Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Общая характеристика и исторические особенности философии Возрождения, ее связь с культурой Античности и Средневековья.

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Общая характеристика и исторические особенности философии Возрождения, ее связь с культурой Античности и Средневековья.
2. Гуманистическая философия Ренессанса и проблема человеческой индивидуальности (Данте Алигьери, Ф.Петрарка, М.Монтень и др.)
3. Натурфилософия и диалектика Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно и др.) Пантеизм и новая космология (Н.Коперник и др.)


Общая характеристика и исторические особенности философии Возрождения, ее связь с культурой Античности и Средневековья.

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Появляются зачатки капиталистического способа производства.

Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего - та же обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развитием естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. К основным принципам философии Возрождения относятся:

Антропоцентризм - внимание философов в основном направлено на человека. Спецификой человека является жизнь.

Человеческая личность перенимает творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек есть творческое начало мира. Творения человека реализуются в телесном. Они должны быть максимально совершенными, красивыми.

Гуманизм - признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.

Пантеизм - олицетворение Бога и природы.

Никколо Макиавелли (1469-1527).

Основные сочинения: "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516-1517), "О военном искусстве" (1519-1521), "История Флоренции" (1520-1525) и др.

Развивал социологические взгляды. Побудительными мотивами деятельности людей являются эгоизм и материальный интерес. Он обосновывает необходимость светского государства, противопоставляя теологическому пониманию государственной власти юридическое мировоззрение. Благополучие и благосостояние государства есть высший политический закон. Для его достижения пригодны различные методы, включая подкуп, убийства, вероломство и т.д. Государь, ставший на путь создания сильного централизованного государства должен сочетать в себе черты льва и лисицы. Он должен использовать политику кнута и пряника.

Николай Кузанский (1401-1464).

Основные сочинения: "О католическом согласии" (1433), "Об исправлении календаря" (1436), "Об ученом незнании" (1440), "О предположениях" (1444), "О сокрытом Боге", "Об искании Бога", "О даре отца светов", "О становлении" (1442-1445), "Апология ученого незнания" (1449), "Простец", включающий два диалога "О мудрости" и диалоги "Об уме" и "Об опытах с весами" (1450), "О согласии веры" (1453), "О видении Бога" (1453), "О берилле" (1458), "О бытии как возможности" (1460), "Об игре в шар" (1463), "Компендий" (1464), "Опровержение Корана" (1464), "О вершине созерцания" (1464) и семь математических трактатов, посвященных проблеме квадратуры круга, уточнению числа "пи" и др.

Бог есть высшее, абсолютное бытие.

Центральным пунктом философии Кузанского является учение о совпадении двух противоположностей - абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, он - высший предел. Так как ему ничего не противостоит, то с ним в тоже время совпадает минимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует на действительности на все возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но сам себя ограничивая. Этот абсолютный максимум есть бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что сам есть во всем. Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что Бог существует, а вещи нет.

Стоит на позициях пантеизма. Он приписывает природе божественные атрибуты, и, прежде всего бесконечность в пространстве.

Процесс познания означает бесконечное совершенствование человеческих знаний. Познание начинается с ощущения - дает лишь смутные образы вещей. Рассудок оперирует числами и дает вещам названия. Рассудок мыслит противоположности в соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу. Важнейшим свойством разума является способность мыслить бесконечное. А бесконечность заставляет нас полостью преодолевать всякую противоположность.

Николай Коперник (1473-1543).

Главные труды: "Очерк нового механизма мира" (1505-1507, где он впервые начал опровергать систему Птолемея), перевод с греческого языка на латынь беллетристического сборника "Нравственные, сельские и любовные письма" византийского писателя Феофилакта Симокатты (1509), "О монете" (1526, первая редакция - 1517), "Об обращениях небесных сфер" (1543).

Обосновывает гелиоцентрическую систему мира: 1) земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, но вращается вокруг своей собственной оси.

2) земля вращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.

Джордано Бруно (1548-1600).

Основные работы: "О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Изгнание торжествующего зверя" (1584), "О героическом энтузиазме" (1585), "Светильник тридцати статуй" (1587), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "Свод метафизических терминов" (1591), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591), "О составлении образов" (1591) и др.

Мировоззрение Бруно в целом материалистично, но по форме это пантеизм. Бог окончательно переселяется в природу и становится «богом в вещах». Бесконечная вселенная в целом - это Бог - он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией.Природа бесконечна.

Солнце не является центом Вселенной. Такого центра во Вселенной вообще нет. Солнце есть центр нашей солнечной системы. И таких Солнц множество. Предполагал, что существует множество миров, которые также обитаемы. Душой вселенной является движение.

Мишель Монтень (1533 -1592) - автор знаменитых «Опытов». Монтень доказывает в «Опытах», что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Его скептицизм являет собой символ неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий.

Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи нашли свое яркое выражение в воззрениях Ж-Ж. Руссо.

Пико делла Мирандола (1463-1494).

Основные сочинения: "900 тезисов, навеянных философией, каббалой и теологией", "Речь о достоинстве человека" и др.

Основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Пико делла Мирандола исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «срединном» положении человека между миром земным, материальным, и-божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу. Религиозные его воззрения являли собой пантеизм, который позже получил свое развитие у Б. Спинозы. Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все.

Пантеистические воззрения этого мыслителя сближали его с Николаем Кузанским.

Якоб Бёме (1575-1624).

Главные его сочинения: "О трех принципах божественной сущности" (1619), "О троякой жизни человека", "Пансофское таинство" (1620), "Теоскопия, или Драгоценные врата к божественному созерцанию" (1622), "О воплощении Слова", "Christosophia, или Путь ко Христу", "Mysterium magnum или Комментарий на первую книгу Бытия" и др.

Система Бёме сложилась под влиянием современных ему течений философско-религиозной мысли. Главным стимулом его философского творчества, как и у Августина, была проблема зла. Он находит разгадку зла в том, что все для своего проявления нуждается в контрасте, каждое «да» нуждается в своем «нет»: без противоположности ничто не обнаруживается; ни одно изображение не проявляется в зеркале, если одна сторона зеркала не бывает темной. Таким образом, противоречие есть обнаружение равенства. Ничто есть жажда к нечто. Но откуда возникают борьба и раздвоенность в человеке? Из влечения, страсти. По Бёме, влечение есть потеря свободы и единства. Это - влечение к чему-то, чего нет вблизи, что есть разве лишь предмет представления. Но влечение именно хочет, чтобы оно было, оно хочет иметь, владеть, наслаждаться. По словам Бёме, «пока я ничего не желаю, я нахожусь в состоянии мира, свободы и равенства, но я не имею также качеств, я - ничто! Только во влечении я получаю свойства, становлюсь определенной сущностью - алчущей, жаждущей, женолюбивой, честолюбивой и корыстолюбивой самостью, т.е. чем-то». Всякое откровение есть противоположение. Оно реализуется в трояком акте: стихийная воля «по ту сторону добра и зла»; просветление воли разумом, сообщающим ей стремление к определенному добру, - божественное начало; действенный синтез воли и разума - в силе Святого Духа. Во временном процессе истории идет борьба добра со злом, что подготавливает пришествие Искупителя Христа. Но не должно быть понято так, будто Божество отделено от природы; нет, но они - как тело и душа: природа есть тело, сердце Божье есть душа. Как при зажигании огня мы разумеем две сущности - одну в огне, а другую в свете - и таким образом, два принципа, так же мы должны понимать Бога. Человек свободен, и собственной пламенной верой и молитвой он создает для себя возможность спасения. А с ее обретением начинается действенная победа над злом. Конец истории в эсхатологии Бёме рисуется как картина полного счастья народов и оправдания добра.

Томас Мюнцер (ок. 1490-1525) - крупнейший деятель «народной реформации» в период Великой крестьянской войны в Германии. Мюнцер сформулировал радикальную политическую программу. Она содержала требования отмены частной собственности, обобществления имущества, ликвидации сословных различий, чуждой народу государственной власти, введения всеобщего равенства. Сопротивление господствующих классов этой программе должно быть подавлено вооруженной силой народа.

Согласно пантеистическим воззрениям, бог тождествен миру, рассматриваемому как целое. Каждая часть мира должна действовать в интересах целого. Именно так должно обстоять дело в обществе. Эгоистическое преследование собственных интересов, которое для Макиавелли было высшей целью общественной жизни, по учению Мюнцера, представляет собой извращение «божественного закона», «безбожие». С этой точки зрения «безбожна» всякая частная собственность.

Томас Мор (1478-1535). «Утопия» Мора отразила конкретные социально-экономические условия, сложившиеся в Англии в XVI в. Но гораздо важнее то, что в этой книге нашла свое воплощение мечта о лучшем общественном строе.

Мор глубоко сочувствует страданиям широких масс английских крестьян, которые путем так называемого огораживания изгонялись помещиками с их земель; многие земли превращались в пастбища для овец, разведение которых сильно увеличилось ввиду резкого роста текстильного производства. Однако историческое значение «Утопии» состоит не столько в разоблачении тех средств, какими господствующие классы Англии достигали своего обогащения, сколько в том, что ее автор прозорливо указал на частную собственность как на основную причину бедствий народа и всех социальных зол.

Отсутствие частной собственности - главная особенность общественного строя, который нарисован в «Утопии». На этом воображаемом острове труд есть обязанность всех членов общества. Хорошая организация труда всех членов общества позволяет сократить продолжительность рабочего дня до шести часов. Производство, однако, Мор мыслит лишь как ремесленное производство, которое к тому времени было уже зна-чительно разрушено капиталистической мануфактурой. Государство осуществляет учет и распределение всех производимых населением продуктов, непосредственной организацией производства занимаются местные общины. В противоположность религиозно-аскетическим представлениям средневековья Мор утверждает, что жители Утопии живут в полном согласии со своей природой, стремятся к здоровым наслаждениям и т. п. Весьма знаменательно и характерно, что социалистическая мысль уже у своих истоков была неразрывно связана с гуманизмом.

Томмазо Кампанелла (1568-1639). Главный труд - «Город Солнца». Как и в «Утопии», в «Городе Солнца» нет частной собственности. Люди живут общиной, труд не только обязанность, но и потребность всех членов общины, поскольку уважение к труду прививается с детского возраста. В отличие от Мора Кампанелла придает значение техническим изобретениям. Он говорит о самодвижущихся парусных телегах, о кораблях, приводимых в движение особыми механизмами, об искусстве соляриев (жителей города Солнца) летать по воздуху, об удивительных подзорных и слуховых трубах, позволяющих слышать «небесную гармонию», и т. п.

Обоснование социального идеала у Кампанеллы, как и у Мюнцера, пантеистическое. Жизнь общиной основана на божественно-природном законе, согласно которому целое всегда выше любой из своих частей. Каждый человек, прежде всего, член коллектива.

В науке принято деление истории на три периода: Древнюю, Среднюю и Новую историю. Время, о котором идет речь, философы Возрождения называли Новым, связывая его с выработкой принципиально иных подходов к развитию искусства и науки. Теоретическое знание начало решительно выступать против теологии и «коперниковским переворотом» впервые оспорило у нее право монопольно определять мировоззрение.
В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Так, Галилео Галилей сконструировал телескоп и создал первый термоскоп (прототип термометра), Леонардо да Винчи изобрел устройство для свободной подвески церковных колоколов, сводящих к минимуму сопротивление трения, подвижную модель шлюза, строгальный станок, устройство для насечки напильников, многоствольную скорострельную пушку, шариковый подшипник, артиллерийский снаряд со стабилизатором, модели вертолета, экскаватора, велосипеда, аэроплана. Наука стала принимать международный характер.
Широкое развитие мореплавания в поисках новых земель превратило конец XV - начало XVI столетий в период Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб сделал известным для европейцев Американский континент. В 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519 - 1521 г.г. Фернан Магеллан осуществил первое кругосветное путешествие. С открытием новых земель мир раздвинулся и сделался в несколько раз больше, нарушились рамки национальной обособленности, а вместе с ними рухнула и средневековая замкнутость в экономике, культуре, мышлении. Культура и наука все больше приобретали светский характер.
Итак, эпоха Возрождения - это эпоха зар........


перестает служить ренессансным кумирам. В его сознании они оказываются поверженными, как оказывается поверженным и главный кумир Ренессанса - вера в безграничную творческую силу человека, через искусство становящегося равным богу.

Мнение, что Возрождение принесло человеку земные радости, что оно освободило его от средневековой ортодоксии и что оно прославило земную и якобы уже освобожденную человеческую личность, это мнение, на основе творчества Микеланджело, можно считать больше мечтой, чем реальностью. Ренессанс действительно освободил человеческую личность, но сам же Ренессанс показал и то, как ничтожна эта земная человеческая личность и как иллюзорна мечта о ее полной свободе. Этот крах возрожденческой личностно-материальной философии у Микеланджело уже определен.

На переломе ХV - ХVI вв. гуманистическое мышление Ренессанса не ограничивалось лишь итальянской почвой, но захватило и другие страны. Речь идет о Северном Ренессансе. Во многом он имеет общие принципы и основания с Итальянским. Но многим и отличается: здесь большую роль играли логика, методология, социальная философия. То есть, если Итальянский гуманизм имел скорее литературно-эстетический характер, "северный" тип гуманизма отличался более строгими традициями. Его наиболее полно представляли голландский мыслитель Э.Роттердамский и французский М.Монтень.

Эразм Роттердамский (1469-1536). В своих трудах "Сборник поговорочных оборотов", "Похвала Глупости" и др., как обобщение жизненного опыта, он выразил отвращение к средневековью, к фальшивой морали католической церкви и требовал возврата к подлинной христианской морали, учению Христа.

Аскеза, отказ от земной жизни и ее даров является аморальным, ибо смысл человеческой жизни состоит в использовании жизненных благ. В этом христианство должно учиться у античности. И объектом философии должна быть естественная жизнь человека.

Мишель де Монтень (1533-1592). Характерной чертой мышления Монтеня является скептицизм, но не в духе скепсиса, а как сомнение в однозначном подходе к жизни, к человеку. С одной стороны, скептицизм для него был методом достижения истины при опоре на собственный разум, без подчинения авторитетам, с другой - способом избежать фанатических страстей как единственной цели человеческого бытия.

Этическое учение Монтеня является натуралистическим. Против схоластической модели "добродетельной, благопристойной", но довольно сумрачной жизни он выдвигает гуманистический идеал яркой любвеобильной добродетели. Такая добродетель соответствует природе человека, исходит из познания естества человека и естественных условий его жизни. (Правда, он противопоставляет испорченным нравам народов европейской цивилизации нравственно чистый мир недавно открытых народов - индейцев, подчеркивая их тесную связь с природой и ее законами.)

Таким образом, этика Монтеня является полностью земной; аскеза бессмысленна; человек должен быть свободен от предрассудков. Монтень отстаивает идею независимости и самостоятельности человеческой личности. Его индивидуализм направлен против конформизма, когда под принципом "жизнь для других" часто скрываются другие эгоистические интересы, в которых "другой человек выступает лишь как средство - быть как все".

И к Богу он относится скептически: бог непознаваем, поэтому и не имеет никакого отношения к делам человеческим.

Ни одна религия не имеет преимущества перед истиной.

Социальные теории Ренессанса

Социальные теории Возрождения в сущности своей развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, функций государства, форм правления и т.п. Его представляли в эпоху Ренессанса итальянский философ Никколо Макиавелли и французский - Жак Боден. Подробное рассмотрение их социальных концепций имеет смысл в курсе политологии. Другое - критическое направление, как реакция на явления буржуазного общества, вызванная социальной дифференциацией и социальным неравенством. Это направление разрабатывает пути устранения социального неравенства и утверждения социальной справедливости. Но являет оно собой утопический и иллюзорный характер, т.к. не имеет объективных основ ни в настоящем, ни в будущем.

Классическими представителями утопического учения являются английский гуманист Т.Мор и итальянский философ Т.Кампанелла.

Томас Мор (1479-1535). Выходец из богатой семьи. Учился в Оксфордском университете. Сделал блестящую карьеру, в том числе и политическую. Но будучи противником реформаторских усилий английского короля Генриха VIII, был казнен в 1535 году.

Творчество Т.Мора является ярким выражением гуманистического нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе. И в то же время трагические обстоятельства его смерти - явное предзнаменование конца мечтаний о золотом веке безграничной человеческой свободы.

Основная работа Мора - трактат "Утопия" (буквально - "Нигдения", то есть место, которого нет). Она написана в традиционной для этого времени форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные социально-политические воззрения. В первой части дается основательная критика общественного устройства тогдашней Англии, во второй - рисуется вымышленное общество на о. Утопия.

Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода первоначального накопления капитала, которое в Англии шло очень жестоко, но попытался вскрыть социальные причины этого явления. Он считал, что они коренятся в частной собственности. Поэтому он и изображает идеальное общество, в котором ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только уравнительное потребление, но и до предела обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день составляет не более 6 часов, остальное время предоставлено личности для самосовершенствования. В таком обществе, правда, возможны нерадивые и даже преступники. Путь их исправления один: самый тяжелый физический труд.

Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Во главе государства должен стоять образованный правитель, сила разума которого и должна обеспечить идеальное общество. Субъектом быта должна быть семья, но организована она должна быть не столько на родственных, сколько на производственных началах.

Справедливости ради, необходимо отметить, что Т.Мор был решительным противником революционного пути воплощения этого идеала, и прежде всего народных революций, видя в них лишь разрушительное начало и анархию.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639). Итальянский философ, поэт, политический и религиозный деятель. Многогранность личности определила его мировоззрение, которое нельзя оценить однозначно. В философии он натурфилософ, но не принимает, например, учение о бесконечности Вселенной Бруно и Галилея. В своем социальном учении он отстаивает единство церковной и светской власти. Он выражает мысль о необходимости существенных общественных преобразований, направленных на установление царства божия на земле, в то же время призывает на основе нравственных устоев человеческих отношений ликвидировать частную собственность, неравенство людей, эксплуатацию. И в то же время он убежден в возможности реализации этого переворота революцией народа.

Наиболее полно его социальная концепция изложена в работе "Град Солнца". Несомненно, эта концепция утопична уже потому, что всеобщее социальное преобразование он мыслит на основе общности имущества. Государственное устройство солнечного града представляет собой идеализированную теократическую монархию, во главе которой стоит жрец, первый духовник, отмеченный солнечным символом. Его помощники - Власть, Мудрость и Любовь - занимаются вопросами войны и мира, ремесла и свободными искусствами, наукой и образованием. В идеальном коммунистическом обществе упразднена семья, вопросами контроля рождаемости занимаются представители власти, дети воспитываются государством.

Будущее человечества он видит во всемирном объединении людей ("Монархия Мессии"), в реальности ее должен возглавлять папа.

Социальная теория Кампанеллы еще более утопична, чем концепция Мора, в том числе и потому, что она не является результатом социального анализа противоречий той эпохи и сама крайне противоречива.

И тем не менее в ней есть много положительных сторон. Так, Кампанелла предсказывает огромную роль науки в социальном прогрессе, говорит о роли образованности и культуры народа, о путях ликвидации войн и др.

Таким образом, Мор и Кампанелла стоят у истоков утопического социализма, наиболее полно развитого в ХIХ в. Сен-Симоном, Фурье, Оуэном, определенным образом повлиявших и на социальную философию марксизма.

Философия эпохи Ренессанса - определенный этап в истории философской мысли. Основными чертами ее являются натурализм, рационализм, индивидуализм. Возобновленный интерес к античности, способствовавший рождению культуры Ренессанса, определялся потребностью веры человека в собственные силы, в возможность создания естественной свободной жизни для него. Хотя в гуманизме Ренессанса проявляются элементы элитарных тенденций, и он имеет свою обратную сторону, все же по своим антисхоластическим, антирелигиозным тенденциям этот гуманизм сыграл объективно прогрессивную роль.


Натурфилософия и диалектика Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно и др.) Пантеизм и новая космология (Н.Коперник и др.)

Дальше - эпоха Возрождения. Ренессанс, возникнув в Италии, меняет представления человечества, заканчивается он в 17 веке. Лозунг - назад к античности. Уделяют внимание индивидуальности. Верная идея, хотя очень преувеличена роль индивида. Культивируется желание всех превзойти. Деятели ренессанса не только прекрасные живописцы, но и математики, физики, инженеры. Стать лучшим в 3 вещах: в риторике, беге и езде. Человек эпохи Возрождения - универсальный человек. Можно различить понятие индивидуальности и личности. Рост индивидуальности не значит рост личности. Ренессанс абсолютизировал строение человека.
Отношение к понятию прекрасного. Николай Кузанский (15 век). Он полагал что индивид - сила, которая творческие выражается, человек способен к саморазвитию, тк весь мир есть в человеке, те потенциально человек - это всё. Художник не подражает природе, он не просто создаёт копии вещей, а он сам творец, он совершенствует формы созданные природы.
Наиболее яркий пример Леонардо да Винчи. Он говорит, что всё чего он достиг, что это всё с помощью его опыта изобретателя. Он уподобляется идеи, что человек способен на многое, что человека не ограничен в познавании природы. Только художник видит то что ускользает от взгляда других. Его взгляд на мир фундаментально отличается от взглядов ученых. Через живопись можно лучше узреть формы. Природа наделяется неисчерпаемой энергией по созданию новых форм. Художник схватывает формы и их воспроизводит. Время не властно над созданием художника. В произведении мастера можно узнать его самого. Считалось, что красота постигается зрением - собственный орган для познания прекрасного. Самым совершенным видом является живописное полотно. Поэтому живопись - это высшее из искусств, а художник - выше всех. Художник - это творец, те он уподобляется богу, тк он создаёт нетленные шедевры. Подлинная красота это не физическая, а постигаемая. Красота - это сияние формы материи, божественной формы. Они связанны с чувственным восприятием. Леонардо всматривался в вещи, нет ничего не красивого.
Гуманизм - человечность. Эпоха возрождения становиться антропотичной. Попытка воспеть личность человека. Пико дела Мирандола пишет, что творец определил каждой твари своё место, кроме человека. Человек отныне не безвольное создание, зависящее от бога, теперь он зависит от себя. Природа - это самовыражение бога. Пантеизм - это растворение бога в природе, но не в грубой форме, те бог везде, но конечно же не материально. Все в мире находиться во всём.

Кузанский, Бруно, философия Нового времени.

Метод Декарта, процедура сравнения.

Философия Николая Кузанского.

1401-1464гг.

У Николая единое не противопоставляется ничему. Единое все и оно бесконечно. Единому не противостоит ничто из конечного у единого нет противоположности. Бог это единое и бог есть все. Идея пантеизма. Он формулирует принцип совпадения противоположностей, единое беспредельно, единое максимум потому что оно бесконечно и единое минимум потому что оно противоположно. Если бесконечно увеличивать радиус окружности, то такая окружность превратится в прямую, которая бесконечна и она является образом максимума. Центр это минимум. При увеличении радиуса окружности она становится прямой и центр как минимум совпадает как образ максимума. Так вводится понятие бесконечности, поэтому Николай говорит, что это образцовая наука которой считали математику не образцовая, в математике рассудок полагает запрет на совмещение противоположности. Принцип совпадения противоположностей. Материя - это чистая возможность, а форма это абсолютная действительность, поскольку бог бесконечность, это максимум. Совершенством является бесконечность. Форма мыслится как некоторое ограничение. Бесконечное -мера всего, как бесконечная линия оказывается мерой всех вещей. С одной стороны он утверждает, что космос конечен, почему старая физика считала, что космос конечен? Представим тело (космос), с точки зрение Аристотеля оно должно существовать в каком-то месте, если нечто находится в каком-то месте, то оно имеет границу с другими телами. Если космос бесконечен, то где он будет существовать? Вселенная конечна и образована из концентрических сфер, которые образуют небо.

Вселенная бесконечна в том смысле, что она способна к бесконечному возрастанию, она проистекает из бесконечного максимума. Центр мира не более внутри земли чем вне ее и след-но земля не может быть центром вселенной. НК изложил свои работы в «Об ученом незнании».

Теофания.

Бесконечность стягивается в конечность, вечность впадает во временность. Это непостижимое единое обнаруживает себя во множестве знаков. Отражение разное, а Бог один. Бог присутствует во всем сотворенном. Бог не материально присутствует в вещах, но он присутствует в идеальном образе.

Джордано Бруно.

1548-1600гг.

Его идеи были сформулированы в работе «О бесконечности вселенной и мирах». Он прямо заявляет, что вселенная бесконечна, мир представляет собой актуальную действительность. Бог не был бы всем, если он не мог быть всем. Бруно вводит понятие материя, которое близко нашему пониманию. По Бруно материя ничем не отличается от формы, материя содержит все формы, ей нет никакой нужды получить форму. Материя порождает форму и представляет собой активное начало. Бруно ее считает материей естественных вещей и всей природы субстанции. Материя не стремится к форме. Если материя бесконечна, а форма конечна, то вещь конечна и ничего не может дать вещи бесконечной, т.е. материи. У Бруно мир форм превращается в непостоянное, текучее, а материя основание всех субъектов. Вселенная едина, бесконечна и неподвижна, она не может быть ничем охвачена, она безгранична, но не движется в пространстве, т.к. она бесконечна и занимает все место, след-но ей некуда двигаться. Вселенная это все. У Бруно оказывается, что форма не пр-т мышления, а пр-т для чувственного восприятия. В собственном смысле познавать нужно материю, а форма это изменчивое и проходящее. Либо за небесной сферой пустота, либо за небесной сферой есть другая небесная сфера и так до бесконечности. Бруно был обвинен в том, что он занимался герметизмом и магией. Его обвиняли в ереси. Лет 7-8 просидел в заточении. Им заканчивается эпоха возрождения.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.