы – проблемы миграционной политики в России, т. е. перемещение рабочей силы, вызванное социально-экономическими причинами.
Задачи, поставленные в контрольной работе следующие: рассмотреть теоретические основы миграции кадров; провести краткий анализ современных миграционных потоков; социально-экономические последствия миграции, рассмотреть миграционные процессы России, на основе проведенного анализа сделать выводы о перспективах развития миграционных процессов на ближайшие десятилетия, и причины необходимости экстренного изменения, действующей сегодня, миграционной политики Российской Федерации.
Методы, которые я буду использовать для решения поставленных задач, следующие: описание, сравнение, анализ и приведение статистических данных.
Цель написания контрольной работы – выявить основные проблемы процесса миграции в целях использования полученной информации в практической деятельности.



1. Теоретические основы миграции кадров
1.1. Основные виды международной миграции рабочей силы
Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.
Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:
международная переселенческая миграция;
международная трудовая миграция.
Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной [15].
В зависимости от времени пребывания на территории другой страны (другого региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию.
Постоянная (долгосрочная) миграция характеризуется численностью прибывших или выбывших на постоянное место жительства.
Временная (краткосрочная) миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства.
Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели.
По территориальному признаку миграцию делят на:
внутреннюю – т.е. перемещение в пределах страны, например, между её регионами, из села в город;
внешнюю – перемещение за пределы страны. В данном случае различают:
иммиграцию [4] (от латинского immigrans – вселяющийся), въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
Эмиграции [4] – (от латинского emigro – выселять), выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на более или менее длительный срок.
«Утечка мозгов» – международная миграция высококвалифицированных кадров.
По правовому статусу миграцию классифицируют на регистрируемую (легальную) и нерегистрируемую (нелегальную).
По мотивам выделяют добровольную и вынужденную миграцию. Исчерпывающего перечня классификаций нет, все они условны, поскольку в реальной действительности строгих границ между видами миграции не существует.
Накопившийся в течение суверенного существования России опыт высвечивает преимущества, недостатки и ограниченность миграционной политики страны. Акцент на одной, пусть и очень важной проблеме – вначале вынужденной, теперь незаконной миграции и «прозрачных» границ – при всей ее актуальности низводит миграционную политику к роли пожарника, лишает ее перспективы, заводит в тупик. [9]
Все более ощущается отсутствие адекватного понимания значения миграционных процессов в развитии России и узость миграционной политики. Конструктивная миграционная политика многофункциональна. Она должна способствовать достижению важнейших общественных целей, таких, как развитие рыночных отношений, обеспечение демографическими ресурсами рынка труда, построение демократического общества, соблюдение прав человека, интеграция в международный рынок труда, укрепление безопасности страны.
В последние годы приняты и введены в действие два основополагающих для миграционной политики закона – закон о гражданстве и о положении иностранцев, которые приближают Россию к международным миграционным нормам, создают основу для упорядочивания положения различных категорий населения страны.
Вместе с тем, оба эти закона не свободны от недостатков. К закону о гражданстве уже готовятся поправки, и, будем надеяться, они будут приняты.
Закон о пребывании иностранцев ввел в нашу жизнь важнейшую норму – «вид на жительство», общепринятую в международной практике. Однако процедура ее оформления столь сложна, что закон стал настоящим шлагбаумом на пути иммиграции в Россию. Это расходится с долговременными потребностями России, которая не может обойтись без иммиграции. Это не отвечает и сегодняшним потребностям, так как многие регионы уже ощущают дефицит рабочей силы. [10]
Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что она абстрагируется от проблем экономического развития страны.
Рыночная экономика предъявляет очень жесткие требования к миграции, еще и потому, что высокая мобильность рабочей силы является неотъемлемым условием ее успешного развития.
Мобильность рабочей силы очень сильно сдерживается неразвитостью рынка жилья. Необходимо как можно быстрее преодолеть закрепощенность рабочей силы жильем, развивая ипотечные и арендные формы жилищной обеспеченности. Работа в этом направлении идет, но крайне медленно.
Второе стратегически важное направление миграционной политики России – это соответствующая интересам страны иммиграционная политика. Здесь в последние два года произошло заметное продвижение, по крайней мере, необходимость и неизбежность иммиграции в страну постулирована на всех уровнях. В то же время нет ясного представления ни о возможных масштабах иммиграции, ни о конкретных управляющих воздействиях в этом направлении. Пока что иммиграционная политика носит охранительный и ограничительный характер.
Иммиграционная политика предполагает создание в стране благоприятной обстановки для приема и для жизни мигрантов, включая формирование доброжелательного отношения к ним со стороны населения, разработку разветвленного, гибкого и простого в реализации правового поля в отношении предоставления вида на жительство, трудового найма, частного предпринимательства, аренды земли, обзаведения и владения собственностью. Большое значение имеет и разработка системы отбора иммигрантов. [12]
Социологические исследования фиксируют по-прежнему высокую, а иногда и растущую долю желающих выехать в Россию из Казахстана и стран Азии, откуда идет основной поток мигрантов. То, что эти устремления не реализуются, свидетельствует о том, что в России нет для этого надлежащих условий. Съеживание миграционного обмена с бывшими партнерами по Союзу говорит об отдалении России от этих стран, падения доверия к ней. Это идет вразрез с интересами России. Трудности, с которыми мигранты сталкиваются в России, заставляют их обращаться к другим странам – Турции, государствам Западной и Восточной Европы. Россия, таким образом, упускает возможности привлечения лучшей для себя рабочей силы, наиболее адаптированной к ее условиям.
В качестве первоочередной задачи иммиграционной политики должно рассматриваться создание преимуществ для миграции в Россию из стран СНГ и Балтии. Поток из этих стран более чем наполовину состоит из репатриантов, да и остальные мигранты – наши бывшие сограждане, в подавляющем большинстве свободно владеющие русским языком и имеющие представление об условиях жизни в России.
Необходим более либеральный подход и к иммиграции из-за пределов бывшего СССР. Легализация этих иммигрантов на законных основаниях возможна лишь путем предоставления статуса беженца, который распространяется на очень ограниченный круг иммигрантов. Альтернативные способы предоставления вида на жительство различным категориям иммигрантов хотя и разработаны, но не применяются на практике. [11]
Ввиду масштабной иммиграции исключительное значение приобретает формирование в обществе толерантного отношения к мигрантам.
Крайне осторожный подход необходим к регулированию временной трудовой миграции из стран СНГ. Весомую часть доходов некоторых из этих стран составляют трансферты из России. В России это склонны оценивать как угрозу экономической безопасности. Но можно взглянуть на трансферты и с других позиций. Они вносят серьезный вклад в сохранение относительно стабильной обстановки на границах России.
Исследования, проведенные в рамках программы Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии по шести городам России, показали, что около 10% граждан страны тоже активно участвуют в трудовой миграции. По нашей оценке, более 5 млн. россиян зарабатывают на выезде, из них примерно 1,5-2 млн. выезжают на заработки за пределы СНГ. Это 15% от занятых в госсекторе, 8% занятых в экономике, более одной трети занятых в неформальном секторе экономики.
Трудовая миграция – эффективное средство борьбы с бедностью. Большинство трудовых мигрантов (более двух третей) обеспечили материальный достаток в своих семьях, они являются серьезным источником формирования среднего класса. Трудовая миграция – действенный инструмент включения России в международный рынок труда, абсорбции мирового делового опыта, наконец, она катализатор интеграции СНГ, поддерживающий тесные связи между населением стран Содружества, несмотря на все административные препоны. [13]

1.2. Причины возникновения миграции рабочей силы
Причины трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:
- различия в уровне экономического развития отдельных стран;
- наличие национальных различий в размерах заработной платы;
- научно-технический прогресс
Наибольшую долю участников трудовой миграции составляют представители рабочих специальностей, но в ней принимают участие и служащие.
В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов [8].
1.3. Проблема «утечки умов»
Выезд за рубеж ученых по контракту или на постоянное жительство – такой же естественный процесс, как и миграция вообще. Нынешний отток интеллектуалов из России носит преимущественно экономический характер. Люди стремятся осесть в самых богатых государствах – в США, Германии, Великобритании, Канаде. Отток научных работников в страны Запада продолжается до настоящего времени. Обратного процесса почти нет или он очень слаб. Специальной статистики нет.
Вместе с тем в Россию все же есть приток интеллектуалов. Источником его является, во-первых, система подготовки молодых кадров; во-вторых, значительное количество ученых стремится в Россию из стран СНГ; в-третьих, в нашей стране вот уже целое десятилетие постоянно находится большое количество исследователей разного профиля из развитых и развивающихся стран, что само по себе является весомым вкладом в отечественную науку. [14]
Но все же в настоящее время существует серьезная проблема – это возможное увеличение масштабов научной эмиграции из России в ближайшем будущем. Сейчас Россия является донором научных кадров для высокоразвитых стран. Донорский поток пока сравнительно невелик. Однако, по некоторым прогнозам, страны-реципиенты, прежде всего США, в скором времени начнут испытывать нехватку квалифицированных ученых. Ожидаемая потребность для Запада составит 150 – 200 тысяч научных работников, а для стран третьего мира – 50 тысяч. Если учесть, что эмиграционные установки характерны сегодня для 25–50% российских ученых и студентов, то возможное развитие событий может быть не в пользу российской науки. Впрочем, многое тут зависит не только от «аппетитов» иных стран, но и от поддержки российских ученых со стороны родного государства.
1.4. Демографическая потребность в иммиграции
Демографическая ситуация в развитых странах формирует исторически беспрецедентную потребность в массовой иммиграции. Низкая рождаемость или демографические провалы, а так же растущая продолжительность жизни обусловливают старение населения и сокращение его численности. Например в России последний провал по рождаемости начался с середины 90-х годов и пока продолжается (об этом будет сказано ниже). Избирательная (по критерию возраста) иммиграция – в принципе также единственный практический способ затормозить показатели старения населения или поднять уровень достаточности трудоспособного населения в определенный период после демографического провала (когда не родившиеся люди должны были бы достигнуть трудоспособного возраста). Попытки сделать это через «управление» рождаемостью или смертностью бесперспективны. [15]
2. Анализ современных миграционных потоков
2.1. Зависимость России от труда мигрантов
Российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов. Это категоричное утверждение лет десять назад считалось едва ли не кощунственным и уж во всяком случае, непатриотичным. Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции [9].
Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му – на 18–19 миллионов. На рисунке 1. видно, максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009–2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек [16]. Все когорты населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости невозможно. Частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособных возрастах, на общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры, даже если окажутся сравнительно эффективными, не могут немедленно принести осязаемый результат. Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешние факторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия.


Рисунок 1. Изменение (прирост/убыль) общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 1990-2007 гг. и по прогнозу на 2008-2025 гг.

В целом можно сказать, что миграция в России развивается примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.
2.2. Основные виды деятельности мигрантов в России
На мировых рынках труда мигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. Это следующие виды деятельности:
- грязная, тяжелая и/или опасная работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых продуктов и т.д.);
- работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т.д.);
- работа по уходу и обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т.п.);
- занятость в теневом и криминальном секторах экономики (в «левых» незарегистрированных фирмах, в производстве контрафактной продукции и т.п.). Мигранты заняты также в сезонных работах, т.е. там, где спрос на труд подвержен сильным колебаниям. Чтобы удовлетворить его в период сезонного пика, местных кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере туризма и развлечений также не пользуется спросом у местного населения.
Однако роль мигрантов велика и в «верхнем» сегменте рынка труда, т.е. там, где работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств, IT-специалисты и т.п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах.
Таким образом, на мировых рынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах и ареалах элитной занятости, оставляя «середину» местным работникам. Графически эту модель изображают в виде своеобразных «песочных часов» [6].
2.3. Влияние миграции на рынок труда и ее значение для России.
Сейчас в нашей стране эта модель представлена в усеченном виде: элитная миграция только начинает развиваться под влиянием все ярче проявляющегося «кадрового голода». Однако вскоре дефицит квалифицированных кадров проявится со всей очевидностью и станет реальным тормозом экономического развития. Тогда и понадобится механизм привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа, являющийся необходимой частью миграционной политики всех принимающих стран.
Обсуждая влияние миграции на рынок труда принимающей страны, обычно обращают внимание на несколько основных вопросов, вызывающих наибольшую обеспокоенность:
конкурируют ли мигранты с местными работниками или,
а) напротив, занимают те рабочие места, которые не пользуются спросом у местного населения;
как мигранты влияют на уровень оплаты труда в отраслях, где
б) они заняты, способствуют ли они демпингу труда;
чем грозит экономике принимающей страны зависимость от
в) иностранного труда, наличие анклавов мигрантской занятости;
насколько велика нагрузка на государственную систему
г) социального обслуживания, вызванная миграцией.
Кроме того, для России, где спрос на трудовых мигрантов предъявляют в основном неформальные сегменты экономики, актуален вопрос о том, насколько использование труда мигрантов «консервирует» теневые экономические отношения.
Большинство современных теорий согласны в том, что миграция выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда. Западные исследования показывают, что миграция практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах [7]. Американские ученые, используя неоклассическую методологию, основанную на оценке соотношения «выгод и потерь» от миграции, утверждают, что общая выгода от либерализации миграционного режима будет примерно в 25 раз выше, чем эффект от либерализации международной торговли и финансовых потоков [5].
Однако в действительности реальные последствия миграции не столь однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней разных политических и экономических акторов и общественности. В общественно-политической дискуссии о миграционных проблемах в России преобладает негативный тон. До сих пор в большинстве случаев афишируются «потери», связанные с миграцией. Что же касается «выгод», которые Россия получает от миграции, то они фигурируют только в немногочисленных отчетах экспертов, подчеркивающих, например, что мигранты производят в России не менее 8–10% ВВП [17].
2.4. Качественный состав трудовых ресурсов прибывающих в Россию
Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается, оно превысило 1 млн. человек уже в 2006 году, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира (рисунок 2.).


Рисунок 2. Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, тыс. человек

По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции. [14]
Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов – мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше – 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли.
Средний возраст мигрантов – 32-33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.
Первые волны миграции в конце 1990-х и начале 2000-х охватывали наиболее социально активных людей. Это были не самые бедные или совсем не бедные люди, с достаточно высоким уровнем образования, часто имевшие высшее или иное профессиональное образование. С началом действительно массовой трудовой миграции в Россию, после 2000 года за ними последовали гораздо более бедные социальные группы населения, поведение которых в значительной степени диктуется необходимостью обеспечивать семью.
По данным обследования МОМ 2009 года, около половины опрошенных мигрантов не имели стабильной занятости на родине (были безработными, имели разовую или временную работу) (рисунок 3.).

Рисунок 3. Занятия мигрантов на родине перед выездом на работу в Россию

До выезда на работу в РФ 40–50% мигрантов можно было отнести к группе крайне бедных, так как их доходов не хватало даже на предметы первой необходимости, т.е. на скудное пропитание, необходимую одежду и т.п.
В течение последних нескольких лет произошли и другие существенные сдвиги в характеристиках потоков трудовой миграции в Россию.
Появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Если в Карелии пока таких мигрантов немногим более 10%, то в московской выборке их около 40%, а в Астраханской области – около 60%. Все больше мигрантов прибывает из малых городов и сел. Если в Москве таких мигрантов около 60%, то в Астраханской области – уже более 80%.
Растет культурная дистанция между мигрантами и местным населением. Они все хуже знают русский язык. В Москве 20% мигрантов знают русский «не очень хорошо», а 3% – «плохо»; в Астрахани таких соответственно 42% и 17%.
На основе данных опроса МОМ 2010 года видно, что снижается образовательный уровень трудовых мигрантов: около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханской области не имеют профессионального образования (рисунок 4.)

Рисунок 4. Уровень образования трудовых мигрантов

Как следствие, «новые» мигранты все труднее адаптируются к российским условиям, и на рынке труда, и в быту. Такие мигранты (с низким образованием, приехавшие из отдаленных и сельских районов) вообще менее социально адаптивны, менее склонны пользоваться действующими социальными институтами и сервисами – правовыми, образовательными, медицинскими, национально-культурными и т.п.
2.5. Взаимодополнение и конкуренция приезжих и местных работников
Большинство трудовых мигрантов имеют временную занятость, в основном в частном секторе экономики. Последние исследования подтверждают, что во многих регионах России уже сложились «мигрантские» сектора занятости. Только 8% мигрантов отметили, что на месте работы их окружают в основном представители местного населения. В мигрантской среде работают 60%, около 30% – в смешанной (рисунок 5).

Рисунок 5. Относительный состав мигрантов на рабочем месте

Только четверть опрошенных чувствует конкуренцию со стороны местных работников. Половина мигрантов утверждает, что местные работники на их место не претендуют; еще 22% затруднились ответить.

Рисунок 6. Ощущение мигрантами конкуренции со стороны местных работников

На основе наших данных можно сделать вывод, что большая часть мигрантов занимает рабочие места, на которые не претендуют местные работники. Впрочем, реальность гораздо сложнее.

Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
– Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
– Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы.
– Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции.
– Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений.
Также в курсовой работе была проанализирована современная миграционная ситуация России, показана необходимость усовершенствования миграционной системы, в целях повышения экономической стабильности в стране.
В результате, можно сделать вывод, что задачи, поставленные во введении, раскрыты в работе полностью, а также цель работы достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативные правовые акты и нормативные документы
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115–ФЗ от 25.07.2002 г., вступившие в силу с 15 января 2007 года.
2. Федеральный Закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года №109-ФЗ.
3. Федеральный Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации от 25.07.2002 N 115-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.06.2002) (ред. от 06.05.2008).
4. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина – Эксмо, 2005.
2. Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
5. Копылов В. А.География населения. Учебное пособие, 2-е изд. – ИТК "Дашков и К" 2005.
6. Миграция населения. Теория и практика международно-правового регулирования. Зинченко Н. Н. – Внешторгиздат 2008.
7. Миграция. Сущность и явления. Бондырева С. К., Колесов Д. В. – серия: «Библиотека психолога», МПСИ 2007.
8. Миграция: конфликтное измерение. Учебник, Дмитриев А.В., – Альфа 2009.
9. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 г. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Деловая литература. Москва, 2009..
10. Трудовая миграция и экономический потенциал. Г. Бояркин, Человек и труд. – №2 2010.
3. Статьи в научных сборниках и периодической печати
11. Зайончковская Ж. Трудовая миграция в Россию. Публичная лекция, 2010.
12. Иванов С. Трудовая миграция: факторы и альтернативы. Научный журнал: «Россия в глобальной политике». № 3, Май - Июнь 2009.
13. Попов С. Что ждет научные кадры России на международном рынке интеллектуального труда Утечка умов в условиях современной России: внутренние и международные аспекты. Сб. 2010
14. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 г. Бюллетень. Росстат, 2010.
5. Использованные сайты Интернета
15. demoscope.ru/ (Официальный сайт Центра демографии и экологии человека).
16. gmcgks.ru/ (Официальный сайт ГМЦ Росстата).
17. polit.ru/research/index.html (Исследования / Трудовая миграция в Россию, 2010г.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.