На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая 151КР Профилактическая работа с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 26.10.2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


151 КР Профилактическая работа с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактической работы с подростками девиантного поведения 6
1.1 Содержание понятия «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности проявления девиации в подростковом возрасте 12
1.3 Условия организации профилактической работы с подростками с девиантным поведением 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей организации профилактической работы с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитционного центра для несовершеннолетних 24
2.1 Анализ проблемы девиантности в условиях социально-реабилитационного центра 24
2.2 Программа профилактической работы с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра 35
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Введение

Девиантное поведение как феномен является предметом исследования различных наук. Задачи профилактики девиантного поведения стоят перед различными социальными институтами, в том числе и перед общеобразовательной школой. Разработка эффективных стратегий предупреждения девиантного поведения — одна из ключевых задач по удовлетворению социального заказа, стоящего перед системой образования.
В психологическом словаре «девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся представлениям о поведении». Подобные определения имеют в своем основании общественные отношения индивида с группой людей, поэтому являются социологическими.
Для организации педагогического процесса профилактики девиантного поведения необходимо сместить акценты в область главного регулятора человеческого поведения — психики. Если мы задаемся вопросом, почему у данного индивида возникли отклонения в поведении, то это будет в первую очередь вопрос социологии, медицины, экономики, социального окружения, особенностей семейного и иного воспитания и прочего. Если же мы ищем ответ на вопрос: «Почему индивид как личность выбирает отклоняющийся тип поведения?», мы перемещаемся в область психологии.
Стратегия всеобъемлющей (тотальной) профилактики девиантного поведения предполагает полное недопущение всех видов девиантного поведения за счет устранения причин, их вызывающих. Об актуальности данных причин говорит статистика: 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; 68 % мужчин и 31 % женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на учете как хронические алкоголики состояли 12 % совершивших самоубийство мужчин и 20,2 % всех, покушавшихся на свою жизнь. Среди форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.
Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.
Для организации всеобъемлющей профилактики необходимо, во-первых, предугадать все возможные отклонения; во-вторых, выявить и теоретически обосновать условия жизни и психического развития, исключающие зарождение любых видов девиаций; в-третьих, реализовать условия жизни и психического развития, исключающие появление любого вида девиантного поведения.
Если принять за основу, что девиантное поведение возникает из-за неблагоприятных социальных условий (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.), то изменение этих условий потребует обязательного решения вопроса социально неблагополучных семей и семей, живущих за чертой бедности. Государство пока не может решить данную проблему.
Такой взгляд на мир и человека как равноправных субъектов раскрывается во многих современных философских и научных концепциях: антропокосмизм (В. Н. Сагатовский), синергетика (И. Пригожий, Г. Хакен), философия диалога (М. М. Бахтин, В. С. Библер). С. Г. Вершловским, В. Г. Воронцовой, В. В. Горшковой, И. П. Ивановым, И. А. Колесниковой, Н. И. Элиасберг применительно к обычным (нормальным) детям выдвигается принцип субъект-субъектных отношений в педагогической теории и практике.
Данные противоречия обусловили тему исследования «Профилактическая работа с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу профилактики с подростками девиантного поведения в условиях социально0-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: условия организации психолого-педагогической пофилактики девиантного поведения подростков.
Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме работы.
2. Выявить сущность девиантного поведения, особенности формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть основные средства профилактики девиантного поведения.
4. Разработать программу профилактики девиантного поведения.
Методы исследования носили комплексный характер: историко-теоретический анализ социологической, психологической, педагогической, философской, литературы по проблеме исследования, обобщение материалов, систематизация данных, анкетирование, моделирование..

Глава 1. Теоретические аспекты профилактической работы с подростками девиантного поведения

1.1 Содержание понятия «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе

Организация системы ранней профилактики девиантного поведения подростков предполагает комплексное осмысление понятия «девиантное поведение».
Исследование теоретических источников и накопленного опыта профилактики девиантного поведения подростков позволяет определить содержание девиантного поведения и выработать научно-педагогическую концепцию, являющуюся теоретической основой комплексного и системного подходов в организации профилактики девиантного поведения, включая психолого-педагогическую методику его выявления, технологию и системообразующие направления совершенствования профилактики. Девиантное поведение в кратком словаре современных понятий и терминов определяется как отклонение от нормы поведения, развития. Девиантное поведение - это поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения [25].
Под делинквентным поведением А.Е. Личко (1985) подразумевает мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег и т.д. [28].
Однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что понятие «делинквентное поведение» должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков, таких, например, как кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, убийство. По мнению ученого, расширение границ термина «делинквентное поведение» приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками.
В классификациях, используемых за рубежом, понятие «делинквентность» применяется для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей. [15]
Проведенный анализ научных трудов отечественных исследователей показывает, что в современных условиях термин «девиантное поведение», используемый педагогикой, психиатрией и медициной, стал приобретать множество новых оттенков. Так, например, появилось понятие «патологические варианты девиантного поведения». Причем для одних - это такие формы девиантности, как суицид, преступность, различные формы наркотизма, сексуальные девиации, к которым относят и проституцию, для других - девиантное поведение при психических расстройствах; для третьих - поведенческие девиации, достигающие по силе и тяжести патологического уровня. Не более определенно и мнение ученых о соотнесении девиантного и делинквентного поведения, асоциального и антисоциального, поведенческой, социальной и психологической дезадаптации.
С.А. Беличева считает, что отклоняющееся поведение, являясь результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте [5].
Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.).
К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно прежде всего отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и прежде всего кризис подросткового возраста. Как известно, в подростковом возрасте пережинается как бы глобальный психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным развитием костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем, «эндокринной бурей», сопровождающей половое созревание, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению, вызванным процессом активного формирования самооценки и самосознания, автономизацией от взрослых и конфликтностью со взрослыми, повышенным интересом к вопросам пола и т.д. [6].
Все это делает подростковый возраст весьма трудным как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к различным, и, как правило, временным проявлениям дезадаптации.
Временные формы психосоциальной дезадаптации могут быть также вызваны различными конфликтными ситуациями в общеобразовательной школе, дома, со сверстниками, на улице, в общественных местах (на дискотеках, в кино) и т.д.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок.[17]
Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аутоагрессивное поведение направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид.
Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Ряд исследователей, вслед за Э.Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.
П.П. Блонский считал, что «трудный ученик - это такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной... и с которым учителю трудно, тягостно заниматься» [7]. Здесь ярко выражен дидактический подход. В.Н. Мясищев указывал, что трудновоспитуемость - результат комплекса социальных и биологических факторов, среди которых выделяются:
социально-педагогические (асоциальная или педагогически
неблагополучная среда, формирующая социально-отрицательные
установки, навыки недисциплинированности, хулиганства и т.п.);
нарушения психического здоровья, нервно-психические слабости, проявляющиеся в возбуждении, неустойчивости и т.п.;
комбинация неблагоприятных социально-педагогических и
медицинских факторов.
Известен ряд оснований классификации трудновоспитуемости:
по причинам появления трудных детей;
по признакам трудновоспитуемости;
по характерологическим признакам личности;
по типу учреждения, где находятся трудновоспитуемые.
В тридцатые годы намечается и формируется новый педологический подход к определению трудновоспитуемости, ее причин и способов проявления. Однако в этот период еще не были преодолены биологизаторские концепции. Спустя некоторое время, педология как наука была упразднена и интерес к данной проблеме снизился. Вновь возвращаются к проблеме трудновоспитуемости в 1950-е годы. Организуется и проводится ряд научно-практических конференций по этой проблеме.
Главная особенность этого этапа - комплексный подход к исследованию проблемы трудновоспитуемости с позиций социальной психологии, педагогики, психиатрии, социологии и других наук. Трудновоспитуемость рассматривается на фоне развития и углубления отклоняющегося поведения. Так, М.А. Алемаскин считал, что трудновоспитуемость - первая ступень отклоняющегося поведения. При дальнейшем развитии педагогической запущенности детям свойственны систематические нарушения дисциплины и норм морали, то есть проступки (прогулы, драки, курение, алкоголизация), постоянное проявление ряда отрицательных качеств (грубость, лень, лживость, нечестность, жестокость). Обе эти группы воспитываются без изоляции от общества. Те же из них, кто совершает правонарушения, ставятся на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.