На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Технико-экономическая характеристика ООО МПС системы. Организационно-методическое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы или услуги. Учет штрафных санкций

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Оглавление

Введение
1. Теоретические и методические основы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Понятие и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.3 Современный этап реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
1. ООО «МПС системы» -- экономический субъект исследования
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия
2.3 Организация системы бухгалтерского учета и анализ учетной политики
3. Организационно-методическое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «МПС системы»
3.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы или услуги
3.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставкам
3.3 Учет штрафных санкций с поставщиками и подрядчиками
3.4 Направления совершенствования расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «МПС системы»
Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.
Основными задачами этого учета являются:
-- формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности -- руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним -- инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
-- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
-- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
-- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
-- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
В работе в качестве объекта исследования выступают учетные операции по отражению расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Целью работы -- изучить теоретические аспекты методических и инструктивных материалов, исследовать на практике учетные операции, связанные с расчетами поставщиков и подрядчиков, а также разработать рекомендации по их практическому применению экономическим субъектом, в качестве которого выступает ООО «МПС системы».
Для достижения поставленной в работе цели определены и решены такие задачи, как изучение законодательной базы по данному вопросу, проведение экономической характеристики предприятия. В данной курсовой работе необходимо проанализировать учетную политику исследуемой организации и попробовать внести предложения по ее усовершенствованию.
При написании курсовой работы теоретическую и методическую базу для нас составили законодательные и нормативные документы, учебная и методическая литература, работы ведущих ученых и специалистов-практиков по исследуемой тематике, а также материалы профессиональных периодических изданий.
Задачи, поставленные в данной работе определили ее структуру, которая включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, список используемых источников, приложения.
1. Теоретические и методические основы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

1.1 Понятие и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.) [11, с.109].
Расчетные операции могут осуществляться с учетом наличных денежных средств, либо в порядке безналичных платежей.
Расчеты между организациями осуществляются преимущественно в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте.
В Гражданском кодексе и Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации указаны традиционные и часто применяемые на практике формы расчетов:
расчеты платежными поручениями;
расчеты по инкассо;
расчеты по аккредитиву;
расчеты чеками.
Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Платежными поручениями могут производиться:
-- перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
-- перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
-- перечисления денежных средств в целях возврата или размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;
-- перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей, различным юридическим и физическим лицам.
Платежное поручение действительно в течение десяти дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не предоставлен, то им считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя. В соответствии с Положением о безналичных расчетах платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета. Банк обязан принимать платежные поручения независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Оплата по ним осуществляется по мере поступления денежных средств на счет клиента как полностью, так и частично. Это упрощает документооборот для клиентов.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены гл. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании:
платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке);
инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Основу взаимоотношений участников расчетов по инкассо должен составлять договор, в силу которого у сторон появляются определенные права и обязательства.
Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению, а также информировать получателя средств по его требованию о причинах неоплаты расчетных документов в оговоренные договором сроки. Для получателя эта услуга сопряжена с обязательством по уплате банку соответствующей суммы вознаграждения, размер которого оговаривается сторонами в договоре.
Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).
Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений. Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, подлежат возврату.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения помещаются в картотеку. Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.
Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующие условия:
-- наименование банка-эмитента;
-- наименование банка, обслуживающего получателя средств;
-- наименование получателя средств;
-- сумма аккредитива;
-- вид аккредитива;
-- способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
-- способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;
-- полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;
-- сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;
-- условие оплаты (с акцептом или без акцепта);
-- ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
В основной договор могут быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.
Каждый аккредитив должен содержать указание на его вид. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущего у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено иное. Отзывной аккредитив не обеспечивает интересы поставщика и поэтому на практике встречается редко.
Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок доставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками. При оформлении договора продавец стремится оговорить безотзывность аккредитива, так как это дает поставщику уверенность в том, то поставленная им продукция будет оплачена, как только он выполнит условия аккредитива.
Аккредитивная форма расчетов применяется при эпизодических, разовых расчетах между поставщиком и покупателем. При аккредитивной форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика вслед за ее отгрузкой после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки товаров (и других документов, предусмотренных условиями аккредитива).
Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.
Допускаются частичные платежи по аккредитиву.
За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Удобной формой расчетов для получателей средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени с ее оплатой.
Чек -- это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которым он вправе распоряжаться путем выставления чеков; чекодержателем -- лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек; плательщиком -- банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Прежде, чем получить чековую книжку, предприятие вместе с заявлением о выдаче чековой книжки представляет платежное поручение на сумму лимита, и в нижней части поручения делается надпись: «За чековую книжку для расчетов с предприятиями».
Чеки из лимитированных книжек подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером. При выборке товаров на месте разрешается подписывать чеки должностному лицу учреждения, которому выдается доверенность на получение товаров. В доверенности должны быть оговорены право на подписание чека должностным лицом и сумма, на которую разрешается приобрести товары. Если чек подписывается на основании доверенности должностным лицом учреждения, то оно должно на чеке перед подписью сделать надпись: «По доверенности».
Чек из лимитированной книжки выдается поставщику одновременно с отпуском товаров или предоставлением услуг. В чеке обязательно указывается, какой организации и в уплату по какому счету или другому заменяющему его документу должна быть перечислена сумма по чеку.
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Чекодатель не вправе отозвать чеки до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня их выписки.
По окончании срока действия чековые книжки сдаются в банк.
Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
1.2 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является преимущественно пассивным. По его кредиту отражается возникающая кредиторская задолженность, а по дебету -- ее погашение [11, с.109].
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
-- полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы, на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
-- товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
-- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
-- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [9, с. 64].
Счет 60 может быть активным только в случае, если была произведена авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для усиления контроля за движением денежных средств целесообразно открыть к данному счету субсчет «Авансы выданные». Если счет поставщика был акцептован (оплачен) до поступления груза, то записью по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» погашается дебиторская задолженность за поставщиками (подрядчиками) по предоплате.
Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту:
-- акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам;
-- приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки);
-- выявления излишка при приемке товарно-материальных ценностей.
В соответствии с условиями заключенного между организациями договора расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению либо в любой другой момент времени [11, с. 110].
Без согласия предприятия в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, услуги связи, почтово-телеграфные услуги.
На предъявленные к оплате счета поставщиков кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуются счета по учету ценностей (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и др.) или счета по учету затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов» и др.). За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.
За неотфактурованные поставки (при отсутствии счетов-фактур или других расчетных документов) счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных договором [9, с. 65].
На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитывают также расчеты с подрядными организациями за выполненные ими работы и по другим платежам.
На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» задолженность отражается в пределах сумм акцепта. После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли; при проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявиться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на сумму претензии в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям». Данной проводкой начисляется дебиторская задолженность за поставщиками по претензиям [11, с. 110].
Кредиторская задолженность погашается при получении от банка подтверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований.
Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках») или кредитов банка (66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»).
На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обязательств.
Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с кредита счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.).
Суммовые разницы по приобретенному имуществу после его приходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов или расходов в зависимости от значения суммовых разниц.
Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.
Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридического лица (ст. 410, 414, 415, 419 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга является внереализационным доходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.
Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.
Поставщики и подрядчики (производители работ, услуг) могут предоставлять организации коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки оплаты, приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) на условиях выплаты процентов или дополнительного дохода. Для учета расчетов по полученному коммерческому кредиту следует открыть к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по коммерческому кредиту».
Получение коммерческого кредита отражается сложной проводкой:
1) по дебету счетов учета материальных ценностей отражается стоимость поступивших материальных ценностей, под которые получен коммерческий кредит;
2) по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» начисляется причитающийся к выплате доход по коммерческому кредиту (превышение суммы задолженности перед поставщиком над стоимостью поступивших ценностей согласно расчетным документам);
3) по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается сумма задолженности поставщикам и подрядчикам, включая доходы (проценты) по коммерческому кредиту.
Причитающийся к уплате доход по коммерческому кредиту в течение срока кредита равными частями списывается на затраты производства либо издержки обращения проводкой с кредита счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции с дебетом счетов учета издержек производства (обращения). Погашение задолженности по коммерческому кредиту отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.
Организация-покупатель в обеспечение задолженности за полученные товарно-материальные ценности (принятые работы, оказанные услуги) может выдать поставщику или подрядчику вексель с согласованным сроком платежа. Сумма номинала выданного векселя, как правило, превышает покупную стоимость приобретенных товаров. Разница составляет доход кредитора (векселедержателя) за предоставленный покупателю (векселедателю) коммерческий кредит. Таким образом, для покупателя вексель является средством платежа, для поставщика -- инструментом кредитования.
Выдачей векселя в обеспечение коммерческого кредита юридически оформляется отсрочка платежа и уменьшается риск несвоевременного погашения кредита. Использование вексельной формы кредитования имеет для поставщика-векселедержателя следующие преимущества: он может погасить полученным векселем собственные обязательства, учесть его в банке, использовать в качестве залога и др. Доходы и проценты по коммерческим векселям относятся на себестоимость продукции. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете [11, с. 114].
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей -- по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Договором может быть предусмотрена предварительная оплата поставки. В таком случае поставщик поставляет продукцию (товары) после получения аванса от покупателя. Размер аванса определяется сторонами в договоре. После окончания поставки и оплаты продукции (товаров) суммы перечисленного аванса засчитываются при окончательной оплате.
Производственные запасы материалов и других ценностей, необходимых для обслуживания производственного процесса и ведения хозяйственной деятельности, пополняются за счет их поставок организациями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В последних предусматриваются: номенклатура материалов (ценностей), количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки, виды и сроки проведения работ, оказания услуг и т.п.
Организации-поставщики на отгруженную продукцию выписывают счета, платежные требования, счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателям, последние оплачивают их в соответствии с условиями договоров. Оперативный учет выполнения договорных обязательств в организациях осуществляет отдел маркетинга, поэтому документы в первую очередь поступают в этот отдел или в финансовый. Сотрудники этого отдела должны проверить соответствие их договорам, зарегистрировать в журнале учета поступающих грузов, сделать отметку в книге учета выполнения договоров и акцептовать, т.е. дать согласие на оплату.
После регистрации счета получают внутренний номер (регистрационный) и передают в бухгалтерию организации для оплаты, а квитанции или товаросопроводительные документы (товарно-транспортная, железнодорожная накладная) передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза.
С этого момента у бухгалтерии организации возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад кладовщиком выписывается приходный ордер, который при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется по учетным ценам и вместе с платежным поручением (платежным требованием поставщика) регистрируется в журнале-ордере № 6. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу организации-поставщика.
В данном журнале-ордере № 6 синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.
В связи с изменениями, введенными Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, структура журнала-ордера № 6 может быть расширена. Так как авансы выданные учитываются теперь также на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», то необходимо выделить графу для отражения сальдо по авансам выданным.
При наличии с поставщиками разовых операций записи делают непосредственно в журнал-ордер № 6, если же с поставщиками в течение месяца ведутся систематические расчеты по многим операциям, то их предварительно накапливают в реестрах.
Журнал-ордер № 6 по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открывают на квартал, полугодие или год с использованием вкладных листов. Реестры операций по расчетам с поставщиками (подрядчиками) ведут раздельно по каждому поставщику за тот же период, что и журнал-ордер. Для удобства сверки расчетов эти регистры предпочтительнее открывать на год.
Журнал-ордер № 6 -- комбинированный регистр, аналитический учет, в котором организуется в разрезе каждого товаросопроводительного и платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца, а именно:
-- по полученным товаросопроводительным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным - материалы поступили (кредитовое сальдо на начало месяца по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);
-- по полученным товаросопроводительным документам оплаченным - материалы не поступили, находятся в пути (справочно «За неприбывший груз», сальдо нет);
-- по полученным товаросопроводительным документам неоплаченным -- материалы не поступили, находятся в пути (справочно «За неприбывший груз» и кредитовое сальдо на начало месяца);
-- сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам -- материалы поступили, а товаросопроводительные документы для оплаты их не поступили (сальдо кредитовое);
-- сальдо на начало месяца по авансам выданным, когда материалы еще не поступили (сальдо дебетовое).
В течение отчетного месяца бухгалтерия организации получает документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов организации. Это позволяет отразить обязательства либо закончить расчеты ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.
На основании поступающих первичных документов поставщиков в реестрах в течение месяца делают записи в хронологическом порядке, т.е. по каждому поставщику накапливают суммы расчетных операций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», ее оплаты и др. В конце месяца обороты по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» из реестров переносят в журнал-ордер № 6, где на каждого поставщика отводят одну строку.
Реестр может применяться также при расчетах в порядке плановых платежей. В этих случаях над таблицей записывают сумму задолженности на начало отчетного периода и наименование поставщика, а по строкам производят записи сумм по плановым платежам и по оприходованию поступивших материальных ценностей. Реестр в этом случае также открывают на квартал, полугодие или год с переносом в журнал-ордер за каждый месяц оборотов по плановым платежам (дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») и оприходованию материальных ценностей (кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебет корреспондирующих счетов). По расчетам в порядке плановых платежей эти операции вместо реестра можно отражать также в отдельном бланке журнала-ордера № 6 с последующим переносом данных в основной журнал-ордер.
Следует иметь в виду, что неотфактурованные поставки (т.е. поставки, по которым не поступили счета-фактуры) в реестре операций по расчетам с поставщиками (либо в журнале-ордере № 6) в течение месяца фиксируют условно в оценке по планово-учетным ценам, а вместо номера счета-фактуры в соответствующей строке указывают букву «Н». По мере поступления счетов-фактур, ранее записанные условные суммы сторнируют, а на основе полученных документов делают записи в общем порядке. Одновременно по строке, по которой товарно-материальные ценности были отражены как неотфактурованные, указывают номер строки, в которой сделана сторнировочная запись.
Журнал-ордер № 6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика) в журнале-ордере № 6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам организации и стоимость по платежному документу поставщика с выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанной в расчетном документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям -- в разрезе видов материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т.п.). Сумма претензий записывается на основе актов.
По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.
Причитающиеся поставщикам и подрядчикам суммы показывают в журнале-ордере № 6 в корреспонденции с дебетом счетов, на которые должны быть отнесены соответствующие материальные ценности или затраты. Суммы оплаты и списаний на соответствующие счета отражают в специальном разделе журнала-ордера «Отметки об оплате, списании или сторно по неотфактурованным поставкам». При этом указывают дату оплаты, номер документа и кредитуемый счет.
Записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учету товарно-материальных ценностей (07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»), затрат на производство (20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), капитальных вложений (08 «Вложения во внеоборотные активы») и др. Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражения операций по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», т.е. записей об оплате поставщикам и подрядчикам за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и услуги и другим списаниям. При записях по дебету счета указываются кредитуемые счета (счета по учету денежных средств, кредитов банка и др.).
Суммы, принятые к платежу по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», отражаются в соответствующих графах журнала-ордера № 6 по слагаемым, определяющим покупную стоимость поступивших товарно-материальных ценностей; отдельно записывается сумма зачетов, НДС и общая сумма, принятая к оплате. Если при приемке товарно-материальных ценностей обнаруживается недостача, то наряду со слагаемыми покупной стоимости поступивших ценностей отдельно указываются сумма выявленной недостачи. В таком же порядке фиксируются претензии по сортности, комплектности и подобные им, выявленные при приемке ценностей.
По поступившим товарно-материальным ценностям в журнале-ордере показывается также стоимость этих ценностей по учетным ценам.
В журнале-ордере № 6 по товарам в пути установлен особый порядок учета. Суммы, оплаченные по расчетным документам на материальные ценности, отгруженные поставщиками, но пока не прибывшие до конца месяца на склад предприятия, отражают только по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств. Стоимость товарно-материальных ценностей в пути или не вывезенных со складов поставщиков отражают в ведомости № 36 аналитического учета материалов (товаров) в пути. В этой ведомости на основании документов, поступивших для оплаты, записывают наименование поставщика, дату и номер документа на отгрузку, наименование материалов или товаров, оплаченную сумму, корреспондирующий счет. По мере фактического поступления материальных ценностей в ведомости записывают номер склада или приходного документа и делают отметку об оприходовании поступивших материальных ценностей. Одновременно их покупную стоимость переносят в кредит журнала-ордера № 6 по строке, по которой была записана по дебету сумма оплаченных, но не поступивших материальных ценностей, в корреспонденции со счетами по учету материальных ценностей. Таким образом, до поступления на склад и оприходования материальных ценностей суммы товаров в пути числятся в журнале-ордере № 6 по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» как дебиторская задолженность.
В конце месяца в журнале-ордере № 6 выводят остатки: по дебету -- суммы, оплаченные поставщикам; по кредиту -- суммы, причитающиеся к оплате поставщикам. По каждому корреспондирующему счету подписывают итоги и сверяют их с соответствующими данными в других учетных регистрах. Кроме того, по истечении каждого месяца выводят обобщенные сводно-контрольные данные о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками на первой странице журнала-ордера № 6. Эти данные необходимы для расшифровки состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском балансе.
После подсчета итогов в журнале-ордере № 6 и сверки их с данными других регистров полученные итоговые данные (кредитовые обороты в целом и по корреспондирующим счетам, а также развернутое сальдо) записывают в Главную книгу.
Таким образом, при журнально-ордерной форме в учете расчетов с поставщиками совмещаются синтетический и аналитический учет, ликвидируется громоздкий учет по лицевым счетам организаций с составлением оборотных ведомостей, обеспечиваются наглядность и достоверность учета в результате применения позиционного способа записей в реестрах, а при необходимости и в самом журнале-ордере № 6.
1.3 Современный этап реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) был установлен широкий комплекс мероприятий по её практической реализации, начиная, с разработки нормативной базы и мер по повышению квалификации специалистов по бухгалтерскому учету и заканчивая организацией международного сотрудничества. В феврале 1998 г. был открыт Международный центр реформы бухгалтерского учёта (МЦРБУ). Это неправительственная некоммерческая организация координирует предоставление международной технической помощи для специальной Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, составленной из представителей Министерства финансов, Центрального Банка, Федеральной Комиссии по ценным бумагам, Госналогслужбы, Госкомстата и других ведомств. Международный центр реформы бухгалтерского учета выполняет роль связующего звена между Комитетом по международным стандартам и российскими профессиональными организациями и регулирующими органами. Создание этого центра было отмечено на высшем уровне, когда Американо-российская объединённая комиссия по экономическому и техническому сотрудничеству (Комиссия Гор-Черномырдин) приветствовала создание Международного центра реформы бухгалтерского учета, а Американское агентство международного развития и Американская торговая палата выделили грант размером в 1 миллион долларов для финансирования работы Международного центра реформы бухгалтерского учета.
Также следует выделить издание первого официального перевода Международного стандарта финансовой отчетности на русский язык и перечень основных терминов международных стандартов. Ранее Международные стандарты финансовой отчетности были официально переведены только на немецкий язык. 2 ноября 1998 г. состоялась презентация русского издания международных стандартов, подготовленного с участием широкого круга экспертов Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) и российских специалистов. Презентация была проведена в рамках практической конференции «Язык денег», посвященной Международному стандарту финансовой отчетности, и в которой участвовали представители органов власти на федеральном и региональном уровне, представители профессиональных ассоциаций бухгалтеров и аудиторов, финансовые аналитики, представители деловых кругов, сотрудники государственных и отраслевых регулирующих органов, а также международных структур. На конференции также выступали представители из других стран СНГ.
В апреле 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) -- некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает Минфин РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. В ноябре 2001 г. ИПБ России стал действительным членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Основными целями и задачами ИПБ являются:
-- объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;
-- организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труд и услуг;
-- разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;
-- создание системы оперативного информирования членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;
-- совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п.;
-- внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Институтом профессиональных бухгалтеров с участием специалистов Минфина были разработаны Положение об аттестации профессионального бухгалтера и Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, одобренные Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится Институтом профессиональных бухгалтеров с 1996 г., и по состоянию на 2003 г. ее прошли свыше 140 тысяч бухгалтеров. Целью указанных документов является подтверждение бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, как это принято в большинстве развитых стран -- в качестве примера можно привести известные международные сертификаты Certified Public Accountant (CPA) в США и The Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) в Великобритании. Также Институтом разработан Кодекс профессиональной этики профессионального бухгалтера.
В области повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета разработан новый стандарт высшего образования, приняты программы обучения и переподготовки, повышения квалификации, изданы новые учебники и учебные пособия по Международным стандартам финансовой отчетности, организовано около 400 учебно-методических центров, занимающихся обучением бухгалтерских кадров только в системе Института профессиональных бухгалтеров России.
Таким образом, в направлении кадрового обеспечения реформы достигнуты определенные успехи. В то же время следует отметить, что наблюдается значительное отставание в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров. Как правило, бухгалтеры-практики плохо представляют себе суть происходящих изменений. Это означает, что существует необходимость активнее вовлекать широкие круги бухгалтеров в обсуждение разрабатываемых документов, а также оказывать содействие при отстаивании своих профессиональных интересов.
Существовали также и проблемы реформирования.
Переход на международные стандарты финансовой отчетности нельзя рассматривать как единственную цель реформирования. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной надстройки над новым типом хозяйственных отношений в России. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на Международные стандарты финансовой отчетности «в один день» обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Поэтому естественно, что в процессе реформирования будут возникать многочисленные сложности. Можно выделить ряд сложностей, препятствующих реформированию:
-- постоянное обновление Международных стандартов финансовой отчетности -- в последние несколько лет Международные стандарты финансовой отчетности претерпевают серьезные концептуальные изменения по существу представляют нечто вроде «движущейся мишени», попасть в которую -- задача, нелегкая даже для очень опытного стрелка. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины Международного стандарта финансовой отчетности в российскую юридическую терминологию. С другой стороны, для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработки Минфину необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты и разработки Комитета по международным стандартам финансовой отчетности.
-- необходимость понижения в отдельных случаях статуса разрабатываемого документа, -- например, вместо Положения по доверительному управлению Минфин выпустил Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и договора простого товарищества, т.е. вместо документа второго уровня был принят документ третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. То же самое произошло в отношении Положения «Прибыль на акцию». Пока еще не приняты поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», призванные закрепить значительные изменения, произошедшие в последнее время в российском учете.
-- «человеческий фактор» -- средний уровень знаний бухгалтеров и аудиторов, принимающих участие в подготовке и выражении мнения об отчетности, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, остается низким. По сути квалифицированные аудиторские и консалтинговые услуги в этой области могут оказывать лишь компании большой «четверки», работающие в России и несколько самых крупных российских компаний. Руководители компаний зачастую также негативно относятся к Международным стандартам финансовой отчетности, поскольку это может потребовать значительных затрат.
-- недостаточное применение на практике новых стандартов учета. В результате опроса членов Института профессиональных бухгалтеров выяснилось, что ряд принятых ПБУ до сих пор не используются для подготовки отчетности. Как правило, это ПБУ расчетного характера, требующие профессионального суждения со стороны бухгалтера -- ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
-- ориентация бухгалтерского учета на требования налоговых органов остается одним из главных препятствий на пути реформирования. Зачастую руководители предприятий опасаются, что в результате внедрения Международных стандартов финансовой отчетности и перехода на предельно прозрачную финансовую отчетность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Необходимо окончательно развести бухгалтерский учет и налоговую отчетность. Предприятия должны делать налоговую отчетность исходя из налоговых законов, и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учет вести исключительно в своих интересах. Тогда не возникает дуализма учета и появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности собственно предприятия -- отсутствие отраслевых указаний по применению новых правил бухгалтерского учета -- этот сложный момент связан с недостатками самих международных стандартов, к которым относят обобщенный характер Международных стандартов финансовой отчетности и отсутствие подробных интерпретаций и конкретных примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям (например, специфика учета в нефтегазовом секторе). В ПБУ также приводится лишь общее описание методов учета тех или иных операций, а прежняя практика, когда союзные министерства и ведомства разрабатывали на базе правил Минфина отраслевые указания, отсутствует. Данный пробел должен быть восполнен Институтом профессиональных бухгалтеров и другими объединениями бухгалтеров и аудиторов.
Таким образом, предстоит еще много сделать для того, чтобы Россия полностью перешла на международную практику учета. Важно, чтобы необходимость перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса и бухгалтерского сообщества. Можно добавить, что в сфере структурных реформ переход на Международные стандарты финансовой отчетности российское Правительство считает для себя приоритетным -- не случайно, реформа системы бухгалтерского учета и развитие зафиксированы в нашем плане внедрения структурных мер и в совместном заявлении с МВФ.
2. ООО «МПС системы» -- экономический субъект исследования

2.1 Технико-экономическая характеристика организации

Общество с ограниченной ответственностью «МПС системы», согласно действующему законодательству признается обществом с ограниченной ответственностью, которое действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью «МПС системы» учреждено в 2001 г. Организация имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные чета в учреждениях банков, фирменное наименование, печать с наименованием и фирменным знаком.
Местонахождение общества -- 350011, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный административный округ, ул. Димитрова, 5/1.
Полное наименование общества: общество с ограниченной ответственностью «Металлопластиковые сантехнические системы»; сокращенное наименование -- ООО «МПС системы».
Общество создается для осуществления хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в его продукции, товарах, работах, услугах и реализации на основе получения прибыли экономических интересов участников и членов трудового коллектива Общества.
В соответствии с установленным уставом основным видом деятельности организации являются ремонтно-сантехнические работы.
Общество самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития, распоряжается прибылью.
Общество ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, выплачивает в установленном порядке налоги и другие обязательные платежи в бюджет и несет ответственность по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ООО «МПС системы» относительно за короткий период времени сумело добиться популярности, востребованности на рынке, конкурентоспособности, уважения среди своих потребителей.
Существуют различные организационные структуры деятельности предприятий, но в данном обществе применяется линейно-функциональная организационная структура, так как каждый отдел имеет специалиста-руководителя (рис. 1).
Рис. 1. Организационная структура деятельности ООО «МПС системы»
Высшим органом управления является директор предприятия. Директор администрирует работу служб, но как руководитель предприятия с линейно-функциональной организационной структурой, имеет черты централизации принятия решения.
Функции ведения бухгалтерского учета возложены на бухгалтерию, представленной главным бухгалтером и заместителем бухгалтера.
Используются расчетные показатели, основанные на соотношении доходной и расходной части производства. Показателями можно считать данные финансовой отчетности бухгалтерского баланса, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу. Данные указанных форм финансовой отчетности участвуют в аналитических расчетах платежеспособности и финансовой устойчивости общества (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент маневренности собственных оборотных средств, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, доля производственных запасов в текущих активах, доля собственных оборотных средств покрытия запасов, коэффициент покрытия запасов, коэффициент концентрации привлеченного капитала, коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент структуры долгосрочных вложений, коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, коэффициент структуры привлеченного капитала, коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств); при анализе оборотного капитала (коэффициенты оборачиваемости дебиторской задолженности, коэффициенты оборачиваемости запасов, коэффициенты оборачиваемости кредиторской задолженности); для анализа результатов деятельности (вертикальный и горизонтальный анализ формирования финансовых результатов, рентабельность производства, продукции, коэффициент рентабельности использования основного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность основных фондов, рентабельность долгосрочных финансовых вложений, период окупаемости основного капитала, период окупаемости собственного капитала, период окупаемости основных средств, точка безубыточности).
2.2 Анализ основных финансовых показателей деятельности

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
Финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов деятельности. Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее.
Финансовый анализ дает возможность оценить:
имущественное состояние предприятия;
степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами;
достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
потребность в дополнительных источниках финансирования;
способность к наращению капитала;
рациональность привлечения заемных средств;
обоснованность политики распределения и использования прибыли;
целесообразность выбора инвестиций и др.
В широком смысле финансовый анализ может использоваться: как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных экономических решений; целесообразности инвестиций; как средство оценки мастерства и качеств управления; как способ прогнозирования будущих результатов.
Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа. При этом они, как правило, уже не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала, скорости оборота капитала и причинах ее изменения, типах финансирования тех или иных видов деятельности.
Привлечение к расчету финансовых показателей данных внутреннего учета дает возможность повысить «качество» оценки и составить объективное заключение о финансовом положении предприятия. При этом расчетом показателей процедура финансового анализа не исчерпывается. Это лишь один из начальных этапов.
Следующим обязательным этапом является сравнение результатов со значениями, полученными в более ранние периоды. По динамике показателей устанавливаются их более или менее нормальные значения применительно к условиям деятельности данного предприятия. Эти нормальные значения показателей должны быть хорошо известны лицам, в чьи обязанности входит управление финансами.
Обобщающим показателем деятельности любого предприятия является соотношение прибыли и вложенного капитала (в практике финансового анализа данный показатель получил название рентабельности вложения капитала, или просто рентабельности капитала). Если рентабельность вложений капитала в анализируемом периоде оказалась ниже ее нормального для данного предприятия значения, то в числе основных причин этого могут быть выделены недостаточная прибыль при сложившемся объеме реализации, замедление скорости оборота средств и др. Это в свою очередь должно побудить к пересмотру ценовой политики и др.
При длительном обороте товарно-материальных ценностей требуется оценка целесообразности политики формирования запасов и изыскание возможности устранить их излишки. Это обусловливает необходимость выявления тех видов материальных ценностей, которые замедляют оборачиваемость средств, помещаемых в запасы.
Таким образом, результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации.
Ознакомимся с отчетными документами ООО «МПС системы» (прил. 3, 4) и проведем анализ финансового состояния предприятия.
В табл. 2.1, приведенной ниже, предоставлена структура имущества организации и источников его формирования. Из нее можно сделать вывод, что соотношение основных качественных групп активов организации на последний день анализируемого периода характеризуются значительной долей (99%) текущих активов и незначительным процентом иммобилизованных средств. Активы организации в январе -- июле 2006 г. уменьшились на 357 тыс. руб. (на 26,8%). Несмотря на уменьшение активов, собственный капитал увеличился на 23,2%, что, в целом, свидетельствует о положительной динамике имущественного положения организации.
Таблица 2.1.
Структура имущества организации и источников его формирования
Показатель
Значение показателя
Изменение
на начало периода
на конец периода
Абсолютное отклонение, тыс. руб.
Темп роста, %
в тыс. руб.
в % к валюте баланса
в тыс. руб.
в % к валюте баланса
Актив
1. Иммобилизованные средства
14
1,1
10
1
-4
-28,6
2. Оборотные активы, всего
1319
98,9
966
99
-353
-26,8
в том числе:
запасы (кроме товаров отгруженных)
1210
90,8
915
93,8
-295
-24,4
в том числе:
- сырье и материалы;
1196
89,7
902
92,4
-294
-24,6
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходах будущих периодов;
14
1,1
13
1,3
-1
-7,1
НДС по приобретенным ценностям
2
0,2
-
-
-2
-100
ликвидные активы, всего
107
8
51
5,2
-56
-52,3
из них:
- денежные средства и краткосрочные вложения;
1
0,1
7
0,7
+6
+7
- дебиторская задолженность (срок платежа по которой не более года);
106
8
44
4,5
-62
-58,5
Пассив
1. Собственный капитал
-1023
-76,7
-786
-80,5
+237
+23,2
2. Привлеченный капитал
2356
176,7
1762
180,5
-594
-25,2
Валюта баланса
1333
100
976
100
-357
-26,8
Снижение величины активов организации связано, главным образом, со снижением следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех отрицательно изменившихся статей):
запасы: сырье, материалы и другие аналогичные ценности -- 294 тыс. р. (81%);
дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) -- 62 тыс. р. (17,1%).
Одновременно, в пассиве баланса наибольшее снижение наблюдается по строкам:
кредиторская задолженность: прочие кредиторы -- 942 тыс. р. (92,2%);
кредиторская задолженность: задолженность по налогам и сборам -- 56 тыс. р. (5,5%).
Среди положительно изменившихся статей баланса можно выделить «Денежные средства» в активе и «Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики» в пассиве (+6 тыс. р. и +316 тыс. р. соответственно).
В табл. 2.2. приведена оценка стоимости чистых активов организации.
Таблица 2.2.
Оценка стоимости чистых активов организации
Показатель
Значение показателя
Изменение
на начало периода
на конец периода
тыс. руб.
(гр.4-гр.2)
± %
((4-2) : 2)
в тыс. руб.
в % к валюте баланса
в тыс. руб.
в % к валюте баланса
1. Чистые активы
-1023
-76,7
-786
-80,5
+237
+23,2
2. Уставный капитал
10
0,8
10
1
-
-
3. Превышение чистых активов над уставным капиталом
-1033
-77,5
-796
-81,6
+237
+22,9
Чистые активы организации на начало июля 2006 г. меньше уставного капитала в 78,6 раза. Такое соотношение отрицательно характеризует финансовое положение ООО «МПС системы» и не удовлетворяет требованиям нормативных актов к величине чистых организации. В случае, если по истечению двух лет с момента регистрации общества с ограниченной ответственностью стоимость его чистых активов оказывается меньше уставного капитала, общество обязано уменьшить свой уставный капитал (ст. 90 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом необходимо отметить увеличение чистых активов на 23,2% за рассматриваемый период. На конец отчетного периода не соблюдается базовое законодательное требование к величине чистых активов. Тем не менее, сохранение имевшей место тенденции способно в будущем вывести чистые активы предприятия на удовлетворительный уровень.
Далее рассмотрим табл. 2.3, в которой отражается определение неудовлетворительной структуры баланса.
Таблица 2.3.
Определение неудовлетворительной структуры баланса
Показатель
Значение показателя
Изменение
(гр.3-гр.2)
Нормативное значение
Соответствие фактического значения нормативному на конец периода
на начало отчетного периода
на конец отчетного периода

1. Коэффициент текущей ликвидности
0,56
0,55
-0,01
не менее 2
не соответствует
2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами
-0,79
-0,82
-0,03
не менее 0,1
не соответствует
3. Коэффициент восстановления платежеспособности
x
0,27


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.