На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом 3512 Механизм формирования организационной структуры управления дошкольным образовательным учреждением

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 26.10.2012. Страниц: 80. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


3512 Д Механизм формирования организационной структуры управления дошкольным образовательным учреждением
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования организационной структуры дошкольного образовательного учреждения 7
1.1 Сущность и содержание организационной структуры управления 7
1.2 Структура управления в ДОУ 11
1.3 Механизм формирования организационной структуры управления в дошкольном образовательном учреждении 18
Глава 2. Изучение эффективности применения механизмов формирования организационной структуры управления в ДОУ 41
2.1 Анализ организационной структуры управления в ДОУ 41
2.2 Разработка способов оптимизации механизмов формирования организационной структуры управления в ДОУ 47
2.3 Оценка эффективности способов оптимизации механизмов формирования организационной структуры управления в ДОУ 53
Заключение 63
Список литературы 64

Введение

Современная система дошкольного образования детей направлена на реализацию целей повышения качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности.
К работе дошкольных учреждений на современном этапе предъявляются высокие требования. Вместе с тем коллективы дошкольных учреждений самостоятельны в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Законом РФ «Об образовании». Содержание образования в дошкольных учреждениях определяется программами, которых в современном российском образовательном пространстве насчитывается довольно много.
В Концепции дошкольного образования определено, что на сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене -дошкольном образовании - происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус (становится учреждением открытого типа), изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают детские учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психофизического развития, определение модели интегрированного образования.
В связи с этим актуальным является вопрос об организации эффективной деятельности дошкольных образовательных учреждений, вопрос контроля над качеством осуществляемой детскими учреждениями образовательной деятельности, соответствия ее предъявляемым требованиям государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования. С другой стороны, актуальными являются и вопросы своевременного выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта в рамках дошкольного учреждения.
Решению всех заявленных проблем способствует организация структуры управления в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Вопросы организации системы управления в системе дошкольного образования в сегодняшние дни остаются актуальными. Механизмы, методика формирования организационной структуры управления ДОУ существенно изменились, дополнились более рациональными методами работы, которые не должны оставаться без внимания и при подготовке педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений.
В основе технологии управления дошкольным образованием, разработанной П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой, лежит концепция управления по результатам, предложенная финскими авторами (Т.Санталайнен и др.). При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с деятельностью других членов коллектива.
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. В этом случае особое внимание уделяется основным управленческим механизмам, обеспечивающим переход дошкольного учреждения из функционирующего в развивающий режим.
Под руководством П.И. Третьякова, профессора, доктора педагогических наук, группой его учеников, подвижников, практиков разработана и внедряется в жизнь технология управления образованием по результатам, в основу которой положена концепция финских авторов.
Основная идея управления по результатам заключается в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую людей, для достижения определенных результатов. Организация управления – это структура системы работы с персоналом, включающая собственно функциональные отделы по работе с персоналом и линейных руководителей.
Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам. Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии, методики и др. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Механизм формирования организационной структуры управления дошкольным образовательным учреждением».
Цель данной работы: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность механизмов формирования организационной структуры управления дошкольным образовательным учреждением.
Объект исследования: организационная структура управления.
Предмет исследования: механизмы формирования организационной структуры управления дошкольным образовательным учреждением.
Гипотезой является предположение о том, что применение механизмов формирования организационной структуры в процессе управления дошкольным образовательным учреждением будет эффективным при выполнении таких условий, как: психологизация процесса управления, создающая атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена педагогического коллектива, добивающегося определенных результатов; переход от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества; организация педагогического менеджмента, который обеспечивает возможность развития каждой личности, совмещения мотивационной ориентации руководителя и педагогов, создающих условия для развивающегося дошкольного учреждения.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2. Охарактеризовать сущность организационной структуры управления в педагогическом менеджменте.
3. Проанализировать особенности организационной структуры управления в ДОУ.
4. Рассмотреть механизмы формирования организационной структуры управления ДОУ.
5. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность применения механизмов формирования организационной структуры управления дошкольным образовательным учреждением.
6. Обобщить и сформулировать выводы.
Методы исследования, используемые в работе носят теоретико-ориентированный характер: изучение литературы, обобщение и систематизация данных, анализ документов; и практико-ориентированный характер – тестирование, наблюдение, анализ деятельности.
Работа состоит из введения, 2 глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования организационной структуры дошкольного образовательного учреждения

1.1 Сущность и содержание организационной структуры управления

Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны внесли соответствующие изменения и в российскую систему дошкольного образования, ставшей многофункциональной по своему предназначению. Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно-образовательной деятельности в каждом из образовательных учреждений для детей дошкольного возраста во многом зависят от системы его управления и каждого конкретного руководителя.
Социально-психологические проблемы руководства современным дошкольным образовательным учреждением функционально усложняют требования к руководителю и вносят корректировку в должностную инструкцию, значительно расширяя профессиональное поле его управленческой деятельности. Именно поэтому особого внимания в содержании профессиональной деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения заслуживает выполнение социально-психологической функции управления.
Усиленное внимание к управленческим проблемам, связанным с выполнением социально-психологической функции руководства современным дошкольным образовательным учреждением, потребовали разработки специальных учебных занятий для курсовой переподготовки данных специалистов в системе повышения квалификации. Диагностика профессиональных затруднений в формирующихся группах слушателей показала, что в этом нуждаются как начинающие руководители - проблема профессиональной адаптации и профессионального становления, так и управленцы со стажем – получив в студенческие годы базовое образование, сегодня не все из них могут быть уверены в правильности выбора стиля собственной управленческой деятельности для реализации задач модернизации образования, в том числе повышении качества дошкольного образования [13].
Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Кольцо управления
Организационная структура регулирует:
- разделение задач по отделениям и подразделениям;
- их компетентность в решении определенных проблем;
- общее взаимодействие этих элементов.
Основные законы рациональной организации:
- порядок задачи в соответствии с важнейшими точками процесса;
- приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);
- обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс");
- короткие пути управления;
- баланс стабильности и гибкости;
- способность к целеориентированной самоорганизации и активности;
- желательность стабильности циклически повторяемых действий.
На организационную структуру влияют следующие факторы:
- размеры предприятия;
- применяемая технология;
- окружающая среда.
Организационная структура аппарата управления — форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
- линейные (административное подчинение);
- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная [12].
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство — простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток — высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная организационная структура — связь административного управления с осуществлением функционального управления.
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация. Практически она не используется.
Линейно-функциональная структура — ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя [6].
Дивизиональная (филиальная) структура - дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически.
Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один — линейный, другой — руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.
Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах — линейно-функциональная или матричная [22].
Наибольшее влияние на процесс управления в настоящее время оказывают следующие факторы:
- краеугольным камнем любого производственного процесса в мире становится информация; преобладание значения информации над другими производственными факторами - самое крупное изменение в современной экономике;
- возрастание роли человеческого фактора;
- рынок крупных корпораций будет доминировать и иметь огромное преимущество в эффективности перед рынком предприятий [44].
Таким образом, организационная структура управления (ОСУ) - это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. ОСУ является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем ОСУ является наиболее консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения ОСУ затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы.

1.2 Структура управления в ДОУ

Основная услуга ДОУ населению — это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.
Качество дошкольного образования — это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество работы дошкольного образовательного учреждения зависит от следующих параметров:
1. От качества работы воспитателя.
2. От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми.
4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении — это управляемый процесс. Поэтому в основе перечисленных выше составляющих «качества» можно выделить два подхода к управлению качеством.
Один — через управление всем педагогическим процессом и его составляющими [11].
Другой — через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем [18].
Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество — это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями:
— как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);
— как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями.
В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив — ценнейший ресурс. Руководитель же создает атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса.
Однако при этом задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции [21].
Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового.
Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду — это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий [6].
Ответственность появляется при соблюдении двух условий: когда за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности; когда исполнитель знает, что с него обязательно спросят за то, как выполнена работа. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, организации в целях достижения определенных результатов приобретает не принудительный административный характер, а осознанный творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад».
Результат есть реализованная цель. Но сама по себе цель может быть реальной и идеальной. В нашем случае мы предполагаем цели реальные, т.е. обеспеченные всеми ресурсами для исполнения.
Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.
Необходимо выделить уровни управления по результатам.
Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Социальная характеристика любой организации включает цели и стратегию.
Цель организации — это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени. При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В.И. Зверевой [10].

При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна. Стратегия организации — это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций. Чтобы определить миссию, используйте ответы на следующие вопросы: 1. Для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация? 2. Посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная потребность? 3. Кто непосредственный потребитель услуг? 4. В чем конкурентное преимущество? 5. Почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями? [5]
При определении миссии ДОУ должны учитываться следующие моменты:
1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными;
2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, а не формально провозглашенной миссии следует учесть мнение коллектива;
3) конкретность миссии. Формулировки должны быть четкие, ясные, понятные для всех субъектов, взаимодействующих с вашей организацией;
4) изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения миссии по причине ее «завышенности» либо существенных преобразований организации [54].
Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.
Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей. Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнообразные виды услуг.
Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.
Медико-оздоровительные: ритмопластика, плавание, релаксация; термотерапия (сауна), дыхательная профилактика; спортивная гимнастика, двигательно-укрепляющая; массаж и др.
Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.
Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, педагогический совет, общее собрание и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения.
Непосредственное управление учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий [10].
Прием на работу заведующего государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заведующий муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.
Заведующий учреждением:
- планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы учреждения;
- несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;
- осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников;
- утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним;
- распоряжается имуществом образовательного учреждения и обеспечивает рациональное использование финансовых средств;
- представляет учреждение в государственных, муниципальных и общественных органах;
- несет ответственность за свою деятельность перед учредителем [13].
Особенностью управления на современном этапе является отход от традиционных форм организационного построения, перестройка структур в целях выстраивания единой системы непрерывного образования.
Организационная структура управления ДОУ включает управляющую и управляемую подсистемы, состоящие из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. Это предполагает участие каждого члена коллектива в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, демократизм; повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления ДОУ [21].
Механизм управления ДОУ включает процесс взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса. Формирование организационной структуры управления предполагает развитие дошкольного учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учет объективных факторов ее функционирования.
ДОУ имеет управляемую и управляющие системы.
Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой административного управления и самоуправления. Организационная структура управления представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.
I уровень - представлен в виде административного (заведующий) и общественного управления (общее собрание, управляющий совет, педагогический совет).
На II уровне - управление осуществляют заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе, заместитель заведующего по АХЧ, ст. медсестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующий осу...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.