Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


учебное пособие Бухгалтерский учет как основа экономической информации, его задачи и основные принципы, порядок реформирования в России. Характеристика бухгалтерского баланса, его активы и пассивы. Счета бухгалтерского учета и двойная запись. Отчет о прибылях и убытках

Информация:

Тип работы: учебное пособие. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 09.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


43
Министерство образования Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
С.С. Рожевская
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Российская практика и международные стандарты
Учебное пособие
Санкт-Петербург 2003

1. Сущность, задачи и основные принципы бухгалтерского учета

1.1 Бухгалтерский учет - основа экономической информации


Переход к рыночной экономике в Российской Федерации потребовал качественных изменений в содержании и назначении бухгалтерского учета и отчетности, а также и качественно новых знаний и функций бухгалтера.
Главная цель бухгалтерского учета в рыночной экономике - создание системы, которая обеспечивает измерение, обработку и передачу финансовой информации, необходимой для принятия обоснованных решений при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов в процессе управления хозяйственной деятельностью предприятия. Поэтому бухгалтерский учет во-первых, измеряет хозяйственную деятельность с помощью регистрации хозяйственных операций; во-вторых, обрабатывает данные и хранит полученную полезную информацию; в-третьих, передает ее в форме отчетов для всех заинтересованных пользователей, как внутренних (руководство предприятия, его работники или акционеры), так и внешних (кредиторы, партнеры, налоговые органы, покупатели, инвесторы и т.п.). Бухгалтерская отчетность должна отвечать требованиям, установленным в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов от 06.07.99 №43н. К числу этих требований относятся:
достоверность и полнота отчетности;
целостность (в отчетность предприятия должны входить данные по всем филиалам, даже если они имеют обособленный баланс);
существенность (показатели, способные повлиять на принятие решений пользователями отчетности, должны отражаться отдельно);
сопоставимость (информация должна показываться как минимум за два года - отчетный и предшествующий);
последовательность (единообразное применение учетных процедур в течение длительного промежутка времени) и т.п.
Бухгалтерский учет включает в себя анализ, интерпретацию и использование финансовой информации об определенном хозяйствующем субъекте. Он служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения.
Участие бухгалтерского учета в обосновании управленческих решений затрагивает три сферы: планирование, контроль и оценку.
Планирование требует сопоставления финансовых альтернатив при реализации намеченной цели. Здесь важна информация о предполагаемой прибыли (продажах) и потребности в денежных средствах.
Контроль - своевременное предоставление информации для отслеживания фактического выполнения намеченных целей (показателей), сопоставления фактических затрат и доходов с плановыми, или нормативными.
Оценка - оценочная информация содержится в финансовых отчетах, составленных на основе бухгалтерской информации. Она призвана определить, была ли достигнута поставленная цель, каковы причины отклонений от намеченных результатов (если они имеются). Основа оценки - финансовый анализ, который включает в себя расчеты коэффициентов по данным баланса, отчета о финансовых результатах, движении денежных средств, а также рекомендации по конкретным мерам улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129_ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 23.07.98 №123_ФЗ и Федеральным законом от 28.03.02 №32_ФЗ), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Министерства финансов РФ от 27.07.98 №34н), Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (приказ Министерства финансов РФ от 09.12.98 №60н), Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» - ПБУ 4/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.07.99 №43н) и рядом других документов. К числу последних относится Приказ Министерства финансов РФ от 22.07.03 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», внесший заметные изменения в форму основных документов отчетности - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (см. // Экономика и жизнь // №33, 2003, «Нормативные акты для бухгалтера» №16, 2003 г.). О содержании этих изменений - в соответствующих темах и вопросах.
В государственном регулировании российского бухгалтерского учета можно выделить четыре уровня регулирования: высший уровень - законодательное регулирование, представленное Законом «О бухгалтерском учете», другими федеральными законами, указами Президента. постановлениями правительства. Второй уровень - нормативное регулирование, представленное национальными бухгалтерскими стандартами, или положениями по порядку ведения бухгалтерского учета, разработка и утверждение которых осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Третий уровень - методические указания, которые конкретизируют и поясняют порядок реализации нормативных документов. Четвертый уровень - это внутренние документы организации, которые определяют ее учетную политику, т.е. совокупность способов ведения бухгалтерского учета.
В разных национальных моделях бухгалтерского учета роль законодательного и нормативного уровней государственного регулирования различна. Наиболее значительна она в европейской модели, в частности в системе национального учета Германии, наименее существенна в англо-американской модели. В национальной системе учета Германии, как и в российском учете, сильна связь бухгалтерского учета с налоговым учетом, государство и его органы составляют важную часть пользователей бухгалтерской информации. При этом существенным оказывается и государственное регулирование низшего, четвертого уровня регулирования, что достигается, в частности, с помощью регламентации правил внутреннего управленческого учета, обязательного применения Плана счетов, который призван обеспечить единообразное отражение бухгалтерских операций.

1.2 Финансовый и управленческий учет


Единообразие ведения бухгалтерского учета особенно важно для внешних пользователей бухгалтерской информации, к которым относятся инвесторы, кредиторы, налоговые и другие государственные контролирующие и планирующие органы, а также другие группы: работники и профсоюзы, финансовые консультанты, покупатели.
Бухгалтерский учет, ориентированный на внешних пользователей, называют финансовым учетом. Его данные, содержащиеся в финансовой отчетности, служат информационной базой для анализа и оценки финансового состояния предприятия. На основе документов финансовой отчетности - бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других документов - определяются и анализируются показатели ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности.
Данные финансового учета важны и для внутренних пользователей бухгалтерской информации, к которым относятся руководители предприятий и организаций. Но для решения управленческих задач оперативного характера нужен управленческий анализ, основанный на управленческом учете. Управленческий учет - особый раздел бухгалтерского учета, имеющий свои особенности. Его главными объектами являются издержки предприятия, результаты хозяйственной деятельности, как всего предприятия в целом, так и его отдельных объектов. При этом управленческий учет может использовать как учетные, так и прогнозные данные. Таким образом, в отличие от финансового учета, он может отвлечься от документального обоснования записей, от одной из основ финансового учета - принципа двойной записи. Построение управленческого учета должно учитывать специфику данной отрасли и организации и поэтому не должно быть объектом заметного государственного регулирования. Последнее должно касаться принципов финансового учета и отчетности.
В международной практике действуют стандарты бухгалтерского учета, определяющие принципы, на которых должен строиться финансовый учет, чтобы он был понятен всем заинтересованным внешним пользователям. Результатом международного сотрудничества в совершенствовании принципов бухгалтерского учета стала разработка и принятие 40 международных стандартов Международным комитетом бухгалтерских стандартов (International Accounting Standards Commitee - IASC). Эти стандарты получили мировое признание как один из наиболее оптимальных способов составления финансовой отчетности. Существенное влияние на формирование системы стандартов IAS оказала более основательно разработанная и наиболее широко применяемая североамериканская модель бухгалтерского учета под названием «Общепринятые бухгалтерские принципы».

1.3 Основные принципы бухгалтерского учета


В теории и международной практике бухгалтерского учета насчитывают девять основных принципов: двойной записи; денежного измерения; автономности предприятия; непрерывности; себестоимости; консерватизма; материальности; реализации («метод начислений»); соответствия. Эти принципы легко усваиваются при рассмотрении конкретных разделов (тем) курса. Однако в порядке предварительного знакомства рассмотрим их содержание и реальное применение в российской модели бухгалтерского учета.
Принцип двойной записи (двусторонности) впервые описан известным математиком Лукой Пачоли в 1494 году в «Трактате о счетах и записях» применительно к учету торговых операций. Этот принцип означает, что каждая хозяйственная операция отражается в бухгалтерском учете на взаимосвязанных счетах дважды. Например, получение ссуды в банке будет записано на счете денежных средств (увеличение) и на счете, учитывающем полученные ссуды банка (также увеличение). Только в первом случае речь идет об увеличении средств предприятия, а во втором - об увеличении его обязательств.
Использование принципа двойной записи - важное средство контроля за правильностью учета хозяйственных операций. Естественно, что все модели бухгалтерского учета используют этот основополагающий принцип. Однако за одинаковой формой может скрываться разное содержание. Так, в рыночной экономике к активам могут быть отнесены только те средства и права, которые приносят экономическую выгоду. В российском учете до недавнего времени в составе активов числились и убытки. В активе баланса остаются такие статьи, как задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, собственные акции, выкупленные у акционеров. Понятно, что они не отвечают признакам активов предприятия, действующего в рыночных условиях.
Различным может быть и подход к правилам оценки активов. Более подробно эти различия будут рассмотрены ниже.
Принцип денежного измерения заключается в том, что все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете в денежном измерении. Это позволяет получать сравнимые финансовые данные. Факты, не имеющие денежного измерения, не могут быть объектами бухгалтерского учета. Например, данные о количестве автомобилей, принадлежащих компании, о численности членов профсоюза не являются денежными величинами и поэтому не могут быть объектами бухгалтерского учета.
Удобство денежного измерителя для обобщения данных о различных видах средств предприятия сочетается и с определенным ограничением в отборе информации, обобщаемой и измеряемой бухгалтерским учетом. В результате бухгалтерские отчеты содержат наиболее важную, но не всегда полную информацию о положении дел на предприятии. В текущем бухгалтерском учете наряду с денежным могут использоваться и натуральные измерители. Например, кроме обобщающего (синтетического) учета материалов предприятия ведут учет приобретения и использования отдельных их наименований (аналитический учет). Если в синтетическом учете возможно применение только денежного измерителя, то в аналитическом используются и денежный, и натуральные измерители.
Принцип автономности предприятия означает, что для целей бухгалтерского учета любое предприятие рассматривается как самостоятельная единица, отличная от людей, владеющих предприятием или работающих на нем. Даже предприятие, принадлежащее индивидуальному предпринимателю, должно иметь свою собственную систему счетов и отчетности. Поэтому хозяйственные операции могут оказывать различное влияние на финансовое состояние предприятия и его собственника. Например, если собственник изымает из предприятия в свой личный доход часть средств предприятия, то средства предприятия уменьшатся, а финансовое положение собственника улучшится. Бухгалтерский учет отразит информацию о результатах финансовых операций только для предприятия.
Принцип непрерывности заключается в следующем: бухгалтерский учет исходит из того, что предприятие продолжает функционировать непрерывно, из года в год. Таким образом, бухгалтерский учет не содержит информации о том, за какую сумму могли бы быть реализованы средства предприятия, если бы оно прекратило свою деятельность. При прекращении деятельности предприятия используются специальные правила бухгалтерского учета (которые в данном курсе не рассматриваются). Если предприятие работает непрерывно, то определение рыночной стоимости его средств (активов) не является необходимым, что обусловливает возможность применения следующего принципа бухгалтерского учета - принципа себестоимости: средства предприятия в бухгалтерском учете отражаются не по сегодняшней их рыночной стоимости, а по сумме документально подтвержденных расходов на их приобретение. Поэтому баланс не содержит информацию о реальной рыночной стоимости средств предприятия в данный момент времени. Этот недостаток в известной степени преодолевается тем, что в международной практике принято оценивать активы по наименьшей из двух возможных оценок: по себестоимости или по рыночной цене. Такой подход к оценке не позволяет завысить реальную стоимость активов, что важно с позиций другого принципа бухгалтерского учета - принципа консерватизма. В российском бухгалтерском учете до начала его реформирования переоценка активов допускалась только на основе и в порядке, который устанавливался специальным постановлением правительства.
Принцип консерватизма или осмотрительности требует признания увеличения капитала только в тот момент, когда это является вполне определенным (возможным) событием. В то же время признание уменьшения капитала должно происходить, как только оно становится реально возможным. Следует отметить, что такой поход к признанию доходов и расходов установлен и российскими стандартами - положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.
Принцип материальности или существенности заключается в том, что в бухгалтерском учете следует подробно отражать те операции (события), в результате которых изменяется финансовое состояние предприятия. В то же время не следует перегружать отчетность подробными данными о несущественных событиях, так как это затруднит финансовый анализ отчетности и увеличит затраты на формирование бухгалтерской информации. Данный принцип провозглашен и в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п. 11). В Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 28.06.2000 №60н, уточняется, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. Этот же порог существенности сохранен и в упомянутом выше приказе Минфина от 22.07.03 в тексте «Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности» (п. 1.1 Указаний). При этом у организации остается право признать иной критерий существенности для целей отражения в бухгалтерской отчетности, если данный показатель может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей.
Принцип реализации и связанный с ним принцип соответствия или метод начислений в бухгалтерском учете. Применение этого метода в российском бухгалтерском учете, наряду с принципами автономности и непрерывности, предусматривается положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 п. 6. В нем, в частности, говорится: «…факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности)».
В международной практике принято при исчислении прибыли исходить из принципа (правила) соответствия (matching rule), состоящего в том, что расходы должны быть отнесены к тому же отчетному периоду, к которому относятся доходы. То есть доходам, полученным в данном отчетном периоде, должны соответствовать те расходы, благодаря которым и были эти доходы получены.
Такого соответствия не получается, если расходы учитывать в том периоде, когда они возникли (например, при производстве товара), а доходы - когда поступят деньги в оплату за отгруженный товар. Именно так и был до последнего времени поставлен учет доходов и расходов на российских предприятиях. То есть реализованной считалась продукция, которую оплатил покупатель. В международной практике такой подход к реализации встречается у единоличных собственников и в малых фирмах при расчете облагаемой налогом прибыли. Метод, который основан на учете поступления и выплаты денег, называется кассовым методом. Он достаточно прост, но если соответствие между доходами и расходами при этом выявить трудно (относительно одного отчетного периода), то предприниматель (руководство) не может четко соотнести расходы и доходы, а следовательно, не может принимать обоснованные решения с целью повышения эффективности производства.
В условиях, когда нет высоких темпов инфляции и проблемы массовых неплатежей, может быть реализовано правило соответствия (расходов доходам за тот же период) с помощью метода начислений в учете (accrual accounting) доходов и расходов. Это позволяет «отразить финансовые последствия для фирмы возникающих фактов хозяйственной жизни в те периоды, когда эти факты имели место, а не тогда, когда фирма получает или выплачивает деньги»* (Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл. Принципы бухгалтерского учета. М, 1994, с. 48)
При использовании метода начислений продукция считается реализованной на момент отгрузки ее покупателю и предоставления ему документов на оплату. В международной практике именно этот момент признается моментом перехода права собственности на отгруженный товар (предоставленную услугу). Переход права собственности в качестве основы для признания факта реализации в российском законодательстве впервые был сформулирован в ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако практическая реализация метода начислений в РФ до последнего времени сдерживалась возможностью выбора в учетной политике либо метода «по отгрузке», либо метода «по оплате» для целей налогового учета. Одним из главных нововведений главы 25 Налогового кодекса (о налоге на прибыль) является переход на метод начислений при определении выручки. Возможность своевременно рассчитаться по налогу на прибыль в этой ситуации ставится в прямую зависимость от платежеспособности покупателей, организации финансового планирования и контроля у продавцов. Очевидно, что с такой ситуацией легче справиться крупному предприятию, имеющему значительные финансовые ресурсы. Поэтому Налоговый кодекс предусматривает сохранение кассового метода для налогоплательщиков, у которых сумма выручки от реализации за предыдущие четыре квартала не превысит 1 млн. руб. за каждый квартал (без НДС и налога с продаж).
Необходимо учитывать, что метод начислений, позволяя определить изменения капитала организации, не отражает движение денежных средств предприятия. Начисленный доход - это еще не деньги, которые можно немедленно использовать для погашения своих обязательств. Из международной практики известны факты, когда крупные прибыльные (по данным бухгалтерской отчетности) фирмы оказывались на грани банкротства из-за отсутствия достаточной суммы денежных средств в нужный момент. Поэтому отчет о движении денежных средств становится одним из важнейших документов бухгалтерской отчетности, составленной на основе метода начислений. Причем этот отчет составляется не на основе первичных кассовых и банковских документов, как в российской практике, а путем трансформации отчета о прибылях и убытках. Таким образом, переход на метод начислений в российском бухгалтерском и налоговом учете представляет собой непростую задачу.
Кассовый метод учета выручки является более простым методом, чем метод начислений. Но здесь возникает другая проблема. Не всякое поступление денег является доходом (т.е. фактором увеличения капитала), и не всякое выбытие денежных средств является расходом (то есть фактором уменьшения капитала). Например, поступление денежных средств в результате получения ссуды банка увеличит не капитал, а обязательства предприятия. А возврат банку полученной ссуды (уменьшение денежных средств на счете) означает уменьшение не капитала (расход), а обязательств. Таким образом, кассовый метод учета (по фактам поступления или выбытия денежных средств) не позволяет получить такую важную информацию, как сведения об изменении капитала организации, эффективности ее деятельности. Возможность преодолеть данный недостаток существует у малых предприятий с небольшими оборотами, где финансовый результат несложно определить. Поэтому сохранение кассового метода учета для малых предприятий с небольшими оборотами вполне оправданно.

1.4 Реформирование российского бухгалтерского учета


Программа реформирования бухгалтерского учета была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98. Ее главная цель - переход на рыночные принципы учета и отчетности. В постановлении названы три задачи реформирования системы бухгалтерского учета:
сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Реализация этих задач - дело весьма трудное. Прежде всего необходимо четко определить, какую модель бухгалтерского учета следует предпочесть, двигаясь по пути гармонизации бухгалтерских стандартов. Учитывая разную степень инвестиционной привлекательности предприятий, следует пойти по пути постепенного и добровольного перехода на международные стандарты учета и отчетности. Но для этого должны быть созданы благоприятные социально-экономические условия в обществе. Потенциальный инвестор должен быть не только уверен в экономической и политической стабильности, неизменности «правил игры», в защите своих прав инвестора. Не менее важное условие - обеспечение прозрачности финансовой деятельности предприятий, что достигается использованием международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Проблема прозрачности финансовой отчетности - это не только проблема бухгалтерского учета и его реформирования. Нежелание российских предприятий показывать в открытой отчетности значительную часть своих оборотов (по некоторым данным, теневой оборот составляет не менее половины реального оборота) связано, прежде всего, с высоким уровнем налогообложения, а также с бюрократической системой контроля за деятельностью коммерческих организаций, сопровождающейся коррупцией. Поэтому реформирование бухгалтерского учета возможно только в комплексе с решением других проблем экономической и социальной политики, и прежде всего с налоговой реформой, дебюрократизацией управления. Очевидно, с пониманием этой ситуации связано изменение срока завершения реформирования бухгалтерского учета, намеченного Правительством РФ. Таким сроком назван 2004 год, вместо намеченного ранее 2001_го. Однако, и это решение пришлось изменить: в 2004 году была принята Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу (2004-2010 годы), которая предусматривает постепенный и выборочный переход крупных российских компаний, чьи акции обращаются на международных финансовых рынках, на публикацию своей консолидированной отчетности по МСФО. Такой подход является значительно более взвешенным и реалистичным.
В бухгалтерском учете как учебной дисциплине рассматриваются принципы, правила и способы учета активов, обязательств, доходов, расходов и финансовых результатов организации.
Практическое построение системы бухгалтерского учета, основанной на рыночных принципах хозяйствования, происходит в РФ в процессе реформирования бухгалтерского учета и отчетности на основе международных стандартов.
Реализация программы реформирования российского бухгалтерского учета требует решения комплекса сложных задач, а именно изменений в налоговом, корпоративном законодательстве, политической и экономической стабильности, иными словами, создания условий, при которых работа «на свету» станет более выгодной, чем в условиях «теневой» экономики. Важное значение имеет и подготовка специалистов - бухгалтеров и высших руководителей, способных реализовать международные принципы бухгалтерского учета и отчетности.

2. Бухгалтерский баланс

2.1 Характеристика бухгалтерского баланса. Актив баланса


Бухгалтерский баланс - это отчет о финансовом положении предприятия на определенную дату.
Под финансовым положением понимается наличие у предприятия принадлежащих ему экономических ресурсов (активов) и противопоставленный этим ресурсам весь капитал, который является источником формирования данных ресурсов. Поэтому:
Активы (средства предприятия) = Весь капитал.
Активы - это принадлежащие предприятию средства, имеющие денежную оценку и представляющие ценность для предприятия, т.е. способные принести экономическую выгоду в будущем. К ним относятся денежные средства, легко реализуемые ценные бумаги, дебиторская задолженность - наиболее ликвидная часть активов, которая сразу (денежные средства) или в короткие сроки может быть превращена в деньги и использована для расчетов по неотложным обязательствам. Менее ликвидная часть активов - товароматериальные запасы, которые включают в себя запасы материалов на складе, незавершенное производство и запасы непроданной готовой продукции.
Вышеназванные части активов и составляют так называемые оборотные активы, или оборотные средства.
Наименее ликвидная часть активов - внеоборотные активы. Главная отличительная особенность их состоит в том, что они могут быть возвращены в исходную денежную форму в срок свыше одного года. К ним относятся основные средства и нематериальные активы. Особую часть активов составляют финансовые вложения, экономическую выгоду от которых организация может рассчитывать получить как в срок свыше одного года, так и в течение отчетного периода. К таким вложениям относятся инвестиции в дочерние и зависимые общества, в другие организации, займы, предоставленные другим организациям. В отличие от отчетности, основанной на международных стандартах учета, в российском балансе в состав финансовых вложений входят собственные акции, выкупленные у акционеров. Это означает завышение величины активов, поскольку такие акции не обеспечивают получение экономической выгоды и, следовательно, не могут относиться к активам.
Такое же значение имеет и сохранение в составе дебиторской задолженности статьи «Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал». Возможность такой задолженности связана с порядком учета собственного капитала при регистрации Устава организации. Согласно российскому законодательству, уставный капитал отражается в пассиве баланса по сумме подписанного, а не только оплаченного капитала.

2.2 Пассив баланса


В соответствии с двумя основными источниками формирования, капитал включает в себя два типа капитала: собственный и заемный.
Активы = Собственный капитал + Заемный капитал.

Собственный капитал - это обязательства предприятия перед его собственниками. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (приказ Министерства финансов РФ от 29.07.98 №34н») и положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99, в состав собственного капитала входят уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал и нераспределенная прибыль. В любом случае, независимо от конкретной формы коммерческого предприятия, собственный капитал - это та часть, которую внесли учредители при создании организации, а также та, которая возникла в результате эффективной работы предприятия, т.е. за счет части прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия - нераспределенной прибыли. За счет полученной прибыли в соответствии с законодательством и Уставом организации создаются, по существу, страховые фонды: добавочный и резервный капитал.
В том случае, когда баланс должен в первую очередь удовлетворить интересы инвесторов - кредиторов, на первом месте в пассиве должны стоять сведения не о собственном капитале, а о долгосрочных и краткосрочных обязательствах. Это максимально упрощает задачу сопоставления величины данных обязательств с величиной ликвидных активов, наличие которых и гарантирует выполнение обязательств перед кредиторами, предоставившими ресурсы на возмездной основе в различных формах на определенное время. Таким образом, заемные средства, или заемный капитал - это обязательства перед кредиторами, или пассивы. Поэтому противостоящую активам часть (сторону) баланса точнее было бы называть не «пассив», а «пассивы и собственный капитал». Очевидно, для устранения недоразумений с пониманием термина «пассивы» в новых российских нормативных документах, касающихся отчетности и ее форм, вместо термина «пассивы» используется термин «обязательства». Правда, при этом подразумевается кредиторская задолженность, тогда как обязательства перед собственниками называются «капитал», или «собственный капитал».
Очевидно, что предприятие не может иметь больше (или меньше) средств (активов), чем сумма всех его обязательств. Поэтому бухгалтерский баланс представляет собой балансовое уравнение (тождество) активов и их источников - сумму собственного и заемного капиталов.
В западных моделях учета структура бухгалтерского баланса подчинена задаче предоставления заинтересованным пользователям информации о ликвидности, платежеспособности фирмы, степени устойчивости ее финансового положения, степени доходности инвестиций для ее акционеров (собственников). Поэтому статьи актива баланса расположены либо по принципу убывания (англоязычные балансы), либо по принципу возрастания ликвидности. При этом текущие активы (оборотные средства, или оборотный капитал) четко отделены от внеоборотных активов. Пассив баланса (обязательства + собственный капитал) строится по принципу убывания срочности обязательств: сначала даются статьи текущих (краткосрочных) обязательств, затем долгосрочные обязательства и, наконец, собственный капитал (обязательства перед совладельцами).

2.3 Чистые активы и собственный капитал: российские правила и международные стандарты


В структуре и составе статей пассива баланса российских предприятий в ходе реформирования учета и отчетности произошли изменения. В состав статей раздела «Капитал и резервы» были перенесены «Убытки», которые ранее составляли третий раздел актива баланса. В Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций уточняется, что на основе принятых в организации решений о покрытии убытков в качестве источников покрытия убытка (как отчетного года, так и прошлых лет) могут быть использованы нераспределенная прибыль (за исключением учтенной в качестве источника покрытия капитальных вложений), резервный фонд, образованный в соответствии с законодательством, добавочный капитал (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке), а также доведение величины уставного капитала до величины чистых активов организации. Но механизм использования последнего способа не прописан.
Чистые активы - это все активы за вычетом всех обязательств (долгосрочных и краткосрочных). Иными словами, чистые активы - это все, чем могут располагать собственники после выполнения всех обязательств перед кредиторами. Таким образом, основное бухгалтерское тождество можно представить и в форме равенства чистых активов и собственного капитала. Расчет этого показателя по балансам, составленным по правилам международных стандартов, не представляет никаких трудностей, поскольку состав и структура активов и обязательств соответствует содержанию этих понятий. Например, по данным бухгалтерского баланса британской фирмы, ее активы по итогам отчетного года составили, тыс. ф. ст.:
Внеоборотные активы - 5326
Текущие (оборотные) активы - 2817
Итого активы (итог актива баланса) - 8143
В пассиве баланса:
Текущие (краткосрочные) обязательства - 2372
Долгосрочные обязательства - 3000
Итого все обязательства - 5372
Таким образом, собственный капитал этой фирмы должен составлять:
Активы-все обязательства: 8143 - 5372= 2771 тыс. ф. ст.
Действительно, в пассиве баланса приводится именно такая величина собственного капитала, состоящего из акций по номиналу - 50 тыс. ф. ст.; премии на акции (избыточный или добавочный капитал) - 275 тыс. ф. ст.; нераспределенной прибыли - 2446 тыс. ф. ст. Итого собственный капитал равен 2771 тыс. ф. ст.
Наличие в бухгалтерской отчетности данных о чистых активах (собственном капитале) за ряд лет позволяет судить о финансовой устойчивости фирмы, о степени ее независимости от внешних источников финансирования.
В российском бухгалтерском учете показатель величины чистых активов исчисляется в соответствии с совместным приказом Министерства финансов РФ и Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» от 05.08.96 №71/149. Требование исчисления этого показателя было связано с введением в действие Гражданского кодекса РФ, который в качестве гарантии интересов кредиторов установил требования к величине собственного капитала акционерных обществ. Согласно статьям 90, 99 ГК РФ, если по окончании второго и каждого последующего года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», были определены минимальные размеры уставного капитала: для открытых акционерных обществ - 1000-кратная величина минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного действующим законодательством, для закрытых АО, а также для ООО - 100-кратная величина этого показателя.
Согласно ранее указанному совместному приказу Министерства финансов РФ и ФКЦБ чистые активы определяются путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету. К числу активов, принимаемых к расчету, совершенно справедливо не относятся:
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (код строки 244, счет №75);
балансова и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.