На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом 3993 Д Развитие познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 26.10.2012. Страниц: 78. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


3993 Д Развитие познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте 7
1.1.Психолого-педагогический анализ понятий «познавательная деятельность» и «познавательная активность» 7
1.2 Особенности развития познавательной активности у младших школьников 16
1.3 Способы развития познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности развития познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте 43
2.1 Общие положения исследования 43
2.2 Определение уровня развития познавательной активности младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 44
2.3 Разработка комплекса упражнений, направленных на развитие познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте 47
2.3 Оценка и анализ эффективности опытно-экспериментальной работы 61
Заключение 69
Список использованной литературы 71

Введение

Активизация познавательной деятельности учащихся занимает одно из ведущих направлений в психолого-педагогических исследованиях. Необходимость глубокого и всестороннего изучения данной проблемы, поиска путей ее эффективного решения, внедрения результатов научных исследований в практику преподавания бесспорна.
На сегодняшний день нужны такие методы обучения, которые реально активизируют познавательную деятельность учащихся, вызовут познавательный интерес, т.к. без глубокого осмысливания учебного материала усвоение знаний малоэффективно.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить проблему: как активизировать познавательную деятельность в современных условиях.
В решении данной проблемы существует много противоречий. Общество нуждается в новых действенных методах, активизирующих познавательную деятельность учащихся, но методы эти слабо разработаны, поэтому обучающий эффект они дают не такой ощутимый, какой могли бы. Также существует противоречие между потребностью в активизации познавательной деятельности и слабой методической обеспеченностью в современных условиях.
Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях (Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е.). Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.). Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие ребенка, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие. Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение развития познавательного интереса внутри рамок, которые определяет общество.
Интерес к познанию, потребность в освоении необходимых знаний возникают у ребенка в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшкина, В.С. Мухиной и других. В данных работах особо подчеркивается, что ведущей для младшего школьника является учебная деятельность.
В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как отношение человека к объекту, имеющему для него особое жизненное значение (А.Г. Ковалев); как эмоционально-познавательное отношение к миру (Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, В.А. Крутецкий); как стимул и мотив познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев, З.Й. Равкии, Б.Л. Леухин); как педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина).
В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности ребенка. В работах Ш.А. Амонашвили, Д.Н. Большаковой, В.Б. Бондаревского, М.Д. Виноградовой, Н.Ф. Добрынина, А.А. Люблинской, Л.Н. Нестеровой, Н.Ф. Талызиной, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребенка. В своей работе мы придерживаемся этой точки зрения на исследуемую проблему.
Актуальность исследования и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте».
Цель исследования – теоретически определить и эмпирически оценить эффективность путей и средств активизации познавательной деятельности учащихся младших классов в период обучения грамоте.
Объект исследования - познавательная активность младших школьников.
Предмет исследования- пути и средства, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся младших классов в период обучения грамоте.
Гипотезой исследования является предположение о том, что учебный процесс будет более продуктивным при активизации познавательной деятельности учащихся младших классов в период обучения грамоте, если:
-выявить способы и средства активизации в научной литературе;
-проверить эффективность этих средств на практике;
-выработать методические рекомендации по внедрению средств активизации познавательной деятельности учащихся .
Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы исследования нами были выделены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в психолого-педагогической литературе;
2) охарактеризовать особенности формирования познавательной активности у учащихся младших классов;
3) выделить возможности, пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся младших классов в период обучения грамоте;
4) в ходе эмпирической работы проверить эффективность способов и средств;
5) выработать методические рекомендации по внедрению этих средств в учебно-образовательный процесс.
Методологические основы исследования - проблема активизации познавательной деятельности нашла отражение в психолого-педагогических трудах Щукиной Г.И., Кувшинова И.Л., Кругликова В.И. и др. Существенное значение для нашего исследования имели труды Платонова Е.В., Шаранова Ю.А., Трайнева И.В., в которых рассматривались приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме работы; эмпирические - педагогический эксперимент, моделирование, тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в выделении наиболее действенных, подходящие для современных условий методов и способов активизации познавательной деятельности в младших классах в период обучения грамоте, разработаны рекомендации по их внедрению.



Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте

1.1.Психолого-педагогический анализ понятий «познавательная деятельность» и «познавательная активность»

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев[11,с.19] указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.
Учебная деятельность является, как известно, познавательной деятельностью учащегося в условиях обучения. Ее структура характеризуется тем, какие компоненты входят в ее состав и каково их взаимодействие. В свою очередь, компоненты неразрывно связаны с закономерностями процесса учения.
Отметим основные компоненты учебной деятельности учащихся.
1.Овладение системами знаний (понятий, закономерностей, представлений и т.д.) и оперированием ими. Этот компонент признается всеми психологами и методистами.
2.Овладение системами обобщенных и более частных приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и путями их нахождения.
На основе приемов осуществляется овладение умениями и навыками (которые обычно относятся к компонентам учения).
3.Становление целеполагания и мотивов в процессе овладения учащимися знаниями и приемами.
4.Овладение системой обобщенных способов (приемов) управления своей учебной деятельностью [3, c. 65].
К структуре учебной деятельности относятся и особенности взаимодействия между ее компонентами. Как известно овладение знаниями находится во взаимодействии с овладением приемами, умениями, навыками. Так, усвоение и применение знаний осуществляется определенными приемами учебной работы. В свою очередь, овладение приемами опирается на усвоенные знания и приводит к раскрытию новых понятий, закономерностей и т.д. Овладение знаниями и приемами связано с целеполаганием и с мотивационными факторами.
Рассмотрим ряд закономерностей, которые касаются двух первых компонентов ( т.е. овладения знаниями; овладения приемами).
Учащиеся овладевают знаниями и обобщенными приемами двумя путями, которые широко изучались в психологии и частных методиках и которые определяются конкретными условиями обучения: во-первых, от частных конкретных понятий, приемов) через их сравнение, к общему понятию или приему; во-вторых, от общего, абстрактного к частным. Оба пути необходимы в познавательной деятельности учащихся.Эти два разные (но взаимосвязанные) пути познания определяют закономерности в овладении системами понятий: в каком порядке усваиваются (от общего понятия к частным, или обратно), как они связываются и объединяются между собой, как дифференцируются и т.д.
Кроме того, эти два пути познания требуют разных приемов учебной работы и определяют аналогичные закономерности в овладении системами приемов.
В процессе овладения знаниями и приемами двумя указанными путями имеет место- в зависимости от условий обучения (материала, методики и т.д.)-разное взаимодействие между чувственной и мыслительной сторонами познания. Это выявляется во взаимодействии конкретной и абстрактной деятельности, в связях между понятиями и представлениями и т.д.
Обобщение как понятий, так и приемов, реализующееся разными способами определяет два основных пути познавательных пути, о которых говорилось выше: от общего к частному, от частных к общему.
Ряд закономерностей характеризуют третий компонент учебной деятельности- целеполагание и ее мотивационную сторону. В работе А.К.Дусавицкого, посвященной изучению вопросов о характере и роли познавательных интересов в учебной деятельности, показано,что повышение активности познавательных интересов может выражаться в том, что они выступают в качестве действенных мотивов учения.
В многочисленных исследованиях советских психологов изучались возрастные изменения направленности, широты, устойчивости и т.д. познавательных интересов, как важной стороны познавательной деятельности учащихся [13].
Отметим особенности четвертого компонента учебной деятельности (который заключается в овладении способами сознательного управления своей деятельностью), и вопросы, касающиеся закономерностей в этом компоненте. Особенность этого компонента состоит в том, что его нельзя располагать с каждым из трех предыдущих компонентов, поскольку он реализуется вместе с ними, т.е. при овладении знаниями и приемами, при становлении целей и приемов учения.
Следует подчеркнуть, что ряд общих закономерностей, характеризующих два первых компонента учебной деятельности, относятся и к этому, четвертому компоненту. (Овладение способами управления своей деятельностью осуществляется от частных к общему и от общего к частным; с разной степенью самостоятельности, при этом имеет место взаимодействие рациональных и чувственных сторон познавательной деятельности; овладение осуществляется по определенным этапам).Однако требуются специальные исследования для выявления специфичности закономерностей в четвертом компоненте по сравнению с аналогичными закономерностями в двух первых компонентах.
Отметим некоторые, особенно важные составные части четвертого компонента и вопросы об относящихся к ним закономерностях.
1.Овладение способами планирования своей деятельности. Значение планирования в учебной деятельности общепризнано и широко изучается с разных позиций, с использованием разных терминов. В отношении закономерностей, характеризующих овладение способами планирования своей деятельности, встает важный вопрос: при каких условиях и как осуществляется взаимодействие между этими способами и приемами учебной работы. Так, например. Выбор приемов учебной работы (при решении заданий) является одной из характеристик переноса этих приемов. Однако если учащийся ставит цель - выполнять все учебные задания рациональными приемами, - у него имеется познавательный интерес к этому ( т.е. создается соответствующая общая установка),то такое целеполагание становится действием, входящим в состав общего способа планирования своей деятельности [24].
2.Общепризнана и много изучалась роль самоконтроля в учебной деятельности. Важное значение имеют вопросы о различных видах самоконтроля, об обучении учащихся самоконтролю, о формировании у них способов и навыков самоконтроля.[4,с.67].Тем самым овладение самоконтролем становится компонентом учебной деятельности. Его целесообразно рассматривать в составе более общего компонента (овладение управлением своей учебной деятельностью).Самоконтроль может иметь место в виде действия, которое входит в состав какого-либо приема учебной работы, например, в прием решения арифметической задачи входит проверка результата. Однако в отношении управления учащимся своей деятельностью мы имеем в виду обобщенные способы (приемы) самоконтроля, которые не сводятся к действию, входящему в состав какого-либо приема учебной работы.
Самоконтроль обычно правомерно связывается со знанием результата своих действий ( как при внешней его оценке, так и при оценке самим учащимся).Это предполагает знания не только правильности и неправильности своих действий, но и в чем именно они отличаются от требуемых, и как их следует исправить. Тем самым, в понятие «знание результата» входит оценка результата. Рассмотрим, какие действия входят в состав способа самоконтроля над результатом своих действий. Приведем пример. Учащийся усвоил прием создания мысленной картины местности на основе топографического плана. В этот прием входит ряд действий, описанных выше. После этого учащемуся дается задача, для того, чтобы он овладел особым способом самоконтроля, который нужен для проверки как результата решения задач ( т.е. создания мысленной картины местности на основе заданного топографического плана), так и правильности использованного приема. Учащемуся предлагается ряд сходных перспективных картин (одна из которых изображает местность, соответствующую заданному топографическому плану), и он должен выбрать из них нужную картину и проверить свою мысленную картину (которую создал он сам).Этот способ самоконтроля состоит из следующих действий: а) учащийся сопоставляет свою мысленную картину с заданными и выбирает нужную; б) анализирует свою мысленную картину путем ее сопоставления с выбранной картиной. В этот анализ входит оценка, какие неточности имеются в мысленной картине и т.д. (например, в ней поселок расположен на склоне холма выше, чем это показано на выбранной картине); в) учащийся делает выводы. Во-первых, об усвоенном приеме, который был использован: он отмечает, что в состав приема надо ввести особое действие- более точный учет высоты, на которой (по склону холма) расположены те или иные предметы. Во-вторых,учащийся делает вывод об использовании приема создания мысленной картины в дальнейшем: он отмечает, что при использовании этого приема следует тщательно выявить пространственные отношения между элементами рельефа ( холмом, оврагом и т.д.) и расположением предметов на них [20, c. 103].
Аналогичный способ самоконтроля учащийся использовал при овладении другими приемами создания образа ( на основе описательного текста и т.д.).
Таким образом, среди закономерностей, характеризующих овладение способами самоконтроля, следует отметить такую: овладение способами самоконтроля может изменять усвоенные приемы учебной работы и пути их переноса. Это реализуется за счет двойственной функции, которую приобретает знание результата своих действий: оно оказывает влияние на уже усвоенный прием создания образа и,соответственно, на его перенос в дальнейших заданиях.
Тем самым психологический механизм этого влияния, с нашей точки зрения, заключается в изменении усвоенного приема ( в данном случае перестройке состава приема) и в использовании активного пути переноса в дальнейшем. С точки зрения изложенной трактовки приемов самоконтроля, мы рассматриваем результаты психологических исследований(проводящихся разными авторами с разных позиций), которые касаются вопроса о знании результата своих действий. Знание результатов правомерно связывается с оценкой результата самим учащимся. Так, например,в работе Л.В.Берцфаи и А.В. Захаровой [11,с.58] выделены два основных вида самооценки: во-первых, относящийся к процессу и результату выполненного действия, т.е. «ретроспективная оценка»; во-вторых, относящийся к своим возможностям, к преобразованию одного вида задач в другой, - в последующем выполнении заданий, т.е. «прогностическая оценка».(При этом авторы изучают самооценку как компонент учебной деятельности, основываясь на концепции Давыдова, но вне связи с общей проблемой управления учащимся своей деятельностью).
3.Овладение способами широкой систематизации усвоенных обобщенных знаний и обобщенных приемов учебной работы. Следует отметить, что соотношение между этими двумя рядами систем являются разносторонними. Овладение любой системой понятий и представлений осуществляется определенной системой приемов. Однако разные системы знаний могут требовать одну и ту же группу приемов -из какой-либо одной или разных систем приемов. Так, например, в курсе физической географии приемы установления пространственных соотношений образуют определенную систему(сюда входят приемы определения направлений, относительного расположения объектов, географических координат, показа объектов и т.д. на местности, карте, и др.).Эта система приемов используется при усвоении пространственных понятий. Вместе с тем целый ряд этих приемов необходим для овладения понятиями о формах поверхности, климате и др.
Изучение закономерностей. характеризующих овладение способами систематизации знаний и приемов учебной работы, должно выяснить обязанности указанных соотношений (между системами знаний и приемов) в зависимости от тех или иных условий обучения.
4.Овладение переносом и нахождением способов управления своей деятельностью (например, способов планирования, самоконтроля, систематизации и т.п.). Требуются специальные исследования для выявления закономерностей в этом процессе .
5.Овладение сознательными способами управления своими познавательными интересами, что отмечается в некоторых исследованиях. Следует отметить, что в советской психологии мало изучены закономерности этого компонента учебной деятельности [12].
В формировании всех описанных компонентов и закономерностей учебной деятельности большую роль играют проблемные задачи. Следует отметить, что общим моментом в характеристике изложенных закономерностей является выраженная в них активность учащихся. Это относится в особенности к овладению учащимися способами управления своей учебной деятельностью.
Итак, с точки зрения концепции обобщенных приемов умственного развития учащихся, в структуре учебной деятельности, помимо двух общепризнанных компонентов (овладение системами знаний; становление целей и мотивов учебной деятельности), мы выделили овладение приемами (способами) учебной работы и управления ею, а также овладение путями переноса и нахождения как тех, так и других. Отмеченные закономерности учебной деятельности характеризуют, как учащиеся осуществляют эти компоненты.
Активность ребенка - это проявление потребности его жизненных сил, поэтому можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы.
Активность школьника развивается сопровождая весь процесс становления личности. Существенные изменения в активности отражаются и на деятельности, а развитие личности выражается в состояниях ее активности.
Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях (Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е., 2004). Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации [34, c. 111].
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.). Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие ребенка, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие. Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение развития познавательной активности внутри рамок, которые определяет общество.
Описание и изучение ситуации как одного из факторов, определяющих поведение человека, на сегодняшний день является одним из перспективных направлений в психологии. Очевидно, что изучение личности без учета ситуационных факторов невозможно.
Изучение и использование различных типов ситуаций получило распространение и в педагогической психологии (проблемные ситуации - А.М. Матюшкин, Г.И. Щукина и др., противоречивые ситуации – Н.Е. Веракса).
В данной работе мы исследовали познавательную активность ребенка в контексте нормативной ситуации, которую
Н.Е. Веракса определяет как пространство активности (Веракса Н.Е., 2000). В рамках этого положения социальная действительность рассматривается как череда нормативных ситуаций, в которые неизбежно попадает человек, живущий в обществе. Начиная с момента рождения, все дальнейшее развитие будет проходить в контексте нормативных ситуаций и будет связано с овладением способами действия в них.
Н.Е. Веракса выделяет следующие компоненты нормативной ситуации: внешние параметры ситуации и правила действия, закрепленные за ними (Веракса Н.Е., 2000). Причем эти параметры в рамках одной ситуации могут изменяться. Внешность ситуации может усложняться или упрощаться, так же как количество правил увеличиваться или уменьшаться. Возможность изменения ко...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.